Презентация 6 род несклоняемых существительных. Презентация - несклоняемые существительные

«Множественное число имён существительных» - Тип II: дистрибутивная множественность ситуаций. Заключительные замечания. Требование однородности обеспечивается сходством целей или последствий,единой номинацией. Гипотеза. Подтверждения предсказания. Тип III: разные проявления ситуации X. Правила и ограничения. Объект. Предсказание. Тип I: многократная множественность ситуаций.

«Правописание имён прилагательных» - На крыльцо избушки падала тень от огромной замшелой ели. Стили речи. Научный. Падеж, число, род, Качественные Относительные Притяжательные. Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова. Степени сравнения у качественных прилагательных. Непостоянные. Постоянные. Морфологические признаки.

«Склонение имён существительных» - 9. Найдите и исправьте ошибку в предложении. 2 склонение. 2. Заполните таблицу примерами (сокол, степь, имя). 3 склонение. Выполните задания. Три склонения имен существительных. 8. Поставьте существительные семя и стремя в Р.п. во мн.ч. 4. Употребите словосочетание железнодорожный путь в Р,Д, В, Т падежах ед.ч. и в И падеже мн.ч.

«Три склонения имён существительных» - Старая женщина П.п. ж.р. волновалась о сестре П.п. ж.р. и дочери. Страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь. Найди и выдели окончание. Правила «этикета». Говори понятно. Поворачивайся к говорящему. Секретарь – записывает. Смотри на собеседника. Чтец – читает вслух. Говори при ответе «мы считаем».

«Падежные окончания имён существительных» - Будем знания добывать. Учебный центр. Безударное падежное окончание имени существительного – орфограмма. У сосны. В окне. От злост. Центр занятости населения «Тест». Классная р…бота. Фабрика слов. В озер. В стране. с Ильёй. 2 склонение. Аллея предложений. Нарисуй график. 1 способ. ул.Орфографическая.

«Склонение имён прилагательных» - Из приведенных ниже слов составь словосочетания «прилагательное + существительное» во множественном числе. Склонение имен прилагательных множественного числа, сочетающихся с неодушевленными существительными. Прочитайте предложения и объясните правописание пропущенных орфограмм. Я должен научиться: Склонять имена прилагательные множественного числа.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лексическое значение имён существительных Филе - это высший сорт мяса или рыбы, очищенный от костей Фиаско обозначает неуспех, поражение, крах Сопрано - самый высокий женский голос

Со сцены полилось нежн ое сопрано, первые звуки которого заставили сразу затихнуть зал. От рыбн ого филе шёл изумительный аромат. Мой приятель потерпел полн ое фиаско, но не думал сдаваться. Слова филе, фиаско, сопрано - несклоняемые имена существительные, иноязычного происхождения с конечными гласными е, о.

Тема урока «Род несклоняемых имён существительных»

Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему, используя опорные фразы Познакомиться с правилом. . . Учиться. . .

Цель урока: познакомиться с правилом, как определять род несклоняемых имён существительных; учиться определять род несклоняемых имён существительных.

Скажите, слова филе, фиаско, сопрано одушевлённые или неодушевлённые имена существительные? Почему?

Это несклоняемые неодушевлённые имена существительные иноязычного происхождения, относящиеся преимущественно к среднему роду.

Назовите и напишите несклоняемые имена существительные вместе с относящимися к ним именами прилагательными. Укажите род имён существительных. Что помогло вам определить род имени существительного?

Запись в тетради Нежное сопрано - ср.р. Рыбное филе - ср.р. Полное фиаско - ср.р.

Сформулируйте вторую часть правила. Внимательно рассмотрите таблицу, заполните её пустые графы. Сделайте вывод. № группы Несклоняемые одушевлённые имена существительные Обобщённое значение Род существительных Словосочетание 1 Мадам. Во Франции в некоторых других странах: вежливое обращение к замужней женщине. Пожил… мадам. 2 Конферансье. Артист, ведущий выступление на сцене. Нов… конферансье. 3 Кенгуру. Австралийское сумчатое животное. Быстр… кенгуру.

Запись в тетради Пожилая мадам – ж. р. Новый конферансье - м. р. Быстрый кенгуру - м. р.

Используя свои записи, обобщите первую и вторую часть правила о роде несклоняемых имён существительных. Несклоняемые неодушевлённые имена существительные относятся преимущественно к среднему роду. Эти слова иноязычного происхождения. Для определения рода несклоняемых имён существительных необходимо знать их обобщённое значение (лексическое значение)

Среди несклоняемых имён существительных много географических названий. Чтобы определить род этих существительных, имена собственные необходимо соотнести с соответствующими именами нарицательными. Рассмотрите вторую таблицу. Выявите закономерность, которая помогает определять род несклоняемых собственных имён существительных - географических названий.

Таблица №2 Собственное имя существительное Род Нарицательное имя существительное Род нарицательного существительного Батуми? город? По? река? Онтарио? озеро?

Упражнение №2 (карточки) Альпинисты с трудом преодолевают вершины труднодоступной Килиманджаро. Многомиллионный Чикаго - крупный научный центр Америки. В 160 километрах от устья южно-африканская Лимпопо становится судоходной. Выпишите из карточки словосочетания несклоняемое собственное имя существительное + прилагательное, выделите в них окончания, укажите род существительных.

Среди несклоняемых существительных значительную часть занимают сложносокращённые слова. Посмотрите на схему и скажите, как определяется род в таких словах. ООН Организация Объединённых Наций ООН ж.р. (главное слово) Вывод: для определения рода сложносокращённых слов нужно. . . . . (продолжите фразу).

Скажите, с каким правилом мы сегодня познакомились? Расскажите полностью правило об определении рода несклоняемых имён существительных. Приведите свои примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 6 классе. В презентации представлен основной теоретический материал по теме "Род несклоняемых имен существительных"....

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Цель урока: формирование у обучающихся навыков определения рода несклоняемых имен существительных.

образовательные:

  • познакомить обучающихся со способами определения рода несклоняемых имен существительных;

развивающие:

  • развивать умение употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные;
  • развивать творческое мышление и память;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к слову,
  • обогащать словарный запас обучающихся.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийный проектор,
  • презентация “Род несклоняемых имен существительных”,
  • УМК “ Русский язык” 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний и умений: повторение изученного материала

Задание 1.

Лексический диктант

Вспомните, что такое лексическое значение слова?

Сейчас мы напишем лексический диктант. Вам надо будет по лексическому значению отгадать слово и записать его (1 ученик у доски) (Приложение 1. Подсказки на Слайдах 3, 4, 5, 6)

  1. Особого рода попугай с хохолком на голове. (Какаду) .
  2. Небольшая дальневосточная рыба семейства сельдевых. (Иваси )
  3. Мелкие (рост 80-140 см ) лошади, выведенные на островах: Британских (в т.ч. Шетлендских, Гебридских, Ирландии и др.), Исландия, Корсика, Сицилия, Готланд, Хоккайдо (Япония). (Пони )
  4. Напиток из семян кофейного дерева. (Кофе)
  5. Разновидность капусты с утолщенным шаровидным мясистым стеблем, идущим в пищу. (Кольраби )
  6. Южное растение семейства лилейных с толстыми мясистыми листьями, разводимое у нас в комнатных условиях как лекарственное или декоративное. (Алоэ )
  7. Спортивная борьба, отличающаяся большим разнообразием эффективных приемов [из сокращения словосочетания ""самозащита без оружия""]. (Самбо)
  8. Широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (в Англии, США и некоторых других странах). (Авеню )
  9. Легкая разборная конструкция летнего цирка с брезентовой крышей, поддерживаемой длинными мачтами. В центре находится манеж, вокруг манежа - места для зрителей. (Шапито)
  10. С шторы из параллельных пластинок (неподвижных или поворачивающихся). Применяются для защиты помещения от солнечных лучей, атмосферных осадков и пыли. (Жалюзи )

Что объединяет все эти существительные?(Обратите внимание на изменение их по падежам)

Как называют такие существительные? (Несклоняемые) Слайд 7, 8

Вспомните, какие существительные относят к несклоняемым?

4. Психологическая подготовка к изучению нового материала: создание проблемной ситуации

– Посмотрите на доску (Слайд 9 )

– Как правильно сказать?

Красивый пони?

Красивая пони?

Красовое пони?

Целебный алоэ?

Целебное алоэ?

Целебная алоэ?

(Затруднения.)

– Почему трудно выполнить задание? (Потому что нет окончания у существительного)

– Какие знания нам необходимы, чтобы выполнить задание? (Знать способ определения грамматического рода несклоняемых существительных.)

Запись темы урока.

5. Изучение нового материала

Работа в теоретических тетрадях.

Материал на слайдах 10-30.

6. Закрепление изученного материала

Формирование умений определять род несклоняемых имен существительных; употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные, глаголы прошедшего времени.

Задание 2 (письменно).

Сейчас вы на слайдах увидите собственные имена существительные, которые обозначают разные географические названия. Подберите к данным существительным прилагательные, запишите полученные словосочетания в тетрадь, выделяя окончания у прилагательных. (Слайды 32-43)

Проверка 2 работ обучающихся.

Физкультминутка

Задание 3 (устно).

Определите род имен существительных

  1. Бурн… Арагви впадает в Куру.
  2. Древ … Тбилиси – столица Грузии.
  3. Полноводн… Конго течет среди тропических лесов.
  4. Великолепн… пенальти забил Кержаков.
  5. Розов… фламинго удивляет своей красотой.

Задание 4. Самостоятельная работа.

Найти четвёртое “лишнее”.

Портмоне, кольраби, киви, шапито;

Мосье, кенгуру, шимпанзе, мадам;

Лебедь, тополь, шампунь, тюль;

Пенальти, манго, кенгуру, какао

Самопроверка. (Кольраби, мадам, лебедь, какао).

7. Итоги урока

Как же правильно сказать? Слайд 47

– Что новое узнали на уроке? Чему научились?

Я узнал...

Я понял...

Выставляются и комментируются оценки.

Слайд 1

Двадцать девятое ноября. Классная работа.

Слайд 2

Буквенный диктант Вставьте буквы
1. стоять у знамен… 2. находиться в вестибюл… 3. постареть от времен… 4. участвовать в экспедици… 5. заботиться об урожа… 6. в пламен… костра 7. отвечать по истори… 8. звать по имен.. 9. проходить по алле.. е_____________ 10. нога в стремен… и

Слайд 3

Давайте проверим:
е 2,5,9________ и 1,3,4,6,7,8,10
Оценивание: 0 ошибок - «5» 1 ошибка - «4» 2 ошибки - «3» 3 и более ошибок- «2»

Слайд 4

пенсне эму танго меню шоу Дефо СОШ Буратино авеню Сочи тире

Слайд 5

Тема урока
Несклоняемые существительные

Слайд 6

Цель:
знакомство с несклоняемыми существительными, их группами.

Слайд 7

Несклоняемые существительные –
это существительные, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму.

Слайд 8

Просклоняем одно из несклоняемых существительных:
И.п. построено метро Р.п. стою у метро Д.п. иду по метро В.п. вижу метро Т.п. восхищаюсь метро П.п. еду в метро

Слайд 9


Заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И, -У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные). -Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони. -Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио. -Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.

Слайд 10

Группы несклоняемых существительных
Имена, фамилии, географические названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино.

Слайд 11

Группы несклоняемых существительных
Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: фрейлейн, инженю, травести, мисс, леди, пани, мадам, миледи.

Слайд 12

Словарная работа
Инженю (от фр. ingénue - «наивная») - актёрское амплуа: наивная девушка. Реже «инженю» называют исполнителей ролей неопытных молодых людей. В конце XVIII - XIX веках это амплуа в русском театре часто именовалось «простушка» и «простак».

Слайд 13

Словарная работа
Травести́ (от итал. travestire - переодевать) - театральное амплуа, требующее исполнения соответственно переодетым лицом роли другого пола; преимущественно актриса, исполняющая роли мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм

Слайд 14

Группы несклоняемых существительных
Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Головных, Тихих, Шевченко, Приходько.

Слайд 15

Группы несклоняемых существительных
Сложносокращённые слова: МТС, ТЮЗ, ООН, ГИБДД, СМИ.

Слайд 16

Примеры
пальто кашне эскимо портмоне фортепьяно фойе метро салями какаду кашпо колибри цунами панно бра ВВЦ СМИ

Слайд 17

Найдите в тексте несклоняемые существительные

Слайд 18

Проверим
Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.

Слайд 19

Укажите несклоняемые существительные
А) сани В) облако Б) жюри Г) пианино

Слайд 20

Выделите словосочетания, в которых несклоняемые существительные употреблены неправильно:
А) появилось на табле; В) еду в метре; Б) по широкой Миссисипи; Г) об умном шимпанзе.

Слайд 21

Подведение итогов
Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось на уроке? Что было самым интересным? Что было самым трудным?