Веселый солдат краткое. Виктор Астафьев: Веселый солдат

Разделы: Литература

Цели:

  • познакомить обучающихся с романом В.П.Астафьева;
  • продолжить обучению анализа литературного произведения;
  • обратить внимание обучающихся на своеобразие трактовки темы войны.

Задачи:

  • сопоставить эпизоды, рассказывающие о жизни солдата на войне и в послевоенное время;
  • определить значение сквозного образа убитого фашиста;
  • объяснить смысл названия романа.

Оборудование к уроку: портрет В.П.Астафьева, книга «Веселый солдат», презентация (Приложение 3 )

Структура урока:

  • Вступительное слово учителя
  • Сообщение обучающегося о причинах создания романа «Веселый солдат».
  • Анализ литературного произведения
  • Заключительное слова учителя
  • Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Боже! Пусто и страшно становится в мире Твоем!

Н.В.Гоголь


Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

А.С.Пушкин

I. Вступительное слово учителя

В наше время писать воспоминания стало очень модным занятием. Мемуары заняли прочное место на книжных полках и вполне успешно конкурируют с детективами и любовными романами. Пишут все: не только писатели, но и политики, артисты, бизнесмены, ученые. Лишь немногих память прошлого отягощает. И уж совсем мало среди «новых мемуаристов» тех, кто готов предстать перед судом памяти. К числу таких людей, безусловно, относится писатель Виктор Петрович Астафьев.
Писатель считал, что память о пережитом не умирает; напротив, растет внутренняя потребность «рассказать о самом главном, осмыслить происшедшее маштабно, глубоко, с общечеловеческих позиций. Идущие вослед должны знать правду о войне, очень жестокую, но необходимую, чтобы, познавая, сострадая, негодуя, извлекать из прошлого уроки». В этом высказывании писателя обозначен широкий спектр чувств, которые испытывает читатель, знакомясь с новой книгой о войне.
Написанный им роман «Веселый солдат» является автобиографическим произведением.
Мы многое узнаем о Великой Отечественной войне на уроках истории, но как выглядит война изнутри? Какой войну видит простой солдат? На эти и многие другие вопросы мы попытались ответить в ходе сегодняшнего урока.

II. Сообщение обучающегося о причинах создания романа «Веселый солдат» (Приложение 1 )

III. Анализ литературного произведения

Слово учителя

«Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека. Немца. Фашиста. На войне ».
Эта точка отсчета и определяет трагический смысл истории солдата-победителя и ее последующее авторское осмысление с высоты вечных ценностей бытия…
Так начинается повесть о «потешной жизни», о свирепой и наглой силе зла, о привычке к существованию в аду, о тихом, придавленном, но неодолимом стремлении жить по-людски, о боле, о грехе, расплате и сохраненном человеческом естестве…
Так она и заканчивается: «…Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека ».

– Почему герой вспоминает убитого немца?

(Герой романа улавливает связь между совершенным им убийством немца и последующим ранением: «Нет, мой немец оказался не самым мстительным…». Постепенно герой «забывает» об этом, но на протяжении повествования он вспоминает об убитом то в разговоре с женой, то в своем внутреннем монологе.
Призрак убитого фашиста преследует героя в течение всей жизни. Воспоминание об убийстве фашиста – это зачин и финал романа, это его точка отсчета – исток, причина, смысловой центр горьких мытарств, что переживает на долгой дороге с войны (от войны) «веселый солдат», совершенно неотделимый от автора.
Исчезает враждебность, на первый план выходит человеческое: «Бедный, видать, человек был – может, крестьянин… может, рабочий…» – говорит герой об убитом немце.)

– Найдите в тексте этот фрагмент. Какие детали обратили на себя ваше внимание? Что напоминает вам описание убитого солдата вражеской армии?

(«Палец был еще целый, не изуродованный, молодое мое сердце…было преисполнено надежд».
Он вспоминает его как убитого им человека, а не фашиста, врага… «Немец, убитый мною, походил на кого-то из моих близких, и я долго не мог вспомнить – на кого…»)

– Сам роман состоит из двух частей: «Солдат лечится» и «Солдат женится».

– Почему первая часть называется «Солдат лечится»?

(Не веселы воспоминания «веселого» солдата, не только жизнь во время боев поразила его, но и лечение…)

– Какие эпизоды вас больше всего поразили и почему? (Приложение 2 )

Ответы детей.

1. Эпизоды запоминаются тем, что война показана не такой, какую мы привыкли видеть. Показаны люди низкими, алчными. А те, которые «проливали кровь за родину» «никому не нужны».

2. Возмущает отношение к раненым людям. Медсестра, поднявшая «визг…, явившаяся с поблядок» из-за того, что сами больные вскрыли склад с медикаментами, чтобы спасти товарища, съедаемого червями из раны.

3. Эти эпизоды запоминаются потому, показывают другую сторону войны. Мы привыкли слышать, что на войне страшно, много смертей, но люди защищают свою Родину, делают то, что нужно. Но очень мало кто говорит о тех, кто покинул поле боя, но еще жив. Эти фрагменты показывают обратную сторону войны. Солдаты никому не нудны. И это еще хуже чем все то, что живет у них под гипсом, которые не снимаются месяцами.

4. Отрывок из 7 главы заставляет задуматься насколько жуткие вещи могут происходить, но и нельзя забывать поведение людей, которые поистине наделены настоящей стойкостью и силой духа.

5. В «Веселом солдате» много рассказывается о сексе, но важно, как говорится об этом: «да и хотелось мне приставать-то, тайные страсти угнетали меня», «плоть требовала утоления, … катила в геену огненную», «тело, томящееся ожиданием греха», «тайные страсти, это демонское стреляние из-за чего Анечка покушалась на мою честь». И тут же присутствует благодарение тому, что смог сохратить целомудрие среди почти всеобщего разврата: «Сила, нам неведомая, именно нас выбрала из огромной толпы людей, понуждала к интимной близости, не случайной, кем-то и где-то нам предназначенной, предначертанной пышно говоря, и она же, эта сила, охранила наши души от осквернения».

6. Война лишена всякого геройства, о нем говорится даже с горечью, потому что "весело вольготно на Руси" и до войны, и во время войны, и после войны жилось не героям, не медсестричкам, спасавшим их жизнь, а таким людям, которые во все времена "жируют" за чужой счет.

(Прочитав первую часть романа, которая называется «Солдат лечится», мы поняли, что у каждого была своя война. Воспоминания «веселого солдата» вовсе не веселы и никак не вписываются в хрестоматийные:
«Безобразно доставляли раненых с передовой в тыл. Выбыл из строя – никому не нужен, езжай лечись, спасайся как можешь. Но это не раз уже описано в нашей литературе, и мною в том числе. Перелистну я эту горькую страницу.
Надеялись, на железной дороге будет лучше. Наш железнодорожный транспорт даже в дни развалов и разрух, борьбы с «врагами народа», всяческих прогрессивных нововведений, перемен вождей, наркомов и министров упорно сохранял твердое, уважительное отношение к человеку, особенно к человеку военному, раненому, нуждающемуся в помощи».)

Везде он встречал какие-то непонятные, словно врагом придуманные инструкции, запреты:

«У санпоездников правило: не принимать на эвакуацию тех бойцов, у которых чего-либо не хватает из имущества, даже если нет одной ноги – ботинки должны быть парой, такова инструкция санупра. Koe-что выдавалось здесь, со складов ахового распредгоспиталя, и склады те напоминали широкую городскую барахолку. На них артелями, точнее сказать бандами, орудовали отъевшиеся, злые, всегда полупьяные мужики без наград и отметок о ранениях на гимнастерках. Они не столь выдавали, сколь меняли барахлишко на золото в первую голову, на дорогие безделушки, даже на награды и оружие. Думаю, ни один пистолет, ни одна граната через те склады, через тех тыловиков-грабителей попали в руки бандеровцев. Здесь можно было месяцами гнить и догнивать из-за какой-нибудь недостающей пилотки, ботинка или подштанников. Ранбольные бушевали, требовали начальство для объяснений ».

Безусловно, война – это страшное, беспощадное событие, покалечившее жизни воюющего народа. Это война за выживание, война с тыловиками, бесчеловечными инструкциями.

«Солдат женится» – вторая часть романа.

О чем эта часть?

(Писатель рассказывает о трудностях жизни в послевоенные годы, о своих семейных радостях, довольно редких, и неурядицах во второй части романа, которая называется «Солдат женится».Чередой следуют основные события его жизни: ссора с семьей жены, рождение и смерть первой дочери, голод, болезни, рождение сына и второй дочери. Вспоминает автор и о том, с каким трудом получал он образование, ведь его герой должен был не только учиться, но и работать, чтобы прокормить свою семью. Но «веселый солдат» преодолел и эти трудности.)

Основная задача второй части романа – рассказать о том, какой нелегкой была жизнь людей в российской глубинке в послевоенные годы.

– Изменился ли характер «веселого» солдата во второй, «мирной» части романа?

(Нет все такой же неунывающий, старающийся жить по-людски в таком страшном мире.)

– Какие жизненные эпизоды стали определяющими для становления его личности?

(Женитьба по окончании войны, ссора с семьей жены, рождение и смерть первой дочери, голод, болезни, рождение сына и второй дочери, с каким трудом получал он образование, ведь его герой должен был не только учиться, но и работать, чтобы прокормить свою семью)

В мирные дни не легче израненному «веселому солдату», и описание его тяжелой жизни, новых бесконечных потерь порой кажется свежей сводкой о трагических военных буднях.

– Какую формулу жизни выводит герой романа?

«Нечего сказать, мудро устроена жизнь на нашей прекрасной планете, и, кажется, «мудрость» эта необратима, неотмолима и неизменна: кто-то кого-то все время убивает, ест, топчет, и самое главное – вырастил и утвердил человек убеждение: только так, убивая, поедая, топча друг друга, могут сосуществовать индивидуумы земли на земле»

Смысл названия романа

«Веселый солдат» – в действительности, роман совсем не веселый, как невесел в своей основе тяжелый и ужасающий военный быт.
Герой-рассказчик романа Астафьева также старается не унывать, однако поистине ничего веселого в его жизни не происходит. Маленький эпизод определил название книги: пленный немец пьет чай в доме бывшего солдата и в знак благодарности называет своего хозяина «веселым солдатом».
«– Вы есть весь-олий зольдатен.
– Веселый, веселый, – подтвердил я… Зачем я ломаю эту комедь? Чтоб упиться собственным благородством, доказать Европе, что наш, советский, гуманизм – передовой, а мы – самые душевные люди на свете. Так мы уж это доказали немцам – ростовский капитан наглядно тот гуманизм в Германии продемонстрировал. Был я и остался придурком, лучшим в мире придурком – советским, это уж точно, и этого у меня не отнять».

«Веселый солдат» – это история русского солдата, которому с давних времен, по словам Лескова, «умирать привычно». И от хохота этого солдата, который унижен всем начальством, государством, скотской жизнью, унижен даже возвращением домой, потому как не нужен увечный русский солдат никому, от этого хохота – дрожь по спине. Не унижен он, кажется, одним – врагом. Враг-то его ценит по-настоящему. «Веселый солдат» – рассказ о тех русских, к которым пришли за данью, а они смеются.

IV. Заключительное слова учителя

В книгах Астафьева о войне выходит на первый план образ народа, привыкшего к многолетнему унижению и покорности, теряющего нравственное достоинство и духовную самостоятельность. Поэтому, может быть, последний роман Астафьева открывается эпиграфом из Гоголя, горько контрастирующим с его названием «Веселый солдат»:
«Боже! пусто и страшно становится в Твоем мире».
Работа над книгой о войне, по мнению Астафьева, «сжигает сердце».

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Понятие «окопная правда» в романе переросло первоначальное значение – «правда солдата о войне». Для Астафьева «окопная правда» – это правда простого человека, человека, прошедшего войну рядовым; простым работягой восстанавливающим разрушенное хозяйство и живущего ныне, гневя Бога. Может быть, поэтому Астафьев вводит в роман три временных пласта:

прошлое – военное время,
настоящее – послевоенная разруха,
будущее – прогноз социальной болезни общества.

Прошлое он оценивает так: «О-о, война, о-о, бесконечные тяготы и бедствия российские».
«Мирная жизнь брала за горло и заставляла действовать, иначе пропадешь с голоду» (о настоящем).
С жалостью и состраданием В. П. Астафьев, именуемый современной критикой «совестью нации», вопрошает:
«Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания, опрокинул его в темную, беспробудную яму, и мы шаримся в ней, ищем дно, опору и какой-то путеводный свет будущего. Зачем он нам, тот свет, ведущий в геенну огненную? Мы жили со светом в душе, добытым задолго до нас творцами подвига, зажженным для нас, чтоб мы не блуждали в потемках, не натыкались лицом на дерева в тайге и друг на дружку в миру, не выцарапывали один другому глаза, не ломали ближнему своему кости. Зачем это все похитили и ничего взамен не дали, породив безверье, всесветное во все безверье. Кому молиться? Кого просить, чтоб нас простили? Мы ведь умели и еще не разучились прощать, даже врагам нашим...»
По существу, Астафьев своим романом попытался изменить оптику в восприятии войны: сместить взгляд с Победы в ней на вопрос о цене победы. Однако того интеллектуального, психологического и нравственного эффекта, на который рассчитывал автор, книга не произвела. Причины этого не только в известной противоречивости авторской точки зрения или художественной уязвимости романа, конечно, уступающего эстетически лучшим астафьевским произведениям, но и в механизмах массового сознания, не захотевшего осуществлять работу, к которой писатель призывал общество.

V. Домашнее задание

Критик Павел Фокин написал о «Веселом солдате» следующие слова: «Странная это все-таки исповедь. Покаяние переплетается с проклятием, плач – с иронией, благочестие – со сквернословием, молитва – с публицистикой. Какая-то растерянность чувствуется во всем строе (или развале?) книги. Покаяние – без надежды на прощение. Проклятие – без гнева. Плач – без слёз. Ирония – без отрицания». Какое настроение вы бы сочли преобладающим в романе? Напишите небольшое сочинение-рассуждение.

«Почему я стал писать? Потому что ничего другого покалеченный на войне я делать не умел и не мог. Решил себе таким образом зарабатывать на жизнь. И это дело, писательство, выполнять по-русски добросовестно...», – говорил В.П. Астафьев.

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) писатель-фронтовик, прозаик, классик русской прозы ХХвека. Его произведения являются неизменно автобиографичными. Критик В. Курбатов назвал творчество В.П. Астафьева «книгой одной жизни».


Виктор Астафьев впервые разрушил сложившиеся в советское время каноны изображения и представления войны, сказав о ней жестокую правду и утверждая право автора-фронтовика на память о «своей» войне.

Только 55 лет спустя, впору подведения жизненных итогов, он смог до конца освободиться от страхов, иллюзий, комплексов и мифов той войны и рассказал о ней не просто правду, но то, что выше правды – как оно было на самом деле.

«Весёлый солдат» – это последняя повесть В.П. Астафьева, начинающаяся эпиграфом из Н.В. Гоголя, который сильно контрастирует с названием: «Боже! Пусто и страшно становится в Твоём мире».

Автор писал повесть 10 лет (1987-1997). Весёлый солдат – это он, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеривающийся к мирной гражданской жизни. Огромная пропасть стоит между солдатской массой и «полномочными» людьми.

«Весёлый солдат» – это не только описание обычной жизни человека, его семьи, любви, но и описание действительности, ужасной действительности. Основным пространством военной прозы Астафьева становятся сырые, мрачные казармы, промороженные бараки, распределители и сортировки, где «вечный шум, гам, воровство, грязь, пьянство, драки, спекуляции...». В «Весёлом солдате» граница между художественной изобразительностью и исповедальностью автора вообще исчезнет. Астафьев перестаёт маскироваться за масками вымышленных героев, станет повествовать о жизни демобилизованного, только вернувшегося с войны, рассказывать о себе.

Во всём этом ужасе было место и для любви. Нежные чувства испытывает герой к Анне, медсестре, сопровождавшей солдата в поезде. В конце войны он находит свою настоящую любовь, женится на ней. Но дальше начинаются трудные гражданские дни. И уже начинается «война» с обычной мирной жизнью, которая, может быть, иногда хуже войны, с которой только что вернулся солдат.

Цитата из повести Виктора Астафьева «Весёлый солдат»:

«…Нечего сказать, мудро устроена жизнь на нашей прекрасной планете, и, кажется, «мудрость» эта необратима, неотмолима и неизменна: кто-то кого то все время убивает, ест, топчет, и самое главное — вырастил и утвердил человек убеждение: только так, убивая, поедая, топча друг друга, могут сосуществовать индивидуумы земли на земле…».

Смотрите документальный фильм «Виктор Астафьев. Весёлый солдат» (2010, авт. и реж. Андрей Зайцев).

Книги рельефно-точечного шрифта

Астафьев, В. П. Звездопад [Шрифт Брайля] : повесть / В. П. Астафьев. – М. : Просвещение, 1976. 2 кн. (Междустрочечный шрифт). С изд.: М. : Современник,1975.

Астафьев, В. П. Прокляты и убиты. Ч. 1 [Шрифт Брайля] : роман / В. П. Астафьев. – М. : «Репро», 1996. – 7 кн.

Астафьев, В. П. Прокляты и убиты. Ч. 2 [Шрифт Брайля] : роман / В. П. Астафьев. – М. : «Репро», 1998. – 9 кн.

«Говорящие» книги на кассетах

Астафьев, В. П. Весёлый солдат [Звукозапись] : повесть / В. П. Астафьев. – М. : «Логос» ВОС, 2000. 3 мфк., (10 час.48 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: «Новый мир». – 1998. – N5-6.

Астафьев, В. П. Прокляты и убиты. Ч.1 [Звукозапись] : роман / В. П. Астафьев. – М. : «Логос» ВОС, 1993. 4 мфк., (13 час.51 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. С изд.: «Новый мир». – 1992. – N10-12.

Астафьев, В. П. Прокляты и убиты. Ч.2 [Звукозапись] : роман / В. П. Астафьев. – М. : «Логос» ВОС, 1995. 5 мфк., (16 час.36 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. С изд.: «Новый мир». – 1994. – N10-12.

Аудиокниги на CD

Астафьев, В. П. Где-то гремит война [Электронный ресурс] / В. П. Астафьев; читает Д. Назаров. – М., 2006. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) (03ч.13 мин). – Запись произведена в формате MP3.

Астафьев, В. П. Прокляты и убиты. [Звукозапись] : роман / В. П. Астафьев; читает Л. Деркач. – М. : МедиаЛаб, 2013. 2 эл. опт. диск (CD-ROM) (41 час.30 мин.).

Аудиокниги на флеш-картах

Астафьев, В. П. Весёлый солдат [Электронный ресурс] : повесть / В. П. Астафьев; читает В. Герасимов. Поворотный день; Сердца моего боль: повести и рассказы / В. О. Богомолов; читает В. Лебедева. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2011. – 1 фк., (52 час.45 мин.). Астафьев, В. П. Избранное: Прокляты и убиты [Текст] : роман / В. П. Астафьев. – М. : Терра, 1999. – 640 с.

Астафьев, В. П. Повести. Рассказы. Эссе [Текст] / В. П. Астафьев. – Екатеринбург: У-Фактория, 2000. – 704 с.

Веселый солдат Виктор Астафьев

(Пока оценок нет)

Название: Веселый солдат

О книге «Веселый солдат» Виктор Астафьев

Вся правда о войне. Без пафоса о героизме и подвигах. Правда, как она есть. Жестокая, разрушающая, грязная и голодная. Исповедь очевидца, прошедшего все круги ада Великой Отечественной войны.

Книгу «Веселый солдат» — русского писателя, фронтовика Виктора Астафьева можно считать автобиографической. Пройдя всю Великую Отечественную войну, автор только на исходе своих лет решился выложить на бумагу свою правду. Его всегда возмущало, как завуалированно в советское время описывалась война, представлялась героической, священной, победоносной. Никто не хотел излагать военные события объективно. Или цензура не позволяла.

Уже в конце 90-ых годов по мотивам произведения был снят документальный фильм «Веселый солдат», в котором сам Виктор Астафьев сыграл ведущую роль. Пожилой писатель на камеру делился своими воспоминаниями и рассказами боевых товарищей. Фильм режиссера Никиты Михалкова тяжело воспринимался пораженными правдой зрителями, заслуженно собрав многочисленные награды.

С первых страниц книга повествует о том, как солдат воюет и получает ранения. Грязь и антисанитария госпиталя, где раненые мрут «пачками». Отсутствие самых необходимых медикаментов. Ко всему этому главный герой трагически переживает совершенное им убийство врага. Как это – смотреть в глаза убитого тобой человека?

Со всеми подробностями повествуется о форсировании Днепра при наступлении Красной Армии. Операция абсолютно не была подготовлена, в итоге только на участке главного героя из 25 тысяч солдат дошло до берега лишь чуть более трех тысяч. Ведь цена человеческой жизни была ничтожна. Людские потери не интересовали государство. Главное — результат, победа любой ценой.

Также тяжело читать об описываемых автором чрезвычайно сложных условиях жизни во время и после войны для его семьи, близких и большинства людей.
Много, много смешного солдатского юмора и быта, песни и танцы. Может, поэтому Виктор Астафьев назвал свою книгу «Веселый солдат»? Присутствуют нецензурные слова. А как без них на войне?

Исповедь под названием «Веселый солдат» трогает душу учит радоваться каждому дню. Ведь у героев книги не было ничего, кроме боли, страха, слез. Но была непреодолимая воля к жизни, которая помогла им выжить и победить.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Веселый солдат» Виктор Астафьев в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Веселый солдат» Виктор Астафьев

Боже Милостивый! Зачем Ты дал неразумному существу в руки такую страшную силу? Зачем Ты прежде, чем созреет и окрепнет его разум, сунул ему в руки огонь? Зачем Ты наделил его такой волей, что превыше его смирения? Зачем Ты научил его убивать, но не дал возможности воскресать, чтоб он мог дивиться плодам безумия своего? Сюда его, стервеца, в одном лице сюда и царя, и холопа - пусть послушает музыку, достойную его гения. Гони в этот ад впереди тех, кто, злоупотребляя данным ему разумом, придумал все это, изобрел, сотворил. Нет, не в одном лице, а стадом, стадом: и царей, и королей, и вождей - на десять дней, из дворцов, храмов, вилл, подземелий, партийных кабинетов - на Великокриницкий плацдарм! Чтоб ни соли, ни хлеба, чтоб крысы отъедали им носы и уши, чтоб приняли они на свою шкуру то, чему название - война. Чтоб и они, выскочив на край обрывистого берега, на слуду эту безжизненную, словно вознесясь над землей, рвали на себе серую от грязи и вшей рубаху и орали бы, как серый солдат, только что выбежавший из укрытия и воззвавший: «Да убивайте же скорее!..»

Тянется и тянется по истории, и не только российской, эта вечная тема: почему такие же смертные люди, как и этот говорун-солдат, посылают и посылают себе подобных на убой? Ведь это ж выходит, брат брата во Христе предает, брат брата убивает. От самого Кремля, от гитлеровской военной конторы, до грязного окопа, к самому малому чину, к исполнителю царской или маршальской воли тянется нить, по которой следует приказ идти человеку на смерть. А солдатик, пусть он и распоследняя тварь, тоже жить хочет, один он, на всем миру и ветру, и почему именно он - горемыка, в глаза не видавший ни царя, ни вождя, ни маршала, должен лишиться единственной своей ценности - жизни? И малая частица мира сего, зовущаяся солдатом, должна противостоять двум страшным силам, тем, что впереди, и тем, что сзади, исхитриться должен солдатик, устоять, уцелеть, в огне-полыме, да еще и силу сохранить для того, чтобы в качестве мужика ликвидировать последствия разрушений, ими же сотворенных, умудриться продлить род человеческий, ведь не вожди, не цари его продляют, обратно мужики.

Родзик Кристина, учащаяся 10-г класса МБОУ СОШ № 200

Исследовательский проект посвящен теме войны и будет интересен всем, кто увлекается творчеством В.Астафьева

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель проекта: исследовать, в чем новизна Астафьева в изображении войны на примере рассказа «Веселый солдат». Гипотеза: Война в изображении В. Астафьева – это не героическое явление, а страшная реальность, ставящая человека перед нравственным испытанием.

Задачи: 1. Выявить черты автобиографичности в рассказе. 2. Исследовать, что для Астафьева является главным при изображении войны 3. Определить роль композиции произведения для выражения авторской позиции

Предмет исследования: человеческие отношения на войне в изображении В. Астафьева. Объект исследования: рассказ «Веселый солдат» Методы: анализ, сопоставление, классификация

« Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека.Немца. Фашиста. На войне ». Повесть «Веселый солдат» имеет особенную композицию- кольцевую. Воспоминание об убийстве фашиста – это зачин и финал романа.

Роман состоит из двух частей: «Солдат лечится» и «Солдат женится». Лексический повтор в названиях частей также свидетельствует о их смысловой связи и способствует усилению эффекта кольцевой композиции.

«Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого я убил человека. Немца. Фашиста. На войне». Этот рефрен помогает проследить, как меняется отношение героя к людям и событиям на войне.

В первой части произведения предмет радости солдата – это первая любовь к санитарке Анечке. Примером радости во второй части становится приход весны.

Встреча с немцем в первой части является для героя причиной задуматься над вопросом, зачем ему убивать такого же человека, как он. Во второй части встреча с немцем- это пример человеколюбия.

Первая группа образов – это те, кто равнодушен к солдату, защитнику Родины, человеку, готовому отдать за чужие жизни свою.

Другая группа образов- это персонажи, сумевшие сохранить в себе человека. Их можно назвать героями только за то, что они не утратили на войне милосердия, сочувствия, честность.

Вывод: 1. Новизна Астафьева в изображении войны заключается в том, что автор не восхваляет русский народ, не показывает безмерное геройство на войне. Виктор Петрович оценивает всех по их собственным поступкам. Автора интересует, что определяет поведение человека на войне и в мирной жизни. Почему одни малодушничают, «предают» своих же солдат, губят их жизни, хотя должны были бы спасать, а другие, несмотря на все трудности, сохраняют благородство, человечность, достоинство. 2. Особенность авторской позиции в рассказе определяется тем, что рассказ не придуман, а основан на автобиографических фактах. 3. Особый взгляд автора на войну потребовал от автора и нестандартного построения произведения. Именно поэтому мы встречаемся с кольцевой композицией- она как нельзя лучше показывает, что веселого в жизни солдата было мало, скорее всего название звучит иронично, если не саркастически.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что война в изображении В. Астафьева – это не героическое явление, а страшная реальность, ставящая человека перед нравственным испытанием, подтвердилась.

Спасибо за внимание!

Светлой и горькой

памяти дочерей

моих Лидии и Ирины.


Боже! пусто и страшно становится в Твоем мире!

Н. В. Гоголь.


Часть первая. СОЛДАТ ЛЕЧИТСЯ

Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека. Немца. Фашиста. На войне.

Случилось это на восточном склоне Дуклинского перевала, в Польше. Наблюдательный пункт артиллерийского дивизиона, во взводе управления которого я, сменив по ранениям несколько военных профессий, воевал связистом переднего края, располагался на опушке довольно-таки дремучего и дикого для Европы соснового леса, стекавшего с большой горы к плешинкам малоуродных полей, на которых оставалась неубранной только картошка, свекла и, проломанная ветром, тряпично болтала жухлыми лохмотьями кукуруза с уже обломанными початками, местами черно и плешисто выгоревшая от зажигательных бомб и снарядов.

Гора, подле которой мы стали, была так высока и крутоподъемна, что лес редел к вершине ее, под самым небом вершина была и вовсе голая, скалы напоминали нам, поскольку попали мы в древнюю страну, развалины старинного замка, к вымоинам и щелям которого там и сям прицепились корнями деревца и боязно, скрытно росли в тени и заветрии, заморенные, кривые, вроде бы всего – ветра, бурь и даже самих себя – боящиеся.

Склон горы, спускаясь от гольцов, раскатившийся понизу громадными замшелыми каменьями, как бы сдавил оподолье горы, и по этому оподолью, цепляясь за камни и коренья, путаясь в глушине смородины, лещины и всякой древесной и травяной дури, выклюнувшись из камней ключом, бежала в овраг речка, и чем дальше она бежала, тем резвей, полноводней и говорливей становилась.

За речкой, на ближнем поле, половина которого уже освобождена и зелено светилась отавой, покропленной повсюду капельками шишечек белого и розового клевера, в самой середине был сметан осевший и тронутый чернью на прогибе стог, из которого торчали две остро обрубленные жерди. Вторая половина поля была вся в почти уже пониклой картофельной ботве, где подсолнушкой, где ястребинкой взбодренная и по меже густо сорящими лохмами осота.

Сделав крутой разворот к оврагу, что был справа от наблюдательного пункта, речка рушилась в глубину, в гущу дурмана, разросшегося и непролазно сплетенного в нем. Словно угорелая, речка с шумом вылетала из тьмы к полям, угодливо виляла меж холмов и устремлялась к деревне, что была за полем со стогом и холмом, на котором он высился и просыхал от ветров, его продуваемых.

Деревушку за холмом нам было видно плохо – лишь несколько крыш, несколько деревьев, востренький шпиль костела да кладбище на дальнем конце селенья, все ту же речку, сделавшую еще одно колено и побежавшую, можно сказать, назад, к какому-то хмурому, по-сибирски темному хутору, тесом крытому, из толстых бревен рубленному, пристройками, амбарами и банями по задам и огородам обсыпанному. Там уже много чего сгорело и еще что-то вяло и сонно дымилось, наносило оттуда гарью и смолевым чадом.

В хутор ночью вошла наша пехота, но сельцо впереди нас надо было еще отбивать, сколько там противника, чего он думает – воевать дальше или отходить подобру-поздорову, – никто пока не знал.

Наши части окапывались под горой, по опушке леса, за речкой, метрах от нас в двухстах шевелилась на поле пехота и делала вид, что тоже окапывается, на самом же деле пехотинцы ходили в лес за сухими сучьями и варили на пылких костерках да жрали от пуза картошку. В деревянном хуторе еще утром в два голоса, до самого неба оглашая лес, взревели и с мучительным стоном умолкли свиньи. Пехотинцы выслали туда дозор и поживились свежатиной. Наши тоже хотели было отрядить на подмогу пехоте двух-трех человек – был тут у нас один с Житомирщины и говорил, что лучше его никто на свете соломой не осмолит хрюшку, только спортит. Но не выгорело.

Обстановка была неясная. После того как по нашему наблюдательному пункту из села, из-за холма, довольно-таки густо и пристрелянно попужали разика два минометами и потом начали поливать из пулеметов, а когда пули, да еще разрывные, идут по лесу, ударяются в стволы, то это уж сдается за сплошной огонь и кошмар, обстановка сделалась не просто сложной, но и тревожной.

У нас все сразу заработали дружнее, пошли в глубь земли быстрее, к пехоте побежал по склону поля офицер с пистолетом в руке и все костры с картошкой распинал, разок-другой привесил сапогом кому-то из подчиненных, заставляя заливать огни. До нас доносило: «Раздолбаи! Размундяи! Раз…», ну и тому подобное, привычное нашему брату, если он давно пребывает на поле брани.

Мы подзакопались, подали конец связи пехоте, послали туда связиста с аппаратом. Он сообщил, что сплошь тут дядьки, стало быть, по западно-украинским селам подметенные вояки, что они, нажравшись картошек, спят кто где и командир роты весь испсиховался, зная, какое ненадежное у него войско, так мы чтоб были настороже и в боевой готовности.

Крестик на костеле игрушечно мерцал, возникая из осеннего марева, сельцо обозначилось верхушками явственней, донесло от него петушиные крики, вышло в поле пестренькое стадо коров и смешанный, букашками по холмам рассыпавшийся табунчик овец и коз. За селом холмы, переходящие в горки, затем и в горы, далее – грузно залегший на земле и синей горбиной упершийся в размытое осенней жижей поднебесье тот самый перевал, который перевалить стремились русские войска еще в прошлую, в империалистическую, войну, целясь побыстрее попасть в Словакию, зайти противнику в бок и в тыл и с помощью ловкого маневра добыть поскорей по возможности бескровную победу. Но, положив на этих склонах, где мы сидели сейчас, около ста тысяч жизней, российские войска пошли искать удачи в другом месте.

Стратегические соблазны, видимо, так живучи, военная мысль так косна и так неповоротлива, что вот и в эту, в «нашу» уже, войну новые наши генералы, но с теми же лампасами, что и у «старых» генералов, снова толклись возле Дуклинского перевала, стремясь перевалить его, попасть в Словакию и таким вот ловким, бескровным маневром отрезать гитлеровские войска от Балкан, вывести из войны Чехословакию и все Балканские страны, да и завершить поскорее всех изнурившую войну.

Но немцы тоже имели свою задачу, и она с нашей не сходилась, она была обратного порядка: они не пускали нас на перевал, сопротивлялись умело и стойко. Вечером из сельца, лежащего за холмом, нас пугнули минометами. Мины рвались в деревах, поскольку ровики, щели и ходы сообщений не были перекрыты, сверху осыпало нас осколками – на нашем и других наблюдательных пунктах артиллеристы понесли потери, и немалые, по такому жиденькому, но, как оказалось, губительному огню. Ночью щели и ровики были подрыты в укос, в случае чего от осколков закатишься под укос – и сам тебе черт не брат, блиндажи перекрыты бревнами и землей, наблюдательные ячейки замаскированы. Припекло!