Мальтийский орден в Российской Империи и Павел I. Мальтийский орден в россии Мальта павел 1

Павел I и Мальтийский орден

Павел I хотел превзойти в духовности и миролюбии, в мудрости и прозорливости свою мать Екатерину II так, чтобы затмить своими Великими деяниями годы ее правления, свести на нет ее преобразования. Он отменил привилегии дворянства, провел реформу армии на прусский манер, издал «закон о престолонаследии» (передача престола только по мужской линии), запретил продажи дворовых людей и безземельных крестьян с молотка, издал «манифест о трехдневной барщине». Мистик по характеру и воспитанию, Павел I видел основное средство противодействия распространению революционных идей в усилении в России и во всей Европе рыцарского духа. К мальтийским рыцарям он питал
особое чувство. «История Ордена Св. Иоанна Иерусалимского» аббата Верто, вышедшая в 1724 году, с детства была его любимой книгой. Чтобы понять причины обращения Императора к Мальтийскому Ордену, рассмотрим историю этого Ордена.
История рыцарей Ордена Святого Иоанна, или Мальтийского Ордена всегда была окружена ореолом некой таинственности. Время от времени в СМИ появляется
информация о том, что та или иная известная личность имеет отношение к рыцарям-госпитальерам. Что же это за Орден, и почему быть его членом столь престижно? Возникновение монашеского братства госпитальеров, на основе которого был создан Орден Святого Иоанна, некоторые исследователи относят к VI веку нашей эры. Однако историческая традиция связывает его появление с Крестовыми походами, вступлением крестоносцев под предводительством Готфрида Бульонского в Иерусалим 15 июля 1099 года. В 1187 г. после того, как мусульмане отвоевали Иерусалим у христиан, Орден перебирается в церковь Святого Иоанна в Акре (территория современного Израиля), а после падения этого города – на Кипр, затем на Родос – остров, на котором они прожили около 200 лет. Но в 1522 г. на Родос нападает один из самых лучших воинов своего времени – Сулейман Великолепный – и после осады побеждает рыцарей. Однако, покоренный мужеством и героизмом воинствующих монахов, Сулейман позволяет им покинуть остров достойно: со своими архивами и реликвиями. Долгих семь с половиной лет рыцари скитались по Европе в поисках постоянного местожительства, пока, наконец, в 1530 г. император Священной Римской Империи Карл V, он же испанский король Карл I, ни отдал Ордену три мальтийских острова. С тех пор орден и стал называться Мальтийским.
С этого времени Орден, и без того связанный с мистикой и тайным знанием, становится еще более мистическим и загадочным. Этому способствует новое место обитания рыцарей – остров Мальта. Остров Мальта напоминает один огромный музей под открытым небом. На этом острове огромное количество захватывающих дыхание археологических, культурных, архитектурных и других памятников истории человечества, а причина в том, что лежит остров в самом центре Средиземного моря, между Европой и Африкой. В красоте этого острова можно убедиться, взглянув на его вид с высоты птичьего полета.
Среди мальтийских построек наиболее загадочны неолитические развалины святилищ, под которыми найдены статуи необычайно полных женщин в натуральную величину, а сами храмы древнее пирамид Египта. Не менее интересны и выдолбленные в скалистом грунте, на расстоянии 137 см друг от друга, многокилометровые колеи («колеи-тележки», как их называют мальтийцы) глубиной примерно полметра со скошенными стенками, которые располагаются на высоком плато вдоль южного побережья и, как показала аэрофотосъемка, продолжаются под водой! В некоторых местах колеи сходятся, пересекаются как рельсы. Происхождение этих «путей» связывают со строительством древних святилищ, которые свидетельствуют о связи острова Мальта с Египтом и Атлантидой, то есть с древней мистикой.
С XVIII века возрастает интерес к Мальте как к важному опорному пункту в Западном Средиземноморье. Англия, Франция, Королевство обеих Сицилий начинают ожесточенное соперничество за влияние на острове. На Мальте постоянно находились послы Франции, Испании, Англии (с 1783 г.), Австрии, Португалии и Неаполя. Особое значение для острова имели связи с Францией. Французские монархи были, по сути, протекторами Ордена. Людовик XV даровал рыцарям право жить во Франции, служить во французской армии и флоте, освободил их от налогов, которыми облагались иностранцы.
Французская революция нанесла по рыцарям серьезнейший удар и создала первую
напряженность внутри Ордена, в рядах которого оказались как сторонники, так и против-
ники революции. В 1792 г. все сокровища ордена во Франции, известные как сокровища
духовенства и составлявшие свыше половины доходов Ордена, были конфискованы, а его кавалеры оказались в положении изгнанников. Орден пришел в упадок. Для спасения Ордену был необходим сильный и надежный покровитель.
Помимо интересной истории и тайных знаний, Мальтийский Орден обладал очень важными ценностями – реликвиями. Их история почти также интересна, как и история самого Ордена.
В Константинополе, столице православного царства, находились многие реликвии, среди которых одной из главных была десная рука Крестителя Господня, рука, от которой принял крещение сам Иисус Христос, реликвия, особо почитаемая всем православным миром. Последним пристанищем десницы Крестителя в Константинополе была Великая Церковь Спасителя – Святая София. После того, как Константинополь в 1453 году попал под турецкое владычество и Святая София была превращена в Мечеть, рука Крестителя продолжает оставаться в Святой Софии. Когда же, как пишет в своем месяцеслове Епископ Банатский Хризостом, у султана Баязида II (сын Махмута II Завоевателя, правил с 1481 по 1512) возникла «потребность склонить к себе духом рыцарей острова Родос, в знак дружелюбного к ним отношения он послал Магистру их Ордена десницу Святого Иоанна Крестителя».
Примерно в это же время Людовик XII (правил с 1498 по 1512) передает магистру Мальтийского Ордена часть Креста Господня. Первоначально Крест Господень находился в Иерусалиме, потом был захвачен турками. В 1221 году, после удачной войны, христианам был возвращен Святой Крест, большие части которого как благословение отдавались крупным городам. Так часть Креста Господня попала к Людовику XII, а затем к Мальтийскому Ордену. Третья Священная Мальтийская реликвия – Филермская Икона Божьей Матери, написанная Святым Евангелистом Лукой в первой половине первого столетия. Она особо почиталась рыцарями и хранилась на острове Родос.
Как мы видим, Мальтийский Орден стоял у истоков христианства, имел ценные Священные реликвии, о которых могло только мечтать любое христианское государство того времени. Павел I, используя то, что Орден пришел в упадок и нуждался в покровителе, смог завладеть Священными Мальтийскими реликвиями.
Помимо очевидных выгод от приобретения Священных реликвий (мечты любого христианского государства), Павла I привлекли тайные знания, которыми обладал Мальтийский Орден. В книге Менли П. Холла «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабалистической и розенкрейцеровской философии» указаны интересные данные о том, что знания, которыми обладал Мальтийский орден, происходят от тайного знания египетских жрецов, они связаны с нумерологией, кабалистикой, алхимией, белой магией. Поэтому и сам Мальтийский Орден во все времена был окружен неким ореолом таинственности, мистицизма. Один из основных постулатов философии Мальтийского Ордена связан с алхимией, но имеет дело не с металлами, а с человеком. Само тело человека было алхимической лабораторией, а главная цель существования – превращение основных металлов невежества в чистое золото мудрости и понимания.
Главным и наиболее известным символом Мальтийского Ордена является Мальтийский Крест. Интересно, что в основе символики этого креста лежат расположенные по краям слова «вера», «надежда», «любовь» и «терпение», достаточно близкие к российскому менталитету, составляющие основу российской духовной жизни.
Вторым интересным символом Мальтийского Ордена является двуглавый орел или Феникс, головы которого обращены друг к другу. Он является общим у розенкрейцеров и рыцарей Мальтийского Ордена и свидетельствует о связи этих двух загадочных братств.
Двуглавый орел или Феникс – это модификация еще более древнего символа Мальты – мальтийского сокола, который был подарен Мальтийским рыцарям за их храбрость и отвагу. В России двуглавый орел, только в несколько ином виде (головы обращены в противоположные стороны) является символом страны и изображен на ее гербе.
Принцип Мальтийского Ордена – помогать униженным и оскорбленным, исцелять тела и души людей. Помощь униженным и оскорбленным, на наш взгляд, была созвучна взглядам русского Гамлета (Павла I).
Как мы видим, символика Мальтийского Ордена гармонично сочетается с российской символикой, принципы Мальтийского Ордена не противоречат российскому менталитету, следовательно, связь с Мальтийским Орденом не являлась попыткой вмешаться в естественный ход событий истории или насадить католицизм в России.

Принять Мальтийский орден на территории России Павел I решил сразу, как только его члены стали искать протекции, предвидя наступающее пришествие Наполеона.

Мальта была сдана французскому императору без боя, и уже за несколько недель до капитуляции многие рыцари ордена пребывали в России. В 1798 году российский император был избран Великим магистром. Это не имело прецедентов в истории, поскольку человек православного вероисповедания не мог стать столь значительной фигурой в одном из главных католических духовных орденов. Но до сих пор Павел I c пометкой de facto включен в список Великих магистров Мальтийского ордена.

Орден Святого Иоанна Иерусалимского, который Павел I учредил в России, не мог органично встроиться в систему взглядов дворянского сословия. Для прогрессивной части общества он был странным анахронизмом. Члены многочисленных масонских лож не принимали его в силу разногласий по вопросам отношения к церкви. В среде консервативной части русского дворянства обращение православного императора к католическому рыцарству, тем более, вряд ли могло найти отклик.

Тем не менее, систему иерархии Мальтийского ордена Павел I частично слил с системой государственных чинов Российской империи. Реликвии госпитальеров (икона Филермской божией матери, частичка животворящего креста и правая рука Святого Иоанна) оказались в Гатчине, а потом и в Церкви Спаса Нерукотворного у Зимнего дворца. Мальту не просто официально приняли под протекторат, но даже намеревались сделать российской губернией, о чем поступил указ государя в Академию наук.

Форпост на Средиземном море был выгоден российскому императору геополитически. Поэтому ссылаться на одни только симпатии Павла I к средневековым рыцарским идеям в обосновании защиты Мальтийского ордена было бы в корне неверно.

Однако, уже с самого начала появления «мальтийцев» при дворе высшие чины Российской империи в еще большей степени перестали пытать симпатии к без того непопулярному Павлу I.

Убийство Павла I

Императора пытались убить несколько раз. Одним из первых раскрытых заговоров был заговор Канальского цеха в Смоленске. Материалы следствия были уничтожены, а участники группировки сосланы на каторгу, но сведения об этом сохранились в других источниках. Слухи о заговоре против царя распространялись в петербургских казармах и дворянских собраниях. После того, как Мальта перешла к англичанам, они стали все чаще находить общий язык со столичными и московскими масонами, которые были все более недовольны запретом на деятельность лож.

Играли свою роль и экономические факторы. Члены Мальтийского ордена стали кормиться с российских поместий. Российскому дворянству, в свою очередь, грозила потеря рынков сбыта в Англии. Поэтому в очередном заговоре против Павла I участвовали уже не только английский посол, но и глава тайной полиции Пален, и находившийся в доверительных отношениях с императором генерал Федор Уваров, и, по некоторым данным, Голенищев-Кутузов. Всего количество заговорщиков составило более сотни человек, которые представляли цвет российского дворянства. В марте 1801 года Павел I был убит в своей спальне. Историками не принято напрямую связывать убийство российского императора с его протекторатом над Мальтийским орденом.

Ксения Жарчинская

О персоне Павла Первого

Его законоучителем был Отец Платон (Левшин) — один из образованнейших людей своего времени, будущий митрополит Московский. Митрополит Платон, вспоминая об обучении Павла, писал, что его «высокий воспитанник, по счастью, всегда был к набожности расположен, и рассуждение ли или разговор относительно Бога и веры были ему всегда приятны».

Образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время.

Вот список книг, с которыми знакомился великий князь: произведения французских просветителей: Монтескье, Руссо, Д"Аламбера, Гельвеция, труды римских классиков, исторические сочинения западноевропейских авторов, произведения Сервантеса, Буало, Лафонтена. произведения Вольтера, «Приключения Робинзона» Д. Дефо, М.В. Ломоносов.

В литературе и театре Павел Петрович знал толк, но больше всего любил математику. Воспитатель С.А. Порошин высоко отзывался об успехах Павла Петровича. Он писал в своих "Записках":

"Если бы его высочество человек был партикулярный и мог совсем предаться одному только математическому учению, то бы по остроте своей весьма удобно быть мог нашим российским Паскалем".

Павел Петрович и сам чувствовал в себе эти способности. И как человек одаренный, он мог иметь обыкновенное человеческое желание развивать в себе те способности, к которым тянулась его душа. Но он не мог этого делать. Он был наследник. Вместо любимых занятий, он вынужден был присутствовать на долгих обедах, танцевать на балах с фрейлинами, заигрывать с ними. Атмосфера почти откровенного разврата во дворце угнетала его.

Прибывший из Англии известный доктор прививает оспу Павлу Петровичу. Перед этим проводит детальное обследование Павла. Вот его заключение:

"... я с радостью убедился, что великий князь был прекрасно сложен, бодр, силен и без всякого природного недуга. ...Павел Петрович... росту среднего, имеет прекрасные черты лица и очень хорошо сложен... он очень ловок, приветлив, весел и очень рассудителен, что не трудно заметить из его разговоров, в которых очень много остроумия".

Первая супруга наследника, Великая княгиня Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская,умерла при неудачных родах.

Вторая жена, Мария Федоровна (Вюртембергская принцесса София- Доротея- Августа) родила Павлу Петровичу 10 детей, из которых лишь один умер в младенчестве, а из 9 оставшихся двое, Александр и Николай, сделались российскими самодержцами.

Когда в 1777 году у них родился первенец, Екатерина II нанесла сильный удар душе Павла Петровича - доброму семьянину и не дала ему стать счастливым родителем.

Екатерина II только издали показала родителям рожденного мальчика и унесла его к себе навсегда. Так же она поступила и с другими его детьми: сыновьями Константином и Николаем и двумя дочерьми.

Вскоре после смерти императора Павла Первого в Германии вышла первая в истории книга о нем. Вскоре появился и русский перевод - "Жизнь Павла Первого, Императора и Самодержца Всероссийского." Писанная на немецком языке Российской службы офицером (перевёл В.С. Кряжев). Москва, 1805, в привилегированной типографии Кряжева и Мея.

«С начала его царствования, - пишет автор, - мудрость подкреплялась властию, и народ, чувствовавший блаженство свое, любовью и благодарением жертвовал благотворителю своему. Благомыслие и великодушие были прирожденные ему добродетели и не могли затменены быть горячностью».

Политика Павла Первого:

Ослабление позиций дворянства - например, были введены телесные наказания за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения. В 1798 году Павел I запретил дворянам, прослужившим офицерами менее года, просить отставку.

Манифестом о трёхдневной барщине Павел запретил помещикам отправление барщины по воскресным дням, праздникам и более трёх дней в неделю.

Была отменена разорительная для крестьян хлебная повинность и прощена недоимка подушной подати.

Началась льготная продажа соли. Из государственных запасов стали продавать хлеб, чтобы сбить высокие цены. Эта мера привела к заметному падению цен на хлеб.

Было запрещено продавать дворовых людей и крестьян без земли, разделять семьи при продаже.

В губерниях было предписано губернаторам наблюдать за отношением помещиков к крестьянам. В случае жестокого обращения с крепостными губернаторам было предписано докладывать об этом императору.

Восприятие Павла потомками весьма предвзято. В дореволюционной, а потом и советской историографии выпячивались в основном только негативные стороны его правления.

_______________________

На тему Мальтийского Ордена и его отношения к России мы можем порекомендовать роман "Мальтийская цепь" М.А.Волконского

Михаил Николаевич Волконский (1860—1917) — «русский Дюма», как называли его современники, написал более двадцати исторических романов и повестей. Представитель старинного рода, ведущего свое происхождение от Рюрика, князь Волконский был хорошо известен не только как непревзойденный романист, но и как талантливый драматург и издатель знаменитой «Нивы». В основе увлекательных произведений писателя — неофициальная история России, сплетающаяся из множества интриг, тайн, приключений и мистики. Роман «Мальтийская цепь» повествует о последних годах царствования Екатерины II и сменившем ее на троне Павле I, который обрисован автором весьма уважительно и благожелательно.

Аудиоверсия романа "Мальтийская цепь"

Наши представления о том периоде истории российских орденов, который приходится на краткое царствование Императора Павла I, до сих пор, в сущности, ограничиваются изложенным И.Г.Спасским в книге "Иностранные и русские ордена до1917 года", изданной еще в 1963 г. Здесь отмечено, что "в начинаниях Павла противоречиво сочеталось стремление вернуть ордена к их древним канонам с последовательной централизацией управления ими". Руководствуясь этими принципами, Павел объединил все ордена в единый Российский Кавалерский Орден,признав их только его "именованиями" или классами. В число российских орденов был включен раздававшийся в России в царствование Екатерины II от его имени орден Св. Анны, разделенный на три степени, но проигнорированы ордена Св. Георгия и Св. Владимира. Утвержденное Павлом I 5 апреля 1797 г. "Установление для Кавалерских Российских орденов" в основных своих положениях действовало до1917 г. Наряду с положительным значением этого документа, И.Г.Спасский отметил также и то, что после Павла проведенное им объединение орденов "всерьез не воспринималось и отразилось лишь в некоторых правилах награждений, ношения знаков и лент и т.д.".

Книга "Иностранные и русские ордена до 1917 г." представляет собой хорошо написанный научно-популярный очерк, а для этого жанра характерно обобщенный взгляд на предмет, без излишней детализации, что обусловливает использование довольно ограниченного круга источников. В него, как правило, не входят ни архивные документы, ни воспоминания современников, как раз те источники, которые подчас могут обогатить наше историческое знание весьма интересными деталями. В этом отношении представляют интерес документы Капитула Орденов, хранящиеся ныне в Российском Государственном Историческом архиве.

Странное впечатление оставляет сравнение орденских дел времен Екатерины II и Павла I. Тощие Павловские томики составляют резкий контраст с довольно объемистыми томами екатерининского времени. По мере ознакомления с самими документами это впечатление усиливается. Если Екатерининские именные указы Кавалерской Думе Военного ордена Св. Георгия и другие документы, за исключением автографов самой Императрицы, написаны четким писарским почерком, то так называемые "Именные указы Орденскому Капитулу" Павла I содержат в себе написанные скорописью документы, носящие иногда случайный характер.

О переменчивом характере Императора свидетельствуют находящиеся в этих делах письма генерал-адъютанта А.И. Нелидова Канцлеру Орденов князю А.Б. Куракину. 23 февраля 1798 г. он пишет: "Государь Император Соизволил указать препроводить приложенный при сем орден Святого Князя Владимира 4 й степени снятый с бывшего в войске донском Полковника Грекова"; а через четыре месяца, 1 июля 1798 г. - "Доставленные в Орденскую Канцелярию ордена снятые с подполковников Лейб казачьего полка Грузинова 2 го и войска донского Грекова, покорнейше прошу вашего Сиятельства приказать прислать ко мне оные, для возвращения к означенным подполковникам, кои прощены уже Его Императорским Величеством". Подполковник Грузинов 2 й - это, по-видимому, Петр, тот самый, который потом был казнен в Черкасске вместе со своим братом полковником Евграфом Грузиновым.

Характерные для Павла в определенных пределах справедливость и благородство демонстрирует указ Кавалерской Думе ордена Св. Георгия 24 ноября1796 г. "Флотской Артиллерии Капитану третьего ранга Каспару Вюльфингу, у коего пожалованная ему при отставке за тяжкими ранами из Кавалерской думы пенсия, по триста рублей на год, остановлена по причине что он получал некоторое от болезни облегчение, из усердия своего вступил таки в службу и определен к делам в Адмиралтейской Коллегии, повелеваем ту пенсию производить по смерть его неотъемлемо".

Документы свидетельствуют и о том, что вначале царствования Павла I продолжалось назначение пенсий из процентов с капитала ордена Св. Георгия. Так, указом 29 ноября 1796 г.: "Прапорщику Ивану Никитину, НАШЕЮ Военною Коллегиею от полевой службы, сего года Октября 12, уволенному за ранами во время минувшей Шведской войны полученными; всемилостивейше повелеваем производить по смерть пенсию по Чину Его, из процентов военным Орденом от Капитала его приобретаемых". Тем не менее, сам орден Св. Георгия оказался в опале. От окончательного уничтожения его спасла Е.И. Нелидова, та самая, о которой А.С. Шишков написал: "О, если бы при царях, а особливо строптивых и пылких, все были Катерины Ивановны!". Причем спасала она орден дважды.

Первый раз это случилось в конце 1796 г.,когда Император решил отменить орденский праздник 26 ноября. Узнав об этом, она 24 ноября написала ему письмо - замечательный образец эпистолярной публицистики. Дважды опубликованное в конце XVIII столетия, оно позднее как-то выпало из внимания историков-фалеристов, поэтому приведу его целиком: "Узнаете ли вы голос той, которая всегда была другом вашей славы, и отвергнете ли вы ее усердие в обстоятельствах, которые она считает к ней прикосновенными? Я побоялась чтобы то, что я слышала на счет ордена, единственного утешения и награды стольких людей, столько раз проливших кровь свою за отечество, было правдою, и я попросила человека, которому я доверяю, словом г. Плещеева, заехать ко мне: я хотела чрез него передать вам мои желания, и сердце мое, кроме того, внушило мне написать к вам. Именем Бога, государь, да не выкажет ваше величество неуважения, да не обнаружите вы пренебрежения к ордену, установленному для того, чтобы награждать усердие и храбрость ваших подданных. Подумайте, государь, о том, что в течение долгого времени этот знак отличия был наградою за пролитую кровь, за члены, истерзанные на службе отечеству. Сжальтесь над столькими несчастными, которые утратили бы все, увидев, что их государь оказывает презрение тому, что составляет их славу, свидетельствуя о их мужестве. Если вы, государь, имеете намерение упразднить этот орден, - вы, переставая возлагать его на ваших подданных, тем самым упраздните его, но до того времени удостойте почета носящих его, становясь при случае во главе их. Ваше величество можете найти разные предлоги, чтобы самому им не украшаться, как, например, тот, что вы не успели его заслужить, так как обстоятельства не дали вам к тому случая, при чем вы, умея ценить заслуги тех, которые его носят, все-таки можете поставить в удовольствие доказать им ваше уважение вашим присутствием. Простите меня, государь, если мое усердие нескромно; но пока я буду принимать к сердцу вашу славу, и пока любовь к вам ваших верноподданных будет предметом моих желаний для вас, я буду считать моим долгом раскрывать вам мое сердце на счет всего, что может касаться лично вашего императорского величества. В таких чувствах относительно моего государя считаю я долгом жить и умереть".

Во второй раз - в дни коронации в апреле 1797г. Изначально в утвержденное 5 апреля 1797 г. "Установление для Кавалерских Российских орденов" были включены статуты лишь орденов Св. Андрея Первозванного, Св. Екатерины, Св. Александра Невского и Св. Анны, а об орденах Св. Георгия и Св. Владимира было сказано лишь, что суммы, ранее выделявшиеся на их содержание, "должны тотчас вступить под управление Российского Кавалерского Ордена силою сего Статута учреждаемого, с тем, чтоб действительно ныне получающие пансионы пользовалися ими по смерть их, на ваканции же вновь не помещая, обратить уже все остающияся суммы на сие Наше установление". Вновь Е.И. Нелидова ходатайствовала у Императора за сохранение ордена и добилась того, что 14 апреля состоялся особый указ, которым провозглашалось, что "орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия остается на прежнем своем основании, как и Статут его".

Для ордена наступил период какого-то полу существования. Награждения им не производились, хотя прошения о выдаче ордена за выслугу лет еще продолжали поступать в Капитул. На одно из таких прошений, поданное генерал-майором Кноррингом, 20 ноября 1797 г. последовал категоричный ответ: "Не получая прежде ордена Святого Георгия, теперь еще менее иметь его вы можете, по той причине, что оный более не дается". Тем не менее, Высочайшим повелением 31 декабря 1797г. был установлен орденский костюм, состоящий "в оранжевом бархатном супервесте, с черными широкими на переди и сзади бархатными же крестами, обшитом вокруг золотою с канителью бахромою", который кавалеры должны были надевать для участия во всех орденских праздниках при Дворе. Их участие в этих праздниках зафиксировано в "Камер-фурьерском церемониальном журнале", причем обращает на себя внимание тот факт, что при выходе во время этих праздников кавалеры ордена Св. Георгия шли первыми , то есть этот орден при Павле I считался самым младшим из российских орденов. Только в 1800 г. день 26 ноября при Дворе празднован не был. Нетрудно заметить, что Павел действовал именно так, как советовала ему Е.И. Нелидова.

Примечательно, что "Камер-фурьерский церемониальный журнал" при описании различных орденских церемоний нигде не упоминает Владимирских кавалеров - этот орден был уничтожен Павлом безусловно.

Впрочем, иногда у Павла все-таки прорывалось его пренебрежение Военным орденом. Н.А. Саблуков в своих записках рассказывает, что П.В. Чичагов, ставший впоследствии при Александре I морским министром, "должен был отправиться под арест за резкий, почти дерзкий ответ императору. Однако Чичагов воспротивился этому приказанию и не хотел идти под арест, ссылаясь на привилегии, связанные с георгиевским крестом, кавалером которого он состоял. Взбешенный этим сопротивлением, император велел сорвать с него георгиевский крест, что и было исполнено без всякого колебания дежурным генерал-адъютантом Уваровым".

Вернемся, однако, к томам орденских дел времени царствования Павла I ипопытаемся объяснить такое странное их содержание.

По-видимому, Император, стремившийся сам во все вникнуть и везде навести порядок, просто не имел возможности посвящать больше времени орденским делам: подсчитано, что во время царствования Павла I издавалось в среднем 42 законодательных акта в месяц. Надо полагать, что "Установление для Кавалерских Российских орденов" было разработано им еще до вступления на престол, об этом косвенно свидетельствует упомянутый в "Записках графа Е.Ф. Комаровского" факт награждения 2-й степенью ордена Св. Анны уже в день смерти Екатерины II, хотя официально эта степень была введена только 5 апреля 1797 г.: "В тот день, как императрица занемогла, в карауле стоял Семеновский полк, а в день ее кончины Измайловский, и капитан был П.А. Талызин, мне хотелось с ним видеться, и я зашел в караульню; мы обнялись и оба заплакали, равно и все бывшие в карауле офицеры. Я увидев на столе Анненский крест, на узкой ленте, спросил у него, что это значит. Он мне отвечал: "сейчас мне принесли, и сказали, что это второй класс Анненского ордена, которым император меня пожаловал, и что оный должно носить на шее". Прежде мы знали только ленту со звездою сего ордена". Можно согласиться с Н. Я. Эйдельманом, справедливо указавшего на то, что "воля императора опережала действующие законы, и часто задним числом оформлялись уже совершившиеся деспотические действия", но изготовление орденских знаков требует времени и значит, они были заготовлены заранее.

Зная особое пристрастие Павла к порядку, неожиданно видеть в делах Орденского Капитула указы о награждении нижних чинов "орденом Св. Анны 4-йстепени", собственноручно им подписанные. Эта степень появится у ордена только через 20 лет, а здесь конечно имеется в виду солдатский Знак отличия, "аннинская медаль", как его сейчас называют. Таким образом, Император сам не всегда следовал установленным им же законам и правилам.

Есть и еще одна причина объясняющая малочисленность документов этого времени - чиновники Капитула просто боялись какой-либо инициативой вызвать на себя гнев Императора. При его характере вспышку гнева, чреватую серьезными последствиями для провинившегося, могла вызвать любая мелочь. Поэтому, стоя перед выбором быть наказанным либо за бездеятельность, либо за усердие не по разуму, они предпочли заниматься написанием только самых необходимых бумаг.

Страница 1

В 1797 году Имп. Павел I принял на себя обязанности протектора Мальтийского ордена. Это звание налагало на него известные обязанности по отношению Ордена, особенно когда в июне следующего года молодой французский Бонапарт захватил Мальту. В это тяжелое для державного Ордена время только Имп. Павел оказал действенную помощь ему. Русский император не только дал ему убежище в своей столице и обеспечил пребывание Ордена в России материально, но и распространил деятельность его на русской территории восстановлением польского католического и учреждением русского православного Великого Приорства.

Захватив Мальту, французы выслали русского посланника и объявили жителям острова, что всякий русский корабль, появившийся у их берегов, будет немедленно потоплен. Имп. Павел был глубоко возмущен подобным поступком французов. Не прошло и двух месяцев после захвата Мальты генералом Бонапартом, как русская эскадра адмирала Ушакова совместно с турецким флотом приняла участие в действиях против Франции в Средиземном море. Захватив Ионические острова, русские готовились уже овладеть Мальтой, но англичане предупредили их. Нежелание Великобритании вернуть остров Ордену, не дало возможности дальнейшим событиям завершиться в благоприятном для него направлении.

Осенью этого же года совершилось важное событие, окончательно привязавшее ими. Павла к Ордену: сановники и кавалеры Российского Приорства, собравшись в С.-Петербурге, торжественным актом от 15 август 1798 года признали великого магистра Ордена фон-Гомпеша виновным в сдаче острова Мальты французам, объявили его низложенным и просили Царя-Протектора принять Мальтийский орден в свое державство. 29 ноября того же года, в торжественной обстановке, император Павел возложил на себя знаки нового сана: белый мальтийский крест, рыцарскую мантию, корону и меч, осуществив таким образом, личную унию ордена с Российской империей. К императорскому титулу поведено было прибавишь слова: -"Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского", а в государственном гербе на грудь орла возложен был мальтийский крест, существовавший здесь в течение двух с половиной лет". (16)

Павел I издал манифест об "Установлении в пользу российского дворянства ордена св. Иоанна Иерусалимского". Новый российский мальтийский орден состоял из двух отделов: православного и католического.

"Разрешено было также учреждать с Высочайшего соизволения родовые командорства по примеру других стран. Подобные наследственные командорства сохранялись в роду графов Салтыковых, князей Белосельских-Белозерских, князей Долгоруких, графов Шереметевых, Кологривовых, графов Мордвиновых, Валуевых и других. Однако, Имп. Павел смотрел на Орден с его дворянскими установлениями не как на сословие или класс, а как на некоторое духовное начало, которое должно было приобщить к царству благородства и чести широкие народные массы и создать новую аристократию духа. С этою целью он всячески стремился облегчить доступ в Орден лиц недворянского происхождения, установив для них звание почетных кавалеров и награждая их мальтийскими крестами. С этой же целью он повелел выдавать всем нижним чинам за двадцатипятилетнюю беспорочную службу медные мальтийские кресты, так называемые "донаты ордена св. Иоанна Иерусалимского". Российский император понимал, что равнение по низшим есть разгром человеческой культуры, видел внутреннее духовное оправдание не в демократизации общества, но его аристократизации.

Так возглавление Мальтийского Ордена Российским Императором перешло в историю Ордена, как славная страница первой великой борьбы с разрушительными идеями французской революции 1789 года, ныне нашедшими свое развитие и завершение в большевизме".

"Павел I, - пишет Н. Былов, - берет на себя возглавление католическим орденом с титулом великого магистра. И это в нем вовсе не компромисс с своей совестью или безразличие к той и другой религии. В Гатчинском дворце долгое время показывали коврик, протертый посередине от коленопреклоненных ночных молитв Павла Петровича, тогда еще наследника. Кто читал записки Порошина, воспитателя наследника или отзывы митрополита Платона Левшина, его законоучителя, для того приверженность государя к православию не подлежит сомнению. Оставаясь самим собою, Павел I подает нам пример такой широты и смелости в понимании христианства, которые стоят совсем особняком в истории России и Европы. Припомним, что и в староверах он умел, прежде всего, видеть христиан, достойных всякого уважения.

Чеченский конфликт
В 1992 году состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. Ещё осенью 1991 года там распущен Верховный Сове и в конце октября 1994 года проведены выборы президента Чеченской Республики. Президентом Чечни стал генерал в отставке Джохар Мусаевич Дудаев. 1 октября он объявил о государственном суверенитете Чеченск...

Партия большевиков во главе народа
Во главе революционных выступлений рабочего класса, крестьянства и солдат стояла партия большевиков. Большевики вели революционную работу в обстановке преследований, арестов, травли со стороны буржуазных партий и оппортунистов. Депутаты-большевики Государственной думы за антивоенные выступления были арестованы и высланы в Сибирь, многие...

Военные планы Германии
Стремясь избежать войны на два фронта, Германия первый удар нанесла по Бельгии и Франции. План германских генералов состоял в том, чтобы разгромить Францию в «молниеносной войне» и затем все силы бросить на Восточный (русский) фронт. В начале войны основные действия против России должна была вести Австро-Венгрия. Германские армии, разгр...

215 лет назад, в самом конце 1798 года, россий-ский император Павел I был провозглашён Великим магистром Мальтийского ордена.

Этому не помешал тот факт, что Павел был, во-первых, женат. Во-вторых, он вообще исповедовал православие, в то время как рыцари были католиками.

Коварный Нельсон

Орден Святого Иоанна Крестителя , он же орден госпитальеров, был основан во время Первого крестового похода в конце XI в. Мальтийским орден стал называться после изгнания арабами рыцарей с о. Родос, откуда они перебрались на о. Мальту. Отношения России и Мальты установились ещё при Петре I , а к концу XVIII в. рыцарям без нашей страны стало не прожить. В ходе Египетской кампании Наполеон захватил Мальту и изгнал оттуда рыцарей, многие из которых нашли приют в России. Считавший себя рыцарем Павел I благосклонно отнёсся к изгнанникам, а те избрали его Великим магистром. Протеста от Папы не поступило.

Многие европейские страны не оспаривали легитимности выбора нового гроссмейстера ордена. Английский адмирал Нельсон , подходя с флотом к Мальте, обратился к императору Павлу как к Великому магистру с извещением о предстоящем назначении им капитана Белла комендантом острова. Адмирал просил считать это назначение временным до тех пор, пока Павел не назначит на этот пост кого-либо по своему усмотрению. Согласие было получено, и более того - Павел присвоил капитану Беллу звание командора Мальтийского ордена.

Слова своего Нельсон не сдержал и после изгнания французов с Мальты восстановил в ордене власть прежнего Великого магистра. А ведь Павел уже считал Мальту своей и даже повелел изготовить новые географические карты, на которых она обозначалась как губерния Российской империи! Это событие не только оттолкнуло Павла I от Англии, но и, возможно, заставило его затеять казачий поход на Индию.

Сами же кавалеры Мальтийского ордена, добравшиеся до России, были причислены к русскому дворянству. Многие из них получили должности при дворе и в армии, а 26-летний кавалер ордена Юлий Литта стал самым молодым генералом русской армии. Кстати, 90% своих доходов до 1810-х годов Мальтийский орден получал из России, лишь 10% приходило из Западной Европы. Но после убийства Павла история русских мальтийцев подошла к концу.

Тайное и явное

Мальтийский орден не является государством в полном смысле слова, но дипломатические отношения с ним поддер-живают более 100 стран мира, в том числе и Россия. Современное устройство Мальтийского ордена - монархия во главе с Великим магистром, который имеет титул князя Священной Римской империи.

Официальное название ордена с первого раза и не запомнишь: Суверенный военный орден рыцарей госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты. У него есть герб, флаг, гимн и даже своя валюта. Резиденция ордена находится в Риме (там ему принадлежит здание на виа Кондотти) и большом замке на Мальте. По территории «орденское государ-ство» (если сложить площадь обоих зданий) в 12 раз меньше Ватикана, а его подданных по всему миру насчитывается лишь около 13 тыс. человек. Среди них - главы королевских семей, видные политики. В орден вступить нельзя, но туда могут призвать. Этим орден отличается от масонских лож, с которыми его часто и несправедливо путают.

Мальтийский орден - организация католическая и к масонству отношения не имеющая. Так, во всяком случае, уверял первый консул Мальтийского ордена в Москве Никола Саворетти . Однако в истории были случаи обращения масонов в мальтийских рыцарей и наоборот. Достаточно вспомнить того же императора Павла I, который в молодости увлекался масонством.