Что такое полюс относительной недоступности. Советская экспедиция к полюсу недоступности антарктиды

На планете существуют точки, которые называются полюсами. Это полюса географические и магнитные, полюса холода и недоступности.

На самом деле полюса недоступности уже покорены человеком. А смысл названия заключается в труднодостижимости данных географических точек из-за удалённости удобных транспортных путей.

Если полюс недоступности лежит на суше - он максимально удалён от океана по сравнению с другими точками континента. Если находится в океане - значит, максимально отдалён от суши.

Так, океанский полюс недоступности расположен в 2 688 км от ближайшего берега (причём это не берег континента, а атолл). У океанского полюса недоступности есть своё название - Точка Немо. Располагается эта точка в Тихом океане, на координатах 48°52′ ю. ш. 123°23′ з. д.

Вокруг большем чем на 2,5 тысячи километров - ни островка!

Континентальный полюс недоступности обладает почти таким же радиусом: он только на 43 км ближе к берегу океана, чем Точка Немо - к ближайшей суше. Более 2,5 тысяч км отделяют континентальный полюс недоступности от океана. Нетрудно догадаться, что находится эта точка на Евразийском континенте. Координаты континентального полюса недоступности - 46°17′ с. ш. 86°40′ в. д. Это север Китая.

Интересно, что континентальный полюс недоступности - действительно труднодоступная местность. Эта точка находится в пустыне, в 320 км от города Урумчи. Впрочем, в 10 км есть посёлок Сулагэ, так что необитаемым континентальный полюс недоступности не назовёшь.

А вот южный полюс недоступности, тоже расположенный на суше, достичь очень трудно. Ведь находится он в Антарктиде. До географического Южного полюса добраться намного проще (это делают даже туристы). Южный полюс недоступности находится в точке, наиболее удалённой от берега Южного океана. До географического полюса - около тысячи км.

Почему «около»? Дело в том, что о точных координатах южного полюса недоступности ведутся споры. Всё зависит от того, что принимать за точку отсчёта: границу воды и суши или границу шельфовых ледников и океана? Из-за движения шельфовых ледников и уточнения данных о географии материка, скрытого подо льдом, трудно точно установить полюс недоступности.

Долгое время этой точкой считались координаты 82°06′ ю. ш. 54°58′ в. д. Здесь была построена советская арктическая станция с памятником Ленину, который смотрит на Москву. Сейчас эта точка обладает историческим значением, так как местонахождение полюса недоступности уточняется.

С северным полюсом недоступности всё проще: это 84°03′ с. ш. и 174°51′ з. д. До географического Северного полюса - 661 км. До ближайшей суши - 1 094 км (это острова Земля Франца-Иосифа и Элсмир, до обоих от полюса недоступности равное расстояние). До ближайшей континентальной точки - 1 453 км (это мыс Барроу на Аляске).

Впервые северный полюс недоступности был покорён в 1941 году советскими полярниками во главе с Иваном Ивановичем Черевичным.

Конечно, понятие «недоступности» в данном случае весьма условно. До некоторых из этих полюсов добраться намного проще, чем взобраться на Эверест. Скорее, это красивое название географического понятия, означающего максимальную удалённость точки от берега с учётом ряда значимых характеристик.



К Полюсу относительной недоступности

Еще до отъезда в Антарктиду я задался целью во что бы то ни стало достичь Полюса относительной недоступности и создать там базу. К решению этой трудной задачи мы готовились всю зиму. Наш транспортный отряд тщательно ремонтировал каждый тягач, а затем выводили его на улицу и ставили в ряд с другими машинами, блестевшими новой краской. К весне в Мирном стояла готовая к походу шеренга тягачей и вездеходов.

В сентябре начали готовить поезд. Подбирали личный состав, укомплектовывали оборудование.

23 октября 1958 года поезд из шести тяжелых тягачей, одного вездехода "Пингвин" и семи саней вышел из Мирного в глубь Антарктиды. На них было погружено около 270 тонн снаряжения и продовольствия. Личный состав состоял из 21 человека. Начальником поезда я назначил А. Ф. Николаева.

Поскольку неотложные дела не позволяли мне на долгое время отлучаться из Мирного, я решил принять участие в походе только на последнем этапе - от станции Советская до Полюса относительной недоступности.

Первые 50 километров шли по свежевыпавшему снегу. Глубоко уходили в снег гусеницы и полозья. С трудом преодолели крутой подъем на 75-м километре от Мирного. Здесь забрали ранее завезенное топливо и отправились дальше, в глубь континента. Как и прежде, на участке до станции Пионерская наиболее неприятным препятствием были не морозы, а заструги. Тряска была столь сильной, что отдыхавшие водители не могли спать на своих койках.

В пути участники похода выполняли метеорологические, магнитные, гравиметрические, гляциологические и сейсмические исследования. Проведение научных работ требовало длительных остановок. Но нас занимали не спортивные рекорды, а научные открытия.

12 ноября поезд прибыл на станцию Комсомольская. Здесь поезд переформировали. Для доставки груза на станцию Восток намечено было направить три вездехода и один тягач, а к станции Советская и к Полюсу относительной недоступности - пять тягачей и один сопровождающий вездеход с горючим.

Через восемь дней, 20 ноября, поезд вышел со станции Комсомольская по направлению к полюсу. Снег был очень рыхлый, глубина колеи достигала 50-60 сантиметров, тягачи часто буксовали, приходилось идти сцепом по две-три машины. Часто ломались пальцы траков гусениц. Сменять стальные пальцы с помощью кувалды было очень трудно. Даже видавшие виды водители ощущали высоту и кислородную недостаточность.

В 230 километрах от Комсомольской, после заправки тягачей горючим, вездеход повернул обратно. На нем пришлось отправить двух водителей, заболевших горной болезнью.

29 ноября поезд прибыл на станцию Советская, где в течение нескольких дней проводились исследовательские работы по широкой программе, а тягачи готовили к последнему этапу похода.

30 ноября я вылетел из Мирного на Советскую. Я вез с собой бюст В. И. Ленина, решив установить его в центре Антарктиды.

Прибыв на станцию Советская, я прежде всего проинтересовался у врача Советской В. Г. Константинова состоянием здоровья участников похода. (Здесь надо сказать, что Константинов оказался столь же хорошим поваром, сколь и врачом, в чем я мог убедиться, отведав приготовленный им обед. А на полярной станции, да еще на внутриконтинентальной, хороший повар - это уже залог здоровья.) Результаты были неутешительные. Пришлось отправить самолетом в Мирный еще троих - механика-водителя и двух взрывников. Это ставило нас в трудное положение, но и рисковать здоровьем участников экспедиции я не желал и не имел права. Опыт показал, что не каждый организм выдерживает большие высоты и особенно напряженную работу в разреженном воздухе высокогорья. Поэтому я решил поначалу не форсировать дела, а попривыкнуть к здешним условиям. В. К. Бабарыкин уступил мне койку, и первый день я провел преимущественно в лежачем положении. К счастью, я хорошо переношу высоту и быстро адаптируюсь.

На следующий день я уже знакомился с сотрудниками станции и ее сооружениями. У меня складывалось самое благоприятное впечатление. Нельзя было не восхищаться этими людьми. В тяжелейших условиях коллектив станции под руководством В. К. Бабарыкина сделал все для того, чтобы здесь, в глубине континента, можно было нормально жить и работать. Программа научных работ выполнялась четко, без малейших срывов. Бабарыкина я забрал с собой как начальника станции Полюса относительной недоступности, предполагая возложить на него ее организацию и производство метеорологических наблюдений.

3 декабря 1958 года поезд из четырех тягачей, каждый из которых имел на прицепе одни сани, вышел со станции Советская по направлению к Полюсу относительной недоступности. Личный состав поезда включал 18 человек: кроме меня в составе поезда были - начальник поезда А. Ф. Николаев, В. К. Бабарыкин, штурман Ю. Н. Авсюк, начальник гляцио-логического поезда X. Я. Закиев, сейсморазведчики О. Г. Сорохтин и В. И. Коптев, врач-повар С. П. Шлейфер, механик-бурильщик С. В. Ромакин, радист Е. Г. Ветров, механики-водители В. Д. Якимчук, Л. Д. Донин, А. П. Ерохин, В. Ф. Задворников, А. Ф. Паршин, А. Н. Степаненко, А. Ф. Иванов и В. И. Гуменюк.

Дальнейшее движение поезда было сопряжено с большими трудностями. Местами тягачи увязали в глубоком снегу. Приходилось передвигаться челночно сцепом по два тягача на одни сани. Пальцы траков ломались. Гусеницы тягачей приходилось ремонтировать на высоте более 3400 метров над уровнем моря и при 50-градусных морозах. Чтобы выбить поломанный палец из трака при кислородной недостаточности, надо было прилагать огромные физические усилия. Иногда казалось, что поставленная задача ввиду позднего времени невыполнима. Однако мы упорствовали и настойчиво продвигались вперед. Обнадеживало то, что труднопроходимые участки сменялись более твердым настом и тогда тягачи шли значительно легче.

Пройдя более 100 километров от Советской, мы остановились на отдых, чтобы пообедать, заняться ремонтом тягачей и производством очередных научных наблюдений. Водители, как обычно, стали выбивать кувалдой пальцы траков. И вдруг мы услышали гул Антарктиды. Оглушительный звук, напоминающий звук от удара по пустой деревянной бочке, но в несколько тысяч раз сильнее. Буквально Антарктида гудела. После первого удара мы еще несколько раз ударили кувалдой по гусеницам - результат тот же. Антарктида гудела. Все мы живые люди, конечно, и от таких звуков нам стало не по себе. Очевидно, где-то пустота. Но где? Стали осматривать местность - кругом белая пустыня. Я влез на самый высокий балок. Все тот же снег, ничего более. Тем не менее я счел, что дальнейшее продвижение без разведки рискованно. Дал указание В. М. Перову вылететь из Мирного к нам и разведать рельеф по нашему предстоящему маршруту. Вскоре самолет был над нами.

Вот как описывает этот полет его участник В. Л. Лебедев.

"Сбросили в расположение поезда груз пальцев для ремонта гусениц. Затем самолет взял курс на Полюс относительной недоступности. Мы сообщили Е. И. Толстикову, что на предстоящем маршруте не видно трещин и что ничто не внушает опасения за судьбу тягачей. Потом самолет развернулся и пошел на север. Возвращаясь в Мирный, осмотрели гору Браун. В пути провели работы по барометрическому нивелированию ледяного щита. Обнаружено несколько неизвестных географических объектов. В точке 75°12" ю., 61°00" в., в 850 километрах к югу от станции Моусон, заметили отдельную пирамидальную вершину, имеющую высоту над уровнем моря 3300 метров. Вдоль 74-й параллели от 60°00" в. до 63°30" в. наблюдали горную цепь. Особенно выделялась двуглавая гора в точке 74°10" ю., 63°20" в. Следующая группа гор прой-дена на широте 73°45" ю. между меридианами 64°20" в. и 66°00" в. В ней насчитывается около 6 вершин. Группа является южной, не нанесенной на карты оконечностью гор Принца Чарльза. Все пройденные горы имеют сбросовую глыбовую структуру, многие вершины столовой формы. Далее были открыты две группы нунатаков, не отмеченные на карте. Первая из 4 островершинных нунатаков находится в координатах 73°35" ю., 70°10" в., вторая - из трех скоплений нунатаков - у 73°15" ю., 72°10" в. В точке 73°40" ю., 71°40" в. открыты два ледяных купола типа Массон. В координатах 74°50" ю., 62°10" в. пересечено начало ледника, ориентированного по меридиану и расположенного в ложбине ледяного щита."

После детальной разведки В. М. Перов сообщил по радио, что кроме снега кругом и по маршруту ничего нет. Конечно, снежные мосты над пропастями с воздуха не заметишь.

Я принял решение продолжить движение. К счастью, все обошлось благополучно. Если и были по пути снежные мосты через трещины и пропасти, то они оказались достаточно прочными, чтобы выдержать наш поезд. Кстати, измерения толщины льда и снега показали, что в это время мы находились над подледной горой высотой до 3500 метров, толщина снега в этих местах была 500 метров. Это в месте измерения. Очевидно, где-то эта толщина могла быть и меньше. Возможно, в районе нашего маршрута были и подснежные пустоты, которые и определили этот странный гул.

На 160-м километре от Советской поверхность ледника неожиданно начала отлого повышаться. Затем встретилось еще два больших подъема протяженностью по 4-5 километров. Как оказалось впоследствии, это было самое высокое место на всем маршруте - около 4000 метров над уровнем моря. Мы назвали этот район - плато Советское.

Чем ниже падал спирт в термометре, тем больше становились высоты и тем острее ощущали мы нехватку воздуха.

От холода нас спасала хорошая экипировка. Участники похода были одеты в ватно-пуховые костюмы, кожаные костюмы на меху, меховые брюки, унты, меховые шапки. Большое значение имело хорошее и регулярное питание. Пища готовилась в электрокамбузе на ходу поезда, так чтобы на остановках мы могли подкрепиться обедом или ужином.

Опыт первых походов показал, что мясо и крупа на высоте развариваются очень медленно и плохо, поэтому обеды готовили из полуфабрикатов (пельмени, куры, котлеты и т. д.), которые в замороженном виде заготавливались в Мирном.

Я ехал в головном тягаче, где была радиостанция. В этом же балке располагались А. Ф. Николаев и радист. Спали на двухэтажных нарах в спальных мешках, отапливались углем (чугунной печкой). Туалет был в тамбуре балка. Обедали в балке-камбузе.

Незадолго до прибытия в намеченную точку нам пришло сообщение о том, что где-то в горах к югу от станции Бодуэн пропали четыре бельгийских полярника. Бельгийская радиостанция передала SOS и просила помощи у всех, кто ее услышит. Что делать? У нас у самих работы много. Мы договорились с В. М. Перовым, что он прилетит и сядет на Полюсе недоступности на самолете Ли-2. И все же выручать бельгийских полярников нужно. Послал запрос в Москву. Пришел ответ от начальника полярной авиации М. И. Шевелева - если оказывать помощь, то лететь двумя самолетами для страховки. Этого я допустить не мог. Нам авиация была нужна. Вызвал на радиотелефонный разговор В. М. Перова. Посоветовались и решили - Перову лететь с экипажем на одном самолете. Об этом волнующем эпизоде речь будет еще впереди, а пока возвратимся к будням нашего похода.

14 декабря 1958 года поезд достиг Полюса относительной недоступности, Ю. Н. Авсюк определил координаты - 82°06" ю. ш., 54°58" в. д. Это точка, расположенная на самом большом удалении от всех берегов Антарктиды, то есть геометрический центр Антарктиды. Точка, где еще никогда не был человек.

В первый же день установили радиомачту, жилой балок и оборудовали постоянную радиостанцию. Разбили метеоплощадку, приступили к наблюдениям. Была пробурена скважина глубиной 60 метров.

Вблизи станции подобрали место для взлетной полосы и в течение двух суток во главе с механиком-водителем Л. Д. Дониным укатывали снег для посадки самолета Ли-2 на лыжах.

Вскоре на мачте взвился флаг нашей Родины, а на жилом балке, на высоком постаменте был установлен бюст Ленина, к Его взор обращен к Москве. До сих пор в центре Антарктиды развевается флаг нашей Родины и стоит бюст В. И. Ленина.

Итак, еще одна победа - Полюс недоступности Антарктиды взят советскими полярниками.

В тот же день я отправил телеграмму в Москву, в Главсевморпути:

"Докладываю: 14 декабря 14.45 мск поезд тягачей прибыл на Полюс недоступности Антарктиды, пройдя от Мирного расстояние около 2200 км по сыпучим снегам на высоте до 4000 м научными работами, в том числе сейсмическими, гравиметрическими. Личный состав здоров. Точке 82°06" юг 55°00" восток, на высоте 3710 м над уровнем моря создана станция Полюс недоступности для эпизодических научных наблюдений и база внутриконтинентальных походов. Дом-балок на 4 человека с радиостанцией, позывной РСОН, с двигателем, метеостанцией, индекс 89555, электрокамбузом, запасом продовольствия и горючего 2-3 месяца. На станции имеется скважина глубиной 60 м. В настоящее время на станции Полюс недоступности проводятся метеорологические, актинометрические, магнитные, гляциологические и сейсмические работы. Готовится аэродром для лыжных самолетов. На мачте поднят государственный флаг СССР, на возвышении дома-балка установлен бюст Ленина. Толстиков".

Другая радиограмма с Полюса недоступности:

"Внутриконтинентального поезда Литл-Америку, Моусон, копия Бугаеву.

Полюс относительной недоступности. В точке 8206 юг 5500 восток на высоте уровнем моря 3710 советской экспедицией создана станция для эпизодических научных наблюдений, метеорологический индекс 89555 позывной радиостанции РСОН. В настоящее время будет работать до 20 декабря. Толстиков".

Говорят, аппетит приходит во время еды. Взяв Полюс недоступности, мы стали мечтать о дальнейшем продвижении - к географическому полюсу. Подсчитали горючее - его хватит, чтобы добраться на одном тягаче до американской станции Амундсен-Скотт.

Было предложение попросить горючее на обратный путь у американцев. (Конечно, горючее, которое нужно было для возвращения тягачей в Мирный, у нас имелось в изобилии.) А. Ф. Николаев готов был выполнить эту операцию - сходить от Полюса недоступности к географическому полюсу и вернуться обратно. Однако я по ряду причин не стал на этот раз рисковать. Задачу, поставленную перед нами, мы выполнили и даже перевыполнили. Времени у нас было в обрез. Искушать судьбу не стоило. Правда, меня подмывало слетать по этому маршруту на самолете с посадкой на географическом полюсе, но не хотелось беспокоить американцев.

В первые дни пребывания на Полюсе недоступности (15 декабря) от В. М. Перова пришла радиограмма с сообщением, что бельгийцы найдены.

Дел в Мирном накопилось много. Нужно срочно было возвращаться. Опыт работы нашей экспедиции показал, что при большом объеме работ в экспедиции нельзя руководителю надолго отвлекаться на выполнение частных задач. Пусть эти частные задачи и интересные, и почетные, но во имя выполнения основных целей экспедиции нужно жертвовать собственными интересами.

18 декабря из Мирного прилетел и сел на Полюсе недоступности самолет Ли-2 (пилот Н. А. Школьников). Этот самолет доставил различный груз, и самое главное - пальцы для тягачей, которые чертовски ломались. Доставленные пальцы были выбиты из находившихся в Мирном тягачей. Запасных уже не было.

В тот же день я вылетел в Мирный. Со мной на борту были X. Я. Закиев, закончивший работы, С. В. Ромакин и С. П. Шлейфер. Следует сказать, что наш самолет с трудом оторвался от укатанной полосы и перед самым взлетом немного пробежал по целине. Я даже испугался за исход взлета и одновременно удивился. Ведь полетный вес самолета мы подсчитали точно и не допускали перегрузки. Стал выяснять, в чем дело. Оказалось, что один пассажир, не желая оставить какие-то инструменты и железяки, потихоньку набил ими самолет, что, естественно, повлекло за собой перегрузку самолета. Так легкомыслие чуть не привело к несчастью и срыву операции.

Полет прошел благополучно, и мы в этот же день прибыли в Мирный. Поезд на Полюсе недоступности находился до 26 декабря. Были выполнены большой комплекс научных работ и регулярные метеорологические наблюдения. Полюс недоступности находился на высоте 3720 метров над уровнем моря. Толщина льда в этом месте равна 2950 метрам, высота коренных пород подо льдом - 770 метрам.

14 декабря на станции Полюс относительной недоступности были начаты стационарные метеорологические наблюдения.

По окончании сейсморазведочных работ было начато переоборудование комбинированного домика на санях для использования его в стационарном положении. У основной входной двери был построен теплый тамбур. Пристройку к балку переоборудовали под продовольственный склад.

В 30 метрах от жилого дома была разбита метеоплощадка - психрометрическая будка с комплектом термометров и волосным гигрометром, актинометрическая стойка, термометры на поверхности снега, датчики дистанционной метеорологической станции (ДМС) на стандартной 6-метровой мачте и три снегомерные рейки. На метеостанции выполнялись метеорологические и актинометрические наблюдения 4 раза в сутки: в 3, 9, 15 и 21 часов московского времени (0, 6, 12 и 18 часов гринвичского).

На двух профилях проводились сейсмические наблюдения, включавшие определение толщины и структуры ледникового щита и ультразвуковой многоканальный каротаж снежно-фирновой толщи. По программе гляциологических наблюдений выполнено определение плотности и твердости снежного покрова, описаны его рельеф и структура, взяты поверхностные и коренные (до глубины 10-15 метров) пробы снега, измерена его температура на различных глубинах (до 50 метров).

Выполнена учащенная серия наблюдений по определению горизонтальной и вертикальной составляющих магнитного поля Земли. Проведено несколько серий гравиметрических наблюдений.

За период наблюдений метеорологические условия в районе станции были типичными для внутренних районов Антарктиды и мало отличались от условий на станции Советской. За короткий 12-дневный период наблюдений нельзя дать полной характеристики климата даже за летний сезон. Однако можно отметить некоторые особенности.

Так, прохождение циклонов сопровождается здесь более характерными признаками циклонической погоды, чем в районе станции Советской.

Температура воздуха колебалась от -27,5 до -37,4 градуса. Суточный ход температуры хотя и незначителен по амплитуде, но четко выражен во времени - максимум в середине дня и минимум в предутренние часы. Температура ледника, определенная в скважине на уровне нулевых амплитуд, дает основание считать, что средняя годовая температура воздуха находится в пределах от -67,5 до -58,0 градуса.

Атмосферное давление колебалось от 603,8 до 613,9 миллибара. Ход давления плавный. Относительная влажность колебалась незначительно: от 44 до 63%. Преобладало северное направление ветра, средняя скорость составляла 3,6 м/с. Облачность была преимущественно перистых форм. Средняя облачность за 12 дней составила 2,1 балла.

21 декабря была проведена консервация станции. Полярники оставили запас продовольствия на 4-5 месяцев для четырех человек и записку с просьбой, если в том будет необходимость, пользоваться продуктами.

Следует сказать, что после нашего похода на станции были еще три экспедиции, в том числе одна американская. Все они отметили, что станция находится в отличном состоянии, и с благодарностью обращались к первооткрывателям (их имена значились на доске, прикрепленной к балку).

Важно, что в результате этого похода мы установили, что подо льдом Антарктиды находится не океан, а твердые породы. По маршруту мы прошли огромный подледный хребет высотою до 3500 метров. Следует также сказать, что по пути следования было установлено двадцать два наземных знака (бочки, вехи, гурии и т. д.).

Обратный путь от станции Полюс недоступности до Советской прошли по старой колее. 3 января 1959 года поезд прибыл на Советскую. Чтобы вывезти отсюда все тягачи, самолетом были доставлены пять механиков-водителей. Этим же самолетом зимовавшие здесь сотрудники были вывезены в Мирный.

Поезд, теперь уже из семи тягачей, вышел к станции Комсомольская. Из-за сильной пурги поезд двигался с трудом. Одну сильно потрепанную машину пришлось оставить на полпути. 10 января поезд прибыл на Комсомольскую и на следующий день двинулся дальше.

14 января была законсервирована станция Пионерская, а зимовщики вывезены самолетом. 18 января поезд прибыл в Мирный. Итак, поезд пробыл в пути 88 суток и за это время прошел 4300 километров.

В https://gidrokomfort.ru/catalog/otoplenie/vodonagrevateli/ популярные водонагреватели

По́люс относи́тельной недосту́пности - точка, которую наиболее трудно достичь из-за её удалённости от удобных транспортных путей. Термин описывает географическую точку, а не физический феномен и представляет интерес скорее для путешественников.

Северный полюс недоступности

Северный полюс недоступности ( ) находится в паковых льдах Северного Ледовитого океана на наибольшем расстоянии от любой суши. Расстояние до Северного географического полюса 661 км, до мыса Барроу на Аляске - 1453 км и на равном расстоянии в 1094 км от ближайших островов - Элсмира и Земли Франца-Иосифа . Первая попытка достичь точки была осуществлена сэром Губертом Уилкинсом на самолёте в 1927 году . В 1941 осуществлена первая экспедиция к полюсу недоступности на самолёте под руководством Ивана Ивановича Черевичного . Советская экспедиция высадилась на 350 км севернее Уилкинса, тем самым первой посетила непосредственно северный полюс недоступности .

Южный полюс недоступности

Это точка в Антарктиде, наиболее удалённая от побережья Южного океана . Общего мнения насчёт конкретных координат этого места нет. Проблема заключается в том, как понимать слово «побережье». Либо проводить линию побережья по границе суши и воды, либо по границе океана и шельфовых ледников Антарктиды. Трудности определения границ суши, движение шельфовых ледников, постоянное поступление новых данных и возможные топографические ошибки, всё это затрудняет точное определение координат полюса. Полюс недоступности часто связывают с одноимённой советской антарктической станцией , находящейся на 82°06′ ю. ш. 54°58′ в. д.  /  82.100° ю. ш. 54.967° в. д.  / -82.100; 54.967 . Эта точка расположена на расстоянии 878 км от южного полюса и на 3718 м над уровнем моря. Основываясь на других данных, определяет полюс на , .

Согласно сайту ThePoles.com, если брать в расчёт только сушу, то наиболее удалённой точкой будет , а если учитывать шельфовые ледники -  /   / -83.84361; 65.72500 . Последняя точка, рассчитанная British Antarctic Survey, описывается как «наиболее точная из доступных на сегодняшний день ».

Южный полюс недоступности гораздо более удалён и его гораздо труднее достичь, чем Географический Южный полюс . Третья Советская Антарктическая экспедиция , возглавляемая Евгением Толстиковым и проводившая исследования в рамках Международного геофизического года, 14 декабря 1958 года основала временную станцию «Полюс недоступности» в координатах . В настоящее время здание по-прежнему находится в этом месте, на нём установлена статуя Ленина, смотрящая на Москву. Место охраняется как историческое. Внутри здания находится книга для посетителей, которую может подписать человек, добравшийся до станции. К 2007 году станция занесена снегом, и только статуя Ленина на крыше здания ещё видна .

Рамон Лараменди (Ramón Larramendi), Хуан Мануэль Виу (Juan Manuel Viu) и Игнасио Офисиальдеги (Ignacio Oficialdegui) 14 декабря 2005 года во время испанской трансантарктической экспедиции достигли полюса недоступности по версии British Antarctic Survey в координатах , используя воздушные змеи .

Частично пешком, частично при помощи воздушных змеев, 20 января 2007 года достигли старой советской станции .

Океанский полюс недоступности

Находится в координатах . Его также называют Точка Немо (Point Nemo). Это место в океане, наиболее удалённое от суши. Находится оно в Южной части Тихого океана, на расстоянии 2 688 км от ближайшей земли: атолла Дюси на севере, Моту-Нуи (части островов Пасхи) на северо-востоке и острова Махер (англ. ) (находящегося возле более крупного острова Сипл у Земли Мэри Бэрд , Антарктида) на юге. Острова Чатем находятся на бо́льшем расстоянии на западе, а юг Чили - на востоке.

Континентальный полюс недоступности

Имеет координаты ( ), место на суше, наиболее удалённое от океанов. Находится в Евразии, на севере Китая и удалено на 2645 км от ближайших береговых линий. Это 320 км к северу от крупного города Урумчи в Синьцзян-Уйгурском автономном районе , в пустыне. Ближайшее поселения: Кош-Тологой (кит. упр. 和什托落盖 , пиньинь : héshítuōluògài , палл. : Хэшитологай , координаты ), находится в пределах 50 км на северо-запад, Шазгет (кит. упр. 夏孜盖乡 , пиньинь : xiàzīgài xiāng , палл. : Сяцзыгай , координаты ) около 20 км к западу и Сулуг (кит. упр. 苏拉格 , пиньинь : sūlāgé , палл. : Сулагэ , координаты ) около 10 км к востоку .

Интересно, что континентальный и океанический полюса недоступности имеют примерно одинаковый радиус: Евразийский полюс всего на 43 км ближе к океану, чем Тихоокеанский полюс к суше.

Напишите отзыв о статье "Полюс недоступности"

Примечания

Отрывок, характеризующий Полюс недоступности

– Это тебе! – вдруг сказала она. – Он будет с тобой жить.
Дракончик смешно вытянул свою шипастую мордочку, видимо решив посмотреть, нет ли у меня чего интересненького... И неожиданно лизнул меня прямо в нос! Стелла визжала от восторга и явно была очень довольна своим произведением.
– Ну, ладно, – согласилась я, – пока я здесь, он может быть со мной.
– Ты разве его не заберёшь с собой? – удивилась Стелла.
И тут я поняла, что она, видимо, совершенно не знает, что мы «разные», и что в том же самом мире уже не живём. Вероятнее всего, бабушка, чтобы её пожалеть, не рассказала девчушке всей правды, и та искренне думала, что это точно такой же мир, в котором она раньше жила, с разницей лишь в том, что теперь свой мир она ещё могла создавать сама...
Я совершенно точно знала, что не хочу быть тем, кто расскажет этой маленькой доверчивой девочке, какой по-настоящему является её сегодняшняя жизнь. Она была довольна и счастлива в этой «своей» фантастической реальности, и я мысленно себе поклялась, что ни за что и никогда не буду тем, кто разрушит этот её сказочный мир. Я только не могла понять, как же объяснила бабушка внезапное исчезновение всей её семьи и вообще всё то, в чём она сейчас жила?..
– Видишь ли, – с небольшой заминкой, улыбнувшись сказала я, – там где я живу драконы не очень-то популярны....
– Так его же никто не увидит! – весело прощебетала малышка.
У меня прямо-таки гора свалилась с плеч!.. Я ненавидела лгать или выкручиваться, и уж особенно перед таким чистым маленьким человечком, каким была Стелла. Оказалось – она прекрасно всё понимала и каким-то образом ухитрялась совмещать в себе радость творения и грусть от потери своих родных.
– А я наконец-то нашла себе здесь друга! – победоносно заявила малышка.
– Да ну?.. А ты меня с ним когда-нибудь познакомишь? – удивилась я.
Она забавно кивнула своей пушистой рыжей головкой и лукаво прищурилась.
– Хочешь прямо сейчас? – я чувствовала, что она буквально «ёрзает» на месте, не в состоянии более сдерживать своё нетерпение.
– А ты уверена, что он захочет придти? – насторожилась я.
Не потому, что я кого-то боялась или стеснялась, просто у меня не было привычки беспокоить людей без особо важного на то повода, и я не была уверена, что именно сейчас этот повод является серьёзным... Но Стелла была видимо, в этом абсолютно уверена, потому, что буквально через какую-то долю секунды рядом с нами появился человек.
Это был очень грустный рыцарь... Да, да, именно рыцарь!.. И меня очень удивило, что даже в этом, «другом» мире, где он мог «надеть» на себя любую энергетическую «одежду», он всё ещё не расставался со своим суровым рыцарским обличием, в котором он себя всё ещё, видимо, очень хорошо помнил... И я почему-то подумала, что у него должны были на это быть какие-то очень серьёзные причины, если даже через столько лет он не захотел с этим обликом расставаться.
Обычно, когда люди умирают, в первое время после своей смерти их сущности всегда выглядят именно так, как они выглядели в момент своей физической смерти. Видимо, огромнейший шок и дикий страх перед неизвестным достаточно велики, чтобы не добавлять к этому какой-либо ещё дополнительный стресс. Когда же время проходит (обычно через год), сущности старых и пожилых людей понемногу начинают выглядеть молодыми и становятся точно такими же, какими они были в лучшие годы своей юности. Ну, а безвременно умершие малыши резко «взрослеют», как бы «догоняя» свои недожитые годы, и становятся чем-то похожими на свои сущности, какими они были когда вошли в тела этих несчастных, слишком рано погибших, или от какой-то болезни безвременно умерших детей, с той лишь разницей, что некоторые из них чуть «прибавляют» в развитии, если при их коротко прожитых в физическом теле годах им достаточно повезло... И уже намного позже, каждая сущность меняется, в зависимости от того, как она дальше в «новом» мире живёт.
А живущие на ментальном уровне земли высокие сущности, в отличие от всех остальных, даже в состоянии сами себе, по собственному желанию, создавать «лицо» и «одежду», так как, прожив очень долгое время (чем выше развитие сущности, тем реже она повторно воплощается в физическое тело) и достаточно освоившись в том «другом», поначалу незнакомом им мире, они уже сами бывают в состоянии многое творить и создавать.
Почему малышка Стелла выбрала своим другом именно этого взрослого и чем-то глубоко раненого человека, для меня по сей день так и осталось неразгаданной загадкой. Но так как девчушка выглядела абсолютно довольной и счастливой таким «приобретением», то мне оставалось только полностью довериться безошибочной интуиции этой маленькой, лукавой волшебницы...
Как оказалось, его звали Гарольд. Последний раз он жил в своём физическом земном теле более тысячи лет назад и видимо обладал очень высокой сущностью, но я сердцем чувствовала, что воспоминания о промежутке его жизни в этом, последнем, воплощении были чем-то очень для него болезненными, так как именно оттуда Гарольд вынес эту глубокую и скорбную, столько лет его сопровождающую печаль...
– Вот! Он очень хороший и ты с ним тоже подружишься! – счастливо произнесла Стелла, не обращая внимания, что её новый друг тоже находится здесь и прекрасно нас слышит.
Ей, наверняка, не казалось, что говорить о нём в его же присутствии может быть не очень-то правильно... Она просто-напросто была очень счастлива, что наконец-то у неё появился друг, и этим счастьем со мной открыто и с удовольствием делилась.
Она вообще была неправдоподобно счастливым ребёнком! Как у нас говорилось – «счастливой по натуре». Ни до Стеллы, ни после неё, мне никогда не приходилось встречать никого, хотя бы чуточку похожего на эту «солнечную», милую девчушку. Казалось, никакая беда, никакое несчастье не могло выбить её из этой её необычайной «счастливой колеи»... И не потому, что она не понимала или не чувствовала человеческую боль или несчастье – напротив, я даже была уверена, что она чувствует это намного глубже всех остальных. Просто она была как бы создана из клеток радости и света, и защищена какой-то странной, очень «положительной» защитой, которая не позволяла ни горю, ни печали проникнуть в глубину её маленького и очень доброго сердечка, чтобы разрушить его так привычной всем нам каждодневной лавиной негативных эмоций и раненных болью чувств.... Стелла сама БЫЛА СЧАСТЬЕМ и щедро, как солнышко, дарила его всем вокруг.

По́люс относи́тельной недосту́пности - точка, которую наиболее трудно достичь из-за её удалённости от удобных транспортных путей. Термин описывает географическую точку, а не физический феномен и представляет интерес скорее для путешественников.

Северный полюс недоступности

Северный полюс недоступности (84°03′ с. ш. 174°51′ з. д.  /  84.050° с. ш. 174.850° з. д.  / 84.050; -174.850 (G) (Я) ) находится в паковых льдах Северного Ледовитого океана на наибольшем расстоянии от любой суши. Расстояние до Северного географического полюса 661 км, до мыса Барроу на Аляске - 1453 км и на равном расстоянии в 1094 км от ближайших островов - Элсмира и Земли Франца-Иосифа . Первая попытка достичь точки была осуществлена сэром Губертом Уилкинсом на самолёте в 1927 году . В 1941 осуществлена первая экспедиция к полюсу недоступности на самолёте под руководством Ивана Ивановича Черевичного . Советская экспедиция высадилась на 350 км севернее Уилкинса, тем самым первой посетила непосредственно северный полюс недоступности .

Южный полюс недоступности

Это точка в Антарктиде, наиболее удалённая от побережья Южного океана . Общего мнения насчёт конкретных координат этого места нет. Проблема заключается в том, как понимать слово «побережье». Либо проводить линию побережья по границе суши и воды, либо по границе океана и шельфовых ледников Антарктиды. Трудности определения границ суши, движение шельфовых ледников, постоянное поступление новых данных и возможные топографические ошибки, всё это затрудняет точное определение координат полюса. Полюс недоступности часто связывают с одноимённой советской антарктической станцией , находящейся на 82°06′ ю. ш. 54°58′ в. д.  /  82.100° ю. ш. 54.967° в. д.  / -82.100; 54.967 (G) (Я) . Эта точка расположена на расстоянии 878 км от южного полюса и на 3718 м над уровнем моря. Основываясь на других данных, определяет полюс на 85°50′ ю. ш. 65°47′ в. д.  /  85.833° ю. ш. 65.783° в. д.  / -85.833; 65.783 (G) (Я) , .

Согласно сайту ThePoles.com, если брать в расчёт только сушу, то наиболее удалённой точкой будет 82°53′14″ ю. ш. 55°04′30″ в. д.  /  82.88722° ю. ш. 55.07500° в. д.  / -82.88722; 55.07500 (G) (Я) , а если учитывать шельфовые ледники -  /   / -83.84361; 65.72500 (G) (Я) . Последняя точка, рассчитанная British Antarctic Survey, описывается как «наиболее точная из доступных на сегодняшний день ».

Южный полюс недоступности гораздо более удалён и его гораздо труднее достичь, чем Географический Южный полюс . Третья Советская Антарктическая экспедиция , возглавляемая Евгением Толстиковым и проводившая исследования в рамках Международного геофизического года, 14 декабря 1958 года основала временную станцию «Полюс недоступности» в координатах 82°06′ ю. ш. 54°58′ в. д.  /  82.100° ю. ш. 54.967° в. д.  / -82.100; 54.967 (G) (Я) . В настоящее время здание по-прежнему находится в этом месте, на нём установлена статуя Ленина, смотрящая на Москву. Место охраняется как историческое. Внутри здания находится книга для посетителей, которую может подписать человек, добравшийся до станции. К 2007 году станция занесена снегом, и только статуя Ленина на крыше здания ещё видна .

Рамон Лараменди (Ramón Larramendi), Хуан Мануэль Виу (Juan Manuel Viu) и Игнасио Офисиальдеги (Ignacio Oficialdegui) 14 декабря 2005 года во время испанской трансантарктической экспедиции достигли полюса недоступности по версии British Antarctic Survey в координатах 83°50′37″ ю. ш. 65°43′30″ в. д.  /  83.84361° ю. ш. 65.72500° в. д.  / -83.84361; 65.72500 (G) (Я) , используя воздушные змеи .

Частично пешком, частично при помощи воздушных змеев, 20 января 2007 года достигли старой советской станции .

Океанский полюс недоступности

Находится в координатах 48°52′ ю. ш. 123°23′ з. д.  /  48.8767° ю. ш. 123.3933° з. д.  / -48.8767; -123.3933 (G) (Я) . Его также называют Точка Немо (Point Nemo). Это место в океане, наиболее удалённое от суши. Находится оно в Южной части Тихого океана, на расстоянии 2 688 км от ближайшей земли: атолла Дюси на севере, Моту-Нуи (части островов Пасхи) на северо-востоке и острова Махер (англ. ) (находящегося возле более крупного острова Сипл у Земли Мэри Бэрд , Антарктида) на юге. Острова Чатем находятся на бо́льшем расстоянии на западе, а юг Чили - на востоке.

Континентальный полюс недоступности

Имеет координаты (46°17′ с. ш. 86°40′ в. д.  /  46.283° с. ш. 86.667° в. д.  / 46.283; 86.667 (G) (Я) ), место на суше, наиболее удалённое от океанов. Находится в Евразии, на севере Китая и удалено на 2645 км от ближайших береговых линий. Это 320 км к северу от крупного города Урумчи в Синьцзян-Уйгурском автономном районе , в пустыне. Ближайшее поселения: Кош-Тологой (кит. упр. 和什托落盖 , пиньинь : héshítuōluògài , палл. : Хэшитологай , координаты 46°34′ с. ш. 85°58′ в. д.  /  46.567° с. ш. 85.967° в. д.  / 46.567; 85.967 (G) (Я) ), находится в пределах 50 км на северо-запад, Шазгет (кит. упр. 夏孜盖乡 , пиньинь : xiàzīgài xiāng , палл. : Сяцзыгай , координаты 46°20′ с. ш. 86°22′ в. д.  /  46.333° с. ш. 86.367° в. д.  / 46.333; 86.367 (G) (Я) ) около 20 км к западу и Сулуг (кит. упр. 苏拉格 , пиньинь : sūlāgé , палл. : Сулагэ , координаты 46°15′ с. ш. 86°50′ в. д.  /  46.250° с. ш. 86.833° в. д.  / 46.250; 86.833 (G) (Я) ) около 10 км к востоку .

Интересно, что континентальный и океанический полюса недоступности имеют примерно одинаковый радиус: Евразийский полюс всего на 43 км ближе к океану, чем Тихоокеанский полюс к суше.

Напишите отзыв о статье "Полюс недоступности"

Примечания

Отрывок, характеризующий Полюс недоступности

– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]
Князь Андрей ничего не понимал.
– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.
Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею.
Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.
– Полноте шутить, – сказал он.
– Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu"il n"y voit que du feu, et oubl celui qu"il devait faire faire sur l"ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C"est genial. Le prince d"Auersperg se pique d"honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c"est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n"est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]

Вам когда-нибудь хотелось оказаться вдали от общества? Тогда вы, возможно, захотите узнать о полюсах недоступности.

Текстовые сообщения, электронные письма, уведомления. Сигналы в пробках. Грохот железнодорожного состава. Орущий телевизор соседа за стенкой. Гул самолёта над головой. Повседневная жизнь большинства из нас сопровождается постоянным шумом. По данным ООН, 54 процента мирового населения проживают в городах.

Города и пригороды предлагают множество положительных моментов, однако постоянный шум и суета могут негативным образом сказаться даже на самом закоренелом городском жителе. Вы можете задаться вопросом, каково это – жить в уединении вдали от оживлённых населённых пунктов?

Ответ можно найти, узнав больше о полюсах недоступности Земли – формальном географическом термине, описывающем некоторые и самых уникальных отдалённых мест на планете.

Что такое полюс недоступности?

Одним из величайших исследователей мира начала ХХ века был канадец Вильялмур Стефанссон, который прославился тем, что провёл год, живя среди инуитов, а также был сторонником питания, основанного исключительно на мясе и практикуемого обитателями Арктики.

Стефанссон считается одним из первых, кто определил полюс недоступности. В своих работах, опубликованных в научном журнале Geographical Review, он описывает арктический полюс недоступности как «точку в пределах арктических регионов, самую труднодоступную для любого исследователя, который сначала плывёт как можно дальше на корабле, а затем продвигается вперёд при помощи людей и упряжки ездовых собак». Он рассчитал местонахождение точки, произведя триангуляцию расположения различных судов на арктических ледовых берегах. Он описал её как «менее доступную, чем Северный полюс».

В то время как Стефенссона интересовал только арктический полюс недоступности, географические учёные после него нашли способы вычислить полюса недоступности по всему миру, используя примерно ту же самую метрическую систему. Исследование Даниэля Гарсии-Кастелланоса и Умберто Ломбардо, опубликованное в журнале Scottish Geographical Journal, описало полюс недоступности как «место, наиболее удалённое от конкретной береговой линии» или как «место на Земле, наиболее удалённое от любого океана». Эти тщательно определённые места представляют собой абсолютное внутреннее пространство могущественных континентов Земли.

Доклад Даниэля Гарсии-Кастелланоса и Умберто Ломбардо начинался словами: «Удалённость от моря исторически связана с изолированностью и труднодоступностью». Конечно, некоторые из полюсов недоступности являются менее оживлёнными, чем Таймс-сквер, однако можно поспорить, действительно ли эти места являются недоступными и изолированными или же они каким-то образом связаны с нашим шумным миром.

Зачем путешествовать в изолированные места?

Когда большинство людей думают об отдалённых местах, первое, что им приходит на ум – это Северный и Южный полюсы. Тем не менее, стоит отметить разницу между Северным полюсом и Северным полюсом недоступности: первый является географической “вершиной” мира, а второй – самой удалённой точкой от суши в Арктике.

Северный полюс недоступности – это точка в Северном Ледовитом океане, которая находится на постоянно меняющейся массе льда. Британский исследователь Джим Макнилл планирует в феврале 2019 года совершить экспедицию к северному полюсу недоступности, что будет его третьей попыткой. Южный полюс и Южный полюс недоступности являются немного более доступными, поскольку антарктическая земля позволяет самолётам приземляться в течение ограниченного периода в летние месяцы.

Путешествие к этим полюсам – не для каждого, но те, кому его удалось успешно завершить, например, генеральному директору Eyos Expeditions Бену Лайонсу, говорят о невероятной красоте и спокойствии этого холодного и далёкого места.

«Есть множество вещей, мотивирующих людей, – говорит Лайонс, ссылаясь на то, почему люди посещают отдалённые берега Антарктики или перемещаются по ледяному лабиринту Северо-Западного прохода. Природа и животный мир остаются самыми популярными причинами. – Люди хотят увидеть белых медведей в Арктике или пингвинов в Антарктике». По словам Лайонса, потенциально катастрофические последствия изменения климата также служат стимулом, побуждающим людей посещать эти холодные регионы.

Он добавляет, что Северный и Южный полюса манят людей по причинам, не поддающимся пониманию: «Люди хотят иметь более глубокие моменты». Лайонс говорит, что целые семьи, включая бабушек и дедушек, отправляются вместе в экспедиции, чтобы насладиться видом самых живописных нетронутых земель на планете Земля.

По его словам, удивительные ледяные образования часто наполняют туристов чувством благоговения. «Существует множество различных типов и текстур льда, и все они завораживающе красивы… Есть айсберги длиной в несколько километров или плавучие льдины, которые медленно рассекает корабль».

По словам Лайонса, всё это оказывает неизгладимое впечатление на людей. «Они видят что-то совершенно другое и совершенно чуждое, – говорит он. – Те, кто побывал в Антарктике, никогда не скажут: "Знаешь, это напомнило мне X, Y и Z". Это поистине уникальное место».

Евразийский полюс находится недалеко от китайского города Урумчи.

В то время как Северный и Южный полюса недоступности находятся на замёрзших краях нашего мира и почти полностью отрезаны от человечества, полюса недоступности на остальных шести континентах остаются связанными, но изолированными от самых густонаселённых регионов на Земле.

Возможно, это не особо очевидно, когда речь идёт о Евразийском полюсе недоступности, точке, расположенной в огромной китайской провинции Синьцзян.

Китайский эксперт по путешествиям Джош Саммерс посетил Евразийский полюс недоступности и предоставляет некоторый контекст его удалённости: «Чтобы добраться туда, нужно пять часов лететь на самолёте из Пекина (Китай) или два часа на самолёте из Алма-Аты (Казахстан), и плюс ехать много часов на автомобиле через отдалённые уйгурские сёла». Точка находится недалеко от синьцзянского города Урумчи, который фигурирует в Книге рекордов Гиннеса как «Земля, самая удалённая от моря».

Конечно, в Урумчи и провинции Синьцзян есть много вещей, которые делают их отдалёнными, однако такие термины означают разные понятия в нашем современном мире. По крайней мере, на этом делает акцент Майкл Линдберг, заведующий кафедрой географии в колледже Элмхурст, обсуждая полюса недоступности.

«Недоступность – понятие относительное, – говорит Линдберг. – Нет такого места на планете, куда, имея нужные ресурсы, вы не смогли бы добраться за 24 часа». И хотя Линдберг подтверждает, что западный Китаый является отдалённым сельским регионом, он добавляет: «Многие общества, которые считаются изолированными, уже не так отрезаны от остального мира, как раньше, в основном благодаря мобильным телефонам».

Тем не менее, Линдберг говорит, что жизнь в провинции Синьцзян будет заметно отличаться от жизни, скажем, в Шанхае, который является одним из самых густонаселённых городов в мире (численность его населения составляет 24 миллиона человек). В то время как массивные прибережные города Китая известны своей современностью и космополитичностью, «сельские районы Китая, в особенности удалённые от прибрежных провинций, ведут гораздо более традиционный образ жизни».

В самом деле, так же, как Шанхай отличается от Урумчи, который находится вблизи Евразийского полюса недоступности, существует аналогичный контраст между Нью-Йорком и Алленом (штат Южная Дакота), который находится недалеко от Североамериканского полюса недоступности.

Аллен живёт не так, как прибрежные населённые пункты Америки. Это регион, отличающийся традиционализмом коренных жителей Америки.

Полюса недоступности есть на всех континентах.

На первый взгляд полюса недоступности на других континентах имеют мало общего: Африканский полюс и Южноамериканский полюс расположены в густых, необитаемых джунглях; Австралийский полюс находится посреди пустыни на Северной территории Австралии, а Североамериканский полюс – в сельской местности Южной Дакоты.

Однако у этих странных точек долготы и широты есть ряд общих черт. «Чем дальше вы удаляетесь от океана, тем более экстремальными являются климатические условия, – говорит Линдберг. – Центральная Азия и Сибирь… имеют одни из самых высоких температур летом и одни из самых низких температур зимой». И быстрый взгляд на погоду вблизи Североамериканского полюса в Южной Дакоте показывает некоторые довольно экстремальные рекордные максимумы и минимумы.

Эти места в центре суши, расположенные в сотнях километров от океана, менее гостеприимны, чем регионы, приближённые к воде. Это делает полюса относительно малонаселёнными, поскольку они не особенно благоприятны с точки зрения погоды. «Одна из причин изолированности таких мест, – предполагает Линдберг, – заключается в том, что они не отличаются особой гостеприимностью. Вряд ли кто-то хотел бы там жить по своей воле».

Предпочтение более умеренных температур означает, что люди в подавляющем большинстве являются прибрежными существами. По данным НАСА, «более трети всего мирового населения, около 2,4 миллиарда человек, живёт в пределах 100 километров от океанического побережья». По этой причине континентальные полюса недоступности также можно назвать «полюсами негостеприимности».

Неблагоприятный климат, вероятно, объясняет, почему большинство континентальных полюсов недоступности являются не особо популярными туристическими направлениями. Лайонс никогда не интересовался поиском полюсов недоступности – ему они кажутся «локациями ради локаций».

Возможно, это наилучший способ найти ещё один полюс недоступности, который станет самым необитаемым регионом на планете Земля.

Точка Немо является буквальным центром океана.

Океаническим полюсом недоступности является Точка Немо, которую от суши или живой души отделяют 2684 километра. Как результат, если вы окажетесь здесь, то ближайшие к вам люди будут вращаться вокруг Земли на Международной космической станции примерно в 400 километрах над вами.

Ещё одним любопытным фактом о Точке Немо является то, что она известна как «Кладбище космических кораблей». Удалённость Точки Немо делает её идеальным местом для того, чтобы в неё космические агентства сбрасывали вышедшие из строя спутники и космические корабли. Конечно, официально она известна как «Необитаемая территория в южной части Тихого океана», однако «Кладбище космических кораблей» звучит намного интереснее.

Есть ли Точка Немо в чьём-либо списке путешествий? Маловероятно. Нет никаких реальных причин проделывать огромный путь, бороздя просторы океана, только ради того, чтобы увидеть… всё те же просторы океана.

Опять же, Лайонс не очень заинтересован в таком путешествии: «Я склонен воздерживаться от прославления подобных мест. На Антарктическом полуострове вы получите гораздо больше впечатлений, чем на так называемом полюсе недоступности».

Преимущества недоступности

Возможно, наш интерес к этим полюсам недоступности связан с духом приключений, свойственным человечеству. Полюса можно рассматривать как последние кусочки непокорённой земли в мире.

«Идея неизведанных границ ушла в прошлое, – говорит Линдберг, разрушая мечты потенциальных магелланов. – Даже такие места, как джунгли Амазонки, пустыня Сахара или Антарктика, были исследованы».

Такие суровые истины позволяют понять, почему эти полюса могут будоражить наше любопытство. В эпоху, когда мы можем видеть весь мир буквально на ладони, не является ли захватывающим то, что мы можем оказаться там, где ещё никто не был?

Лайонс говорит, что нам нужно отключаться от нашей занятой жизни. По его словам, люди испытывали невероятные эмоции во время путешествий на Южный полюс, в джунгли Папуа – Новой Гвинеи или к берегам Антарктики: «Это волнует. Это открывает глаза. Это бодрит и оживляет». Одна локация, однако, предлагает намного больше, чем остальные. «Люди, возвращаясь из Антарктики, меняются. Они уже по-другому смотрят на вещи».