Изучаем букву е с дошкольниками. Звук и буква Е: обучение грамоте

Здравствуйте, Друзья!

Знакомство с буквами можно начинать с 3-4 лет, но все индивидуально и особо настаивать, тем более говорить ребенку, что сейчас мы сядем и будем учить буквы или что-то в таком духе категорически НЕ НАДО. Я уже говорила, чтобы ребенок заинтересовался буквами и стал САМ спрашивать взрослых, — Что это за буква? Буквы должны быть у Вас в доме: на кубиках, в книжке-азбуке , настенном алфавите и т.д.

Я выкладываю информацию о буквах на своем сайте почти ежедневно, но это не значит, что также быстро нужно учить с ребенком буквы. Сделайте закладку на мой сайт и учитесь не торопясь, хоть сколько времени. Что не понятно или возникают какие-либо трудности — задавайте вопросы через

Успехов Вам в обучении.

И сегодня мы продолжаем. Теперь вы уже знаете буквы А, Б, В, Г, Д.

На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую - красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е справа.

Е- это гласная буква.

Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются с Е.

Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.

Сложи фигуру из семи палочек. Чем отличаются? Убери две палочки так, чтобы получилась буква Е.


Допиши букву Е. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Напиши по образцу.

Скопировать все картинки на свой компьютер можно так:

Правой кнопкой мышки щелкните на картинку в появившемся диалоговом окне выберите «Сохранить картинку как» и сохраните в любом удобном месте (папке) у себя на компьютере. Затем можете распечатать все картинки на принтаре. Вы также можете сами по данным образцам написать на листе бумаги все задания и заниматься со своим ребенком.

Расскажите своим друзьям, у которых детки тоже готовятся к школе.

С уважением — Лидия Витальевна.

Задания для детей, которые помогают в изучении буквы «Ё, ё».

Дошкольнику остается совсем немного времени до первого звонка и первого урока в стенах школы, именно поэтому проблема чтения становиться чрезвычайно актуальной. Первостепенная задача родителей – это обустроить учебный процесс так, чтобы у ребенка не пропало желание обучаться и познавать мир с пользой для себя. Занятия, которые проводятся с дошкольниками, должны иметь своей целью мотивацию, а самое главное желание и интересы самого ребенка.

Если вы захотели обучить своего ребенка чтению книг, то, прежде всего, стоит начать с запоминания и применения букв. Учить их нужно не в алфавитном порядке, но и не в хаотическом.

Сегодня мы подробнее остановимся на изучении буквы «Ё,ё». Задания довольно просты в исполнении и предназначены так же для занятий с группой детей.

Карточки с картинками на букву «Ё» .

Задания для детей «Буква Ё»

Буква «Ё,ё» очень хорошая подруга буковки Е, но она ужасно колючая. Вы спросите почему? А все потому что, на букву Ё начинаются такие слова: Ёлка, Ёрш, Ёж. Правописание большой и маленькой буквы ё значительно отличается, именно поэтому некоторые задания будут рассчитаны на запоминание именно написания это буквы, а некоторые на запоминание её звуковой части.

Задание «Кружочки»
Цель: закрепить в сознании детей знание о букве ё; развитие творческого мышления.
Материалы: фото с различными предметами, карандаши красного цвета.
Задание: необходимо дать ребенку картинки и выявить вместе с ним все те, предметы, которые начинаются с буквы «Ё,ё». Попросить обвести предметы, начинающиеся с этой буквы. После этого попросить ребенка раскрасить большую и маленькую букву «Ё,ё» в названии данных предметов.

Задание «Вставь букву»
Цель: развитие художественных способностей ребенка; принятия решений в необычной ситуации; углубление представлений ребенка о букве «Ё,ё».
Материалы: карандаши, изображение ёлочки и ёжика.
Задание: нужно дать ребенку картинки и попросить определить, кто там изображен? После необходимо вместе с ребенком их раскрасить и вставить первую букву (_лочка, _жик).

Рассказы для закрепления буквы «Ё» с картинками вместо слов .

Задание учимся писать «Ё»
Цель: лучшее запоминание написания буквы «Ё».
Материалы: картинка с изображением 5 букв Ё, 5 карандашей разного цвета.
Задание: попросить ребенка карандашами разного цвета разукрасить 5 бук «Ё».

Задание «Найди букву»
Цель: развитие внимательности у ребенка; закрепление образа буквы «Ё» в сознании ребенка.
Материалы: 5 карточек с разными буквами алфавита(А,В,Д.Ё,Е).
Задание: Разложить перед ребенком карточки и дать ему минуту посмотреть на буквы. После этого перемешать их и попросить найти из них карточку, на которой изображена буква «Ё».

Задание «Мягкая буква»
Цель: изучение буквы «Ё» с разных сторон; выявление её особенностей.
Материалы: карточки, на которых написаны слоги, в состав которых входит буква Ё(первые три карточки: МО, СО, ЛО; вторые три: МЁ, СЁ, ЛЁ).
Задание: помочь ребенку прочитать слоги по очереди вначале первые три, а после вторые. Обратить внимание на то, что слоги, в состав которых входит буква Ё звучат на много мягче чем первые три слога.

Задание «Совмести картинки»
Материалы: три фотографии с изображением орла, осла и овса. Три карточки с названиями (орёл, осёл, овёс).
Задание: нужно совместить название и картинки, а после посчитать сколько букв ё используется в трех названиях.

Видео урок для детей «Буква Ё»

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: знакомство с особенностями буквы “Ее” в разных позициях.

  1. Формировать четкое представление о том, что буква “Е” в начале слова и после гласной буквы дает два звука [й, э], а после согласных букв дает один звук [э] и смягчает его.
  2. Способствовать развитию сознательного выразительного чтения слогов, слов, речи, фонематического слуха и культуры звукопроизношения.
  3. Воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.

Ход урока

1. Мобилизующее начало (орг. момент) 2-3 мин

(Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, дисциплинированность)

– Прозвенел звонок, начинаем мы урок!

– Садитесь, ребята. (1 слайд)

2. Сообщение темы урока. (5-7 мин)

– Послушайте и отгадайте загадку. (2 слайд)

Их всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоят колючие как ежи,
Зимою в платье летнем. (Ели)

(3 слайд)

– Произнесите это слово орфоэпически. Произнесите первый слог. Из каких звуков состоит первый слог? [Й, Э].

– Произведем звуко-буквенный анализ слова ЕЛИ.

– Какие буквы слышите? Сколько их? (3)

– Какие звуки слышим? Сколько их? (4)

[Й] – согласный, мягкий

[э] – гласный твердый

[л]– согласный, звонкий, мягкий

[и] – гласный, мягкий

Слово появляется значками (4 Слайд)

– Итак, что мы будем изучать на уроке? (Изучать букву е, которая дает два звука в начале слова). Буква е не проста, вы сейчас сами в этом убедитесь. (5 Слайд)

3. Чтение слогов и слов (7-10 мин) (6 слайд)

Прочитываем все слоги по столбикам.

– Сравните слоги в каждом столбике.

– Где находится буква “Е” в первом столбике слогов? (вначале) Какие звуки она дает? (два звука)

– Где находится буква “Е” во втором столбике? Какие звуки она дает? (дает два звука)

– Где находится буква “Е” в третьем столбике? После каких букв она написана? Какой звук она дает? (смягчает предшествующий согласный и дает звук [э]).

Прочитываем слова. МЕЛ, ЕЛИ, УМЕЛЫЕ.

Звуко-буквенный анализ слов. (7 слайд)

– Сделаем вывод:

Какие звуки дает буква “Е” если она стоит вначале слова или после гласной -……

Какой звук дает буква “Е”, если она стоит после согласного – ……

Вывод: (8 слайд)

4. Физминутка (2 мин) (8 слайд)

У оленя дом большой…

5. Закрепление изученного. Работа по учебнику. (4 мин) (9 слайд)

– Откройте учебник “Азбука” на стр. 44.

– Чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

– Первый раз читаю одна, второй раз хором весь класс.

Ел – ела – ела – ели

Ел – мел – мели – мели

Ол – мол – намолол – намолол

Ел – мел – умел – умение – умение – умелый

Ны – ныл – унылые – унылые

Ни – уныние – уныние

Ме – мера – мера

Не – манера – манера

Мя – имя – именины – именины

– Ребята, а сейчас читаем шопотом, я прохожу и слушаю каждого.

Фронтально-индивидуальная проверка учащихся, проговаривая ударение.

– Молодцы, ребята.

– Назовите слова, в которых буква “е” дает два звука? Какой он? (ела, ели, умение, унылые)

– Назовите слова, в которых буква “е” дает один звук? Какой он? (мел, мера, именины, манера,)

– Учебники закрываем.

5. Физминутка (1-2 мин) (10 слайд)

6. Развитие памяти и речи. (4-6 мин). (11 слайд)

– Зачитывает стих-ие учитель (появляется картинка).

– По одной строчке повторяем по три раза.

– Полностью зачитывают стих-ие наизусть 3-5 учеников.

7. Развитие внимания, мышления (3-4 мин) (12 слайд)

…ник П…мени Р…сы Аквар… Портф… Тонн… М…ник

8. Подведение итогов. (1-2 мин)

– Что нового узнали на уроке?

– Какую роль выполняет буква “е” в слове после согласного?

– Когда буква “е” обозначает два звука?

– Какие задания были самыми интересными на ваш взгляд?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

– Молодцы ребята. Спасибо за урок. Приятно порадовали …….

– Урок закончен. (13 слайд).

Сегодня у нас непростой интернет урок. Мы познакомимся с очень необычными звуками и буквами. Готовы? Начинаем…

Но начнём мы уже со знакомого нам звука [й`] . Что вы о нём знаете?

Звук [й`] согласный звонкий и всегда МЯГКИЙ . Ещё он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

ЧАЙ

В конце этого слова есть звук [й`] и специальная буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово:

Печенье к ЧАЮ , в кафе нет ЧАЯ, угостить вас ЧАЕМ.

Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Ю, Я, Е, которые обозначают сразу два звука

– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков , если стоят:

ь в начале слова;
ь после гласных;
ь после ь и ъ знаков.

В нашей речи есть слова, в которые имеется слияние звуков. Например, как нам сегодня встретились [йэ] [йо] . Удивительно то, что они обозначаются одной буквой.

Слияние [йэ] обозначается буквой Е, а слияние [йо] буквой Ё .

А вот и сестрички — буквы Е и Ё .

Они имеют ещё одну особенность. Прочтите:

РА, РО, РЕ, РЁ…

Заметили, что они делают с согласными звуками? Верно, они делают согласный звук [р] мягким — [р`].

Как только за согласными звуками встанет слияние [йэ], согласный станет мягким звуком. Почему так? Вы знаете, что звук [й] ВСЕГДА МЯГКИЙ звук. Он настолько добрый и мягкий, что отдаёт свою мягкость согласному, остается только [э]. Смотрите:

РЕКА — [Р`ЭКА]

1. И г р а «Кто внимательный?»

1. Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: ель, груша, осел, рак.

2. Каких вы знаете животных, начинающихся на букву е ? (Ехидны, ерши, ежи, еноты.)

3. Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на букву Е ? (Егор, Елена, Ева, Елизавета, Евгений, Елизар, Елисей, Екатерина.)

2. И г р а «Угадайте сказку»

– Как зовут героя сказки? Как она называется?

Вымолвил словечко – покатилась печка

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю.

О т в е т: Емеля из сказки «По щучьему велению».

3. И г р а «Доскажи словечко»

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван… (ежевика).

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля… (енот).

Ну и платье: сплошь иголки.

Его носят вечно… (елки).

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище.

И потом отправит в рот,

А чистюля тот… (енот).

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его… (ежиха).

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ёжик).

Колюч, да не ёж.

Кто же это?.. (Ёрш.)

За рекой они росли,

Их на праздник привезли,

На веточках – иголки.

Кто же это?.. (Ёлки.)

4. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

5. Найди спрятанные буквы Е и Ё .Обведи их.

6. Назови перечеркнутые буквы.

7. Определи букву в неправильном положении.

8 . Добавь недостающий элемент буквы.

9. Раскрась только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.

10. Выдели знакомую букву.

11. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Ё . Соедини их ниточками с ёжиком.

12. На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую - красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е справа.

13 . Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются со звуков Е .

14 . Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.

15. Допиши букву Е . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

16. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу букву в середине. Найди и раскрась букву Ё с правой стороны рисунка.

17. Соедини с буквой Ё только те предметы, названия которых с неё начинаются.

18. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ё с правой стороны рисунка.

19. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются квадраты справа?

20. Допиши букву Ё . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

21.

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква Е .


22.

Е и Ё – родные сестры,
Различить сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой Ё .

23. И г р а «Слоговое лото». Составьте слова со слогами:

ле, ре, е, ло, се, ет, ли, ка, са, ла.

О т в е т: лиса, река, ели, село, лает.

24. И г р а «Волшебная цепочка». Измените одну букву.

Лото – тело; мел – сел – пел; село – соло – сало; река – рука; сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.

25. И г р а «Занимательные модели». Составьте слова по следующим моделям:

1. – е – (Мел, лес, сел.)

2. е – – (Еда, ели, ела.)

3. е – – – (Енот, езда, ерши.)

4. – е – – (Лена, села, пела.)

26. И г р а «Лесенка»

27. Игра «Сквозная буква»

28. И г р а «Малышки-коротышки»

Ель – мель , тоннель , вермишель , шинель , понедель ник, бретель ка, вель вет, апель син, щель , шмель , дрель , цель , тель няшка, хмель , бель ё, постель , сель дь, пель мени, газель , мель ник, стель ка.

Еда – беседа , среда , меда ль, педа ль, резеда , победа , торпеда .

29. И г р а «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

– рш, – жик, – лка.

30. И г р а «Сколько ёжиков?»

Посчитайте, сколько раз встретится в стихотворении сочетание звуков «ёж»? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов

31. И г р а «Слово рассыпалось» . Все слова должны начитаться с буквы Ё .

Кижё, Шёр, чаколё.

О т в е т: ёжик, ёрш, ёлочка.

32. И г р а «Прочитайте слово». Вспомните, что такое акростих. Прочитайте слово, сложив начальные буквы строк стихотворения.

Ё лка, помнишь, под травой

Ж ил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

К ак живая ёлочка. (Ёжик.)

33. Пишем буквы.

34 .

Слияние [йу] обозначается буквой Ю .

1. Найди спрятанные буквы Ю . Обведи их.

2. Раскрась только те флажки, на которых буква Ю написана правильно.

3. Ю с правой стороны рисунка.



4. Соедини с буквой Ю


5. Послушайте сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомните слова со звуком [ю].

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

6. И г р а «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

7. И г р а «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю .
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

8. И г р а «Найди слово»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

9. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

10. И г р а «Добавьте звук»

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

11. Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка

12.

На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю , с кольцом
К тиграм смело встал лицом.

Части рисунка с буквой Ю раскрась разноцветными карандашами.

13. Пишем..

14.

Слияние [йа] обозначается буквой Я !

1. Назовите слова на звук [йа].

2 . Найди спрятанные буквы Я . Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.

4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Я с правой стороны рисунка.


5 . Соедини с буквой Я только те предметы, названия которых с неё начинаются.


6. И г р а «Я» в квадрате»

В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали

А советую, друзья,

Начинать вам с буквы Я .

О т в е т: Я добрался до конца.

7. Кроссворд

1. По горизонтали: фруктовое дерево.

По вертикали: животное с пятнистой шерстью.

2. Хищная птица.

3. Шахматная фигура или большая лодка.

4. Деревянный хомут для скота.

5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.

6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.

О т в е т: 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар, 2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.

8. Ребусы

Алфавит для маленьких детей — набор непонятных символов. Чтобы помочь ребенку в освоении азбуки, нужно вместе с ним выполнять упражнения, составленные специально для детей дошкольного возраста. Одной из самых сложных для усваивания является буква Е: задания для дошкольников, направленные на ее изучение, должны быть простыми и интересными, а инструкции для родителей и учителей — понятными и эффективными.

Буква Е является одной из сложных букв для изучения ребёнком алфавита.

Цели и задачи

Основной целью занятий является освоение ребенком правил написания буквы Е и принципов употребления ее в словах разных частей речи, а также развитие навыков распознавания этого символа.

Научить ребенка отличать букву Е от других, красиво и разборчиво ее писать, осознанно употреблять в словах, правильно произнося данный звук — основные задачи. Желательно вызвать интерес к изучению букв с помощью сказок, стихотворений, загадок и увлекательных игр для дошкольников.

Изучать алфавит с маленькими детьми сложно, но если грамотно провести занятия на тему «Буква Е», то проблем на протяжении всего обучения больше не возникнет.

Знакомство с буквой Е

Знакомство с буквой Е лучше начать с поиска литеры в большом алфавите. Если это удалось с первого раза (дошкольники уже знают предыдущие буквы), можно двигаться дальше. В противном случае следует помочь детям подготовительным незамысловатым стихотворением:

Клеим палочки к черте:
Раз, два, три… и буква Е.
О трехзубом гребешке
Нам напомнит буква Е. (Рейн С.)

После прослушивания такого описания ребята с легкостью найдут букву Е. Будет хорошо, если дети выучат это стихотворение наизусть, чтобы лучше запомнить и лишний раз проговорить нужный звук. Для большего эффекта совместите повторение стихотворения с просмотром интерактивного ролика.

Следующий этап обучения — рассмотрение образца написания буквы. Можно прописать нужный символ индивидуально с каждым ребенком или на доске для всей группы (так мы учим детей самостоятельности).

Буква изучена, дети уже могут отличать ее от других. Следующая задача — объяснить им, что Е пишется по-разному. Самый простой и проверенный способ объяснения — это пример семьи, где большая печатная Е — папа (глава семьи), большая прописная Е — мама, а «е» маленькая — их ребенок.

Задание для дошкольников: печатная буква Е

Маленьким детям сложно воспринимать информацию только на слух, поэтому лучше делать упражнения, подразумевающие еще и зрительный контакт с предметами.

Задание 1

Напишите Е и Ё тремя разными цветами, например красным, синим, зеленым.

Задание 2

Приведите примеры 3 животных, название которых начинается на Е. Подходящие слова: енот, ехидна, единорог.

Задание 3

Назовите три слова, начинающихся на Ё. Например, елка, ерш,еж.


В одном из заданий ребёнок должен сказать слово, начинающееся на Ё, например Ёж.

Задание 4

Обведите все Е и Ё в представленном ряду: А с г в Ё л е в Щ ф м и Е ю ц е ж Х С Ф ш к е э к.

Задание 5

Назовите три имени, в которых есть Е.

Задание 6

Составьте пять слов, в которых есть Ё.

Задание 7

Определите место заданного звука в перечисленных словах: ева, ель, медведь, сено, пена, ежик.

Сказки про букву

Е- шестая, значит, в запасе уже есть А, Б, В, Г и Д. Важно использовать их в небольших сказках, таким образом, дети повторят изученный материал.


Изучаемые детьми буквы должны использоваться в сказках.

Сказка 1

Жила была Е, она дружила со всеми, всем помогала, если нужно, в письме заменяла. Когда заболела В, некому стало сидеть на трубе, пришлось доброй Е прислониться к ограде, и стали они похожи, как братья.

Другой наш приятель, попавший в беду, просил подменить его в слове «школа», ведь первый он стоит по счету. Добрая Е и здесь пришла на помощь, легла на спину и стала точь-в-точь как Ш.

Следом за ней и Т не успела встать на место в слове «батут».Тогда в помощь грамоте Е сложила все свои ножки и ручки в одну линию и стала как Т. Все вместе они встали на нужные места, и слово правильно сложилось. Так они детям праздник принесли.

Этой сказочке конец, а кто слушал — молодец!

Сказка 2

Слова в словарике живут, в своих домах — своих разделах.

Решила Е сходить в гости к А. С утра отправилась она в далекий путь: через горы, леса, реки. А для того чтобы не заблудиться, сестричка Е, Ё, дала ей один из двух своих клубочков. И отправилась Е в свое непростое путешествие.

Лесом катится клубок, Е еле успевает за ним, а в словаре начинается зима, все ели в блестках ледяных, окна в узорах расписных. А елки — они нам кажутся похожими друг на друга. Буква Е идет дальше и дальше и любуется красотой зимнего леса.


Буква Е гуляет по зимнему лесу.

И вдруг кто-то берет в руки словарь, начинает переворачивать страницы. Вся азбука в панике, ведь если буквы не на месте, слова нельзя найти и можно все их перепутать: енота, и ежа, и ерша, и елку.

Нужно азбуку спасать, надо Е на место возвращать. Для этого нужно сказать специальное слово. Знал его только еж. Тогда все собрались и дружно попросили: «Ёжик, говори слово». Он согласился, и Е вернулась на место как раз к тому моменту, когда перевернулась последняя страница.

Загадки поговорки и пословицы

Дополнительной проверкой знаний дошкольников может послужить разгадывание загадок, прослушивание пословиц и поговорок. Их можно выучить наизусть или просто проговорить.

Слова на Е

1. Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее, пойди-ка:

Куст колючий, будто еж,

Так и назван …. (Ежевикой)

2. Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля …. (Енот)

Загадки про букву Е

1. Енот жует, жует енот,

Ежевику он жует,

И на розовой стене

Он рисует символ …

2. Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

Моет, полоскает

И домой таскает.

Наплескается в ручье —

Превратится в букву…


Енотка Рая стирает.

3. Шестой в алфавите,

Та буква стоит,

С полочкой схож

Ее внешний вид!

4. Перед нами лесенка,

Три ступеньки,

А поручней нет.

5. Две соседки в алфавите

Так похожи, ой-ой-ой!

Их почти не различите,

Только точки у одной!

Стихотворения про букву Е

1. Как без Е сказать, что «ел»,

Как без Е сказать, что «сел»,

«Дети» тоже пишем с Е,

Значит Е нужна везде!

2. Енотик в зеркало смотрел,

О букве Е он песню пел,

Соседей всех к себе позвал,

Всем Е он гордо показал!

3. В слове «ель» мы Е услышим,

Букву Е мы так напишем:

Ствол и у ствола три ветви.

Букву Е запомним, дети.

4. Ёлка то же, что и ель,

А над елочкой капель.

Капли-точки добавляем,

Ё — ее мы так читаем.


В стихе говориться, что Ёлка похожа на Ель.

Подходящие игры для детей

1. Попробуйте проговорить:

  • три свиристели еле свистели на ели;
  • у ежа ежата, у ужа ужата;
  • еле-еле Лена ела,
    есть из лени не хотела;
  • мы ели, ели, ели,
    ершей у ели…
    их еле-еле у ели доели.

2. Если в слове есть Е, громко хлопни только раз. Если в слове есть Ё, тихо топни два раза.

Ёж, медведь, зайчик, карандаш, ель, яблоко, груша, енот, зонтик, кукла, мышка, кошка, шарф, шапка, звезда.

3. Еще один интересный вариант игры для маленького ребенка — слоговое лото. Смысл в том, что вместо цифр на карточке нарисованы слоги, при постановке фишек слоги с гласными и согласными буквами складываются и получаются слова. Такую игру можно сделать самостоятельно в домашних условия, вместе с ребенком или приобрести в любом магазине игрушек, настольных игр.