Особенности становления древнерусского государства. Образование древнерусского государства

Во время великого переселение народов,восточные славяни основали землю Русскую,переселились на неё.

Славяне: южные,западные и восточные

Основные виды деятельности были :с/х,охота,животноводство,рыболовле

Социальные отношения - родоплемянной строй

Рабства не было. Военноплеменных восточные славяне превращали в свободных труженников

Основная религия: язычество-поклонение силам природы,многобожие.

Главный Бог -Ярило либо Перун (Бог войны)

В ходе развития восточных славян создаются предпосылки создания древнерусского государства.

Особенности образования древнерусского государства:

  1. Совершенствуются орудия труда
  2. Выделение ремесла от с/х (появляются города,огород,появляются купцы,развивается торговля)
  3. Усиление социального неравенства

Государство образовывалось потому,что нужно было защищаться от своих соседей.

Восточные словяне платили дань Варягам до 860г.

Южные племена вплоть до 965г.платили дань Хазарскому каганату

Святослав пошёл на Вятичей,но их там не оказалось.Нашёл их,спросил:"Кому дань платите?",ответили:"Хазарам",а Святослав:"Платите дань мне,а я вас буду защищать от Хазар".

В 965г.разгромил Хазарский каганат со столицей Итиль.Хазарский каганат перестал существовать.

Руссо:концепция образования государственности-свободный договор.Договор между теми,кто имеют средства производства и теми,кто не имеют их.

Образование государства – это итог длительного и сложного развития общества. Объективные предпосылки для этого сформировались у восточных славян в 6-9 вв.

Экономические предпосылки:

  • Переход к пашенному земледелию
  • Отделение ремесла от земледелия
  • Сосредоточение ремесла в городах (погостах)
  • Возникновение меновых отношений
  • Преобладание свободного труда над рабским

Политические предпосылки:

  • Потребность родоплеменной знати в аппарате защит своих привилегий и захвата новых земель
  • Формирование племенных союзов славян
  • Угроза нападения внешних врагов
  • Достаточный уровень военной организации

Социальные предпосылки:

  • Смена родовой общины на соседскую
  • Возникновение социального неравенства
  • Наличие патриархальных форм рабства
  • Складывание древнерусской народности

Духовные предпосылки:

  • Общая языческая религия
  • Схожие обычаи, обряды, общественная психология

Особенности формирования

Русь занимала срединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных границ в пределах равнинного пространства, поэтому в ходе государственного становления она приобретала особенности как восточных, так и западных типов цивилизаций.

Потребность в постоянной защите от внешних врагов на значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разными уровнями развития, культуры, создавать сильную государственную власть.

Образование государства

Государство восточных славян – Русь – возникло путем подчинения племенному союзу полян (с политическим центром в Киеве) других племенных союзов.

К началу 9 века у славян сложилось 2 противогосударственных образования: на юге – Киевское и на севере – Новгородское.

Согласно «Повести временных лет» основателем новой княжеской династии на Руси стал варяжский князь Рюрик, приглашенный в 862 году верхушкой враждовавших северных племен в Новгород на княжение (+ его братья: Синеус – Белоозеро, Трувор – Изборг).

Преемник Рюрика Олег, прозванный Вещим, в 882 году захватил Киев, убив правивших в этом городе князей Аскольда и Дира. Удачный поход князя Олега на Киев привел к объединению Новгородской и Киевской земли в Древнерусское государство – Киевскую Русь.

1. Происхождение восточных славян

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в сер. 2 тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян, по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.

В римских источниках I-II вв. (Тацит, Плиний) славян называют венедами. Впервые под своим именем славяне упоминаются в VI в. у Прокопия Кесарийского и Иордана.

Первая археологическая культура, которую связывают со славянами, - пражская. В IV-VII вв. она распространилась от среднего Днепра до Балтики, от Эльбы до Подунавья. Тогда же славяне расселились и на Балканах.

На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне - предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра - кривичи, у оз. Ильмень - словене, по Оке- вятичи, в Белоруссии - дреговичи и радимичи, на среднем Днестре - тиверцы, между Днепром и Днестром - уличи, в Прикарпатье -дулебы. Возникали племенные союзы.

Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество). Земля была собственностью общины - верви, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание - вече. Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Родовые связи все больше вытеснялись территориальными. Складывались предпосылки для возникновения государства.

О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне были язычниками. Известны Перун - бог войны и грома, Велес - скота и торговли, Даждьбог - солнца, Стрибог- ветров, Мокошь - верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.

Читайте также:
  1. II.1.2 Экспрессивный характер и особенности олицетворения
  2. III. Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригад
  3. IV. Профсоюзы Франции: возникновение и особенности развития (XIX-начало XX вв.)
  4. V. Особенности режима рабочего времени работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями
  5. VIII. Особенности перевозок отдельных категорий граждан, багажа и грузобагажа
  6. Абсолютизм. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания. Ключевые архитекторы.
  7. Административная юстиция. Особенности судебного разбирательства. Обеспечение состязательности сторон в судебном рассмотрении.
  8. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
  9. Акционерные общества и особенности их функционирования
  10. Александрийская поэзия, ее особенности и жанры. Творчество Каллимаха, буколики Феокрита. Эпос Аполлония Родосского.

Важнейшими признаками государственности традиционно признаются: наличие определенной территории, границы которой установлены и, насколько возможно, охраняются; отделение власти от народа и формирование государственного аппарата, включающего в себя, как правило, аппарат управления и карательный аппарат; систематизированное налогообложение; наличие идеологии, используемой для обоснования и подтверждения полномочий правящей верхушки. Такая идеология в Средние века имела в странах Европы исключительно религиозный характер. Важнейшим признаком государственности является также применение норм писаного права, не являющегося ни в коем случае простой записью норм обычного права. Как правило, наличие всех названных и иных признаков, менее определяющих, но порой придающих государственному образованию присущую только ему специфику, позволяет говорить о завершении процесса образования государства.

В Древней Руси складывание этих признаков шло в Х – XI вв. весьма динамично.

Летопись рассказывает об успешном морском походе русских, предводительствуемых князем Олегом (879–912 гг.), на Константинополь в 907 г. Результатом его было заключение письменного договора между Византией и Русью, весьма выгодного для последней. В 941 г., в княжение Игоря (912–945 гг.), поход на Византию был повторен, но оказался менее удачным. В 944 г. был совершен еще один поход. Договор с Византией был возобновлен, по нему Русь признавалась по-прежнему суверенным государством, но он был менее выгоден, чем договор, заключенный в правление Олега. В текстах договоров упоминается «Закон Русский» – правовые нормы, которыми руководствовались представители русской стороны.

Восточные славяне в первой половине Х в. совершали походы в Закавказье, используя для выхода в Каспийское море Дон и Волгу. В княжение Святослава Игоревича (с 945 г. в связи с его малолетством княжила его мать княгиня Ольга, умершая в 964 г., однако уже в 957 г. Святослав стал ее соправителем и до своей гибели в 972 г. проводил дни в военных походах) русские дружины нанесли сокрушительный удар Хазарскому каганату. Вятичи были освобождены от уплаты дани хазарам. Владения Киева распространились до низовьев Дона, до Северного Кавказа, Тамани и Восточного Крыма, где возникло Тмутараканское княжество. В состав Руси вошли земли ясов, касогов, обезов – предков современных осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев и других народов Северного Кавказа. На Дону русские использовали как форпост хазарскую крепость Саркел (русская Белая Вежа).

В 968 г. русские дружины во главе со Святославом совершили поход на Дунай. Целью похода было создание обширного славянского, русско-болгарского государства с центром в низовьях Дуная. В короткий срок Восточная Болгария была покорена, а сам Святослав обосновался в Переяславце, в Добрудже. Тогда военные действия против Руси начала Византия. Святослав привлек на свою сторону болгарского царя Бориса, и Болгария выступила союзницей Руси против Византии. В 970 г. они начали наступление, перешли Балканы, спустились в долину и по Македонии двинулись к Константинополю. Только весной 971 г. император Иоанн Цимисхий смог оказать отпор дружинникам Святослава в перейти в наступление. Русские и болгары героически отстаивали Переяславец и Доростол, но огромное численное превосходство византийцев вынудило Святослава вступить в переговоры с императором. Дружины Святослава, не имея возможности удержать балканские завоевания, вернулись в Причерноморье, двинулись к Киеву, но у днепровских порогов на них напали печенеги – кочевые племена степняков. Святослав был убит. По мнению многих историков, печенеги получили от Византии все необходимые сведения о времени продвижения войск Святослава и их численности.

Конец X столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение падает на время княжения Владимира Святославича (980–1015). В 981 г. была присоединена область Червенских городов и Перемышль, т. е. восточнославянские земли до реки Сан. В 992 г. в состав государства вошли земли хорватов, лежащие по обоим склонам Карпатских гор. В 983 г. русские дружины ходили на ятвягов, и русское население, заселившее край вплоть до границ владений пруссов, положило начало Черной Руси (современные западные области Белоруссии). В 981 г. в состав древнерусского государства вошла земля вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы независимости правящей местной верхушки. В 984 г. власть Киева распространилась и на радимичей.

Так было закончено объединение всего восточного славянства в единое государство. Столицей неизменно являлся Киев – «мати градом русским».

При Владимире усиленно укреплялись южные окраины Руси, которым угрожали печенеги. По Десне, Трубежу, Суле, Стугне и Остру были возведены города, заселенные воинами – славянами (словенами, кривичами, вятичами), финно-уграми (чудью). Города, засеки, валы и ограды с воротами, протянувшиеся полосой к югу от Киева, служили надежной оборонительной линией от враждебной Руси кочевой степи.

Одним из важнейших событий, связанных с Киевской Русью, с образованием и развитием древнерусского государства, является складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену племени, этнической категории первобытно-общинного строя, вместе с утверждением и развитием государственных отношений на Руси приходит иная общность людей – народность.

С течением времени в древнерусскую народность слились все племенные и территориальные объединения восточных славян: не стало ни полян, ни кривичей, ни северян, ни древлян.

В основе народности лежит общность языка. Вместе с созданием единой древнерусской государственности, с развитием торговли, с расширением связей между населением разных земель в местные диалекты проникают элементы диалектов соседей. Если в VII–VIII вв. славянские племена, для которых было характерно языковое единство, расселялись по обширным просторам Восточной Европы, дробились и расходились, что усиливало местные языковые особенности, то политическое единство восточных славян обусловило усиление языковой общности, развитие языка народности.

Не позднее конца IX – начала Х в. на Руси распространились славянские азбуки – кириллица и глаголица. Созданные во второй половине IX столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в западнославянском государстве – Великой Моравии, они вскоре проникли в Болгарию и на Русь. Первым известным памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 г. Использование письменности само по себе является немаловажным признаком развития государственности.

Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь в конце Х в. с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщал страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них – к античной и ближневосточной культурам, создал феномен русской средневековой культуры. На Русь из Болгарии и Византии прибыли священники, иконописцы, строители, возводившие храмы и монастырские постройки. Получило распространение византийское церковное право. Оригинальность и высокий уровень древнерусской культуры были во многом обусловлены бытованием в качестве литературного славянского языка, понятного всему населению. (В отличие от Западной Европы, где языком церковной службы была латынь – к концу I тысячелетия н. э. давно уже мертвый язык.)

Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов и племенных княжений складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью (включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников). В сфере политико-территориальной в этих условиях для центральной власти оказались непригодными старые центры племенных княжений и были созданы новые, в которых и располагались князья – родственники киевского правителя (Владимир-Волынский; Смоленск, отстроенный на новом месте; Ростов; новая крепость-детинец в Полоцке; Туров и т. д.). В сфере же идеологической оказались непригодными старые политеистические языческие культы, носившие местные черты и могущие служить сепаратистским тенденциям.

Владимир (бывший в момент смерти Святослава князем Новгородским), овладев в 980 г. Киевским престолом и устранив старшего брата Ярополка (972–980), сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном, которому как покровителю княжеской власти и военной удачи поклонялись княжеские дружинники. Однако желаемого результата киевский князь, по-видимому, не добился, и через некоторое время он ставит вопрос о решительном разрыве со старой языческой традицией и о принятии монотеистической религии.

Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства, западноевропейский, римский вариант христианства (позднее выросшие в православие и католицизм); мусульманство, господствовавшее в территориально близкой к Руси Волжской Болгарии; наконец, иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии. Выбор был сделан в пользу уже распространявшегося в торговых городах по пути «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), и прежде всего в Киеве, христианства по византийскому образцу. В Киеве уже к середине Х в. существовала многочисленная христианская община, гордящаяся принадлежностью к христианам княгини Ольги (945–964).

Летопись сообщает о событиях, предшествовавших крещению Руси, следующим образом. В 988 г. византийские императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, хозяйничавшего в малоазиатской части империи. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Мятежники были разгромлены, но императоры не спешили выполнять договор. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии – Херсонес (Корсунь, ныне Севастополь), взял его и тем самым принудил императоров выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес. Вместе с ней прибыли из Византии на Русь священнослужители. Владимир принял крещение и женился на принцессе. После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Все эти события произошли в 988–990 гг. (точная их хронология – предмет споров). Затем новая религия стала распространяться более или менее мирно по городам Руси. Были случаи кровавых столкновений (как, например, в Новгороде). На севере и северо-востоке страны сельское население всячески сопротивлялось обращению: вспыхивали восстания под руководством языческих жрецов и волхвов (ХI–XII вв.).

Между тем в Киеве была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольской патриархии. К концу Х – XI вв. относится возникновение нескольких епископств, создававшихся в важнейших центрах: Новгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове. На Руси появилось православное духовенство (главным образом греческое и болгарское на первых порах), богослужебные и иные книги на славянском языке, поступившие в основном из Болгарии. Таким образом, акт принятия христианства приобщал Русь к ценностям мировой культуры – древнегреческой, раннехристианской, византийской, славянской христианской, а также ставил страну в один ряд с наиболее развитыми государствами той поры.

Политический строй древнерусского государства был монархическим. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Киевский князь управлял при помощи Совета из других князей и дружинников, который в Киевской Руси стал называться Боярской думой. Дружина делилась на три разряда. В «старшую» дружину входили богатые и влиятельные бояре, имеющие земли, дворы, челядь, своих дружинников, «младшие» дружинники («детские», «отроки», «гриди») жили при дворе князя, обслуживали его дом, двор, хозяйство, в мирное время выступая в роли управителей и слуг, а в военное – воинов. Третью группу составляли «вои», набираемые из сельского и городского люда в случае военных действий. В Х в. княжеская, дружинная, военная организация все более подчиняла себе прежнюю «тысячную» организацию восточных славян. По этой последней восточнославянские воины объединялись в десятки, сотни и тысячи во главе с десятскими, сотскими и тысяцкими. Такое деление народного ополчения характерно для племенной стадии общественного развития. На Руси народное ополчение созывалось и на стадии государственного развития, поэтому должности тысяцкого и сотских надолго сохранились в крупнейших русских городах.

Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами, подъездными, биричами, метельниками. Из состава дружины выделились и управители княжеского вотчинного хозяйства – тиуны. С XII в. они включаются и в систему государственного управления.

Киевские князья и их дружинники собирали дань в основном в зимний период. Ежегодно в ноябре князь с дружиной отправлялся из Киева в «полюдье», т. е. в объезд славянских земель. «Кормясь» там в течение целой зимы, они в апреле, когда вскрывался Днепр, возвращались в Киев с данью. Красочное описание «полюдья», закончившееся убийством князя, желавшего получить как можно больше, не считаясь с возможностями населения, сохранила летопись в известном рассказе о смерти Игоря в 945 г. в земле древлян.

В 946–947 гг. вдова Игоря, княгиня Ольга, по словам летописи, объездила некоторые области Руси и «установила» «уставы» и «уроки», «оброки» и «дани», иными словами, определила нормы налогов и повинностей, наметив во время своей поездки «становища» и «погосты» – административно-финансовые центры сбора податей. Таким образом, система сбора дани была изменена и упорядочена. Единицей обложения данью служили «дым» (крестьянский дом, очаг), рало, плуг (крестьянское земледельческое хозяйство).

Завершение складывания государственной структуры сделало необходимой кодификацию древнерусского права. Свод законов Киевской Руси, составление которого началось в первой трети XI в., именовался Русская Правда .

Русская Правда известна в трех основных редакциях: Краткая Правда, составленная в XI в., Пространная Правда, составленная в XII веке, и Сокращенная Правда, появившаяся путем переработки Пространной в XV столетии. В составе Краткой Правды, в свою очередь, принято выделять Правду Ярослава, составленную около 1015 г., и Правду Ярославичей, появившуюся во второй половине XI в.

Русская Правда – важнейший исторический источник, позволяющий не только реконструировать правовые отношения в древнерусском государстве, но и получить представление о социальном составе населения. Самой многочисленной группой населения были свободные общинники – людины, или люди (отсюда сбор дани со свободных общинников называется «полюдьем»). Людины жили сельской общиной – вервью. Вервь обладала определенной территорией, внутри верви выделялись экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения – смерды. Полагают, что это полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось в случае отсутствия сыновей князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения численно росла за счет свободных общинников, утрачивающих экономическую независимость. Третья группа населения – рабы. Они известны под двумя названиями: челядь и холопы. Челядь – это раннее название, холопы – исторически более позднее. Различались рабство полное и неполное. Источники полного рабства – плен, самопродажа в рабство, брак с рабом (рабыней), поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным (полевым) старостой при незаключенном договоре. Неполные рабы (закупы) появились в XII в. Закуп – это, по-видимому, общинник, попавший в долговую кабалу по получении от князя или боярина ссуды (купы). Он мог быть слугой в доме или работником в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство, и он возвращал себе свободу, вернув долг. Средства он мог добывать и на стороне, господину запрещалось препятствовать закупу идти «искать кун». В отличие от холопа, закуп был субъектом государственного права.

Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи (ряд – договор). Судя по Русской Правде, они были мелкими служащими в княжеском или боярском дворе. По истечении срока договора (ряда) такой служащий, возможно, становился свободным. Другая небольшая группа – изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса (холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви). Возможно, изгои пополняли ряды городских ремесленников и даже княжескую дружину, особенно во время военных походов.

Согласно Русской Правде, довольно многочисленной группой населения Руси были ремесленники, причем как сельские, так и городские. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К XII в. в них насчитывалось около 60 ремесленных специальностей. Русские ремесленники производили тогда до 150 видов железных изделий. На внешний рынок шли не только пушнина, мед, воск, пенька, но и льняные ткани, оружие, изделия из серебра, стекла. С ростом городов, развитием ремесла связана деятельность такой постоянно растущей в Киевской Руси группы населения, как купцы, называемой также гостями.

Русской Правдой руководствовались князья, бояре, княжеские дружинники, вершившие суд. Кроме того, в Киевской Руси существовал и церковный суд, где разбирались преступления против веры, семейные дела, наследственные споры и т. п. Духовенству была дана власть в решении этих дел, потому что такой порядок был установлен в Византии. Под церковной юрисдикцией находились люди, служащие церкви или занятые в церковно-монастырском хозяйстве (так называемые церковные люди). Все их преступления, кроме уголовных и направленных против государства, разбирались церковным судом. Все древнерусское население подлежало церковному суду за преступления против церкви, за нарушение семейно-брачных правовых норм, а также нравственных норм.

Законодательство Киевской Руси устанавливало пониженный штраф (виру) за убийство зависимого человека – 5 гривен. За убийство свободного платилась вира в 40 гривен, а за убийство княжеского приближенного – 80 гривен. Система штрафов за убийство и нанесение увечий являлась в XI в. новшеством, свидетельствующим о постепенном усилении государства. Согласно Правде Ярослава допускалась, хотя уже и ограничивалась кругом ближайших родственников, кровная месть. Правда Ярославичей ее безусловно запрещала и заменяла вирой.

По мере развития государственности и феодальных отношений в Киевской Руси становились очевидны и те противоречия, которые, накапливаясь, приводили к переменам в общественных сношениях. Русь стояла на пороге феодальной раздробленности, пережитой и другими раннефеодальными европейскими державами. Развитие русских земель шло во многом синхронно с развитием этих держав, что обусловливалось не только общим ходом исторического процесса в регионе, но и постоянными контактами между ними.

В русских источниках X–XII вв. термин «немцы» обозначал зачастую не только немцев в собственном смысле слова, но и вообще представителей всех народов, проживавших к западу от русских земель. Только в эпоху политической раздробленности в русском языке появились термины для обозначения итальянцев, французов, немцев и представителей некоторых других народностей. Наиболее постоянными были, пожалуй, контакты Киевской Руси с германцами: в Центральной и Северной Европе.

Российско-германские отношения пережили длительную историю. Уже с середины X века германский император Оттон I и правительница Киевской Руси княгиня Ольга впервые установили дипломатические отношения между своими государствами. Отношения эти оказались с самого начала не лишенными противоречий.

Немцы тяготели к римской, западной церкви, а Русь поддерживала постоянные связи с Византией и Болгарией. Крещение первые русские христиане принимали, видимо, чаще здесь, как это было, например, с княгиней Ольгой.

Попытка Оттона I послать бенедиктинского монаха Адальберта из Трира в качестве епископа всех русских при княгине Ольге потерпела провал, а в дальнейшем угрозы из Рима еще более укрепили киевских князей в стремлении защитить новую веру и свое достоинство.

Русские стали обращаться к Библии, поскольку она была переведена Кириллом и Мефодием на славянский язык уже во второй половине IX в. При германском дворе прочесть Библию могли только грамотные люди, знающие латинский язык, ведь переводов ее на национальные языки не существовало. Перевод Библии на немецкий язык был сделан лишь пять веков спустя Мартином Лютером.

Но все же культурные и торговые связи между Киевской Русью и Священной Римской империей постепенно налаживались. Уже в начале XI в. немецкий епископ Титмар фон Мерзенбург с восхищением отзывался о Киеве как о большом городе, где было 400 церквей, а хронист Адам фон Бремен, посетивший Киев в том же столетии, находил его похожим на Византию.

Киевские князья внимательно следили за тем, чтобы при формировании военно-политических и торговых связей учитывались, в первую очередь, их национальные интересы. Вошло в обычай заключение династических браков между членами семей правителей Киевской Руси и представителями правящих домов других государств с целью усиления территориального и политического господства. Эта тенденция сохранялась в позднее Средневековье, когда заключались династические браки Московских князей, а потом царей и императоров с германскими правителями вплоть до XX в.

Так, князь Владимир Святославич после смерти своей жены, византийской принцессы Анны, женился на дочери немецкого графа Куно фон Эннингена. Три сына Ярослава Владимировича (Мудрого) были женаты на немецких принцессах. Сестра Владимира Мономаха Евпраксия-Адельгейда в 1079 году вышла замуж за германского императора Генриха IV.

Один из исследователей Киевской Руси, прибалтийский немец Вальтер Шубарт, хорошо знавший ее обычаи и порядки, в своей книге «Европа и душа Востока» попытался наметить особые черты двух типов русских людей, живших в то время, с учетом их религиозности и психологии.

По мнению В. Шубарта, живущих на Руси людей можно разделить на два типа: прометеевский (героический) и иоанновский (мессианский). Первый тип более характерен для германцев, в том числе и выходцев из Скандинавии, второй тип – для славян. В. Шубарт замечал, что «прометеевский героический человек» усматривает в мире хаос, который ему следует преобразовать с помощью своей организующей силы; страдающий жаждой власти, этот человек удаляется все дальше и дальше от бога и все глубже уходит в мир вещей. Поэтому-то германские народы на своем историческом пути приходят к секуляризации, т. е. уменьшению роли церкви. Постепенно их жизненное чувство – героизм – ослабевает, а конец – трагичен.

Напротив, «иоанновский мессианский человек», полагал В. Шубарт, хочет восстановить вокруг себя ту гармонию, которая ощущается в его душе. Мессианского человека одухотворяет не жажда власти, а настроение примирения и любви. Этот человек не стремится властвовать, но ищет разобщенное, чтобы его воссоединить. Поэтому им не движут подозрение и чувство ненависти, и он полон доверия к сущности вещей.

Не эти ли противоречия в национальных чертах характера немцев и русских являлись одной из причин постоянных конфликтов двух народов в течение всей истории их взаимоотношений?

Известный русский историк С.М. Соловьев в своей книге «Чтения и рассказы по истории России» отмечал, что в начале новой европейско-христианской истории два племени приняли господствующее положение и удержали его за собою навсегда: германское и славянское, племена-братья одного индоевропейского происхождения. Они поделили между собой Европу. В этом начальном делении, в этом начальном движении – немцев с северо-востока на юго-запад, в области Римской империи, где уже был заложен прочный фундамент европейской цивилизации, и славян, наоборот, с юго-запада на северо-восток в девственные и обделенные природой пространства, – в этом противоположном движении лежит различие всей последующей истории обоих племен.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.

Предисловие 8

Введение 10

История и историки 10

Вопросы для самопроверки 14

Образование древнерусского государства 15

Восточные славяне в древности 15

Восточные славяне на пути к государственности 18

Вопросы для самопроверки 22

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ 23

Киевская Русь и предпосылки политической раздробленности 26

Особенности древнерусского государства 26

Начало политической раздробленности 33

Культура Киевской Руси 34

Культура эпохи политической раздробленности 36

Вопросы для самопроверки 38

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ 39

Политическая раздробленность Руси 42

Раздробленность как закономерный этап развития

раннефеодальной монархии

Новгородская земля в XII–XV веках 44

Галицко-Волынское княжество в XII–XIII веках 47

Литва в XIII–XV веках 49

Северо-восточная Русь в XII–XV веках 50

Культура русских земель и княжеств в XIII–XV вв. 55

Вопросы для самопроверки 57

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ 58

Московская Русь 61

Формирование единого Российского государства в XV –

середине XVI века

Политическое и социальное развитие российского общества в

XV – первой половине XVI века

Сословно-представительная монархия в России во второй

половине XVI века

Культура России в XVI веке 79

Вопросы для самопроверки 81

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ 82

«Бунташный» XVII век 84

Смутное время 84

Эволюция сословно-представительной монархии при первых

Романовых

Возрождение разрушенного хозяйства и попытки

реформирования экономического уклада страны во второй

половине XVII века

Государство и церковь. Церковный раскол 97

Развитие культуры в XVII веке 99

Вопросы для самопроверки 101

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ 102

Часть 1 102

Часть 2 102

Часть 3 103

Российская империя в XVIII столетии 105

Есть довольно много теорий относительно образования Древнерусского государства. Если кратко, основная из них такова:

Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли.

Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.

Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Несостоятельность этой теории доказывается доказана следующим фактом: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства.

1. У славян была дружина, которая защищала их. Наличие армии – один из признаков государства.

2. Славянские племена соединялись в суперсоюзы, что тоже говорит об их способности самостоятельно создать государство.

3. Экономика славян была достаточно развита для тех времен. Они торговали между собой и с другими государствами, у них было разделение труда (крестьяне, ремесленники, воины).

Так что нельзя сказать, что образование Руси – дело рук иностранцев, это дело всего народа. Но всё же эта теория существует и до сих пор в умах европейцев. Из этой теории иностранцы делают вывод, что русские – народ изначально отсталый. Но, как ученые уже доказали, это не так: русские способны на создание государства, а то, что они призвали править ими варяг говорит только о происхождении русских князей.

Предпосылками образования Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Уже в 9 веке, укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 веке в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в городе Новгороде). В середине 9 века этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879 гг.). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862-й.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 веке немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 веках учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 годов. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющий Восточную Европу. В 9 веке Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912 гг.), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 году обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 году Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности, и вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 годах.

Олег умер в 912 году, и его преемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 году он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда, в 945 году в союзе с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 году при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 году она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 году он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 веке обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

Развитие Древнерусского государства

1.Образование Древнерусского государства в конце IХ в. Причины, характер, особенности

2.Развитие Древнерусского государства в Х- начале XII вв.

3.Общая характеристика Древнерусского государства и его значения в истории нашей Родины

Список использованной литературы

древнерусский государство рюрик власть


1.Образование Древнерусского государства в конце I Х в. Причины, характер, особенности

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного ). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли . В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины , которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную ). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

К внешним предпосылкам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.

В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорскиеплемена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморскихварягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий , завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты» , ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Пытается он укрепить и языческую веру , а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху - вводит в 988 г. христианство . Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями , призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах.

2. Развитие Древнерусского государства в Х- начале XII вв.

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть сыновей Владимира I и власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Теперь все князья, выступавшие вассалами киевского великого князя, были только из рода рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов, но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединенных землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет» они уже казались пережитком. Князья-рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.

Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире, Ярославе Мудром и позднее при Владимире Мономахе. Попытки укрепить её, но менее успешно, предпринимал также Изяслав Ярославич. Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.

Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал раздавать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники получали сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину, которая по типу являлась феодальным ополчением. Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счет кормления с княжеских сел и войны. Для охраны южных границ проводилась политика переселения «лучших мужей» северных племен на юг, а также заключались договоры с союзными кочевниками, «черными клобуками» (торками, берендеями и печенегами). От услуг наемной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.

Страница из краткой редакции «Русской Правды»

После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди - к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел - город с землёй (волость). В 1097 году был закреплён принцип обязательного выделения удела князьям.

Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого константинопольским патриархом, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближенный к Владимиру и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.

Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).

В XI - начале XII века сформировался первый письменный свод законов - «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015-1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.

С конца X века на Руси известно собственное монетное производство - серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.

Полоцкое княжество впервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»). После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, набеги которых начались ещё в 1061 году (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях), хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Однако, это также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена.

Во второй четверти XII века Киевская Русь фактически распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским.

Помимо этого, в конце XI и на протяжении всего XII века участились набеги половцев, пришедших на смену печенегам, откочевавшим на Балканы. На протяжении многих десятилетий южнорусские князья не могли справиться с половцами, предприняв целых ряд неудачных походов и терпя чувствительные поражения (битва на реке Альте, битва на реке Стугне и др.) Половцы разоряют многие южнорусские города, нередко врываются и в сам Киев, разоряют Печерскую лавру.

Учёные исходят из того, что на протяжении XII века более половины населения южнорусских княжеств из-за постоянной угрозы, исходящей из степи, переселилось на север, в более спокойную Ростово-Суздальскую землю, называвшуюся также Залесьем или Опольем. Переселенцы с многолюдного юга быстро составили большинство на этой земле и ассимилировали редко финское население. О массивной русской миграции на протяжении XII века свидетельствуют летописи и археологические раскопки. Именно на этот период приходится основание и быстрый рост многочисленных городов Ростово-Суздальской земли (Владимир, Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Опольский, Дмитров, Звенигород и др.)

3. Общая характеристика Древнерусского государства и его значения в истории нашей Родины

Подводя краткий итог отметим, что к концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства:

- династическая (родовая) княжеская власть;

- простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

- система данничества;

- территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

- монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества.

В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

Если рассматривать роль Древнерусского государства с точки значения для истории нашей страны, то стоит отметить то, что в период Древнерусского государства, были заложены основы государственности, начала формироваться русская культура, сформировался общественный строй, что явилось предпосылкой для становления Российской государственности в целом.

Список использованной литературы

1. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 2007. Т 1.

2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен.-М.,2006.Т1.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 2008.

4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. - М. 2008

5. Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г История России с древнейших времен до конца XX века Норма, М.: 2003 г., 496с.