Музыкальные произведения на слова фета. Музыка стиха (по лирике А

Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область... Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом...

П И. Чайковский

Одним из основных стремлений выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета на протяжении всего его творческого пути оставалось стремление найти в поэзии «убежище от всяких житейских скорбен, в том числе и гражданских». Вот почему в его произведениях мы не найдем тяжелых и горестных мыслей, описаний реальных политических и социальных событий. В них лишь красота, гармония, музыкальность.

С первых минут знакомства со стихотворениями Фета обращает на себя внимание их богатая звуковая окраска, их мелодичность и плавность, которые сближают их с музыкальными произведениями. Жизнерадостность и музыкальность звучат в каждой строчке, как например в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом»:

Я пришел к тебе с приветом. Рассказать, что солнце встало... ...Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет.

Произведения Фета наполнены необычайной гармонией. В его отдельных незатейливых фразах столько чувства, восторженности и света, сколько может быть только в песнях. В самом деле, когда мы слушаем музыку, мы даже без слов понимаем, что хотел сказать ее создатель, какие чувства владели им. Наше сердце наполняется бурей эмоций - весельем, радостью, счастьем или легкой грустью. То же самое можно сказать о стихотворениях Фета. Короткие простые строчки:

Что за вечер! А ручей

Так и рвется. Как зарей - то соловей

Раздается.

А в нас уже ожило торжественное ощущение наступления весны. Мы чувствуем, как она ворвалась в мир, наполнив его звуками, солнцем, радостью. Еще не прочитав следующие строки, мы уже полностью во власти эмоций, мы уже ясно ощущаем:

Так-то все весной живет!

В роще, в поле Все трепещет и поет

Поневоле.

Внешний и внутренний мир в сознании поэта тесно связаны, а порой переплетаются. Так, в стихотворении «Когда читала ты мучительные строки...» автор говорит о реальном пожаре, который в то же время выражается в пожаре душевном:

Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом И страсти роковой вздымаются потоки...

В описании явлений жизни или природы поэт постоянно прибегает к таким эпитетам, как «звенящая даль», «звонкий прилив жемчугу», «гулкая земля», «сердца звучный пыл»... У него все «трепещет и поет», «гудет и колышется» и «за песнью соловьиной разносится тревога и любовь». Его произведения стоят ближе всего к романсам: в них та же песенность, то же богатство эмоций, те же мгновенные зарисовки картин окружающего мира, которые, собранные вместе, наиболее точно и гармонично передают представление о жизни. Поражает то, что между отдельными частями стихотворений нет тесной логической связи. Можно с легкостью переставить местами четверостишия - и при этом сохранится главный смысл произведения, его эмоциональная окраска.

Чем глубже мы знакомимся со стихотворениями Фета, тем яснее сознаем, что главное в них чувства, эмоции, переживания. И это понятно: поэт почти никогда не приводит описания явлений, он пишет о том, что происходит в его душе, когда он наблюдает или переживает то или иное событие, будь это жизнь природы, или же произведение искусства, или же моменты личной жизни. Так, даже тот, кто никогда не видел статую Венеры, восхищается ею, читая стихотворение «Венера Милосская»:

Под этой сенью прихотливой Слегка приподнятых волос Как много неги горделивой В небесном лике разлилось!

Нередко поэт говорит о тех чувствах, которые только начинают зарождаться в его душе. Ему трудно выразить их словами, именно поэтому он восклицает:

О, если б без слова

Сказаться душой было можно!

Но мне кажется, что на самом деле А. А. Фет и говорит в своих стихотворениях именно душой. И эта душа живет, горит, волнуется, дышит и поет.

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» напоминает пушкинское «Я помню чудное мгновенье...»:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Так же, как и Пушкин, поэт переживает две встречи с возлюбленной, между которыми - томительная разлука. Но Фет не рисует ни единым штрихом портрет любимой женщины, не прослеживает все изменения их взаимоотношений и своего состояния. Он фиксирует только то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением от ее пения.

Это стихотворение навеяно пением Т. А. Кузьминской (сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях.

Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант...» Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны, недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Фет назвал «Мелодии»:

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной... я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

5. Воспевая красоту, Фет стремится «усилить бой бестрепетных сердец». В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую...» поэт так говорит о призвании «избранника»:

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

Как А. А. Фет соотносил поэзию и жизнь в ее повседневном течении?

36. Человек и природа в лирике А.А. Фета . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 15)

Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.
В основе фетовской поэтики - особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).
Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый миг для него - ощущение полного слияния с природой:
Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.
Цветение сердца - символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». Человек начинает говорить на прекрасном языке природы:
Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада: Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо.
Обращениям к природе в лирике Фета нет конца:
Распахни мне объятья твои, Густолистный, развесистый лес.
Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы «сладко вздохнуть».
«Шепот, робкое дыханье...» Темы стихотворения: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак. Безглагольность. «Музыка любви». Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета- «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни - высшее выражение душевного подъема.
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка) - самое прекрасное в человеческой жизни. Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа. Аллитерация (н-л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Стихотворение можно сравнить с пушкинским «Я помню чудное мгновенье...». Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: «И много лет прошло томительных и скучных». Последние четыре строки - это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал очень значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:
А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

37. Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина . (На примере одной сказки.) (Билет 19)

Вариант 1

Вариант 2

Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки).

ПЛАН ОТВЕТА

1. Особенности жанра сказки и смысл выбора его М. Е. Салтыковым-Щедриным.

2. Традиции и новаторство в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.

а)Традиции.

б) Новаторство.

3. Деградация и нравственное разложение помещиков в сказке «Дикий помещик».

4. Значение сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1. Сказка - один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII-XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир.

2. К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной и доступной для него форме.

а) По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка и многих других. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок.

б) Но используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности.

Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков-Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.

3. Сказка «Дикий помещик» (1869) начинается как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...» Но тут же в сказку входит элемент современной жизни: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» - газету реакционно-крепостническую, и глупость помещика определяется его мировоззрением. Отмена крепостного права вызвала у помещиков злобу к крестьянам. По сюжету сказки помещик обратился к Богу, чтобы тот забрал у него крестьян:

«Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть - все нельзя, да не позволено, да не ваше!» Используя эзопов язык, писатель рисует глупость помещиков, притесняющих своих же крестьян, за счет которых они и жили, имея «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».

Не стало мужиков на всем пространстве владений глупого помещика: «Куда девался мужик - никто того не заметил». Щедрин намекает, где может быть мужик, но об этом читатель должен догадаться сам.

Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне: «...хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Ирония звучит в этих словах. Далее трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский с «актерками», приглашенный в поместье: «Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?»; генералы, которых он вместо «говядинки» угостил печатными пряниками и леденцами: «Однако, брат, глупый же ты помещик!»; и, наконец, капитан-исправник: «Глупый же вы, господин помещик!» Глупость помещика видна всем, так как «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», казна опустела, так как подати платить некому, «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства». А глупый помещик стоит на своем, проявляет твердость, доказывает господам либералам свою непреклонность, как советует любимая газета «Весть».

Он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства. «Думает, какие он машины из Англии выпишет», чтоб холопского духу нисколько не было. «Думает, каких коров разведет». Его мечты нелепы, ведь он ничего самостоятельно сделать не может. И только однажды задумался помещик: «Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?..» В дальнейшем развитии сюжета, показывая постепенное одичание и озверение помещика, Салтыков-Щедрин прибегает к гротеску. Сначала «оброс волосами... ногти у него сделались, как железные... ходил все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... Но хвоста еще не приобрел». Хищная натура его проявилась в том, как он охотился: «словно стрела, соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест». На днях чуть капитана-исправника не задрал. Но тут окончательный приговор дикому помещику вынес его новый друг медведь: «...только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!

А почему так?

А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»

Так в сказке использован прием аллегории, где под маской животных выступают человеческие типы в их бесчеловечных отношениях. Этот элемент использован и в изображении крестьян. Когда начальство решило «изловить» и «водворить» мужика, «как нарочно, в это время через губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь». Автор сравнивает крестьян с пчелами, показывая трудолюбие крестьян.

Когда крестьян вернули помещику, «в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:

И откуда вы, шельмы, берете!!!» Сколько горькой иронии в этом восклицании! А помещика изловили, вымыли, постригли ему ногти, но он так ничего и не понял и ничему не научился, как и все правители, разоряющие крестьянство, обирающие тружеников и не понимающие, что это может обернуться крахом для них самих.

4. Значение сатирических сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирическое, эпическое и сатирическое начала и предельно остро выразить свою точку зрения на пороки класса власть имущих и на важнейшую проблему эпохи - проблему судьбы русского народа.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

Какова особенность названий сатирических сказок?

38. Изображение русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова . (На примере одного произведения.) (Билет 16)

Вариант 1

Н. С. Лесков. «Очарованный странник» - рассказ-повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбе. Ему предначертано было стать монахом. Но другая сила - сила очарования жизни - заставляет его идти дорогами странствий, увлечений, страданий. В ранней молодости он убивает монаха. Потом ворует лошадей для цыган, становится нянькой у маленькой девочки, попадает в плен к татарам, затем его возвращают к помещику, который велит его высечь, он становится конэсером у князя, очаровывается цыганкой Грушей, а затем сбрасывает ее, покинутую князем, по ее же просьбе, в реку, попадает в солдаты, становится офицером и георгиевским кавалером, выходит в отставку, играет в театре и, наконец, уходит в монастырь послушником. Но и в монастыре ему нет покоя: его одолевают «бес и бесенята». Посаженный в яму, он начинает «пророчествовать» о скорой войне и, наконец, отправляется на богомолье на Соловки.
Лесков описывает его как простодушного русского богатыря, напоминающего Илью Муромца.
Жизнь Флягина удивительна, в ней скрыта какая-то тайна. Начав с неразличения добра и зла (не чувствует вины за гибель монаха; пожалел голубков, но изуродовал кошечку), Флягин идет по пути возвышения духа. Итог этого пути - жизнь для всех: «мне за народ очень помереть хочется». Важнейший этап духовного развития героя - открытие красоты в человеке. Именно в любви к Груше он перестает жить только для себя, подчиняет свое существование заботе о другом человеке. Берет на себя «грех Груши».
«Очарованность» Ивана Флягина может быть понята по-разному: очарованность непонятными силами, колдовством, влиянием загадочных начал бытия, отправивших героя в путь; завороженность красотой и поэзией мира; артистичный склад характера; период «сна души».
Особые свойства характера героя - чувство собственного достоинства. Бесстрашие, абсолютная свобода от страха перед смертью.
История жизни Флягина причудливо соединяет в себе и житие великомученика, и фарс. Автор определяет жанр повести как «трагикомедию».

Вариант 2

Изображение русского национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на примере одного произведения).

ПЛАН ОТВЕТА

1. Общая оценка творчества И. С. Лескова.

2. И. С. Флягин - герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».

3. Жизнь и судьба Ивана Флягина - духовный рост человека:

Жизнь в господском доме;

Воспитание девочки;

Возвращение;

В солдатах;

Дорога к людям во искупление греха;

Суд над собой.

4. Герой повести - обобщенный образ народного характера.

1. Н.С. Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. В своих произведениях он неоднократно обращается к этой теме, раскрывая характер и душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят благородные люди с неповторимыми судьбами.

Сила, непосредственность, душевная чистота и доброта - главные черты Ивана Северьяныча Флягина - героя повести «Очарованный странник». Мы встречаемся с ним во время путешествия автора по Ладожскому озеру. Автор отмечает сходство Флягина с легендарным героем былин Ильёй Муромцем: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь... он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца...» Это своеобразный ключ к пониманию этого образа.

2. Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей, свое призвание. Жизнь его - это поиск гармонии между самобытностью, стихийной силой личности и требованиями самой жизни, ее законов. В самом странничестве заложен глубокий смысл, мотив дороги становится ведущим. «Своего пути не обежишь», - считает Флягин. Каждый этап его жизненного пути становится новым шагом в нравственном развитии. Первый этап - это жизнь в господском доме. В нем живо молодецкое озорство и... в азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, которые ему еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от этих мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.

Но в то же время он верен и предан своим хозяевам. Он спасает их от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда повозка чуть не срывается в пропасть. Делает он это не ради какой-то личной выгоды или вознаграждения, а потому что не может не помочь тем, кто нуждается в его помощи.

Второй этап - это воспитание девочки. За внешней грубостью скрыта огромная доброта, свойственная русскому народу. Служа в няньках, он делает первые шаги в освоении мира своей и чужой души. Впервые он испытывает сострадание и привязанность, впервые понимает душу другого человека. Когда он сталкивается с матерью девочки, в нем борются два чувства: желание отдать ребенка матери и чувство долга. Впервые он принимает решение не в свою пользу, а из милосердия и отдает ребенка.

Затем судьба забрасывает Ивана на десять лет в плен к татарам. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родимой земле и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез. Поэтому он всегда стремится к побегу, легко забывает своих жен и детей. В плену его угнетает не убогость материального быта, а бедность впечатлений. Русская жизнь несоизмеримо полнее и богаче духовно. «Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы буйство, ковыль белый, пушистый, как серебряное море волнуется, и по ветерку запах несется: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски нет дна... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначится монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь». Воспоминания возвращают Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему представился. Добрался до родной стороны, а святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление.

Благодаря встрече с цыганкой Грушей «странник» открывает «красу природы совершенство», колдовскую силу таланта и женской красоты над человеческой душой. Это не страсть, а потрясение, возвышающее душу человека. Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества. Он живет не только для себя, но и для другого человека. Сам он сознает, что эта любовь его переродила. Чтобы спасти душу любимого человека, он помогает Груше совершить самоубийство, сталкивая ее с обрыва в реку. После гибели любимой - опять дорога, но эта дорога к людям во искупление греха. Иван идет в солдаты, меняясь судьбой с человеком, которого никогда не видел, пожалев убитых горем стариков, сыну которых грозит рекрутчина. Служба на Кавказе становится для него очередным испытанием. После подвига на переправе он вынужден рассказать о себе, раскрыть «прежнее бытие и звание». Он сам совершает суровый суд над собой и своей прошлой жизнью, осознав себя «великим грешником». Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми.

В конце повести Иван Флягин становится монахом. Но даже монастырь не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Он готов пойти на войну, так как ему «за народ очень помереть хочется».

4. Созданный автором образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение народного характера и показывает главную идею, нравственный смысл жизни человека - жить для других, отдавая всего себя, все силы, талант, возможности своим ближним, своему народу, своей земле.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем смысл названия «Очарованный странник»?

39. Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Проблема роли народа и личности в истории.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Образ народа в романе - толстовский идеал «простоты, добра и правды».

3. Две России.

4. «Дубина народной войны».

5. «Мысль народная».

6. Кутузов - выразитель патриотического духа народа.

7. Народ - спаситель России.

1. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как в нем отражены исторические события, которые охватывают большой отрезок времени, с 1805 по 1821 год; в романе действуют свыше 200 лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и др.), показаны все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, купечество.

2. В романе-эпопее, различные элементы которого объединяет «мысль народная», образ народа занимает особое место. В этом образе воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Отдельный человек ценен лишь тогда, когда он - неотъемлемая частица великого целого, своего народа. «Война и мир» - это «картина нравов, построенная на историческом событии», - писал Л. Н. Толстой. Тема подвига русского народа в войне 1812 года стала главной в романе. Во время этой войны произошло объединение нации: независимо от сословной принадлежности, пола и возраста все были охвачены единым патриотическим чувством, которое Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма», проявившимся не в громких словах, а в поступках, часто бессознательных, стихийных, но приближающих победу. Это единение на основе нравственного чувства глубоко спрятано в душе каждого человека и проявляется в тяжелую для родины пору.

3. В огне народной войны происходит проверка людей, и мы отчетливо видим две России: Россию народную, объединенную общими чувствами и устремлениями, Россию Кутузова, князя Андрея, Тимохина - и Россию «военных и придворных трутней», враждующих между собой, поглощенных своей карьерой и безразличных к судьбам родины. Эти люди утратили связь с народом, они лишь изображают патриотические чувства. Их ложный патриотизм проявляется в высокопарных фразах о любви к родине и ничтожных делах. Россия народная представлена теми героями, которые так или иначе связали свою судьбу с судьбой нации. Толстой говорит о судьбах народных и судьбах отдельных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности человека. Все любимые герои Толстого - частичка людского моря, составляющего народ, и каждый из них по-своему духовно близок народу. Но не сразу возникает это единение. Пьер и князь Андрей идут по трудным дорогам в поисках народного идеала «простоты, добра и зла». И только на Бородинском поле каждый из них понимает, что истина там, где «они», то есть простые солдаты. Семья Ростовых с ее крепкими нравственными основами жизни, с простым и добрым восприятием мира и людей переживала те же патриотические чувства, что и весь народ. Они оставляют в Москве все свое имущество и отдают все подводы раненым.

4. Глубоко, всем сердцем понимают русские люди смысл совершающегося. Народное сознание как воинская сила вступает в действие при приближении врага к Смоленску. Начинает подниматься «дубина народной войны». Создаются кружки, партизанские отряды Денисова, Долохова, стихийные партизанские отряды под предводительством старостихи Василисы или какого-то безымянного дьячка, которые топорами и вилами уничтожали великую армию Наполеона. Купец Ферапонтов в Смоленске призывал солдат грабить его же лавку, дабы врагу не досталось ничего. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты смотрят на него как на общенародное дело. «Всем народом навалиться хотят», - объясняет солдат Пьеру. Ополченцы надевают чистые рубахи, солдаты не пьют водки - «не такой день». Для них это был священный момент.

5. «Мысль народная» воплощена Толстым и во множестве индивидуализированных образов. Тимохин со своей ротой так неожиданно атаковал врага, «с такой безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали».

Те человеческие, моральные и воинские качества, которые Толстой всегда считал неотъемлемым достоинством русского солдата и всего русского народа - героизм, сила воли, простота и скромность, - воплощены в образе капитана Тушина, являющемся живым выражением народного духа, «мысли народной». Под непривлекательной внешностью этого героя скрывается внутренняя красота, нравственное величие. - Тихон Щербатый - человек войны, самый полезный боец в отряде Денисова. Дух непокорности и чувство любви к своей земле, все то бунтарское, смелое, что писатель обнаруживал в крепостном крестьянине, он собрал воедино и воплотил в образе Тихона. Платон Каратаев вносит мир в души окружающих людей. Он совершенно лишен эгоизма: ни на что не ропщет, никого не обвиняет, кроток, добр к каждому человеку.

Высокий патриотический дух и сила русской армии принесли ей нравственную победу, и наступил перелом в войне.

6. Выразителем патриотического духа и подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Мудрость его заключается в том, что он понял закон о невозможности одному человеку управлять ходом истории. Главная его забота - не мешать событиям развиваться естественно, вооружившись терпением, подчиняться необходимости. «Терпение и время» - таков девиз Кутузова. Он чувствует настроение масс и ход исторических событий. Князь Андрей перед Бородинским сражением говорит о нем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее воли... А главное, почему веришь ему, - это то, что он русский...»

7. Рассказав правду о войне и показав человека в этой войне, Толстой открыл героику войны, показав ее как испытание всех душевных сил человека. В его романе носителями подлинного героизма явились простые люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, «грешница» Наташа, добившаяся подвод для раненых, генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов, - именно тот народ, который, забывая- о себе, спасал Россию в годину трудных испытаний.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

С кем из главных героев романа связаны имена капитанов Тимохина, Тушина, Тихона Щербатого?

40. Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

ПЛАН ОТВЕТА

1. Семья как основа основ.

2. «В доме Ростовых любовный воздух». Жизнь сердца.

3. Семья Болконских. Жизнь разума.

4. Семья Курагиных - мир «светской черни»

Антитеза - прием раскрытия основной идеи Льва Толстого.

5. Семья - гармония жизни.

1. В романе «Война и мир» автор показывает пятнадцатилетний пласт жизни многих людей в период великих потрясений и перемен в России. Наряду с изображением грандиозных исторических событий, с философскими размышлениями автора значительное внимание в романе уделяется семье как основе основ. В центре романа стоят три семьи: Ростовы, Болконские, Курагины. Вместе с этими семьями мы переживаем все события от начала романа до его конца, видим их трудные и счастливые минуты.

2. Первый раз мы встречаемся с семейством Ростовых на именинах графини. Сразу же попадаешь в атмосферу радушия, любви и доброжелательности, так как «в доме Ростовых любовный воздух». Граф и графиня - добрые и простые люди, всей душой и сердцем открытые детям. Они рады каждому, кто приходит в их дом. Жить в таком доме, где царят мир, взаимопонимание и уважение, - это счастье. В семье все откровенны друг с другом: искренне веселятся и плачут, вместе переживают жизненные драмы. Все дети в семье чувствуют родительскую нежность и ласку. Наташа - искренняя, бескорыстная, очаровательная девочка, готовая любить весь мир. Младший сын Петя - добрый, честный и по-детски наивный. Соня -девушка нежная и чувствительная. Несмотря на то что она не родная дочь в этом доме, ей здесь очень уютно, потому что ее так же трепетно любят, как и других детей. Эта семья - поистине удивительный мир, хотя ей далеко до полной гармонии. Странное, холодное и эгоистическое поведение старшей дочери Ростовых Веры никак не вяжется с обстановкой в семье. «Что-то графинюшка намудрила», - считает отец. По роману мы знаем, что в молодости лучшей подругой графини была княгиня Друбецкая. Ее влияние чувствуется в воспитании Веры (своего сына Бориса она воспитала эгоистичным, холодным человеком). Видимо, своего первого ребенка мать воспитывала так, как того требовал свет, а не по велению собственной души. Все члены семьи Ростовых необычайно близки друг другу Даже дворовые люди Тихон, Прокофий, Прасковья Саввишна очень преданы семье Ростовых и ощущают себя с ними единой семьей. Но Толстой показывает нам эту семью и в тяжелые минуты их жизни, когда их судьбы тесно переплетаются с судьбами тысяч русских дворянских семей во время войны 1812 года.

До последней минуты Ростовы остаются в Москве. Но наступает час, когда нужно принять решение: ехать или остаться. Ростовы решают уезжать, дано распоряжение грузить подводы. Но в доме остаются раненые, люди, защищавшие город. И перед старшим Ростовым встает вопрос: как поступить - оставить нажитое добро (приданое детей) и отдать подводы армии или уехать с добром, не обращая внимания на душераздирающие просьбы и стоны раненых. Но вмешательство Наташи решает проблему. Она кричит с искаженным лицом, что гадко и стыдно оставлять беспомощных людей на милость врага. Ростовы уезжают без вещей, взяв только самое необходимое, а подводы отдают под раненых.

Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, – это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько “летучее” настроение поэта. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Ему были чужды душевные бури и тревоги. Поэт писал:
Язык душевной непогоды
Был непонятен для меня.
Любовь для него – защита “от вечного плеска и шума жизни”. В то же время любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой. “Сердца напрасную дрожь”, “мед благовонный любовной радости и пленительных снов” “поэт-чародей”, как себя называл Фет, живописал словами удивительной свежести и прозрачности. Пронизанная то светлой печалью, то легкой радостью, его любовная лирика до сих пор “золотом вечным горит в песнопенье”.
Еще одна тема лирики Фета – природа. “Стремясь от людей утаиться”, он уходит в мир природы, стремится слиться с нею: “Меж теми звездами и мною какая-то связь родилась”.
“Природы тайный соглядатай”, он обладает острым поэтическим зрением и слухом: видит, как летящий “против бури” ворон “крылами машет тяжело”, как “в росинке, чуть заметной”, отражается солнце, слышит крики перепелов, треск коростелей, “порывистые трели” соловья. Жизнь природы не была для него тайной, и на исходе своей жизни Фет имел право сказать о себе:
Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.
Он умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелести русской природы, любил красоту родного пейзажа.
Сын севера, люблю я шум лесной
И зелени растительную сырость… –
Писал он в стихотворении “Италия”. Италии он противопоставляет свою северную родину, где “бархат степи зеленей” (и где “смелей, и слаще, и задорней весенний свищет соловей”. Замечательная пейзажная лирика Фета – лучшая часть его поэзии
Бесспорным достоинством стихотворений Фета является их певучесть и музыкальностью. Эту особенность его творчества отметил великий русский композитор П. И. Чайковский. “Можно сказать, – писал он, – что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант”.

Сочинение по литературе на тему: Мелодичность поэзии А. А. Фета

Другие сочинения:

  1. Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого – природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и Read More ......
  2. Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия Read More ......
  3. Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область… Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом… П И. Чайковский Одним Read More ......
  4. В русской поэзии трудно найти поэта более “мажорного”, чем Афанасий Афанасьевич Фет. Поэзия Фета, на мой взгляд, – одна из вершин русской лирики. Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, поэзия первозданной свежести и благоухания. Лирика Фета ограничена узким Read More ......
  5. К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое “чистое искусство”. Основным поэтом и идеологом первого направления был Некрасов, второго – Фет. Поэты “чистого искусства” считали, что цель искусства – это Read More ......
  6. Импрессионизм ставит во главу угла воздействие творчества на человеческие чувства. В основе лежат чувства – впечатления. Русское слово “впечатление” (как и французское “импрессион”) происходит от слов “печать”, “отпечаток”, здесь подразумевается некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Закат и восход солнца, Read More ......
  7. А. А. Фет – представитель “чистого искусства” или “искусства для искусства”. В русской поэзии трудно найти поэта более “мажорного”, чем он. Поэт опирался на философию Шопенгауэра – философа, отрицавшего роль разума, искусство – это бессознательное творчество, дар Божий, цель художника Read More ......
  8. Афанасий Афанасьевич Фет – не только великий, но и один из самых трудных для изучения русских поэтов. Его жизнь, полная драматизма и противоречий, отражена в его поэзии, ведь биография художника – это, прежде всего его стихи. Выберем для разбора самые Read More ......
Мелодичность поэзии А. А. Фета

Тема. Стихи – мимолётные настроения. Музыкальность и импрессионизм лирики А.А. Фета.

Цели:

а) образовательная: донести неповторимые особенности поэтического почерка А.А. Фета: роль ритма, подбор звуков, мелодия стиха, смысловая неопределённость поэтического текста;

б) развивающая: ;

в) воспитательная: .

Методы обучения: метод творческого чтения в сочетании с эвристическим и элементами репродуктивного методов.

Тип урока: урок чтения и анализа лирических произведений (урок выразительного чтения в сочетании с эвристической беседой и элементами лекции).

Наглядность: мультимедийная презентация, аудио записи выразительного чтения стихотворений мастерами художественного слова, тексты стихотворений (раздаточный материал).

План урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

III. Вступительное слово учителя

Ход урока

I . Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

II . Сообщение темы и целей урока

Мы продолжаем наш разговор о творчестве Афанасия Афанасьевича Фета. Сегодня мы постараемся увидеть те неповторимые особенности лирики этого поэта, которые отличают его от других поэтов. Поговорим о том, что лирике Фета присущи музыкальность и черты импрессионизма.

III . Вступительное слово учителя

Поэзия А.А.Фета – одна из вершин русской лирики. Сейчас никто в этом не сомневается. Но современники Фета оценивали его поэзию не так высоко. Многое из того, что сегодня представляется новаторскими достижениями, тогдашним читателям казалось языковыми погрешностями. Такие выражения, как «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «мертвые грезы», «серебряные сны», «благовонные речи» не находили понимания среди литературных критиков. Это непонимание преследовало Фета от начала до конца его литературной деятельности. В наши дни, после всего пути, пройденного русской поэзией со времен Фета, его словосочетания уже не кажутся «дерзкими», какими их считали современники поэта. «Уноси мое сердце в звенящую даль», «Долго снились мне вопли рыданий твоих»… Да, может не совсем правильно, но выразительно. Свои стихи Фет называл шутливо стихами «в растрепанном роде». Он хотел раздвинуть границы поэтического слова. А современников коробило это вольное обращение Фета с русской грамматикой, подчеркнутое нежелание считаться с обыденной логикой.

Немногие писатели, современники поэта, поняли смысл его поэтических поисков. Однако лучшие, например Достоевский и Толстой, сумели по достоинству оценить его творчество. Так Л.Н. Толстой с восторгом спрашивал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

Ярко выраженное ассоциативно-метафорическое мышление поэта позволяло ему запечатлевать «изменчивые впечатления и переживания». Эта поэтическая манера Фета получила название импрессионистской.

IV. Подготовка к восприятию стихотворений (слово учителя)

Следует поговорить об импрессионизме вообще. В первую очередь, импрессионизм – это художественное направление, возникшее во Франции в последней трети ХIХ века. В 1874г. На выставке «Анонимного общества художников, живописцев…» была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»(1872) - вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. С легкой руки критиков слово «впечатление» (фр. impression) дало название творчеству участвовавших в выставке художников.

Одним из важнейших правил, которым следовали импрессионисты, стала работа на улице. Выйдя на улицу навстречу свету и воздуху, художник попадает в ситуацию, полностью отличающуюся от условий мастерской. Здесь исчезают четкие контуры, цвет постоянно меняется. Следовательно, можно изобразить лишь мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета. Задача импрессионистов – передать движение и ускользающий миг. Для этого они отказались от смешанных цветов, писали чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Нужный тон достигался оптическим смешением красок во время созерцания картины. Давайте обратимся к картинам художников импрессионистов.

V. Обсуждение репродукций картин Клода Моне

(Презентация)

VI. Слово учителя

Как и в живописи, импрессионизм в поэзии – это изображение предметов словно в мгновенных и случайных снимках памяти. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но они образуют цельную картину.

В 1890 году 70-летним стариком Фет провозгласил:

Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышать я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду.

«Трепет жизни» – вот то, что поэт умел улавливать, как, пожалуй, никто из его современников. Чтобы убедиться в этом обратимся к его стихотворениям. Мы подробно остановимся на анализе стихотворения «Шепот, робкое дыхание…», так как именно в нём очень ярко проявилась импрессионистская манера письма Фета.

VII

«Шепот, робкое дыхание» - учителем

VIII . Психологическая пауза

IX

Что в тексте показалось необычным с точки зрения синтаксиса?

(Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения).

Что необычно с точки зрения морфологии?

(В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные).

Давайте построим два ряда – природа и человек. Выпишите строки, которые указывают на состояния человека, и те, которые указывают на природу.

(«Природа» - трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря. «Человек» - шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.)

Таким образом, мы видим, что Фет в стихотворении сопоставляется мир природы и мир человека.

Как вы думаете, о чём это стихотворение?

(О свидании возлюбленных).

Давайте посмотрим, меняется ли настроение стихотворения в каждой строфе?

(Первая строфа: свидание влюблённых вечером у ручья. Какие краски? Почему? (Неяркие краски).Какие звуки? Почему? (Шёпот, колыханье).

Вторая строфа: ночь, которую проводят влюблённые. Какие звуки? (Тишина). Какие краски? Почему? (приглушенные, тени).

Третья строфа: утро, расставание влюблённых. Какие краски? Почему? (Яркие тона). Какие звуки? Почему? (Слёзы, поцелуи)).

- Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.

В стихотворении глаголов нет, а действие есть. Как автор этого добивается?

(В большинстве имён существительных заключено движение – трели, колыханье).

Какой мы можем сделать вывод по этому стихотворению? В чём импрессионизм в нём?

(Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность).

X . Выразительное чтение стихотворения

«Это утро, радость эта» - подготовленным учеником.

XI . Психологическая пауза

XII . Обзорный анализ стихотворения

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

(Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично).

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

(Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета).

Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

(ответы цитатами из стихотворения).

Каким чувством проникнуто стихотворение? В чем состояние природы созвучно состоянию человека? Почему поэт переживает «ночь без сна»?

Поэт набрасывает отдельные мазки – разрозненные впечатления, которые сливаются в целостную картину в финале: «Это все - весна». Повтор слова придает необычайную конкретность, ощутимость. Это не описание весны вообще, а именно этой весны. Стихотворение до краев переполнено светом, звуками, движением. Это едва ли не самый блистательный образец зрелого фетовского импрессионизма.

XIII. Выразительное чтение стихотворения

«Скрип шагов вдоль улиц белых…» - подготовленным учеником

XIV. Психологическая пауза

XV. Обзорный анализ стихотворения

- Какое настроение передаёт это стихотворение?

(Лёгкое, спокойное, умиротворённое).

Что описывается в стихотворении?

(Это картина морозной зимней ночи).

Какими способами поэт создает это стихотворение? Какие языковые средства он для этого использует (звуки, слова, построение предложений)?

В чем особенности звуковой формы стихотворения? Какие образы создаются при помощи сочетаний звуков?

Есть ли в этом стихотворении человек? Найдите строки, которые подтверждают присутствие человека. Что он чувствует?

(Человек есть, но он предстаёт перед нами через скрип шагов, пух на ресницах…).

Поэт наполняет художественное пространство звуковыми и цветовыми деталями. Какими?

(Скрип шагов, блеск хрустальной изморози на стенах, серебристый пух ресниц, тишина ночи, спящий ветер, ясный воздух, всеобщей немотой).

XVI. Подготовка к восприятию стихотворений

Поэзии Фета свойственна ещё одна особенность – музыкальность стихотворений. («Поэзия и музыка, - писал Фет, - не только родственны, но нераздельны.» П.И. Чайковский говорил: «Фету дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». Салтыков-Щедрин констатировал, что «романсы Фета распевает чуть ли не вся Россия»).

XVII. Выразительное чтение стихотворения

«Какие-то носятся звуки…» - подготовленным учеником

XVIII. Психологическая пауза

XIX. Обзорный анализ стихотворения

Какое настроение преобладает в стихотворении?

(Ощущение лёгкости, воздушности…).

Есть ли сюжет в этом стихотворении?

(Да, здесь просматривается история любви и мотив разлуки).

Какие детали позволяют читателю угадать в этом лирическом наброске историю любви и разлуки?

(Примеры из стихотворения).

Как проявилась музыкальность стихотворения? С помощью чего поэт достигает её?

(Здесь ритмически повторяются определённые гласные звуки. Это приём ассонанс).

XX. Выразительное чтение стихотворения

«Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» - подготовленным учеником.

XXI. Психологическая пауза

XXII. Обзорный анализ стихотворения

Какое настроение в стихотворении?

Какое звуковое оформление этого стихотворения? Какой пиём использует автор?

(Первые 2 строки – аллитерация).

Что описывает поэт?

(Ночь в лесу).

Какая антитеза присутствует в стихотворении?

(День – ночь).

Какими тропами выражается каждая из них?

(Ночь, через сравнение: костёр – яркое солнце, ельник – пьяных гигантов столпившийся хор; глаголов, которые показывают интенсивность действия: пламенеет, трещит, шатается, прогрело и т.д.; а также аллитерация: первые 2 строки. День через эпитеты: сиротливо, скупо, лениво, мерцающий, холодный; антонимы к слову ночь и костёр: зорька, зола, дымок, огонёк, туман, пень).

(Он говорит, что днём чувства молчат, а все устремления к ночи, когда вместе с костром разгораются скрытые днём переживания)

XXIII. Обобщение читательских впечатлений

Давайте попытаемся перечислить основные особенности лирики Фета, которые мы увидели за эти два урока.

(Ученики отвечают, пользуясь пометками сделанными в тетрадях).

Фет – импрессионист, главное для него – изображение «мгновения», каждого мига быстротекущей жизни и чувств, впечатлений от увиденного, поразившего. Природа в стихах Фета запечатлена тонко. Поэт замечает малейшие перемены в ней, изображаемый им мир движется, дышит, радуется жизни. Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний состояний природы, её цветов, звуков, запахов, как у Фета. Его стихи поражают красками: умелые сочетания ярких, сочных тонов и нежных оттенков образуют многоцветную радугу, позволяющую поэту рисовать природу и в ослепительном солнечном блеске, и в тонком полусвете луны. Острота восприятия природы проявляется в подборе эпитетов и метафор, передающих ароматы: «запах медовый», «ароматные цветы», «весны душистой нега» , «благоуханные речи» и т.д.

"Что не выскажешь словом, звуком на душу навей", - писал Фет. Его стихи мелодичны, завораживают своим звучанием. Не потому ли многие стихи Фета положены на музыку. В стихотворениях Фета настроения, ощущения важнее мыслей. Глубочайшие, неуловимые движения человеческой души, мимолётную красоту природы не выразить самым точным словом, их можно лишь «навеять … звуком», передающим истинное чувство. Лирика Фета – песня «крылатых», «сладких» звуков, подлинная музыка, очищающая душу, несущая гармонию.

XXIV. Подведение итогов

Выставление отметок за урок

XXV. Домашнее задание

1. Подготовить доклад о жизни и творчестве И.С. Тургенев.


Интегрированный урок (литературная гостиная)

по творчеству А.А. Фета

«Музыкальность стихов А.А. Фета».

10 класс

Цели:

1) ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха;

2) рассмотреть особенности поэтического таланта А.А. Фета;

3) выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;

4) почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А. Фета.

5) понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека.

Предметы: литература и музыка.

Предварительное домашнее задание:

Чтение стихов А.А. Фета наизусть.

Индивидуальные сообщения о роли и месте музыки в жизни

А. Фета.

Сообщение об истории создания стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь».

Музыкальные элементы:

Романс Чайковского «Я тебе ничего не скажу», Ширяева «Сияла ночь», К.Дебюси «Лунный свет».

Ход урока.

1. Организационный момент:

1) приветствие учащихся,

2) проверка готовности учащихся к уроку,

3) мониторинг настроения учащихся.

2. Введение в тему.

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

Автор данного стихотворения Афанасий Афанасьевич Фет - выдающийся лирик 19в., талантливый публицист и переводчик. Стихотворение «На заре ты ее не буди» положено на музыку композитором Варламовым и стало романсом. Стихами Фета восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев,

Л. Толстой и М.Е. С-Щедрина, А. Блок считал А. Фета своим учителем.

Ребята, сегодня у нас необычный, интегрированный урок - литературная гостиная, посвященный творчеству русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета. На уроке мы должны с вами рассмотреть особенности поэтического таланта А.А. Фета; выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А. Фета; понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека. И ответить на проблемный вопрос нашего урока: В чем заключается музыкальность стихов Фета?

Сегодня вы еще раз убедитесь, как тесно связаны литература и музыка, как легко поэтические строки вдохновляли композиторов на создание замечательных произведений.

Звучит романс на стихи А. Фета «Я тебе ничего не скажу».

Романс, написанный П.И. Чайковским, начинается со стремительной музыкальной фразы, состоящей из восходящих по высоте звуков.

Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 веков: «Сад в цвету» А.Аренский, «В дымке-невидимке» С.Танеев, «Я тебе ничего не скажу» П.Чайковский, «На заре ты ее не буди» А.Варламов и др.

М Е. Салтыков-Щедрин писал в статье «Стихотворения Фета» (1863 г.): «Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».

Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, песне, музыке, строя свои стихотворения по законам музыкального искусства. Фет считал, что слово не в силах передать глубину переживаний и чувств человека, и когда слово немеет, на помощь приходит звук, музыка. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.

Сообщение Влада о роли и месте музыки в жизни А.Фета.

Музыкальность поэзии Фета очевидна. Музыкальность стиха как важнейшую особенность лирики А.Фета отмечали еще современные поэту литературные критики. Музыка для Фета была философией жизни. Редко у кого из русских поэтов мы найдем такое разнообразие интонаций, ритмов, строфики стихотворений.

Там, где все гармонично, прекрасно - там мир музыки, там, где этого нет - нет и музыки, царит безмолвие. Поэт ищет в природе гармонию, красоту. Даже явления неживой природы Фета одушевляет и заставляет звучать:

«Этот листок что иссох и свалился

Золотом вечным горит в песнопенье!»

(звучит фортепиано Рахманинова, Чайковского)

Чтение стихотворения «Чайковскому» Данил

А.Фет часто использует в стихотворениях лексический ряд: песня пою, певица, звук, хоровод, слух. Звуки и тембр роля у поэта ассоциируется с чем-то непостижимым вечным, манящим в неизвестную, но счастливую даль.

Чтение стихотворения «Певице» Женя П.

Учитель. Музыка была для Фета философией жизни: там, где все гармонично, прекрасно-там мир музыки: там, где этого нет, нет и музыки, царит безмолвие.

Многие стихотворения Фета тематически связаны с музыкой. Современники сравнивали стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена.

Чтение стихотворения «Шопену» Катя Б.

Учитель. Звуки рояля раскрепощают душу, окрыляют ее. Душа человека откликается на чудесные голоса инструментов, на волшебный голос певицы, которые звучат в стройном «небесном» хоре на таинственную красоту сада.

Читает Гриднева Валя.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна-любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна-вся жизнь, вся жизнь, что ты одна-любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

1877

Какое стихотворение напоминает вам текст Фета? (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновение»)

Чем они похоже?

Чем отличается стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение» от стихотворения «Сияла ночь» А.А.Фета?

Ученик рассказывает: Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Кузьминской (Берс), женщине живой, обаятельной, с хорошим голосом. Впервые Т.А. Кузьминская увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. Она была одной из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. О ее голосе сын Л.Н.Толстого Сергей Львович писал…

Учитель: О своей встрече с А.Фетом Татьяна Андреевна писала в книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» .

Инсценирование

Ученица в роли Т.Кузьминской: « В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс, "Скажи зачем". Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать. Уже стемнело, и лунный майской свет ложился полосами на полутемную гостиную. А соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. По мере того как я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» П. Булахова на слова Фета, Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Подали чай, и мы вошли в залу. Там стоял 2-ой рояль. За чаем пошел разговор о музыке. А.Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении».

Ученик в роли А.Фета: « Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно», - сказал поэт.

Ученица (Т.Кузьминская): « Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: "Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь. Пение продолжалось. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро А.Фет подошел ко мне и положил исписанный листок бумаги.

Ученик в роли А.Фета: «Это вам в память вчерашнего эдемского вечера,- сказал он.

Ученица (в роли Т.Кузьминской): «Заглавие было - "Опять". Произошло оно оттого, что в 1862 г., когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: "Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят".
С тех пор прошло четыре года. Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны стихи были в 1877 г. - десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка.
Странный человек был Афанасий Афанасьевич Фет. Он часто раздражал меня своим эгоизмом, но, может быть, я была и не права к нему. Его отношение холодное, избалованное к милейшей Марье Петровне меня часто сердило. Она, прямо как заботливая няня, относилась к нему, ничего не требуя от него".

Учитель: Стихотворение "Сияла ночь" вдохновило многих композиторов. Это одно из самых музыкальных стихотворений. Один из лучших романсов написал Николай Ширяев. Сведений о композиторе найти не удалось.

Звучит романс Н.Ширяева «Сияла ночь»

3.Анализ стихотворения «Сияла ночь».

Учитель : У вас на партах тексты стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь».

Какое настроение создает стихотворение? (грусть, печаль, тоска, «рыдающее»)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Назовите темы стихотворения текста Фета.

Какие картины вы представляете, читая стихотворение?

Кому относятся заключительные строки стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?

Какие средства языковой выразительности использует автором для создания поэтического образа

В стихотворении две основные темы: любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета. В этой лирической пьесе темы слиты воедино. Любовь для Фета- самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство-самое прекрасное. Значит, стихотворение о двойне прекрасном, о самой полной красоте.

(Живо представляется затемненная гостиница, а за ее окнами сад-полный ночной свежести, лунного света и сияния. Слышишь музыку, хотя о музыке в первой строфе ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…». За этим образом мы не только видим сам рояль, но и слышим звуки, которые из него исходят. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт еще не говорил нам об этом. Мы, читатели, благодарны поэту, что он совершает такое чудо: заставляет нас услышать без прямых словесных обозначений).

(У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Все это- явление прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить прекрасное - высокое счастье поэта и высшая его цель. Поэтому стихи такого рода- многозначные, музыкальные- не могут восприниматься слишком прямолинейно. Они нуждаются не в бытовом. А в поэтическом восприятии.

?(Аллитерацию-вид звукописи, где используются особые сочетания согласных звуков. В стихах первой строфы звуки л -с передают очарование сверкающей ночи. Усиливают восприятие картины. Сияла ночь, луной был полон сад.

Анафору-повторение слов в начале предложений, стихотворных строк или строф. Третья строфа. Каждая строчка начинается с союза и. Он указывает на последовательность событий.

И много лет прошло…

Эпифора-фигура, противоположная анафоре,- повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье»

Как вы думаете, о чём это стихотворение? Нарисуйте картину, которую вы видите .

Что необычного заметили в этом стихотворении? (Необычайность стихотворения не только в том, что в нем нет ни одного глагола, образы его кажутся фрагментами, соединенными один с другим произвольно, бессистемно . Стихотворение состоит из одного предложения. Предложения назывные).

Музыкальности своей лирики Фет добивается разными средствами:

1) отказ от глаголов;

2) повтор одного и того же слова в определённых местах строфы;

3)мелодическое повторение местоимений(это утро- радость эта);

4)составные эпитеты(благовонные речи);

5) недосказанность переживания;

6) беглость,зыбкость, переходность чувств, как в музыкальном произведении;

7) сочетание вопросов и восклицаний, сложение их в музыкальную линию;

8) введение в стихотворение музыкальных образов-слов(песнь, сюита, серенада);

9) введение образа плача, рыдания (далёкий друг, пойми мои рыданья).

Рефлексия « Акрослово»

Дайте характеристику стихам А.А. Фета.

А -

Ф -

А -

Н -

А -

С -

И -

Й -

Ф -

Е -

Т -

Вывод.

А.А.Фета называют поэтом-музыкантом. Действительно, музыка по отношению к поэзии Фета не красивая метафора, а реально существующая формальная сторона фетовского стиха.

Домашнее задание:

П.И.Чайковский говорил о Фете: «В лучшие минуты своей жизни он выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область…»