Психоделические средства и духовная практика. Психоделические средства и духовная практика Инструкции для видений суда

Т. Лири, Р. Метцнер, Р. Олперт

Психоделический опыт

Руководство на основе "Тибетской книги мертвых"

Настоящая версия "Тибетской книги мертвых"

посвящается

ОЛДОСУ ХАКСЛИ

с глубоким восхищением и благодарностью

Если бы ты пошел не тем путем, - сказал я в ответ на вопрос исследователя, - все случившееся стало бы доказательством заговора против тебя. Все само собой это бы подтверждало. Нельзя было бы вздохнуть, не поняв тут же, что это часть злодейского плана.

Так, на ваш взгляд, вы знаете, где находится безумие?

Ответ мой был уверенным и прочувствованным:

А вы не смогли бы им управлять?

Нет, я не смог бы им управлять. Если начать, в качестве главных посылок, со страха и ненависти, пришлось бы идти до конца.

Ты был бы в силах зафиксировать свое внимание на том, что "Тибетская книга мертвых" называет Чистым Светом? - спросила жена.

Я был в сомнении.

Можно ли было не подпускать к себе зло, если бы ты смог его удержать? Или ты был бы не в силах его удерживать?

Какое-то время я обдумывал этот вопрос.

Вероятно, - ответил я наконец, - я смог бы - но только если там был бы кто-то, рассказывающий мне о Чистом Свете. Нельзя сделать это в одиночку. Полагаю, именно в этом суть тибетского ритуала - кто-то сидит там все время и рассказывает что к чему.

Авторы работали в Гарвардском университете над экспериментальной программой, связанной с изучением эффектов, возникающих при применении ЛСД и других психоделических препаратов, до того момента, пока в средствах массовой информации не поднялась шумиха по поводу интереса студентов к наркотикам, что привело к прекращению их экспериментов. С тех пор авторы продолжали свою работу вне стен академических учреждений.


"Тибетская книга мертвых" цитируется по изданию: The Tibetian Book of the Dead or The After-Death Experiences on the Bardo Plane / Перевод Ламы Кази Дава-Самдут; комментатор и издатель В. И, Эваис-Вептц. Ссылки на это издание помечены "Evans-Wentz".

Предисловие

Введение

Психоделический опыт - это путешествие в новые области сознания. Сфера действия и содержание этого опыта беспредельны, а его отличительной особенностью является выход (трансцен-денция) за пределы вербальных понятий и пространственно-временных измерений, за пределы эго, или личности. К такого рода опыту расширенного сознания можно прийти разными путями: с помощью сенсорной депривации, упражнений йоги или систематической медитации; этот опыт может иметь место в минуты религиозных или эстетических экстазов, а также может возникать спонтанно. В последнее время этот опыт стал доступным любому человеку, благодаря открытию таких психоделических препаратов, как ЛСД, пси-лоцибин, мескалин, DMT и так далее.

Конечно, сам препарат не является причиной опыта трансцендеиции. Он действует просто как химический ключ: открывает сознание, освобождает нервную систему от привычных моделей и конструкций. Характер опыта почти полностью определяется окружением и установкой. Под установкой подразумевают степень подготовленности индивидуума, включая структуру его личности и состояние психики на данный момент. Окружение составляют физические факторы - погода, воздух в помещении; социальные факторы - отношения присутствующих друг к другу; и культурные факторы - преобладающий взгляд на природу реальности. Именно поэтому существует необходимость в руководствах и путеводителях. Их назначение состоит в том, чтобы дать возможность человеку понять новую реальность расширенного сознания. Они служат картами тех новых внутренних территорий, которые открываются благодаря достижениям современной науки.

Каждый исследователь рисует свою собственную карту. Различающиеся между собой руководства написаны на основе разных моделей: научных, эстетических, терапевтических. Тибетская модель, лежащая в основе настоящего руководства, предназначена для того, чтобы научить человека направлять и контролировать свое пробужденное сознание на пути к достижению особого уровня понимания, которое называют освобождением, озарением или просветлением. Если руководство прочитано несколько раз перед предстоящей сессией, и если на сессии присутствует пользующийся доверием человек, освежающий память путешественника во время опыта, то сознание последнего будет освобождаться от игры, лежащей в основе так называемой «личности», а также от тех положительных или негативных галлюцинаций, которыми часто сопровождаются состояния расширенного сознания. "Тибетская книга мертвых" на тибетском языке называется "Бардо Тодол", что означает "Освобождение Слушанием на Посмертном Плане". Эта книга снова и снова подчеркивает, что раскрепощенному сознаниею достаточно лишь слушать и запоминать наставления о тех последовательных шагах, которые позволяют достичь освобождения.

"Тибетская книга мертвых" формально представляет собой описание опыта, которого следует ожидать в момент смерти и после нее, на протяжении промежуточной фазы, длящейся сорок девять (семь раз по семь) дней, а также в период перехода к новому воплощению в новом теле. Само описание - это всего лишь экзотерическая форма, которую тибетские буддисты использовали для того, чтобы сохранять в тайне свои мистические учения. Язык и символы ритуалов смерти древнего верования Бон, религиозной традиции, предшествовавшей тибетскому буддизму, были искусно сплавлены с понятиями буддизма. Эзотерический смысл толкования, содержащегося в этом руководстве, состоит в том, что на самом деле описывается смерть и возрождение эго, а не тела. Лама Говинда ясно указывает на это в своем комментарии к "Бардо Тодол": "Эта книга предназначена для живых в такой же мере, как и для умирающих". Эзотерический смысл этой книги зачастую скрыт под многослойной символикой. Сама книга написана не для обычного чтения. Предполагалось, что ее смогут понять только те, кто был лично посвящен гуру в мистические учения буддизма и прошел через опыт "умирания-смерти-возрождения". Эти учения на протяжении многих столетий держались в строгой тайне из опасения, что невежественное или неосторожное их применение может принести вред. Поэтому перевод эзотерических текстов такого рода обычно выполняют в два этапа: сначала переводят оригинальный текст на английский, а затем истолковывают его содержание для практического применения. Публикуя такое практическое толкование с целью использования текста в психоделических сессиях, мы в каком-то смысле нарушаем традицию секретности и тем самым идем вразрез с учениями лам-гуру.

Однако этот шаг мы считаем обоснованным, поскольку в ином случае руководство останется непонятным для тех, кто прежде не имел опыта расширенного сознания. Кроме того, есть основания считать, что ламы, расселяясь по всему миру, сами стремятся сделать свое учение доступным более широкому кругу людей.

Итак, следуя Тибетской модели, мы выделяем три фазы психоделического опыта. Первый период (Чигай Бардо) - это полная трансцендентция, состояние за пределами слов, пространства-времени, эго. Здесь не возникает никаких видений, нет мыслей, отсутствует ощущение собственного «я». Есть только чистое осознавание и экстатическая свобода от какой бы то ни было игры (или вовлеченности в биологические процессы). Второй, довольно продолжительный, период (Чонид Бардо) предполагает появление «я» или внешней игровой реальности. Для него характерна отчетливая, обостренная ясность или преобладание галлюцинаций (кармических видений). Заключительный период (Сидпа Бардо) представляет собой возвращение к рутинной игровой реальности и к собственному «я». Для большинства людей вторая (эстетическая или галлюцинаторная) стадия является самой продолжительной. У тех, кто имел подобный опыт, первая стадия, стадия озарения, длится дольше. У людей неподготовленных, активно вовлеченных в игру и привязанных к своему собственному эго, а также у тех, кто принимает наркотический препарат в неблагоприятной обстановке, борьба за возвращение к реальности начинается раньше и обычно длится до самого конца сессии.

Слова, которые мы используем для описания психоделического опыта, статичны, в то время как сам опыт - это движение и постоянные изменения. Обычно сознание субъекта в режиме колебаний высокой частоты перескакивает с одного уровня на другой. Единственная цель настоящего руководства - дать человеку возможность достичь уровня трансценденции Первого Бардо и избежать застревания в ловушках галлюцинаторного состояния или игры, которую навязывает эго.

Авторы работали в Гарвардском университете над экспериментальной программой, связанной с изучением эффектов, возникающих при применении ЛСД и других психоделических препаратов, до того момента, пока в средствах массовой информации не поднялась шумиха по поводу интереса студентов к наркотикам, что привело к прекращению их экспериментов. С тех пор авторы продолжали свою работу вне стен академических учреждений.

"Тибетская книга мертвых" цитируется по изданию: The Tibetian Book of the Dead or The After-Death Experiences on the Bardo Plane / Перевод Ламы Кази Дава-Самдут; комментатор и издатель В. И, Эваис-Вептц. Ссылки на это издание помечены "Evans-Wentz".

Конечно, сам препарат не является причиной опыта трансцендеиции. Он действует просто как химический ключ: открывает сознание, освобождает нервную систему от привычных моделей и конструкций. Характер опыта почти полностью определяется окружением и установкой. Под установкой подразумевают степень подготовленности индивидуума, включая структуру его личности и состояние психики на данный момент. Окружение составляют физические факторы - погода, воздух в помещении; социальные факторы - отношения присутствующих друг к другу; и культурные факторы - преобладающий взгляд на природу реальности. Именно поэтому существует необходимость в руководствах и путеводителях. Их назначение состоит в том, чтобы дать возможность человеку понять новую реальность расширенного сознания. Они служат картами тех новых внутренних территорий, которые открываются благодаря достижениям современной науки.

Каждый исследователь рисует свою собственную карту. Различающиеся между собой руководства написаны на основе разных моделей: научных, эстетических, терапевтических. Тибетская модель, лежащая в основе настоящего руководства, предназначена для того, чтобы научить человека направлять и контролировать свое пробужденное сознание на пути к достижению особого уровня понимания, которое называют освобождением, озарением или просветлением. Если руководство прочитано несколько раз перед предстоящей сессией, и если на сессии присутствует пользующийся доверием человек, освежающий память путешественника во время опыта, то сознание последнего будет освобождаться от игры, лежащей в основе так называемой «личности», а также от тех положительных или негативных галлюцинаций, которыми часто сопровождаются состояния расширенного сознания. "Тибетская книга мертвых" на тибетском языке называется "Бардо Тодол", что означает "Освобождение Слушанием на Посмертном Плане". Эта книга снова и снова подчеркивает, что раскрепощенному сознаниею достаточно лишь слушать и запоминать наставления о тех последовательных шагах, которые позволяют достичь освобождения.

"Тибетская книга мертвых" формально представляет собой описание опыта, которого следует ожидать в момент смерти и после нее, на протяжении промежуточной фазы, длящейся сорок девять (семь раз по семь) дней, а также в период перехода к новому воплощению в новом теле. Само описание - это всего лишь экзотерическая форма, которую тибетские буддисты использовали для того, чтобы сохранять в тайне свои мистические учения. Язык и символы ритуалов смерти древнего верования Бон, религиозной традиции, предшествовавшей тибетскому буддизму, были искусно сплавлены с понятиями буддизма. Эзотерический смысл толкования, содержащегося в этом руководстве, состоит в том, что на самом деле описывается смерть и возрождение эго, а не тела. Лама Говинда ясно указывает на это в своем комментарии к "Бардо Тодол": "Эта книга предназначена для живых в такой же мере, как и для умирающих". Эзотерический смысл этой книги зачастую скрыт под многослойной символикой. Сама книга написана не для обычного чтения. Предполагалось, что ее смогут понять только те, кто был лично посвящен гуру в мистические учения буддизма и прошел через опыт "умирания-смерти-возрождения". Эти учения на протяжении многих столетий держались в строгой тайне из опасения, что невежественное или неосторожное их применение может принести вред. Поэтому перевод эзотерических текстов такого рода обычно выполняют в два этапа: сначала переводят оригинальный текст на английский, а затем истолковывают его содержание для практического применения. Публикуя такое практическое толкование с целью использования текста в психоделических сессиях, мы в каком-то смысле нарушаем традицию секретности и тем самым идем вразрез с учениями лам-гуру.

Однако этот шаг мы считаем обоснованным, поскольку в ином случае руководство останется непонятным для тех, кто прежде не имел опыта расширенного сознания. Кроме того, есть основания считать, что ламы, расселяясь по всему миру, сами стремятся сделать свое учение доступным более широкому кругу людей.

Итак, следуя Тибетской модели, мы выделяем три фазы психоделического опыта. Первый период (Чигай Бардо) - это полная трансцендентция, состояние за пределами слов, пространства-времени, эго. Здесь не возникает никаких видений, нет мыслей, отсутствует ощущение собственного «я». Есть только чистое осознавание и экстатическая свобода от какой бы то ни было игры (или вовлеченности в биологические процессы). Второй, довольно продолжительный, период (Чонид Бардо) предполагает появление «я» или внешней игровой реальности. Для него характерна отчетливая, обостренная ясность или преобладание галлюцинаций (кармических видений). Заключительный период (Сидпа Бардо) представляет собой возвращение к рутинной игровой реальности и к собственному «я». Для большинства людей вторая (эстетическая или галлюцинаторная) стадия является самой продолжительной. У тех, кто имел подобный опыт, первая стадия, стадия озарения, длится дольше. У людей неподготовленных, активно вовлеченных в игру и привязанных к своему собственному эго, а также у тех, кто принимает наркотический препарат в неблагоприятной обстановке, борьба за возвращение к реальности начинается раньше и обычно длится до самого конца сессии.

Проблема употребления психоделических веществ сегодня является одной из самых актуальных для современного общества. В течение последних десяти лет отмечаются две основные негативные тенденции: прогрессирующее снижение среднего возраста приобщения к наркотикам и стремительное увеличение количества несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов. Постоянно расширяется спектр психоактивных веществ, которые становятся объектом потребления. В этой связи необходимо рассмотреть тот факт, что употребление различных психоделических средств в духовных практиках достаточно распространено. И нужно разобраться и четко разграничить необходимость этого и в обыкновенную наркотическую зависимость.
Психоделические средства - это вещества, индуцирующие галлюцинации и связанные с ними переживания нередко мистического, трансцендентного характера. Характерным для этой группы веществ является то, что сами по себе они явились «фактором культуры», положив начало целому направлению современной философии, живописи, музыки, психологии, образа жизни. Сейчас уже можно говорить о «психоделической культуре», как значимом факторе в молодежной среде. Некоторые виды современной музыки, стиля одежды, манеры поведения имеют сленговое название «кислотных», что обусловлено потреблением психоделических веществ.
Множество людей ошибочно полагают, что, принимая наркотики, они находятся на пути к высокой духовности. Те, кто полагает, что, принимая наркотики, находится на пути к высокой духовности, поскольку проживают опыт изменённой реальности, не отдают себе отчёта в том, что их переживания уносят их на низшие уровни тонких миров. То, что они испытывают - это далёкие отголоски радости и экстаза обителей высшего сознания.
В чрезвычайно далёкие времена, в самом начале использования психоактивных веществ, растения, вызывающие изменение сознания, помогали людям раскрывать своё восприятие божественных качеств. Эти растения использовались для развития яснослышания, ясновидения, психометрии и других аналогичных духовных дарований. Эти духовные раскрытия непосредственно связывали людей с царством ангелов, духами природы, с животным царством и существами с другой стороны завесы. Усиленные энергии, обеспечиваемые священными растениями, облегчали также возможность межпространственных путешествий. Создание духовных мостов было основной целью использования этих растительных субстанций. Так обстояло дело в начале творения, до деградации в сознании.
Махатма Патанджали, систематизатор йоги как науки, в первой сутре четвертой главы своей книги отмечает, что аусадхи, медицинские препараты, приготовленные из растений, способны помочь человеку в обретении психических переживаний: «Способности могут быть даны от рождения, достигнуты благодаря использованию трав, пению мантр, самодисциплине или самадхи».
Такие психические переживания имеют некоторую ценность и по своей природе превосходят те переживания, которые мы получаем от органов чувств, но они определенно бесполезны в отношении того, что касается духовности. Сома-раса (сок сомы), упоминаемая в древней литературе, применялась в качестве средства, призванного помочь начинающим ученикам, неспособным длительное время сидеть в одной и той же позе и еще не научившимся приводить свой ум в сосредоточенное состояние. Данное растение воздействует на опорно-двигательный аппарат, делая нас бесчувственными по отношению к внешним раздражителям, что заставляет ум устремляться в одном направлении. Тело успокаивается и освобождается от боли. Некоторые из тех, кто не овладевал устойчивой позой путем систематического развития этого навыка, перед медитацией употребляли сому, одновременно проводя ритуальное богослужение. Подобная практика раньше не имела такого широкого распространения, какое имеют психоделики сегодня. Употребление этого растения ограничивалось и контролировалось особой традицией, существовавшей среди собирателей трав, проводивших всю свою жизнь в изучении различных видов растений и экспериментах над их использованием.
Согласно Вайдье Бхайравдатту (знаменитый собиратель гималайских трав, считавшийся единственным крупным специалистом по соме), прием внутрь этих токсических веществ в сопровождении мантры раньше был широко распространенной практикой. Чтение мантр производилось в уединенных местах в условиях соблюдения голодания и других видов аскезы под руководством опытного учителя.
В древности о соме и ртутных препаратах писалось так много, что некоторые тексты насчитывают сотни рецептов приготовления подобных интоксикантов для приема человеком. Однако ни в одной из школ йоги не допускается применение подобных внешних возбудителей.
Упоминания о соме встречаются в Ведах, где рассказывается, как использовать это растение, как готовить из него снадобья, где оно растет. Сома часто упоминается в Ригведе, содержащей много гимнов, восхваляющих его бодрящие или опьяняющие качества. Несколько текстов, в Атхарваведе превозносятся целебные свойства Сомы, он рассматривается как царь лекарственных растений. В Ведах упоминается по меньшей мере три вида Сомы: Сома Павамана (Млечный Путь), Сома-Луна и растение Сома, содержащее сок-Сому. Сома-Луна, в свою очередь, имеет три ипостаси: Сома-светило, Сома — божество, владыка планеты и Сома — нектар, источаемый Луной.
Сома (санскр. Soma Parvamana – «Сома очищающийся») - ведическое божество одноименного сакрального растения, сок которого, вызывавший экстатическое состояние, приносили в жертву богам в обрядах торжественного ритуала для умножения их силы и поддержания бессмертия; впоследствии один из восьми хранителей мира (локапалы), ответственный за северо-восток. Сома представляет собой ползучее растение, живущее на высоте более 3000 метров. Существует только два или три места на этих высотах, где можно ее встретить
Употребление этой травы порождает бесстрашие. Описание своих переживаний принимавшими, было в чем-то схоже с тем, которое давали европейцы и американцы, попробовавшие психоделических грибов. Вайдья Бхайравдатт говорил, что существует несколько видов грибов, дающих схожие эффекты. Однако сома, говорил он, относилась явно не к грибам, а к растительному семейству суккулентов. В древних текстах Аюрведы упоминаются различные виды грибов с подробными описаниями их цвета, размеров, способов использования. В этих текстах указывается, что в древности люди использовали их и для достижения психических переживаний, хотя в книгах по кактусам и суккулентам не встречается названия «сома» для обозначения этого ползучего растения. Прочие суккуленты не дают подобного эффекта. Есть несколько растений, таких как мухоморы (Amanita muscaria), дурман вонючий (Datura), которые являются ядовитыми, но в малых дозах оказывают галлюциногенное воздействие. При употреблении этих растений важную роль играет знание их правильной дозировки. Существуют низшие секты садху, которые употребляют некоторые из таких растений, не имея представления об их правильном использовании. Таких садху, тупо сидящих то здесь то там, можно часто встретить в Индии.

Само слово «садху» происходит от санскритского корня sаdh, который означает «достичь цели», «сделать прямым», или «возыметь силу над чем-то». Садху становятся немногие, так как, чтобы вступить на этот путь, необходимо отказаться от трех целей жизни: камы - чувственных наслаждений, артхи - материального развития и дхармы - долга. Садху полностью посвящают себя достижению мокши - освобождения посредством медитации и познания Бога. Традиция предписывает садху «опьяняться аскезой» и «своим экстазом вдохновлять всё». Для этой цели индуистские садху практикуют употребление различных психотропных препаратов. Считается, кто конопля, которую в индуизме почитают как растение Шивы - божественного покровителя аскетов и йогов, помогает садху погрузиться в созерцание природы космоса и достичь истинной святости.

В конце XIX века, когда британские колониальные власти намеревались запретить в Индии бханг и гашиш, один из наиболее весомых доводов против такого решения заключался в том, что оно «разгневает огромные банды молящихся аскетов». В настоящее время хранение гашиша в Индии преследуется в уголовном порядке, однако садху не подпадают под действие этого закона и свободно перемещаются по стране, имея при себе значительные количества препаратов конопли – ведь официально садху умерли и для Бога как люди, и для Индии – как граждане. Обычно садху проходят через особый ритуал, во время которого присутствуют на своих собственных похоронах, после чего они принимают Гуру и следуют за ним в течение многих лет, служа ему и приобретая от него необходимый опыт. Большинство садху проводят жизнь в странствиях по Индостану и паломничествах по святым местам, некоторые все время живут в монастырях и ашрамах, некоторые в лесах и пещерах. Местом сбора садху служат крупные религиозные праздники - Кумбха Мела, Шиваратри или Шри-Ганеша-Чатуртхи.
Для тех, кто не вел аскетического образа жизни, не тренировал свой ум, прием психоделиков таит в себе опасность. Они могут нанести вред всей нервной системе и, в частности, разрушить тонкие внутренние энергетические каналы (нади). Древние врачеватели знали, как и когда использовать такие растения. Например, американские гомеопаты рекомендуют умирающим пациентам принять одну дозу препарата ARS 10-M для обретения бесстрашия, а древние египтяне и греки давали тем, кто находился на одре смерти, яд болиголова, избавлявший от боли и позволявший умереть приятно. Аналогичным образом собиратели горных трав в Индии особо рекомендовали сому для обращения ума вовнутрь и использовали это растение в ритуалах, вошедших составной частью в религиозные церемонии древних ариев.
Возникающие при приеме этих средств галлюцинации способны привести человека к заболеванию психозом. Свами Рама проверял, какое воздействие оказывают наркотики на тех, кто их принимает, и не обнаружил никаких признаков духовности в поведении этих людей. У них могут возникать необычные переживания, но какая польза от этих переживаний, если позже они дают обратную реакцию, оказывая разрушающее влияние на организм. Если ум не подготовлен и не соблюдается строгая диета, продолжительная тонкая депрессия бывает обычной ответной реакцией при приеме таких наркотиков. Здоровая диета, спокойная атмосфера, чтение мантр и опытное руководство - таковы были раньше непременные факторы употребления сома-расы.
Однако, вначале прием сомы оказывает очень приятный и вдохновляющий эффект, но регулярное ее употребление вызывает реакцию в виде депрессии. Также неоднократный прием подобных растений способен вызвать наркотическое привыкание.
После ряда лет внимательного изучения вопросов, связанных с употреблением психоделических средств, Свами Рама пришел к выводу, что тот вред, который они приносят, намного превосходит ту выгоду, которую из них можно извлечь. Люди, психологически неподготовленные, получают негативный опыт либо во время усвоения организмом токсических веществ, либо позднее. Те же, кто подготовлен, не нуждаются в приеме подобных наркотических средств.
Какое негативное влияние эти вещества оказывают на тех, кто их употребляет?
Эти растения, доступные сегодня как «психоделические растения», несут негативно изменённые вибрации, лишь отдалённо напоминающие вибрации исконных растений.
То, к чему молодые, а также многие взрослые люди на Земле испытывают наркотическую зависимость, это - вещества, увлекающие тех, кто к ним прибегает, на низшие уровни астрального плана. В низших астральных сферах наркоманы попадают на крючок и в плен астральным сущностям, которым для своего выживания нужны их энергии, что и является основной причиной наркозависимости. Те, кто непрерывно предаётся использованию этих веществ, вырабатывают в своём эмоциональном теле и других тонких телах искажённые энергии. Эти сущности обладают собственным сознанием. Они реальные и живые, пребывающие в низкоэнергетическом сознании, которое становится всё более и более агрессивным в стремлении завладеть энергиями человека, использующего наркотические средства. С течением времени при продолжительном использовании наркотических средств в энергетическое поле людей, давших приют этим сущностям, их количество увеличивается, а их сила возрастает.
Выращиваемые травы и химические вещества, производимые в настоящее время в целях изменения сознания, совершенно неестественны для души, физического тела, разума и эмоционального тела. Они вызывают в этих телах искажения, исправление которых может потребовать очень продолжительного времени, даже несколько жизней.
Употребление наркотиков и зависимость от них приводит в большинстве случаев к изменениям личности и портит характер. Затрагивается в основном эмоциональное тело, когда астральные сущности, воплощающие эту вибрацию, запечатлевают в нём страстное желание принимать всё больше и больше наркотиков. Эти сущности вовлекают людей в наркотическую зависимость, главным образом создавая чувство голода или жадного желания приёма вызывающих наркотическую зависимость веществ, в основном, в солнечном сплетении и эмоциональном теле.
Эмоциональная незрелость порождает неполноценность развития характера тех, кто прибегает к наркотикам. Вместо раскрытия качеств божественности, наркозависимость вынуждает многих прибегать к разного рода манипуляциям, предательству и ложным способам приобретения денег, чтобы влипнуть в следующую проблему. Находятся даже такие, кто пойдёт на убийство или проституцию, чтобы добыть средства для удовлетворения своей зависимости. Наркозависимость нередко уничтожает или снижает качества души, и цели воплощения не достигаются.
Злоупотребление наркотиками свидетельствует о нежелании пройти нормальные каналы обучения и выучить ежедневные уроки жизни, способствующие эволюции.
Не существует внешних коротких путей к просветлению, всё внутри нас.
В ментальном теле наркотики воздействуют на характер, а также значительно искажают жизненную мотивацию. Вместо того, чтобы жить ради достижения высоких целей, жизнь нередко превращают в одержимость и погоню за добычей всё большего количества денег любыми возможными путями, чтобы купить ещё больше наркотических веществ. Поддерживая это состояние сознания, наркоман отупляет и затуманивает свой разум. Наркомания может нередко вызывать генетические последствия в двух или трёх поколениях в потомстве, которые могут выражаться как различные физические, эмоциональные или ментальные недостатки. Дети, рождающиеся в семьях, генетически унаследовавших подобные проблемы, могут оказаться душами, которые приняли решение родиться в подобного рода ситуации, чтобы завершить карму, привнесённую из прошлых воплощений, когда они предавались употреблению наркотиков или иным видам зависимости.
У большинства наркоманов негативному воздействию подвергаются мозг и эмоциональное тело. Тем не менее, необходимо помнить, что те, кто длительное время злоупотреблял наркотическими и аналогичными им веществами и не смог выполнить задачи данного воплощения, скорее всего, утратят право на здоровое тело в следующей инкарнации. Невозможно сознательно и беззаботно злоупотреблять своим телом в одном воплощении и наслаждаться обладанием здоровым и сильным телом в следующем. Согласно космическому закону, если вам предоставлено сильное и здоровое тело, но вы им злоупотребляете, то карма вернётся к вам в следующей же жизни. Именно по этой причине ваши дети рождаются с многочисленными болезнями, а вы удивляетесь, почему так происходит. Что они сделали, чтобы заслужить такое?
В целом, люди, ставшие пленниками склонностей, вызывающих зависимость, проявляют тенденцию не питать своё тело пищей, необходимой для его сбалансированности и жизненности. Суррогатная пища быстрого приготовления в закусочных и автоматах, полностью лишённая питательных веществ, стала основной диетой огромного большинства наркоманов.
На эфирном плане наркотики разрывают значительную часть защитных оболочек души, называемых тонкими телами. Тому, кто в одной жизни злоупотреблял постоянным потреблением марихуаны, ЛСД или других аналогичных психоделических наркотиков, может потребоваться от трёх до пяти и даже больше воплощений, чтобы вернуться к первоначальному состоянию.
Когда вы смотрите третьим глазом на поле ауры потребителя марихуаны или иных наркотиков, вы видите очень искажённые узоры красного цвета гнева и зелёные оттенки порока, не представляющие гармонию и любовь. Кроме того, вся аура окружена множеством черных и коричневых пятен. Чаще всего красивые первоначальные геометрические узоры ауры больше уже не видны. У неё грязный оттенок, так как цвета сильно искажены. Вы увидите также скопления сущностей, напоминающих свернувшихся кольцом змей из дыма, которые обмотались вокруг всей частей тела. Эти сущности и их низкочастотные энергии сдавливают солнечное сплетение и сердце. Созерцание эфирного тела и ауры потребителей психоделических наркотиков не доставляет особого удовольствия. Если бы можно было показать потребителям наркотиков их ауру в сравнении с тем, что было описано выше, то, вероятно, 90 % из них, если не больше, немедленно прекратило бы приём наркотиков.
Души, предающиеся употреблению наркотических средств, начинают исполненный страдания путь продолжительностью в несколько воплощений. В нескольких последующих воплощениях такая душа нередко рождается с серьёзными физическими или эмоциональными нарушениями. Не избежать ответственности тем, кто, забыв о своём предназначении и прибегая к наркотикам и другим вызывающим привыкание веществам вроде алкоголя, сигарет и т.п., разрушает свои нади, чакры, ухудшает собственное здоровье и гасит свой Свет.
Если полагаться на психоделики для достижения изменённого состояния сознания или для воссоединения с божественным, то результатом бывает только ещё большая иллюзия и самообман. Принимающие наркотики, несомненно, испытают регресс в своей личной эволюции. Независимо от того, насколько духовными считают себя эти люди, предаваясь этой зависимости - они находятся во власти грандиозной иллюзии.

Решил начать публиковать материалы для будущих участников моих ретритов. Надеюсь, что опубликованные здесь фрагменты из культовой книги «Психоделический опыт. Руководство на основе «Тибетской книги мертвых», написанной одними из самых авторитетных специалистов в этой области (Тимоти Лири, Ральф Мецнер, Ричард Олперт) поможет вам лучше понять и уяснить для себя суть нашей совместной работы.

Планирование сессии

При планировании сессии прежде всего следует решить, какова будет ее цель. Классический индуизм предлагает четыре возможных цели:

(1) Укрепление личности, углубление интеллектуального понимания, умение глубоко постигать самого себя и мир культуры, улучшение жизненной ситуации, ускоренное обучение, профессиональное совершенствование.

(2) Служение, помощь другим, излечение, реабилитация, духовное возрождение близких людей.

(3) Развлечение, чувственное наслаждение, эстетическое удовольствие, углубление межличностных контактов, чистое переживание.

(4) Трансценденция, освобождение от эго и пространственно-временных границ; достижение мистического единения.

Данное руководство сконцентрировано преимущественно на последней цели - достижении освобождения и просветления. Это не только не исключает других целей, а фактически обеспечивает их осуществление, поскольку для достижения просветления требуется, чтобы человек был способен выйти за пределы игровых проблем личности, за пределы своей роли и профессионального статуса. Человек, прошедший через такой опыт, может заранее посвятить свой новый опыт любой из четырех целей. Данное руководство будет помощником и в этом случае.

Если группа людей решила провести совместную сессию, эти люди должны либо прийти к общему соглашению относительно цели сессии, либо, по крайней мере, знать о целях друг друга. Если решено, что сессия будет иметь «программу», тогда участники должны разработать эту программу совместно или поручить ее составление одному из членов группы. Неожиданные или нежелательные действия со стороны кого-либо из участников легко могут «завлечь» остальных путешественников в ловушку параноидальных иллюзий Третьего Бардо.

Кроме того, путешественник, особенно при индивидуальной работе, может стремиться либо к экстравертному, либо к интровертному опыту. В экстравертном опыте трансцендировапия происходит экстатическое единение «я» с внешними объектами (например, цветами или другими людьми). В интровертном состоянии происходит экстатическое единение «я» с внутренними жизненными процессами (светом, волнами энергии, органическими процессами, биологическими формами и т. п.). Конечно, и экстравертное, и интровертное состояния могут оказаться скорее негативными, чем позитивными, в зависимости от позиции путешественника. Состояние также может быть либо преимущественно концептуальным, либо преимущественно эмоциональным. Таким образом, существует восемь разновидностей опыта (четыре позитивных и четыре негативных), описанных более полно при рассмотрении 2–5 Видений Второго Бардо.
При планировании экстравертного мистического опыта на сессию необходимо принести предметы, имеющие символическое значение, чтобы ориентировать сознание в желаемом направлении. Это могут быть свечи, картины, книги, благовония, музыка или записанные на магнитофон отрывки текста. Интровертный мистический опыт требует устранения всех внешних раздражителей: света, звуков, запахов, движения.

Способ общения с другими участниками тоже должен быть оговорен заранее. Вы можете условиться об использовании определенных сигналов, которые без слов указывают на дружеское расположение. Можно использовать физический контакт - рукопожатие, объятия. Однако следует оговорить заранее, что будет означать такой способ общения, чтобы избежать ложных игровых интерпретаций, которые могут возникнуть в состоянии повышенной восприимчивости, сопутствующей трансценденции эго.

Подготовка

Психоделические препараты не являются наркотиками в обычном смысле этого слова. Они не дают специфической реакции и не влекут за собой соматических или психических последствий.

Специфическая реакция практически не связана с химикатом, а в основном зависит от настройки и аккомпанимеита, то есть от подготовки и окружения. Чем лучше проведена подготовка, тем больше экстаз и глубже откровения. Окружение - в частности, поведение других участников - особенно важно для первой сессии и для сессии с участием неподготовленных путешественников. Для тех, кто готовился вдумчиво и серьезно, окружающая обстановка не имеет значения.

Настрой включает в себя два аспекта: долговременный и непосредственный.

Долговременный настрой основывается на личной истории путешественника, его одаренности. Особенности вашей личности - ваши страхи, желания, конфликты, чувство вины, тайные страсти - определяют вашу иитепретацию любой ситуации, включая и психоделическую сессию, и ваше умение справиться с ней. Пожалуй, наиболее важны механизмы реагирования на страх - обычно это бывает оборонительная, защитная реакция. Для легкого и непринужденного обучения необходимы такие качества, как гибкость, доверие, религиозность, искренность, смелость, сердечность, творческие способности. Жесткость, желание все контролировать, недоверие, цинизм, ограниченность, трусость, холодность вносят напряженность в любую возникающую ситуацию. Главное - это способность к постижению. Не имеет значения, сколько помех в записи, поскольку, человек, хоть немного разбирающийся в своем собственном записывающем устройстве и способный распознать, когда оно работает не так, как хотелось бы, лучше приспосабливается к любым неожиданностям - даже к внезапному крушению собственного эго.

Тщательная подготовка к сессии предусматривает обсуждение с наставником особенностей личности путешественника и планирование того, как лучше справиться с ожидаемыми эмоциональными реакциями, когда они появятся.
Непосредственный настрой касается ожиданий по поводу самой предстоящей сессии. Подготовка сессии имеет решающее значение, поскольку от нее зависит, как будет разворачиваться опыт. Людям свойственно привносить свою личную и социальную игру в любую новую ситуацию. Необходимо заранее тщательно продумать сессию, чтобы предотвратить привнесение ограничивающих установок.

Ожидания, связанные со здоровьем. Некоторые слабо подготовленные люди неосознанно привносят в опыт медицинский аспект. Они выискивают симптомы, истолковывают каждое новое ощущение как проявление болезни, навязывают руководителю роль врача и в случае, если развивается тревожность, просят прервать это состояние немедленным новым рождением с помощью химических препаратов, то есть транквилизаторов. Иногда приходится слышать о плохо спланированных, случайных сессиях, проводимых без руководителя, которые заканчиваются тем, что субъект требует госпитализировать его и т. п. Еще больше проблем возникает, если руководитель сам использует медицинскую модель, следит за симптомами и готов прибегнуть к госпитализации, чтобы обезопасить самого себя.
Бунт против условностей для некоторых может стать причиной употребления психоделиков. Идея сделать что-то «из ряда вон выходящее» или не вполне приличное - это наивная установка, которая может определенным образом окрасить опыт.

Интеллектуальные ожидания уместны, когда субъект имеет уже достаточно большой психоделический опыт. ЛСД действительно предоставляет огромные возможности для ускоренного обучения и достижения успеха в научных исследованиях. Однако в первых сессиях интеллектуальное реагирование может стать ловушкой. Тибетская книга неустанно предупреждает об опасностях рационализации. «Отключите свой ум» - это наилучший совет для начинающих. Контроль вашего сознания подобен инструкции по пилотированию. Только после того, как вы научитесь проводить свое сознание через состояние освобождения от эго, в психоделическую сессию можно включать интеллектуальные упражнения. Лучше всего концептуальные исследования проводить на последнем этапе сессии. Это специальное руководство предназначено для того, чтобы на максимально долгий срок освободить вас от вашего вербального ума.

Для религиозных ожиданий уместен тот же совет, что и для ожиданий интеллектуальных. На первой сессии лучше всего плыть по течению, оставаясь «на плаву» как можно дольше, и отложить теологические интерпретации до окончания сессии или до следующих сессий.

Ожидания развлечения и эстетического наслаждения естественны. Вне всякого сомнения, психоделические сессии дают возможность переживать экстатические моменты, которые затмевают любую личную или культурную игру. Чистое переживание может полностью захватить пробужденное сознание. Духовная близость с другими людьми достигает высоты Гималаев. Эстетическое наслаждение от музыки, живописи, растений, от живой и неживой природы усиливается в миллионы раз. Но все эти реакции могут оказаться игрой эго в Третьем Бардо: «Я переживаю этот экстаз. Как мне повезло!». Такие реакции могут оказаться либо болезненными ловушками, мешающими субъекту достичь чистого состояния свободы от эго (Первого Бардо), либо шедеврами творчества Второго Бардо.

Запланированные ожидания. Данное руководство готовит человека к мистическому опыту в соответствии с тибетской моделью. Мудрецы Снежных Вершин обнаружили свою искушенность в житейских делах и тонкое понимание человеческой психологии, поэтому адепт, изучивший данное руководство, будет прекрасно подготовлен к путешествию, поскольку составляющее его основу учение по широте охвата и многозначности намного превосходит любую западную психологическую теорию. Тем не менее, мы вполне понимаем, что модель сознания «Бардо Тодол», несмотря на грандиозный размах, все же является человеческим артефактом, галлюцинацией Второго Бардо.
Некоторые практические рекомендации. Субъект должен выделить для своего опыта не меньше трех дней: один день до сессии, день на сессию и день после нее. Такое расписание гарантирует снижение внешнего давления и большее спокойствие во время путешествия.

Прекрасной подготовкой к сессии являются беседы с теми, кто уже побывал в путешествии, хотя надо знать о том, что все описания несут на себе следы галлюцинаторной природы Второго Бардо. Еще одним ценным методом подготовки является наблюдение за проведением сессии. Возможность увидеть, как другие ведут себя во время сессии и после нее, придает ожиданиям субъекта понятную, определенную форму.

Обычный способ стать более осведомленным состоит в чтении книг о мистическом опыте. Чтение описаний личного опыта других людей (Олдос Хаксли, Алаи Уоттс и Гордой Уоссон написали прекрасные отчеты) - это еще одна возможность подготовки.

Медитация является, пожалуй, наилучшим способом подготовки к психоделической сессии. Те, кто проводил время в уединении, стараясь управлять своим сознанием, остановить поток мысли и достичь высокого уровня концентрации, являются наилучшими кандидатами для участия в психоделической сессии. Они подготовлены к состоянию освобождения от эго. Они воспринимают этот процесс не как странное малопонятное событие, а как долгожданную цель.

Из книги «Психоделический опыт. Руководство на основе «Тибетской книги мертвых», Тимоти Лири, Ральф Мецнер, Ричард Олперт.

Тибетской Книге мёртвых
Жанр Инструкция,
философская проза
Автор Тимоти Лири ,
Ральф Мецнер,
Ричард Альперт
Язык оригинала английский
Дата написания -
Дата первой публикации
Электронная версия

Психоделический опыт: руководство по приёму психоделиков, основанное на Тибетской Книге мёртвых (aнгл. The Psychedelic Experience: A Manual Based on the Tibetan Book of the Dead ) - инструкция по употреблению психоделических веществ за авторством Тимоти Лири , Ральфа Мецнера и Ричарда Альперта, разработанная на основе тибетского ритуального текста «Бардо Тхёдол ». Авторы работы, участвовавшие в программе по исследованию ЛСД и других галлюциногенов, обнаружили, по их мнению, значительное сходство между мистическим опытом умирания, описанным в «Бардо Тхёдол», и впечатлениями добровольцев, испытывавших на себе действие вещества; согласно их предположению, «Бардо Тхёдол» отражает сходный опыт и содержит в себе подробные инструкции для того, кто готовится с ним столкнуться. Книга была посвящена Олдосу Хаксли и предварена выдержкой из его известного эссе о психоделическом опыте, «Дверей восприятия ». Фрагменты из «Психоделического опыта» были использованы The Beatles в тексте песни «Tomorrow Never Knows ».

«Психоделический опыт» был написан на основе «Тибетской книги мёртвых» . Официальное назначение Тибетской Книги Мёртвых - описание опыта, впечатлений, испытываемых человеком в момент смерти, в промежуточной фазе длящейся сорок девять (семь раз по семь) дней, и в фазе перерождений в новую телесную форму. Авторы книги, однако, считают, что это:

«экзотерическая сторона книги, призванная скрывать мистическое учение. Язык и символизм смертельных ритуалов бонизма, традиционной добуддийской тибетской религии, были мастерски смешаны с концепциями буддизма. Эзотерический смысл учения, раскрываемый этим руководством, говорит о том, что смерть, описываемая в Книге Мёртвых, имеет отношение не к телу, а к сознанию.»

Оригинальный текст (англ.)

This however is merely the exoteric framework which the Tibetan Buddhists used to cloak their mystical teachings. The language and symbolism of death rituals of Bonism, the traditional pre-Buddhist Tibetan religion, were skillfully blended with Buddhist conceptions. The esoteric meaning, as it has been interpreted in this manual, is that it is death and rebirth that is described, not of the body.

На это также указывают слова ламы Говинды, сказанные им по поводу Тибетской книги мёртвых:

«Это книга живущих в той же степени, в которой и умирающих.»