Как правильно читать лекцию. Методические рекомендации как читать лекцию

Игорь Стрелков (Гиркин) 14 апреля прочитал лекцию (именно так назвал свое выступление сам автор) на тему "Геополитические конфликты на постсоветском пространстве". Мероприятие проходило в РАНХиГС.

Непосредственно перед лекцией Стрелков сделал потрясающие вступление (стенограмму вступления можно прочитать в конце статьи):

На основе выступления новоиспеченного лектора я составил памятку "Как не надо читать лекции", проиллюстрировав каждый пункт цитатой Стрелкова:

1. Не надо рассказывать, что вы не изучали предмет, по которому собираетесь читать лекцию. И вообще, лучше воздержаться от чтения лекций на темы, в которых вы не разбираетесь.
"Я хотел сказать, что, действительно, поскольку политология - это не та наука, которую я всегда изучал... "

2. Не надо говорить, что тема слишком сложная для вас. И опять же, лучше воздержаться от чтения тем, с которыми вы не справляетесь.
"...тему «Геополитические конфликты на постсоветском пространстве» обозначили очень серьезно, я не обещаю, что я ее отражу ее в какой-либо полной мере ..."

3. Не надо говорить, что вы не умеете читать лекции и предпочли бы другой формат общения. Если считаете, что можете более доступно изложить своим мысли в другом формате, то зачем вообще читать лекцию? Используйте удобный для вас формат.
"Остальное, я думаю, мы сможем обсудить в рамках живой беседы. Я думаю, что это у меня лучше даже в какой-то степени получится ."

4. Не надо говорить, что вы читаете лекцию только потому, что у вас есть некоторый текст. Наличие у вас текста не является основанием для его публичного чтения.
"Тем не менее текст написан, и я его, с вашего позволения, все-таки прочту ".

5. Если лекцию написали не вы, то не рассказывайте, что писали сами. Просто умолчите об этом. А то слушатели сразу поймут, что текст написал кто-то другой. И не в коем случае не говорите, что такой-то человек не писал эту лекцию. Вы этим выдадите реального автора.
"...поскольку писал сам, писал вживую... Аппарата какого-либо, который готовит для меня в движении «Новороссия» тексты и речи не существует ".

9. Не говорите, что ваша лекция - это просто компиляция чужих трудов. И уж тем более не хвастайтесь этим - компиляция чужих текстов не повод для гордости.
"Конечно, не могу сказать, что вот совсем все, поскольку я много читаю. И читаю различных публицистов, ученых. Поэтому, наверняка, текст является частично компиляцией, частично заимствованием. Но тем не менее все-таки я комплектовал его сам ".

10. Не надо предупреждать, что вы не владеете научно-справочным аппаратом.
"...не владею ни научно-справочным аппаратом ..."

11. Не надо предупреждать, что вы неспособны обосновать ваши выводы. Лучше воздержитесь от тезисов, которые не можете доказать.
"Не ожидайте от меня научного обоснования суждений, как и ссылок на труды известных политологов и научно-справочный аппарат ".

12. Ни в коем случае не говорите, что писали лекцию на коленке. Это крайнее неуважение к слушателям.
"Лекция писалась на коленке и не претендует на научность ".

Если захотеть, можно еще что-нибудь найти. А если серьезно, то это вступление - яркая иллюстрация ничтожности Гиркина. В этих двух абзацах весь его психологический портрет. Портрет труса и предателя, не отвечающего ни за что. Даже за свою лекцию, за которую он оправдывается еще перед прочтением.

Полный текст всутпления (курсивом выделен текст, который был прочитан по бумажке):

Я хотел сказать, что, действительно, поскольку политология - это не та наука, которую я всегда изучал… вот… и не владею ни научно-справочным аппаратом (ну это… я об этом я еще скажу в ходе лекции), поэтому на тему «Геополитические конфликты на постсоветском пространстве» обозначили очень серьезно, я не обещаю, что я ее отражу ее в какой-либо полной мере. Тем более, что стремился ну… задать как бы определенный вектор… а… этим текстом, который я вчера подготовил. А… Остальное, я думаю, мы сможем обсудить в рамках живой беседы. Я думаю, что это у меня лучше даже в какой-то степени получится. Тем не менее текст написан, и я его, с вашего позволения, все-таки прочту, поскольку писал сам, писал вживую. Ну и какой-какой законченный текст получился, лучше будет, если я его озвучу с бумаги.

ПС Если после этого вступления вы все еще хотите послушать лекцию Стрелкова, то это можно сделать

1. Личность лектора

  1. Личность человека играет значительно большую роль в его деловых успехах, чем глубокие знания.
  2. Не выступайте, когда Вы утомлены. Отдохните, восстановите свои силы, накопите в себе резерв энергии.
  3. Не делайте ничего, что могло бы подавить Вашу энергию. Она обладает магнетическим свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля с озимой пшеницей.
  4. Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что Вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе.
  5. Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что Вы рады находиться перед ними. « Подобное рождает подобное…»
  6. Соберите слушателей вместе. Очень трудно оказывать воздействие на них, если они разбросаны по разным местам.
  7. Не стойте на возвышении, а опуститесь на один уровень с ними. Сделайте Ваше выступление интимным, неформальным, превратите его в беседу.
  8. Позаботьтесь о том, чтобы воздух был свежим.
  9. Максимально осветите помещение. Стойте так, чтобы свет падал Вам прямо в лицо, и чтобы слушатели могли ясно видеть все его черты.
  10. Не становитесь за какими – либо предметами мебели.

2. Как начать лекцию

  1. Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время является исключительно важным, т.к. в этот момент ум слушателя свеж, и на него сравнительно легко произвести впечатление. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.
  2. Новички склонны начинать выступлениелибо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то, и другое обычно бывает неудачным. Говорите именно то, что Вы собираетесь сказать, скажите это быстро и сядьте на свое место.
  3. Покажите, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.
  4. Не начинайте ваше выступление слишком формально. Не показывайте, что Вы слишком тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным.

3. Как закончить лекцию

  1. Тщательно подготовьте концовку Вашей речи заранее. Прорепетируйте ее. Знайте, почти слово в слово, как Вы собираетесь закончить свое выступление. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику.
  2. Семь вариантов концовок:
  • резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые Вы затрагивали в своем выступлении;
  • призвать к действию;
  • сделать слушателям подходящий комплимент;
  • вызвать смех;
  • процитировать подходящие поэтические строки;
  • использовать цитату из Библии;
  • создать кульминацию.
  • Подготовьте хорошее начало и хороший конец выступления и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем Ваши слушатели захотят этого. Помните: « После пика популярности очень скоро наступает пресыщение».
  • 4. Как сделать ясным смысл вашего выступления

    1. Очень важно, но и очень трудно быть ясным.
    2. Делать незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями. Если Вы хотите дать ясное представление о величине России, то не надо приводить данные о ее площади в квадратных километрах; назовите страны, которые можно былобы поместить на ее территории.
    3. Избегайте специальных терминов, выступая перед людьми, не связанными с вашей профессией. Излагайте свои мысли настолько простым языком, чтобы они были понятны каждому.
    4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, применяйте экспонаты, картинки, иллюстрации.
    5. Будьте определенными. Не говорите слово « собака», если Вы имеете в виду

    « фокстерьера с черным пятном под правым глазом».

    1. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводите их конкретными примерамии случаями.
    2. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. Достаточно одного – двух разделов большой темы.
    3. Заканчивайте свое выступление кратким резюме высказанных Вами положений.

    5. Как заинтересовать слушателей

    1. Нас интересуют необычные факты об обычных вещах.
    2. Больше всего мы интересуемся собой.
    3. Человек, который побуждает других говорить о себе и о своихинтересах и умеет внимательно слушать, повсюду будет считаться хорошим собеседником, даже если он мало говорит.
    4. Оратор должен рассмотреть небольшое количество вопросов и проиллюстрированное их рассказами, представляющими интерес для слушателей с чисто человеческой точки зрения.
    5. Будьте конкретным и определенным.
    6. Насыщайте Вашу речь фразами, создающими образы,а также словами, которые вызывают перед Вашими глазами целую вереницу картин.

    6. Как улучшить свой слог

    1. У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы это говорим. Необходимая часть образования -точное и изысканное употребление родного языка.
    2. Ваша манера речи в значительной мере отражает Вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию.
    3. « Я отказался от газет в обмен на Тацина и Фукидида, Ньютона, Шекспира и Евклида, - писал Томас Джефферсон – Чувствую себя намного более счастливым».
    4. Читайте со словарем. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, что бы Вы могли запечатлеть их в своей памяти.
    5. Изучайте происхождение слов, которые Вы употребляете.
    6. Не употребляйте истертых и избитых слов. Будьте точными при выражении своих мыслей. Используйте синонимы.
    7. Не употребляйте таких стертых сравнений как, например, « холодный, как огурец». Стремитесь к свежести. Будьте своеобразным.

    7. Какразвить уверенность в себе

    1. Если в голове и сердце оратора действительно есть идея, внутренняя потребность высказаться, он может почти полностью быть уверен в успехе. Хорошо подготовленная речь – это 9/10произнесенная речь.
    2. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы извлечь что –то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения.
    3. Речь должнавызреть. Выберите тему на начале неделе, обдумайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят Вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время – когда Вы принимаете ванну, едете в центр города, когда Вы ждете, чтобы Вам подали обед. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех.
    4. После того, как Вы обдумали вопрос самостоятельно, идите в библиотеку и прочтите литературу на эту тему.
    5. Соберите значительно больше материала, чем Вы намерены использовать. Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто.
    6. Наполеон говорил, что « искусство войны – это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано». Это относится к публичным выступлениям в не меньшей мере, чем к военным действиям. Оратор, который не знает, кудаон идет, обычно приходит неизвестно куда.
    7. Оратор должен обстоятельно осветить вопрос, которого он касается, и больше к нему не возвращается.

    8. Методыоптимизациилекции

    1. Представление информации
    • Объявление темы
    • Обоснование темы
    • Постановка целей
    • Сообщение плана лекции
    • Изложение материала лекции
    • Подчеркивание связи с практикой
    • Установление связи с материалом других дисциплин
    • Высказывание собственного отношения к излагаемому материалу
    • Повторение сказанного
    • Выделение главного
    • Обобщение
    • Выводы
    1. Активизация познавательной деятельности
    • Проблемная ситуация
    • Анализ конкретной ситуации
    • Размышление вслух
    • Диалог
    • Дискуссия
    • Подчеркивание важности информации
    • Ответы студентов на вопросы
    • Выдача рекомендаций по самостоятельной работе

    3. Создание необходимого эмоционального настроя

    • Отступления
    • Жесты
    • Мимика
    • Улыбка
    • Одобрение
    • Похвала
    • Изменение интонации
    • Проявление неудовольствия
  • Организация поведения студентов
    • Использование приемовдля активизации внимания
    • Управление самостоятельной работой слушателей

    - темп

    - пауза

    • Указания для записи повторения
    • Замечания отдельным студентам
    • Нерабочий шум
    • Использование средств наглядности
    • Общая оценка качеств речи

    9. Методы оптимизации семинара

    1. Объявление темы
    • Обоснование темы
    • Формулировка целей
    • Сообщение плана практической деятельности
    • Подчеркивание практической значимости представляемой информации
    • Проявление собственного отношения к излагаемому материалу
    • Обобщение
    • Выделение главного
    • Выдача инструкций к деятельности
    • Ответы на вопросы студентов
    1. Выполнение групповых практических заданий
    • Выполнение индивидуальных практических заданий
    • Помощь со стороны преподавателя
    1. Проблемная ситуация
    • Анализ конкретной ситуации
    • Вопрос, активизирующий память
    • Вопрос, активизирующий мышление
    • Диалог
    • Дискуссия
    • Игровая ситуация
    • Размышление вслух

    4. Выполнение групповых контрольных заданий

    • Выполнение индивидуальных контрольных заданий
    • Самоконтроль
    • Взаимоконтроль
    • Самооценка
    • Обоснование оценок
    • Подведение итогов занятия
    • Выдача заданий к следующему занятию
  • Проявление доверия к слушателям
    • Отступление
    • Примеры
    • Жесты, мимика
    • Улыбка
    • Одобрение, похвала
    • Изменение интонации
    • Проявление неудовольствия
  • Использование приемов для активизации внимания
    • Замечание отдельным студентам
    • Замечание группе в целом
    • Оценка поступков слушателей
    • Деловое общение слушателей
    • Нерабочий шум
    • Активность студентов

    Логика проектирования современной лекции

    Как устроена хорошая современная лекция? Каким представлением о составе и логике хорошей современной лекции должен руководствоваться преподаватель при подготовке к ней? С чего начать? Как выбрать тему лекции? Как подготовить содержание и выбрать адекватный тип лекции?
    Ответим на эти и подобные вопросы в виде практичных рекомендаций преподавателю (11). Представим это как некую логику проектирования лекции. В наиболее конструктивном варианте она может быть состоять из следующих 11 шагов к успеху преподавателя (рис. 11):

    Рис. 11. Логика проектирования современной лекции

    · Анализ предлекционной ситуации
    · Изобретение замысла лекции
    · Обоснование целей лекции
    · Придумывание темы
    · Отбор содержания лекции
    · Выбор вида лекции
    · Разработка формы лекции
    · Разработка способов активизации внимания слушателей
    · Разработка способов поддержки понимания лекции
    · Разработка способов создания обратной связи
    · Изобретение формы завершения лекции

    Несколько практических советов преподавателю

    Нужно ли размышлять о целях лекции? Мудрецы говорят про это как-то так: «Для корабля, который не знает в какую гавань плыть никогда не бывает попутного ветра».
    Цели лекции это то, что отвечает на вопросы – зачем эта лекция? какой результат я как организатор процесса обучения планирую получить?
    Цель – это мыслительный образ будущего результата деятельности.


    Основные требования к формулировке целей:
    · они должны быть операциональны, т.е. должна быть возможность их проверки на достижимость;
    · они должны быть конкретны;
    · они должны быть сформулированы “на языке деятельности обучающихся”;
    · они должны быть реалистичны, т.е. иметь средства для обеспечения цели (время, способности лектора и др.).

    В начале выступления у вас есть всего 60 секунд, чтобы завладеть вниманием публики, войти в доверие к людям, сориентировать их в теме и настроить на дальнейшее слушание. Если вы потратите драгоценную вводную минуту на шутки, извинения, бесполезные детали, слова благодарности или бессвязные запинания, то внимание вашей аудитории будет безвозвратно потеряно. Подойдите к вступлению творчески. Это трудная задача для любого спикера, и вам придётся репетировать и отрабатывать цепляющее начало.

    1. Расскажите захватывающую историю

    Сторителлинг - один из самых мощных приёмов. С детства людям нравится слушать и учиться на историях. Сказочные герои, злодеи из баек у костров или театральные персонажи увлекают нас своими диалогами, конфликтами и судьбами. С их помощью мы набираемся житейского опыта и проводим параллели с собственной жизнью. Поэтому такой приём легко удерживает внимание любого человека.

    В идеале это должна быть личная история, объясняющая, почему вы озадачились темой доклада. Хотя подойдёт рассказ и о другом человеке, которого публика может узнать. Как вариант, раскройте басню, сказку, мудрость или историческое событие.

    Суть в том, чтобы за 60–90 секунд очаровать присутствующих и передать ключевую мысль всего последующего доклада.

    С какими проблемами по теме выступления вы (или кто‑то другой) столкнулись? Как их преодолели? Кто или что помогло или помешало вам? Какие выводы были сделаны? Что ваша аудитория должна получить и почувствовать после ознакомления с историей?

    2. Задайте риторический вопрос

    Риторические вопросы помогают убеждать. Если они продуманны и поданы в верной форме, аудитория последует тому пути, который задумал спикер. С их помощью легче склонить слушателей к своей точке зрения.

    Попробуйте своим вопросом пробудить любопытство людей и заставить их подумать над ответом.

    3. Озвучьте статистику

    Смелое заявление, содержащее статистические данные, идеально убеждает аудиторию внять вашим рекомендациям и следовать им в дальнейшем. Главное, чтобы эти цифры были напрямую связаны с основным посылом вашей речи.

    Например, вице‑президент по продажам ведущей американской компании в области здравоохранения успешно продвигает программное обеспечение для больниц, используя этот метод. Она начинает с сухих, но впечатляющих цифр: «Врачебные ошибки стали третьей главной причиной смерти после болезней сердца и раковых заболеваний. Речь идёт о 400 тысячах случаев в год. Это гораздо больше, чем считалось ранее. Мы хотим создать мир без врачебных ошибок, и нам нужна ваша помощь».

    4. Используйте мощную цитату

    Приведите мудрые слова известного человека, чьё имя добавит вашей речи веса и одобрения. Но цитата должна быть уместной: иметь значение и актуальность именно для вашей аудитории.

    Представьте, что вы убеждаете группу людей достичь согласия или ведёте семинар по регулированию конфликтов. Начиная переговоры, вы бы могли привести слова Марка Твена: «Если два человека согласны во всём, в одном из них нет нужды». А следующее предложение должно настроить на единство: «Даже при том, что не все из нас одинаково видят выход из проблемы, усилия каждого крайне важны в достижении соглашения».

    5. Покажите эффектную фотографию

    Картинка стоит тысячи слов. А может быть, и больше. Поэтому, когда это возможно, используйте снимки вместо текста. Качественное фото облегчит понимание, захватит воображение аудитории и сделает доклад более запоминающимся.

    Например, президент компании по продаже электрооборудования умело вдохновил своих менеджеров на сокращение расходов. Вместо того чтобы показать им обыденные диаграммы, графики и таблицы, он открыл заседание довольно странным вопросом: «Почему затонул „Титаник“?»

    Все в унисон ответили о столкновении с айсбергом. Тогда глава компании вывел на общий экран изображение айсберга: его верхушка была видна над водой, но гораздо большая часть скрывалась под поверхностью. «То же самое ждёт и нашу компанию. Скрытые расходы - та самая подводная опасность, которая и потянет нас на дно». Эта визуальная метафора вдохновила управленцев, а их предложения по экономии в итоге спасли миллионы долларов.

    6. Добавьте наглядности

    Для этого используйте какой‑то тематический реквизит. Он приковывает внимание аудитории и помогает подчеркнуть ваши доводы.

    Например, руководитель одной крупной страховой компании, заядлый любитель тенниса, хотел ярко начать годовое собрание и сделал это с помощью эффектного удара ракеткой. Таким образом он выразил свою целеустремлённость, «выиграл очко у конкурентов», сплотил команду и в конечном счёте «завоевал Большой шлем». В течение следующих лет всех спикеров сравнивали с ним и его умением произнести мотивирующую речь.

    Подумайте о том, как бы вы могли использовать настенные часы, красочную сумку, пучок морковки, жонглирование шарами или манипуляции с картами, чтобы увлечь слушателей, добавить юмора и донести свою основную идею.

    7. Запустите короткое видео

    Представьте: вы начинаете выступление перед производственным отделом с ролика, в котором довольные клиенты дают положительную характеристику вашему товару. Или вы открываете мероприятие по сбору средств для вымирающих видов животных мини‑фильмом об амурском леопарде и его потомстве.

    Видео вызывает эмоциональную реакцию. В отличие от слов и слайдов, короткометражка легче цепляет аудиторию, добавляет драматичности и быстрее передаёт суть происходящего.

    А какие приёмы используете вы? Делитесь в комментариях.