Любовная лирика в творчестве есенина кратко. Сообщение по литературе "Тема любви в творчестве С

Сегодня нам известны сотни различных произведений. Все они собирают вокруг себя публику, где вкусы людей совпадают. Но только некоторые творения могут заставить проникнуться абсолютно всех. И здесь не обязательно владеть особыми навыками письма или придумывать нечто новое и загадочное. Достаточно лишь показать людям их самих. Много может дать ощущений фантастическая баллада, но настоящая, тяжелая, пылкая любовь сделает намного больше.

Есенин С.А. – это именно тот человек, который может заставить проникнуться чувствами и пережить сладостные и, в тоже время, трепетные эмоции.

Особенностью этого поэта является большая привязанность к теме любви. Кто хорошо знаком с его работами, не может и представить этого автора без страсти, пылких чувств и восхищения. Все его творчество пропитано любовью и ее теплом.

В его стихотворениях мы можем переживать радость встреч с любимым человеком, тоску в разлуке, грусть и отчаяние. Он настолько чувственно передает все свои мысли, что никто не может остаться равнодушным.

Есенин, в своих творения, часто описывает любовь к Родине. Он, как будто, переплетает два чувства – любовь и патриотизм. Это помогает ему одушевить все, что вокруг него:

«Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?»

(Зеленая прическа, Девическая грудь.)

Умение правильно подбирать метафоры, создает совершенно новый мир Есенина, где природа оживает и наполняет все своей красотой.

«С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.»

(Не ходить, не мять в кустах багряных)

Второй этап жизни Есенина характерен сменой настроения, из-за революции, свидетелем которой он стал. Это повлияло на его любовную лирику. Больше не было слов возвышенности любви и любования природой.

«Да! Теперь - решено без возврата

Я покинул родные края,

Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.»

(Да! Теперь решено. Без возврата...»)

Теперь поменялось и его отношение к женщине. Если раньше это было милая стройная березка, то сейчас его обращение к женщине, как к грязи.

«В огород бы тебя на чучело,

Пугать ворон.

До печенок меня замучила

Со всех сторон.»

(«Сыпь, гармоника. Скука... Скука...»)

«Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.»

(Заметался пожар голубой)

Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:

«Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых –

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.»

Следующий цикл произведений – это попытки вернуть утраченную любовь. Есенин старается снова обрести смысл жизни, но та разгульная жизнь оставила отпечаток в судьбе поэта. Он часто пишет о том, как скучал по родине, пытается писать о любви, но сам чувствует, что ее почти не осталось.

«Видно, так заведено навеки -

К тридцати годам перебесясь,

Все сильней, прожженные калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.»

(«Видно, так заведено навеки...»)

Все больше мы чувствуем грусть автора о несбывшихся надеждах. Но вместе с этим есть нечто большее. Мудрость… Он по-новому начинает понимать жизнь. И свою любовь, пускай отверженную и безответную, но все также сильную, передает в новых стихах.

Прошло уже много лет а мы все также переживаем все те же чувства, которые заложил автор в своих творениях. А все потому, что он писал о том, что так близко и понятно каждому из нас.

МОУ «гимназия «Дмитров»»
Школьная конференция творческих работ учащихся «Перспективный проект»

Тема: Тема любви в лирике Сергея Александровича Есенина.

Работу выполнила: ученица 9 «Б» класса

Чижова Марина Владимировна.

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Хмелевская Светлана Анатольевна

Дмитров, 2016

Цель:

    Изучить жизнь и творчество С.А. Есенина и раскрыть тему любви в лирике поэта.

Задачи:

    Изучить литературу, связанную с биографией С.А. Есенина.

    Систематизироват ь знания по теме «Любовь в лирике Есенина».

    Развивать навыки анализа лирического произведения.

    Увлечь слушателей творчеством С.А. Есенина.

Актуальность темы:

    Любовная лирика присутствует в творчестве многих поэтов и писателей.

    Тема любви актуальна во все времена.

Содержание

Любовь к матери

Любовь к братьям меньшим

Любовь к природе

Любовь к женщине

Стр. 8

4. Исследование, результаты опроса

старшеклассников.

Стр. 17

5. Выводы.

Стр. 18

6. Список литературы.

Стр. 19

7. Приложение.

Стр. 23

Мои мечты стремятся вдаль,

Где слышны вопли и рыданья,

Чужую разделить печаль

И муки тяжкого страданья.

Я там могу найти себе

Отраду в жизни, упоенье,

И там, наперекор судьбе,

Искать я буду вдохновенья.

С.А. Есенин.

Создавая свой проект, я взяла этот эпиграф за основу. Сергей Александрович Есенин стал вдохновителем для меня. Благодаря его творчеству я открыла в себе поэтический талант.

Почему я выбрала эту тему?

Сергей Александрович Есенин является одним из великих русских поэтов. Его творчество необычно и разнообразно. В его лирике заключены основные нравственные ценности человека (любовь, свобода, отчизна, природа, семья).

Во-вторых, в начале учебного года моя учительница по литературе Хмелевская С.А. сообщила, что в связи с годом Литературы в России объявляется конкурс на написание сочинений, посвящённых поэтам и писателям- юбилярам. Надо было написать сочинение на одну из предложенных тем. Я выбрала тему, посвященную лирике Есенина. В своём сочинении я, естественно, затронула тему любви.

В-третьих, изучаятворчество С.А. Есенина, я вдохновилась его стихотворениями о любви и открыла в себе новый талант – поэтессы.

В-четвертых, я люблю С.А. Есенина и его творчество. Он является моим любимым поэтом.

Его произведения меня многому научили, и поэтому я не смогла не взять его творчество для подробного изучения и в дальнейшем для написания проекта.

Жизнь и творчество поэта.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии.

В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходс кой второклассной учительской школе в Спас-Клепиках. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом - в типографии И. Д. Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философ ское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музы кального кружка.

В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.

В 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В январе 1916 года Есенина призвали на войну. В это время он сблизился с группой «новокрестьянски х поэтов» и издал первые сборники («Радуница» - 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе.

В 1915-1917 годах Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером, впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого. К 1918 - началу 1920-х годов относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов. В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта - «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба - 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв».

В 1921 году поэт вместе со своим другом Яковом Блюмкиным ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев, Есенин любил бывать в старом городе, чайханах старого города и Урды, слушать узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями.

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца), где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.

В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательс кой деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти всё время поэта. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз - в Константиново.

В 1924-1925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустил сборник стихов в типографии «Красный восток», печатался в местном издательстве. Есть версия о том, что здесь же, в мае 1925 года, было написано стихотворное «Послание евангелисту Демьяну».

В 1924 году Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группы.

В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением (особенно в последние годы жизни) иногда сам давал основание для подобного рода критики.

В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологиче ской клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер».

В Ленинграде последние дни жизни Есенина отмечены встречами с Н. А. Клюевым, Г. Ф. Устиновым, Иваном Приблудным, В. И. Эрлихом, И. И. Садофьевым, Н. Н. Никитиным и другими литераторами.

Тема любви в лирике С.А.Есенина.

Сергей Есенин… Вот уже в который раз я перечитываю его стихотворения. И в который раз, закрыв книгу, словно впервые еще долго пребываю под впечатлением от прочитанного. Нет - от прочувствованног о, пережитого всем сердцем! Водоворот чувств манит, очаровывает, уносит в неведомые волшебные дали, где царствует нежность, грусть, восторг, радость, сожаление, светлая печаль, красивая мечта… И - всегда - любовь. Любовь во всех ее проявлениях - к матери, к родине, к животному и растительному миру, к природе, к женщине. Любовь, ставшая главной темой всего творчества Есенина, волнует сердца читателей. Каждому из нас понятны и близки есенинские строки раздумья об уходящей молодости, о разладе между чувством и разумом, о нравственном очищении, о противоречиях любви. Этот список можно продолжать бесконечно долго - ведь поэт писал о самом сокровенном, о том, что хоть раз в жизни испытал каждый человек.

Поэтому кажется, что он писал о нас - обо всех и в то же время именно о тебе, единственном, таком похожем и таком не похожем на остальных. Любовь поэта… У Есенина она прекрасна и возвышенна, светла и трагична, озарена надеждой, искренностью, страстью, чистотой, верой. С самых первых строк, родившихся в пылком юном сердце.

Любовь к матери.

Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. Исследователи отмечают, что в стихотворениях последних лет у Есенина все чаще звучит мотив блудного сына, который, вдоволь наскитавшись по чужим краям и хлебнув достаточно горя, ищет родной уголок, где его смогут принять и залечить душевные раны. Некоторые читатели убеждены, что поэт интуитивно предчувствовал скорую гибель и бессознательно искал защиты у той единственной женщины, которая всегда будет к нему отзывчива, милосердна и примет под своё крыло, спрятав от невзгод.

«Письмо матери».

Стихотворение «Письмо матери» написано в 1924 году. Это одно из программных произведений Сергея Есенина. Это тема возвращения.

В 1924 году Есенин сумел посетить свою родную деревню. После долгих лет разлуки он наконец-то встретился с матерью и любимыми сёстрами. Эта встреча не могла не выразиться в стихах, ведь лирику Сергея Есенина отличает единство проблематики. Всё его творчество сосредоточено на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляя своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина».

Стихотворение «Письмо матери» написано в жанре послания. Этот жанр широко использовался русской классической литературой, но никогда этот жанр не был так нежно и просто выражен. Но самое главное, что никогда послания не были настолько похожи на настоящее письмо. Объясняется это тем, что это стихотворение обращено самому родному человеку, поэтому всё произведение написано в очень доверительной манере. Помогает поэту создать особое настроение точно и правильно подобранная лексика.

Так в стихотворение введены просторечия :

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне…

Или в другом четверостишии: «Это только тягостная бредь».

Также легко и непринуждённо Есенин использует вульгаризмы и жаргонизмы , что говорит о том, что и та, и эта лексика привычна поэту:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож…

Не такой уж горький я пропойца…

Как уже говорилось, стихотворение написано в доверительной манере, и для него характерны формы разговорного синтаксиса :

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Присутствуют здесь обращения : «Ты жива ещё, моя старушка?»; призывы: «…ничего, родная! Успокойся»; восклицания: «…и молиться не учи меня. Не надо!».

«Случайный» выбор слов, а также эти синтаксические приёмы создают впечатление безыскусственног о разговора. А когда герой говорит о доме или вспоминает яблоневый сад, в стихах появляется метафорическое олицетворение :

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Эпитеты:

Пусть струится под твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет…

Вместе с тем, в стихотворении присутствует синтаксис и фразеология высокого книжного стиля:

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Благодаря перебоям двух стилевых планов, интимная беседа становится напряжённым лирическим монологом, житейский факт приобретает общее значение, простые человеческие ценности вырастают в символы высокого и прекрасного. Анафорический повтор («ты одна мне…») усиливает экспрессию всей фразы, которая звучит ещё более печально.

В стихотворении «Письмо матери» выражена надежда на то, что преодоление раздирающих душу противоречий возможно через соприкосновение с исконным, вечными святынями: отчим домом, материнской любовью, красотой природы.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Но в стихотворении звучит и тревожная нота: надежда лирического героя несостоятельна. Причина этому – он сам, утративший способность управлять своей судьбой:

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось…

Здесь звучит намёк на то, что в жизни поэта происходили большие и не всегда для него приятные события. Жизнь, по-видимому, сложилась не так, как хотелось. Отсюда такая боль и горечь, прозвучавшая в следующих строках:

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось…

И фраза поэта – «к старому возврата больше нет» — звучит как завершающий аккорд молодости и мечтаний.

Лирический герой стихотворения «Письмо матери» покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью». Гораздо легче говорить о любви к человечеству, чем быть чутким к людям, которые тебя окружают (родителям, сёстрам, братьям, друзьям…). И как же часто мы бываем черствы по отношению к самым близким, в особенности, к родителям.

Любовь к природе.

Большая часть произведений Есенина посвящена России.

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это - в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. «Моя поэзия богата одной любовью - любовью к Родине. Это - ведущая ее тема, которая питает все мое творчество», - говорил Есенин.

О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу. Как настоящий поэт Есенин заявил о себе с самых первых стихов.

«Вот уж вечер. Роса…».

Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами.

Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком. Между тем, именно к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…», написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву. Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует. В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности.

Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, «прислонившись к иве» и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей луны падает на крышу дома. «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу», - отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко. Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи. Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе. Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой «сонный сторож стучит мертвой колотушкой», отпугивая непрошеных гостей.

От этой простой картины сельской жизни веет спокойствием и безмятежностью, однако поэт еще не подозревает, что очень скоро будет мечтать о том, чтобы вернуть прошлое. Оно будет ускользать от Есенина с поразительной скоростью, стирая в памяти любимые образы и воспоминания. Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом. Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.

Любовь к братьям меньшим.

Образный мир лирики С.Есенина построен на зоологических метафорах, что является одной из особенностей его творчества.

Стоит отметить, что большинство стихотворений С.Есенина, связанных с животными, заканчиваются трагически. Это – одна из особенностей философских есенинских мотивов, пронизывающих всю его лирику, основная мысль которых – бренность и конечность всего земного.

«Лисица» .

Животный мир у С. Есенина – часть природы, живой, одушевлённой, разумной. Его птицы и звери ведут себя естественно и достоверно, поэт знает их голоса, повадки, привычки. Они бессловесны, но не бесчувственны, а по силе своих чувств и переживаний не уступают человеку. Все стихотворения С. Есенина о животных сюжетны, они раскрывают образ животного в драматических для его судьбы ситуациях. В стихотворении «Лисица» Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:

Желтый хвост упал в метель пожаром,

На губах - как прелая морковь.

Пахло инеем и глиняным угаром,

А в ощур сочилась тихо кровь.

Есенин как бы очеловечивает главных героев в своих стихотворениях, им больно и грустно, как человеку. Их силы закончились, уже нет надежды выжить или вернуть своих детей.

Лучшие стихотворения Есенина о животных: «Корова», «Песнь о собаке», «Лисица» — трагичны, но при этом в них нет лирического наблюдателя, извне, по-человечески переживающего трагедию замученного существа (в отличие от Некрасова, наделяющего животных такими гуманно-сострада тельными эпитетами, как «бедные», «сердечные», «горемыка», «несчастный»). Трагизм у Есенина передан через мировосприятие самих животных, которое впервые в русской анималистической поэзии выражается «несобственно-пр ямыми» формами высказывания — словно бы словами автора говорит сам персонаж: «Колыхалася в глазах лесная топь… Мокрый вечер липок был и ал» — переданное изнутри мироощущение раненой лисицы, для которой весь мир залит ее собственной кровью, трепещет ее дрожью.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

Колыхалася в глазах лесная топь.

Из кустов косматый ветер взбыстрил

И рассыпал звонистую дробь.

Животное, сохраняя объективные, натуральные черты, впервые становится безусловным и полноправным лирическим объектом. Причем трагедия животных у Есенина не сводится к переживанию собственной боли — их мир расширен и согрет состраданием к детенышам. Этим подчеркивается переход к самим животным той лирической точки зрения, которая раньше принадлежала исключительно герою-наблюдател ю, по-человечески сострадавшему их бедам.

Любовь к женщине.

Любовная лирика занимает значительное место в поэзии С. А. Есенина. В его стихотворениях нашли свое отражение разнообразные переживания поэта - радость встреч с любимой, тоска в разлуке, грусть, отчаяние .

Есенин был очень любим женщинами, но интимная лирика поэта зачастую окрашена трагизмом. В книгу Есенина «Москва кабацкая» вошли два цикла: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана». В них описывается не любовь в высоком смысле, а чувства, характерные для подростков, когда женщина и притягивает, и раздражает одновременно. В юношеской незрелости проступают надрывные интонации.

Многие любовные стихотворения Есенина посвящены конкретным женщинам. Например, цикл «Любовь хулигана» посвящен актрисе Камерного театра Августе Леонардовне Миклашевской, а в стихотворениях «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Собаке Качалова» говорится о сложных взаимоотношениях поэта с его самой любимой женщиной - первой женой Зинаидой Николаевной Райх, а стихотворение «Ну, целуй меня, целуй» посвящено Софье Андреевне Толстой.

«Ну, целуй меня, целуй».

Сергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. Тем не менее, своим любимым женщинам он посвятил множество восхитительных, нежных и страстных стихов. Среди них – произведение «Ну, целуй меня, целуй…», созданное в 1925 году. До трагической гибели поэта оставалось немногим более 8 месяцев.

Последний период жизни Есенина неразрывно связан с именем Софьи Толстой, которая стала последней супругой поэта. Этот союз был обречен с самого начала, так как Есенин не испытывал особо глубоких чувствк своей избраннице. По большому счету, ему было все равно, с кем в очередной раз идти под венец, и на брак поэт согласился лишь из уважения к своей новой пассии, которая была в него искренне влюблена. Софья, воспитанная в интеллигентной семье и являющаяся внучкой Льва Толстого, отличалась сдержанным нравом и целомудрием. Эти качества безумно раздражали Есенина, которому всегда импонировали страстные и темпераментные женщины. Поэтому в стихотворении, посвященном супруге, он отмечает: «Не в ладу с холодной волей кипяток сердечных струй». В этой фразе содержится намек на то, что эти два человека совершенно не подходят друг другу, и остается лишь догадываться, что может их связывать в обычной жизни.

Разница в возрасте у Есенина и Толстой была незначительной, составляя всего 5 лет, однако казалось, что поэт прожил на целую жизнь больше своей избранницы. Поэтому, обращаясь к ней в стихотворении, он позволяет себе менторский тон, отмечая: «Понимай, моя подружка, на земле живут лишь раз!». Следует отметить, что в тот момент, когда создавалось это произведение, Есенин и Толстая еще не были официально женаты. Более того, о свадьбе автор даже и не помышлял. Зато очевидно, что о своей скорой кончине поэт догадывался, поэтому и подарил миру следующие строки: «Песню тлен пропел и мне». Именно в этот период Есенин особенно остро ощущает, насколько скоротечна жизнь, и понимает, что она может оборваться в любой момент.

Поэтому он хочет получить от нее все, что возможно, заявляя: «До кончины губы милой я хотел бы целовать». Поэт рассчитывает на то, что найдет понимание со стороны своей избранницы, которая действительно готова ради него поступиться собственными принципами и забыть о хороших манерах. «Пей и пой, моя подружка», - просит ее Есенин, прекрасно понимая, что подобные моменты безудержного веселья в его жизни становятся все более редкими и непродолжительны ми. И очень скоро наступит тот период, когда одиночество поэта уже некому будет скрасить.

Практическая часть.

Одной из главных задач моего проекта было узнать, что ученики 9-10 классов знают о жизни и творчестве С.А. Есенина.

Я провела анкетирование, в котором задала учащимся 5 вопросов:

1. Где родился С.А. Есенин?

2. Какую дату, связанную с Есениным, Россия праздновала в 2015 году?

3. Назовите 3-5 стихотворений С.А. Есенина, которые вы знаете наизусть.

4. Какие темы затрагивал Есенин в своем творчестве?

5. Какое твоё самое любимое стихотворение С.А. Есенина?

В процессе анализа я сделала выводы:

    28% учащихся 9-10 классов знают, где родился С.А. Есенин.

    74% учащихся 9-10 классов знают дату, связанную с Есениным, которую Россия праздновала в 2015 году.

    37% учащихся знают наизусть стихотворение «Берёза», 15% — «Письмо к женщине», 14% — «Гой ты, Русь, моя родная…», 14% — «Ты меня не любишь, не жалеешь», 12% — «Письмо матери», 7% — «Не жалею, не зову, не плачу…», 7% — «Черёмуха».

Также были упомянуты такие стихотворения, как «Корова», «Заметался пожар голубой», «Метель», «Осень», «Ну, целуй меня, целуй», «Лебедь», «Пороша».

    36% учащихся сказали, что Есенин затрагивал тему любви в своём творчестве, 33% упомянули тему природы, 23% — отечество, 7% — одиночества, 1% — свободы.

Мне было очень интересно узнать, какие же любимые стихотворения у учащихся 9-10 классов. Большинство учащихся упомянули такие произведения, как «Берёза» и «Письмо к женщине».

Выводы.

Сергей Есенин, наверное, более других поэтов стремился душой к добру и любви. Потому эта любовь, эти чувства так ярко, так тепло освещают все его творчество.

Невозможно отобразить всю полноту творчества Сергея Есенина в одном проекте. Например, на тему любви к Родине в стихах Есенина, можно создать отдельный проект. В его поэзии Родина звучит не только как Россия, но и как место, где ты родился. Может поэтому он близок каждому русскому человеку, будь то москвич, сибиряк или сочинец, и за эту близость мы и называем его народным поэтом.

Творчество Сергея Александровича Есенина вдохновило меня на написание собственных стихотворений. В будущем я бы хотела выпустить свой сборник стихотворений и написать книгу.

Список литературы:

    https://yandex.r u/images/search? text=сергей%20ес енин

    https://ru.wikip edia.org/wiki/Ес енин,_Сергей_Але ксандрович

    http://rupoem.ru /esenin/all.aspx

    Биография писателя. Сергей Есенин. И.С. Эвентов. Москва «Просвещение» 1987 год.

    Сергей Есенин «Клён ты мой опавший…». Оформление. OOO «Издательство «Эксмо», 2015.

    На родине Есенина. С. Васильев, Н. Гончарова. Москва – 1976.

    На Родине С.А. Есенина. Серия «память места СССР». «Планета», Москва, 1985.

    Вырезки из газеты «Комсомольская правда», 1975 – 1999.

Сочинение.

Здравствуйте, Светлана Анатольевна!

Я пишу вам письмо, для того чтобы рассказать вам о моем любимом поэте, которому в этом году исполнилось сто двадцать лет. Я говорю о великом поэте Сергее Александровиче Есенине.

За свою короткую жизнь он написал множество стихотворений. В своих стихотворениях Есенин выражал любовь ко всему живому, жизни, к родине и к женщинам.

Своё письмо хочу посвятить теме любви в лирике Есенина. В стихотворениях поэт передает различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике богатая образность и разнообразные интонации служили воспеванию красоты светлых чувств. Поэт воспринимает любовь как чудо: «Кто выдумал твой гибкий стан и плечи – к светлой тайне приложил уста». Поэт был очень любим женщинами, но лирика была окрашена трагизмом.

Есенин, мечтавший о высоком чувстве, о духовной близости, показывает лишь страсть в своих произведениях. Такая любовь не просветляет, а опустошает человека. Многие любовные стихотворения Есенина посвящены конкретным женщинам. Например, цикл «Любовь хулигана» посвящен актрисе Камерного театра, а в стихотворениях «Письмо к женщине», «Письмо от матери» говорится о сложных взаимоотношениях поэта с его самой любимой женщиной – первой женой:

Вы помните, Вы все, конечно, помните,

Как я стоял, Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое в лицо бросали мне.

В последний год жизни Есенин создал стихотворения о любви, в которых осуждает ложь в человеческих отношениях, с тоской пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Эти стихи очень трагичны. Себя он считает уже неспособным любить, это справедливая расплата за неразборчивость чувств. Единственная надежда, что любимая женщина вспомнит о нем хоть когда-нибудь. В стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь…» он пишет:

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь.

Есенинский герой проходит путь от восторженного восприятия любви, восхищения женской красотой до мысли о невозможности гармонических отношений между двумя людьми.

Одно, из моих самых любимых стихотворений Есенина «Ну, целуй меня, целуй»:

Ну, целуй меня, целуй,

Хоть до крови, хоть до боли.

Не в ладу с холодной волей

Кипяток сердечных струй.

Благодаря этому стихотворению, я написала свое:

Не могу отвести свой взгляд.

Твои губы алые оставляли следы на моих щеках,

И глаза твои серые опьяняли меня не раз,

Конечно, моё стихотворение не такое, как у Есенина, но мое отношение к любви такое же, как у него.

Теперь я понимаю, почему его так любили женщины. Они любили его не только за красоту и харизму, но и за умение красиво писать стихотворения. От них не только становится радостно на душе, они дают задуматься о многом и, главное, они оставляют следы на сердце.

А в конце своего письма я хочу рассказать вам о том, как я познакомилась и продолжаю знакомиться с творчеством этого великого и незаменимого поэта.

Всё началось с того, что на одном из семейных праздников моя бабушка прочитала стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». Оно заинтересовало меня. Я сразу начала его искать. Найдя, поняла, что оно невероятное и человек, который это написал, имеет великий талант. Позже я изучила биографию Есенина. Мне было очень грустно, когда я узнала, что он прожил всего тридцать лет. А в этом году мне подарили сборник его произведений, который я прочла в первый же день. Теперь, когда мне плохо и грустно на душе, я читаю и учу его стихотворения.

Сергей Александрович Есенин полностью изменил мое отношение к любви. Хоть его стихотворения мужские, я вижу в них себя. Для меня он останется самым любимым поэтом, ведь он изменил меня.

Я влюбилась в тебя без памяти,

Не могла отвести свой взгляд.

Твои губы алые оставляли следы на моих щеках.

И смущалась при встрече я каждый раз.

Я помню ту красную розу, которую ты подарил.

И улыбку твою беззаботную, которой меня одарил.

Как хочется мне признаться в прекрасных чувствах к тебе,

Но я не могу сознаться, и это умрет во мне.

Приложение

Http://pishi-sti hi.ru/pismo-mate ri-esenin.html

Когда речь заходит о любовной поэзии, то в первую очередь вспоминаются нежные, романтичные и легкие произведения Сергея Есенина, который вошел в историю русской литературы как выдающийся лирик.

Особое внимание привлекает биография поэта. Сергей пользовался популярностью у женщин, да и сам автор был невероятно влюбчивым и эмоциональным. Всеми своими переживаниями и секретами любовных историй он делился с листом бумаги, на котором появлялись строки, не оставляющие равнодушным ни одного читателя.

Всю глубину и красоту любви поэт прочувствовал в последние годы жизни, об этом нам рассказывает сборник произведений «Персидские мотивы», написанный в 1924-1925 годах. Настоящим шедевром в данном цикле стихов является признание в любви восточной девушке в произведении «Шаганэ ты моя, Шаганэ». В данном стихе Есенину удалось тонко и ненавязчиво воспеть красоту родного края, поделится с прекрасной незнакомкой мыслями о родной земле и девушке, которая ждет его там. Стих читается на одном дыхании, написан легко и просто, но в то же время оставляет яркое послевкусие.

Еще одним важным стихотворением в любовной лирике Есенина является произведение «Письмо к женщине». Эта работа также относится к лирике последних лет поэта, в ней просматривается невероятное уважение к женщине и глубокое понимание совершенных в молодости ошибок. В письме автор просит прощение у женщины, которую когда-то любил. Шальная и разгульная жизнь стала главной причиной, по которой отношения не сложились и теперь поэт, с высоты прожитых лет, просит прощения и сожалеет о том, что потерял любимую.

Творчество С. А. Есенина неразрывно связано с те­мой любви, оно как бы и не существует без этого высо­кого чувства. Душа поэта не может не любить, не восхищаться, не пылать страстью. Она дышит любовью, живет ею, что и находит свое отражение в лирике.

Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относя­щиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными пес­нями, полны деревенской мелодичности и напевно­сти. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы («Подражанье песне», 1910г.). С ранних лет в душу С. А. Есенина запали народные сказания, поговорки, загадки. Поэтому первые его стихи отличаются пол­нотой красок, звуков, запахов. В его стихах - мягкая зелень полей, алый свет зари, белый дым черемухи, голубой песок неба.

Любовная лирика занимает значительное место в поэзии С. А. Есенина. В его стихотворениях нашли свое отражение разнообразные переживания поэта - радость встреч с любимой, тоска в разлуке, грусть, от­чаяние. Но тема любви в его стихах тесно переплета­ется с главной есенинской темой - темой любви к Ро­дине. Любовь к женщине раскрывается у него через любовь к родной земле. Он с поразительной способно­стью одушевляет природу отчего края:

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Березка - его любимый образ, становится берез­кой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; горящая своими плодами рябина; осины, смотрящие в розовую воду; рожь с ле­бединой шеей и множество других удивительных ме­тафор и образов создают в творчестве С. А. Есенина свой особый мир - мир живой и одухотворенной при­роды, в котором жил он сам.

Поэзия любви, сливаясь воедино с поэзией приро­ды, черпает из нее целомудренность весеннего цвете­ния, чувственность летнего зноя.

Возлюбленная поэта - это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом во­лос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа. Так С А. Есенин описывает свою любимую в стихотворе­нии «Не ходить, не мять в кустах багряных...», напи­санном в 1916 году.



В стихотворении «Зеленая прячется...» девушка предстает перед нами в любимом образе поэта - в об­разе тонкой березки, что «загляделась в пруд». Сама березка нам рассказывает, как «ночью звездной» «за голые колени... обнимал» ее пастух и «слезы лил», прощаясь с ней «до новых журавлей ».

В начале двадцатых годов происходит резкая сме­на настроения поэта в стихотворениях о любви. Есе­нин, став свидетелем событий революции, видя изме­нения, происходящие в стране, глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цик­ле стихотворений «Москва кабацкая», где деревен­ский песенный лиризм заменяется отчетливым рез­ким ритмом. Поэт, переживая вместе с народом тяже­лые перемены в России, не может определить своего места в жизни, глубоко страдает от сознания душев­ной раздвоенности. Он ждал от революции осуществ­ления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, сча­стливой жизни на земле. Но на самом деле произошло разорение деревенской «голубой Руси». С. А. Есенин почувствовал, что происходит разрушение гармонии с природой. В одном из своих писем этого времени он писал: «Трогает меня... только грусть за уходящее ми­лое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, ме­ханического... Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о ко­тором я думал». Это тяжелое настроение выражается и в любовной лирике. Здесь мы уже не встретим слов о возвышенной любви, нет того любования природой, что всегда присутствовало в ранних стихах. Поэт «без возврата» покидает «родные поля». «Да! Теперь ре­шено. Без возврата...», - пишет он в 1922 году. Чувст­ва попраны, на первый план выходят сиюминутные влечения: «Когда... светит месяц... черт знает как», он идет «переулком в знакомый кабак». Нет красоты розового заката, есть только «шум и гам в этом логове жутком».

Отношение к женщине резко изменяется: она уже не стройная березка-девушка, а «паршивая» прости­тутка, которую «излюбили», и «замызгали». Она грязна, глупа, а вместо любви вызывает только нена­висть. Такое настроение поэта выражается в стихо­творении «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», напи­санном в 1923 году. Однако подобные образы являют­ся демонстративным выражением подавленного состояния внутреннего мира поэта. Порочная «кабац­кая » любовь - это отчаянный поэтический крик о гу­бительной страсти кабаков. И все же через тягостный душевный настрой поэтических произведений проби­вается присущий С. А. Есенину лиризм, вырывается на страницы стихотворений задушевность, которые еще больше подчеркивают глубокую трагичность со­стояния души поэта: Дорогая, я плачу, Прости... прости...

В 1923 году поэт возвращается из большого зару­бежного путешествия, которое сыграло значитель­ную роль в его творчестве. Он разочаровывается в бур­жуазно-демократических началах западного мира, разочаровывается и в прошлых идеалах. С. А. Есенин убеждается, «до чего прекрасна и богата Россия. Ка­жется, нет еще такой страны и быть не может». Он не пишет стихотворений о заграничных впечатлениях, ничто не вдохновляет его на творчество вдали от род­ной земли. В его лирике звучит мотив грусти, сожале­ние об ушедшей молодости, о прожитых впустую го­дах, растраченных силах и времени в кабаках среди бродяг и проституток. Теперь поэт снова «запел про любовь», зарекаясь скандалить. В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он пишет: Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Лирический герой снова окутан «голубым пожа­ром», его разжигает «поступь нежная, легкий стан» и, конечно же, волосы «цветом в осень». Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых –

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

В стихотворении «Сукин сын», написанном в 1924 году, С. А. Есенин вспоминает забытую «девуш­ку в белом», и душа его снова оживает: Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе... В памяти возрождаются мысли о светлой, чистой деревенской юности. Но разгульная кабацкая жизнь уже успела наложить свой отпечаток на судьбу поэта и вернуть «песню былую» уже невозможно: Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. В этот же период Есенин создает цикл стихотворе­ний «Персидские мотивы», наиболее известным из которых является «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». В нем говорится о том, как, находясь вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщине о несравненной красоте рязанских раздолий, наполнивших его жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями:

... Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне...

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий...

Как и весь цикл стихов, оно наполнено романтиче­ским настроением и светлой грустью:

Там на севере, девушка тоже,

Может, думает обо мне...

«Видно, так заведено навеки...» - в этом стихотво­рении, написанном в 1925 году, изливается грусть не­сбывшихся надежд на счастье «к тридцати годам». Лирический герой был готов гореть «розовым огнем», «сгорая» вместе с любимой. И хотя она сердце «со сме­хом» другому отдала, но, тем не менее, эта любовь, безответная и трагичная, «глупого поэта привела... к чувственным стихам». Будучи отвергнутым, лириче­ский герой остается верен прежнему чувству. Он на­ходит снова верного посланника - это «милый Джим»:

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Стихи С. А. Есенина продолжают нас волновать своим драматизмом лирических переживаний спустя много лет со времени их написания. Это связано с тем, что есенинский лиризм, трагичный и возвышено-романтический, вызывает в читателе чувства, которые близки и понятны каждому.

«Анна Снегина» (1925 г)

Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» - произведение во многом итоговое, в котором личная судьба поэта соотнесена с судьбой народной. Поэма тесно связана с лирикой Есенина, вобрала в себя многие ее мотивы и образы.

Центральным, организующим началом поэмы являет­ся речь самого Есенина, Голос автора, личность автора, его отношение к миру пронизывает все произведение. Приме­чательно, что автор не навязывает своих взглядов, своего отношения к миру другим героям, он только объединяет их в поэме.

Поэт определил свое произведение как лиро-эпичес­кое. Главная его тема - личная. Поэтому все эпические события раскрываются через судьбу, чувства поэта и глав­ной героини.

Само название поэмы говорит о том, что все основное сосредоточено в Анне Снегиной и в тех отношениях, которые связывают с ней поэта. Не раз уже отмечалось, что имя героини звучит как-то особенно поэтично и много­значно. Снегина - символ чистоты белого снега - пере­кликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности. Немало встречается и знакомых по есенинской лирике образов: «девушка в белом», «тонкая береза», «снежная» черемуха. Но все знакомое соединено в образе главной героини.

То, что Анна Снегина оказалась вдали от родины, - это печальная закономерность многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь».

В поэме тесно связаны тема родины и тема времени. И хронологическом смысле основа поэмы такова: основная часть (четыре главы) - это рязанская земля 1917 года; в питой главе - набросок судьбы одного из уголков большой деревенской Руси от революции до первых мирных лет (действие в поэме кончается 1923 годом). Естественно, что за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Автор отобрал те факты, которые относятся ко времени крупнейших исторических событий в стране: первой мировой войны, Февральской революции, Октябрьской революции и классовой борьбы в деревне. Но для нас особенно важным является не само изображение эпических событий, а отношение к ним поэта.

Есенин не идеализирует русское крестьянство, он видит его неоднородность, видит в нем и мельника со старухой, и возницу из начала поэмы, и Прона, и Лабутю, и мужика, сжимающего от прибыли руки... Своеобразную основу жизни поэт видит в трудовом крестьянстве, судьба которого является эпической основой поэмы. Судьба эта печальна, как явствует из слов старухи-мельничихи:

У нас здесь теперь неспокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны -

Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны, являющиеся про­образом большой братоубийственной войны, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея...» Осужде­ние войны - империалистической и братоубийственной - одна из главных тем. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами - мельником и его старухой, возницей, двумя главными трагедиями жизни Анны Сне­гиной (гибель мужа, эмиграция). Отказ от кровавой бойни - выстраданное убеждение автора и исторически точная поэтическая оценка событий:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я - игрушка,

В тылу же купцы да знать...

И лишь в финале поэмы звучит светлый аккорд - воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда ушедшем. Мы убеждаемся в том, что все лучшее, что осталось позади героя, живет в его душе:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погордившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково:

«Нет!» Далекие, милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Эпилог был очень важен для Есенина - поэта и человека: ведь все это помогало ему жить. Эпилог означает и то, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны, он как бы соединяет времена, подчеркивая их неотдели­мость от судеб родной земли.

Широта исторического пространства поэмы, ее откры­тость жизненным впечатлениям, лучшим движениям души человека характеризует последнюю и главную поэму «поэ­тического сердца России» Сергея Есенина.

18 февраля 2015

Есенин раскрывается в своих стихах. Он дает возможность каждому, кто читает поэмы, заглянуть прямо в душу одному из самых гениальных людей России того времени.

Биография поэта

Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября) в 1895 году в Рязанской губернии, селе Константиново, а умер 28 декабря в 1925 г. в Ленинграде. Всю жизнь он страстно любил свою родину, что, безусловно, прослеживается во многих его стихах. Страна вдохновляла его на лирику.

Жители России становились героями в поэмах. Зачастую он описывал простую крестьянскую жизнь.

В отличие от того же Некрасова, Сергей Александрович знал о крестьянских проблемах не понаслышке, поскольку и сам был в том же положении.

Судьба была к нему благосклонна, и в 1904 году мальчик отправился постигать основы наук в земское училище Константинова. Затем продолжил обучение в церковноприходской школе. Закончив ее, Есенин собрал вещи и переехал в Москву. Там он поначалу работал в лавке у мясника, потом в типографии. При этом не забывал про обучение. Был вольнослушателем в Народном университете им. Шанявского, где посещал курсы истории и философии.

Начало поэтической жизни

Работа в типографии позволяла знакомиться с писателями и поэтами, которые приходили издаваться. Его первые стихотворения опубликовал журнал “Мирок” в 1914 году. Его не смутило то, что пришлось писать на детскую тематику. Любовь в лирике Есенина проявилась позже.

В 1915 году его впервые услышали Городецкий и Блок. А годом позже его забрали в армию. Шла война, на которой он стал санитаром. В то же время вышел первый сборник стихов «Радуница», принесший ему популярность.

Есенина любила императрица Александра Федоровна и ее дети. Он выступал перед ними в Царском Селе.

Новая эра

В начале 20-х годов молодой Сергей Александрович открывает для себя имажинизм и становится его представителем.

После поездки по Средней Азии увлекся восточными мотивами, песнями, стихами.

В двадцать первом году происходит событие, которое меняет его жизнь. Он влюбляется в Айседору Дункан, танцовщицу, на которой через полгода женится. После свадьбы они уехали за границу и там провели медовый месяц. В Америке пара задержалась на четыре месяца.

Вскоре по возвращении брак распался.

Есенин посвятил себя издательскому делу и небольшому книжному магазинчику. До самой смерти много путешествовал.

Последние годы

В последние годы на него заводили несколько уголовных дел за драки, пьянство, неприличное поведение.

Советское правительство старалось поддерживать Есенина, считая его гением того времени. Раковский советовал Дзержинскому отправить поэта в санаторий, где того вылечат от пьянства.

В 1925 году Сергея Александровича удалось заставить лечь в больницу. Но в декабре того же года он выписался, взял все деньги из своих сбережений и уехал в Ленинград. Там он встречался с видными писателями и литераторами, жил в дорогой гостинице.

Есенин страдал от депрессии. И в той же гостинице, написав пару строчек нового стихотворения, он повесился.

Тема любви в лирике Есенина

Сергей Александрович был не просто поэтом, он был художником и даже музыкантом. Такая чувственная натура артиста страдала от одиночества. Он был женат три раза. Менял одну любовницу за другой. Ни одна не принесла ему долгожданного счастья.

Но все они были в свое время откровением для поэта. Каждая становилась музой.

Тема любви в лирике Есенина не была похожа на те же переживания у других. Автор сделал ее актуальной и очень интимной.

Эта тема начала звучать с самого начала в его поэмах. В первых стилизованных под фольклор произведениях вроде «Подражания песне» он наслаждается желанием быть любимым, возможностью украсть поцелуй девушки. Стихотворение больше напоминает лирический напев.

Юная любовь в творчестве Есенина

Первые произведения он посвящал Анне Сардановской. В них Есенин предчувствует радость предстоящей встречи.

Тема любви в творчестве Есенина позже стала смешиваться с восторгом от природы его страны. Он наделяет цветы, деревья, природные явления характерными женскими обличьями. К примеру, Кашину он сравнивает с невинной юной березой. Длинные косы ее причесывает луна. И в то же время в стихотворении рассказывается о том, как пастушок приходит к дереву, что превращается метафорически в девушку. Он обнимает ее за оголенные коленки. Но ухаживания эти невинны.

Книга Есенина «Стихи о любви» тоже пропитана целомудренными чувствами. Она не получила должного внимания и не была опубликована. А затем тема любви в стихотворениях Есенина начала преображаться. Она видоизменилась.

Есенин на перекрестке

Меняется его настроение в «Москве кабацкой». Мало того что Есенин переживал трудности в личном плане. Менялась Россия. Возникало абсолютно новое государство, с другими моральными ценностями. Ему казалось, что больше никому его творчество не понадобится.

В то же время поэт начал искать утешения в алкоголе. Он попробовал заглушить боль, и ему ненадолго стало легче. С тех пор Есенин не мог себе отказать.

Опьянелый от вина, он утратил свою невинность взглядов. Поэт пишет «Письмо к женщине», ставшее его исповедью, признанием в том, что напивается из-за страданий.

Тема любви в творчестве Есенина превращается отныне из божественного знака в чуму, в болезнь. И он становится циником, видящим лишь плотские проявления чего-то ранее святого.

Женщины превращаются в собачью свору, готовую загрызть его. Но в конце стихотворения поэт описывает, что не в силах сдерживать слезы, и просит прощения.

Сергей старается заглушить собственную боль любовью. Тема любви в поэзии Есенина становится лекарством. И снова его произведения становятся окрыленными и преисполненными надежд.

Новая любовь

У него появляется новая муза - Августа Миклашевская. Она исцеляет Есенина, дает возможность творить. У поэта рождается цикл стихов «Любовь хулигана». Он опять идеализирует некогда ненавистное чувство.

Ярким примером этого периода жизни можно назвать стих «Заметался пожар голубой». Есенин уверяет, что для него это чувство возникло как впервые, и он теперь не хочет скандалов и ссор. Алкоголь забыт. Жизнь окрасилась в яркие краски. Тема любви в лирике Есенина преобразилась. Себя поэт сравнивал с хулиганом, которого приручили.

Августа стала его новым смыслом. Он сравнивал ее даже с Богоматерью.

А в 1924 году у поэта наступает новый виток в жизни. Он знакомится в Батуми с другой музой, Шаганэ. Ей лирик посвятил множество стихов. Для нее создал «Персидские мотивы». Все они словно одно признание своих чувств.

Он писал о том, что не знает персидского, но язык не помеха. Тема любви в поэзии Есенина понятна для всех. В этом сборнике светлое чувство смешивается с ностальгией по родному дому.

В нем сражаются две стороны. Одна из них сходит с ума по девушке, вторая не может оставить Родину.

Финальные аккорды лирики

Есенин после многих попыток обрести любовь, окончательно в ней разочаровывается. Последние стихи больше пропитаны ненавистью к светлому чувству, иронией, цинизмом. Он подмечает лишь неискренность в женском поле, видит его лукавство. В одном из стихов Есенин называет дам пустыми.

До последнего момента он верил, что может встретить свою мечту, настоящее чувство. Ему хотелось увидеть идеал. В стихотворении «Листья падают, падают листья» звучит не столько отчаяние, сколько желание быть любимым, отдаться любви, повстречать чистую девушку, с которой можно прожить до конца дней. Есенину хотелось успокоиться. И он искал ту, которая могла бы излечить раны повидавшего многое поэта.

Лирика Есенина передает читателям полную и подлинную гамму его чувств. В ней нет лжи. Она целиком соответствует биографии поэта. Все его эмоции были выплеснуты на бумагу. Казалось, что Есенин ничего не утаивал от других. Он жил, словно открытая рана.

Возможно, именно поэтому его поэзия до сих пор остается такой актуальной. Она всегда будет популярной, любимой многими. Ведь он говорил для людей и о человеческих чувствах.

Поэт понимал это. Тема любви в лирике Есенина доступна и понятна каждому. Все ее переживают. Большинство страдает от каких-то проблем.

Любовь к России

Виды любовной лирики бывают разными. Она может быть адресована к родным, к близким, а может относиться и к целому государству.

Есенин был любимым поэтом для императорской семьи, а позже стал народным достоянием при советском обществе. Как так могло произойти?

Все дело в том, что он говорил общим языком с народом. Тема любви в произведениях Есенина была наполнена признательностью к своей стране. Он не один раз пожертвовал личным счастьем ради нее.

Чаще всего Родина отвечала ему взаимностью.

Сергей Александрович как-то подметил, что вся лирика его живет только благодаря любви к России. В его поэзии это название встречается, возможно, чаще, чем все остальные.

Есенин не уставал делать признания в своих чувствах к Руси. Эта любовь легла в основу всех его жизненных деяний. Она оказалась сильнее, чем сам поэт.

Все, что ощущал Есенин, что окружало его, и было Родиной. Ему сложно давалось отделить одну тему от другой. Любовь к своему государству вплеталось в другие сюжеты. Очень часто она соединялась с женскими образами и становилась еще более личной.

К примеру, в его строках про осень описывается девушка, «выпитая» другими, с усталостью в глазах.

Природа России всегда была для Есенина чем-то живым, с душой и сердцем. Животные и деревья, времена года становятся такими же важными, как и образы женщин.

Быть может, только эта красота, нежность окружающей среды удерживала долгое время депрессию, которую испытывал Сергей Есенин. Тема любви к природе стала его отдушиной.

Поэт и политика

В своей любви он не был слеп. Сергей Александрович видел порочность труда крестьян, их нелегкую жизнь. Февральская революция стала для него небывалым достижением, прогрессом. Он надеялся на изменения.

Есенин разочарован тем, что к власти приходят не эсеры, а большевики, и культурой перестают интересоваться.

Со временем поэт предпринимал попытки смириться и полюбить новую власть. У него практически получилось это после поездки в Америку. Но поздние стихи свидетельствуют о том, что он прекрасно помнит те времена, когда власть принадлежала монархии, и ему тяжело угнаться за прогрессом.