История меценатской деятельности дворянского рода шереметьевых. Графы шереметевы Граф шереметьев

Графский род Шереметевых — один из самых знатных и богатых в России XVIII века. Шереметевы были известны как государственные деятели, строители храмов, богатые меценаты, помогавшие бедным и больным, поощрявшие развитие национальных архитектуры, искусства, музыки. Их домашний театр считался лучшим частным театром империи, владельцы его не жалели ни денег, ни труда на постановку спектаклей и создание декораций. Шереметевский театр отличался не только профессиональными, образованными и талантливыми актерами и певцами, но и до мелочей просчитанной планировкой зала, роскошными декорациями и прекрасной акустикой. Многие, кто в те времена побывал в Кусково, отмечали, что размах представлений и профессиональность актеров ничуть не уступали самому известному дворцовому театру в Эрмитаже.

Шереметевы считали, что настоящих актеров надо растить, терпеливо обучая их с самого детства. Так, Параша Ковалева (1768— 1803), дочь крепостного кузнеца, попала вместе с другими детьми в графское поместье, когда ей едва исполнилось восемь лет. Ее сразу же отдали на воспитание одинокой княгине Марфе Михайловне Долгорукой. У княгини девочка получила образование, была обучена вокалу, актерскому мастерству, игре на арфе и клавесине, французскому и итальянскому языкам, литературе, грамоте и некоторым наукам. Для подготовки детей к театральной жизни в усадьбу приезжали известные мастера—актеры, певцы и учителя. Все чаще они отмечали прекрасные способности маленькой Параши, пророчили ей большое будущее.

В это же время сын хозяина дома — Петра Борисовича Шереметева — Николай Петрович Шереметев (1751—1809) путешествовал по Европе в целях повышения образования. Набравшись царивших там революционных идей, он сразу же решил изменить жизнь Кусково и организовать ее по-европейским канонам. Первое, за что взялся молодой человек — это за помещения отцовского театра, которые показались ему старыми и слишком тесными.

Именно тогда, наблюдая за ходом строительных работ, Николай Петрович увидел застенчивую десятилетнюю девочку с огромными глазами на бледном личике, а когда познакомился с ней ближе — почувствовал и необычайный талант маленькой крепостной.

В новом театре девочка дебютировала в роли служанки из оперы Гретери «Опыт дружбы». Восхитительным сопрано Параша покорила всех зрителей, не оставив равнодушным и сына хозяина. Николай был настолько доволен дебютом маленькой актрисы, что в следующей опере отдал ей главную роль и ни на миг не сомневался в успехе. Именно тогда на афишах впервые появился театральный псевдоним девочки — Жемчугова. С тех пор самые лучшие роли в шереметьевском театре доставались только юной Параше.

К актерам Шереметевы относились почтительно и с уважением. Их называли по имени и отчеству, граф Шереметев-младший давал своим актерам новые фамилии по названиям драгоценных камней. Легенда гласит, что Жемчуговой Параша была названа в тот день, когда в пруду усадьбы была найдена маленькая жемчужина. Всем актерам и музыкантам театра выплачивалось жалование, им запрещался любой физический труд, они питались тем же, что и хозяева усадьбы, а к заболевшим приглашались лучшие местные доктора. Все это удивляло знатных посетителей Кусково, и долгое время порядки в «странной» семье являлись одной из самых интересных тем на светских вечерах столицы.

Слухи о шереметевском театре расходились по всем поместьям, на каждое представление в Кусково съезжались знатные особы, а не попавшие на спектакль потом долго сокрушались и слушали яркие рассказы посмотревших очередную постановку.

Старый граф решил построить новое здание театра, открытие которого должно было состояться 30 июня 1787 года, в тот день, когда поместье Шереметевых намеревалась посетить сама Екатерина П. Известный театр, а особенно игра и голос молодой актрисы Прасковьи Жемчуговой, настолько поразили царицу, что та решила преподнести девушке бриллиантовый перстень. Отныне юная крепостная Параша стала одной из самых известных актрис в России.

30 октября 1788 года умер Петр Борисович Шереметев. Все поместья с крепостными в двести тысяч душ достались его сыну — Николаю Петровичу. Тот после смерти отца забыл о театре, пил и бесчинствовал, пытаясь отвлечься от горя. Лишь Параша смогла утешить молодого графа и сочувствием и бесконечной добротой вывела его из загула. После этого Николай Петрович уже по-другому смотрел на девушку: в его сердце зародилось огромное, сильное чувство. Жемчугова же стала в театре вторым человеком, актеры теперь обращались к ней не иначе, как Прасковья Ивановна.

Вскоре влюбленные и вся труппа театра перебрались в новое имение графа — Останкино. Внезапно у Параши открылся туберкулез, и врачи навсегда запретили ей петь. Нежная забота графа, его терпение и любовь помогли женщине пережить это горе, а 15 декабря 1798 года граф Шереметев дал вольную своей самой любимой крепостной актрисе. Этот смелый шаг вызвал недоумение и пересуды в знатных кругах, но граф не обращал внимание на наговоры. Он решил венчаться с любимой. Утром 6 ноября 1801 года в церкви св. Симеона Столпника, которая сейчас расположена в Москве на Новом Арбате, состоялось скандальное бракосочетание. Таинство совершалось в строжайшем секрете, на него были приглашены только четверо самых близких и верных друзей молодой пары.

Два года длился этот брак в уважении, взаимопонимании и любви. Здоровье Параши ухудшалось с каждым днем. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына. Роды были тяжелыми и мучительными, а ослабленный чахоткой организм не давал женщине даже подняться с кровати. Смертельно больная, она умоляла показать ребёнка, но его сразу же отнесли от матери из опасения, что младенец заразится и умрет. Около месяца угасала графиня. В бреду она умоляла, чтобы ей позволили услышать голос младенца, и когда его подносили к дверям спальни, Параша успокаивалась и забывалась тяжким сном.

Понимая, что кончина жены неизбежна, Николай Петрович решился открыть свою тайну и рассказать о браке с бывшей крепостной. Он обратился с письмом к императору Александру I, где умолял простить его и признать новорожденного наследником семьи Шереметевых. Император дал на это свое высочайшее согласие.

Любимая жена графа Шереметева скончалась в петербургском Фонтанном доме 23 февраля 1803 года, на двадцатый день от рождения ее сына. Ей было всего тридцать четыре года. Из знати на похороны никто не пришел — господа не пожелали признать покойную крепостную графиней. В последний путь Парашу провожали актеры, музыканты театра, слуги поместья, крепостные и поседевший от горя мужчина с младенцем на руках.

Ныне Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметева покоится в Александро-Невской лавре в фамильном склепе графов Шереметевых.

Все свои личные средства и драгоценности она завещала осиротевшим детям и бедным невестам на покупку приданого. Николай Петрович строго следил за выполнением завещания и сам до конца жизни постоянно помогал калекам и обездоленным. В своем московском дворце он основал знаменитую Шереметевскую больницу, которая в настоящее время больше известна, как Институт скорой помощи им. Склифосовского. Николай Петрович Шереметев скончался через шесть лет после супруги.

В «Завещательном письме» сыну граф написал о Прасковье Ивановне: «...Я питал к ней чувствования самые нежные... наблюдая украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества... заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою...»

9 июля (28 июня по старому стилю) 1751 родился Николай Петрович Шереметев (Шереметьев) - представитель одного из знатнейших российских родов, сын графа Петра Борисовича Шереметева, высокообразованный придворный, фаворит Павла I, обер-гофмаршал высочайшего двора. Женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой, в память о ней построил в Москве Странноприимный дом (ныне – здание НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифософского). Вошёл в историю отечественной культуры как незаурядный театральный деятель, покровитель искусств, коллекционер, музыкант, меценат и благотворитель.

Семья и ранние годы

Отец Николая Шереметева, граф Пётр Борисович Шереметев, также славился своей любовью к искусству, музыке и театральным постановкам. У него была большая коллекция живописи и предметов искусства, свой домашний театр, который в качестве зрителей посещали и монаршие особы. Шереметев-младший с детства воспитывался при дворе Екатерины II, вместе с будущим императором Павлом I. Будучи товарищем по детским играм, он остался дружен с наследником на всю жизнь, и благодаря этому впоследствии имел много привилегий, но также и страдал от причуд этого неуравновешенного человека. Николай Шереметев одним из последних видел Павла I живым накануне убийства (разделил с ним его последний ужин в Михайловском замке) и впоследствии искренне горевал о его кончине.

С детства молодой Шереметев выступал в домашнем театре отца. В возрасте 14 лет он исполнил партию бога Гиминея, которую до этого исполнял цесаревич Павел.

В 1769 году молодой граф Шереметев отправился получать образование в одном из наиболее престижных учебных заведений – Лейденском университете в Голландии. Помимо учёбы он осваивает театральное дело, сценическое, декорационное и балетное искусства, вращается в высших кругах европейского общества, знакомится с Моцартом и Генделем. Граф Шереметев был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии. Среди его талантов есть и ещё и профессиональная игра на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виолончель, фортепиано. Он умел читать партитуры, управлять оркестром и в юности мечтал быть дирижёром.

«Жизнь – театр…»

Екатерина II, как известно, не благоволила людям, близким наследнику Павлу Петровичу. Опасаясь нового дворцового переворота, императрица стремилась удалить от двора тех вельмож, которым Павел мог доверять и на поддержку которых мог бы рассчитывать в своём стремлении создать оппозицию державной маменьке. Поэтому, по возвращении в Россию, Николай Шереметев сразу получил должность директора Московского банка и «осел» подальше от Петербурга - в провинциальной, патриархальной Москве.

Однако графа это ничуть не огорчило. Верный поклонник Мельпомены, он тут же развернул строительство нового театра в своём подмосковном имении Кусково. Пристройка к дому Шереметевых на Никольской улице, где ранее располагался крепостной театр Петра Борисовича, оказалась мала для грандиозных планов его наследника. Первоначально представления давались на двух сценах: на Никольской и в Кусково, но вскоре Николай Петрович полностью перебрался в имение. В Кусково он создал театр, конкурировать с которым не мог ни один из известных крепостных театров того времени. Театр Шереметева отличался правильно подобранными декорациями, отличным оркестром и, конечно же, актёрами. Наспех набранную его отцом труппу из крепостных крестьян Николай Петрович пополняет новыми «народными» талантами. Он отдаёт своих актёров на обучение специально выписанным для этой цели артистам Петровского театра. Многие актёры проходят обучение в Москве и Петербурге, получая на деньги барина-мецената самое разностороннее образование: помимо сценического искусства, уроков вокала и музыки, они обучаются иностранным языкам, литературе, стихосложению. Сам Шереметев создаёт собственный театральный оркестр, покупает богатые декорации, заказывает костюмы, приглашает лучших музыкантов.



Усадьба Кусково. Дворец.

Новый Кусковский театр был официально открыт в 1787 году и пользовался огромной популярностью. На его спектакли съезжалась вся знать Москвы, а на некоторые представления специально прибывали высокопоставленные зрители из Петербурга. Содержатели частных театров жаловались городскому голове, что граф Шереметев (и без того богатый человек), ради своей забавы отбивает у них публику. Но для Шереметева театр не был забавой. Театральное дело постепенно превратилось в дело всей его жизни.

Помимо музыки и театра, Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры. За два десятилетия на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр, Фонтанный дом в Петербурге и Странноприимный дом в Москве. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Поражает умение графа не гоняться за модными европейскими архитекторами и художниками, а открывать таланты в своих крепостных. Знаменитое здание театрально-дворцового комплекса в Останкино было построено крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны и Старова.

Художник Н. Аргунов впоследствии увековечил память Шереметева, написав портреты его самого и Прасковьи Ковалёвой (Жемчуговой). Кстати, одним из крепостных талантов Шереметевых был и скрипичных дел мастер И. А. Батов, чьи инструменты по праву сравнивают с произведениями таких мастеров как Гварнери и Страдивари.

Дворец в Останкине был открыт уже летом 1795 года. Премьера состоялась 22 июля. Для открытия была подготовлена героическая опера «Взятие Измаила». Труппа Шереметева становится лучшей среди крепостных на то время, затмевая даже знаменитый театр графа Воронцова. Оригинальная планировка зала Останкинского театра позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. На сегодняшний день, Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены 18 века - сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

В 1796 году в биографии графа Шереметева наступают значительные перемены. На престол восходит его друг детства - Павел I. Николай Петрович в мгновение ока становится обер-гофмаршалом и одним из самых влиятельных людей в стране. Говорят, что первым приказом новоявленного императора был приказ срочно разыскать и возвратить ко двору его наперсника – графа Николая Шереметьева. И надо сказать, такой поворот фортуны Николая Петровича не обрадовал. По характеру своему он был добрый московский барин – театрал, хлебосол, созерцатель. Служил, но карьеру делать не старался и суеты придворной не любил. А тут он вновь превратился в игрушку в руках своенравного и взбалмошного самодержца, оказался буквально прикован к брегам Невы, не имея возможности заниматься любимым делом, приезжать в Останкино и Кусково, ставить новые спектакли, лично контролировать свою труппу. Лишь в 1799 году Шереметева назначили директором императорских театров, а затем директором Пажеского корпуса. Милости и почести сыпались на придворного, как из рога изобилия. За свою многогранную деятельность при дворе граф не раз награждался русскими и иностранными орденами, ему жаловались звания, имения, различные привилегии. Но не почестей и славы жаждал Николай Петрович от своего государя. Как это ни парадоксально, самым горячим желанием императорского фаворита в эти годы было устроить свою личную, семейную жизнь…

Ковалёва-Жемчугова

Граф Николай Петрович Шереметев прославил своё имя также и известной всему миру любовной историей, в которой он выступил в качестве прекрасного, но несчастного принца. Ведь любовь всей его жизни – крепостная актриса Прасковья Ковалёва (по сцене - Жемчугова) - по всем параметрам, числилась в «золушках»…

Фамилию Жемчугова она получила по прихоти самого Николая Петровича. Отыскивая драгоценные таланты среди толп крепостной детворы, граф предпочитал именовать их соответствующе: Гранатова, Алмазов, Бирюзова…

На самом же деле Прасковья была дочкой горбатого кузнеца – «коваля», и в графский театр она попала семилетней Парашкой Ковалёвой. Голосистую девчушку приметила родственница Шереметева - княгиня Марфа Михайловна Долгорукая, которая взяла её в воспитанницы и дала крепостной недурное образование. Параша знала итальянский и французский языки, брала уроки пения у лучших мастеров, умела играть на арфе и клавесине. Уже в 13 лет она блистала на сцене, исполняя глубоко трогательную партию Луизы из драмы Седена «Беглый солдат». С 16-и лет Ковалёва-Жемчугова заслуженно считалась примой Шереметевского театра, гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано. Жемчугова с лёгкостью перевоплощалась из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа – стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И всегда срывала бурные овации. Граф Шереметев, едва увидев Прасковью на сцене, влюбился в неё до безумия.

Несмотря на протесты родственников, Николай Петрович дал обет: если он не может жениться на возлюбленной, то не женится ни на ком. После смерти отца он открыто перебрался в специально построенный для Прасковьи дом в Кусковском парке. Все знали об их отношениях – в те времена влюбленности помещиков в молоденьких крепостных никого не удивляли. Однако после своего неожиданного возвышения при дворе, графу Шереметеву пришлось изменить свой «деревенский» образ жизни. Вместе с Жемчуговой он переехал в столицу, и высшее общество разволновалось. Николаю Петровичу уже исполнилось 45 лет, он был холост, да к тому же баснословно богат и хорош собой. Многие красавицы знатных родов сгорали от зависти и ненависти к бедной крепостной актрисе. Ведь такой перспективный жених уходил из их рук! Это в Кускове Прасковью Жемчугову возносили на Олимп – в расчётливом Петербурге, где бал правили связи и происхождение, свет отзывался о ней не иначе как о дворовой девке.

Граф страшно тяготился осознанием вины перед своей любимой. Он не раз обращался к Павлу I с просьбой разрешить, в виде исключения, официальный брак с Жемчуговой. Император прямо не отказывал Шереметеву, но смотрел на связь своего фаворита с актриской, как на странное чудачество. Он искренне восхищался игрой Прасковьи на сцене, однако создать прецедент, поставив актёрку, дочь крепостного кузнеца, в один ряд с представительницами родовитых фамилий, так и не позволил.

Северные ветры Петербурга, постоянные переезды из столицы в Москву и обратно вскоре подорвали здоровье актрисы. Прасковья простудилась и потеряла свой великолепный голос. К тому же, у неё обострился наследственный туберкулёз. Давно получившая от графа вольную, Жемчугова жила в Петербурге простой содержанкой – и горечь этого положения убивала её.

Только после смерти Павла I граф Николай Петрович решился на уловку с подделкой документов. Он сочиняет легенду о происхождении Прасковьи Ивановны Ковалёвой из рода польских шляхтичей Ковалевских, которые якобы когда-то жили в его имении Кусково. В 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получает от молодого императора Александра I воистину царский подарок – специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской. Возможно, здесь не обошлось без шантажа: граф Шереметев не мог не знать о готовящемся заговоре против Павла I, а также и об участии в нём самого наследника. Шереметев в заговоре не участвовал, но и Павла о грозящей ему опасности не предупредил, хотя был едва ли не последним, кто говорил с ним накануне убийства. Фактически предав своего государя и благодетеля, обер-гофмаршал, скорее всего, рассчитывал на благодарность Александра I. Вскоре он её получил.

Влюблённые тайно обвенчались 8 ноября 1801 года. По семейному преданию Шереметевых, обряд состоялся в московской церкви Симеона Столпника на Поварской улице. Лишь недавно нашлась запись о венчании в церковной книге храма Николы Чудотворца, стоявшего когда-то на Сапожковской площади близ Троицких ворот Кремля. Там, скорее всего, и совершилось таинство сего брака.

Никому, даже своим родным братьям и сёстрам, Николай Петрович не сказал, что женат. Несмотря на императорское одобрение, Прасковью Шереметеву не приняли бы в высшем свете – звание актрисы было ничуть не лучше статуса бывшей крепостной, ведь в то время даже хоронили актёров за кладбищенской оградой.

В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий. Естественно, такой непредвиденный поворот ошеломил всю алчную родню, радостно смирившуюся с тем, что Николай Петрович уже не оставит после себя прямого наследника. «Отменный штукарь наш старший родственник», – злобно заметила в мемуарах Анна Семеновна Шереметева – одна из претенденток на немалое наследство графа Николая Петровича.

Своим браком Шереметев окончательно закрепил за собой звание безумца, которого он удостаивался за глаза всю жизнь. Но это его более не волновало. Через двадцать дней после рождения сына умерла и Прасковья Шереметева-Жемчугова.

Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью.

Странноприимный дом

В память о жене Шереметев основал Странноприимный дом (богадельню) в Москве (ныне здание Московского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Строить здание приюта граф начал ещё в 1792 году. Место близ Сухаревой башни называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало его матери. За постройку здания первоначально взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных, ученик Баженова. Но после смерти Прасковьи Жемчуговой довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги – большой поклонник творчества покойной актрисы. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев. Снаружи – дворец; внутри – убежище для больных, бездомных, увечных. Дом состоял из больницы на 50 "страждущих от недугов", богадельни на 100 "призреваемых"(50 мужчин и 50 женщин) и приюта на 25 девочек-сирот. Была также организована библиотека с читальным залом. В боковых галереях устроены палаты для немощных, а наверху - особое отделение для бедных, не имевших средств к существованию и живших здесь на иждивении этого дома.

Потратив на постройку здания огромный капитал - более полутора миллиона рублей, Шереметев положил на содержание богадельни ещё 500 тысяч рублей и завещал ей «в вечность» село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии – восемь тысяч душ. Из этих средств следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось каждый год - 23 февраля, в день смерти графини Прасковьи Ивановны.

Потом, уже за чертой земной жизни графа, в Странноприимном доме будут лечиться раненые – герои 1812 года, сражений на Шипке и у Плевны, защитники Порт-Артура.

Здание Странноприимного дома Шереметева считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII - XIX веков. Это единственное благотворительное учреждение в России, которое было построено и содержалось на средства одного частного лица.

Память и потомки

Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провёл в Петербурге, в своём дворце на Фонтанке (Фонтанный дом). Скончался 1 января 1809 года. Похоронили графа рядом с женой, в Шереметевской усыпальнице Александро-Невской лавры, в простом дощатом гробу – все деньги, положенные на богатые похороны высочайших особ, граф Шереметев завещал раздать бедным.

«В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба», - сказано в его завещании сыну.

Сын Николая Петровича Шереметева - Дмитрий Николаевич - не просто продолжил традиции меценатства, заложенные отцом, но и многократно развил их. В его время в народе появилась поговорка «жить на шереметевский счёт», поскольку граф, являясь попечителем Странноприимного дома, тратил не только на него, но и на другие учреждения, огромные суммы. За счёт графа Шереметева существовали московские храмы, обители, гимназии, приюты и, отчасти, Петербургский университет. Помощь графа сыграла решающую роль в преображении Лазаревской церкви в Александро-Невской лавре. Дмитрий Николаевич в течение всей жизни оказывал материальную поддержку художникам, певцам и музыкантам, часто отдавая залы Фонтанного дома в Петербурге под мастерские как знаменитых, так и безвестных живописцев.

Известными меценатами стали и внуки Николая Петровича - старший сын Дмитрия Николаевича Сергей и младший - Александр. Сергей Дмитриевич Шереметев был видным государственным деятелем, коллекционером и историком, а также состоял во множестве обществ, в том числе в Российском обществе покровительства животным.

Граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931) основал в 1882-м году частный оркестр, с которым с 1898-го года начал давать народные (общедоступные) симфонические концерты. В 1908-м году он пожертвовал 20 тысяч золотых рублей на учреждение стипендии Н.А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. По его инициативе в Петербурге были установлены мемориальные доски Александру Даргомыжскому, Милию Балакиреву, Александру Серову и Модесту Мусоргскому, а также проводился всероссийский сбор средств на памятник Чайковскому. С 1910 года общедоступные концерты оркестра Шереметева стали бесплатными. Их посещала преимущественно малоимущая публика - та, что впоследствии составила аудиторию Ленинградской Филармонии, Театра оперы и балета им. Кирова, МАЛЕГОТа.

В начале XX столетия род Шереметевых по-прежнему оставался богатейшим в России, но случился 1917 год. Младший внук знаменитого мецената Н.П.Шереметева - Александр Дмитриевич - оказался в Европе, где решил переждать «смутное время», как и многие другие русские аристократы. Ожидание затянулось, в Россию он так и не вернулся. За границей представителю богатейшего рода Шереметевых не на что было жить. Внук человека, чьё богатство одно время превосходило императорское, закончил свои дни во Франции в приюте для неимущих русских эмигрантов и был похоронен в общей могиле, за неимением средств на более достойное погребение. Увы, так проходит слава мира!

Девиз дворянского рода Шереметевых гласил: «Бог сохраняет все». Но сегодня лишь архивные документы позволяют восстановить события двухвековой давности и отдать дань уважения людям, движимым благородными идеями просвещения общества, помощи несчастным и обездоленным. Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре - как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться соотечественники и потомки.

2 выбрали

Всякая сказка рождается из были - так или иначе. Поэтому неудивительно, что иногда жизнь напоминает сюжет, взятый будто из детской книжки. Например: полюбил знатный принц прекрасную, но бедную девушку, и так сильна была эта любовь, что плюнул он на предрассудки и женился на ней.

Ну, пусть не принц, а граф. И жили они вместе недолго. Зато счастливо.

Принц

Столбовой дворянин, граф Николай Петрович Шереметьев, был по-царски богат, по-рыцарски благороден и романтически влюблен в искусство. В имении Кусково, доставшееся ему от отца, он построил театр, прогремевший на всю Россию. Актерствовали в нем крепостные, которых еще в детстве отобрали по всем Шереметьевским волостям за особые таланты для обучения в театральной школе музыке, пению, хореографии, иностранным языкам и, конечно, сценическому мастерству.

Николай Петрович лично подбирал репертуар и наблюдал за репетициями. Слава о его талантливых актерах будоражила весь высший свет. Император Павел, митрополит Платон, польский король Станислав II Понятовский, шведский король Густав III и прочая знать - все устремлялись в Кусково, чтобы насладиться великолепными спектаклями. И выразить восхищение главной приме шереметьевского театра - Прасковье Жемчуговой.

Золушка

Фамилию Жемчугова она получила по прихоти самого Николая Петровича. Отыскивая драгоценные таланты среди толп крепостной детворы, граф предпочитал именовать их соответствующе: Гранатова, Алмазов, Бирюзова.

На самом же деле Прасковья была дочкой горбатого кузнеца - "коваля", и в графский театр она попала семилетней Парашкой Ковалевой. Но уже в 13 лет разила как молния, исполняя на сцене глубоко трогательную партию Луизы из драмы Седена "Беглый солдат". В 16 лет Прасковья Жемчугова заслуженно считалась примой театра, гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано.

Жемчугова с легкостью перевоплощалась из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа - стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И всегда срывала бурные овации. Но когда она появлялась на сцене в образе Элианы из оперы "Самнитские браки" Гретри - зал заходился в общем рыдании.

Превращение в принцессу

Она была под стать Шереметьеву. Да, прекрасное музыкальное образование, блестящее владение иностранными языками, внешнее изящество и светлая красота… Но разве дело в этом? Тождественность душ - вот первопричина глубокой страсти графа и горячей взаимности крепостной актрисы. Гармоничная, тонкая, щедрая - Жемчугова была слеплена из того же, графского, материала. И только по земным законам стояла ниже его.

Шереметьев дал обет - если уж он не может жениться на возлюбленной, он не женится ни на ком. После смерти отца Николай Петрович открыто перебрался в специально построенный для Прасковьи дом в Кусковском парке.

Все знали об их отношениях - никто не осуждал. В те времена влюбленности помещиков в молоденьких крепостных распространялись повсеместно. А заподозрить Прасковью Жемчугову в каком-либо корыстном интересе было бы почти кощунственно - настолько непорочным был весь ее образ.

Однако в 1797 году, после того, как графу было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора и ему пришлось переехать в Петербург, высшее общество разволновалось. Баснословно богатому Шереметьеву исполнилось 37 лет, он был холост, да к тому же сердечен и хорош собой. Завиднейшая партия! Только отчего-то светские увеселения ему неинтересны, а в петербургском доме он живет с крепостной актриской! Это в Кускове Прасковью возносили на Олимп - в расчетливом Петербурге, где бал правили связи и происхождение, свет отзывался о ней не иначе как о дворовой девке.

А между тем, граф страшно тяготился осознанием вины перед своей любимой. Северные ветры Петербурга подорвали ее здоровье - Прасковья потеряла великолепный голос. К тому же, у нее обострился наследственный туберкулез. Давно получившая от графа вольную, Жемчугова оставалась простой содержанкой - и горечь этого положения убивала ее.

Воспользовавшись государевой благосклонностью (и присочинив легенду о Прасковье Ковалевской из рода польских шляхтичей!), Николай Петрович удостоился во всех смыслах царского подарка - Александр I подписал специальный эдикт, дававший право графу Шереметьеву жениться на Прасковье Жемчуговой.

Пробило полночь

Венчание, состоявшееся 6 ноября 1801 году, было тайным. Темная карета быстро подъехала к приходской церкви Симеона Столпника и торопливо увезла графа, новоиспеченную графиню Шереметьеву и скромных свидетелей их брака.

Николай Петрович никому не открывал, что женат. Несмотря на императорское одобрение, Прасковью Шереметьеву не приняли бы в высшем свете - звание актрисы было ничуть не лучше статуса бывшей крепостной, ведь в то время даже хоронили актеров за кладбищенской оградой.

Тайна вышла на свет через два года, когда скрывать ее уже было нельзя - в семействе Шереметьевых родился сын, граф Дмитрий. Естественно, такой непредвиденный поворот ошеломил всю алчную родню, радостно смирившуюся с тем, что Николай Петрович уже не оставит после себя прямого наследника. "Отменный штукарь наш старший родственник", - заметила в мемуарах Анна Семеновна Шереметьева. Николай Петрович окончательно закрепил за собой звание безумца, которого он удостаивался за глаза всю жизнь.

Впрочем, волновало ли его это, если на двадцатый день после рождения сына умерла его любимая Прасковья? Роды вместе с туберкулезом нанесли смертельный удар по этому, сильному духом, но очень хрупкому организму.

Шесть лет, на которые ему суждено было пережить жену, Николай Петрович строго следовал ее воле: растил сына, помогал нищим, положил капитал на выдачу приданого бедным невестам, построил Странноприимный дом (ныне - НИИ им. Склифосовского).

Похоронили графа рядом с женой, в Шереметьевской усыпальнице Александро-Невской лавры, в простом дощатом гробу - все деньги, положенные на богатые похороны высочайших особ, граф Шереметьев завещал раздать бедным.

Елена Горбунова

Великие династии: "Шереметевы." История рода - д/фильмы

Шереме́тевы — один из виднейших боярских родов царства Русского, к которому принадлежал фельдмаршал Б. П. Шереметев, первым в России пожалованный (в 1706) титулом графа. Брак его сына с наследницей А. М. Черкасского положил начало колоссальному «шереметевскому состоянию». Первый его обладатель, граф Н. П. Шереметев, остался в русской истории как меценат, построивший и украсивший подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, а также основавший Странноприимный дом. В Петербурге Шереметевым принадлежал Фонтанный дом.

Кроме графской, существуют и менее известные нетитулованные ветви рода; одной из них принадлежал Юринский замок.

История

Великие династии. Шереметьевы.

Подобно Романовым, выводят своё происхождения от Андрея Кобылы. Пятым коленом (праправнуком) Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, а его братом — Семён Епанча (конец XV века). От Андрея Шеремета и пошли Шереметевы. Его прозвище, по Н. А. Баскакову, на тюркских языках означает «бедняга»; оксфордский филолог Б. О. Унбегаун трактует его как «лев Ахмат» (от перс. sir — «лев», ср. Шахматов).
В XVI—XVII веках из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, как в силу личных заслуг, так и по родству с царствующей династией. Так, правнучка Андрея Шеремета Елена Ивановна была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, по одной из версий, убитого отцом в порыве гнева в 1581 году. Пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в многочисленных сражениях XVI столетия: в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне, казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.
Значительно выросло влияние Шереметевых на государственные дела в XVII столетии. В это время Шереметевы были одним из 16-ти родов, представители которого возводились в бояре, минуя чин окольничего. Боярин и воевода Пётр Никитич Шереметев стоял во главе обороны Пскова от Лжедмитрия II. Сын его Иван Петрович был знаменитым взяточником и расхитителем. Его двоюродный брат — Фёдор Иванович, также боярин и воевода, был видным государственным деятелем в первой половине XVII века. Он в значительной степени содействовал избранию в цари Михаила Фёдоровича Романова, был во главе московского правительства, был сторонником усиления роли Земского собора в вопросах управления страной.


Графская ветвь рода происходит от фельдмаршала Бориса Шереметева (1662—1719), который в 1706 за усмирение восстания в Астрахани был возведён в графы.


Шереметевы в XVI веке


Иван Андреевич (? —1521) — старший сын Андрея Шеремета, сын боярский и воевода, убит в бою с крымскими татарами в 1521, первый носитель фамилии.
Иван Васильевич Большой (? —1577) — боярин и воевода.
Иван Васильевич Меньшой (? —1577) — боярин и воевода.


Елена Ивановна — дочь Ивана Меньшого, жена царевича Иоанна Иоанновича

Константин Маковский. «Боярский свадебный пир в XVII веке», 1883

«Иван IV Грозный и Иван Иванович», картина И. Е. Репина


Семён Васильевич (? —1562) — боярин и воевода.


Фёдор Васильевич (? — вскоре после 1590) — окольничий и воевода.

Шереметевы в XVII веке

Борис Петрович Шереметев (1652—1719) — граф (1706), сподвижник Петра I, ближний боярин (1686), генерал-фельдмаршал (1701).

Иван Аргунов. Посмертный портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. 1768.

Анна Петровна Нарышкина, урожденная Салтыкова, 2 жена Фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева


Михаил Борисович Шереметев (1672—1714) — генерал-майор.

Боярин Федор Иванович Шереметев сдает сохраненные им в Смутное время царские сокровища.


Фёдор Иванович Шереметев (ок. 1570—1650) — русский государственный деятель.
Шереметевы в XVIII веке



Герб при въезде в Шереметевский дворец на берегу Фонтанки

Пётр Борисович Шереметев (1713—1788) — генерал-аншеф (1760), генерал-адъютант (1760), обер-камергер (1761), товарищ детства императора Петра II,

камергер комнаты принцессы Анны Леопольдовны (1739),

сенатор (1762), с 1768 в отставке.


Николай Петрович Шереметев (1751—1809) — покровитель искусств, муж крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

Вид на Странноприимный дом

Наталия Борисовна Шереметева (1714—1771), в замужестве княгиня Долгорукова — одна из первых и самых знаменитых в России мемуаристок.

Иван Алексеевич Долгоруков (1708-1739)- князь, придворный, фаворит императора Петра II


Шереметевы в XIX веке

Александр Дмитриевич Шереметев (1859—1931) — сын Д. Н. Шереметева, российский музыкальный меценат, основатель Российского Пожарного общества.

Александр Дмитриевич Шереметев с женой Марией Федоровной и дочерью Елизаветой Александровной на костюмированном балу 1903 года

Василий Александрович Шереметев (1795—1862) — действительный тайный советник (1857).


Кипренский О.А. Портрет графа Д.Н.

Дмитрий Николаевич Шереметев (1803—1871) — сын графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ивановны Ковалевой, по сцене Жемчуговой, бывшей крепостной актрисы театра.

Аргунов Н. . 1771 - после 1829 Портрет графа Н. П. Шереметева.

Прасковья Ковалёва-Жемчугова в роли Элианы,Ш. де Шамиссо


Сергей Дмитриевич Шереметев (1844—1918) — сын Д. Н. Шереметева, историк и генеалог, общественный деятель, обер-егермейстер (1904), почетный член Петербургской Академии Наук (1890), член Государственного совета (1900).

Sergey Dmitrievich Sheremetev

Егермейстер, Граф Сергей Дмитриевич Шереметьев, в наряде фельдмаршала Графа Бориса Петровича Шереметьева с портрета, хранившегося в селе Кусков.

Александра Павловна Сипягина(1851-1929), ур. Вяземская и Дмитрий Сергеевич Сипягин, граф Сергей Дмитриевич Шереметев и Екатерина Павловна Шереметева (1849-1929), ур. Вяземская.


Василий Васильевич Шереметев (1794—1817) — убит на «четверной дуэли» (24.11.1817 Шереметев—Завадовский—Грибоедов—Якубович) из за балерины Истоминой.

Портрет А.И. Истоминой. (1815-18)

Николай Васильевич Шереметев (1804—1849) — участник Северного тайного общества. Брат В. В. Шереметева.

Шереметевы в XX веке


Сергей Дмитриевич Шереметев (1844—1918) — русский государственный деятель, коллекционер, историк.

Дмитрий Сергеевич Шереметев (1862—1943) — граф, флигель-адъютант, друг детства императора Николая II.

Александр Дмитриевич Шереметев (1859—1931) — российский меценат и музыкант-любитель.


Павел Сергеевич Шереметев (1871—1943) — граф, историк и художник.

Шереметев, Николай Петрович (1903—1944) — внук С. Д. Шереметева, скрипач и концертмейстер Театра Вахтангова, супруг актрисы Цецилии Мансуровой.

Цецилия Мансурова


Пётр Петрович Шереметев (род. 13 сентября 1931, Кенитра, Марокко) — архитектор, меценат и общественный деятель. Председатель Российского музыкального общества в Париже и ректор Парижской русской консерватории имени С. Рахманинова. Председатель президиума Международного совета российских соотечественников.


Николай Дмитриевич Шереметев (28 октября 1904, Москва — 5 февраля 1979, Париж),

муж Ирины Феликсовны Юсуповой (21 марта 1915, Петербург — 30 августа 1983, Кормель), отец Ксении Николаевны Шереметевой-Сфирис, родившейся 1 марта 1942 в Риме.

Ксения Николаевна Шереметева-Сфирис с внучкой

Ксения Шереметева-Сфири имеет дочь Татьяну Сфири (р. 28.08.1968, Афины),которая замужем с 1996 за Алексисом Джианнокопулосом (р. 1963):в этом браке родились две дочери — Марилия (р. 2004) и Жасмин-Ксения (р. 2006)

Музей-усадьба Останкино.


Усадьба Останкино. Москва Вид с монорельсовой дороги.

Москва. музей, парк, усадьба Кусково


Кусково. Партер и оранжерея. 1761-1762 гг. Архитектор Ф.С. Аргунов. Гравюра П. Лорана.

Вид на Странноприимный дом

Странноприимный дом сейчас Институт скорой помощи имени Склифосовского.

Санкт-Петербург, Россия. Дворец Шереметевых на Фонтанке.

Юринский замок Шереметевых. республика Марий Эл.



Юринский замок.
Часть 5 - Великие династии: "Шереметевы." История рода - д/фильмы
Часть 6 -
Часть 7 -
...
Часть 19 -
Часть 20 -
Часть 21 -

Павел Сергеевич Шереметьев (19 мая 1871-20 ноября 1943, Москва) - историк, художник.

родился в семье графа Сергея Дмитриевича Шереметева и Екатерины Павловны, урождённой Вяземской. Окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. В течение года отбывал обязательную воинскую повинность в лейб-гвардии Измайловском полку. Вышел в запас в чине прапорщика. В 1899-1911 годах - звенигородский уездный предводитель. В 1900 году получил чин камер-юнкера, в 1906 году - колежского советника, в 1910 году - камергера. Участник русско-японской войны (1905-1906 годы). Состоял уполномоченным Российского Общества Красного Креста от московского дворянства. При его участии во Владивостоке был организован военный госпиталь на 1000 мест, в станице Новокиевской оборудован санитарный склад. В 1906 году награждён медалью Красного Креста «За труды, понесённые во время военных действий на пользу больных и раненых воинов». С началом Первой мировой войны прапорщик запаса граф Шереметев был призван в ополчение, где так же занимался помощью раненым. В действующей армиии пробыл весь 1915 год.

Член Общества любителей древней письменности; Русского генеалогического общества, Историко-родословного общества, член-соревнователь Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, член Санкт-Петербургской и Ярославской учёных архивных комиссий, член Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины. С 1903 года - член либерального кружка «Беседа», участником которого был В. И. Вернандский. Член кружка «Патриаршая беседа». Член комитета по подготовке к празднованию 100-летия Отечественной войны 1812 года. Член комитета по подготовке празднования 300-летия Дома Романовых. С 1916 года - член Гос. Совета от дворянских обществ.

Талантливый художник. Ученик К. Я. Крыжицкого и А. А. Киселёва. В 1911 году был товарищем председателя Всероссийского съезда художников и председателем Комитета выставки иконописи и художественной старины.

После Октябрьской революции до 1927 года был заведующим Музеем-усадьбой Остафьево под Москвой, где работал над описанием коллекций живописи и скульптуры, осуществлял систематизацию коллекций оружия, гемм, литографий и книг. В июне 1928 года - уволен. С осени 1929 года, после ликвидации музейного статуса Остафьева, был выселен и жил с семьей в Напрудной башне Новодевичьего монастыря, писал статьи, оставшиеся в рукописях.

Член Всероссийского союза писателей (1921). В 1911 году П. С. Шереметев издал книгу «Карамзин в Остафьеве».
Вместе с гравёром Николаем Пановым издавал историко-художественный сборник «Русские усадьбы», где Шереметев писал тексты.

С 1921 года женат на Прасковье Васильевне (урождённой княжне Оболенской;1883-1941), которая в 1922-1928 годах работала с мужем в музее Остафьево. В браке родился сын:
Василий (1922-1989) - художник.