Какую роль играет в моей жизни учитель. Роль учителя в жизни человека – аргументы из литературы

Тюльменкова Анастасия Александровна,

соискатель Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

The role of the teacher in the life of man

Tyul’menkova A. A.

В данной статье речь пойдет о педагогах, преподавателях, воспитателях, наставниках и тренерах, т. е. о тех, кто по праву заслуживает носить благородный титул учителя. Статья посвящена описанию и раскрытию роли учителя в жизни человека, в формировании его личностных качеств, которые приобщают ученика к науке, удовлетворяют базисные потребности, радости открытий, собственные удачи и достижения.

Ключевые слова: учитель, профессия учитель, роль учителя.

In this article, we will focus on teachers, teachers, educators, mentors and trainers, i.e. those who rightfully deserves to wear the noble title of teachers. The article is devoted to the description and the disclosure of the teacher"s role in human life, in the formation of his personal qualities, which educate the student to science, meet basic needs, joy of discoveries own fortunes and achievements.

Keywords: teacher, profession teacher, role of the teacher.

Профессию учитель нельзя списать во времени. Испокон веков и до скончания времен учителя востребованы в любом обществе, ведь именно они формируют социальную среду, они готовят кузницу кадров, они адаптируют к жизни наше будущее поколении столетие за столетием.

Любой человек испытывает потребность в поиске знаний, в постижении мира, и, как следствие, потребность в следовании за наставником и учителем, взрослым и мудрым, который помогает разбираться в трудных вопросах жизни. В народе принято говорить: «Кто войдет в мир знания один, тот один оттуда и выйдет». Известно, что с самого рождения человек воспринимает окружающую действительность не на основе собственного опыта, которым он фактически не обладает в младенчестве, а под влиянием взрослых, обладающих престижем и компетентностью. И учитель фактически призван удовлетворять стремление человека к знанию, а так же максимально мотивировать его на этот путь.

В повседневности учителем принято считать не только того, кто обучил грамоте, счету, письму и чтению; по сути, любой человек, который научил другого какому угодно виду мастерства, по праву возвышенно называется учителем. Но если речь идет о профессиональных педагогах, преподавателях, воспитателях, наставниках и тренерах, то с уверенностью можно сказать, что достойно носить благородный титул учителя по праву заслуживает человек одаренный и талантливый.

Задача учителя суметь приобщить ученика к науке, удовлетворить базисные потребности, то есть организовать общие совместные с ним переживания красоты мысли, удивления, радости открытий, собственных удач и достижений. Только тот сможет этого добиться, кто смог сохранить в себе самом живую энергию ребенка и пронести ее сквозь рутину официального образования и трудности взрослого выживания. Дмитрий Иванович Писарев говорил: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель».

У каждого из нас был свой первый учитель, тот, который тем или иным способом повлиял на формирование нашей личности, на наш процесс совершенствования. И важно помнить при этом, что помимо общеобразовательного развития индивидуума, педагог берет на себя ответственность за его духовно-нравственное образование.

Главная функция учителя, скорее всего, именно в этом и заключается – в формировании духовного мира молодежи, в определении правил и убеждений общежития человечества в целом. Учитель с малолетства прививает понятия общечеловеческих ценностей, прав, эстетики и культуры, воспитывает правильные представления о мире, учит регулировать свое поведение в соответствии с этими представлениями, учит жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Немецкий педагог, живший в середине 1800 годах, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Особо надо отметить роль учителя в формировании отношения к самому себе, в формировании личной самооценки. И не смотря на то, что развитие человека происходит на протяжении всей жизни, основы социализации человека происходят именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Преподаватель должен мастерски проявлять рационализацию и сочувствие, уметь выравнивать культурно – образовательные возможности каждого ребенка индивидуально. А ведь это колоссальный труд.

Период начальной школы – это период интенсивного роста, укрепления организма, и развитие всех основных его функций. Именно в школе дети впервые попадают в различные конфликтные ситуации, и здесь авторитет педагога и его личный пример и позитивное воздействие помогают ребенку вовремя корректировать и преодолевать трудности общения со сверстниками, повышая тем самым статус ребенка.

Подростковый возраст для учебно – воспитательных процессов может быть более сложным для учителя. В таком возрасте у молодых людей возникает раннее чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по – своему. И здесь учителю очень важно суметь добиться у старшеклассников доверия и уважения, чтобы стать действительно их духовным наставником, помочь им разобраться в волнующих их вопросах, определить свое место в жизни.

Нельзя оставить без внимания отношение ученика к учителю, ведь если учесть ту огромную роль, которую педагог играет в жизни человека, то ученик должен оставаться на всю жизнь благодарным учителю.

Учитель в жизни человека, в его формировании выполняет огромную функцию. Это тот, кто содействует превращению ребенка в полноценную гармоничную личность. Профессия учителя, безусловно, трудная, ведь очень тяжело бывает разбудить в детях стремление работать над собой и воспитывать отзывчивость сердца.

Родители, доверяя свое чадо, как правило, малознакомому учителю в школе, должны максимально ответственно подойти к выбору первого преподавателя. Это ключевой, кардинально важный момент. По всей видимости, лучше даже познакомить ребенка с будущим учителем заранее, чтобы по возможности можно было определить, наладится ли между ними контакт, установится ли внутренняя связь, совпадает ли темперамент, потому как первое впечатление – самое важное, оно формирует последующее восприятие всего процесса обучения.

Первый учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: «…и душа, и одежда, и мысли…». Для формирования эстетического восприятия классная дама должна быть приятна на глаз, не как серый сухарь, в скучно коричнево – черном, и не как клоун на маскараде! В одежде все должно быть в меру: скромно и красиво. Ее голос должен приятно радовать слух, интонации не убаюкивать, а заинтересовывать. Поверьте, слушать писклявый голос, напоминающий комариный писк, не только бесполезно для усваивания материала, но и вредно для формирования слуха.

Необходимо преподавателю обладать такими качествами, как понимание, безусловная поддержка, любовь к ученикам, умение с мудростью рисковать в пикантные моменты, своевременная невозмутимость и, конечно же, творческий подход во всем! Не менее важным является уверенность в себе и профессионализм педагога, то есть его умение передавать знания, доносить их в понятной и легко усваиваемой форме, для этого надо любить свой предмет, как минимум. Наверное, учитель должен сам постоянно учиться, иначе как может научить детей человек, который не умеет этого делать сам?

Мы говорим об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой – то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности учитель – надежный фундамент для нашего будущего поколения. Как сегодня говорят молодые, open – minded: свободный, непредубежденный, открытый.

Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Литература

1. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы [текст]/ И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [текст] / Е. А. Климов. – М., 1996. – 420 с.

3. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [текст]. М.: Академия, 2004.

4. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей [текст]/ А. М. Новиков – М.: Эгвес, 2010.

5. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [текст]: учеб. пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.

6. Резапкина Г. В. Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики [текст] // Практика административной работы в школе. – 2006.

7. Роботова А. С., Шапашникова И. Г. Профессия учитель [текст]: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. – М.: Академия, 2005. – 365 с.

8. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.

9. Шингаев С. Психологический портрет педагога: взгляд с точки зрения социального здоровья [текст] // Психология обучения. – 2009. – № 10.

Педагогика как призвание

Вне всяких сомнений, Арсений Петрович Гай - очень талантливый педагог.

Складывается впечатление, что педагогика - дело всей жизни этого замечательного, доброго и по-настоящему увлечённого своей работой человека. Наверное, только Лев Кассиль мог так удачно и чётко создать образ педагога. Вероятно, во многом на мировоззрение молодого человека повлияли родители, особенно мать.

Учитель -- не звание, а призвание. Не достаточно просто добросовестно обучиться педагогическому мастерству. Есть среди нас люди, которые выделяются из общей массы. Они скромны, приветливы и любознательны. В их взгляде прослеживается что-то особое. Познакомившись с ними поближе, очаровываешься уже навсегда, да так, что при каждой новой встрече ощущаешь прилив жизненных сил и стремление что-то делать, творить. Такими свойствами личности, безусловно,обладал и Арсений Петрович. Ребята, вдохновлённые его фантазией, идеями, самоотдачей и выдающимися творческими способностями, в дальнейшем пошли по своему жизненному пути, уверенно следуя заложенным в них педагогом, жизненным принципам. Ими должен быть наделён любой настоящий учитель, ведь именно он способен вести за собой других по пути свершений. И хотя профессии у таких людей могут быть самые разные, но когда по воле случая или по стечению обстоятельств человек распознает в себе свое призвание -- это великое счастье!

Роль педагога в жизни детей

Учителем не становятся - им рождаются! Да, действительно, как много силы заключено в слове «учитель». Что значит обучать детей? Как понять высказывание: учитель - педагог, учитель - человек?

В некоторой степени учителя можно назвать «творцом». Ведь он готовит маленьких детей к будущей счастливой и светлой жизни, воспитывает их, прививает им любовь к родителям, семейные ценности. Он помогает формированию мировоззрения ребенка, становится его «путеводной звездой», а, значит, творит вместе с ним маленькую историю, его и свою. Из таких маленьких картинок и складывается целая жизнь. Преподавая детям, учителя становятся педагогами, старшими наставниками. Для учителя очень важно знать цель своей работы, то, чего он хочет добиться, то к чему он идет. Я думаю цель каждого преподавателя - стать примером для маленького человечка. Арсений Петрович Гай был человеком с большой буквы. Его авторитету среди ребят мог бы позавидовать любой современный учитель XXI века. Тяжёлый и самоотверженный труд учителя не так заметен, как труд человека какой-либо другой, прикладной специальности... Но результаты педагогической деятельности всегда «аукаются» в будущих поколениях. В военное время в трудной ситуации ребята Арсения Петровича оказались морально подготовлены ничуть не хуже специально обучавшихся военному делу и стойкости юнг.

Следующая цель учителя - это просвещение ребенка, а главное его воспитание и любовь к нему. Примером своей благочестивой и праведной жизни, учитель-педагог показывает детям, что значит жить, что значат такие понятия, как дружба и общая цель. И как эти понятия соотносятся. Жить по совести, по любви, в строгости, но кротости и смирении, жить мудро, не повторяя своих ошибок, а извлекая из них уроки. Вот, что это значит! И эти бесценные знания с огромной радостью и теплотой даёт каждый настоящий учитель!

«Существуют три типа учителей: те, которые объясняют; те, которые жалуются; те, которые вдохновляют…», - говорил Ш.А. Амонашвили. Конечно, роль каждого из них в воспитание личности огромна. Но все же, самым главным и самым совершенным является третий тип - учитель, который вдохновляет. Именно вдохновляющий наставник - это педагог. Преподаватели, занимающиеся гуманной педагогикой, принимают ребенка таким, какой он есть, формируют его личность на основе духовных ценностей, раскрывают все творческие аспекты ребенка, открывая в нем всё самое светлое и хорошее, что было заложено природой и родителями. Педагоги, прежде всего, предлагают организовать жизнь ребенка, так, чтобы его энергия была направлена на созидательные занятия. В этом заключается высокая роль Учителя-педагога. Он учит ребенка улучшать свою жизнь, искать в ней радостные и счастливые моменты, видеть то глубокое, что стоит за каждым событием в жизни. Даже посредствам фантастической игры. И в этом действительно Великая миссия!

Учитель, педагог, ЧелоВек! Да, самое главное из этих слов - ЧелоВек. «Чело» плюс «Век» -лицо, обращенное в вечность. Именно так расшифровывается это необыкновенно красивое слово. Очень трудно быть настоящим учителем, ведь нужно донести до детей истинные знания, научить их всему самому важному, что пригодится в жизни. Еще труднее быть учителем-педагогом, ведь помимо знаний он даёт детям понимание мира, самих себя, помогает осмыслить жизненные ценности. Но мало учителю быть педагогом, самое трудное - быть Человеком, образом и подобием Господа на земле. Люди, живущие праведно, по всем Божьим законам- это и есть самые настоящие учителя и педагоги. Господь наделил каждого человека талантами, Он вложил в душу каждого из нас свою любовь, вдохнул в нас жизнь. Поэтому мы смело можем сказать, что душа человека полна вечности, знания и блаженства. А значит, именно Человек может стать тем, кто может преодолеть все трудности, научить основам жизни, объяснить что-то и полюбить. Полюбить так сильно, как любит нас всех Бог. Как отец и мать. Ведь только стремясь к вечным ценностям, можно достичь совершенства. Учителю необходимо стремиться к совершенству. Преподаватель ответственен перед родителями детей за то, чему он учит, как он это делает и с какой целью.

Роль первого учителя в жизни человека

Профессию учитель нельзя списать во времени. Испокон веков и до скончания времен учителя востребованы в любом обществе, ведь именно они формируют социальную среду, они готовят кузницу кадров, они адаптируют к жизни наше будущее поколении столетие за столетием.

Любой человек испытывает потребность в поиске знаний, в постижении мира, и, как следствие, потребность в следовании за наставником и учителем, взрослым и мудрым, который помогает разбираться в трудных вопросах жизни. В народе принято говорить: «Кто войдет в мир знания один, тот один оттуда и выйдет». Известно, что с самого рождения человек воспринимает окружающую действительность не на основе собственного опыта, которым он фактически не обладает в младенчестве, а под влиянием взрослых, обладающих престижем и компетентностью. И учитель фактически призван удовлетворять стремление человека к знанию, а так же максимально мотивировать его на этот путь.

В повседневности учителем принято считать не только того, кто обучил грамоте, счету, письму и чтению; по сути, любой человек, который научил другого какому угодно виду мастерства, по праву возвышенно называется учителем. Но если речь идет о профессиональных педагогах, преподавателях, воспитателях, наставниках и тренерах, то с уверенностью можно сказать, что достойно носить благородный титул учителя по праву заслуживает человек одаренный и талантливый.

Задача учителя суметь приобщить ученика к науке, удовлетворить базисные потребности, то есть организовать общие совместные с ним переживания красоты мысли, удивления, радости открытий, собственных удач и достижений. Только тот сможет этого добиться, кто смог сохранить в себе самом живую энергию ребенка и пронести ее сквозь рутину официального образования и трудности взрослого выживания. Дмитрий Иванович Писарев говорил: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель».

У каждого из нас был свой первый учитель , тот, который тем или иным способом повлиял на формирование нашей личности, на наш процесс совершенствования. И важно помнить при этом, что помимо общеобразовательного развития индивидуума, педагог берет на себя ответственность за его духовно-нравственное образование.

Главная функция учителя, скорее всего, именно в этом и заключается – в формировании духовного мира молодежи, в определении правил и убеждений общежития человечества в целом. Учитель с малолетства прививает понятия общечеловеческих ценностей, прав, эстетики и культуры, воспитывает правильные представления о мире, учит регулировать свое поведение в соответствии с этими представлениями, учит жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Немецкий педагог, живший в середине 1800 годах, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Особо надо отметить роль учителя в формировании отношения к самому себе, в формировании личной самооценки. И не смотря на то, что развитие человека происходит на протяжении всей жизни, основы социализации человека происходят именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Преподаватель должен мастерски проявлять рационализацию и сочувствие, уметь выравнивать культурно – образовательные возможности каждого ребенка индивидуально. А ведь это колоссальный труд.

Период начальной школы – это период интенсивного роста, укрепления организма, и развитие всех основных его функций. Именно в школе дети впервые попадают в различные конфликтные ситуации, и здесь авторитет педагога и его личный пример и позитивное воздействие помогают ребенку вовремя корректировать и преодолевать трудности общения со сверстниками, повышая тем самым статус ребенка.

Подростковый возраст для учебно–воспитательных процессов может быть более сложным для учителя. В таком возрасте у молодых людей возникает раннее чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по – своему. И здесь учителю очень важно суметь добиться у старшеклассников доверия и уважения, чтобы стать действительно их духовным наставником, помочь им разобраться в волнующих их вопросах, определить свое место в жизни.

Нельзя оставить без внимания отношение ученика к учителю, ведь если учесть ту огромную роль, которую педагог играет в жизни человека, то ученик должен оставаться на всю жизнь благодарным учителю.

Учитель в жизни человека, в его формировании выполняет огромную функцию. Это тот, кто содействует превращению ребенка в полноценную гармоничную личность. Профессия учителя, безусловно, трудная, ведь очень тяжело бывает разбудить в детях стремление работать над собой и воспитывать отзывчивость сердца.

Родители, доверяя свое чадо, как правило, малознакомому учителю в школе, должны максимально ответственно подойти к выбору первого преподавателя. Это ключевой, кардинально важный момент. По всей видимости, лучше даже познакомить ребенка с будущим учителем заранее, чтобы по возможности можно было определить, наладится ли между ними контакт, установится ли внутренняя связь, совпадает ли темперамент, потому как первое впечатление – самое важное, оно формирует последующее восприятие всего процесса обучения.

Первый учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: «…и душа, и одежда, и мысли…». Для формирования эстетического восприятия классная дама должна быть приятна на глаз, не как серый сухарь, в скучно коричнево – черном, и не как клоун на маскараде! В одежде все должно быть в меру: скромно и красиво. Ее голос должен приятно радовать слух, интонации не убаюкивать, а заинтересовывать. Поверьте, слушать писклявый голос, напоминающий комариный писк, не только бесполезно для усваивания материала, но и вредно для формирования слуха.

Необходимо преподавателю обладать такими качествами, как понимание, безусловная поддержка, любовь к ученикам, умение с мудростью рисковать в пикантные моменты, своевременная невозмутимость и, конечно же, творческий подход во всем! Не менее важным является уверенность в себе и профессионализм педагога, то есть его умение передавать знания, доносить их в понятной и легко усваиваемой форме, для этого надо любить свой предмет, как минимум. Наверное, учитель должен сам постоянно учиться, иначе как может научить детей человек, который не умеет этого делать сам?

Мы говорим об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой – то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности учитель – надежный фундамент для нашего будущего поколения. Как сегодня говорят молодые, open – minded: свободный, непредубежденный, открытый.

Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Литература

1. Агеева И. А. Успешный учитель:тренинговые и коррекционные программы [текст] / И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [текст] / Е. А. Климов. – М., 1996. – 420 с.

3. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [текст]. М.: Академия, 2004.

4. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей [текст] / А. М. Новиков – М.: Эгвес, 2010.

5 Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [текст]: учеб.пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.

Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя - носители знаний, которые передают следующим поколениям.

Мой первый учитель - мой ключ к знаниям. Евгения Олеговна дала мне первый важнейший жизненный урок: урок добра, порядочности, честности, любви к Родине. Мне повезло с таким хорошим первым учителем!

Анастасия Белых, 5Б

В начальных классах у нас было четыре учительницы. В старших классах у нас их уже более десяти. И к каждой надо найти подход, понять. У каждого человека есть характер, душа, сердце, семья. Ведь учителя - это тоже люди, и мы должны их понимать.

Наш классный руководитель - учитель со стажем. Она к каждому в классе нашла подход. Ее я и считаю «учителем моей жизни». Инга Владиленовна хорошо справляется с конфликтами в классе. Она не только хороший учитель, но и отличный классный руководитель.

Наталья Гончарова, 5Б

Учитель - одна из самых сложных профессий. Учитель играет важную роль в жизни каждого человека. Учителя не только обучают своему предмету, но и помогают ориентироваться в жизни. Быть учителем трудно: надо уметь находить общий язык с каждым учеником.

Один из моих любимых учителей - Арина Алексеевна Бряткова. Она очень интересно проводит уроки. Я стараюсь заниматься без замечаний, чтобы не огорчать учителя.

Арина Алексеевна всегда интересуется моими успехами по другим предметам. С ней всегда можно поговорить и о внешкольной жизни. Моя учительница английского языка очень добрая, умная и справедливая. Хорошо, что есть такие учителя.

Егор Созинов, 5Б

Учителя не только обучают нас и помогают приобрести в общеобразовательной, музыкальной или спортивной школе знания и навыки, но и оказывают большое влияние на нашу жизнь.

На мою жизнь повлиял мой классный руководитель - Людмила Александровна. Благодаря ей я узнала много нового, полезного и интересного. Она прекрасно ведет уроки музыки, красиво рассказывает, поет, играет на разных инструментах. С ней очень приятно общаться. Нам надо беречь и уважать учителей, в жизни каждого они много значат.

Екатерина Коцоруба, 5А

Я хочу рассказать о замечательном учителе - Татьяне Александровне.

Татьяна Александровна учит меня английскому языку с 8 лет. Она имеет отличное чувство юмора, доброту и опыт работы в школе, но при э этом строга и справедлива. Татьяна Александровна всегда ясно и понятно объясняет ученикам правила. У моего любимого учителя всегда хорошее настроение.

Татьяна Александровна – замечательный человек. Мы можем гордиться такими учителями.

Арина Уарова, 5А

Мой любимый учитель - Нина Армавировна.

Нина Армавировна очень добрая. Она очень интересно ведет уроки очень и все понятно объясняет. А еще Нина Армавировна ведет мой любимый предмет – математику. Она говорит, что математику надо учить, потому что она «ум в порядок приводит». Если знаешь математику, можешь решать не только математические, но и бытовые задачи.

Денис Дедяев, 5Б

В нашей школе много хороших и добрых учителей. Одна из них – Татьяна Викторовна, наша учительница в начальной школе. Татьяна Викторовна научила нас, как вести себя в разных ситуациях. Она подготовила нас к более взрослой жизни. Она очень добрая, но при этом строгая. Всем ученикам нашего класса нравилось, когда мы устраивали праздники, ходили в походы. Наша учительница сделала для нас многое, и мы ей за это благодарны.

И в нашей школе есть еще много таких же умных, хороших и справедливых учителей!

Анна Житкова, 5Б

У каждого в жизни есть свой ориентир. Для кого-то это великий спортсмен или политик, а кому-то таковым может стать и любимый учитель.

История возникновения профессии

Одной из древних специальностей, если выделить из общего списка профессий, можно смело назвать учительскую. Описание ее возникновения тянется с времен рабовладельческого строя. В таких странах, как Вавилон, Египет, Финикия и Ассирия, земледелие основывалось на неестественном поливе. Такие реки, как Тигр, Нил и Евфрат, постоянно выходили из берегов. В это время появились люди, которые следили за данными операциями и передавали свой опыт, но относились к этому крайне строго. Строились города, гидротехнические каналы, появлялись ростки геометрии, арифметики, медицины и астрономии. Но эта информация сохранялась жрецами в огромном секрете, передаваясь из поколения в поколение. Несмотря на это, уже во времена жрецов существовали специальные заведения, где учителями были люди, которые относились к привилегированной касте. Египетские источники датируют появление первых школ - 2500 лет до нашей эры. Многие литераторы в какой-то период времени были учителями. Г. Р. Державин и И. А. Крылов много лет учили детей князя Голицына. Н. В. Гоголь и И. В. Тургенев преподавали географию, историю и грамоту. В список можно включить и другие фамилии - А. С. Макаренко, А. М. Горький и пр. Роль учителя в жизни человека огромна, так как с его помощью формируется социальное окружение, готовится кузница кадров и адаптируется к жизни молодое поколение. Каждый субъект способен ощущать недостаток в знаниях. Вследствие чего он готов следовать за учителем, который мудрый, взрослый и помогает разобраться в сложных жизненных вопросах.

Функции учителя

  1. Педагогическая. Обучать, совершенствовать и развивать ученика. Главное в этом деле - совместная результативность.
  2. Проектная функция - выбор способа и средства для достижения итога. Планирование, прогнозирование и тестирование являются основными показателями.
  3. Организационная. Управлять классом - поддерживать деловую учебную атмосферу, чтобы был интерес деятельно трудиться и не нарушать дисциплину.
  4. Информационная. Нельзя недооценивать роль учителя в так как от этого во многом зависят расцвет и мощность нашей страны. Главным для учащихся почти всегда является учитель.
  5. Коррекционная, оценочная и контрольная - определять цель, планировать действия, оценивать итог личной работы.
  6. Социальная роль учителя в жизни человека - развивать тенденции в коллективе, подготавливать юное поколение к жизни, решать современные проблемы.

Требования к педагогу

«Культурные учащиеся там, где рядом порядочный учитель.» С.)

Учитель владеет специальных качеств. И мы должны понимать, что это лишь небольшая часть его педагогической работы. Рациональная технология - первый аспект его деятельности, тогда как ко второй половине можно отнести искусство.

К первому требованию относится:

  1. Педагогическая способность. Ее можно охарактеризовать как любовь к детям, которая объединяет высокий профессионализм при работе с учащимися и получение наслаждения от общения с учениками.
  2. Гуманизм. Относиться к человеку как к самому главному достоинству на земле. Такое отношение предполагает уважение к личности, внимание к чужому мнению, к состоянию индивидуального усовершенствования и инициативности.
  3. Обладать тактичностью. Педагогическая деликатность - это выстраивание правильных отношений с людьми, обладание чувством и культурой наставника. Качества личностного характера в данном случае неразделимы с профессиональными. Очень важны качества характера педагога, который учит не только биологии и географии, но и объясняет, как быть хозяином своего слова и иметь свое мнение.
  4. Учитель должен обладать такой особенностью, как научная увлеченность. Профессиональный педагог формирует любовь и почтение к своей дисциплине, учит видеть взаимосвязь между наукой и человеческим развитием. Он исполняет функцию проводника и обязан доказать важное значение науки, понимая каждую личность и формируя у нее нравственные взгляды и устои. Такая деятельность требует абсолютной самоотверженности и постоянного личного развития.

Взаимоотношения учителя с учеником

Отношения «учитель и ученик» характеризуются как совместная деятельность в плоскости просвещения. Многофункциональная сеть взаимодействий подразделяется на 4 линии:

  1. Учитель-ученик (ученики).
  2. Ученик-ученик.
  3. Сотрудничество учащихся в группах.
  4. Учитель-учительский коллектив.

Взаимоотношения «учитель и ученик» занимают важное место в педагогическом сотрудничестве. Школьники старших классов осознанно могут определиться в "любви" к Зачастую любимый учитель у появляется именно в этот период обучения. Учащийся и наставник способны быть двумя субъектами, которые являются компаньонами и представляют объединение опытной личности с малоопытной (соединение широкого мышления и безграничной фантазии).

Возрастные категории подростков влияют на форму сотрудничества. Так, для младших школьников и детей, которые ходят в сад, характерна игровая форма. Она впоследствии и переходит в обучающую. Старшеклассникам требуется мотивирование. Педагог в диалоге должен убедить их в значимости математики, химии, физики и других. Учитель и ученик должны быстро найти общий интерес. То, за что можно зацепиться и начать диалог или даже познание. В любом возрасте роль учителя в жизни человека - одна из ведущих.

Основные показатели совместной деятельности

При гармоничных отношениях учителя и ученика можно наболюдать:

  1. Лучшее усвоение нового материала.
  2. Возрастание познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся.
  3. Получение большого удовольствия от уроков и нахождения в учебном заведении.
  4. Приобретение социального умения.

Для самых младших

Ученики начального звена считают класс общественной средой, ведь они еще не бывали в подобной обстановке. Они начинают много общаться со своими сверстниками, открывают первые пути познания. В тот момент, когда ребенок обретает новую деятельность, такую как учеба, он должен обрести «старшего товарища» - наставника, который будет вести его дальше. Роль учителя в жизни ребенка неоценима: он помогает детям наладить отношения в коллективе, т. е. в классе, способен пробудить интерес ребенка к изучению, решению простых задач или чтению. Следует понимать, что именно начальное звено является фундаментом для дальнейшей работы всей системы образования.

Любимый учитель

Каждый человек в своей жизни может назвать имя хотя бы одного педагога, который ему наиболее понравился, при этом очень важна личность учителя. Для некоторых это - их первый наставник, который сумел быстро завоевать доверие. и благодарность сохраняются к тем педагогам, которые сберегли и преумножили у нас в душе веру, тепло, любовь к жизни. Однако любимый учитель может появиться в любом возрасте, и критерии его подбора будут различны. Так, в 15-16 лет учащиеся в первую очередь ценят профессионализм педагога, его нравственность и то, как он относится к остальным подросткам и как ведет себя вне образовательной среды.