Задание а8. Материал по русскому языку "Задания А8 и А9 ЕГЭ"

Часто в задании 8 ошибки бывают связаны не с написанием гласной в корне, а с выбором самого слова. Главное, надо определить: чередующаяся гласная в корне или безударная, проверяемая и не проверяемая ударением.

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..рховье

орнам..нт

те..ретический

к..снулся

п..норама

Задание 8 начинает блок заданий, в которых проверяются ваши знания по орфографии. В данном случае – ваше умение проверять безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, а также знание некоторого количества словарных слов c безударной гласной.

Безударные гласные проверяются ударением (знаменитая орфограмма №1): умАлять (мАло) значение, умОлять (мОлит) о пощаде.

Корни, в которых происходит чередование, надо выучить наизусть вместе со способом их проверки.

Внимание! Как бы ни была сформулирована задача в задании 8, начинайте с определения слов, где происходит чередование в корне. Останутся слова с безударными гласными, к которым, если задание этого требует, подбирайте проверочные слова.

Корни с чередующимися гласными запоминаем группами.

  1. В этих корнях правописание зависит от ударения. Запоминайте безударный вариант:-ГОР- гор елый, загор еть (-ГАР- под ударением загар )

    -ЗАР - зар ница, зар я (-ЗОР- под ударением зорька ) Исключение: зоревать

    -КЛОН - преклон ение, склон иться (под ударением –КЛАН-КЛОН)

    -ТВОР - притвор иться, столпотвор ение (под ударением –ТВАР-ТВОР) Исключение: утварь

  2. Запоминаем, как выглядят следующие корни:-ЛАГ – ЛОЖ- полаг ать – полож ение Исключение: пОлог

    -РАСТ – РАЩ – РОС- раст ение, выращ енный, подрос ла

    Исключение:росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток, где О под ударением. На вырост – приставка вы оттянула на себя ударение.)

    -СКАК – СКОЧ - скак ать – вскоч ить

    Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный

    -НИМ – НЯ- сним ать - сня ть

    -ЖИМ – ЖА- сжим ать - сжа ть

    -ЧИН – ЧА- начин ать – нача ть

    -КЛИН – КЛЯ- проклин ать - проклят ие

    -НИМ – НЯ- поним ать – поня ть

    примин ать - примя ть

  3. Корни, в которых чередующаяся гласная зависит от суффикса А :-БЕР – БИРА- убер у - убир аю

    -ДЕР – ДИРА- удер ет - удир аю

    -ПЕР – ПИРА- запер - запир ать

    -ТЕР – ТИРА- вытер - протир ать

    -МЕР – МИРА- замер еть - замир ать

    -СТЕЛ – СТИЛА- постел ить - застил ать

    -БЛЕСТ – БЛИСТА- заблест еть - блист ательные

    -ЖЕГ – ЖИГА- выжег - прижиг ать

    -ЧЕТ – ЧИТА- вычет ы - вычит ание

    Исключение: сочетать, сочетание

    -КОС – КАСА- кос нулся – кас ался

  4. Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от смысла слова -МАК – МОК- мак ать, обмак нуть («погрузить в жидкость»)

    промоч ить, вымок нуть («набрать влагу, стать мокрым»)

    -РАВН – РОВН- уравн ение, сравн ить («одинаковый, равный»)

    заровн ять яму, разровн ять грядку («сделать ровной поверхность»)

    -ПЛОВ - ПЛАВ - «О» только в словах плов ец, плов чиха

    «А» в остальных словах поплав ок, жук-плав унец и др.

    (Но: плыв уны – слои почвы)

Проверяя корни с безударными гласными, помним:

    1. Нельзя проверять безударную гласную с помощью глагола с суффиксом -ИВА-ЫВА - (Пример: спрОсить – спрАшивать, опОздать – опАздывать).
    2. В корне может произойти чередование согласных, слова при этом все равно остаются однокоренными: мерц ающий –мерк нет, просвещ ение – свет.
    3. Не подбирайте слова только по созвучию: вИнегрет – вИнный, огрОмный, грОмадный – грОм . Такой способ годится для запоминания правописания. Но слова вИнегрет, огрОмный, грОмадный словарные, гласные в этих корнях непроверяемые. Слова стАдион и стАдия не являются однокоренными (их связывает глубокое прошлое, а мы можем искать проверочные слова только в современном русском языке), следовательно, стАдион – словарное слово.
    4. Слова аква рель, моно графия, хроно логия непроверяемые (в русском языке нет слов аква, моно, хроно и т. п.).
    5. Различайте омонимичные корни: примир ять (мир ный) врагов; пример ять (пример ка) платье. В этих корнях гласные безударные. Корень с чередованием -МЕР – МИРА- имеет другое значение: замер - замирать .

В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).

  1. Нельзя в качестве проверки использовать искусственно созданное слово: экстрЕмальный (экстрим – слово молодежного сленга).
  2. В слове пАлисадник нет иноязычного ПОЛИ, как в словах поликлиника, полифония.
  3. ИнтЕллЕкт интЕллИ генту необходим, но корни этих слов различаются.

Выполним задание :

Слово с чередующейся гласной – коснулся (-КОС- потому что после корня нет суффикса А).

Задание уже выполнено! Но давайте проверим и другие слова: верховье – верх; теоретический – теория. Орнамент, панорама – непроверяемые, словарные слова.

Проверьте свою готовность к заданиям ЕГЭ по русскому языку.
Выполните тесты и сверьтесь с ответами внизу статьи.

Задание 1

(1)В последнее время все чаще и чаще появляются публикации, где аргументированно утверждается, что Земля - живое существо. (2)...

(3) Как было известно ранее, разным авариям и катастрофам часто предшествовал мощный разрушительный процесс, который охватывал атмосферу, земную кору, гидросферу - словом, все среды, а также поля - гравитационное, акустическое, гелиевое и т.д. (4)Он распространяется не только на природные системы, но и на все то, что создано техническими средствами. (5)Разрушительная энергия выплескивалась наружу в виде катастрофы или стихийного бедствия. (6)Это было похоже на болезнь, которая незаметно охватывает весь организм человека, но становится явной, проявляясь в виде язвы или нарыва в самом слабом месте.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть вторым в этом тексте?

1) Ученые попытались отследить, в какой момент и почему зарождается этот разрушительный процесс.

2) Оказалось, что его катализатором нередко является всплеск негативных эмоций среди больших масс людей, от которого разрушительный процесс начинает волнами распространяться на все вокруг.

3) К таким выводам пришла группа ученых, особо подчеркивающих прямую связь социальных катаклизмов со стихийными бедствиями и катастрофами на Земле.

4) Однако «ответная реакция» Земли во многих случаях не была похожа на механическое действие, а в значительно большей степени напоминала поступок разумного существа.

А8. Какое место в этом тексте должно занимать пропущенное предложение?

Ученые давно отслеживали подобные закономерности.

Задание 2

(1)Судьбу динозавров предопределило крупное столкновение, произошедшее в космосе 160 миллионов лет назад, считают ученые. (2)По мнению американских и чешских ученых, опубликовавших результаты своего исследования в журнале Nature, после столкновения астероидов образовалось множество обломков, которые начали кружить по Солнечной системе. (3)... (4)Другие осколки попали на Луну, Венеру и Марс. (5)... этим ученые объясняют возникновение некоторых из кратеров на этих планетах. (6) Исследование проводилось при помощи компьютерного моделирования. (7) По мнению ученых, существует прямая связь между этим столкновением, вызванным им астероидным дождем и мощным ударом, который произошел 65 миллионов лет назад и, как полагают, привел к гибели динозавров.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть третьим в этом тексте?

1) Позднее один из таких осколков в виде огромного метеора рухнул на Землю, что и привело к гибели гигантских животных.

2) Динозавры исчезали в течение многих лет.

3) Это столкновение стало причиной многих земных катаклизмов, о которых до сих пор не утихают споры.

4) Солнечная система таит в себе великое множество неразгаданных тайн, одна из которых - столкновение астероидов.

А8. Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении?

3) Конечно

Задание 3

1) Антарктика - крупнейший материк со своеобразными природными условиями.

2) Антарктика давно привлекала внимание ученых-микробиологов всего мира.

3) Фауна Антарктики не так бедна, как может показаться обывателю.

4) Изо льда Антарктики извлечена бактерия возрастом 8 миллионов лет.

А8. Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в четвертом предложении?

4) Несомненно

Задание 4

(1)Мировой конкурс по выявлению семи величайших творений рук человеческих стартовал в 2005 году. (2)Инициатива принадлежала швейцарскому бизнесмену Бернарду Веберу, который создал компанию с названием «Семь новых чудес света» и привлек к проекту группу международных экспертов. (3)... несомненного исторического значения этой акции, она грозит стать самым крупным голосованием в истории Интернета. (4) На конкурс было прислано больше 200 заявок от городов, исторических центров, смотрителей памятников архитектуры, но право за борьбу в конкурсе получил всего 21 кандидат. (5)Семерка самых сильных претендентов выглядит так: дворец Тадж-Махал, нью-йоркская статуя Свободы, Эйфелева башня в Париже, древний город Петра в Иордании, римский Колизей, собор Василия Блаженного и Великая китайская стена. (6) Пока голосующие предпочитают всем остальным Великую китайскую стену, хотя соперники, не попавшие в основной список, не менее сильны и значимы - например, британский Стоунхендж, фигуры с острова Пасхи или статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро.

А7. Какое место в этом тексте должно занимать пропущенное предложение?

По прогнозам специалистов, за новую семерку чудес проголосует не менее 19 миллионов человек.

А8. Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

1) Вопреки

2) Благодаря

3) Согласно

Задание 5

(1)... (2)Одно из самых опасных космических тел под названием Апофис два раза в год пересекает орбиту Земли и однажды может столкнуться с ее поверхностью. (3)Не исключено, что астероид снесет несколько геостационарных телекоммуникационных спутников, что повлечет за собой исчезновение в некоторых районах телекартинки и Интернета, отсутствие спутниковой и навигационной связи. (4)Более того, в 2029 году из-за гравитационного поля Земли Апофис может отклониться от обычной траектории. (5)С каждым годом это отклонение будет усугубляться, и еще через семь лет, по расчетам специалистов Международного астрономического союза, астероид, возможно, столкнется с Землей. (б)Масштабы такого катаклизма трудно представить.(7) Если Апофис упадет в Мировой океан, то поднимется цунами с высотой волны семнадцать метров. (8)... (9)Реальность угрозы столкновения в 2036 году столь велика, что уже сейчас специалисты ищут способы избежать катастрофы.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Наша планета угрожает столкновением многим космическим телам.

2) Нашей планете, по мнению ученых, ничего не угрожает.

3) Нашей планете угрожают почти пять тысяч астероидов.

4) Вокруг нашей планеты летают десятки космических кораблей.

А8. Какое из приведенных ниже предложений должно быть восьмым в этом тексте?

1) Но врежется в сушу - произойдет взрыв в сто раз сильнее, чем при падении атомной бомбы в Хиросиме и останется кратер диаметром четыре километра.

2) Как врежется в сушу - произойдет взрыв в сто раз сильнее, чем при падении атомной бомбы в Хиросиме и останется кратер диаметром четыре километра.

3) Если врежется в сушу - произойдет взрыв в сто раз сильнее, чем при падении атомной бомбы в Хиросиме и останется кратер диаметром четыре километра.

4) Только врежется в сушу - произойдет взрыв в сто раз сильнее, чем при падении атомной бомбы в Хиросиме и останется кратер диаметром четыре километра.

Задание 6

(1)Геродот, написавший о семи чудесах света, побывал в Вавилоне. (2)... (3)Случилось это за четыре с половиной века до нашей эры. (4)Хотя Геродот и не включил башню в число чудес, но оставил ее краткое описание: башня возвьпнается над городом, она восьмиэтажная, и каждый этаж меньше предыдущего. (5)Именно поэтому художники, знакомые с описанием Геродота, старались сделать в башне восемь этажей. (б)Геродот писал, что видел башню неповрежденной. (7)Когда через несколько десятков лет в Вавилон вошел со своими войсками Александр Македонский, он обнаружил, что башня разрушается... и приказал снести развалины. (8)Нет, он не хотел уничтожать башню. (9).... Александр Македонский решил восстановить ее, сделать центром своей новой столицы, где должно было найтись место всем великим богам Востока, но масштаб работ испугал даже его: потребовалось бы десять тысяч рабочих, чтобы расчистить площадку, и трудиться им пришлось бы два месяца.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть вторым в этом тексте?

1) Вавилон - древний библейский город, о котором ходило немало слухов.

2) Эту башню разрушили сами строители, вдруг переставшие понимать друг друга.

3) Вавилон был городом, приютившим много мастеровых людей.

4) Больше того, он видел легендарную и вроде бы вовсе не существовавшую Вавилонскую башню.

А8. Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в девятом предложении?

ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 8

Безударные гласные корня В задании вам надо проверить 5 слов с пропущенными буквами для ответа на вопрос: в каком слове пропущена безударная проверямая, непроверяемая или чередующаяся гласная корня. а ещё надо эту гласную вставить.

Безударная проверяемая гласная.

Чтобы доказать проверяемость гласного в корне, подбирайте слова, где он под ударением (а для этого просто тяните его, может, какое слово и подберётся).

Поберите проверочные слова к орфограмме: к…робка, б…льшой, в…дитель, т…лпа, д…лить.

Но будьте осторожны: подбираемые вами слова должны быть сходны по значению с исходным (к слову «седой» подбирать слово «сидя», а к слову «лепить» - «липа»). И ещё: не проверяйте орфограмму жаргонной лексикой, сильно устаревшей или ещё не вошедшей в официальный словарный состав русского языка. Жаргон может только свести вас к ошибке, ибо он не поддаётся норме («Никита» не проверяется словом «Некит», а «Петербург» - «Питер»). Неофициальная лексика может не совпасть с ответами к заданию (например, слово «блондин» в пособиях по ЕГЭ считается с непроверямой гласной в корне, хотя многие девушки проверяют его словом «блонд»). С устаревшей лексикой дела обстоят так же, потому что теряется связь между корнями в современном языке (например, нельзя слово «мешок» проверять исходным «мех»: у них потерялась связующая нить).

Безударная непроверяемая гласная.

Здесь вы снова действуете методом подбора. Но у вас не должно это получиться. Часто причиной этого является отсутствие однокоренных слов (например, когда слово пришло из другого языка и плохо обжилось ещё в русском).

Попробуйте подобрать проверочные слова: с…крет, л…боратория, м…нистр, г…ризонт.

Не получается. Потому что они заимствованы из языков с постоянным закреплённым на одном слоге ударением. А чтобы оно поменяло место, слово должно обзавестись целым гнездом русских «родственников», то есть однокоренных слов.

Безударная чередующаяся гласная.

Есть ряд корней, в которых бесполезно проверять гласную ударением. Потому что она меняется: в одном слове это «а», в другом слове с таким же корнем - «о». Более того, проверять гласную таким способом будет опасно: «загореть» так и хочется проверить словом «загар». Что приводит к ошибке. Потому так важно знать эти корни в лицо. Чтобы не вносить ВСЕ эти слова в список словарных, обнаружили закономерности и разделили на 4 группы. Вот эти группы и корни вам и надо запомнить наизусть! И запомнить вместе со значением.

1). Выбор гласной зависит от УДАРЕНИЯ:
Без ударения О:
-гор-,-гар- (в знач. гореть); загар - загорелый.Искл-выгарки,пригарь
-клон-, -клан- (в знач. склонить);
склониться - кланяться, поклон - наклониться.
-твор-, -твар- (в знач. творить) ;
тварь - творчество, творить.Искл-утварь
Без ударения А:
-зор-, -зар- (в знач. заря) ;
зарево, зарница, озарять - зорька.Искл-зоревать
-плов-, -плав- (в знач. плыть).
плавать, плавучий.
Исключения: плОвец, плОвчиха

2). Выбор гласной зависит от КОНЦА КОРНЯ:
-скак-, -скоч- (в знач. скакать); скакать - подскочить. Искл- скАчок
-раст-, -ращ-, -рос- (в знач. расти).
ИСКЛЮЧЕНИЯ: РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, отрАсль

3) Выбор гласной зависит от СУФФИКСА ПОСЛЕ КОРНЯ:
-лож-, -лагА- (в знач. положить); предлагать - предложить
-кОс-, -касА- (в знач. касаться);
коснуться - касаться.
-бер-, -бирА- (в знач. собирать);выбирать-соберу
-дер-, -дирА- (в знач. обдирать);задирать-передерет
-блест-, -блистА- (в знач. блистать);блистательный-блещет
-тер-, -тирА- (в знач. протирать);стирать-стерет
-пер-, -пирА- (в знач. запирать);запирать-запрет
-мер-, -мирА- (в знач. замирать) ;замирать-замереть
-стел-, -стилА- (в знач. застилать);застилать-застелить
-жег-, -жигА- (в знач. поджигать);поджигать-выжечь
-чет-, -читА- (в знач. считать);считать-вычет
- - , -имА- (например, понимать - понять);
- -, -инА- (например, пожинать -пожать).
пожать - пожимать, понять - понимать, начать - начинать, примять - приминать. В производных формах сохраняется им, если даже не следует суффикс -а-, например: подниму, сниму, подними, сними.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта

4) Выбор гласной зависит от ЗНАЧЕНИЯ корня:
-равн- , -ровн-; Корень -равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: сравнить, поравняться; корень -ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник). Например: подровнять траву (сделать ровной), уравнять в правах (т.е. права сделать равными).
-мак- , -мок- , -моч- Корень -мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать кисть в краску; корень -мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость»: туфли промокли, вымокнуть под дождем, непромокаемый плащ.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение.

5)Еще одну деталь надо помнить, что у нас много корней-омонимов: двойников, которые так и норовят всё напутать. Например, мер-мир будет чередоваться при каком значении? Правильно, только «замереть-замирать» и подобных. Корень -мер- в значении «измерять» будет проверяемым ударением (мЕра), как и корень -мир- в значении «мирить» (мИрный). Или возьмём, гар-гор. Чередующийся корень лишь в значении «гореть». Но у него есть омонимы. Допустим, «горы». В них же никогда не пишется «а» (горный, гористый, горнолыжный).

6)Гласные О - Е (Ё) после шипящих

После шипящих под ударением в корне пишется е (е), если в родственных словах или в другой форме того же слова бывает чередование ё с е: жёлтый - желтеть, шёлк - шелка, печёнка - печень, щёлка - щель.

В словах жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофёр, шорты, шорох, шомпол, чопорный, крыжовник, мажор, обжора, шов, шок, шорох, чащоба, шорох и др. в корне после шипящих пишется о в соответствии с произношением.
Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг.

7)Гласные после буквы Ц

Согласный звук ц в русском языке всегда твердый, поэтому после него звучит и пишется а (не я), у (не ю), и только в иноязычных фамилиях и географических названиях иногда встречаются отступления от этого правила: Коцюбинский, Цюрих.
Однако по традиции после ц принято писать е (не э), хотя после твердого согласного слышится [э]: цель.
Гласная и после ц пишется в корне: цирк, циновка, цилиндр и др.
Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

Последнее. Видел такое в пособиях: иногда пропускают гласную не корня, а приставки или суффикса. В этом случае слово не подойдёт под классификцию «безударная гласная корня».

Посмотрим на само задание из КИМа. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..рховье
орнам..нт
отб..рает
к..снулся
выр..стающий