Статья рыбникова главные вопросы методики. Очерки по методике литературного чтения (1963)

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.


М. А. Рыбникова
Издательство: Учпедгиз
Жанр: История, педагогика, литературоведение, психология, искусство
Формат: PDF
Качество: Хороший скан
Иллюстрации: Черно-белые
Страниц: 315

Описание:
Предлагаемая вниманию читателей книга - последняя крупная методическая работа талантливого советского учёного-педагога М. А. Рыбниковой. В ней наиболее полно и последовательно изложена методическая система, которая складывалась у автора в течение нескольких десятилетий. В основу этой системы положены не только личные наблюдения, личный опыт, но и тщательное изучение истории русской методической мысли XIX-XX веков.

Двадцать лет прошло с выхода в свет первого издания "Очерков". За это время изменились задачи и структура нашей школы, программы и учебники, выросла советская художественная литература и советское литературоведение. Значительно обогатилась и методика литературы. Однако "Очерки" М. А. Рыбниковой, частично уже не соответствующие уровню современной науки (устарели, в частности, ссылки на многие литературоведческие, педагогические и психологические работы), сохранили большую ценность для современной методики.

В чем же секрет непреходящей ценности этой книги? Он заключается в том, что М. А. Рыбниковой был присущ большой талант педагога, сочетавшего широкие знания художественной литературы, безграничную любовь к ней и родному слову с глубоким пониманием детей, их психологии, их интересов, талант тонкого ценителя и знатока искусства со страстностью пропагандиста художественных знаний, неутомимого исследователя - литературоведа и методиста. Всё это позволило М. А. Рыбниковой сделать такие наблюдения, открыть или угадать такие особенности и закономерности обучения детей родному языку и родной литературе, которые, сохраняют своё значение до последнего времени.

Скриншоты:

Появляется ряд научных работ, посвященных истории методи­ческой мысли, среди которых особенно выделяется исследованиеI проф. А. П. Скафтымова (1038). С интересными методическими) трудами выступает видный историк русской литературы Г. А. Гу-ковский.

С этим периодом тесно связано начало методической дея­ тельности группы педагогов-словесников - Н. И. Кудряшева, j Н. О. Корста и С. А. Смирнова (Москва), А. С. ДегоЖской н| Т. В. Чирковской (Ленинград), В. А. Никольского (г. Калинин)»! В. И. Сорокина (г. Киров), Н. А. Русанова (г. Куйбышев),! Г. К. Бочарова, В. Н. Литвинова, М. Д. Сосницкой, П. А. Шев-| ченко, С. Д. Флоринского, А. А. Озерова (Москва). Подлинного! расцвета достигло в эти годы методическое творчество М. А» Рыб­ никовой. >

М. А. Рыбникова (1885-1942)

М. А. Рыбникова начала свою деятельность еще в дооктябрь­ский период. В 20-е годы она приобрела широкую известность! как талантливый педагог и методист, человек высокой фйлоло-1 гической культуры, энергичный организатор учительских сил^ автор ряда первоклассных методических трудов. Ее книга «Ра­бота словесника в школе» (1922), статья «Голос словесника»! (1924), руководство «Русская литература в вопросах, темах и] заданиях» (1927), написанное в содружестве с В. В. Голубко,-! вым пособие «Изучение литературы в школе II ступени»") (1928), «Методика преподавания литературы» (1930) имелщ большое значение для развития методической мысли. Влияние| на преподавание литературы оказали и ее филологические ра* боты -«По вопросам.композиции» (1924), «Книга о языке»! (1925), «Введение в стилистику» (1937). Однако в плане совре­менных задач преподавания литературы в школе наиболее.! важна ее последняя книга «Очерки"по методике литературного,! чтения» (1941). Она принадлежит к числу наиболее совершен-," ных, капитальных трудов по русской методике наряду с клас­сическими трудами Ф. И. Буслаева, В. И. Водовозова, В. Я- Стоюнина, В. П. Острогорского.

Методику преподавания литературы М. А. Рыбникова рас­сматривала как педагогическую дисциплину, сложившуюся в результате органического синтеза трех факторов: природы учеб­ного предмета, целей воспитывающего обучения и особенностей детского восприятия и поведения. Исходным началом в педаго­гическом процессе является учебный предмет - литература.

«Претворение множества знаний и явлений во всех их эле­ментах в систему целостных уроков - такова самостоятельная и специфическая задача методики». В основу научно поставлен­ного педагогического процесса должна быть положена система литературных знаний, соответствующим образом отобранных, расположенных и истолкованных,

М. А. Рыбникова придавала огромное значение эмоциональ­ному восприятию текста. Она справедливо утверждала, что пер­воначальное знакомство с писателем, первая встреча с ним гилошь.. и рядом определяют на долгие годы отношение к нему ребенка и юноши. Но, высоко ставя сопереживание как первый, iНачальный этап знакомства с произведением, Рыбникова при-ы и вала, особое значение и последующему анализу, текста. [ ...В литературе поучительным является и тот путь, тот мысли­тельный процесс, которым автор идет к своим выводам». Проде-рить вместе с писателем этот путь - значит проникнуться его пмыслом, пройти вместе с ним курс художественного мышле­ния, органически, но вместе с тем и критически воспринять его [образы и идеи, его творческую манеру. Такому глубокому усвое­нию литературы и призвана помочь школа, учитель.

Конкретные методы изучения литературы следует избрать с

[учетом специфики произведения. Лирическое произведение

[должно быть выразительно прочитано. Драматическое следует

« «проводить художественной иллюстрацией.

Сложность построения урока в классе требует соответствую­щей гибкости и многообразия учебных методов. В младших клас-[сих необходимость в частой смене методических приемов вы­шина неустойчивостью детского восприятия: «в V классе Необходимо в течение часа и поговорить, и почитать, и попи-[спть». Но, независимо от этого, применение сложного комплекса методов вызвано необходимостью осветить разные стороны про-нжедения, привить на его материале различные навыки.

Свои методические принципы М. А. Рыбникова сконцентри­ровала вокруг четырех основных дидактических правил.

Первое. Обучение должно быть воздействующим на различ­ные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств н на разные сферы сознания; это требование должно одновре­менно отвечать нормам здоровой дозировки этих впечатлений, и,\ устойчивости и постоянству.

Второе. Учащиеся должны ясно понимать поставленную за­дачу, предъявляемые им учителем требования, участие учителя м разрешении поставленной задачи, характер работы класса и i teiieHb своей личной ответственности в этой общей, работе.

Третье. Искусство методиста должно заключаться в том, что (.южное показывается в простом, новое в знакомом, а в старом \ ищется нечто новое.

Четвертое. Диалектически соединяя дедукцию с индукцией, учитель обеспечивает в итоге стройность и,систематичность зна­ вши и тем самым.воспитывает сознательный подход к жизни, юедннение теории и практики. " "-

В центр всей работы по литературе в V-VII классах [М А. Рыбникова ставила изучение вопросов теории литературы. [Йийиия теории литературы должны явиться обобщением чита-

т

тельского опыта учащихся, их повседневной работы над худо­жественными текстами. С другой стороны, теоретические знанш должны применяться в творческой работе учащихся. «Средст­вами теории литературы,- поясняла Рыбникова,- мы вводим школьника в культуру чтения и в культуру словесного твор­чества - одновременно»,

Уже после «Очерков» она опубликовала две принципиальные статьи - «Герои и события в произведении» (1940) и «Письмен­ные работы по литературе в старших классах» (1941). Это ■ главы подготовляемого методического пособия для старших классов, работа над которым была не закончена.

того хорошее, становилось радостным и спокойным. Лишь изредка с ветки,
чересчур перегруженной снегом, отлетал комочек и мягко, почти неслышно
падал вниз.
Я бы долго еще любовалась, но мороз дал себя почувствовать. Ноги мои,
легко обутые, стали мерзнуть и заныли, и мне пришлось войти в дом. В комнате
у нас чувствовался праздник. Девочки, веселые и нарядные, сновали взад и
вперед, у нас должен был состояться сегодня концерт, и мы ждали устроитель-
ницу его.
Наконец появилась и она. Гости заняли места, и концерт начался.
- Таня, выходи,-шепнула Ольга Ивановна, и девочка лет четырнадцати
вышла вперед.
Она была среднего роста, скорее полная, чем худая, лицо белое и волосы
тоже белокурые. Лицо это можно было бы назвать красивым, но выражение
глаз портило его. Они были светло-голубые, чистые, опушенные густыми рес-
ницами. Но было в них что-то дерзкое, самоуверенное, и глядели они как-то
прямо, так и впивались в лицо. Она вышла твердо, чуть откинув голову назад.
Щеки были покрыты румянцем, который говорил о внутреннем волнении.
Она оправилась и начала. Первый звук ее голоса разбудил наступившую
тишину. Он был хоть и неуверен, но все-таки силен. Он мне напомнил первый
удар часов: он так же сильно и спокойно раздается в тишине. За первым зву-
ком пошли другие, такие же уверенные, как она сама. Пела она известный
романс: «Спите, орлы боевые...» Голос у нее, хотя и был мягкий, но походил
скорее на мужской своей силой и низкостью. Но в ее пенье не было чувства,
она думала только о голосе и пела ровно и спокойно. Последний звук ее голоса
не замер, а спокойно оборвался и смолк.
- Какой сильный голос у девочки,- услышала я за собой и оглянулась
назад.
У всех лица были спокойные, хотя и улыбались одобрительно.
После короткого перерыва концерт продолжался. Следующую песню
исполняла девочка лет тринадцати, маленького роста, с темно-русыми волосами.
Она была худая, видно было, что она недавно встала после болезни. Лицо у
нее было хорошее, смущенное, большие серые глаза робко глядели из-под длин-
ных ресниц. Ноздри вздернутого носика шевелились. Она вышла вперед, взвол-
нованно теребя в руках передник. В зале раздались вступительные аккорды.
Клавдия (так звали девочку) как-то вся вздрогнула, оглянулась, выпустила
из рук передник и начала. Первый звук ее голоса дрожал, как натянутая
струна, по которой ударила боязливая и неуверенная рука, но следующие
были уже не такие. Правда, они тоже дрожали, но это была не боязливая
дрожь: это было вибрирование ее чистого, нежного, тонкого голоска. Пела она
романс Глинки «Жаворонок», и голос ее как нельзя более соответствовал песне.
Слушая ее, я себе ясно представляла летний день и песню жаворонка. Ее го-
лосок уже оправился и негромко, как щебетанье птички, звенел и разливался.
Мне было как-то грустно и вместе с тем как-то вольно, ничто не давило грудь,
эта грусть была о лете, о теплом летнем солнышке, о зелени, о цветах. Все это
напоминала песня. Я сидела, слушала и упивалась раздававшимися звуками,
мне хотелось, чтобы никогда не смолкало это пение, и, когда последний звук,
переливаясь и дрожа, как струйка, замер в воздухе, я подняла глаза на Клав-
дию. Она смущенно улыбалась и наклонялась на оглушительные рукоплес-
кания.
Я поглядела на слушателей. Видно было, что пение Клавдии произвело
впечатление. Лица были задумчивые, на всех была какая-то грусть. Некоторые
девочки обратились ко мне с вопросом, нравится ли мне пение Клавдии, но я
ничего не ответила и вышла опять на крыльцо. Мне хотелось побыть одной,
хотелось, чтобы песня звенела и раздавалась в ушах.
Ясная морозная ночь ласково охватила меня: звездочки ласково сияли,
как бы одобряя пение, и надменные сосны по-прежнему стояли, молчаливо раз-
думывая о чем-то. Снег казался синим. Я оглядывалась кругом, но не могла
забыть смущенные глаза Клавдии. Мне казалось, что она так дорога мне, так
я люблю ее. Мне было досадно, что там хвалят ее, и мне хотелось, чтобы она
пела и пела без конца, хотя звуки ее голоса, как живые, так и звенели в ушах.

Харитонова Ольга Николаевна , учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия им. И.А.Бунина г. Воронежа

Одно из основных требований к содержанию образования, закрепленное в «Законе об образовании», – формирование духовно-нравственной личности. Приоритетное направление государственной политики в области образования - ориентированность на общечеловеческие ценности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Школьный курс литературы, как никакой другой предмет, позволяет вести прямой разговор об этих главных жизненных ценностях. Поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю главное внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Использование технологии проблемного обучения на уроках литературы

На уроках литературы применяю современные достижения технологии проблемного обучения.

Скрупулезная аналитическая беседа по тексту, групповые и индивидуальные задания, нестандартные письменные работы – все это направлено, прежде всего, на духовно-нравственное развитие школьников. При изучении художественных произведений в центре внимания оказываются размышления о категориях, которые являются основополагающими для каждого человека: добро и зло, долг перед отечеством, перед людьми и перед самим собой, ответственность за свои поступки, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему. Обсуждение «вечных» тем и проблем, разговор о социально-нравственных основах общества – всё это нацелено на формирование человека и гражданина, интегрированного в современный социум, активно способствующего совершенствованию этого социума.

Научить детей понимать прекрасное и бережно относиться к духовным ценностям, унаследованным от предков, выявить гуманистическое содержание произведений отечественной и зарубежной классики: постигнуть веру в спасительную, всепобеждающую силу Добра, Красоты, Благородства и Милосердия – такие цели являются для меня приоритетными при создании разработок уроков. Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» изучается в контексте духовных и литературных традиций. Помимо выявления жанровых особенностей святочного рассказа, на занятии рассматриваются легенды о происхождении рождественских традиций (например, «утверждение» ели в качестве дерева-символа рождественских торжеств, легенда о ёлке в раю у Иисуса Христа). «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей… Главное – люби других как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего не надо… А между тем ведь это только старая истина, которую биллион раз повторяли и читали…» - эти слова Ф.М. Достоевского выражают главную мысль произведения и помогают учащимся сделать вывод на основе прочитанного. А высказывание митрополита Антония (Храповицкого) о том, что необходимо «учиться через детей» и у детей, можно расценивать как своего рода «заповедь», обращенную к школьным наставникам. Сценарий урока предусматривает сравнительный анализ рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и «святочной истории» Андерсена «Девочка со спичками». «Перевести» разговор о милосердии и любви к ближнему в современный план позволяет работа с текстом стихотворения А. Вознесенского «Первый лёд».

Урок по новелле О. Генри «Дары волхвов» назван «Мудрейшие из дарителей» (цитата из текста произведения). На занятии уделяется внимание страницам библейской истории (материалы о царе Соломоне и царице Савской) и их интерпретации в новелле американского автора. В центре диалога на уроке оказывается содержание евангельской легенды о рождении Мессии. Несмотря на кажущуюся крамольность авторской мысли (писатель иронически возвысил своих героев над персонажами библейских легенд и евангельскими волхвами), идейная направленность произведения в целом не выходит за рамки христианских канонов: О.Генри поведал читателям о «чуде» любви к ближнему – любви подлинной, в основе которой подвиг самоотречения и самопожертвования. И донести до юного читателя эту авторскую мысль – главная задача педагога.

Всеобщее недоверие, подозрительность, доносительство, процветавшие в сталинские времена и поощряемые властями как результат «коммунистической бдительности», без какого бы то ни было диссидентского пафоса одним росчерком пера отринуты Андреем Платоновым в рассказе «В прекрасном и яростном мире». Писатель напомнил советскому читателю о простых, казалось бы, вещах, подвергшихся «инфляции» в сознании «строителя коммунизма»: о том, что нужно всегда доверять людям и уметь вовремя протянуть руку помощи ближнему. Итогом беседы может явиться письменная работа: школьникам предлагается написать очерк, подобный платоновскому, о судьбе неординарного человека, с которым детям приходилось встречаться, о влиянии «человеческого фактора» и социальных обстоятельств на «линию жизни» индивида. Нестандартное письменное задание можно также предложить обучающимся в ходе анализа любовной лирики Ф.И. Тютчева: сопоставьте авторское представление об идеале отношений между мужчиной и женщиной, выраженное в стихотворении «Предопределение», с нравственными уроками Библии («Песнь Песней»).

«Золотой век – мечта самая невероятная из всех, какие были…» - семинар на такую тему весьма значим в контексте изучения идейно-нравственного содержания русской классики в 10 классе. В центре внимания – «модели» золотого века как видения мира без зла и мечты о всеобщем счастье, начиная с произведений античных авторов (Гесиод, Овидий) и заканчивая творчеством писателей второй половины XIX века (Гончаров, Достоевский, Чернышевский). Важная составная часть урока - рассмотрение утопических «моделей» христианской мифологии (библейский рассказ о рае и его утрате первыми людьми, рассказ Иоанна Богослова о Новом Иерусалиме, ставшем для современного человека синонимом земного рая и золотого века).

Анализу философской прозы А.П. Чехова в книге посвящены уроки по произведениям «Черный монах» и «Студент».

Человеколюбие и сострадание – вот силы, от века направлявшие человеческую жизнь, составлявшие «главное в человеческой жизни и вообще на земле», - к такому выводу приходит персонаж чеховской новеллы «Студент». Основная цель урока – оттолкнувшись от конкретных бытовых ситуаций, подвести учащихся к бытийному аспекту произведения.

«Черный монах» - одно из самых загадочных творений Чехова. «Стержнем» урока является беседа по тексту, затрагивающая ключевые мировоззренческие позиции персонажей: Коврина, отца и дочери Песоцких. Образ сада символичен, он высвечивает личностную сущность героев произведения. Привлечение на уроке цитат из Библии, Откровения Иоанна Богослова, афоризма Вольтера «Надо возделывать свой сад», позволяет выйти к притчевому пласту повести Чехова. В качестве источников образа-символа Черного монаха на занятии рассматривается, в числе прочих, история жизни Иисуса Христа, его скитаниях по пустыне, вознесении и ожидании его второго пришествия. Однако само «учение» черного визитера Коврина, хотя и несет на себе «отсвет» Священного писания, идет в разрез с главными заповедями Спасителя, в большей степени «отдавая» ницшеанством.

Роман «Белая гвардия» часто именуют «евангелием от Булгакова», поскольку писатель приглашает к серьезному, если не сказать «глобальному», разговору о духовных основах личности и общества в целом. Поистине с космических высот взирает писатель на агонию умирающей эпохи. Главная задача на уроке – проследить динамику образов Дома и Города, показать, как автор запечатлел разрушающее воздействие войны на их мирное бытие. Использованная автором образность позволяет соотнести изображенный в романе Город сначала с Новым Иерусалимом (довоенное и дореволюционное бытие), потом с Вавилоном и, наконец, с Содомом. Рассмотрению апокалипсических мотивов (конец света, Страшный Суд), пронизывающих образную структуру произведения, уделено главное место в системе уроков. Эпоха революции и гражданской войны видится Булгакову как апофеоз бесовщины, «приметы» которой без труда выявляются школьниками в ходе практических и семинарских занятий. Завершает систему уроков по роману диспут на тему «Красота спасет мир». Класс заранее делится педагогом на группы, школьники продумывают аргументы в пользу своей позиции и в ходе открытой дискуссии на уроке излагают собственные точки зрения по вопросу: победой каких сил: разрушительных, деструктивных или созидательных – завершается булгаковский роман?

С рассмотрения антисоветского пласта песен А. Галича начинается урок, посвященный творчеству этого барда, гонимого властями СССР иудея, принявшего православие в зрелом возрасте. Однако его наследие не ограничивается сатирой на советский режим. В песне «Китеж» («Русские плачи») поэт прозревает исторические дали России и исследует менталитет русского человека. Неподдельная преданность Родине, выстраданная и вовек неистребимая, звучит в «Песне об Отчем Доме», которую можно рассматривать как главную исповедь барда. Классический сюжет о сделке с дьяволом послужил основой сюжета песни «Ещё раз о чёрте». Анализ текста произведения позволяет вести со старшеклассниками прямой и бескомпромиссный разговор о совести, о «цене» правдоискательства, о выборе жизненной позиции, необходимости честно отстаивать свои жизненные принципы.

Урок «Поэтическое откровение одной народной эпохи» посвящен анализу фрагмента трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», традиционно изучаемого в школе, - сцены в Чудовом монастыре. В центре внимания на уроке - фигура Пимена, который предстает перед читателем человеком огромной жизненной мудрости, подвижником. Анализируя текст на уроке, я опираюсь на работы П.В. Анненкова, М.М. Бахтина, А.Л. Бема, В.Г. Короленко (очерк «Современная самозванщина»), проф. ВГУ Б.Т. Удодова, проф. Р.Г. Скрынникова и знакомлю с этими трудами обучающихся.

Тема любви и проблема моральной ответственности человека за свои поступки оказывается под пристальным рассмотрением на уроках по повести И.С. Тургенева «Ася», драме А.Н. Островского «Бесприданница», новелле И.А. Бунина «Темные аллеи».

На уроках по сказам Бажова в 5 классе разговор касается важнейших качеств, составляющих «ядро» человеческой личности: мужества, честности, верности, трудолюбия, душевной щедрости. Писатель утверждал: «Тоже ведь сказы не зря придуманы. Иные – в покор, иные – в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». Встреча с героями «уральского кудесника», безусловно, оставит благой след в детской душе. Бажовский «фонарик» поможет школьникам выбрать нужную дорогу в жизни – дорогу чести и труда.

Значительное место в системе работы со старшеклассниками отвожу семинарским занятиям и творческим практикумам, на которых в центре внимания оказывается глубокий научный анализ художественного текста.

Проектно-исследовательские технологии в моей педагогической практике

Значительное место в своей педагогической практике я отвожу использованию проектно-исследовательской технологии. Наиболее одаренные учащиеся, занимающиеся научными изысканиями под моим руководством, регулярно выступают с результатами своих исследований на конференциях Научного общества учащихся Воронежского государственного университета, на гимназических научно-практических конференциях.

Со своими учениками я разрабатываю научно-исследовательские проекты . Например, интересный творческий проект был реализован по завершении изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Одиннадцатиклассники, побывавшие во время каникул в Москве, активно включились в работу по созданию альбома «Булгаковская Москва». На фотоснимках ребята запечатлели знаменитые Патриаршие пруды, где, согласно роману, Берлиоз и Иван Бездомный повстречались с «профессором» Воландом; «нехорошую квартиру», что находится на улице Садовой в доме «№ 302-бис»; «готический особняк», в котором Маргарита жила с мужем и который покинула, вылетев верхом на щетке; дом, в котором профессором Преображенским была проведена беспрецедентная операция по превращению бездомного пса в Шарикова («Собачье сердце»); «Зойкину квартиру» и многие другие интересные «объекты», описанные в произведениях Булгакова. Все фотоснимки были снабжены необходимыми комментариями и «подкреплены» цитатами из художественного текста. В преддверии празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне мои ученики участвовали в проекте «Никто не забыт, ничто не забыто»: в своих сочинениях, эссе, очерках они воссоздали страницы воинской летописи родного края, а также рассказали о своих дедах и прадедах, участвовавших в боях за Родину.

Помимо коллективной проектной деятельности, мои ученики создают индивидуальные научные и творческие проекты: пишут рецензии на литературные произведения, статьи литературоведческого характера, сочиняют стихи, рассказы и сказки.

Лучшие работы обучающихся, выполненные под моим руководством, были опубликованы:

    Никитина Ю. Пьеса М. Цветаевой «Метель». Опыт аналитического прочтения // Литература (Издательский дом «Первое сентября»). 1999. - № 34. - С. 11.

    Брагина А. «Язык» флоры и фауны в произведениях И.С. Тургенева (На материале повестей «Ася» и «Вешние воды») // Литература (Издательский дом «Первое сентября»). – 2005. - № 18. – С. 28 -30.

    Брагина А. «Язык» флоры и фауны в произведениях И.С. Тургенева (На материале повестей «Ася» и «Вешние воды») //«Тропинка в науку». Сборник работ научного общества учащихся ВГУ. Вып. 3. – Воронеж, 2006.

    Лынова Ю. Стихи// Молодежная литературная газета «На перекрестке». – 2008. - № 5.

    Лынова Ю. Пародия на стихотворение А. Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»// Молодежная литературная газета «На перекрестке». – 2008. - № 3.

    Волкова А. Каникулы Бегемота// Молодой коммунар. – 2008. - № 48.

    Волкова А. «Я воскресну и спою…» Песенное творчество Игоря Талькова// Семеновский вестник. – 2007.

    Лынова Ю. Легенда о каменном госте в интерпретации А.С. Пушкина и Леси Украинки. //«Тропинка в науку». Сборник работ научного общества учащихся ВГУ. Вып. 4. – Воронеж, 2011.

    Конивец А. За Алисой в странный мир! Рецензия на книгу Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес»// ж. «Читайка». – 2011. – № 11.

    Конивец А. За Алисой в странный мир! Рецензия на книгу Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес»// ж. «Костер». – 2012. – № 1.

    Селезнев Н. Сундук на болоте. Сказка// ж. «Костер». – 2012. - № 10.

    Чернышева О. Навстречу празднику Самуила Маршака (Статья, посвященная 125-летию С.Я. Маршака) // ж. «Костер». – 2012. - № 10.

    Крахмалева А., Тельнова И. Две песни В. Высоцкого на пушкинский сюжет// Сборник тезисов исследовательских работ учащихся в рамках Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» ИД «Первое сентября». – Москва: «Первое сентября», 2012.- С. 210.

    Должикова Е. Образ сирени в произведениях русских писателей XIX века// Сборник тезисов исследовательских работ учащихся в рамках Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» ИД «Первое сентября». – Москва: «Первое сентября», 2012. – С. 222.

    Кузнецова Е. Символика розы в сказках Г.-Х. Андерсена// Сборник тезисов исследовательских работ учащихся в рамках Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» ИД «Первое сентября». – Москва: «Первое сентября», 2013.

    Селезнев Н. Путешествие в завтра//Сборник конкурсных работ детей Информационного центра по атомной энергии.- Воронеж, 2013.

    Чернышева О. Путешествие в завтра//Сборник конкурсных работ детей Информационного центра по атомной энергии.- Воронеж, 2013.

    Крахмалева А., Тельнова И. «Песнь» и «Песня» о вещем Олеге: А.С. Пушкин и В.С. Высоцкий// Сборник тезисов исследовательских работ участников научно-практической конференции ВГПУ.- Воронеж, 2013.

    Чернышева О. Талантливый и мудрый (к 105- летию со дня рождения Л Пантелеева) // ж. «Костер». – 2013. - № 8.

    Борисова В. Важнее всего на свете (отзыв о книге Дж. Лондона «Белый клык») // ж. «Костер». – 2013. - № 7.

    Вареников А. Мудрые советы доброго писателя (к 95-летию Б. Заходера) // ж. «Костер». – 2013. - № 9.

    Грабовская Я. «Где это видано, где это слыхано!» // ж. «Костер». – 2013. - № 8.

    Грабовская Яна. Фанфик «Мартышка и iPhone » // Сайт издательства «Розовый жираф» (Акции, Фанфики) – С. 32.

    Селезнев Н. К 100-летию со дня рождения Туве Янссон//ж. «Костер». – 2014. - № 9. – С. 16.

Игровые технологии на учебных занятиях и во внеурочной деятельности

В продолжение многих лет я занимаюсь проблемой стимулирования познавательной и творческой активности учащихся на уроках литературы. На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна сегодня, так как учащиеся все меньше читают произведений классической литературы. Пробуждать интерес к чтению, выявлять и развивать творческие способности учащихся мне помогают различные нестандартные формы уроков.

В своей учительской практике я активно использую игровые технологии.

Цель использования игровых технологий в образовательном процессе (и в частности на уроках литературы): 1) повысить мотивацию участников учебно-воспитательного процесса; 2) сформировать стойкий познавательный интерес к изучаемому предмету; 3) стимулировать творческую активность обучающихся.

Нестандартная, игровая форма урока создает ситуацию психо­ логической раскованности на занятии, поэтому организация игр зачастую способна обеспечить более глубокое проникновение в литературный мате­ риал, нежели обычный урок . Благодаря играм происходит естественное, без принуждения приобщение школьников к миру нравственных и эстетических цен­ ностей литературной классики.

Использование игровых технологий позволяет решить следующие задачи:

1) систематизация и закрепление знаний, умений, навыков; 2) приобретение новых знаний, умений, навыков; 3) формирование внимательного отношения к художественной детали и её роли в идейно-образной структуре произведений; 4) развитие речи и творческих способностей обучающихся.

Мною разработаны и апробированы на практике 55 оригинальных сценариев интеллектуальных турниров для учащихся средней (5 – 9 классы) и старшей (10 – 11 классы) ступени обучения по произведениям русской и зарубежной литературной классики.

Каждый сценарий приурочен к определенной теме, посвящен тому или иному произведению словесного искусства и представляет собой «каскад» интеллектуальных заданий контролирующего и обучающего характера. Книги, написанные мною, помогут педагогам систематизировать сведения по «пройденным» темам, проверить умения и навыки, приобретенные при изучении программных произведений, Таким образом, применение игровых технологий на уроках литературы направлено, прежде всего, на развитие читательской компетенции.

Интеграция искусств – мощное средство воздействия. Использование средств музыки и живописи, призванное пробудить не только мысль, но и эстетическое чувство воспитанников, помогает повысить продуктивность занятий. Применение игровых технологий позволяет также решить важную задачу развития общекультурной компетенции.

Органичной составной частью игр являются разнообразные творческие задания , цель которых - стимулировать интеллектуальный рост лично­ сти, создать возможности для само­ выражения каждого из обучающихся.

Нестандартные письменные задания способствуют развитию речевой компетенции обучающихся.

Секрет успешной организации игры заключается в том, что данный вид деятельности, выполняя определенные дидактические задачи, вместе с тем доставляет детям огромную радость, позволяет приобрести позитивный опыт общения со сверстниками и таким образом, сохраняя дух здоровой конкуренции и соревнования, укрепляет дружбу в классном коллективе.

Виды игровых заданий , которые я использую в своей учебной деятельности:

    Тестовые задания.

    Работа с фрагментами художественных произведений, где намеренно допущены фактические ошибки. Задача учащихся состоит в их поиске и исправлении.

    Работа с цитатами, в которых намеренно пропущены значимые детали, ключевые слова в высказываниях действующих лиц. Задача обучающихся – восполнить пропуски в цитатах или продолжить фразы.

    Аукцион афоризмов.

    Разгадывание кроссвордов.

    Различные виды викторин:

Традиционные викторины (ряд вопросов, требующих кратких однозначных ответов), которые могут носить как тематический характер, так и включать в себя разнородный материал;

- узнавание литературного персонажа в три этапа;

Выбор предмета из ряда однородных;

Поиск «лишнего звена»;

Заполнение анкеты литературного героя;

- «интервью» у литературного героя

Воображаемая пресс-конференция литературного героя.

Виды творческих заданий , которые я использую на уроках:

    Заочная экскурсия по литературным местам.

    Воображаемый судебный процесс над персонажами произведений.

    Монологи творческого характера, например выступление на воображаемой конференции, подготовка тезисов научного доклада.

    Мини-дискуссия на заданную тему.

    Нестандартные письменные работы

Письмо литературному герою;

Создание вставных эпизодов в художественное произведение;

Сочинение ремарок;

Воссоздание дневниковых записей литературных героев;

Составление сценариев клипов для романсов на классический текст;

Написание заметок в газету;

Создание литературных пародий.

На подобных уроках не может быть места скуке, пустому назиданию, праздному славословию, ибо это уроки поиска и открытий, уроки сопереживания и сотворчества.

Опытом внедрения игровых технологий в образовательный процесс я поделилась в следующих изданиях:

1. Харитонова О. Н. Интеллектуальные игры на уроках литературы. - Воронеж: ВОИПКРО, 1996. – 70 с.

2. Харитонова О. Н. Занимательная литература. Игры и викторины: Для 5 – 9 классов. – М.: Рольф, 2002. – 224 с. – (Внимание: дети!)

3. Харитонова О. Н. Интеллектуальные литературные игры для учащихся 10 – 11 классов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 252 с. (Здравствуй, школа!).

4. Харитонова О.Н. Сборник литературных игр для учащихся 5 – 9 классов. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 349 с. – (Библиотека учителя).

5. Харитонова О.Н. Сборник литературных игр для учащихся 10 – 11 классов. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 349 с. – (Библиотека учителя).

6. Харитонова О.Н. Учение с увлечением: творческие уроки литературы в школе.. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 348 с. – (Библиотека учителя).

Сборники литературных игр участвовали во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» (номинация «Лучший издательский проект года») в 2010 году и были удостоены 3 места в региональном этапе. За книгу «Учение с увлечением» я была удостоена звания победителя (1 место) в региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (номинация «Лучший издательский проект года») в 2011 году.

Сейчас я активно разрабатываю электронные версии литературных турниров. В настоящее время их создано 20.

Технология проведения учебных дискуссий на уроках литературы и во внеурочное время

Главной целью обучения на современном этапе является саморазвитие обучающихся как личности. В связи с этим одну из своих главных задач я вижу в том, чтобы создать условия для реализации творческого потенциала каждого ученика и совершенствования его индивидуальных способностей. Эффективным средством достижения поставленной цели могут служить диалогические формы обучения, в частности диспут и дискуссия. Мне представляется важным научить школьников сопоставлять различные трактовки литературных произведений, вырабатывать и обосновывать собственную точку зрения, выслушивать оппонента, проявлять терпимость к другому мнению.

Приведу конкретные примеры применения данной технологии на уроках литературы.

Заключительный урок по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия» проходит в форме диспута.

- Победой какой из сторон завершается в романе символический поединок Венеры и Марса?

Поиски ответа на этот основополагающий для художественной концепции произведения вопрос составляет «ядро» данного урока. При подготовке к занятию прошу учеников объединиться в две группы, условно говоря, «марсиан» и «венерианцев». Каждая группа получает предварительное домашнее задание подобрать текстуальный материал, продумать аргументы в пользу «своей» стороны. Учитель рекомендует одиннадцатиклассникам, на какие эпизоды следует обратить внимание.

Материал для подготовки к уроку группе обучающихся № 1

Марс: война, хаос, смерть

1. Похороны жертв резни в Попелюхе (ч. 1, гл. 6).

2. Изображение еврейских погромов в романе (ч. 2, гл. 8; ч. 3, гл. 20).

3. «Охота» на людей на улицах Города (на примере бегства Алексея Турбина) (ч. 3, гл. 13).

4. Разговор Василисы и Карася (ч. 3, гл. 15).

5. Церковная служба в Софийском соборе в период «правления» Петлюры (ч. 3, гл. 16).

6. Прибытие бронепоезда «Пролетарий» на станцию Дарница (ч. 3, гл. 20).

Материал для подготовки к уроку группе обучающихся № 2

Венера: мир, красота, жизнь

1. Алексей Турбин и Юлия Рейс (ч. 3, гл. 13).

2. Три встречи Николки Турбина (ч. 2, гл. 11).

3. Обед у Турбиных (ч. 3, гл. 19).

4. Сон Елены и сон Петьки Щеглова (ч. 3, гл. 20).

5. «Звездный» пейзаж в финале романа.

Представители спорящих сторон поочередно «берут» слово. Направляет обсуждение, конечно, учитель.

Заключительный урок по повести И.С. Тургенева «Ася» посвящен сопоставлению отзывов об этом произведении современных писателю литературных критиков. На наш взгляд, целесообразно рекомендовать различным группам обучающихся заранее самостоятельно познакомиться со статьями Н.Г. Чернышевского «Русский человек на rendez - vous » и П.В. Анненкова «О литературном типе слабого человека», а также с позицией современного литературоведа Ю.В. Лебедева – автора книги о Тургеневе из серии «Жизнь замечательных людей» (издательство «Молодая гвардия»). Словесник просит школьников подготовить устные сообщения, опираясь на вопросы:

1. Какие положительные и отрицательные стороны характера главного героя выделяет критик?

4. Согласны ли вы с позицией критика? Обоснуйте свое мнение.

Если класс не очень сильный, учитель может сделать подборку цитат из статей Чернышевского и Анненкова и раздать учащимся необходимый материал для предварительного ознакомления. На уроке выявляется суть позиции авторов статей: при всей противоположности суждений Чернышевского и Анненкова, оба критика сходятся в определении основного противоречия в характере героя – противоречия между мыслью и её воплощением в жизнь. Словесник напоминает учащимся слова Гагина о «проклятой славянской распущенности». Именно в этой черте национального характера усматривали и Чернышевский, и Анненков главный корень зла. Исследователь Ю. Лебедев отказался от каких бы то ни было обвинений в адрес героя произведения. По мнению ученого, виной всему не нравственная ущербность тургеневского персонажа, а своенравная сила любви: чувство к Асе вспыхнуло в душе героя несколько мгновений спустя после свидания, любовь запоздала – и счастье оказалось недостижимым, а жизнь разбитой.

За сообщениями восьмиклассников на уроке следует дискуссия, в центре внимания участников которой оказываются два вопроса: 1) В чем, по-вашему, вина и беда главного персонажа повести?2) Каково ваше отношение к герою?

Организация научной дискуссии является продуктивным видом деятельности на одном из этапов урока. Так, на уроке по повести Н.В. Гоголя «Шинель» привожу суждение И. Золотусского: «Сама шинель в повести не предмет гардероба, а нечто живое, жена, подруга Акакия Акакиевича, существо, его греющее не только в прямом, но и в переносном смысле…» [Золотусский И.П. Гоголь. – М.: Мол. гвардия, 1979. – (Жизнь замечательных людей. Серия биогр. Вып. 10). – С.295.] Далее объявляю на занятии турнир юных литературоведов и предлагаю после некоторого обдумывания сделать небольшое сообщение научного характера на тему: «Что значила шинель в жизни Акакия Акакиевича?» При подготовке сообщения необходимым условием является выбор предложенной концепции: 1) подруга жизни; 2) цель и смысл существования; 3) id é e fixe . Каждый «литературовед» работает только с одной концепцией – той, которая «досталась» ему в результате жеребьевки, или с той, которую он выбрал по собственному желанию.

На заключительном уроке по повести «Шинель можно организовать, например, такую мини-дискуссию . Выдающийся современный литературовед Ю. Манн в знаменитой монографии «Поэтика Гоголя» писал: «В “Шинели” фантастичен эпилог. <…> В фантастическом эпилоге действие развивается по контрасту к отнюдь не фантастической, «бедной истории»…» [Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. – М.: Худож. Лит., 1988. – С. 98.]

Вопросы для диспута: 1. С какой целью Гоголь придумал фантастическое продолжение истории про бедного чиновника Башмачкина? 2. Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение Гоголя: «… фантастическое направление не мешает истории быть до конца совершенно истинной»?

Учитель поочередно предоставляет слово желающим высказать свое мнение. Органичным продолжением дискуссии может служить домашнее задание творческого характера:

Герой романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» Макар Девушкин предложил «сценарий» иного, нежели у Гоголя, развития событий: «А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сделать бы так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот генерал, узнавши подробнее об его добродетелях, перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло было бы наказано, а добродетель восторжествовала бы, и канцеляристы-товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так сделал; а то, что тут у него особенного, что у него тут хорошего? Так, пустой какой-то пример из вседневного, подлого быта». А какой финал хотели бы увидеть вы, ребята? Расскажите об этом.

Во внеурочное время я организую коллективные просмотры экранизаций литературных произведений с последующим обсуждением. «Обязательной» частью дискуссионной программы является сопоставительный анализ - выявление сходства и различия кинематографического и литературно-текстового материала. Однако необходимо, чтобы ученики поняли следующее: дело не просто в том, что там так , а здесь иначе . Важно, чтобы дети осознали другое: во имя чего вносятся те или иные изменения. Вопрос о правомерности смещения акцентов по режиссерской воле я затрагивать не буду (хотя цель подобных «опусов» обычно состоит в том, чтобы «осовременить» классику, приблизить ее к зрителю наших дней). Сейчас разговор совершенно о другом. Сопоставление литературного произведения и его киноверсии важно потому, что позволяет по-новому взглянуть на классический текст, открыть в его художественной системе такие пласты, какие прежде, до просмотра фильма, могли остаться незамеченными.

Приведу в качестве примера фильм С. Соловьева «Станционный смотритель». Вспомним эпизод, когда приехавший в Петербург Вырин разыскал Минского, а последний предложил отцу «выкуп» за увезенную дочку. У пушкинского Вырина «проснулось» чувство собственного достоинства: он бросил на тротуар и потоптал ногами денежные купюры, полученные от обидчика. В ленте Соловьева момент «топтания» денег отсутствует, зато присутствует другое: Вырин после безуспешного визита к Минскому идет в церковь, ибо, кроме Бога, маленькому человеку не у кого искать заступничества. Режиссер показал несчастного отца, ставшего жертвой «издержек» социальной системы. Церковь, православная вера – единственное прибежище героя. В повести Пушкина все иначе: несмотря на то, что картинки на сюжет священного писания украшают стены жилища, персонажи находятся практически вне церковного лона. Дуня, мы помним, отправилась к воскресной обедне, но на службе, как выяснилось, «не была». Ее отношения с Минским – прямое нарушение одной из десяти заповедей: «Не прелюбодействуй». Пушкинский Вырин, направляясь по дочерним следам, «поспешно вошел в церковь» лишь для того, чтобы справиться у дьячка о Дуне. И уж совсем не согласуется с христианской идеей всепрощения «последняя воля» угасающего родителя в отношении дочери: «Жива ли, нет ли, Бог ведает… Поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…» Превалирующий в повести мотив заблуждения, таким образом, реализуется на сюжетном уровне: герои на ложном пути, стать на путь истинный им могла бы помочь церковь, но дороги их жизни проходят мимо святой обители.

Интересным и плодотворным является сопоставление «старых» и «новых» экранизаций: например, «Героя нашего времени» С. Ростоцкого и А. Котта; «Капитанской дочки» В. Каплуновского и ленты С. Овчарова «Русский бунт»; «Снегурочки» П. Кадочникова и «Весенней сказки» Ю. Цветкова; «Мертвых душ» Л. Трауберга по булгаковскому сценарию с телесериалом М. Швейцера.

На мой взгляд, весьма продуктивно использование кинофрагментов в качестве «художественного сопровождения» дискуссии. Так, составной частью одного из моих уроков по роману «Мастер и Маргарита», является мини-диспут. На доске заранее записываются вопросы: 1) Левий Матвей сказал о мастере: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Почему, на ваш взгляд, герою было отведено именно такое место в вечной жизни? 2) Согласны ли вы с подобным решением высших сил? После просмотра фрагмента кинофильма В. Бортко (9 серия: разговор Воланда и Левия Матвея на террасе дома Пашкова, начиная от слов Воланда: «Ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился?» - и заканчивая фразой этого же персонажа: «Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи») предоставляю ребятам возможность свободно высказать свои суждения по затронутой проблеме. На уроке, посвященном образу Маргариты, тоже смотрим фрагмент кинофильма (7 серия: ужин Маргариты у Воланда, начиная от слов Маргариты: «Пожалуй, мне пора… Поздно», - и завершая фразой Воланда: «А, это понятно».). После этого начинается обсуждение «дискуссионных» вопросов: 1) Как вы оцениваете выбор, сделанный Маргаритой в пользу Фриды? 2) Какие качества героини проявляются в данном эпизоде?

Наконец, хотелось бы сказать несколько слов непосредственно об организации дискуссий. В целях увеличения продуктивности данной формы организации учебного процесса школьники должны быть заранее ознакомлены с правилами ведения научного спора . На этапе подготовки урока-дискуссии основная роль учителя заключается в консультировании обучающихся. В ходе дискуссии поведение педагога должно быть корректно: преподавателю не следует прерывать выступающих; вмешиваться в ход обсуждения нужно только в том случае, если выступающий существенно отклонился от темы выступления или излишне «затянул» выступление. В то же время учитель должен направлять течение дискуссии, приближая ее участников к формированию общей позиции по рассматриваемой проблеме. Необходимо также следить, чтобы

обсуждение не переросло в межличностный конфликт.

В заключение отмечу, что применение технологии организации учебных дискуссий способствует формированию и развитию следующих компетенций: ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой, коммуникативной, социокультурной. Использование указанной технологии направлено на формирование таких умений и навыков, как: 1) умение слушать, понимать и уважать точку зрения другого человека; 2) умение критически осмысливать полученную информацию; 2) умение выработать собственную точку зрения на поставленную проблему; 3) навык публичного выступления с высказыванием монологического характера; 4) умение корректно критиковать идеологического противника; 5) умение корректно высказывать и аргументировать точку зрения в диалоге; 6) навык устного цитирования произведения в ходе полемики.

Использованная литература

    Золотусский И.П. Гоголь. – М.: Мол. гвардия, 1979. – (Жизнь замечательных людей. Серия биогр. Вып. 10).

    Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. – М.: Худож. Лит., 1988.

    Гурская О.В. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся на уроках истории/ http://www.kultura.eduhmao.ru/info/1/3796/83714/