Уникальная методика развития детей всех возрастов: «буквограмма. «Тест по химии на тему «Предмет органической химии

Тип урока: лекция с применением аудиовизуальных средств обучения.

  1. Познакомить учащихся с предпосылками возникновения теории строения органических веществ, основными положениями теории А.М.Бутлерова. Уметь доказывать эти положения.
  2. Сформировать понятие об изомерии, изомерах, структурных формулах простейших органических веществ (полные и сокращенные), определять изомеры, гомологи.
  3. Знать значение теории строения органических веществ и основные направления ее дальнейшего развития, причины многообразия органических веществ.
  4. Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о материальном единстве неорганических и органических веществ, познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между строением и свойствами органических веществ.

Оборудование: CD-Rom “Органическая химия. 10-11 классы” (1С, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2002г.), компьютер, проектор, экран, таблицы “Изомерия”, “Гомология”, набор шаро-стержневых моделей, штатив с подсветкой и пробирками, растворы NaOH, HCl, H 2 O, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

Предварительная подготовка учащихся: за 1 неделю до начала урока учащиеся получили следующие задания:

  • подготовить библиографическую справку об А.М.Бутлерове.
  • составить модели молекул органических веществ из шаро-стержневого набора.
  • творческое задание “Противоречия органической химии XIX века”.

Ход урока

Актуализация опорных знаний.

1 ученик у доски: Электронное строение атома углерода, возможные валентности и степени окисления.

2 ученик: обсуждение выполнения домашней работы (ст.149, зад.5).

3, 4 ученики: на листочках выполняют задание №5 стр. 149.

5, 6 ученики: работа по карточкам.

Карточка 1. Составьте структурные формулы следующих веществ: сероводорода, оксида углерода (IV), фосфорной кислоты.

Карточка 2. Составьте структурные формулы следующих веществ: хлороводорода, оксида углерода (II), серной кислоты.

Фронтальная беседа.

  1. Что такое органическая химия?
  2. Сколько органических веществ насчитывается на сегодняшний день?
  3. Какие элементы наиболее часто встречаются в составе органических веществ?
  4. Основные отличия органических веществ от неорганических.
  5. Основная мысль теории Витализма.
  6. Можно ли провести резкую грань между органическими и неорганическими веществами? Почему?

Работа по содержимому CD-ROM

I. Основные положения теории химического строения.

1. Предмет органической химии.

1) Органическая химия как наука.

2) История органической химии.

Ученый И.Я.Берцелиус.

3) Синтез органических веществ.

Ученый Шееле

4) Успехи органического синтеза

Ученые Зинин, Бертло

5) Особенности органических веществ.

6) Гомология.

7) Изомерия.

8) Физические свойства органических веществ.

Учитель подытоживает: Итак, органических веществ число огромно! Значение их трудно переоценить. Органические вещества имеют много особенностей и отличий от неорганических веществ. И начнем мы наше знакомство с ними с теории строения А.М.Бутлерова.

Запишите тему лекции (Смотри Приложение 1 . Презентация к уроку).

Слайд 1. Теория строения органических веществ Александра Михайловича Бутлерова.

Факты без теории – не наука! (А.М.Бутлеров)

Учитель: Какими же фактами обладала наука в XIX веке? Особенности развития органической химии в XIX веке.

Ученик выступает с результатами творческой работы “Основные противоречия химии XIX века” (Смотри Приложение 2. Презентация ученика) .

Слайд 2. Предпосылки возникновения теории строения (Смотри Приложение 1 . Презентация к уроку).

Учитель. Существовало несколько теорий, которые пытались объяснить отдельные факты, но целостной теории на то время не было.

Слайд 3. А.М.Бутлеров (1828 - 1886)

Доклад “О химическом строении вещества”ю.

Теория строения органических веществ.

  1. А.М.Бутлеров (параллельно уч-ся выступают с докладами о его жизни и деятельности)
  2. 1-е положение
  3. 2-е положение
  4. 3-е положение (показ демонстрационного опыта: влияние различных атомов на свойства веществ, содержащих водород: NaOH, HCl, H 2 O, c индикаторами)
  5. Строение органических веществ (параллельно – показ шаро-стержневых моделей)
  6. Изомерия (здесь показываем только изомерию углеродного скелета, положение функциональных групп, межклассовая, геометрическая)

Работа с CD-ROM закончена.

Учитель: Так в чем же причина многообразия органических веществ?

Учащиеся высказывают предположения.

Слайд 4. Причины многообразия органических веществ:

  • способность атомов углерода образовывать цепи (неразветвленные и разветвленные) и циклы;
  • изомерия органических веществ;
  • гомология органических веществ

Слайд 5. Значение теории для науки:

  • подтвердила материалистическое понимание природы;
  • углубила представление о веществе;
  • объяснила и систематизировала накопленные факты;
  • дала научную основу для классификации веществ

В конце урока – тестовая работа (тест раздается каждому ученику в отпечатанном виде).

Тест. Введение в органическую химию.

1. Что входит в состав всех органических веществ?

а) кислород;
б) водород;
в) углерод;
г) все перечисленные.

2. Ученый, сформулировавший основные положения теории строения веществ:

а) Семенов;
б) Бутлеров;
в) Фредерик;
г) Кекуле.

3. Простейший представитель углеводородов:

а) метаналь;
б) метан;
в) метанол;
г) метановая кислота.

4. Углерод в органических веществах имеет валентность:

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

5. К органическим веществам не относится:

а) сероуглерод;
б) углеводород;
в) спирт;
г) эфир.

6. Основной тип химической связи в органических веществах:

а) ковалентная неполярная;
б) ковалентная полярная;
в) водородная;
г) донорно-акцепторная.

7. Гомологическая разность:

а) СН 3 ;
б) СН 4 ;
в) СН 2 ;
г) С 2 Н 6 .

8. Термин “органическая химия” ввел:

а) М.Бертло;
б) Г.Кольбе;
в) А.Бутлеров;
г) И.Берцелиус.

9. Структурные формулы показывают:

а) общее количество атомов в молекуле;
б) количество атомов углерода в молекуле;
в) последовательность соединения атомов в молекуле;
г) расположение атомов в пространстве.

10. Принадлежность к органическим веществам часто можно установить:

а) по выделению СО 2 при их горении;
б) по выпадению осадка при взаимодействии с водой;
в) по цвету;
г) по агрегатному состоянию.

Слайд 6. Ответы:

1 – в 6 – б

Слайд 7. Критерии оценок:

  • “5” – 10 ответов
  • “4” - 8-9 ответов
  • “3” - 6-7 ответов
  • “2” - до 5 ответов

Слайд 8. Домашнее задание: выучить конспект, § 20.1 – 20.3, составить формулы возможных изомеров вещества С 5 Н 12 , творческие задания.

Слайд 9. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Тест по теме:

«Теория химического строения органических веществ»

1.Дополните фразу: «Молекула представляет собой группировку атомов элементов, располагающих в строго определенном порядке, согласно правилам валентности»-отражает суть……………………………………….(выберите ответ):

А) периодического закона;

Б) первого положения атомно-молекулярной теории;

В)второго положения теории А.М.Бутлерова;

Г) первого положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений

(1 балл)

2.Дополните фразу: «Вещества, имеющие одну и ту же эмпирическую формулу(обладающие одинаковым количественным и качественным составом), но разный порядок расположения атомов в молекуле,т.е. разное строение, а потому, и различные свойства, называются…..................»(выберите ответ):

А)гомологи;

Б)изомерами;

В) радикалами;

Г) молекулами,

Д) функциональными группами.

(1 балл)

3.Дополните фразу: «Свойства вещества зависят не только от его количественного и качественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекуле»-отражает суть……….(выберите ответ):

А) третьего положения теории химического строения, разработанной А.М.Бутлеровым;

Б) второго положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений;

В) первого положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений;

Г) суть теории строения органических и неорганических веществ.

(1 балл)

4)Дополните фразу: «Радикал /-СН 3 / называется……….. » (выберите ответ) :

А) этилом;

Б)метилом;

В)пропилом;

Г) бутилом.

(2балла)

5) Дополните фразу: «Пропан имеет формулу…………………..» (выберите ответ):

А)С 3 Н 8 ;

Б)СН 3 -СН 2 -СН 3 ;

В)С 2 Н 5 -СН 3;

Г)СН 3 -СН 3 ;

Д) С 2 Н 6 ;

Е)СН 4 .

(3 балла)

6) Дополните фразу: «Формулы СН 3 -(СН 2 ) 2 -СН 3 ; С 4 Н 10 и СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 3 отражают строение…………………………………»(выберите ответ):

А) трех разных веществ;

Б)одного вещества;

В) двух разных веществ;

Г) одного вещества, называемого бутаном.

(3 балла)

7)Дополните фразу: «В углеводородах реализуется…………………………………………. связь»(выберите ответ):

А) неполярная ковалентная;

Б)полярная ковалентная;

В) неполярная ковалентная и полярная ковалентная;

Г) ионная;

Д) полярная, неполярная ковалентная и ионная.

(1 балл)

8)Дополните фразу: «В предельных органических соединениях реализуется……………………………..связь»(выберите ответ):

А) сигма;

Б)пи;

В) сигма и пи;

Г) другие виды химической связи, кроме ковалентной.

9) Дополните фразу: «Формулы СН 3 -(СН 2 ) 2 -СН 3 (А) и СН 3 -СН(СН 3 )-СН 3 (Б) отражают строение »(выберите ответ):

А) одного вещества- бутана;

Б)двух веществ -н -бутана (А) и изобутана(Б) ,являющихся изомерами;

В)двух изомеров бутана: н-бутана (А)и 2-метил-пропана(Б) ;

Г) углеводородов ряда метана (одно вещество).

4 балла

10)Дополните фразу: «Сигма -связь характеризуется………………………….»(выберите ответ):

А)одной областью перекрывания электронных облаков и относительно малой энергией;

Б) двумя областями перекрывания электронных облаков и относительно малой энергией;

В)одной областью перекрывания электронных облаков и достаточно большой энергией;

Г)двумя областями перекрывания электронных облаков и небольшой энергией.


5. /Martinova/1 Готовимся к ЕГЭ/Химические элементы.doc
6. /Martinova/2 предпрофильная полготовка/титульный лист.doc
7. /Martinova/2 предпрофильная полготовка/эллективные курсы.doc
8. /Martinova/4 Тренировочные задания/7-8 класс(1)/Вещества и их свойства.doc
9. /Martinova/4 Тренировочные задания/7-8 класс(1)/Физические и химические явления.doc
10. /Martinova/4 Тренировочные задания/7-8 класс(1)/Химические элементы.doc
11. /Martinova/4 Тренировочные задания/9 класс(2)/Химическая кинетика.doc
Тест текущего контроля №1

1.Определил органическую химию как химию углеводородов и их производных

2.Впервые получил мочевину нагреванием раствора ционата аммония

3.Органических веществ известно

4.Валентность и степень окисления кислорода в Н 2 О 2 равны соответственно

1) 2 и -1 2) 2 и -2 3) 2 и 0 4) 1 и -1

5. Синтетическим веществам-катализаторам соответствуют следующие природные вещества:

6.Теорию типов предложил

7.Теория,указывающая на то, что органические вещества образуются под действием «жизненной силы»,-это


  1. имеют валентность четыре



  2. все перечисленные факторы

9.Определите валентность и степень окисления в пропане

1) 3 и +4 2) 4 и -4 3) 4 и -8/3 4) 4 и +8/3

10.Ацетилен С 2 Н 2 и бензол С 6 Н 6 отличаются


  1. качественным составом

  2. процентным содержанием элементов в молекуле

  3. молекулярной массой

  4. всеми перечисленными факторами

Тест текущего контроля №1

Предмет органической химии. Теория химического строения А.М. Бутлерова.

1.Ввел понятия «органическая химия» и «органические вещества»

1) Шорлеммер 2) Велер 3) Берцелиус 4) Бутлеров

2.Впервые получил щавелевую кислоту гидролизом дициана

1) Кольбе 2) Берцелиус 3) Бутлеров 4) Велер

3.Неорганических веществ известно

1)около 100 млн. 2) около 1 млн. 3)около 100 тыс. 4) около 20 млн.

4.Валентность и степень окисления кислорода в О 2 равны соответственно

1) 2 и +2 2) 2 и -2 3) 2 и 0 4) 0 и 0

5. Синтетическим веществам - пищевым добавкам и стимуляторам роста соответствуют следующие природные вещества:

1) гормоны 3) витамины 3) ферменты 4) белки,жиры,углеводы

6.Теорию радикалов предложил

1) Жерар 2) Берцелиус 3) Франкланд 4) Кекуле

7.Теория,которая делила органические вещества на группы, близкие воде, хлороводороду, аммиаку или другим веществам, -это

1) теория радикалов 2)теория типов 3) структурная теория 4)витализм

8.Многообразие органических веществ связано с тем, что атомы углерода


  1. имеют валентность четыре

  2. способны образовывать разные по кратности связи

  3. способны образовывать связи С-С и создавать цепи и циклы

  4. все перечисленные факторы

9.Определите валентность и степень окисления углерода в бутане

1) 3 и +4 2) 4 и -4 3) 4 и -5/2 4) 4 и +5/2

10.Нормальный бутан и изобутан отличаются

1)количественным составом

2)молекулярной массой

3)порядком соединения атомов в молекуле

4)всеми перечисленными факторами

Это удивительно. Моему сыну, Паше, всего четыре с половиной года, а он уже самостоятельно:

  • читает книжки (5-10 страниц),
  • пишет целые предложения (правда иногда с ошибками),
  • разучивает ноты, поет понравившиеся песенки,
  • убирает игрушки за собой в комнате (просто, чтобы сделать нам приятное),
  • послушно ведёт себя на всех занятиях в детском саду,
  • и прочие вещи, которые другие дети в его возрасте с трудом делают даже на половину.
Трудно поверить, но еще полгода назад
он ничего из этого не умел.

Хуже того – Паша был невыносим. Был не усидчив, не мог концентрироваться на чем-то одном дольше одной минуты. К примеру, садишься читать с ним книгу, читаешь 1-2 страницы, а он уже играет с кошкой или рисует на руках. Или, например, пытаешься с ним позаниматься: говоришь, это слог «ма» и переспрашиваешь почти сразу: «Паша, прочитай этот слог», а в ответ тишина.

А что было в садике – вообще страшно рассказывать. Он неумел общаться с другими детьми. Кидался в других детей деревянными кубиками, дрался, толкался и т.д. Как-то он вообще умудрился укусить другого мальчика за лоб. Хотя я чуть вслух не засмеялся, когда увидел пострадавшего. Тот мальчик был выше его на 2 головы. Как Паша умудрился его укусить – загадка. Но факт остаётся фактом, он был абсолютно неуправляем.

Что же помогло так кардинально изменить
Пашу за такой короткий срок времени?

А как вы сами думаете? Многие сразу спрашивают: «А в какой же садик вы ходите?». Якобы, это воспитатели так подействовали на ребёнка. Отнюдь не они. Они, конечно, хорошие и замечательные. Но когда на одного воспитателя в группе приходится более 20 детей – о какой индивидуальной работе можно говорить?

Что дальше? Может врачи? И тут вы снова не угадали. Ходили мы и к педиатру, и к психологу, и к логопеду – ответы у всех шаблонные. Одни говорят пить таблетки (успокоительные, витамины и т.д.), вторые – ходить по 3 раза на дорогие доп. занятия, третьи – обвиняют нас в плохом воспитании.

Честно сказать пить успокоительные таблетки мы не стали, я считаю это недопустимым в таком возрасте…, а вот на занятия мы походили (отдали около 10.000 рублей), повоспитывали его по специальной книжке, которую рекомендовал психолог, а результат – плакать хочется.

Кстати, начали этим заниматься в 3 года. То есть на всю эту «коррекцию» ушел целый год. По-моему, уж за это время должен был быть хоть какой-то результат. Или я не прав?

А ларчик просто открывался…

Как часто это бывает в жизни, помогло нам то, на что меньше всего надеялись. Если у вас есть похожие проблемы с вашим ребёнком, вам обязательно стоит это попробовать.

Об этой методике я узнал из телевизора (хоть и редко его смотрю). Там выступала женщина, зовут её Светлана Юлиановна Шишкова. Так вот, она рассказала, что развитие способностей детей (к чтению, к письму, к мышлению и проявлению талантов) зависят от качественного «фундамента».

Я не могу в точности пересказать то, что она говорила, поэтому настоятельно советую прочитать описание этой методики и её возможности . Но часть все равно скопирую вам сюда.

  • ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЕНСОМОТОРНОМ УРОВНЕ (действия и ощущения);
  • АКТИВАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВСЕХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (внимание, память, пространственные отношения);
  • АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА (кандидат психологических наук, доцент Шишкова С. Ю.);
  • ПРОГРАММА РАБОТАЕТ КАК ДЛЯ ЗДОРОВЫХ, ТАК И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ (СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью; ММД – минимальная мозговая дисфункция; ЗПР – задержка психического развития; аутизм и т.д.);

Я заказал эту программу по интернету сразу же, как увидел о ней по телевизору. Зашел на сайт, почитал, посмотрел видео самой Светланы Юлиановны об этой методике, почитал отзывы даже самих детей – потрясающе.

Кстати о результатах, в итоге уже через 2 месяца мы:

  • С удовольствием ходим в детский сад и прекрасно слушаемся воспитателей
  • Ребенок стал более усидчивым, научился концентрировать внимание на занятиях, хорошо запоминает стихи и читает их лучше других в группе
  • Нам дают почти всегда главные роли во всех утренниках
  • Мы пишем! Пишем, конечно, с ошибками, но пишем! Из серии: «спасиба мамачка», «папачка», «малако» и т.д. Зато буквы, какой правильный становится у него почерк… мммм. Это просто чудо! Ощущение, будто развитие его мелкой моторики перешло на совершенно другой уровень.
  • А теперь – внимание…

  • В расширенной версии, одним из бонусов является «Английский язык с легкостью» и мы с Пашей уже начали изучение! Еще год назад на «нашем» слова вымолвить не мог, а сейчас уже английский начинает постигать. Конечно же речь не о разговорном английском)) Пока что, мы изучаем правильность написания букв…

*Программа, кстати, предназначена для детей от 2 до 15 лет. По ней можно готовится и к садику, и к школе. Она очень хорошо развивает мелкую моторику, усидчивость, концентрацию внимания, память, пространственное мышление, логику – в общем развивает мозг ребёнка и у ребенка появляется желание учиться.

Дорогие друзья, родители, мамы
и папы, дедушки и бабушки!

Если вы мечтаете о том, чтобы ваш ребенок был самым лучшим, талантливым и успешным во всём, вы просто обязаны хотя бы посмотреть на эту программу. Покупать или нет, решайте сами. Но как минимум я сильно рекомендую почитать подробнее об этой программе и посмотрите отзывы, которые оставляют сами дети после занятия по этой методике. Там есть, кстати, и их творческие работы, которые делали дети разных возрастов – и в 3 года, и в 6 лет, и в 12 лет. Поверьте мне, ваш ребенок может быть в десятки и сотни раз умнее, быстрее, талантливее, чем сейчас – вам просто необходимо раскрыть его с помощью какого-то инструмента. Я думаю методика «Буквограмма» это прекрасный инструмент для развития фундамента ребенка.

Лично я заказывал и всё читал о . Переходите по ссылке (она без вирусов, всё хорошо))) и читайте уже прямо сейчас.

Здоровья вашим детям

С уважением, Сергей (отец Павла).