Добавление в учебно-тематическое планирование кэс и кпу. Спецификация проверочной работы по географии за год «Климат и климатические ресурсы России»


Публикуем интервью с автором выпускаемой ИД «Федоров» серии пособий Н.Б. Фоминой.
Н.Б. Фомина - к.п.н., доцент кафедры профессионального развития педагогических работников ИДО МГПУ (г. Москва), автор многочисленных научно-практических публикаций и методических пособий. Практическая работа в школе, накопленные опыт и знания позволили Надежде Борисовне разработать и апробировать новую систему оценки качества образования, которая уже получила признание во многих регионах России.
В ходе интервью Надежда Борисовна рассказала об авторской методике , обратила внимание на новую для многих учителей аббревиатуру - КЭС , пояснила, что это такое и почему стало востребованным, выразила экспертное мнение о том, каким должно быть современное контрольно-тематическое планирование , дала рекомендации по использованию серии тетрадей «Контролируемые элементы содержания (КЭС)» в рамках внутришкольного мониторинга.

На своих семинарах и вебинарах вы много внимания уделяете согласованности внешней и внутренней оценки. Как в практической ежедневной деятельности учителя можно добиться согласованности этих двух оценок?

В Примерных образовательных программах понятие «согласованность внешней и внутренней оценки» встречается несколько раз. Как учителю в практической деятельности применить этот тезис? Можно предложить следующее правило: «проверяй так, как тебя проверят другие».

В Примерной программе прописано, что в школе надо содержательно и критериально оценивать так же, как это осуществляет внешняя оценка. Оценивать не так, как хочется учителю, не то, что кажется ему важным, а оценивать так, как это делает внешняя оценка. Для нас в данном случае ориентиром является Федеральный институт педагогических измерений, и мы в разработке рекомендаций по формированию внутренней системы оценки качества образования ориентируемся и на содержание, и на критерии, которые предлагает нам этот институт. Поэтому в наших программах заложены и содержательные, и критериальные подходы, основанные на внешней оценке. Именно их мы и рекомендуем применять при формировании внутренней системы оценки качества образования в школе.

Новая для многих учителей аббревиатура - КЭС. О КЭС мало информации, но много говорят. Что это такое и почему стало востребованным?

Сейчас в основе оценки качества образования лежит оценка планируемых результатов обучения . Планируемые результаты обучения четко прописаны в Примерных образовательных программах, но в них нет такого понятия, как «Контролируемый элемент содержания», или, сокращенно, «КЭС». Эти элементы присутствуют в Кодификаторе по предмету, по которому осуществляется итоговая аттестация учащегося.

Кодификатор является основой стандарта образования, в нем содержатся те элементы содержания, которые контролируются процедурами внешней оценки. В кодификаторе эти элементы названы контролируемыми. Откуда это название? - Контролируемый элемент содержания (КЭС) - это тот элемент, который составляет основу стандарта, и, соответственно, именно он должен контролироваться в первую очередь. Этот тот опорный учебный материал, который позволяет ребенку продолжить образование на следующем уровне. Если ученик освоил в начальной школе контролируемые элементы содержания, он спокойно осваивает материал основной школы, и так далее.

Контролируемый элемент содержания является сегодня основой каждого теста. Если мы говорим о контрольно-оценочной деятельности учителя - она является сейчас одним из основных видов деятельности педагога, - то только КЭС, код этого элемента говорит о том, что учитель проверяет именно то, что должен проверить, именно то, что рекомендовано к оценке в стандарте образования, а не то задание, которое учителю хочется (а не секрет, что чаще всего учитель проверяет то, что дети хорошо усвоили, или то, что самому учителю кажется важным). И только наличие контролируемых элементов содержания (КЭСов) говорит о том, что проверяется стандарт образования . Именно поэтому этот элемент содержания и называется контролируемый. Он обязателен и в тематическом, и в промежуточном, и в итоговом контроле для того, чтобы определить и ход освоения стандарта образования, и его результат, и уровень освоения.

- Что такое кодификатор?

Спецификация

контрольных измерительных материалов

для проведения диагностической работы по географии учащихся 6 класса

1. Назначение КИМ - диагностическая работа предназначена для определения уровня усвоения планируемых результатов в рамках образовательной программы и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Документы, определяющие содержание диагностической работы

Содержание диагностической работы определяется на основе планируемых результатов освоения примерной общеобразовательной программы основного общего образования по географии, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., № 1897).

3. Подходы к отбору содержания при разработке структуры КИМ.

Диагностическая работа охватывает содержание, включённое в программу по географии 6 класса.

4. Характеристика структуры и содержания вариантов КИМ

КИМ составлен в формате ЕГЭ в двух вариантах. Каждый вариант работы состоит из трёх частей и содержит 16 заданий.

Часть А содержит 13 заданий с выбором одного верного ответа (базового уровня сложности). Их обозначение в работе: А1; А2; … А13.

Часть В содержит 2 задания с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: В1; В2. Задания требуют от учащихся более глубоких знаний.

Часть С содержит задания с развёрнутым ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: С1.

Распределение заданий диагностической работы по количеству и типам заданий

ВО – задания с выбором ответа; КО – задания с кратким ответом; РО – задания с развёрнутым ответом.

Таблица 1

Части работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

Часть А

ВО

Часть В

КО, РО

Часть С

РО

Итого

5. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам проверяемых умений и способам деятельности .

Таблица 2

п/п

Содержательные блоки

Число заданий

Максимальный балл

Земля – планета Солнечной системы

Виды изображений поверхности Земли

Строение Земли. Земные оболочки

Итого

6. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности.

Работа включает задания двух уровней сложности: базового – Б и повышенного – П.

Таблица 3

7. Продолжительность диагностической работы

На выполнение работы отводится 40 минут.

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

Для каждого задания части А 1- 3 мин;

Для каждого задания части В 3- 6 мин;

Для каждого задания части С 6 - 8 мин.

8. Дополнительные материалы и оборудование: атласы, географические карты

9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Верное выполнение каждого задания части А оценивается 1 баллом.

В части В верное выполнение заданий максимально оценивается 2 баллами.

Задание части С максимально оценивается 2 баллами, наличие в ответе каждого отдельного элемента оценивается 1 баллом.

Полученные учащимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая оценка определяется по пятибалльной шкале.

Если ученик правильно отвечает на 80-100% вопросов, то получает оценку «5», 60-80% правильных ответов – оценку «4», 40-60% правильных ответов «3», менее 40% - «2».

10. План варианта КИМ

Расшифровка кодов 2-го и 3-го столбцов представлена в кодификаторе планируемых результатов обучения (ПРО) и контролируемых элементов содержания (КЭС) по географии.

Таблица 4

Обобщённый план варианта КИМ

задания

Код ПРО

Код КЭС

Тип задания

Примерное время на задание,

мин.

Максимальный балл за задание

1.4

2.1

ВО

1.1

2.2

ВО

2.1

2.3

ВО

2.1

1.1

ВО

1.2

1.1

ВО

2.1

2.3

ВО

2.1

2.3

ВО

2.2

2.1

ВО

2.2

2.3

ВО

2.2

2.3

ВО

2.2

2.4

ВО

2.1

1.1

ВО

1.1

2.4

ВО

В1

1.1; 2.2

2.2

КО

В2

1.4; 2.4

2.3

РО

С1

1.4; 2.4

2.4

РО

итого

ВО – 13

КО – 1

РО - 2

Кодификатор элементов содержания и планируемых результатов обучения

Кодификатор составлен на основе ФГОС основного общего образования по географии. Кодификатор состоит из двух разделов: - Раздел 1. «Проверяемые элементы содержания»; - Раздел 2. « ».

Таблица 5

Код раздела

Код элемента

Проверяемые элементы содержания

Источники географической информации

1.1

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

Природа Земли и человек

2.1

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли

2.2

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: форма рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды

2.3

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы суши.

2.4

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды

Таблица 6

Планируемые результаты обучения

Код раздела

Код контролируемых видов деятельности

Умения, проверяемые заданиями работы

Знать/понимать

1.1

1.2

различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения

1.4

географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека

Уметь

2.1

определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение объектов

2.2

выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений

2.4

объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

Бланк правильных ответов

Ответы к части А

Вари

ант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

Ответы к части В

Ответы к части С

Вариант 1

С1. При понижении температуры воздуха атмосферное давление повышается, так как холодный воздух тяжелее тёплого.

Вариант 2

С1. Тёплый лёгкий воздух поднимается вверх – атмосферное давление падает.

Аналитический отчет

по диагностической работе по географии в 6 классе

ГБОУ СОШ пос. Кировский м.р. Красноармейский Самарской области

    Дата проведения контроля: 17.05.2015г.

    Класс: 6

    Учитель: Аверьянова Неля Геннадьевна

    В классе 7 человек

    Выполняли 7 человек

    Время на выполнение: 40 мин.

    В соответствии с планом внутришкольного контроля и требованиями ФГОС ООО 17 мая 2015 года в 6 классе была проведена итоговая диагностическая работа по теме «Обобщение по курсу».

    Цель диагностической работы определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся по итогам освоения программы по географии за 6 класс

    Задачи диагностической работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

    Диагностическая работа состоит из трех частей. Уже в основную часть, которая проверяет сформированность метапредметных результатов на базовом уровне, включено 3 задания повышенной сложности, что доказывает высокий уровень сложности всей работы. Естественно, что дополнительная часть проверяет сформированность метапредметных результатов на повышенном уровне. Её выполнение требует самостоятельного поиска ребёнком нового знания или умения.

    Максимальный балл за выполнение всей работы - 19 баллов (за задания базовой части -13 баллов, повышенной части - 6 баллов

Для перевода баллов в традиционные оценки можно использовать следующую шкалу:

Школьная

оценка

% выполнения

81 - 100

61 - 80

41 - 60

менее 40

Оценочный лист

п/п

Ф.И.

вар

бал

лы

выпол

К.Н.

Л.Р.

П.А.

Р.А.

У.А.

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

13

68

6

У.Е.

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

1

2

2

2

17

89

7

У.А.

2

1

1

1

1

0

1

1

1

1

0

1

0

1

0

0

0

10

55

Результаты диагностической работы

Кол-во уч-ся,

пол. оценку (%)

Низкий уровень подготовки

(менее 40%)

8 баллов

«2»

0

Базовый уровень подготовки (41%-60%)

9 баллов

«3»

2чел. (55%)

Высокий уровень подготовки (80%-100%)

61%-80%

13-16 баллов

«4»

3 чел. (68-79%)

81%-100%

17-19 баллов

«5»

2 чел. (89-95%)

Уровень сформированности метапредметных результатов

Проверяемые УУД

Низкий

уровень(%)

Базовый

уровень(%)

Повышенный

уровень(%)

Регулятивные

0

100

71

Познавательные

0

100

71

Анализ результатов выполнения диагностической работы

по географии

В таблице представлены средние показатели выполнения заданий по контролируемым элементам содержания, которые входили в диагностическую работу.

задания

Код

ПРО

Проверяемые элементы содержания

Процент выполнения

Базовый уровень

1

1.4

знать географические следствия движения Земли

100

2

1.1

знать основные географические понятия и термины

71

3

2.1

определять направления

100

4

2.1

определять географические координаты

100

5

1.2

определять направления

43

6

2.1

100

7

2.1

определять местоположение объектов

100

8

2.2

71

9

2.2

71

10

2.2

выделять существенные признаки географических объектов

86

11

2.2

узнавать существенные признаки географических явлений

100

12

2.1

определять на местности, плане и карте расстояния

43

13

1.1

знать основные географические понятия и термины

100

Повышенный уровень

В1

1.1; 2.2

знать основные географические понятия и термины; узнавать существенные признаки географических явлений

43

В2

1.4; 2.4

понимать

71

С1

1.4; 2.4

понимать географические следствия движения Земли; объяснять существенные признаки географических явлений

71

Учащиеся справились с заданиями части А итоговой работы, продемонстрировав предметные знания и понимание важных элементов содержания курса географии. Затруднения вызвали задание №5 на определение направления сторон горизонта по азимуту (57%) и задание №12 умение находить масштаб (57%).

В задании В1 диагностической работы 57% учащихся не сумели определить участки земной поверхности по линиям разлома.

В задании В2 - объяснять существенные признаки географических явлений 35% учащихся допустили ошибки.

30% тестируемых указали правильный ответ на вопрос В2, а 4З% дали неполный ответ о влиянии океанических течений на климат.

Из данных таблиц видно, что почти все учащиеся показали достаточно высокий уровень сформированности метапредметных результатов. Трудности в выполнении работы испытывали 2 ученика. Высокую степень самостоятельности в выполнении итоговой работы показали все остальные обучающиеся. Самое большое количество баллов, значит, и самый высокий уровень в освоении базового и повышенного уровня показали следующие обучающиеся: Л.Р. и У.Е. Вывод: у чащиеся 6-го класса успешно выполнили предложенную итоговую работу и показали высокий уровень сформированности метапредметных результатов и усвоения образовательной программы. Все справились с итоговой работой. Рекомендации: следует продолжить работу по внедрению педагогического эксперимента с использованием современных образовательных технологий в процессе обучения географии с акцентом на усиление деятельностного подхода.

Учитель _______________/ Аверьянова Н.Г./

Директор школы _______________ /Рыженкова О.В./

Добавление в учебно-тематическое планирование КЭС и КПУ. Календарно - тематическое планирование по информатике в 5 классе (фрагмент). № П/п. Тема урока. Код элементов. Элементы содержания. Код требований. Требования к умениям. 1. Информация вокруг нас. 1.1.1. Информация. . . 2. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. 1.4.1. Основные компоненты компьютера и их функции. 2.6. Уметь пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий. 3. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. . . 2.6. Уметь пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий. 4. Управление компьютером. 1.4.2. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. 2.6. Уметь пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий. 5. Хранение информации. 1.1.1. Информация. 1.1. Знать виды информционных процессов.

Слайд 9 из презентации «Формирование внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) в соответствии с требованиями ФГОС»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Формирование внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) в соответствии с требованиями ФГОС.pptx» можно в zip-архиве размером 2193 КБ.

Скачать презентацию

Качество образования

«Повышение качества образования» - Создание круглогодичной образовательной среды. Создание системы психолого-педагогической диагностики и контроля за развитием детей, за повышением качества образования. Материально-техническая база. Сроки реализации программы: 2009 – 2013 годы. Целевые направления программы Совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения Создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений на создание условий для самоопределения и развития школьника.

«Развитие качества образования» - Повышение квалификации педагогических и руководящих работников. Ключевые модели. Введение нового порядка аттестации педагогических работников. Доведение средств по нормативу до школ. Самостоятельность школ. Проблемы и риски. Школа – социокультурный центр. Как муниципалитеты не доводят средства до школ.

«Эффективность образования» - Роль университета. Высшее образование. Макроэкономические показатели. Исследования трудоустройства выпускников. Система оценки качества высшего образования. Знания по специальности. Соотношение эффективности к расходам во Франции. Методы расчета. Содействие трудоустройству. Международный тест знаний учащихся.

«Совершенствование качества образования» - Ассоциации. Общекультурные компетенции. Компетенция. Коммуникативные компетенции. Компетентностный подход. Общепредметные компетентности. Введение инновации. Научить детей учиться. Ценностно-смысловые компетенции. Социально-трудовые компетенции. Освоение обучающимися различного рода умений. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы.

«Качество образования в школе» - Серия 20. Комплексный проект модернизации образования. Ожидаемые результаты проекта: Цель проекта: Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне. Деятельность по реализации проекта. Задачи проекта: Качество образования в школе. Анализ нормативно-правовой базы.

Утверждаю:

Директор МОУ Озъягской СОШ

__________ И.Г.Саталкина/

«___»____ 2016 г.

Согласовано:

Заместитель директора по УР

__________ /В.В.Гевейлер/

Рассмотрено:

На заседании МО

Протокол №___ от «___»____ 2016 года

Председатель МО

________ / /


по географии

для 9 класса

на 2016-2017 учебный год

Составлено учителем географии Галиновской Ольгой Витальевной

Год издания: 2009, Издательство: Москва, «Дрофа»

Количество учебных часов: 68 час.

Количество учебных часов для выполнения:

Практических работ – 24 час.

Семинаров – 1 час.

Уроков тематического контроля - 6 час.

Урок итогового контроля знаний – 1 час.

Учебно-методический комплект:

В.П.Дронов, В.Я.Ром

Рабочая тетрадь (на печатной основе)

География. Население и хозяйство.

В.И. Сиротин

Атлас

География 9 класс

А.Н. Приваловский

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

КЭС

Элемент содержания

КПУ

Требования к уровню подготовки

ИКТ-поддержка и практические работы

Домашнее задание

план

факт

Новое политико-государственноеустройствотерритории СССР. Пр.Р. № 1 «Определение по карте субъектов РФ и их столиц»

5.1.1

Политико – государственный строй страны. Место России в мире.

2.1, 2.2, 3,2

Знать: политико – государственный строй страны. Место России в мире. Уметь определять по карте субъекты РФ и их столицы.

Пр.Р. № 1 «Определение по карте субъектов РФ и их столиц»

П. 1-4 гео. номенклаура по ПК К\к, с.36,37

Особенности ЭГП России. Пр.Р. № 2 «Определение по карте ГП РК и обозначение на к\к АТЕ и центров»

5.1

Экономико- географическое положение. Транспортное и геополитическое положение страны. Государственная граница, страны- соседи

2.1, 2.2, 3,2

Знать: Экономико-географическое положение. Транспортное и геополитическое положение страны.

Уметь: показывать на карте государства – соседей 1, 2, 3 порядка.

Пр.Р. № 2 «Определение по карте ГП РК и обозначение на к\к АТЕ и центров»

П. 1 ном-рапо РК, К\к РК, с.2

Раздел 1«НаселениеРоссии»

П. 5, 6

Численность и естественный прирост населения

5.3 5.3.1

Численность населения России в сравнении в другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже 20-21вв.

Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства Российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Знать: Основные этапы освоения, заселения территории страны.

Уметь: рассчитывать естественный прирост, прирост населения.

Работа со статистическими таблицами

П.7 К\к с. 38,39Микроисследов-е по опред-ю «народ».

Национальныйсостав населения России. Пр. Р.№3«Определениекрупнейших народовРоссии и ихразмещение по тер-рии страны»

5.3.5

Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. География религий.

Знать: Национальный состав, языковые семьи.

Уметь: показывать по карте Расселение крупнейших народов на территории России.

Пр. Р. №3 «Определение крупнейших народов России и их размещение по тер-рии страны»

Презентация

П 8 с. 34, 35 –к/схемы.

Миграции населения

5.3.4

Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Знать: Миграция, причины и виды миграций. Уметь показывать на карте направления миграционных потоков.

Работа со статистическими

таблицами

Презентация

П. 9 Р.Т. РК стр. 24. з. 1.

Географическиеособенностиразмещения населения

5.3.3

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально- экономическими факторами. Зоны расселения

Знать Основные этапы освоения, заселения территории страны. Уметь определять размещение населения по тер-ритории страны.

П. 8 Р.Т. с. 38 з. 1-4 по т. на с. 40, 41 кроссв. по городам

Интенсивностьурбанизации в России

5.3.6

Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально- экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения.

Знать: Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально- экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Уметь анализировать географические особенности расселения сельского населения и социальные проблемы сел.

Знать особенности населения России.

Работа со статистическими таблицами, с картами, дополнительным материалом.

Презентация

П.9

Географическиеособенностирасселениясельского населения. Пр.Р. №4«Сопоставление средней плотности, доли городского и сельскогонаселения в РК и РФ»

5.3.6

Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения.

Знать типы сельских поселений народов России, особенности расселения сельского населения. Уметь сопоставлять среднюю плотность, долю городского и сельского населения в РК и РФ.

Пр.Р. № 4 «Сопоставление средней плотности, доли городского и сельского населения в РК и РФ»

РТ РК с. 23, з. 1, 2

Экономически активноенаселение Пр.Р. № 5«Определение тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства»

5.3.6

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблема безработицы.

Уровень жизни населения России. Повышение качества жизни – важнейшая социально – экономическая проблема.

Знать Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблема безработицы.

Уметь определять тенденции в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства.

Пр.Р. № 5 «Определение тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства»

РТ РК с. 24 з 2,с. 27. з. 5. Повт. ПП 1-8

Возрастнаяструктураизанятостьнаселениясвоей местности

5.3.2

Определяющие факторы половозрастной пирамиды в России.. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов, определять тенденции в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства в РК.

Работа со статистическими таблицами, с картами, дополнительным материалом.

Подготовиться к обобщающему уроку

Уроктематического контроля знаний по т. «Население России»

5.3.2

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность размещение, естественное движение населения. Направление и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль городов.

Знать Население России. Человеческий потенциал страны. Численность размещение, естественное движение населения. Направление и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль городов. Уметь Оценивать изменения в численности населения, изменение в соотношении городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.

Раздел 2«Географические особенности экономикиРоссии»

Раздел 2«Географические особенности экономикиРоссии»Тема 1 «Общая характеристика хозяйства»

География основных типов экономики на территории России

5.4.1

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать: География основных типов экономики. Что такое экономика. Промышленность, предприятие, отрасль. Основные отрасли. Уметь анализировать экономические карты для определения типов территориальной структуры хозяйства промышленности.

Презентация

П. 10

Проблемы и перспективы развития экономики России

5.4.1

Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать: понятие экономика, ресурсы, об изменении пропорций между сферами секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства. Уметь анализировать экономические карты для определения типов территориальной структуры хозяйства промышленности

Анализ эко­номических карт России для опреде­ления типов территори­альной струк­туры

П. 11, 12

Тема 2«География отраслей имежотраслевыхкомплексов»

Научный комплекс. Машиностроительный комплекс, МСК.

5.4.1

5.4.2

5.4.3

Наука, её состав, место и роль в жизни современ­ного общества.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать: наука, её состав, место и роль в жизни современ­ного общества.

Уметь показывать на кар­те города науки и технополисы в России. Приводить

примеры наукоём­кого производства в России. Машиностроение - его роль в экономике страны.

Учебное иссле­дование по картам, решение задач.

Презентация

П. 13,14 рис. 28

Факторы размещения и география машиностроения Пр. Р. № 6«Определение центров трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения»

5.4.1

5.4.2

5.4.3

Состав и значение ком­плекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машино­строительных предпри­ятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его кон­версии

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав и значение ком­плекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машино­строительных предпри­ятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его кон­версии Уметь называть и показывать основные центры машиностроения, факторы размещения.

Пр. Р. № 6 «Определение центров трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения»

Презентация

П. 15, 16 табл. 18 нас. 71 Р.Т. с. 44 з. 1, 2

Топливноэнергетический комплекс, ТЭК

5.4.1

5.4.2

5.4.3

Состав и значение ком­плекса в развитии хозяй­ства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окру­жающей среды

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав и значение ком­плекса в развитии хозяй­ства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окру­жающей среды. Уметь анали­зировать экономиче­ские карты и статисти­ческие данные.

Презентация

П. 18

Топливнаяпромышленность.Нефтяная игазоваяпромышленность

5.4.1

5.4.2

5.4.3

Роль нефти, газа и угля в современном хозяйстве. Место России в мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топ­лива, проблемы освое­ния основных место­рождений. Топливная промышленность и окру­жающая среда

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать роль нефти, газа и угля в современном хозяйстве. Место России в мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи.

Уметь называть способы добычи и транспортировки топ­лива, проблемы освое­ния основных место­рождений. Топливная промышленность и окру­жающая среда

Анализ карт, составление таблицы по ре­зультатам сравнения карт, работа по за­полнению кон­турных карт

П.19 с. 80 – 86РТ с. 40, 41 з 2

Угольная промышленность. Пр.р. № 7 «Составление характеристикиПечорскогоугольного бассейна»

5.4.1

5.4.2

5.4.3

Роль угля в современном хозяйстве. Место России в мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топ­лива, проблемы освое­ния основных место­рождений. Топливная промышленность и окру­жающая среда.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать роль угля в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Уметь использо­вать различные ис­точники географиче­ской информации для составления ха­рактеристики одного из нефтяных и уголь­ных бассейнов.

Пр.р. № 7 «Составление характеристики Печорского угольного бассейна»

П.19 с.86-90, Р.Т. с. 40-41 з. 1, 3

Электроэнергетика

5.4.1

5.4.2

5.4.3

Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в произ­водстве электроэнергии, Энергосистемы. Единая энергосистема России.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в произ­водстве электроэнергии, Энергосистемы. Единая энергосистема России. Уметь приводить приме­ры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС)-

Анализ карт, составление таблицы по ре­зультатам сравнения карт, работа по за­полнению кон­турных карт

Презентация

Стр 86

Комплексы,производящиеконструкционные материалы и химическиевещества.Чёрная металлургия.

5.4.1

5.4.2

5.4.3

Состав, значение,

связь с другими комплексами. Классификация конст­рукционных материалов Состав, место и значе­ние в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических пред­приятий. Типы предпри­ятий черной металлур­гии. Металлургические базы

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав, значение,

связь с другими комплексами. Классификация конст­рукционных материалов. Состав, место и значе­ние в хозяйстве страны.

Уметь определять ф акторы размещения металлургических пред­приятий. Типы предпри­ятий черной металлур­гии. Металлургические базы.

Презентация

П. 20 К\к, с. 42,43

Цветная металлургия. Пр.Р. № 8 «Определение главных факторов размещения предприятий цветнойметаллургии»

5.4.1

5.4.2

5.4.3

География лёгких и тя­жёлых цветных метал­лов. Факторы размеще­ния предприятий. Ме­таллургия и охрана при­роды

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать география лёгких и тя­жёлых цветных метал­лов. Уметь определять ф акторы размеще­ния предприятий. Ме­таллургия и охрана при­роды.

Пр.Р. № 8 «Определение главных факторов размещения предприятий цветной металлургии»

П. 21-23 по р. 48на с. 102 к\к с.46,47 з. 1, 2

Химико-лесной комплекс, ХЛК. Химическая промышленность. Пр.Р. № 9 «Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности»

5.4.1

5.4.2

5.4.3

Состав и значение от­расли в экономике стра­ны. Специфичность хи­мической промышленно­сти. Значение химизации

Характеристика

химической промышлен­ности, особенности их размещения. Химические базы. Химическая про­мышленность и экологи­ческие проблемы

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав и значение от­расли в экономике стра­ны. Специфичность хи­мической промышленно­сти. Значение химизации. Уметь анализировать эко­номические карты России.

Пр.Р. № 9 «Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности»

П.24Р.Т. с. 46,47 з. 3, 4

Лесная промышленность.

5.4.1

5.4.2

5.4.3

Состав, место и значе­ние лесной промышлен­ности в хозяйстве стра­ны. Основные производ­ства и факторы их раз­мещения. Лесопромыш­ленные комплексы стра­ны. Лесная промышлен­ность и охрана природы

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав, место и значе­ние лесной промышлен­ности в хозяйстве стра­ны.

Уметь определять основные производ­ства и факторы их раз­мещения. Лесопромыш­ленные комплексы стра­ны. Лесная промышлен­ность и охрана природы.

Анализ карт и таблиц.

Презентация

П.25 26РТ с. 48, 49 з. 1- 3

Агропромышленный комплекс, АПК. Пр.Р.№ 10«Определение районов выращивания основных с\х культур, главных районов животноводства»

5.4.4

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав, место и значе­ние в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важ­нейших отраслей. Про­блемы легкой и пищевой промышленности в России. Уметь определять районы выращивания основных с\х культур, главных районов животноводства.

Пр.Р.№ 10 «Определение районов выращивания основных с\х культур, главных районов животноводства»

Презентация

П.27 РТ. с. 50-51 з. 1 – 3

Лёгкая и пищевая промышленность

5.4.4

Состав, место и значе­ние в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важ­нейших отраслей. Про­блемы легкой и пищевой промышленности в России.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав, место и значе­ние в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важ­нейших отраслей. Про­блемы легкой и пищевой промышленности в России. Уметь факторы размещения предприятий легкой и пищевой промышленности.

П.28, 29 Г. РК, с. 101

Проблемы АПК и пути их решения Пр.Р. № 11«Зональнаяспециализация АПК РК»

5.4.4

Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля- главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие о комплексе (АПК).

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав, место и значе­ние в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важ­нейших отраслей. Уметь определять з ональную специализацию АПК РК

Пр.Р. № 11 «Зональная специализация АПК РК»

П.30 РТ с. 52-53 з. 5

Инфраструктурный комплекс, ИСК. Транспорт. Пр.Р. № 12«ХарактеристикаБайкало-Амурской ж\д магистрали»

5.4.5

Сфера обслуживания как одна из отраслей, опре­деляющих качество жиз­ни населения. Г еография жилищного и рекреаци­онного хозяйства, про­блемы их развития в России.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать сфера обслуживания как одна из отраслей, опре­деляющих качество жиз­ни населения. Уметь определять г еографию жилищного и рекреаци­онного хозяйства, про­блемы их развития в России. География Российских городов науки. Города науки и технополисы.

Пр.Р. № 12 «Характеристика Байкало-Амурской ж\д магистрали»

П.31 К\к, с. 54- 55, з. 3 – 5

Транспортный комплекс РК.ОписаниеПечорской ж\д магистрали

5.4.5

Роль транспорта в раз­мещении населения и хозяйства. Преимущест­ва и недостатки. Важ­нейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы раз­вития.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать роль транспорта в раз­мещении населения и хозяйства. Преимущест­ва и недостатки. Уметь показывать важ­нейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы раз­вития.

Презентация

П.32 – 34Повт.ПП 13 – 34

Уроктематического контроля знаний по т. «География межотраслевых комплексов»

5.4.1 5.4.2

5.4.3 5.4.5

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать географию межотраслевых комплексов. Уметь анализировать экономические карты, отвечать на вопросы тестовых заданий.

Раздел 3«Регионы России»

Экономическое районирование

Районирование России, основные задачи, прин­ципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освое­ния, зона Севера; их особенности и проблемы.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать районирование России, основные задачи, прин­ципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освое­ния, зона Севера; их особенности и проблемы. Уметь объяснять значение районирования и зо­нирования России. Приводить примеры экономических рай­онов, федеральных округов

П. 35 Р.Т. с. 36, 37 ном-ра,творческоед/з:подг.ментальную

Западный макрорегион: общая характеристика. Центральная Россия

Состав территории. Пре­имущества географиче­ского положения, факто­ры формирования рай­она в различное время. Столичное положение района. Изменение гео­политического положе­ния района после распа­да СССР.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав территории. Уметь определять п ре­имущества географиче­ского положения, факто­ры формирования рай­она в различное время. Столичное положение района. Изменение гео­политического положе­ния района после распа­да СССР.

Учебное иссле­дование по картам, реше­ние географи­ческих задач

П. 37 Р.Т. с. 56 з. 1, 2

Население и главные черты хозяйства Центральной России

5.5 5.3.5

Особенности природы и природные ресурсы Цен­тральной России,

их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост горо­дов.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать ЦР - ядро форми­рования русского народа. Качество жизни населе­ния, демографические проблемы. Уметь а нализировать кар­ты, приводить при­меры факторов, спо­собствовавших фор­мированию района.

Презентация

П. 38, творч. д/з:по тур.маршруту«Золотое кольцо» Р.или нар. Промыслы

Подмосковья.

Экономические особенности ЦР Пр.Р. № 13 «Внешние территориально – производственные связи Центральной России»

ЦР - ядро форми­рования русского народа. Качество жизни населе­ния, демографические проблемы

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать особенности природы и природные ресурсы Цен­тральной России,

их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории. Уметь анализировать кар­ты определять внешние территориально – производственные связи Центральной России.

Пр.Р. № 13 «Внешние территориально – производственные связи Центральной России»

П. 39, о\з по г.Москве.

Географические особенностиЦентрального района. Москва –административныйкультурный и научный центр России

Москва - столица Рос­сийской Федерации, представитель России на мировой арене. Ради­ально-кольцевая струк­тура Москвы. Москва -крупнейший транспорт­ный узел России.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать Москва - столица Рос­сийской Федерации, представитель России на мировой арене. Ради­ально-кольцевая струк­тура Москвы. Москва - крупнейший транспорт­ный узел России. Уметь сравнивать плани­ровки Москвы и Санкт-Петербурга.

Презентация

П. 39, 40Презентации о Москве.

Волго-Вятский ЭР

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать Наукоемкая специализа­ция района. Уметь

Презентация

Состав­ление кар­тосхемы размеще­ния народ­ных промы­слов цен­тральной России.

П. 41, с. 188 – 190

Центрально-Чернозёмный ЭР

Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние раз­личия в сельском хозяй­стве. Проблемы и пер­спективы развития хо­зяйства

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние раз­личия в сельском хозяй­стве. Проблемы и пер­спективы развития хо­зяйства. Уметь составлять

Презентация

П. 41, с. 190 – 192

Северо-Западный экономический район.

Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние раз­личия в сельском хозяй­стве. Проблемы и пер­спективы развития хо­зяйства.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать наукоемкая специализа­ция района. Уметь называть ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние раз­личия в сельском хозяй­стве. Проблемы и пер­спективы развития хо­зяйства.

Презентация

П. 42, о\з по г. СПб

Санкт-Петербург – северная столица России

Санкт-Петербург - се­верная столица России: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломе­рация. Калининградская область. Город Калинин­град.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать Санкт-Петербург - се­верная столица России: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломе­рация. Уметь составлять харак­теристику террито­рии, используя раз­личные источники информации и фор­мы ее представления.

Презентация

с. 193 – 196,презентацияо СПб

Санкт-Петербург - се­верная столица России: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломе­рация. Москва - столица России: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Московская агломе­рация.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать Санкт-Петербург - се­верная столица России: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Уметь сравнивать географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

ПР. Р. № 14 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга»

Повт. П. 37 - 42

Урокпромежуточного контроля знанийпоЦентральной России.

5.5 5.3.5

Состав Центральной России. Специ­фика геополитического, эколого-географического положения и его влияние на формирования района.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать особенности географии, населения и хозяйства Центральной России. Уметь анализировать карту, отвечать на вопросы тестов.

Европейский Север:географическое положение, природныеусловия и ресурсы. ПР.Р № 15 «Определение географического положения своего региона»

Состав района. Специ­фика геополитического, эколого-географического положения и его влияние на формирования района.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав района. Уметь определять специ­фику геополитического, эколого-географического положения и его влияние на формирования района.

ПР.Р № 15 «Определение географического положения своего региона»

П. 43, к\к,стр. 57

ПриродаЕвропейского Севера. Пр.Р. № 16 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов РК»

Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино-Печорская части, фор­мирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европей­ский Север - лесной край. Моря Европейского Севера.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино-Печорская части, фор­мирование их природы. Уметь определять природные ресурсы и их использование. Европей­ский Север - лесной край. Моря Европейского Севера.

Пр.Р. № 16 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов РК»

П. 43

НаселениеЕвропейского Севера.

5.5 5.3.5

Численность населения. Основные проблемы ес­тественного прироста. Самый многонациональ­ный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы ко­ренных народов.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать современное насе­ление Европейского Севера, размещение, структура, демографиче­ские проблемы. Уметь определять влияние историко-географического фактора на население и его тра­диции, культуру и хозяй­ственное освоение рай­она.

Пр.Р. № 17 «Составление картосхемы внешних эк. связей РК»

П. 44РТ РК с. 40.

ХозяйствоЕвропейского Севера. Пр.Р № 18 «Составление ЭГХ Тимано – Печорского ТПК»

Природные ресурсы района. Отрасли специализации: лесная, рыбная, черная металлургия, ТЭК.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать природные ресурсы, хозяйство района. Уметь составлять харак­теристику на основе разно­образных источников географической ин­формации и форм её представления

Пр.Р № 18 «Составление ЭГХ Тимано – Печорского ТПК»

Г. РК, с. 112-127,рис. 29

Проблемы охраны природы Севера. Пр.Р № 19 «Характеристика мероприятий по охране природы на территории РК»

5.5, 4.1, 4.2

Экологические проблемы, рациональное природопользование. ООПТ.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать экологические проблемы, рациональное природопользование. Уметь определять проблемы охраны природы Севера.

Пр.Р № 19 «Характеристика мероприятий по охране природы на территории РК»

Охрана прир. в св. мест-ти

Европейский Юг - Северо-Кавказский экономический район.Географическое положение, природныеусловия и ресурсы

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав района. Уметь определять особен­ности географического положения, его влияние на природу, хозяйствен­ное развитие района и геополитические интере­сы России. Историко-географические этапы развития района.

Сопоставление карт атласа. Индивидуаль­ная работа по заполнению контурных карт.

П. 46, К\к,стр. 59.

Население

5.5 5.3.5

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать численность населения. Основные проблемы ес­тественного прироста. Самый многонациональ­ный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы ко­ренных народов. Казаче­ство. Уметь определять проблемы, связан­ные с национальным го­сударственным устрой­ством, межнациональные проблемы. Качество жизни населения.

Презентация

П. 47

Хозяйство Северного Кавказа

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать Европейский Юг - здравница и житница страны. Уметь называть важнейшие отрасли хо­зяйства и их главные центры. Проблемы раз­вития морского рыбного хозяйства. Экологически проблемы

Сопоставление карт атласа. Индивидуаль­ная работа по заполнению контурных карт

П. 48, в. на с. 215

Поволжье.Географическоеположение, природныеусловия и ресурсы

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав района. Основ­ные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы: рельеф, климат, природ­ные ресурсы и природ­ные зоны. Уметь: составлять сравнительную ха­рактеристику приро­ды частей Поволжья, определять по кар­там природные ре­сурсы района

Презентация

П. 49, К\кс. 58

Население

5.5, 5.3.5

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать численность, естествен­ный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, ка­чество жизни. Уметь: показывать по карте крупные го­рода

Сопоставление карт атласа.

П. 50, рис. 96

Хозяйство. Пр.Р. № 20 «Факторы развитияиспециализацияпромышленности европейского Юга и Поволжья»

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать география важнейших отраслей хозяйства, осо­бенности его территори­альной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия Уметь называть географию важнейших отраслей хозяйства, осо­бенности его территори­альной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Пр.Р. № 20 «Факторы развития и специализация промышленности европейского Юга и Поволжья»

П. 51, в.нас. 224

Урок – деловая игра«Экологические и водные проблемы реки Волги»

4.1, 4.2

Экологические проблемы, рациональное природопользование

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать экологические проблемы, рациональное природопользование. Уметь определять проблемы охраны природы реки Волги.

Презентация

Проблемы р. Вычегды

Урал.Географическое положение, природныеусловия иресурсы.Население

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их исполь­зования. Этапы засе­ления,

формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав района. Основ­ные историко-географические этапы формирования района Уметь определять специфику природы Урала: рельеф, климат, природные зоны и при­родные ресурсы.

Презентация

П. 52, К\кс. 60

Население

5.5, 5.3.5

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать: территори­альную структуру агломераций, осо­бенности размеще­ния. Численность и естест­венный прирост населе­ния. Миграции. Специ­фика расселения. Горо­да. Качество жизни.

Уметь: объяснять этническую пестроту и проблемы населе­ния.

П. 53

Хозяйство.Антропогенноевоздействие Пр.Р. № 21 «Экологическая ситуация в разных частях Урала и пути решения экологических проблем»

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать география важнейших отраслей хозяйства, осо­бенности его территори­альной организации. Проблемы района. Уметь определять экологическую ситуацию в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Пр.Р. № 21 «Экологическая ситуация в разных частях Урала и пути решения экологических проблем»

П. 54в. на с. 236, 237

Урокпромежуточного контролязнаний поЗападному макрорегиону

5.5, 5.3.5

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать особенности географии, населения и хозяйства Западного макрорегиона. Уметь анализировать карту, отвечать на вопросы тестов.

Учебное иссле­дование по картам, реше­ние географи­ческих задач

Общаяхарактеристика Восточного макрорегиона

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения: зона Севе­ра и основная зона. Географические осо­бенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое по­ложение регионов, их природный и хозяйст­венный потенциал, влияние особенно­стей природы на жизнь и хозяйствен­ную деятельность людей. Регионы эко­логического неблаго­получия. Определе­ние географического положения террито­рии, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать: особенности ГП Азиатской России. Различия территории по условиям и степени хо­зяйственного освоения. Уметь: показывать по карте районы Азиатской России

Учебное иссле­дование по картам, реше­ние географи­ческих задач

П. 55, 56к/схема на с. 238, 239

Западная Сибирь.

Особенности ГП.Природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать: состав рай­она, факторы фор­мирования района. Особен­ности ГП. Этапы форми­рования района. Уметь:

определять по картам ЭГП За­падной Сибири Состав района.

Учебное иссле­дование по картам, реше­ние географи­ческих задач

П.57 р. 103 на с.249 к\к с. 61

Природнохозяйственныерайоны Западной Сибири. ПР.Р № 22 «Природныеусловия Западно-Сибирского и КузнецкоАлтайского района для жизни и быта человека»

Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать: отрасли спе­циализации района.

Уметь прогнозировать

развитие хозяйства в будущем. Определять природные условия Западно-Сибирского и Кузнецко-Алтайского района для жизни и быта человека.

ПР.Р № 22 «Природные условия Западно-Сибирского и Кузнецко-Алтайского района для жизни и быта человека»

рис. 109 нас. 256

Восточная Сибирь. Природа,население,составтерритории. Пр.Р. № 23 «Характеристика Норильского промышленного узла»

5.5, 5.3.5

Особенности ГП Природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать: состав рай­она, особенности ЭГП. Особен­ности ГП. Факторы фор­мирования района.

Уметь: оценивать особенности ГП района.

Прогнозировать развитие хозяйства в будущем Состав района.

Пр.Р. № 23 «Характеристика Норильского промышленного узла»

П. 58, к/к с.62

Природно-хозяйственные районы. Пр. Р. № 24 «Размещения крупнейших ТПК»

Отрасли спе­циализации района.

География важнейших отраслей хозяйства, осо­бенности его территори­альной организации.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать география важнейших отраслей хозяйства, осо­бенности территориаль­ной организации. Гео­графические аспекты основных экономических проблем района. Уметь определять размещение крупнейших ТПК.

Пр. Р. № 24 «Размещения крупнейших ТПК»

О\з огородах Д.В.

Дальний Восток. Состав территории, природа, население

Особенности ГП Природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать состав района. Особен­ности ЭГП и геополити­ческого положения рай­она. Уметь определять основные факторы формирования района.

Учебное иссле­дование по картам, реше­ние географи­ческих задач

П. 59, к/к с. 63

Дальний Восток в составе Азиатско-Тихоокеанского региона

5.5, 5.6

Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально–экономическом пространстве страны.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать роль района в социаль­но-экономическом разви­тии страны. География важнейших отраслей хо­зяйства. Уметь: прогнозиро­вать развитие эконо­мики района

Учебное иссле­дование по картам, реше­ние географи­ческих задач

В. на с. 266

Урок промежуточного контроля знаний по Восточному макрорегиону.

5.5, 5.3.5, 5.6, 4.1.1

Основные гео­графические понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Фе­дерации.

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать особенности географии, населения и хозяйства Восточного макрорегиона. Уметь анализировать карту, отвечать на вопросы тестов.

Тестирование

Страны нового зарубежья СНГ

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Новые независимые государства – соседи России. Геополитеческое положение России. Взаимоотношения России с новыми независимыми странами.

Презентация, анализ карт и таблиц.

Записи в тетради. Подготовиться к защите проекта

Урок-семинар по защите проектов «Ментальная карта экономического района»

5.5 , 5.3.5, 5.6, 4.1.1

Знать: основные гео­графические понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Фе­дерации.

Уметь: выделять, опи­сывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспе­ченности природными и человеческими ресурса­ми, хозяйственного по­тенциала, экологических проблем; .

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать характеристику экономических, политических, культурных связей Рос­сии Объекты мирового при­родного и культурного наследия в России. Уметь анализировать карту.

Защита проектов

Подготовиться к уроку повторения.

Урок тематического контроля знаний по т. «Регионы России».

5.5 , 5.3.5, 5.6, 4.1.1

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать

Тестирование, решение задач.

Подготовиться к уроку итогового контроля.

Урок итогового контроля знаний по разделу «Общая часть курса»

5.5 , 5.3.5, 5.6, 4.1.1

2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Знать экономическую, политическую, культурную характеристику регионов России. Уметь анализировать политическую, экономическую карты России.

Тестирование, решение задач.

«Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

«Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Календарно-тематическое планирование

Введение.

Зачем мы изучаем географию России

Пространства России (7 ч)

Россия на карте мира. Географическое положение России

Границы России

Сравнительная характеристика ГП России и Канады

Часовые зоны России

Формирование территории России.

Обобщающий урок по теме «Пространства России»

Итоговый урок по теме «Пространства России»

Рельеф и недра (6 ч)

Строение земной коры (литосферы) на территории России

Важнейшие особенности рельефа России

Влияние внешних сил на развитие рельефа.

Влияние внутренних сил на развитие рельефа.

Использование недр

Итоговый урок по теме «Рельеф и недра»

Климат (7ч)

Общая характеристика климата России

Закономерности циркуляции воздушных масс.

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Распределение температур и осадков

Типы климата нашей страны

Климат и человек

Итоговый урок по теме «Климат»

Богатство внутренних вод России

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Человек и вода

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Итоговый урок по теме «Богатство внутренних вод России»

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Почвы России (5 ч)

Почвы – «особое природное тело»

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

География почв России

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Почвы и урожай

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Рациональное использование и охрана почв

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Итоговый урок по теме «Почвы – национальное достояние России»

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

В природе все взаимосвязано (4 ч)

Понятие о природно-территориальных комплексах

Свойства природных территориальных комплексов

Человек и ландшафты

Итоговый урок по теме «В природе все взаимосвязано»

Живая природа (2ч)

География лесов России

Безлесные просторы России. Луга.

Природно-хозяйственные зоны

(11 ч)

Учение о природных зонах

«Безмолвная Арктика»

Чуткая субарктика

Таежная зона

Зона смешанных широколиственных лесов

Лесостепи и степи

Полупустыни, пустыни, субтропики

«Многоэтажность» природы гор

Человек и горы

Итоговый урок по теме «Природно-хозяйственные зоны»

Природопользование и охрана природы

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

Рациональное использование природных ресурсов

Охрана природы и охраняемые территории

Итоговый урок по разделу «Природа и человек»

Численность России (2 ч)

Численность населения

1.1, 2.7, 2.8, 2.9, 3.2, 3.3

Воспроизводство населения

1.1, 2.7, 2.8, 2.9, 3.2, 3.3

Возрастной и половой состав населения (2 ч)

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

1.1, 2.7, 2.8, 2.9, 3.2, 3.3

Возрастной состав населения России

1.1, 2.7, 2.8, 2.9, 3.2, 3.3

Миграции населения (4 ч)

Миграции населения России

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Внешние миграции – в Россию и из нее

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Территориальная подвижность населения

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

География рынка труда

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Народы и религии России (3 ч)

Этнический состав населения

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Этническая мозаика России

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Религии народов России

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Городское и сельское население (5 ч)

Плотность населения

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Расселение и урбанизация

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Города России

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Сельская Россия

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Итоговый урок по курсу «география России. Природа и население. 8 класс»

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

* Расшифровка значений КЭС и КПУ даны в Приложении 1 и 2

Приложение 1

Элементы содержания, проверяемые на государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по географии (КЭС)

1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

    Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

    Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

2 ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

      Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.

      Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

      Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

      Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

      Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование.

Условия образования почв разных типов.

      Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

    МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ

    1. Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.

      Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.

      Материки и страны. Основные черты природы Африки.

Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды. Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы.

    ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

    1. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

      Основные типы природопользования.

      Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

    ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

5.1 Особенности географического положения осей

    Территория и акватория, морские и сухопутные границы.

    Часовые пояса.

    Административно-территориальное устройство России.

5.2 Природа России

    Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

    Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.

    Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

    Природно-хозяйственные различия морей России

    Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.

    Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.

5.3 Население России

    Численность, естественное движение населения.

    Половой и возрастной состав населения.

    Размещение населения. Основная полоса расселения.

    Направления и типы миграции.

    Народы и основные религии России.

    Городское и сельское население. Крупнейшие города.

5.4 Хозяйство России

    Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.

    Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов

    География отраслей промышленности

    География сельского хозяйства

    География важнейших видов транспорта

    1. Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов:

Север и Северо-Запад. Центральная Россия. Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал. Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

      Россия в современном мире

Приложение 2

Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников классов общеобразовательных учреждений по географии

1. Знать / понимать:

    основные географические понятия и термины:

    различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

    результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

    географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека:

    географическую зональность и поясность;

    географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий: связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран:

    специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации: особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов:

    природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите

2. Уметь:

    определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

    выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

    описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

    объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

    приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания: крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз. районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

    находить в ратных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических! Проблем:

    анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

    представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    определения поясного времени;

    чтения карт различного содержания;

    решения практических задач по определению


Рабочая программа

Г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного ) общего образования по географии . Базовый уровень . Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются : Федеральный...

  • Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по учебному курсу «География. Наш дом Земля: Материки, океаны, народы и страны» 7 класс. Базовый уровень педагога Кульковой Вероники Александровны

    Рабочая программа

    2012 учебный год. Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного ) общего образования по географии . Базовый уровень . Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются ...