Нечаев. "Катехизис революционера"

Сергей Геннадьевич Нечаев - революционер и нигилист. Лидер «Народной Расправы». Представлял такое направление, как русский революционный терроризм. Был арестован и посажен в тюрьму за убийство студента Иванова. В статье будет представлена краткая биография революционера.

Детство

Нечаев Сергей Геннадьевич появился на свет в Иванове в 1847 году. Семья мальчика была бедной. Отец работал художником и официантом. Мать умерла, когда Сергею исполнилось восемь лет. Отец женился вторично, и у будущего революционера вскоре появилось два брата. Они жили в трёхкомнатном доме с дедушками, бабушками и сёстрами. В юности Нечаев уже знал, что такое социальное неравенство. Как только Сергею исполнилось десять лет, отец обучил его обслуживать банкеты и устроил «мальчиком на побегушках» на завод. Но герой данной статьи не захотел работать слугой.

Учёба

В 1865 году Нечаев Сергей Геннадьевич переехал в Москву. Там молодой человек устроился помощником историка М. П. Погодина. Спустя год, Сергей отправился в Северную столицу, прошёл экзамен на учителя и начал преподавательскую деятельность в церковно-приходской школе. С осени 1868 года молодой человек стал вольнослушателем Санкт-Петербургского университета. Именно там он и познакомился с русской литературой антиправительственного характера. Нечаев узнал про Михаила Бакунина, петрашевцев и декабристов. Вскоре Сергей попал в один из студенческих кружков и понял, что это его родная стихия. Он оставил всякие дела, почти забросил службу и полностью отдался новому увлечению. Двадцатилетний студент по призванию и учитель по профессии сформулировал свою жизненную цель - «политическая и социальная революция».

Поиск соратников

Нечаев Сергей Геннадьевич прекрасно понимал, что переворот нельзя совершить в одиночку. Поэтому молодому человеку были необходимы соратники. Но это оказалось весьма проблематично: Сергей почти не знал людей и плохо умел общаться. Нечаеву хватало решительности и энергичности, но вербовать студентов у него не получалось. Он пугал своим бесстрашием и страстью, необдуманной пылкостью и призывами к демонстрациям. В итоге умеренная часть вольнодумствующего студенчества объявила ему бойкот.

Женева

Сергей Геннадьевич Нечаев, биография которого знакома всем любителям истории революций, решил применить другой подход для вербовки соратников. Как известно, люди идут за тем, у кого есть авторитет. А чтобы его получить, необходимо отсидеть в тюрьме. Для ускорения процесса можно инсценировать арест и заключение. Так и сделал Нечаев - подкинул записку из якобы везущей его в тюрьму полицейской кареты. Ну а сам Сергей уехал в где надеялся заручиться поддержкой Огарёва, Герцена и Бакунина. Первые два не хотели заниматься экстремизмом на старости лет, спокойно критикуя русское правительство через газету «Колокол». А вот у М. А. Бакунина была более активная позиция. Ведь в своё время этот революционер чуть не лишился головы из-за участия в Дрезденском и Пражском народных восстаниях. Михаил Александрович разработал собственную философию - анархическую. Она предполагала замену стран свободными автономными обществами, управляемыми по принципу «снизу вверх». Эту идею Бакунин мечтал осуществить долгие годы. Нужно было лишь найти добровольцев, способных разрушить государства.

Естественно, что Михаил Александрович рассмотрел в Сергее того человека, чьими руками он сможет принести в Россию спасительный огонь анархии. Ну а Нечаев просто позволил мыслителю увидеть то, что он хотел - многочисленное и могущественное тайное общество, находящееся под жёстким контролем Сергея и в любой момент готовое к восстанию. За это Бакунин выхлопотал у Огарёва и Герцена средства из Бахметьевского фонда и оказал молодому человеку теоретическую поддержку. В частности, анархист помог герою данной статьи выпустить известный «Катехизис революционера».

Но главное - Михаил Александрович выписал Нечаеву фальшивый мандат. Этот документ давал Сергею право действовать от имени «членов русского отдела международного революционного союза». Внизу стояла подлинная подпись Бакунина. Получив такого авторитетного спонсора, Нечаев вернулся в Россию, ощущая себя настоящим революционером. Он совершенно не думал о будущем и его не интересовал анархизм Бакунина. Нечаев Сергей Геннадьевич ориентировался только на постулаты своего Катехизиса, один из которых гласил: «Революционер презирает любое доктринёрство. Ему безразлична мирская наука. Он оставляет её на суд будущим поколениям. Революционер знает лишь одну науку - науку разрушения».

К сожалению, Нечаев смог обмануть не только товарищей-студентов, жандармерию и женевских эмигрантов, но и самого себя. Молодой человек уверовал в собственную власть над всесильной революционной организацией. По его возвращении в столицу она насчитывала всего лишь пару десятков зелёных студентов.

Преступление

В 1869 году революционер организовал убийство своего соратника И. И. Иванова. Данный факт описывает любая его биография. Сергей Нечаев сделал это за отказ студента выполнять его приказ. Молодой человек действовал от имени общества «Народная расправа» с головным центром в Женеве, которого, естественно, не существовало в природе. Тем самым Сергей создавал ощущение причастности к общему делу. И из него был только один выход - смерть. Нечаев вместе с соратниками заманил несчастного Иванова на пустырь, где тот и был задушен. Труп студента пытались утопить в Неве. Преступление было совершено по-дилетантски, поэтому следователи раскрыли его всего за пару месяцев. Всех участников арестовали и предали суду. Только главному виновнику удалось бежать за границу.

Приговор и смерть

Революционер Нечаев Сергей Геннадьевич, биография которого была представлена выше, снова прибыл в Швейцарию. Молодой человек попытался воскресить в среде российских эмигрантов созданную им прежде мистификацию. Преследовавшие его ищейки из политической контрполиции волей-неволей способствовали укреплению революционной репутации Нечаева. Но все помнили, как Сергей обманул Бакунина и пытался шантажировать наследников покойного Герцена. Поэтому вызывать доверие у тогдашней публики революционер не смог. В конце июля 1872 года по доносу Нечаев был пойман и отправлен в Россию.

Суд приговорил его к 20 годам каторжных работ и гражданской казни. Но Николай II отменил данное решение росчерком пера, постановив заключить Сергея в крепость пожизненно. Ровно спустя 13 лет после совершения убийства революционер скончался в тюремной камере, измученный одиночеством, недоеданием и болезнями.

Сергей Геннадьевич Нечаев родился в селе Иваново в 1848 году, в то время, когда по Европе уже во всю бродил «призрак коммунизма», а в Российской Империи бродили лучшие умы — образовывались тайные общества, велись преступные либеральные разговоры и стремительно росло на дрожжах утопического социализма вольнодумие. Всё это брожение бережно собиралось тайным ссыском, тщательно закупоривалось в бутыль Алекеевского равелина и запаивалось имперским сургучем. И превратилась бы со временем эта брага в благородное старое вино, идеально подходящее к отмене крепостного права и введению конституционной монархии, если бы не Сергей Геннадьевич Нечаев.

Иваново — не город не невест

Это для нас Иваново — город невест, а для императорского двора Иваново, пусть и село до 1871 года, было источником постоянной головной боли. Этот центр легкой промышленности выдавал на гора не только лён, но и отборных пролетариев. Закончилось это образованием первого в России Совета рабочих депутатов во время Первой русской революции 1905 года.

Других объективных причин вырасти в лидера революционного движения у Сергея Нечаева не было. Cын захолустных мещан, имевших скромный достаток и более чем скромное стремление к общественной жизни, он по собственной воле пошел учиться, изучал труды иностранных ученых и даже переписывался с писателем Ф. Д. Нефедовым. К 18 годам он предпринимает несколько попыток вырваться из «чёртого болота», как он называл свой город. Результатом усилий стал успешно выдержанный экзамен на городского приходского учителя в Санкт-Петербурге, столице империи в ту пору, и место учителя младшего класса Закона Божиего.

Целеустремленность, энергичность, решительность и уверенность в себе — все эти качества каким-то удивительным образом были заложены в Сергея и начали проявляться с самого детства. Благодаря им он добивался всех целей, которые он перед собой ставил. В наше время бы сказали — self-made man. И об этом прямо сейчас.

Учитель и студент

Оказавшись в столице, Сергей влачит жалкое существование учителя — чиновника последнего класса. Между тем бурлящий ручеёк жизни проносится прямо у него под носом: где-то там, под партами, конспиративно струилась неблагонадежность и набирала силу безнравственность. Из обрывков случайных разговоров Нечаев узнаёт о Петрашевцах, Каракозове, Ишутинской подпольной организации. Наконец, по воле случая Нечаев оказывается в одном из студенческих кружков и понимает, что это его родная стихия. Он оставляет всякие дела, почти забрасывает службу и полностью отдается студенческим делам. Двадцатилетний учитель по профессии и студент по призванию формулирует цель своей жизни — «социальная и политическая революция» — и составляет «Программу революционных действий».

«Полная свобода обновленной личности лежит в социальной революции. Только радикальная перестройка нелепых и несправедливых общественных отношений может дать людям прочное и истинное счастье. Но достигнуть этого при настоящем политическом строе невозможно, потому что в интересах существующей власти — мешать этому всеми возможными способами, а, как известно, власть обладает для этого всеми средствами. Поэтому, пока будет существовать настоящий политический строй общества, экономическая реформа невозможна, единственный выход — это политическая революция, истребление гнезда существующей власти, государственная реформа. Итак, социальная революция — как конечная цель наша и политическая — как единственное средство для достижения этой цели».

Однако, революцию в одиночку не совершить. Нужны были соратники. Но вот с этим была проблема: Нечаев практически не знал людей, не умел с ними общаться. Несмотря на энергичность и решительность вербовать сторонников своих взглядов среди студентов у Нечаева получалось неважно. Он пугал своей страстью и бесстрашием, призывами к демонстрациям и необдуманной пылкостью. В итоге умеренное крыло вольнодумствующего студенчества объявило ему бойкот.

Чтобы добиться успехов, Сергей действует по принципу «чем хуже, тем лучше» — анонимно доносит на активистов, стравливает студентов с их начальством, подталкивает всех к открытому протесту. Не корысти ради и не самолюбия для. Чтобы захватить ветер перемен, Нечаев хотел поднять парус на утлом судёнышке студенческого сообщества, прежде чем оно додрейфует до прочного и благонадежного берега старших курсов.

Женева

Как известно, чтобы стать авторитетом, нужно отсидеть. Чтобы стать авторитетом быстро, арест и заключение можно инсценировать. Так и поступает Нечаев — подкидывает записку якобы из везущей его «в крепость» полицейской кареты. А сам убывает в Швейцарию, в славный город Женеву.

Это сейчас Женева — райский уголок для пенсионеров, а тогда часовые механизмы революционных бомб сверялись по швейцарским хронометрам; время шушенских часов с кукушкой ещё не пришло. Впрочем, пенсионеры облюбовали пологие берега Лемана уже тогда. Среди них были бойкие старички Бакунин, Герцен и Огарев, на поддержку которых и рассчитывал Нечаев.

Если Герцен и Огарев спокойно критиковали русское правительство через эмигрантский «Колокол» и не хотели портить экстремизмом заслуженную старость, то Бакунин, в свое время принимавший активное участие в Пражском и Дрезденском народных восстаниях, за что чуть не поплатился головой, мириться с нею был не готов. У него была готова своя — анархическая — философия, которая предполагала замену государств свободными автономными обществами, организованными «снизу вверх» и настойчиво требовавшая реализации. Дело стало за малым — найти добровольцев, согласившихся бы разрушить государства, а там уж за люмпенпролетариями не заржавеет.

Понятно, что Бакунин увидел в Нечаеве того, чьими руками он принесёт в Россию спасительный огонь анархии. А Нечаев, даром что молодой, позволил увидеть Бакунину всё, что тот хотел, включая могущественную и многочисленную тайную организацию, находящуюся под его жестким контролем, и готовность к восстанию. За это он выхлопотал у Герцена и Огарева средства из так называемого Бахметьевского фонда, оказал теоретическую поддержку, в частности, помог выпустить знаменитый «Катехизис революционера», начинавшийся так:

"Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единым исключительным интересом, единой мыслью, единой страстью — революцией". ("Катехизис революционера", 1869 г.)

Но главное, он выписал ему фальшивый мандат от имени «представителей русского отдела всемирного революционного союза», скрепив его своей настоящей подписью. Имея такого уважаемого спонсора, Нечаев возвратился в Россию, чувствуя себя настоящим революционером. Он и не думал выполнять поручения Бакунина. Он вообще не думал о том, что будет потом, его не интересовала никакая философия, даже анархизма:

"Революционер презирает всякое доктринерство и отказывается от мирской науки, предоставляя её будущим поколениям. Он знает только одну науку — науку разрушения". ("Катехизис революционера", 1869 г.)

К сожалению, ему удалось обмануть не только женевских эмигрантов, жандармерию и товарищей-студентов, но и самого себя — он уверовал в свое могущество над всесильной революционной организацией. В которой было по его возвращению в столицу от силы пара десятков зеленых студентов.

Преступление и наказание

В 1866 году Достоевский поставил вопрос ребром: «Тварь я дрожащая или право имею?». В 1869 году Нечаев однозначно ответил на него, организовав убийство одного из своих соратников, Ивана Ивановича Иванова, отказавшего повиноваться приказу. Действовал Нечаев от имени могущественного Комитета общества «Народная расправа» со штаб-квартирой в Женеве, которого в природе, естественно, не существовало. Таким образом он создавал впечатление причастности к общему большому делу, из которого нет выхода, кроме как смерть. «Революционер — человек обреченный» — пора было доказать это сообщникам на деле. Несчастного Иванова заманили на пустырь и задушили, а его труп попытались утопить подо льдом Невы.

"Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, со всеми законами, приличиями, общепринятыми условностями и нравственностью этого мира. Он для него враг беспощадный, и если бы он продолжал жить в нем, то для того только, чтобы его вернее разрушить". ("Катехизис революционера", 1869 г.)

Не прошло и пары месяцев, как преступление, совершенное по-дилетантски, было полностью раскрыто, все участники схвачены и преданы суду. Однако, среди них не было самого Нечаева — он опять бежал за границу в поисках помощи. Это был первый открытый политический судебный процесс в России. Думаю, не стоило бы говорить, что он же был и последним.

Заключение

Опять прибыв в Швейцарию, Нечаев попытался развить созданную им до этого мистификацию среди российских эмигрантов — теперь преследовавшие его ищейки из политического сыска волей-неволей работали на его революционную репутацию. Однако, втереться в доверие после того, как он надул Бакунина и попытался шантажировать наследников к тому времени уже покойного Герцена, было невозможно даже при всей доверчивости тогдашней публики. За его методы его осудили те, на чью помощь он уповал. В конце концов, он уже ждал и желал ареста. По доносу Адольфа Стемпковского, секретаря интернациональной марксистской секции, 29 июля 1872 года Сергей Нечаев был схвачен и вскоре переправлен в Россию.

Как и верил жестоко обманувшийся Бакунин, Нечаев «погибнет героем». Несмотря на то, что суд приговорил его к гражданской казни и 20 годам каторжной работы, Николай II росчерком пера отменяет это решение и ставит резолюцию: «… заключить навсегда в крепость».

Почти через 10 лет после суда, и день в день через 13 лет после убийства Иванова заключенный камеры № 1 Секретного дома Алексеевского равелина Сергей Нечаев скончался, заморенный болезнями, недоеданием и одиночестом.

Заключение (в смысле эпилога)

К тому времени, как Сергею Нечаеву исполнилось 25 лет, его боялся весь цивилизованный мир, включая революционеров. От него открестились Маркс с Энгельсом, заклеймив его трактовку коммунизма «казарменным коммунизмом». Обманутый анархист Бакунин в сердцах назвал его Катехизис «Катехизисом абреков». Испуганный Достоевский, один из петрашевцев, обозвал Нечаева и его последователей «Бесами» и написал о них одноименную книгу. Император Земли Русской в страхе превысил полномочия и воспользовался служебным положением, чтобы спастись от него.

С.Г. Нечаев. "Катехизис революционера" Оборудование:    текст "Катехизис революционера" раздаточный материал: современники о личности С.Г.Нечаева презентация Ход занятия Учитель читает фрагмент стихотворения Н.Заболоцкого "О красоте человеческих лиц", который сопровождается презентацией (слайд №1, 2) Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица ­ подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие ­ как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Учитель: Сегодня героями нашего занятия станут люди, вот с такими лицами (слайд №2). Какое впечатление они на вас производят? Нравятся они вам? Почему? Это ­ российские террористы второй половины XIX ­ начала XX века. Видимо в детстве они не наигрались в активные подвижные игры, а став взрослыми устроили игры "с порохом и кровью" (слайд №3). Среди террористов XIX века интересна фигура и наследие Сергея Геннадьевича Нечаева (слайд №4) Сообщение учащегося о биографических данных С.Г.Нечаева Учитель истории: С.Г. Нечаев ­ это представитель нового типа революционеров ­ террористов (слайд №5, 6). Это человек неистовый, целеустремленный. В основе его действий лежит культ грубой силы, пренебрежение нормами морали. От самоуверенности, смелости, гибкости зависит успех его дела. "Чем хуже ­ тем лучше". Алексеевский равелин Петропавловской крепости (слайд №7). Здесь, в одиночных камерах, в особой строгости содержались особо опасные государственные преступники. Холодная камера ломала всех: люди сходили с ума, пытались покончить с собой. Их называли "Заживо погребенные". Здесь оказался и наш герой. В течение двух лет его руки и ноги оставались закованными в цепи, до тех пор, пока его тело не начало книг. В камере Нечаев много читал, изучил Священное Писание, а еще много разговаривал с солдатами, охранявшими его, о своих страданиях за народ и даже умудрился передавать письма своим товарищам на волю. Нечаев имел в тюрьме авторитет: смотритель его боялся, а жандармы и солдаты караульной службы обожали, называя "Наш орел". Умер С.Г.Нечаев в возрасте 35 лет. Империя позаботилась, чтобы никто не узнал где он похоронен. Так за что Нечаев был помещен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости? Ответ прост. За свой труд "Катехизис революционера". Учитель литературы:  Дайте толкование слову катехизис (после ответов учащихся ­ слайд №8)  Что можете сказать о название текста? (оксюморон) Уточните, что это?  Как такое название характеризует автора? (новый человек, миссия, человек разрешающий себе и другим переступать нравственные нормы)  Что­то знакомое, не правда ли? (Онегин) Кто помнит цитату?

Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно; Нам чувство дико и смешно (глава 2, строфа 14) Потом будет Печорин со своей двойной моралью: что позволено Печорину, то не позволено Максиму Максимычу; Раскольников, который услышит от студента в распивочной фразу: "Одна смерть ­ и сто жизней в замен, ­ да ведь тут арифметика" А в XX веке А.И.Солженицын опишет это как "Красное колесо" истории Работа учащихся с текстом "Катехизис революционера" (можно дать попросить учащихся ознакомиться с текстом заранее, а можно дать время на уроке). Учитель литературы:  Какие слова наиболее часто употребляются в тексте? (революция, должен, обречен, уничтожение)  Как это характеризует автора?  Каково эмоциональное воздействие текста на читателя?  Что скажете о стиле?  О чем этот текст? Учитель истории: Вчитываясь в "Катехизис революционера", подумайте о следующем. Нечаев рисует в "Катехизисе" идеальный образ революционера. Какая черта, по Вашему мнению, составляет ядро этого образа? Какую главную цель (по Нечаеву) ставит перед собой революционер? Самих революционеров и "поганое общество", которое они должны уничтожить, Нечаев делит на три категории. Как вы думаете, зачем? В чем практический смысл этих делений? Осуществляет ли он подобную дифференциацию в народе? Как вообще соотносит "Катехизис" цель и средства в революционной деятельности? Можно ли это соотношение выразить какой­то одной краткой формулой? За Нечаевым довольно дружно пошли несколько десятков (до сотни) московских студентов. Как вы думаете, почему? Что думали и какую оценку давали С.Г.Нечаеву современники. Давайте обратимся к раздаточному материалу на ваших партах (см. Приложение). Учитель задает следующие вопросы:  Какая мысль объединяет высказывания современников?  Какие положительные черты вы можете отметить, выделить? (целеустремленность, верность идеи, энергия, преданность, терпение:) ТАК КТО ЖЕ ОН? (слайд №9)  Слайд №10. Читаем и комментируем вместе с классом различные оценки личности С.Г.Нечаева Учащиеся получают задание: написать синквейн. Желающие озвучивают свой результат. Учитель: Почему мы посвятили целое занятие Нечаеву? (слайд №11) Это было только начало. Пройдет чуть меньше 50 лет и счет жертвам пойдет на сотни и тысячи. Только за день в России будут уничтожать более 500 человек (Бутовский полигон). Мы не ставим точку, разговор будет продолжен. Мы ставим многоточие. А что такое многоточие? "Это следы на цыпочках ушедших слов" (В.Набоков) ПРИЛОЖЕНИЕ М.А.Бакунин: ":Один из таких молодых фанатиков, которые ни в чем не сомневаются, ничего не боятся и которые поставили себе принципом, что многие, очень многие должны погибнуть от руки русского правительства, но что они не успокоятся до тех пор, пока народ не восстанет. Это фанатик опасный, способ действий его ­ отвратительный"

А.С.Суворин: "Это Хлестаков­агитатор, Хлестаков сознательно бросившийся в обман и увлекшийся этой ролью, подобно бессмертному Ивану Александровичу" А.К.Кузнецов: "Решая вопрос о личности Нечаева в полном объеме, нужно принять во внимание, что мы, вступившие в нечаевскую организацию, были шестидесятники с большим уклоном в область социалистических мечтаний, альтруистических побуждений и с беззаветной верой в честность учащейся молодежи. Привычно он, ночуя у нас, спал на голых досках, довольствуясь куском хлеба и стаканом молока, отдавая работе все свое время. Такие мелочи на нас, живших в хороших условиях, производили неотразимое впечатление и вызывали удивление. Но главный секрет его огромного влияния на нас, студентов Академии, заключался в том, что почва его проповедей была подготовлена" А.О.Капацинский: "Первое впечатление, которое производит Нечаев, неприятное, но остро заманчивое; он самолюбив до болезненности, и это чувствуется при первых встречах, хотя Нечаев старается сдержать себя; он много читал, и особенно книги исторического содержания, и потому знаний у него много, хотя в ссылках на разных авторов он бывает иногда весьма недобросовестен; в спорах старается какими бы то ни было уловками унизить противника, ­ диалектикой он обладает богатой и умеет задевать за самые чувствительные струны молодости: правда, честность, смелость и т.д. не терпит людей равных, а с людьми более сильными сурово молчалив и старается накинуть на этих людей тень подозрения. Он очень стоек в убеждениях, но по самолюбию, которому готов жертвовать всем. Таким образом главная черта его характера ­ деспотизм и самолюбие. Все речи его пропитаны страстностью, но очень желчны. Он возбуждает интерес к себе, а в людях повпечатлительнее и поглупее просто обожание, существование которого есть необходимое условие для дружбы с ним" Ф. Волховский: "Сам худенький, безбородый, как мальчик, лицо серое, ногти обгрызены, а рот у него сводила судорога. И подумать только, что у этакой невзрачности ­ сила воли гигантская, гипнотическая!" Ф.Ф. Пуцикович: "Все, один или несколько раз видевшие его, видели в нем прежде всего человека работящего, вечно занятого, вечно о чем­то хлопочущего. Встретить его можно было не иначе как с книгой: ту он относил, ту приносил, ту читал. Как товарищ он был, с одной стороны, хороший товарищ: честный, правдивый, охотно делящийся всем материальным с другими, но с другой стороны, он был несносный, много спрашивающий и ничего о себе не говорящий, все толкующий в дурную сторону, чересчур жестокий в обращении с другими, пренебрегающий приличиями, способный иногда на цинические выходки. Но что всего более было в нем отталкивающего, это его крайний деспотизм относительно образа мыслей. Он не мог мириться с тем, что его знакомые имеют понятия, убеждения не такие, как он смотри на вещи, и действуют не так, как он смотрит и действует. Но он не пренебрегал этими людьми, нет, он, напротив, с непонятною настойчивостью преследовал их, навязывая им свое".

С. Г. Нечаев

Нечаев Сергей Геннадьевич (1847–1882) среди русских заговорщиков, создателей тайных организаций и террористов наиболее парадоксальный. Именно он нанёс наиболее сильный удар по… революционерам (невольно).

Происходил он из мещан Владимирской губернии. С 14 лет служил рассыльным в фабричной конторе. Подрабатывал, рисуя вывески для ивановских купцов. Отличался сообразительностью. Сдав учительский экзамен, стал преподавателем в училище. Осенью 1867 года поступил вольнослушателем в Петербургский университет. Лекций почти не посещал. Его привлекали студенческие кружки, где он познакомился с трудами Луи Блана, Карлейля, Руссо, Робеспьера.

Он принимал активное участие в студенческих волнениях. Спасаясь от репрессий, уехал в Швейцарию. Встретился с Бакуниным и Огарёвым, произведя на них сильное впечатление своей энергией, энтузиазмом, самоотверженностью. Он выдавал себя за представителя влиятельного в России революционного комитета, готового поднять восстание. Об этом рассказывал увлечённо и убедительно. Анархические взгляды Бакунина Нечаев довёл до крайности, а то и до абсурда в своём „Катехизисе революционера“.

В борьбе против государства он предлагал объединиться с уголовниками: „Соединимся с диким разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России“. Нечаев стал глашатаем террора и разрушения. Ради такой цели, считал он, допустимы обман, грабёж, подлость, убийства. Люди были для него только средством для достижения тех или иных целей.

12 мая 1869 года Нечаев получил от Бакунина мандат, где говорилось: „Податель сего есть один из доверенных представителей русского отдела Всемирного революционного союза“. На печати по-французски было выгравировано: „Союз революционеров Европы. Генеральный комитет“.

Все эти организации были мифическими. Но то, что о них никому не известно, можно было объяснить конспирацией. Вернувшись в Россию, Нечаев стал создавать организацию „Народная расправа“. Его мандат и рассказы о сотрудничестве с вождями русской эмиграции в Женеве производили сильное впечатление на молодёжь. Вербовал он преимущественно студентов Петровской земледельческой академии.

От подчинённых он требовал беспрекословного повиновения, а сам не оглашал свои планы. Верил ли он в возможность осуществить революцию в России? Вряд ли. Он был заговорщиком, упоённым своей властью над людьми.

…26 ноября 1869 года в газете „Московские ведомости“ появилось сообщение: в отдалённом месте сада Петровской академии по кровавым следам в пруду подо льдом обнаружено тело молодого человека. Через два дня последовало дополнение: „Убитый оказался слушателем Петровской академии, по имени Иван Иванович Иванов… деньги и часы, бывшие при покойном, найдены в целости… Ноги покойного связаны башлыком, как говорят, взятым у одного из слушателей Академии, М-ва; шея обмотана шарфом, в край которого завёрнут кирпич; лоб прошиблен, как должно думать, острым орудием“.

Через месяц в газете появилось имя С.Г. Нечаева как организатора убийства Иванова. Но он уже скрылся в Швейцарию. Состоялся суд над пятью участниками „Народной расправы“ (вовсе не людьми из народа). Выяснилось: Иванова, желавшего уйти из его организации, Нечаев приказал казнить как предателя, превратив образованных и незлобных молодых людей в убийц своего товарища.

Выданный швейцарской полицией, Нечаев был заключён в Алексеевский равелин. Бакунин написал Огарёву что Нечаев „на этот раз вызовет из глубины своего существа, запутавшегося, загрязнившегося, но далеко не пошлого, всю свою первобытную энергию и доблесть. Он погибнет героем, и на этот раз ничему и никому не изменит“.

Так и вышло. Нечаева держали на жестоком тюремном режиме, доведя до смерти. Но он никого не выдал и даже заслужил уважение охранников.

В прессе его называли то Хлестаковым, то дьяволом, хотя был он фигурой не комической, а трагической. Он был целеустремлён, смел, умён, хитёр, обладая сильной волей, верил в себя и свою правоту, не имел душевных привязанностей и материальных ценностей, умел подчинить себе одних и добиться расположения других. Недостатки: самоуверенность, презрение к людям, деспотизм, жестокость. Его гневно осуждали и реакционеры, и революционеры.

„Нечаевское дело“ знаменито ещё и тем, что подвигло Ф.М. Достоевского на создание романа „Бесы“. Писатель в молодости был осуждён на смертную казнь за причастность к революционному кружку и был помилован в последние минуты перед исполнением приговора. Но террористом он не был. А роман его, как писал религиозный философ Сергий Булгаков, „имеет не только политическое, временное, преходящее значение, но содержит в себе зерно бессмертной жизни, луч немеркнущей истины, как все великие и подлинные трагедии, тоже берущие себе форму из исторически ограниченной среды, в определённой эпохе“.

…Вообще-то, тайное общество заговорщиков может добиться успеха лишь в том случае, если оно находится близ вершины общественной пирамиды. Тогда есть возможность захватить власть. А для революционного выступления, охватывающего народные массы, требуется достаточно многочисленная партия. Этого Нечаев не учёл. Его следовало бы отнести к категории революционеров-авантюристов.

Говоря о Великой французской буржуазной революции, историк Жюль Мишле обоснованно утверждал: „Вопреки бытующей вздорной версии, вожаки эпохи Террора вовсе не были людьми из народа: это были буржуа или дворяне, образованные, утончённые, своеобычные, софисты и схоластики“.

Да, подлинные бунтари, отвергающие не только существующий строй, но и государство вообще и даже бытие Бога были, чаще всего, интеллектуалами и/или представителями аристократии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Из книги 100 великих узников автора Ионина Надежда

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

НЕЧАЕВ Хотя в Древней Руси семьи обычно были многодетными, случалось, ребенка долго не могли дождаться, и когда он наконец появлялся на свет, родители называли его Неждан или Нечай (уж и не чаяли, не надеялись, что дождутся). Вот от этих семейных имен и образовались

Из книги автора

Сергей Геннадьевич Нечаев В начале сентября 1869 года в Россию вернулся С. Г. Нечаев, скрывавшийся за границей от царского правительства. У него было удостоверение, что он является уполномоченным русского отделения Всемирного революционного союза, на самом деле никогда

Из книги автора

НЕЧАЕВ, Сергей Геннадиевич (1847–1882), организатор тайного общества «Народная расправа» 1127 Кого же надо уничтожить из царствующего дома? – Всю большую ектению. Согласно Ленину (по воспоминаниям В. Д. Бонч-Бруевича) – «его [Нечаева] ответ в одной листовке. <…> Ведь это

Нечаев Сергей Геннадиевич

Н ечаев Сергей Геннадиевич - революционер (1848 - 1882). По происхождению бедный мещанин, он научился грамоте в 16 лет и выдержал экзамен на учителя. С осени 1868 г. вел революционную пропаганду среди студентов Санкт-Петербургского университета и медицинской академии; студенческие волнения в феврале 1869 г. были в значительной мере его делом. За границей он вступил в сношения с Бакуниным и . В сентябре 1869 г. вернулся в Россию и основал в Петербурге и Москве революционное "Общество народной расправы". Дело мирной пропаганды, по его мнению, окончено; приближается страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским способом; дисциплина должна быть полная. Когда студент петровской академии Ив. Иванов обнаружил неповиновение воле Нечаева, последний решил устранить его, и в ноябре 1869 г. Иванов был убит в гроте академии самим Нечаевым, Успенским, Прыжковым, Кузнецовым и Николаевым. Сам Нечаев успел бежать за границу, но 87 лиц были преданы суду Санкт-Петербургской судебной палаты по обвинению в революционном сообществе; те из них, которые вместе с тем обвинялись в убийстве, приговорены к каторжным работам, другие - к более мягким наказаниям, некоторые оправданы (1871). Нечаев издавал за границей журнал "Народная Расправа". Крайне отрицательная характеристика молодого поколения революционеров, сделанная (в посмертных статьях), по-видимому, внушена знакомством с Нечаевым. В 1872 г. швейцарское правительство выдало Нечаева России, как преступника уголовного. Он судился в Московском окружном суде, с участием присяжных, в 1873 г. и был приговорен к каторжным работам в рудниках на 20 лет. В дальнейшем обязательство, принятое русским правительством при требовании выдачи Нечаева, исполнено не было: Нечаев не был послан в рудники, а посажен в Петропавловскую крепость, где с ним обращались как с политическим арестантом. В крепости Нечаев приобрел большое влияние на караульных солдат, считавших его высокопоставленным человеком, вступил через них в сношения с народовольцами, бывшими на свободе, и до некоторой степени играл в их среде руководящую роль, но скоро разошелся с ними, так как они не хотели следовать его советам, имевшим явно безнравственный характер. В 1882 г. солдаты из гарнизона Петропавловской крепости судились за организацию сношений Нечаева с волей и приговорены к разным наказаниям. Нечаев умер незадолго до этого процесса. Это был человек большой силы воли, умевший импонировать людям, особенно простым - крестьянам, солдатам, - но иногда и интеллигентным, даже пожилым (писатель ), и всецело подчинял их своей воле. Полный жгучей, органической ненависти к существовавшему политическому и социальному строю, в способе действий не гнушался никакими средствами - ложью, вымогательством денег, подслушиванием, выкрадыванием чужих писем и т. д. Извлечения из отчетов о двух Нечаевских процессах перепечатаны в сборнике Базилевского: "Государственные преступления в XIX в." (т. 1-й, Париж, 1905). Заметки о Нечаеве (в отрицательном духе, поскольку дело идет о личной порядочности Нечаева, и восторженные, поскольку дело идет о твердости его воли, энергии и убеждений) - в "Вестнике Народной Воли", № 1. Делом Нечаева вдохновлялся в романе "Бесы". Речь