Образовательная реформа 1864 года. Реформы Александра II – кратко

Два документа: Положение о начальных народных училищах 19 ноября 1864 г. и Уства гимназий и прогимназий 1864 г.

Схема № 2. Начальное образование.

Количество церковно-приходских школ – 50 – 80% от народных училищ. Бессословное, бесплатное, допускалось совместное обучение, но было не желательно.

Схема № 3. Среднее образование.


Обучение 7-летнее. Нагрузка определялась по 6 часов в день при 6 минимальной 6-дневной учебной недели. Обучение раздельное, в основном доя мужчин.

Реальная гимназия имела естественно-научный уклон 26 часов в неделю из 36. Ведущийие предметы – естествознание (математика, экон. полож. и т. д.).

В 1870 г. Положение о женских гимназиях.

При гимназиях или отделах (в уездных городах) образовывались 4-классные прогимназии, в которых имелся обязательно подготовительный класс.

С 1864 г. образование было бессословным, но сразу появились циркуляры, запрещающие принимать детей крестьянского состояния. Поначалу образование было бесплатным, с 1871 г. – платное.

Вводилось ограничение по вероисповеданию и национальности. По указу 1880 г. было запрещено принимать евреев.

Ограничение по приему выпускников гимназий окраин в вузы.

1) широкая сеть начального обучения;

2) формально средняя школа объявлялась бесплатной и бессословной;

3) впервые появилось женское образование;

4) элементы демократии внутри управления: инспекции и педсоветы утверждали учебные планы.

Предпосылки:

1. Школьная реформа 1964 г.

2. Глубокие изменения в отечественной исторической науке: Соловьев, Костомаров.

3. Мощное педагогическое движение 50 – 60-х гг. XIX в.: Пирогов, Кушинский, Толстой.

70-е гг. – система классицизма. По указу 1871 г. устанавливался единый тип мужской гимназии – классическая гимназия. В реальной гимназии 41% учебного времени греческий и латынь.

В 80-е гг. подорваны принципы бесплатного образования. Введена плата за обучение в гимназии.

Ограничения по национальному признаку (ограниченный прием евреев), и вероисповедальному признакам (православные). Классовые ограничения – Циркуляр 1887 г. «О кухаркиных детях».

Два изменения в методической мысли:

1. Начинают оформляться научно-методические знания;

2. В 70-е гг. методическое течение в исторической науке оформляется как неоднородное по своей методической базе.

Либеральное и демократическое направления.

Либеральное течение. С М. Соловьев.

Профессор, ректор МГУ имел широкую школьную практику. В 1860 г. преподавал в Александровском военном училище. Возглавлял экзаменационную комиссию МГУ по определению звания учителя. Занимался обсуждением учебных пособий и программ. Работал в педагогическом комитете, на педагогических курсах.



Цели либеральных историков:

1. От истории зависит политический склад будущих граждан.

2. Развитие умственных способностей.

Преимущество – политическая история, подробности внутренней жизни России.

Принципы обучения:

1) доступность, но без упрощения;

2) сохранение общего курса истории без отмены его рассмотрения отдельных отделов.

М. М. Стасюлевич предложил «реальный» метод преподавания истории. В 1862 г. «О формальном и реальном методе преподавания истории», написал также «История средних веков, её писатели и исследователи». СПб, 1863. Т. 1.

Отказ от использования школьного учебника в образе основного источника знаний, должен быть документ. Работа с документами – «реальный» метод преподавания.

Впервые подчеркивается связь между историей как наукой и историческими исследованиями.

Этот метод очень трудоемкий и требует больших затрат учебного времени. Работа с документами требует специальной документоведческой подготовки. Учителя ведут фрагментарные курсы. Потери исторических знаний более значительные, чем при работе с учебниками.

Демократическое (радикальное) направление.

Н. Г. Чернышевский. Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский.

Цели исторического образования:

1. История – важнейшее средство формирования человеческой личности и формирования интеллектуального её развития.

2. История помогает понять современность бороться с её недостатками.

Принципы обучения: изучение истории не должно быть беспристрастным. Оно всегда должно содержать выражение определенного взгляда. Необходимо обращаться к чувству учащихся.

В. Я, Шульгин. История средних веков. СПб, 1863/64 гг. Критика феодальных учреждений, критика этапов феодализма.

Появлении фундаментальных работ:

Гуревич. Опыт методики истории. Организовать сознательную работу с учебником. Наглядное использование карт, картин; изучение хронологии, как самостоятельного блока.

Метод письменные работы и повторения.

Школьная и университетская реформа 1863-1864 г.

История развития образования в России.

· Первые религиозные школы создавались на Руси только при монастырях. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие.

· К началу правления Петра I, в Европе уже существовало около 100 университетов, а в России два учебных заведения: Киевская Духовная академия и Московская славяно-греко-латинская академия.

· Петр I в условиях войны создал систему профессионального образования в форме военных училищ и заложил основы начального и профессионального светского и духовного обучения.

· В 1755 г. Был создан первый в России Московский университет. В университете было три факультета: юридический, философский и медицинский.

· По инициативе Екатерины II было создано 550 школ для обучения горожан и подготовки учителей.

· Александр I завершил создание системы многоуровневого образования в которую вошли: университеты, гимназии, уездные училища. Низшей ступенью образования являлись приходские училища. Впервые были созданы церковно-приходские школ, в которых могли учиться дети нижних сословий. Находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода.

· При Николаи I правительство стало широко проводить в жизнь сословный принцип в системе образования, что выражалось уже не только в создании закрытых учебных заведений, но и в недопущении преемственности обучения в общеобразовательной школе.

Причины проведения реформы образования в 1863-1864 г.

· Предоставление гражданских прав бывших крепостным крестьянам обусловило проведение земской и судебной реформы, в соответствии в которыми стране необходимо было большое количество работников судебной системы, земских врачей, агрономов, и других специалистов. Готовить их можно было из нижних слоев населения, так как дворян в России было меньше, чем нужно было специалистов.

Разработка реформы

· 4 декабря 1861 года Александр II учредил специальную комиссию, в состав которой вошли университетские профессора и попечители учебных округов. Она должна была разработать новый Устав российских университетов. Проект нового Устава был готов уже 5 января 1862 года.

· Реформа проведена министром народного просвещения графом Д.А. Толстым.

Система подготовки специалистов из нижних слоев населения. Изменения в основных звеньях народного образования.

· Для подготовки специалистов из детей низших сословийот платы освобождались дети малоимущих родителей (не более 10% от общего числа учеников). Особо отличившимся учащимся предусматривалась выдача единовременных пособий и стипендий .

· Начальные школы разделялись на церковно-приходские училища , содержание которых осуществлялось за счёт местных обществ, с возможностью пособий от частных лиц и казны, и народные училища , финансируемые частными лицами; церковно-приходские училища , существующие за счёт средств православной церкви, и сельские училища различных государственных ведомств; эти училища не отличались ничем, кроме порядка управления и финансирования; Допускалось введение платы за обучение, размер которой определялся теми, кто содержал училище. Определяющим условием для поступления в гимназию становилось имущественное положение, способность оплачивать обучение.

· По уставу 1864 года гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями: в число учащихся принимались мальчики всех сословий без различия звания их родителей и вероисповедания.

· Устав 1963 г. объявлял о создании трех типов средней школы с семилетним курсом обучения: классическая гимназия с двумя древними языками; классическая гимназия с латинским языком; реальная гимназия без древних языков. Учреждался новый тип неполного среднего образования - прогимназия с четырехлетним курсом обучения по программам классического или современного образования. Вносились также изменения в статус уездных училищ , которые предусматривалось преобразовать в прогимназии или двухлетние приходские начальные школы .

· Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную – в технические вузы.

· К важным школьным реформам 60-х гг. следует также отнести учреждение женских общеобразовательных всесословных училищ (с 1870 г. - женских гимназий). Окончившие женские гимназии не пользовались правом поступления в университет.

· Благодаря реформе университетам представилось больше самостоятельности в делах внутреннего управления, устав ввел выборность ректоров и профессоров университетов.

Положительный эффект реформы образования

· Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий;

· Появилась система женских гимназий;

· Менее чем за десятилетие после проведения реформ количество школ в России выросло почти до 20 тысяч, а число студентов в ВУЗах увеличилось в полтора раза. Уровень грамотности в народной среде существенно повысился. Количество врачей в земских губерниях с 1870 по 1910 год выросло в 5 раз

Общая характеристика школьных реформ 60-х годов. Под влиянием общественного движения 60-х годов царское правительство вынуждено было провести ряд реформ: крестьянскую (отмена крепостного права), судебную, воинскую, школьную, земскую.По характеристике В. И. Ленина, эти реформы по своему содержанию были буржуазными, но проводились стоящими у власти крепостниками. Поэтому на них лежала печать половинчатости, двойственности. Эти особенности присущи и школьным реформам 60-х годов, в частности реформе начальной и средней школы в 1864 году и реформе университетов в 1863 году. Подготовка к школьным реформам велась в течение восьми лет (начиная с 1856 года). Вырабатывались и перерабатывались несколько раз проекты реформ. В начале 60-х годов проекты реформ, в том числе школьных, были более либеральными, нежели последующие их варианты и законы, утвержденные в 1863-1864 годах.Характеризуя устав университетов, утвержденный в 1863 году, и пятикратную переработку проекта этого устава, Герцен писал: «Правительство делало, как иерусалимские паломники, слишком много нагрешившие, три шага вперед и два назад. Один все же оставался». Эти слова вполне применимы и к подготовке реформы начальной и средней школы.
«Положение о начальных народных училищах». 19 июля 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». По этому «Положению» цель начальных народных училищ определялась так: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» (§ 1). К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц (§ 2).В начальных школах преподавались закон божий, чтение «пo книгам гражданской и церковной печати», письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке. Продолжительность обучения в «Положении» не указана. Фактически она была в лучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в «Положении» и возраст учащихся.Принимались в народные училища дети всех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным, по усмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счет которых училища содержались. Обычно оно было бесплатным.Учителями начальных училищ по «Положению» 1864 года имели право быть церковники (священники, дьяконы и дьячки) или же светские лица. От духовных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ в том случае, если «получали на звание учителя или учительницы особое разрешение уездного училищного совета по представлении удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету известных» (§ 16).
Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинены министерству народного просвещения, однако для начальных училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находились в ведении синода.Для руководства учебно-воспитательной работой школ (кроме церковноприходских) на местах по «Положению» 1864 года учреждались уездные и губернские училищные советы. В состав уездного училищного совета входили: представитель от министерства народного просвещения (по назначению попечителя учебного округа, обычно учитель гимназии или смотритель уездного училища), представитель от министерства внутренних дел (по назначению губернатора, обычно исправник, т. е. начальник уездной полиции), представитель духовного ведомства (священник, по назначению архиерея), два представителя от уездного земства (выбирались на уездном земском собрании), представитель городского самоуправления. Председатель уездного училища совета избирался из числа членов совета.Уездный училищный совет руководил начальными школами, давал разрешения на открытие, перевод и закрытие этих школ, назначал и увольнял учителей. Губернский училищный совет (состоял из архиерея - председатель совета, губернатора, губернского директора училищ и двух представителей от губернского земства) рассматривал главным образом жалобы на постановления уездных советов данной губернии.
В «Положении о начальных народных училищах» видна двойственность школьной реформы, заключавшаяся в ее буржуазном характере и в сохранении прерогатив дореформенной системы образования. Новыми были замена крепостнически-сословной начальной школы школой бессословной, классовой, предоставление права открывать народные училища органам местного самоуправления (земствам, городам), обществам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин, учреждение коллегиальных органов руководства школами. Наряду с этими сохранялись церковноприходские школы. На первый план при определении цели народных училищ выдвигалось распространение религиозно-нравственных знаний. Церковники допускались к преподаванию без каких-либо удостоверений, тогда как светские лица - только по получении удостоверений о их подготовленности, нравственности и благонадежности.
Устав гимназий и прогимназий 1864 года. Проект устава гимназий несколько раз переделывался, обсуждался педагогической общественностью и, наконец, был утвержден 19 ноября 1864 года.
По этому уставу устанавливалось два типа гимназий: классическая - с преподаванием древних языков - латинского и греческого и реальная - без древних языков, обе с семилетним сроком обучения.
В реальных гимназиях в большем объеме по сравнению с классическими преподавалась математика (26 уроков во всех классах в неделю, в классических 22), естествознание (23 урока и 6 уроков), физика и космография (9 и 6 уроков), черчение (в реальных) ; в реальных гимназиях преподавались два новых языка, в классических лишь один из новых языков (французский или немецкий). Остальные предметы: русский язык, литература, история, география - имели во всех гимназиях одинаковое число уроков; русский язык в реальных гимназиях - на один урок больше. Продолжительность урока устанавливалась в 1 час 15 минут.Учебный план реальной гимназии отличался прогрессивными чертами и был более жизненным. К тому же больший объем знаний по математике, физике, естествознанию лучше соответствовал требованиям к поступающим на физико-математический и медицинский факультеты университета. Тем не менее право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классические гимназии. Они могли поступать во все высшие учебные заведения, тогда как окончившим реальные гимназии был открыт доступ только в технические и сельскохозяйственные.По уставу 1864 года гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями: в число учащихся принимались мальчики всех сословий без различия звания их родителей и вероисповедания. Отменялись телесные наказания учащихся. Были расширены функции и права педагогических советов гимназий. Директор гимназии не имел права отменять постановлений педагогического совета, а мог лишь обжаловать их попечителю учебного округа.Каждая гимназия обязана была иметь библиотеку из книг, допущенных для ученических и учительских библиотек средних учебных заведений, набор наглядных учебных пособий по естествознанию, географии, математике, рисованию и физический кабинет.Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствующие первым четырем классам гимназий, открывались чаще в небольших городах. Прежняя сословно-крепостническая гимназия преобразовывалась в буржуазно-классовую среднюю школу, но двойственность, половинчатость школьных реформ 60-х годов сильно сказались и на реформе гимназии. Требовалось, чтобы средняя школа давала более обширные знания по математике, физике, естествознанию, чем классическая гимназия, а также знание новых языков и современной литературы, умение чертить и разбирать чертежи. Такой именно и была реальная гимназия. Однако царское правительство предпочтение отдавало классической гимназии. Половина всех гимназий была сделана полуклассическими (с одним латинским языком), 25% гимназий были классическими (с латинским и греческим языками) и лишь 25% - реальными.В 1866 году министром народного просвещения был назначен реакционер граф Д. А. Толстой, который относился враждебно к реальным гимназиям, поскольку они способствовали распространению среди молодежи материалистического мировоззрения. Он стал усиленно насаждать в средней школе классицизм и вскоре превратил все гимназии в классические.Среднее женское образование. В начале 60-х годов был сделан шаг вперед и в отношении женского образования, хотя и этот вопрос был разрешен половинчато.
10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». По этому «Положению» женские училища могли быть двух разрядов. Училища первого разряда имели шестилетний срок обучения. В них преподавались закон божий, русский язык и словесность, арифметика и начала геометрии, география, история (всеобщая и русская), естествознание, физика, чистописание и рукоделие. К необязательным предметам были отнесены французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Женские училища второго разряда имели трехлетний курс обучения. В них преподавались закон божий, русский язык, география, русская история, арифметика, чистописание и рукоделие. Принимались в женские училища девочки всех сословий.
По сравнению с мужскими гимназиями женские училища первого разряда имели на один год меньшую продолжительность и значительно суженные программы обучения. Они, как это видно из формулировки «Положения о женских училищах», предназначались для подготовки женщины как жены и матери, но не ставили целью подготовить женщину к общественной деятельности. Число женских училищ было невелико. В 1870 году во всей России было всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В этом же году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии. Реформа высшей школы. В общественном движении 60-х годов большое участие приняли профессора и студенты. Уже в 1856 году начались студенческие волнения, на которые правительство отвечало репрессиями, вплоть до увольнения в 1861 году всех студентов С.-Петербургского университета. Но наряду с этим правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки. Началась разработка нового университетского устава. Проект его перерабатывался пять раз, и, наконец, 18 июня 1863 года устав был утвержден под давлением общественного движения.По этому наиболее прогрессивному из всех университетских уставов дореволюционной России университетам предоставлялась некоторая автономия: право выбора ученым советом университета ректора и проректора (на четырехлетний срок); избрание по конкурсу профессоров; советы факультетов выбирали деканов. Было увеличено число кафедр, предоставлена им возможность вести научную работу. Более чем в полтора раза увеличился состав преподавателей.Были реорганизованы, превращены в полноценные высшие учебные заведения существовавшие раньше институты: Петербургский технологический, Горный, Путей сообщения, Московское выcшее техническое училище, Петровско-Разумовская (ныне Тимирязевская) сельскохозяйственная академия; открыт Рижский политехнический институт.
Начало земской деятельности по народному образованию. В 1864 году былo утверждено «Положение о земских учреждениях», по которому в 34 губерниях Европейской России, населенных главным образом русскими и народами Поволжья, вводилось местное самоуправление - земства.Введение земства явилось, как отмечал В. И. Ленин, уступкой правительства обществу. Населению (в лице, однако, лишь владельцев недвижимого крупного имущества - помещикам, фабрикантам, домовладельцам, а также зажиточной части крестьянства) было предоставлено право ведать под контролем губернаторов местными хозяйственными и культурными делами: здравоохранением, народным образованием (содержанием начальных школ и поощрением среднего образования), устройством дорог, водеснабжением и т. п.В области народного образования царизм уделил земству скромную роль: участие в развитии народного образования «преимущественно в хозяйственном отношении», т. е. земство могло открывать (с разрешения уездного училищного совета) школы и содержать их в хозяйственном отношении (помещение, отопление, освещение, оборудование, снабжение дозволенными министерством народного просвещения учебниками и письменными принадлежностями, оплата учителя и пр.). Но земству запрещалось вмешиваться в учебно-воспитательную работу школы, которая находилась в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ, должность которых (по одной на губернию) была установлена в 1869 году.Ограничивалась роль земства и в другом отношении: оно могло содержать только начальные, но не средние школы. В отношении среднего образования земство имело право лишь «поощрения» выдачей субсидий средним учебным заведениям, установления стипендий учащимся средней школы.И все же земства большинства губерний за первые десять лет своего существования создали значительную сеть начальных сельских школ; было открыто около 10 000 земских школ. Передовые земства пытались организовать подготовку народных учителей в земских учительских школах, проводили курсы и съезды учителей, устраивали пришкольные библиотечки, которыми пользовались и окончившие школу.
Надо, однако, заметить, что земство принимало на себя лишь часть хозяйственных расходов по школам, а основные расходы (наем помещений для школ, постройка школьных зданий, отопление, освещение, оплата учителя, сторожа) несли сельские общества.Из всех типов начальной школы, существовавших в то время (земских, министерских, церковноприходских и др.), земские школы были лучшими. Образовательный уровень их учителей был выше, нежели учителей других начальных школ, они имели специальные здания, были лучше оборудованы учебными пособиями. Однако деятельность земств по народному образованию не выходила по своему существу за рамки буржуазного просветительства.

касались начальной, средней школ, университетов. «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержащиеся за счет казны, обществ, частных лиц. В начальной школе преподавались закон божий, письмо, чтение, арифметика. Преподавание велось на русском языке. Открыты для всех сословий, были бесплатными. Для руководства учебно-воспитательной работой школ учреждались уездные и губернские училищные советы. В составе: представитель от министерства народного просвещения, пред-ставитель от министерства внутренних дел, представитель духовного ведомства, два представителя от уездного ведомства, пред-ставитель городского самоуправления. Новое: предоставление права открывать народные училища органам местного самоуправ-ления (земствам, городам), общинам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин. Сохранились церковно- приходские школы.

Устав гимназий 1864 г.: 2 типа гимназий: классические (древние языки- латынь, греческий), реальные (без древних языков), 7-летнее обучение. В реальных гимназиях в большом объеме преподавались математика, естествознание, физика, черчение, 2 новых языка- немецкий и французский. Продолжительность урока- 1.15 час. Но право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классическую гимназию. Окончившим реальные гимназии был открыт доступ только в технические и с/х высшие учебные заведения. Гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями, отменялись телесные наказания. Прогимназии были неполными средними школами, имели 4 класса, соответствующие первым четырем классам гимназий, откры-вались чаще в небольших городах.

В 1860 г. «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения» Женские училища двух разрядов:

1) 6-летний срок обучения; закон божий, русский язык, арифметика, география, история, естествознание, физика, рукоделие;

2) 3-летнее обучение; закон божий, русский язык, русская история, арифметика, рукоделие.

Обучались девочки всех сословий. В 70 г. училища были преобразованы в женские гимназии и прогимназии. Университетам предоставлялась автономия: право выбора ученым советом университета ректора и проректора, избрание профессоров, советы факультетов, выборы деканов. Было увеличено число кафедр, в 1.5 раза увеличился состав преподавателей.

В 64 г. «Положение о земских учреждениях». Земства могли открывать школы и содержать их в хозяйственном отношении. Но земству запрещалось вмешиваться в учебно-воспитательную работу школ, которые находились в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ.

В отношении среднего образования земство имело право лишь выдавать субсидии средним учебным заведениям, устанавливать стипендии уч-ся средних школ.

В 71 г.- «Устав гимназий и прогимназий», все мужские гимназии были преобразованы в классические, реальные гимназии лишь видоизменены. Курс гимназий- 8 лет, латынь, греческий занимали в гимназиях 40% учебного времени. Физика изучалась в течение 3-х последних лет, химия не преподавалась. Реальные училища-6-7 лет обучения, профессиональный уклон в старших классах. 5-6 классы делились на отделения: основное (общее образование), коммерческое, а 7-й дополнительно имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое, общее образование.

Женские гимназии: 7 классов, 8-й –дополнительный, педагогический. Окончившие женскую гимназию не пользовались правом поступления в университет.

В 70-х царское правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. Вместо них создавались казенные учительские семинарии, в которых д.б. воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и преданности престолу.

Реформы в области народного образования (1863 - 1864)

За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создавались епархиальные училища, готовящие педагогов для начальных школ. В 1878 г. общественные активисты во главе с профессором Петербургского университета К.Н. Бестужевым-Рюминым добились открытия в столице Высших женских курсов, приравненных к университету. Такие же курсы были открыты в Москве под руководством профессора В.И. Герье. Было положено начало женскому медицинскому образованию. Реформа в образовательной сфере породила новый тип российского интеллигента: широко образованного, критически мыслящего, стремящегося к активной общественной и практической деятельности.

Цензурная реформа (1865)

Над первым проектом закона о цензуре работала комиссия под председательством кн. Д.А. Оболенского при Министерстве народного просвещения (А.В. Головнина), а второй проект составлен новой комиссией Д.А. Оболенского при МВД (П.А. Валуева). Закон был введен в действие 1 сентября 1865 г. В двух городах империи - Петербурге и Москве - частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы. Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них "вредного" направления, виновные (автор, издатель, переводчик или редактор) преследовались судом. Вводилась система административных взысканий - предостережения министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по высочайшему решению.