Сочувствие и сострадание - нужно ли воспринимать эти эмоции? Сочувствие, что это такое и нужно ли ему учиться Нужно ли сострадание людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочувствие и сострадание - чувства, которые делают нас лучше. Действительно, если вдуматься в смысл этих слов, то сочувствие - это совместное переживание определенных чувств, а сострадание - совместное страдание из-за чего-то. Оба они значат, что человек вместе с кем-то переживает его горести и радости, страдания и беды. Именно об этом и состоялся сегодняшний разговор за круглым столом.

В ходе встречи ребята пытались понять, как много заложено в понятие добрый человек. Какими качествами он должен обладать. Воспитанники приняли участие в обсуждении статьи, в которой рассказывалось о том, что люди часто не замечают страданий других, и их безразличие приводит к трагедии.

Обсуждая жизненные ситуации, свидетелями которых они были сами, ребята честно признавались, что никогда особо не задумывались над тем, что испытывали, когда простое сочувствие могло помочь другим справиться с бедой или неприятностью. И сегодняшний разговор помог понять, насколько серьезное значение имеют сочувствие и сострадание в жизни каждого человека, что проявлять сочувствие - это значит выслушать человека и понять, о чем он говорит и что делает? «Чтобы сочувствовать, эмоции собеседника надо пропустить через себя, себя поставить на место этого человека», - к такому выводу пришли ребята в конце разговора. Сегодня ребята сделали еще один шаг к умению чувствовать боль другого человека и управлять своими эмоциями и чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация поможет учащимся 7 класса подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?" по произведениям Леонида Андреева "Кусака" и Андрея Платонова...

Час общения: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»

Час общения: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»Цель: Изучить понятие толерантности;Способствовать развитию сочувствия, сопереживания у обучающихся....

Урок толерантности или учимся сочувствовать

Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодейст...

Сочувствие – это умение личности прочувствовать грусть, страдание, печаль других, прожить огорчение, которое переживают другие люди. Умение сочувствовать чужому горю помогает человеку быть более приятным для коммуникации и наладить взаимоотношения с окружающими. Сочувствующий человек умеет оказать поддержку, подбодрить, успокоить, а это одновременно стает стимулом для кого-либо начать поиски решения возникшей проблемы. Если индивидууму свойственно сочувствие и сострадание, с ним легко наладить контакт, такие люди, обычно, не оценивают и не подвергают критике поступки или убеждения, эти люди просто готовы посвятить вам часть своего времени и внимания в необходимый период жизни.

Что такое сочувствие

Сочувствию мы учимся с младенчества, чаще всего копируя поведение родителей и близких родственников. Очень важно показать чаду способы выражения сочувствия. Если малыш привык, что после всякой неудачи ему сочувствуют и поддерживают, аналогично и он проявит себя, будучи взрослым.

Буддизм раскрывает феномен сочувствия и сострадания как жажду, освободить окружающих от страданий. Буддисты верят, что людская сущность – это сострадание, любовь и доброта. Для выражения сочувствия, человечество нуждается еще и в мудрости.

Интересный взгляд на сочувствие описал Девид Майерс в работе «Социальная психология», где автор дает психологическую характеристику сочувствию. Любая волнительная ситуация в жизни кого либо возможно пробуждает в нашем так называемый .

Майерс взял за основу три фактора сочувственного выражения чувств. Во-первых, реагируя сочувствием на угнетенное душевное состояние личности, наша психика неосознанно сводит свой дистресс на нет и убирает внутреннее ощущение вины. Майерс называл это завуалированным . Во-вторых, сочувствуя, мы можем, отвлекаясь от своих переживаний переключаться на переживания других. В-третьих, нас толкает на выражение сочувствия общепринятые правила. Под правилами имеются в виду ожидания социума, которые диктуют конкретное поведение и эмоциональную реакцию. Можно описать это как тактичность, воспитанность и человечность.

Умение сочувствовать окружающим является ключевой чертой в характере практикующего психолога. Карл Роджерс считал, что без этого качества работа психолога будет невозможной. Он описывает, что сочувствие (сопереживание, эмпатия) – это фундаментальная черта терапевта в терапевтических взаимоотношениях с пациентом, и основное требование для личностных изменений самого клиента. Характеристика сочувствия Роджерса была следующей: феномен является сложным процессом, включающий осознание роли, переживаний и принципов индивида. Однако нужно осознавать, что это не примитивное признание переживаний человека, а также умение вовремя выйти за грани возникшей ситуации и оценить ее с нового ракурса.

Сочувствие и сострадание очень нередко употребляются как синонимы, но можно описать разницу в этих терминах так: сострадание – это ощущение грусти, а сочувствие – душевное состояние, способное привнести в жизнь чувство радости.

Что важнее сочувствие или реальная помощь

Сталкивались ли вы с вопросом: как помочь близкому человеку? Выслушать и оказать поддержку морально или кинуть все свои ресурсы на разрешение сложности? Невозможно категорично дать ответ на данный вопрос, следует отталкиваться от сложившихся обстоятельств, условий и самого человека который к вам обратился. Для одного финансовая проблема это лишь временная трудность, для другого полная катастрофа! Поэтому оказывая поддержку нужно учитывая характеристики и особенности человека. Касательно непосредственно вашего участия, то тут имеются большие риски, решая проблемы за близких, вы взваливаете обязательства за их жизнь на личный счет. Впоследствии он утратит стимул для решения самостоятельно, и при первых сложностях будет просто искать, кто же снова вместо него найдет решение. Так же, ваша чистосердечная помощь не будет оценена и в последствие к вам будет больше претензий и упреков, чем благодарности, которую вы заслужили. С сочувствием все немного по-другому. Когда человек высказался, разделил с вами моменты, которые его обеспокоили или расстроили, ощутил, что его понимают и поддерживают, у него открываются ресурсы для дальнейшего движения. Так же обговорив проблему с близкими, можно найти решение там, где раньше даже не рассматривалось. Но если слишком погрузиться в проблемы других, то мы начинаем жить чужой жизнью, обесценивая при этом свою. Главное осознавать, что сочувствие и сострадание это прекрасно, но как же разобраться с нашими собственными вопросами? Не упускайте из внимания то, что каждый отвечает за исход принятых решений и поступков. Оберегайте себя от ноши чужих проблем.

Не спешите улучшать чужую жизнь, выслушайте, помогите человеку не держать все в себе, ведь иногда для помощи достаточно даже молчаливого участия.

Нужно ли учиться сочувствию

Сочувствие и сострадание граничат с такими человеческими чертами как – , отзывчивость, сопереживание и другие позитивные качества, которые имеют влияние на становление полноценной личности. Все хотят видеть людей способных на добрые, бескорыстные и искренние поступки, может ли это быть без сочувствия? С детских лет мы учимся уважать старших, помогаем родителям, нам прививают, что нужно защищать и заботиться о слабых животных, без сочувствия делать это все невозможно.

Старайтесь разъяснять ребенку, что все вокруг ощущают боль и обиду, обговаривайте свои чувства, можно вместе с ребенком каждому чувству присвоить свой цвет, это будет интересно как крохе, так и вам. При возникновении разногласий стоит обсудить, почему так выходит и что переживает из участников . Родительский дом должен быть наполнен атмосферой покоя и умиротворенности. Если ребенок проявил к вам или окружающим, спросите, что именно вызвало ее, как возможно изменить эту ситуацию. Ребенок, которому с детства прививалось сочувствие и сострадание, не будет грубо обращаться с животными, обижать младших и вообще доказывать свою правоту кулаками. Объясните ребенку, что выражение сочувствия это не проявление слабости, а показатель и правильного воспитания. Если вы покажите, как можно выразить сочувствие, то в дальнейшем кроха, прежде всего, будет заботиться о чувствах других, и будет искать выход, не прибегая к . Отличным способом воспитания у ребенка сострадания и сочувствия могут стать книги. Во всех сказках есть персонажи, которые переживают всю гамму эмоций: , злость, сострадание и сочувствие. Отправляясь в путешествие с любимыми героями, ребенок научится проявлять доброту. Все детки от рождения наполнены любовью миру, и задача родителей развивать позитивное отношение дальше, и не дать ему смениться злобой и агрессией.

Повзрослев, мы сталкиваемся с жестокостью, которая объясняется тем, что отдельным людям не свойственно сочувствие. С людьми такого характера тяжело контактировать, они грубы, эгоистичны и не щадят чувства окружающих. Очень часто корень проблемы, как раз и уходит в детство, они не имели пример родителя, который бы показал, как выразить сочувствие (во многих случаях такие люди зажаты и эмоционально закрыты). Таких личностей избегают и стараются держать на расстоянии. Но вы можете помочь с этим справиться, показывая, что сочувствие и сострадание это норма жизни. Подавляемые накапливаются внутри нас и могут принести вред здоровью. Для достижения душевного покоя, умиротворения и гармонии с собой и миром, не бойтесь проявлять свои эмоции. Сочувствуйте бедам и неудачам близких, поддерживайте их и мотивируйте продолжать двигаться только вперед, не давая плохому взять вверх, помогите людям открыть свою жизнь для всего того хорошего, что ждет впереди!

Урок развития речи. Литература.

"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?"

    Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

    Активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение.

    Развитие устной и письменной речи.

    Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.

Оборудование : мультимедийная презентация PowerPoint

Ход урока

    Стадия вызова.

    Прием – Мозговой штурм (цель: сталкивание разных суждений для принятия самостоятельных решений)

Сегодня мы с вами поработаем в группах. Каждая группа должна будет создать небольшой проект, который поможет Вам в написании сочинения.

На первой странице подпишите, пожалуйста, свои фамилии.

Эпиграфы:
Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи,
Уст твоих благоуханьем
Чувства чёрствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатные ключи.(П.Вяземский)

Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.(Б. Пастернак)

Я счастлив счастием мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.(Иван Суриков)

«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действиям».(А.Платонов)


«Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и боль, и муку попранного человеческого достоинства». (Л.Андреев)


Перед вами слова поэтов и писателей подберите слова для эпиграфа к нашему уроку и запишите в свои проекты. И объясните, как его понимаете.

- 2.Постановка цели и задач.

Ребята, давайте вспомним материал уроков русского языка.

Тип речи рассуждение. Что вы о нем знаете?

Как строится текст типа речи рассуждение?

Работаем в группах.

Найдите, пожалуйста лексическое значение слов сочувствие и сострадание. Запишите их в проект.

Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное героем, несчастьем другого человека.

Сочувствие-

1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению

Учитель. Что общего и какая разница в значении слов сочувствие и сострадание ?

Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью. А Сочувствие имеет более широкий смысл. Это не просто отзывчивое отношение к чужому горю, а еще одобрительное отношение к чьему-либо начинанию .

Из проделанной работы скажите, пожалуйста, чем мы будем заниматься на уроке, для чего мы вспомнили типы речи рассуждения

Правильно итогом нашей работы будет написание домашнего сочинения

А как вы думаете, какова тема этого сочинения? Из проделанной словарной работы.

"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" Обратите внимание тема со знаком вопроса, значит, мы должны ответить на эти вопрос. А как вы думаете нужны? Зачем?

Какие произведения мы с вами недавно прочитали, в которых затронута проблема человеколюбия, сострадания?

Давайте вспомним рассказы Л. Андерева «Кусака» и А. Платонова «Юшка».

У вас перед глазами таблица заполните ее, пользуясь учебником.

Вопрос

Текст

Какие чув при этом испы

Кто такой главный герой?

Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь.

Самопожертвование

Как относились взрослые к Юшке?

Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

Жестокость

Кротость

Как относились дети?

Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали на него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

Дети по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его.

Злость

Сочувствие

Любовь

Всепрощение

Куда уходил Юшка каждое лето?

Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Куда он уходил, никто не знал. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз говорил, что едет в деревню, а в иной, что в самую Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец. Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице.

Забота о других

Смерть Юшки.

Но год от году Юшка все слабел, грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето он не отправлялся в свою дальнюю деревню. Он шел, как обычно вечером, из кузницы к хозяину на ночлег. Прохожий посмеялся над ним:

Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, может, веселее бы стало без тебя.

Юшка первый раз в жизни сердился:

А чем я вам мешаю? Меня тоже родила мать, как и тебя. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.

Прохожий рассердился на то, что Юшка заговорил и равнял себя с ним. Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

Злоба

Смерть

Гостья Ефима Дмитриевича.

Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один непогожий день в кузницу пришла девушка и спросила Ефима Дмитриевича. Она рассказала свою судьбу. Она сирота. Ефим Дмитриевич поместил ее в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Теперь она окончила университет и стала врачом, лечащим больных чахоткой.

Любовь

Доброта

Как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?

Прежде всего, Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

Любовь к природе и людям

Почему умер Юшка?

Юшка умер не только от боли физической. У него болела душа. Он не понимал, почему мир полон людьми бездушными. Почему у людей отсутствует чувства сочувствия и сострадания?

Отсутствие сочувствия и сострадания

Как приняли окружающие смерть Юшки?

Без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба осталось среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, насмешку.

Без добрых людей жить трудно

Л.Андреев «Кусака»

Кто такая Кусака?

Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог сказать, где она находилась всю долгую морозную зиму и чем кормилась.

Жалость

Как взрослые и дети относились к Кусаке?

Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно пронзительно свистали

Жестокость

Почему собака не доверяла людям?

Один раз её пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он сегодня всех любил и всех жалел, пожалел он и собаку, грязную и некрасивую. Когда собака подошла к нему и легла перед ним на спину, настроение его изменилось. С размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога. С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и убегала, а иногда со злобой накидывалась, пытаясь укусить.

Жестокость, злоба

Как у собаки началась новая жизнь?

Наступила весна, и тихая дача, на которой поселилась собака, огласилась громкими голосами, топотом, смехом и пением людей. Приехавшие дачники были добрыми людьми, дышали воздухом, видели все вокруг себя беззлобным, это делало их еще добрее.

Надежда на счастье

Кто дал собаке имя?

Хорошенькая девушка в коричневом платье – Лёля. Леля говорила: Я люблю тебя, Кусачка, очень люблю. Ты не веришь мне, Кусачка?

Вера

Как изменилась собака?

Всей своей собачьей душой расцвела Кусака. У неё было имя, она принадлежала людям и могла им служить. Она изменилась до неузнаваемости: длинная шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

Счастье

Преданность

Что случилось осенью?

Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, стали пустеть дачи. Пришли незнакомые люди и стали вывозить вещи. Кусака, смутно предчувствуя беду, убежала на край сада и оттуда глядела на террасу. Леля пошла на вокзал. Кусака бежала за ней. И только на вокзале Леля вспомнила, что не простилась с Кусакой.

Предательство

Почему выла Кусака?

Кусака долго металась по следам уехавших людей. В комнатах было пусто. Отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу. Наступила ночь. Собака завыла жалобно и громко. звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму и понесся над обнаженным полем. Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама темная ночь. Собака выла.

Отчаяние

    Составление кластера в проектах. какие чувства испытывают герои

Юшка Кусака

    Прием – толстые вопросы (цель: получение новой информации путем эмоционального поиска)

От чего страдают главные герои – Юшка и Кусака?

Чем похожи Юшка и Кусака?

Чего не хватает окружающим их людям?

Кто сделал Кусаке больнее: пропойца- мужик или Леля?

- для чего нужны доброта, сочувствие, милосердие?

Посмотрите на эпиграфы. Которые вы выбрали. И на эту цитату. «… ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. К.И.Чуковский.

вывод:

напишите в своей работе . Выслушаем.

Каждое живое существо – человек ли, животное ли - имеет душу. Оно может радоваться или страдать. Если в жизни больше радости, душа у него добрая, и оно делает окружающим тоже добро. А если оно обижено миру, то душа полна злобы.

Это и будет тезисом вашего сочинения.

Вторая часть это доказательство. Мы привели с вами аргументы из рассказов, воспользуйтесь ими в своей работе.

Вывод. - Каким бы был мир, если бы люди не обладали сочувствием и состраданием? (Мир был бы жестоким, на земле совершалось бы много недобрых поступков. Люди приносили бы друг другу много бед и страдания. Хочется переименовать фразу «Красота спасёт мир» на «Доброта, милосердие, сочувствие и сострадание спасёт мир».

А это запишите в качестве вывода в своем сочинении.

Итак, давайте составим план в тетрадях

    Тезис (Сочувствие и сострадание необходимы в нашей жизни).

    Доказательства:

Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?

А) Эпизоды из “Юшки” (1-2).

Б) Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.

К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

А) Смерть Юшки.

Б) Новое разочарование Кусаки.

3. Вывод. Что было бы если бы в нашем мире не было сострадания и сочувствия.

3. Стадия рефлексии

Ребята, что вы поняли на сегодняшнем уроке.

Все ли цели урока достигнуты.

Ситуации ( цель: рождение нового знания , соотнесение содержания с жизненными задачами)

    Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?

    Нужно ли проявлять милосердие к людям улицы: лицам без определенного места жительства, пьяницам?

    Как вы считаете, нужно ли чем-то жертвовать ради помощи другим людям?

Перед вами лист самооценки.

Итак, поставьте себе оценку за работу на уроке, затем группа пусть обсудит и поставит вам оценку.

Продолжите фразу

Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

После этого урока я постараюсь _____________________________________

Мне понравилось __________________________________________________

Смайлики Урок понравился,

урок не понравился

Милый, славный, добрый друг!
В мире много есть наук.
Нам их надо все познать,
Чтобы человеком стать!
Выбор сложный предстоит,
Что важней, определит
Сердце чуткое в груди,
С ним сквозь тернии иди.
Человека возлюби!
Благо ближнему дари!
Честь, достоинство и вера –
Вот земных желаний мера.

Такие чувства, как сострадание и сочувствие очень важны в жизни каждого отдельного человека и общества в целом. Без них трудно представить себе современный мир, наверное, он был бы очень жестоким и несправедливым. Такие понятия как сострадание и сочувствие подразумевают умение сопереживать чужому горю, желание помочь совершенно незнакомому, но нуждающемуся в помощи человеку. Эти светлые чувства необходимо воспитывать в каждом человеке с раннего детства на примерах из жизни. Тема сочувствия и сострадания не перестаёт волновать писателей и поэтов, они олицетворяют эти качества, посвящают им целые произведения.

В своём рассказе «Кусака» Леонид Андреев затрагивает тему любви к братьям нашим меньшим, к животным, а точнее – к собаке. В этом рассказе мы наблюдаем за тем, как изменяется характер Кусаки, когда к ней проявляют сострадание, пусть даже это происходит кратковременно. Озлобленная на весь мир и кусачая собака со временем стала добрым преданным другом. Автор пишет об этом превращении так: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака». Но счастье её длилось недолго. Девочка, получив любовь и преданность собаки, бросила её и даже не попрощалась. Так Кусака снова осталась одна. Мне кажется, что после этой встречи у неё вообще не останется никакого доверия к людям. Но нельзя во всём винить маленькую девочку. Я думаю, ей непросто было расставаться со своим четвероногим другом. Это был первый поучительный урок сострадания в жизни девочки. Хочется верить, что он оставит след в её душе и, когда девочка вырастет, она не сможет пройти мимо нуждающегося в помощи животного или человека. Очень страшно то, что среди нас есть люди, для которых сочувствие и сострадание – это пустые слова.

На главного героя из рассказа Андрея Платонова «Юшка» не повлияло то, что все окружающие его люди, как дети, так и взрослые, всячески унижали и оскорбляли его. Юшка, не смотря ни на что, оставался человеком, он сохранил в себе те чувства, которые по отношению к нему никогда не проявлялись. Он терпел все побои и оскорбления и не озлобился по отношению к людям, этот герой верил в чудо. Это «чудо» должна была совершить девочка, которая хотела стать врачом. Юшка старался помогать ей и сохранял веру в то, что именно в её силах в будущем вылечить его. В этом рассказе меня поражает равнодушие взрослых по отношению к детям, взрослые даже не пытаются воспитать в детях такие качества как милосердие, доброта, сочувствие и сострадание.

Я считаю, что человеку, как существу, живущему в обществе, очень важно уметь и хотеть помочь в трудную минуту как своим близким, так и совершенно незнакомым людям. Ведь каждый из нас надеется, что если он окажется в трудной ситуации, то ему обязательно помогут.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?», 7 класс» читают: