Презентация особенности логопедической работы при нарушениях речи. Презентация на тему "нарушения речи"

В массовых школах дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи.

Кроме коррекции речи с детьми с ТНР необходимо занимаются развитием высших психических функций: памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучению грамоте и математике. Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункте направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости.

Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелом положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умствен-ного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

Мною предлагаются основные методы и приемы логопедии. Направление работы строятся на комплексности, систематичности и индивидуальном подходе к каждому ребенку с ТНР.

«Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства» - 1. Гражданско-правовая 2. Административная 3. Уголовная. Административные разбирательства. Отсутствие в протоколе по делу об административном правонарушении по ст.ст. 14.9, 14.31,14.31.1 – 14.33 КоАП РФ, информации, содержащейся в решении Комиссии, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении при наличии ссылки на данное решение (с приложением к протоколу) и обоснования вины.

«Нарушение поведения у детей» - Попробуйте заменить слово «НЕТ». Избегание неудач. Попробуйте сосредоточится на чем-то одном! «Предупреждение нарушений в поведении ребенка». Необоснованные ожидания родителей и учителей. Я разгадал(а) причину плохого поведения ребенка. Правильно проявлять внимание к ребенку! Я, уверен(а),что я не заставляю моего ребенка страдать.

«Речь 1 класс урок» - Желаем скорее стать здоровой! Мы скучаем и ждем тебя! Как пишут письма и телеграммы? Учитель: Ребята! Мониторинг успешности. Обеспечить становление умения достаточно свободно выражать свои мысли и чувства. Тема урока: «О нашей речи». В каком порядке? Стартовая диагностика. Цели: Познакомить с жанром письма Закрепить основные орфографические, речевые умения.

«Нарушение речи» - Большое количество орфографических ошибок. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. РЕЖЕ ПРИ ФФНР. Слитное написание предлогов. Вместе с ребенком изготовьте из пластилина колбаски примерно одинаковой толщины и длины.

«Части речи 2 класс» - Укус сущ. Лишние прил. Узнать гл. Отлов сущ.. Опасности сущ. Набор сущ. Жадный прил. Долгая прил. Смешу гл. Обошли гл. Оконных прил. Учителю сущ. Высь сущ. Ленивый прил. Жалеем гл. Ходьба сущ. Марш сущ. Водяная прил. Озеро сущ. Ручки сущ. Назвал гл. Новым прил. Надрез сущ. Юбка сущ. Напугать гл. Успокоим гл.

«Дети с нарушением слуха» - Факторы, влияющие на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха: Циолковский первым разработал модель ракеты, способной полететь в космос. С 2-летнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Особенности развития мышления и речи слабослышащих детей.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Дети с нарушениями речи

Исполнители: Бирюкова В., Иванова С., студентки 3 КП группы. Руководитель: Митрофанова С.В., преподаватель педагогических дисциплин


Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.


Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят.


  • Процесс адаптации протекает тяжело;
  • Преобладают страхи волнения;
  • Не умеют договариваться;
  • Заниженная самооценка;
  • Нерешительны;
  • Не способны к длительной игровой деятельности;
  • Упрямы;
  • Переход от импульсивного состояния к заторможенному;
  • Молчаливы;
  • Не стремятся к сотрудничеству;
  • Расстройство эмоционально-волевой и личностной сферы.

  • Обязательная работа с логопедом;
  • Создание и поддержка развивающего речевого пространства;
  • Соблюдение своевременного труда и отдыха;
  • Формирование адекватного отношения ребенка к речевому нарушению;
  • Стимулирование активности ребенка в исправлении речевых ошибок.

Подобные документы

    Характеристика грамматического строя детей с общим недоразвитием речи. Принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма. Выявление состояния письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на третьем году обучения.

    курсовая работа, добавлен 27.12.2010

    Общая характеристика развития детской речи и классификация ее функций. Психология формирования письменной речи и усвоения чтения у детей. История и современное состояние проблемы речевых расстройств. Специфические нарушения чтения – дислексия и дисграфия.

    курсовая работа, добавлен 08.04.2011

    Функциональный базис письменной речи. Определение и главные причины дисграфии, симптоматика нарушений. Методы обследования детей с данным диагнозом. Выявление состояния письма учащихся младших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    дипломная работа, добавлен 20.07.2014

    Место реализации речевых задач в системе дошкольного образования. Причины недоразвитости речи у дошкольников, методы формирования у них связной монологической речи в специальных учреждениях. Отработка различных интонационных нагрузок в процессе речи.

    реферат, добавлен 05.07.2009

    Механизм письменной речи и чтения. Понятие и причины дислексии и дисграфии. Особенности нарушения письма и чтения у детей, страдающих алалией, дизартрией, нарушением слуха, умственной отсталостью. Методы профилактики данных психических расстройств.

    контрольная работа, добавлен 14.03.2014

    Создание научного центра по разработке проблем дефектологии и комплексного изучения аномальных детей. Учреждение дифференцированной сети специальных школ и системы воспитания. Отбор детей с нарушениями речи и логопедическая помощь в их образовании.

    реферат, добавлен 16.02.2012

    Изучение речевого развития детей в норме. Особенности задержки развития и недоразвития речи. Клинико–педагогическая диагностика нарушений речи. Характеристика методов коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

    дипломная работа, добавлен 27.10.2017

    Понятие, свойства и виды внимания и пути его развития. Особенности внимания детей с нарушениями речи. Невнимательность ученика глазами психолога и педагога. Внимание и индивидуальный темп. Корреляционная зависимость внимания у детей с нарушениями речи.

    дипломная работа, добавлен 25.06.2011

    Зрительное восприятие, внимание и мышление у детей с нарушениями речи. Причины общего недоразвития речи (ОНР). Методы обучения, коррекции и воспитания детей с ОНР. Программа реабилитации и коррекции. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями.

    реферат, добавлен 20.05.2013

    Дизартрия как нарушение произносительной стороны речи. Классификация дизартрий по степени выраженности и локализации поражения. Работа по преодолению нарушений голоса. Исследование возможности узнавания адекватных вариантов перенапряжения голоса.

Слайд 2

  • Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации
  • Нарушение устной речи
  • Нарушение письменной речи
  • Психолого-педагогическая классификации
  • Заключение
  • Глоссайд
  • Слайд 3

    Классификация речевых нарушений

    На начальных этапах своего становления логопедия не располагала собственной классификацией и даже не ставила вопроса о необходимости ее разработки, так как находилась под большим влиянием успехов европейской медицины в области изучения речевых расстройств и опиралась на сложившиеся в ней к концу XIX- началу XXв. классификации. Современная классификация включает в себя: Клинико–педагогическую и Психолог –педагогическую классификацию

    Слайд 4

    Виды речевых нарушений

    • Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации (Хвайцев, Правдина, Рау)
    • Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно под­разделить на две большие группы взависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная
  • Слайд 5

    Нарушения устной речи

    Нарушение устной речи могут быть разделены на два типа:

    • фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи.
    • структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.
  • Слайд 6

    Расстройства фонационного оформления высказывания

    Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

    • Голосообразования
    • Темпо - ритмической организации высказывания
    • Интонационно-мелодической
    • Звукопроизносительной организации
  • Слайд 7

    • Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в любых комбинациях в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначений которых существуют традиционно закрепившиеся термины:
    • Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
    • Брадилалия (брадифразия) - патологически замедленный темп речи
    • вследствии замедленной реализации артикулярной речевой программы.
    • Тахилалия - патологически ускоренный темп речи в следствии ускоренной реализации речевой артикуляторной программы.
  • Слайд 8

    • Заикание (Логоневроз - боязнь речи) -нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
    • Дислалия - нарушение звуко произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
    • Ринолалия - нарушения тембра голоса и звуко произношения,обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевог аппарата.
    • Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
    • Анартрия - невозможность осуществлять звуковую реализацию речи.
  • Слайд 9

    Нарушения структурно-семантическогооформления высказывания

    • Нарушения структурно-семантического (внутренного) оформления высказывания представлены двумя видами речевых нарушений: алалией и афазией.
    • Алалия (дисфразия, афазия развития) - отсутствие или недоразвитие речи вследствие оргапоражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
    • Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
  • Слайд 10

    Нарушение письменной речи

    Подразделяются на 2 группы:

    1. При продуктивного вида отмечаются расстройства письма
    2. При нарушении рецептивной письменной деятельности - расстройства чтения.
  • Слайд 11

    Расстройства письма (продуктивного вида)

    • Дисграфия – нестойкость оптика - пространственного образа буквы, смещение, пропуск букв, искажения звука – слогового состава слова и структуры предложений.
    • Аграфия – несформированность письма в ходе обучения.
  • Слайд 12

    Расстройства чтения (рецептивного вида речи)

    1. Дислексия – частичное специфическое нарушение чтения.
    2. Аллексия– неспособность овладеть чтением в процессе обучение
  • Слайд 13

    Психолого – педагогическая классификация

    Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

    Слайд 14

    Психолого–педагогическая классификация подразделяется на 2 группы

    • Группа - Нарушение средств общения (ФФН и ОНР)
    • Фонетико – фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
    • При фонематических нарушениях следует развивать речевой и фонетический слух.
    • При фонетических нарушениях проводят работу по коррекции нарушений артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторике.
  • Слайд 15

    В зависимости от нарушаемых звуков различают:

    • Фонематические нарушение свистящих и не свистящих звуков - сигматизмы. Фонетические нарушение - параситизмы
    • Фонетические нарушения звуков л, л" .
    • Фонетические нарушение звуков р, р"- ротацизмы, пароротацизмы
    • Фонетическое нарушение звука й – йотацизмы, парайотацизмы
    • Дефекты смягчения – все звуки как мягкие
    • Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
    • Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушены все компоненты речи относящиеся к звуковой и смысловой стороне
  • Слайд 16

    Группа Нарушения в применении средств общения,куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

    Слайд 17

    Заключение

    В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения чтения и письма. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развития которых тесно связанно с речью.

    Слайд 18

    Глоссайд

    О.В. Правдина, «Логопедия» Москва 1937г 2) Л.С. Волкова, «Логопедия» Москва 1989 г. 3) М.Е. Хватцев, «Логопедия» Москва 1959 г.