Инклюзия может носить массовый характер. Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей

Раиса Ткаченко
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование - ступени равных возможностей»

Работая в Ачинской коррекционной общеобразовательной школе-интернате I вида 19 лет, я сделала вывод о том, что специальное образование и инклюзивное образование – это не ступени равных возможностей . Сначала надо определить, что означает специальное образование , а что инклюзивное .

Специальное образование - дошкольное , общее и профессиональное образование , для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия .

– процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе , где учитываются их особые образовательные потребности , создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка .

Основываясь на уже накопленном опыте работы, хочу отметить, что прежде чем внедрять какие–либо новшества совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей, необходимо создать прочную нормативно-правовую и материальную базу. Можно построить пандусы и перестроить туалеты, обучить учителей быть более гибкими, поместить в сердце каждого взрослого понятие инклюзии , но если не принять нормативные документы, уже завтра с этой моделью нечего будет делать.

По моему мнению, при внедрении модели инклюзивного образования должна быть создана образовательная вертикаль : детский сад - школа - учреждение дополнительного образования - учреждение профессиональной подготовки. Сразу появляется вопрос о необходимости закона, который бы регламентировал условия совместного обучения детей-инвалидов и обычных детей на всех ступенях образования . Сколько человек должно быть в группе и сколько из них с ОВЗ? Дети с какими диагнозами будут обучаться в смешанных группах? И что опять делать тем, кто не может выйти из стен квартиры. Информативные источники сообщают о том, что число детей-инвалидов в инклюзивной школе будет ограничено – не более 10% на всю школу и не более трех человек – в одном классе. В инклюзивной школе не может быть 50% детей с ограниченными возможностями здоровья , потому что тогда это будет не инклюзивная школа , а специализированная , 10% - это показатель, рекомендованный психологами.

Возникает вопрос о финансировании. Инклюзивная школа будет финансироваться как обычная общеобразовательная ? Но ведь затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению особых детей, никак не уложатся в этот норматив. Возникает также вопрос оплаты труда педагогов в группах, где совместно обучаются разные категории детей.

На сегодняшний день важнейшей задачей является выявление всех заинтересованных сторон с их интересами и потребностями. Все трудности, сомнения, опасения, недоумения, недоразумения, чувство замешательства всех заинтересованных (а также незаинтересованных) лиц необходимо выявить и обозначить. А опасений и сомнений будет много и, чтобы процесс инклюзии стал успешным , их все нужно разрешить.

Со своей стороны хочется добавить, что без специально обученного специалиста , сурдопедагога (если идёт речь о глухих детях) инклюзивная школа обойтись не сможет. Сурдопедагог может предоставить информацию и проконсультировать по многим вопросам, например, как пользоваться слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами. Сурдопедагог поможет составить программу развития ребёнка, оказывать поддержку семье и играть связующую роль между домом и образовательным учреждением .

И, в заключении, хочется отметить следующее : конечно же, замечательно, что сегодня поднимается вопрос об инклюзивном образовании , которое даст возможность с развитием интеграции детей в школе менять отношение взрослых к проблеме детей-инвалидов в обществе, где они должны быть равными среди равных не на бумаге и в лозунгах, а в реальном мире.

Публикации по теме:

Деловая игра «Инклюзивное образование» Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования. Оборудование: Доска, мел, листы бумаги,.

Анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

Инклюзивное образование как инновационный проект в системе дошкольного образованияВ условиях модернизации российского образования, коснувшегося.

УДК 373.2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Е. А. Кукушкина, специалист по социальной работе ГБУ.

Инклюзивное образование и детки с ОВЗ. Здравствуйте,уважаемые коллеги!Хотелось бы побеседовать с вами об инклюзивном образовании дошкольников и о детках с ОВЗ. Как вы считаете,правильно.

Инклюзивное образование - проблемы и пути реализации. Инклюзивное образование решает в настоящее время очень большой спектр вопросов. Работая, по новым образовательным стандартам педагогический.

Тест для итоговой аттестации (зачет) по курсу «Инклюзивное образование»

1. Выберите правильный ответ: Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:

    инклюзия Б) нтеракция,

    индивидуализация.

2. Выберите правильный ответ: Инклюзия представляет собой:

A) форму сотрудничества;

Б) частный случай интеграции;

B) стиль поведения.

3. Выберите правильный ответ: Различают два вида интеграции:

    внутреннюю и внешнюю,

Б) пассивную и творческую,

    образовательную и социальную.

4. Выберите правильный ответ: Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее вкль

ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:

A) групповая интеграция,

Б) образовательная интеграция,

B) коммуникация.

5. Выберите правильный ответ: Социальная интеграция должна быть обеспечена:

A) всем без исключения детям с нарушениями в развитии,

Б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,

B) детям, обучающимся только в специальных учреждениях.

6. Выберите правильный ответ: Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было а

трудах отечественного учёного:

    А.Н, Леонтьева, Б) С.Л Рубинштейна,

    Л.С. Выготского.

7. Выберите правильный ответ: Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:

    Великобритания, Б) Россия,

    Франция.

8. Выберите правильный ответ: В 70-е г.г. XX в. в странах зап. и восточной Европы отмечаются первые преце, закрытия коррекционных учреждений, из-за:

A) отсутствия детей с ОВЗ,

Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа,

B) обучения детей с ОВЗ на дому.

9. Выберите правильный ответ: В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:

    60-ые г.г. XX в., Б) 90-ые г.г. XX .,

    70-ые г.г. XX в..

10. Выберите правильный ответ: В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения дет нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:

    зрительного анализатора,

Б) интеллекта,

    слухового анализатора.

11. Выберите правильный ответ: В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:

А) инклюзия не может носить массовый характер,

Б) инклюзия должна носить массовый характер,

12. Выберите правильный ответ: В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного (обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:

    детей с ндрушением опорно-двигательного аппарата,

Б) детей с нарушением интеллекта,

    детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.

13. Выберите правильный ответ: Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественной (инклюзивного) обучения:

A) интеграция через раннюю коррекцию;

Б) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку;

B) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения;

Г) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков.

13. Выберите правильный ответ: построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и в взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического
сопровождения образования ребенка и его семьи, называется:

    инклюзивная образовательная вертикаль,

Б) инклюзивная образовательная горизонталь,

    инклюзивная образовательная параллель.

Г)

14. Выберите правильный ответ: На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка
ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:

    общеобразовательной средней школы,

Б) дошкольных учреждений,

    семьи.

15. Выберите правильный ответ: Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:

A) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возкновение профессиональных интересов и выборов,

Б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников,

B) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения.

16. Выберите правильный ответ: Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:

А) инклюзивной горизонтали,

Б) инклюзивной вертикали.

17. Выберите правильный ответ: Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:

A) юности,

Б) раннего детства,

B) младшего школьного возраста.

18. Выберите правильный ответ: Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдет условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:

    комплексность непрерывность,

Б) шаговой доступности,

    единства, целей.

19. Выберите правильный ответ: Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию; информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной
вертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).

A) преемственности,

Б) профессиональной компетентности,

B) шаговой доступности.

20. Выберите правильный ответ: Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:

    расширение доступа к образованию;

Б) интеграция;

    мэйнстриминг;

21. Выберите правильный ответ: Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление отенциальных возможностей для их активной реализа! настоящем и будущем.

А) компонент «жизненной компетенции»,

Б) «академический» компонент.

22. Выберите правильный ответ: В СФГОС выделено образовательных областей:

Б) 4

23. Выберите правильный ответ: Определите, о какой из образовательных областей СФГОС идет речь: знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением:

А) естествознание,

Б) искусство,

В)

Одной из системообразующих технологий деятельности территориального ресурсного центра является деятельность ПМПК окружного ресурсного центра – так называемого «большого» ПМПК. Это поле для непосредственного осуществления междисциплинарного взаимодействия всех специалистов и разработки конкретных рекомендаций по технологии сопровождения инклюзивного образовательного процесса.

Технология деятельности ПМПК территориального (окружного) ресурсного центра в городе Москве

Основные задачи деятельности ПМПК ресурсного центра:

    Оценка особенностей и уровня развития ребенка;

    Оценка возможности быть включенным в образовательное учреждение, реализующее инклюзивное образование;

    Определение условий, в том числе средовых, включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников;

    Выбор образовательного учреждения (структурного подразделения), реализующего инклюзивную практику;

    Выбор оптимального объема включения в среду обычных сверстников (частичная интеграция, полная интеграция, инклюзивное обучение и воспитание, интеграция в рамках дополнительного образования и др.);

    Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на том или ином «уровне» инклюзии в данном образовательном учреждении.

Таким образом, ПМПК окружного ресурсного центра в процессе и по результатам работы с ребенком и его родителями (лицами их заменяющими) определяет:

Для детей дошкольного возраста

ТИП, ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОУ

УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ

    Служба ранней помощи (СРП)

    Лекотека (с гибкой интеграцией в среду обычных детей)

    Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» (с гибкой интеграцией в среду обычных детей)

    Группа для детей со сложной структурой дефекта (с гибкой интеграцией в среду обычных детей)

    Инклюзивная группа (группа комбинированного типа)

    Дополнительная помощь специалистов сопровождения

    Дополнительное оборудование

    Срок повторного обращения на ПМПК ресурсного центра

Для детей школьного возраста

ТИП ШКОЛЫ

УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ

    СОШ, ГОУ Центр Образования с инклюзивными классами

    ГОУ Школа здоровья с инклюзивными классами

    ГОУ Школа надомного обучения

    СКОШ (диагностический класс)

    СКОШ (Интегрированный класс)

    Учреждения дополнительного образования

    Потребность в специальном оборудовании

    Потребность в сопровождении (тьютор)

    Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.)

    Дополнительная помощь специалистов

    Срок повторного обращения к специалистам ПМПК и /или обсуждения на ПМПк образовательного учреждения

Всю деятельность ПМПК можно рассматривать как ряд технологий, в целом определяющих эффективное сопровождение ребенка специалистами ресурсного центра.

Приведем пример одной из них – технологии первичного обследования ребенка на ПМПК.

Каждый этап этой деятельности ПМПК может быть технологично представлен в виде последовательности шагов.

Шаг 1. Инициаторы обращения записываются на конкретную дату проведения ПМПК по телефону, или лично и получают информацию о необходимых документах. Если ребенок направляется специалистами ОУ, то в перечень документов в обязательном порядке включаются заключения специалистов ПМПк ОУ.

Шаг 2. В назначенное время родители с ребенком приходят на консультацию. Специалисты знакомятся с родителями (лицами их замещающими), выясняют характер проблем ребенка или характер его трудностей или жалоб и трудностей со стороны родителей или специалистов ОУ, выясняют точку зрения родителей на возникшие проблемы или ситуацию. Родителям разъясняются задачи ПМПК и ответственности сторон. Одновременно ведется наблюдение за поведением ребенка в свободной ситуации и ознакомление с имеющимися документами.

Шаг 3. По мере освоения ребенка в помещении специалисты начинают взаимодействие с ребенком, целью которого является оценка особенностей развития ребенка. Специалист, который установил контакт с ребенком, начинает его обследование. Остальные специалисты наблюдают за ходом обследования коллеги, по мере необходимости подключаются к проведению обследования.

Шаг 4. После того, как специалисты ПМПК провели обследования (индивидуально или коллегиально) и готовы к обсуждению результатов, родители и ребенок по просьбе секретаря выходят из кабинета. Происходит междисциплинарное обсуждение и оценка особенностей и уровня развития ребенка, на основе которой делается общий вывод о варианте отклоняющегося развития. Это позволяет оценитьпринципиальную возможность посещения ребенком образовательного учреждения, реализующего инклюзивное образование и его тип. Принимается решение обусловиях, необходимых для развития ребенка и для успешной адаптации в детской среде.

Шаг 5. Принимается решение (в соответствии с базой данных по ОУ), в каком типе образовательного учреждения, может находиться данный ребенок и номер образовательного учреждения, куда будет направлен ребенок.

Шаг 7. Родителям в доступной форме разъясняется, в какое ОУ может быть направлен ребенок, необходимость посещения подразделения ОУ, какие условия должны соблюдаться для успешной адаптации ребенка. С родителями согласовывается программа обучения, коррекционные занятия специалистов, другие условия.

Шаг 8. О дин из родителей (лицо его заменяющее) ставит свою подпись в протоколе ПМПК о том, что он ознакомлен и согласен (не согласен) с решением ПМПК и его рекомендациями.

Шаг 9. Каждый специалист заполняет свою часть протокола ПМПК, ставит свою подпись. При наличии особого мнения одного из специалистов – он записывает его в протокол. Родителям выдается справка о том, что ребенок прошел ПМПК, такого-то числа и направлен в соответствующее ОУ. Выписывается путевка.

Шаг 10. Копия протокола и путевка (со всеми подписями и печатью) передается координатору по инклюзивному образованию в соответствующее ОУ, о чем свидетельствует подпись координатора по инклюзии в ОУ в отдельном журнале.

Шаг 11. В случае несогласия родителей с решением ПМПК и/или его рекомендациями, документы ребенка, возвращаются родителям, а дело, в том числе копия протокола ПМПК, передается в ПМПК вышестоящего уровня для разбора данного конфликтного случая.

В организационной модели развития инклюзивного образования через создание территориального ресурсного центра, деятельность ПМПК не является единственным компонентом ресурсной деятельности и междисциплинарного взаимодействия. В этой модели качественно иную роль приобретает деятельность «малых» психолого-медико-педагогических консилиумов – консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений, включенных в ресурсную сеть инклюзивного образования.

Деятельность такого консилиума имеет свои особые цели, задачи и алгоритм деятельности. Практика инновационной работы консилиумов в инклюзивных образовательных учреждениях Москвы показала свою высокую эффективность в организации инклюзивных образовательных процессов на уровне конкретного общеобразовательного учреждения – детского сада или школы.

Технология деятельности медико-психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения (ПМПк)

Консилиум образовательного учреждения – постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения, как включенного ребенка, так и инклюзивной образовательной среды в целом.

В состав консилиума образовательного учреждения входят, как правило, педагоги, психологи, учитель-логопед, учитель-дефектолог, врач, представители администрации школы или дошкольного учреждения.

Основные задачи деятельности «малого» консилиума – консилиума образовательного учреждения:

    Выделение детей, нуждающихся в дополнительной специализированной помощи специалистов;

    Разработка и индивидуализация образовательного маршрута (учебного плана) «внутри» стандартных программ воспитания и обучения;

    Реализация коррекционно-развивающей деятельности и комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ силами специалистов консилиума;

    Оценка эффективности дополнительной специализированной помощи «особых» детей, координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.

Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (ПМПк):

Предварительный этап. Оценка начальных сведений о ребенке и его семье, которые «ложатся на стол» специалисту, проводящему обследование первым.

Первый этап. Первичное обследование ребенка разными специалистами консилиумной команды: этап заканчивается составлениеминдивидуальных заключений специалистами консилиума.

Второй этап. Коллегиальное обсуждение специалистами полученных результатов, выработка единого представления о проблемах ребенка, особенностях развития ребенка, определение общего прогноза его дальнейшего развития и комплекса развивающе-коррекционных мероприятий. В случае обсуждения проблем адаптации «особого» ребенка определяется не только стратегия сопровождения, какие специалисты и где (в ОУ, или в Ресурсном Центре) могут оказать помощь ребенку, но и какими силами будет составлен индивидуальный учебный план.

Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по определению образовательного маршрута «внутри» школы или детского сада в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определение необходимых для его развития психологических коррекционных и развивающих программ. Здесь же обсуждается координация и последовательность дальнейшего взаимодействия специалистов друг с другом.

Третий этап. Реализация решений консилиума ОУ в плане развивающе-коррекционных мероприятий силами специалистов междисциплинарной команды учреждения. Завершающей частью этапа является динамическое (итоговое) обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающе-коррекционной работы и комплексного сопровождения) и решение о дальнейшем образовательном маршруте ребенка.

Основным итогом деятельности «малого» консилиума является разработка стратегии и тактики сопровождения ребенка с ОВЗ и инклюзивной образовательной среды в целом в контексте индивидуализации образовательного маршрута ребенка в данном учреждении, а также переход от принципа работы«чем больше специалистов, тем лучше» + «все сразу вместе», к принципу«нужный специалист в нужное время».

Этапы деятельности консилиума ОУ можно представить в виде следующей схемы:

Рис.3.3

В соответствии с динамикой развития и обучения ребенка, запросами педагогов и /или родителей «малые» консилиумы бывают плановыми иливнеплановыми.

Плановый консилиум

Внеплановый консилиум

    Уточнение стратегии и определение тактики психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

    Выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной и абилитационной работы.

    Динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

    Решение вопроса о принятии необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам.

    Изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности.

    Решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо иного типа учебного заведения (направление на повторное прохождение окружного ПМПК).

«Малый» консилиум работает в тесной взаимосвязи со специалистами окружного ресурсного центра и окружного ПМПК. При необходимости, проводятся совместные заседания или иные мероприятия, позволяющие решать «горячие» вопросы инклюзивной практики в конкретном образовательном учреждении.