Исследовательская работа "магия цвета". «Влияние цвета на человека» исследовательская работа Психология цветов научно исследовательская работа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Госконзаводская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

«Цветное настроение»

Выполнил:

ученик 3 класса

Садиев Данил.

Руководитель:

Фарахетдинова Л. И.

учитель началных классов

высшая квалификационная

2013 – 2014 учебный год

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

Теоретическая часть……………………………………………………………..4

    Что такое цвет………………………………………………....………….4

    Как возникает цвет.……………………………………………………....4

    Характеристика цветов..……………………………………………..….. 4

    Использование цветов в жизни………………………………………..…9

    Использование характеристик цветов в повседневной речи………...10

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………..………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………..12

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………..……………………..…….13

Введение

Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на человека так же, как и все остальное. У каждого человека есть свой любимый цвет. Но, несмотря на это, мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет.

Цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы скучной и неинтересной.

Мы не случайно начали работать над изучением данной проблемы. Оказывается, ещё в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.

Цель работы: изучение роли и особенности влияния цвета на настроение человека.

Задачи исследования:

    изучить литературу по данной теме;

    изучить приоритетный цвет у учащихся начальной школы и их родителей.

    сделать выводы, подвести итоги исследования.

Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, анализ различных источников, анкетирование.

Объект исследования : цветовая гамма.

Предмет исследования: влияние цвета на настроение учащихся, влияние возрастных особенностей на предпочтение определённого цвета.

Гипотезы исследования:

    каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета;

    цвет оказывает влияние на настроение людей.

Теоретическая часть

1.Что такое цвет

Цвет - это свойство объектов.

Цветное – то, что окрашено в какой-либо цвет, имеет не белую и не черную окраску. (Толковый словарь rulib.Info)

Цвет - это просто свет, без которого никто из нас не может жить. Клетки наших тел реагируют как на цвет, так и на недостаток цвета; цвет оказывает влияние на наше физическое, умственное и душевное состояние. Например, при сиянии солнца мы испытываем благоговение, а при виде радуги - надежду.

2. Как возникает цвет

Для того, чтобы изучить влияние цвета на человека, необходимо разобраться каким образом он возникает. Свет, излучаемый Солнцем, называется белым цветом. Но в действительности белый цвет – это смесь разных цветов. Это можно обнаружить, если посмотреть через стеклянную призму. Свет, проходя через нее, распадается на различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

3. Характеристика цветов

Цвета подразделяют на хроматические, т. е. цветные, и ахроматические (белые, черные и все серые). Качественная характеристика хроматического цвета - цветовой тон, светлота, насыщенность, яркость.

Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др.

Светлота характеризует , насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.

Насыщенность – это степень чистоты цвета. Чем больше цвет похож на эталонный, тем более он будет насыщен. Чем больше в цвет прибавляется серого, тем менее он насыщен.

Яркость - это степень присутствия в каком-либо цвете черного или белого. Сначала красный цвет почти черный, но по мере добавления к нему белого, светлеет и постепенно переходит в розовый, а затем и вовсе переходит в белый.)

Так же цвета подразделяются на теплые и холодные.

Теплые цвета – это цвета огня, солнца, всего двух источников света и тепла на Земле.

К группе теплых цветов относятся: желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красный, охра, охристо-коричневый, кофейный, бордовый, красно-коричневый, темно-коричневый цвета, а также огромное количество оттенков, содержащих в себе солнечные, пламенные цвета и их оттенки: желтый, оранжевый, красный.

Эти цвета олицетворяют собой добро, радость, благородство души, душевную щедрость все то лучшее, к чему стремится человек в жизни. Наверное, в вязи с этим положительные герои сказок, фантастики, мультфильмов изображаются всегда в одеждах теплых цветов.

К группе холодных цветов относятся: зеленый, зелено-синий, голубой, синий, сиреневый, фиолетовый и все остальные оттенки, имеющие в себе присутствие основных холодных цветов – зеленого, синего, фиолетового.

Эти цвета несут противоположное теплым цветам эмоциональное значение. Они олицетворяют бескрайний голубой простор небес, синюю тень, сиреневые сумерки, темно-синюю ночь, темный непроходимый лес. Холодные цвета вызывают эмоциональное ощущение холода, пустоты, печали, трагичности. В связи с ночным, теневым происхождением холодные краски выглядят очень таинственно и загадочно. Данные цвета используются при создании художественных образов сказочно-фантастических героев, и не всегда добрых. Это Леший, трехглавый Змей Горыныч, Кикимора, привидения. Музыка этих героев всегда печальна, тревожна, взволнованна.

Красный.

Красный цвет наиболее активный. Это насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует любовь, власть, огонь, войну. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные придают солидность.

У китайцев красный цвет - символ удачи, счастья, благородства. Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.

Физиология: стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови.

Психология: наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера.

Оранжевый.

Оранжевый цвет малонасыщенный, теплый, легкий. Действует возбуждающе. Оранжевый цвет стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует наслаждение, праздник, благородство.

Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать. Отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

Физиология: находится между красным и желтым цветами спектра, поэтому обладает свойствами этих двух цветов. Наделяет энергией как красный и способствует мыслительному процессу, как желтый цвет.

Психология: очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека), помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету.

Желтый.

Желтый цвет теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности. Желтый - долго сохраняется в памяти. Радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.

Желтый цвет помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.

Физиология: хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Улучшает память.

Психология: приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Для детей: повышает познавательный интерес. Можно использовать для детских комнат, но в ограниченном количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть.

Зеленый.

Зеленый цвет насыщенный, спокойный, свежий, нежный, живой. Действует успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение.

Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае зеленый цвет символизирует роскошную жизнь и молодость; в Индии - мир и надежду.

Жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

Физиология: помогает при негативных состояниях: неуравновешенность, злоба, грубость, скованность в эмоциях и чувствах.

Психология: когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии. Не рекомендуется в случае, если вам надо быстро принимать решения, так как зеленый расслабляет.

Голубой.

Голубой цвет слабонасыщенный, легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Если же голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию.

Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.

Физиология: помогает при бессоннице - поможет заснуть, так как действует расслабляюще. Имеет вяжущее и противовоспалительное действие.

Психология: помогает при негативных психических состояниях: застенчивость, страх говорить, плохие отношения.

Синий.

Синий цвет очень насыщенный и очень холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, - это чувство настороженности. Синий цвет символизирует вселенную, космос.

Успокаивающий цвет. Он способствует физическому и умственному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Физиология: лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах. Воздействует на эндокринную систему.

Психология: развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция).

Фиолетовый

Фиолетовый цвет насыщенный, холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, но сам по себе фиолетовый цвет глубокий и выразительный. Он придает одежде торжественный и роскошный вид. В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию.

Этот цвет с артистизмом, великими идеями, интуицией. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.

Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее с вами со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый цвет объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души.

Физиология: лечит физиологические заболевания: сотрясение мозга, эпилепсия, невралгия, рассеянный склероз.

Психология: помогает при негативных психических состояниях: невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения.

4. Использование цветов в жизни

Цвет используется в профессиональной деятельности художниками, дизайнерами, полиграфистами, светотехниками, химиками, геологами, работниками кино и телевидения, фотографами, модельерами, медиками.Это не просто интересная проблема, но и одно из условий решения конкретных практических задач. Исходя из этого, каждый специалист применяет цвет в его определенной функции. Для одной группы людей важны эстетические функции цвета, его способность гармонизировать окружающую действительность. Для другой группы основополагающей является информационная сущность цвета, те значения, которые заложены в нем человечеством. Третьи, например, психологи, применяют цвет как средство психодиагностики и терапии. Причем в данном случае лечение будет без побочных эффектов.

По сей день люди используют осознанно или нет магическое воздействие цветов в повседневной жизни.

Приведем несколько примеров использования цветов в прошлые века и в наши дни.

Красный- цвет лидеров, опасности, любви

В древнем Риме это цвет знати и императоров Рима. Только они могли носить одежду красного цвета.

Красный флаг в Британском военно-морском флоте существует с 17 века и символизирует "вызов на бой".

В наши дни этот цвет используют для предупреждения об опасности, например запрещающие дорожные знаки. Использование в открытках красной розы или сердца символизирует признание в любви.

Синий- цвет неба и моря, символ высоты и глубины. Постоянство, преданность, правосудие.

По сей день форма летчиков и моряков синего цвета. А когда мы собираемся включить холодную воду, то не задумываясь поворачиваем синий вентиль.

5. Использование характеристик цветов в повседневной речи.

Так же в своей повседневной речи, мы часто используем выражения, которые используются уже многое годы, и произнося их мы уже не задумываемся почему именно этот цвет употреблен в данном выражении.

Например «Смотреть сквозь розовые очки», человек «голубых кровей», наступили «черные дни», «красный день календаря», «белая ворона». Все эти выражения издавна вошли в нашу речь, и употребляя их мы не задумываемся, что розовый цвет свидетельствует о радостном восприятии всего окружающего, а голубой о спокойствии, разуме и надежности.

Практическая часть

Люди, ассоциирующие себя с определенным цветом, дружат с людьми, выбирающими такой же цвет или цвет сочетающийся с ним.

Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет, поэтому мы все знаем, что нам нравиться и что – нет.

Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу - было проведено анкетирование среди учащихся начальных классов и их родителей.

Вопрос: какой цвет вам нравится?

Учащиеся начальных классов (опрошено 40 чел.) предпочитают красные и сине - голубые цвета.

Красный, синий цвета говорят об активности этого возраста и желании добиться успеха в чем-либо.

Родители (опрошено 20 чел.) предпочитают сине - голубые цвета.

Люди, предпочитающие синий цвет и голубой, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения, преданы тому, что делают.

На вопросы:
1. Каким цветом вы раскрасите грусть?
2. Каким цветом вы раскрасите радость, счастье? Дети ответили так.

Из всех радостных цветов предпочтение отдано красному, розовому, желтому и оранжевому цвету, а самые «грустные» цвета – это серый и черный.

Заключение
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логикечеловека, а именно:

    вызывают какую-либо реакцию;

    подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;

    имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;

    прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.

Также одним из моментов изучения этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение человека к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.

Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире

Литература

1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.

2. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.

3 . Ж. Агостон “Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 1982 г.

4. Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1986 г.

5.Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012

6. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка. – М.: Из «Вече: Персей», 1996.

7. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. – М.: Изд. «Харвест»,

2000. (Серия «Библиотека практической психологии»).

8. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998.

9. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: Изд.

«ЭКСМО-Пресс», 1998.

10. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Изд.

«Питер», 1995.

11.http://www.iluhin.com/notes/color/index.html

12.http://www.art-granatis.ru/information/color/index.html

13.http://www.gdekakpochemu.ru/chto-takoe-cvet/

1 из 21

Презентация - Научно-исследовательский проект «Магия цвета»

Текст этой презентации

Научно-исследовательский проект по биологии
«Магия цвета»

Изучение особенности воздействия цвета на работоспособность и поведение учащихся.
Цель

Изучить теоретическую основу вопроса. Изучить приоритетный цвет у учащихся разного возраста (4А,10классов и учителей школы). Разработать рекомендации по использованию цветовой гаммы в ученических кабинетах.
Задачи:

Гипотезы исследования:
- каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета; - цвет оказывает влияние на поведении детей.

Поскольку цвет влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет? В проекте мы постарались объяснить наши реакции на цвет с точки зрения психологических и возрастных особенностей. Также в проекте есть советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в деловых и бытовых ситуациях.
Выбор и актуальность проекта.

Подумай:
Что такое цвет? Один из видов красочного радужного свечения - от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. С.И.Ожегов

Зелёный - цвет надежды, естественности и свежести. Зелёный цвет успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, "тоску зелёную". Любители зелёного цвета скромны, сдержанны, терпеливы и не склонны к бурному проявлению своих чувств.

Зелёный

Белый - цвет невинности и чистоты. У славянских народов белый цвет символизирует искренность, чистоту души и помыслов. Белоснежное свадебное платье означает невинность. Люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству.
Белый

Чёрный - цвет тайны, печали, зла и смерти. Чёрный цвет почти всегда символизирует что-то негативное, опасное или запретное - чёрная душа, чёрная магия, чёрная зависть. Одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни.

Чёрный

Он привлекает внимание своей яркостью, но в то же время может вызывать и противоречивые чувства. Жёлтый цвет возбуждает и создаёт хорошее настроение. Жёлтый - цвет счастья, мудрости и фантазии. Люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового. Они обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом.
Жёлтый

Красный - цвет жизни, радости, силы и здоровья. Красный цвет символизирует опасность. Это цвет агрессивности и страсти. Люди, предпочитающие красный - импульсивны, энергичны - это истинные любители дискуссий и споров.
Красный

Синий цвет означает интуицию, идеализм, стабильность. Синий успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет. Люди, отдающие предпочтение синим тонам - обязательны и стремятся к гармонии во всём. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности.
Синий

Яркие оттенки оранжевого дарят человеку ощущение радости, заряжают его энергией и поднимают настроение. Люди, которым нравится оранжевый цвет, энергичны, полны вдохновения и новых идей, у них, как правило, всегда хорошее настроение, они полны оптимизма и энтузиазма. Из всего спектра цветов радуги, это самый жизнерадостный и теплый цвет.
Оранжевый

Фиолетовый цвет - это знание, интеллект, святость, религиозная страсть, трезвость, покаяние, смирение, умеренность. Фиолетовый цвет - говорит о большой чувствительности, эмоциональности, высокой деликатности и духовности. Фиолетовый цвет является типичным цветом гармонично развитых людей.
Фиолетовый

1 гипотеза: каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета. Чтобы доказать это было проведено анкетирование среди обучающихся 4А и десятого классов и учителей школы. Вопрос: какой цвет вам нравится?
Ход исследования.

Учащиеся 4А класса предпочитают зеленые, фиолетовые, красные цвета.

Учащиеся 10 класса предпочитают черные, голубые и красные цвета.

Педагоги школы предпочитают синие, красные и зеленый цвета.

Вывод:
1. Наша первая гипотеза, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета, оказалась верна и характеристика цвета это подтверждает.

Так каким же цветам рекомендуется отдавать предпочтение при оформлении класса? При выборе цвета интерьера существует лишь одно правило: подбирая гамму для комнаты, помните, что цвет должен давать энергию, которой вам не хватает. Лучше использовать желтые тона, но в небольших количествах. Они стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда. Коричнево – желтый (медовый) объединяется легкость желтого и тяжесть коричневого. Потребность в счастливом и полном, наслаждение положением. Это цвет трудолюбия и строгости. Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.

ЛИТЕРАТУРА
Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. Эллис Вестгейт, Дизайн интерьера. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г. Сборник: энциклопедия чародейства. Красноярск кн. изд-во 1992 год. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г.

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

МБОУ «Цнинская СОШ №2» п. Строитель

Тамбовского р-на, Тамбовской области

Исследовательская работа

«МАГИЯ ЦВЕТА»

Выполнили:

Андреева Полина ученица 9 «Б» класса

Дворецкова Александра ученица 9 «Б» класса

Научный руководитель:

педагог - психолог

Солопова Светлана Геннадьевна

2019

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………....3

Глава 1. ………………………………………………………………………………………...…...5

2.1 Психологическая характеристика цвета……………………………………………………...5

2.2 Влияние цветовой гаммы в одежде учителей на эмоциональное состояние учащихся……...……………………………………………………………………………...……..8

2.3 Влияние цветовой гаммы учебного кабинета на эмоциональное состояние учащихся………………………………………………………………………………...………….9

3. Глава 2……………………………………………………………………………………..………..10

3.1 Условия, место и методы проведения исследований…………………………………...…..10

3.2 Результаты исследования………………………………………………………………..……12

4. Заключение………………………………………………………..…………..……………………13

5. Список используемых источников………………………………………………………..………14

6. Приложение 1. Опросник Г.Айзенка подростковый…………………………………………….15

Приложение 2. Результаты исследования………………………………………………………...18

ВВЕДЕНИЕ

«Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны»

И. Иттен

Давно известно, сколь велико значение цвета в жизни человека. Жизнь полна тогда, когда она наполнена красками, цветами и оттенками. Начиная с древнейших времен цвет был сильной, но все же неуловимой силой, определяющей поведение человека. Ученые в разных областях науки по-разному называли цвет, выделяя психологическую и физиологическую составляющие цвета.

Как установил швейцарский психолог Макс Люшер, каждый из цветовых оттенков вызывает у людей определенные подсознательные ассоциации и, как следствие, вполне определенные эмоции. Сегодня теория Люшера широко применяется всеми, для кого цвет является инструментом воздействия на окружающих и способом пробудить у людей определенные чувства - дизайнерами одежды и интерьера, художниками-декораторами, флористами.

Актуальность:

Цвета окружают нас везде, оказывают воздействия на чувства, мысли и, в целом на здоровье человека. На сегодняшний момент, охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем. Подросток живёт в обществе, где его окружает множество людей с разными типами темперамента. Если изучить влияние темперамента на цветовые предпочтения подростков, то можно использовать эти знания для построения комфортных взаимоотношений между подростками в классном коллективе и не только.

Цель исследовательской работы:

Изучить влияние цветовой гаммы на эмоциональное состояние учащихся.

Выявить влияние темперамента на цветовые предпочтения учащихся 9 «Б» класса.

Задачи исследовательской работы:

На основании литературных и электронных источников представить психологическую характеристику цветовой гаммы.

С помощью электронных источников изучить влияние цветовой гаммы в одежде учителей на эмоциональное состояние учеников.

На основании литературных и электронных источников обобщить знания об использовании цветовой гаммы в учебном учреждении для положительного влияния на эмоциональное состояние учеников.

Провести исследования на выявление темперамента и цветовых предпочтений учеников 9 «Б» класса.

Сделать выводы по результатам проведенного исследования.

В процессе написания учебно-исследовательской работы использовались бумажные носители и электронные ресурсы (INTERNET), перечень которых приведен в списке использованных источников.

ГЛАВА 1.

2.2 Психологическая характеристика цвета.

Фиолетовый цвет в психологии

Расшифровка данного оттенка имеет определенные сложности и несколько нюансов. Ассоциируется с тревожным неудовлетворительным настроением.

Человек, предпочитающий фиолетовый цвет не только хочет сам очаровывать и восхищать других, но и желает сам находиться в состоянии зачарованности. Этот цвет обычно предпочитают эмоционально и интеллектуально не зрелые люди, школьники, женщины в период беременности.

В современном мире специалисты утверждают о его негативном и даже депрессивном воздействии на человека. Большинство самокритичных, угрюмых, недовольных жизнью личностей предпочитают окружать себя фиолетовыми предметами и одеждой. Применяя его в небольшом количестве можно получить выгоду, ведь фиолетовый завышает самооценку. Стоит отметить, что данный цвет не используют при работе с пожилыми людьми и маленькими детьми.

Человек, отвергающий фиолетовый, не желает связывать себя никакими отношениями, пока не определится позиция других людей.

Синий цвет в психологии

Синему варианту отдает предпочтение множество людей. Происходит это из-за ощутимого магнетизма. Именно созерцая на насыщено-синие вещи человеку свойственно погружаться в раздумья, размышлять о смысле жизни и вечном. В фильмах и рассказах маги изображены в синих одеяниях. Будда с Кришной имеют синий окрас, что говорит о мудрости и внутренней гармонии.

Чаще всего предпочтение этому варианту отдают целеустремленные, самоотверженные, имеющие личные взгляды и точку зрения люди. Одежда в подобных тонах веет строгостью, высокой духовностью и серьезной жизненной позицией. Синий благоприятно влияет на нервную систему, обладает успокаивающими свойствами и тушит чрезмерно проявляющуюся страсть.

Если человек отвергает синий цвет, он отвергает существующие дружеские, семейные и профессиональные связи, так как они не отвечают его высоким требованиям.

Желтый цвет в психологии

Данный цвет является одним из наиболее ярких и позитивных. Цвет лета, солнца и тепла положительно влияет на мозговую деятельность, способствует повышению настроения и заставляет работать воображение. Безусловно, чрезмерное использование желтых оттенков в одежде и интерьере может привести к перевозбуждению. В интерьере его необходимо гармонично соединять с более темными и умиротворяющими тонами.

Предпочтение желтому отдают позитивные и талантливые личности. Те, у кого огромное количество идей и талантов. Целеустремленные, позитивные и способные подстраиваться под собеседника люди. Кроме всех этих позитивных характеристик желтый цвет имеет вторую сторону медали. Именно он считается символом слабоумия и сумасшествия.

Если этот цвет отвергается, значит человек разочаровался в своих надеждах, ощущает вокруг себя пустоту, чувствует себя изолированным и отрезанным от других.

Зеленый цвет в психологии

Символом весны, перерождения и душевного покоя является именно зеленый цвет. Целительные и релаксирующие свойства уже давно доказаны. Длительное созерцание на зеленый несет в себе рассеянность и скуку.

Любители зеленой палитры обладают уравновешенностью, работоспособностью, внутренней гармонией и умениями логично оценивать ситуацию. Зеленый гасит негативные воздействия депрессивных и негативных цветов. Именно поэтому его совмещают с темными депрессивными тонами (фиолетовый, черный и т.п.) создавая идеальную одежду и интерьеры.

Если человек отвергает зеленый, значит он хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием.

Красный цвет в психологии

Победоносный цвет характеризующейся чрезмерной активностью, целеустремленностью, жесткостью и даже агрессивностью. Также именно красный сопоставляют страсти, любви и самопожертвованию. Его наиболее часто используют в маркетинговых концепциях (афиши, реклама и прочее) и в знаках предупреждающих об опасности (дорожные, светофоры). Специалисты не рекомендуют увлекаться и длительно смотреть на красный цвет палитры.

Особы, симпатизирующие красному, обладают сильным характером, очевидной смелостью и целеустремленность. Страсть, импульсивность, властность и упорство могут играть как на пользу, так и во вред человеку.

Оранжевый цвет в психологии

Оранжевый довольно близок к желтому. Он имеет схожие особенности и свойства. Бодрость, позитивный настрой, страсть, готовность к решению сложных задач, радость и спонтанность - все это несет в себе данный вариант палитры. Оранжевый положительно влияет на человека и выводит его из депрессивного состояния после тяжелых утрат и разочарований. Входит в список лучших цветов для психотерапии.

Любители этого цвета обладают всепрощающими, отходчивыми, светлыми чертами характера. Стоит учесть, что их особенностью является непостоянство и надменность.

Сиреневый цвет в психологии

Символом привязанности и теплых чувств является именно сиреневый цвет. Он наталкивает на философские взгляды на жизнь, душевное равновесие и ощущения полета.

Любители сиреневого являются весьма романтичными, сентиментальными, мечтательными и чувственными натурами. Несмотря на мягкость натуры, они обладают безупречными умственными способностями и отличной смекалкой. Внимательное отношение к своему внешнему виду и к внешности окружающих, готовность прийти на помощь - еще одно неотъемлемое качество «сиреневых» людей.

Голубой цвет в психологии

Окружая себя голубыми цветами, человек ощущает комфорт, защищенность и надежность. Он позволяет отключиться от всех проблем, не думать о завтрашнем дне и имеющихся проблемах.

Все предпочитающие данный вариант оттенка являются сконцентрированными, уверенными в себе и прямолинейными личностями. Это отличные офисные сотрудники. Те, кто умеет тихо, но уверенно добиваться необходимого результата.

Розовый цвет в психологии

Цветом наивности, детства, беззаботности и влюбленности является именно розовый цвет. Наивные мечтания и фантазии, успокоение и отвлечение от дурных мыслей - именно этими свойствами обладают розовые краски.

Любители розового цвета весьма трудолюбивы, мечтательны и преданны своему делу. Они обидчивы, плаксивы, обладают добрым темпераментом и даже детской наивностью.

Черный цвет в психологии

Несмотря на ассоциации со скорбью и печалью черный цвет всегда привлекает внимание окружающих. Воплощение силы, уверенности, интриги, богатства и загадочности также несет в себе данный вариант палитры. В моменты депрессии он лишь усугубляет положение, затягивает процесс грусти и отстраненности от окружающего мира.

Любители черного - чаще всего смурные, замкнутые в себе и слишком серьезные личности.

Белый цвет в психологии

Чистота, невинность и исключительно светлые ассоциации несут белые тона. Новые начинания, символ свободы, вдохновения, мира и веры.

Сотрудники медицинской сферы носят именно белые халаты. Это связано с ассоциациями цвета с добром, честностью и совершенством. Во многих странах в традиционных одеяниях присутствует данный цвет. Точно раскрыть характер любителей белого невозможно, так как его широко используют в качестве рабочей одежды. Он эффектно смотрится в сочетаниях с прочими вариантами цветов и является классическим вариантом.

Бирюзовый цвет в психологии

Является самым холодным из всей палитры оттенков. Имеет очень привлекательный вид и никого не оставляет равнодушным. Несет в себе прохладу морских волн, исцеление, умиротворенность и творчество. Многие люди предпочитают носить украшения с бирюзой, приносящие удачу и оберегающие своего владельца.

Серый цвет в психологии

Смесь совершенно противоположных цветов (черного и белого) несет в себе нейтральные ощущения. «Золотая середина» в основном игнорируется людьми, ассоциируется с рабочими буднями и повседневностью. Несмотря на то, что мало кто обращает внимание на серый цвет, он несет в себе дружелюбие, спокойствие, стабильность, реализм и здравый смысл.

Небольшой процент тех, кто отдает предпочтение серому дружелюбны, учтивы и терпеливы по своей натуре.

Предпочтение и окружение себя серыми тонами свидетельствует об эмоциональной истощенности и нервозности человека.

Коричневый цвет в психологии

Символ трудолюбия, надежности, устойчивости, преданности работе и своему делу - это именно коричный. Негативной стороной является ассоциирование коричневого с сомнениями и разочарованиями.

Те, кто предпочитает коричневые цвета палитры, являются целеустремленными и любящими жизнь личностями. Они рассудительны, рациональны и оптимистичны.

1.2 Влияние цветовой гаммы в одежде учителей на эмоциональное состояние учащихся.

В 2016-2017 учебном году изучалось мнение учеников МБОУ СОШ № 25 г.Пензы в отношении приоритетности различных цветов в одежде педагогов. Была сформирована экспериментальная группа учеников 9 класса в количестве 20-ти человек. Ребята должны были наблюдать в течение 3-х недель за учителями, у которых они занимаются на уроках 2 и более раз в неделю и обратить внимание на цветовую гамму в одежде педагогов. Также учащимся было необходимо «уловить» свое настроение на уроке такого учителя, глядя на его «наряд». Свои наблюдения и своё мнение о приоритетности того или иного цвета в одежде учителей МБОУ СОШ № 25 г.Пензы учащиеся школы выражали в ходе анонимного опроса по составленной автором анкете с использованием методики М.Люшера.

В ходе исследований было установлено, что больше половины задействованных в эксперименте учащихся МБОУ СОШ № 25 г.Пензы считает, что важное место в гардеробе учителя должны занимать «теплые» цвета. Учащиеся хотели бы, чтобы педагоги чаще обращались к белому и желтому цвету. По их мнению, теплые цвета ассоциируются с мудростью и опытом педагога, не отвлекают внимание на уроках и благоприятно воздействуют на эмоциональное состояние. Было замечено, что белый цвет помогает сконцентрироваться на самом необходимом. Ученики благосклонно относятся также и к черному цвету - цвету элегантности, который ассоциируется с имиджем и авторитетом. 1/3 школьников считает, что важное место в гардеробе учителя должны занимать зеленый и оранжевый цвет. Учащимся хотелось бы, чтобы их педагоги чаще обращались к этим цветам. Меньше всего ученикам экспериментальной группы нравятся красный цвет, который вызывает раздражительность и беспокойство, а также темный синий цвет.

Таким образом, исследование показало зависимость эмоционального состояния учеников от цветовой гаммы в одежде учителя. Были выявлены основные цвета, к которым обращаются педагоги школы № 25 г.Пензы и цвета, которых не хватает учащимся для более тесного контакта с учителем и его предметом. Если ребенку неприятен внешний вид учителя, невелика вероятность успеваемости ребенка по этому предмету или любви к урокам.

Таким образом, педагогу следует использовать в педагогической практике все цвета, но правильно, исходя из задач и требований ситуаций и знания влияния того или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека. Использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении поможет учителю раскрыть свою индивидуальность, развить те качества, которые ему необходимы, а главное, правильно представить себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж.

1.3 Влияние цветовой гаммы в кабинете на эмоциональное состояние учащихся.

Цветовое оформление школьных помещений способствует созданию сосредоточенности и внимания учащихся, корректирует их эмоциональное состояние, влияет на их настроение, формирует у детей эстетический вкус.

Поэтому, продумывая цветовое оформление школы надо учитывать особенности современных школьников, их повешенную возбудимость. В связи с этим не рекомендуется использовать яркие цвета.

Кроме того при цветовом дизайне учебных аудиторий важно учитывать освещенность класса. Цвет покрашенных поверхностей должен обеспечивать высокое отражение света, а также благоприятное распределение яркости и ее контрастов между поверхностями, находящимися в поле зрения детей.

Свет, поступающий через окна или исходящий от искусственных источников света, падая на светлую поверхность стен, потолка и других предметов многократно отражается, и это усиливает освещенность. Темные же поверхности поглощают значительную часть света.

Для учебных помещений и читального зала библиотеки наиболее благоприятны светлые, спокойные тона: светло - зеленый, цвет натурального дерева, светло - желтый, светло - синий.

Рекреационные помещения, вестибюль и актовый зал можно окрасить в более яркие тона. Для помещений, ориентированных на север, целесообразны теплые тона, а для ориентированный на юг - холодные.

Светлая окраска мебели и ограждающих поверхностей, соблюдение мер предосторожности от попадания прямых солнечных лучей способствуют равномерному распределению яркости в поле зрения учащихся. Неравномерная яркость ведет к частой переадаптации зрения и, следовательно, к его утомлению.

ГЛАВА 2.

3.1 Условия, место и методы проведения исследования

Исследование типа темперамента и цветовых предпочтений подростков проводилось среди учеников 9 «Б» класса МБОУ «Цнинская СОШ №2». Число испытуемых составило 20 человек. Для проведения исследования были выбраны две методики: опросник Г.Айзенка (Подростковый) и анкета на основании цветового теста М. Люшера.

Целью опросника Г. Айзенка (Приложение 1) является выявление типа и особенностей темперамента ребёнка. Опросник состоит из 60 вопросов, направленных на выявление обычного способа поведения подростков в той или иной ситуации.

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко. Г.Айзенк даёт следующую характеристику каждого типа темперамента.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров.

В данной исследовательской работе цветовой тест Люшера используется с целью выявления любимых цветов подростков, которые не менялись в течение последнего полугодия.

3.2 Результаты исследования

В ходе исследования было установлено, что ровно у половины испытуемой группы (10 человек - 50%) преобладают черты темперамента «Сангвиника». Цветовые предпочтения же разделились следующим образом (один испытуемый мог выбрать несколько цветов):

2 человека - жёлтый

2 человека - синий

2 человека - фиолетовый

2 человека - красный

1 человек - зелёный.

    2 человека - чёрный цвет

Преобладающие черты темперамента «Холерик» диагностируются у 7 человек (35%). Цветовые предпочтения (у одного испытуемого была возможность выбрать несколько приоритетных цветов):

3 человека - фиолетовый

2 человека - жёлтый

2 человека - чёрный

1 человек - белый

1 человек - зелёный.

Тип темперамента «Меланхолик» был выявлен только у 2 человек (10%) из исследуемой группы. Один из них отдает предпочтение жёлтому цвету, а другой - красному.

Также среди испытуемых был диагностирован только 1 учащийся (5%) с преобладающими чертами темперамента «Флегматика». И своё цветовое предпочтение он отдаёт синему цвету.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый цвет в психологии влияет на сознание человека по-разному и имеет свое значение. Когда мы видим какой-либо цвет, у нас возникает определенная эмоция, повышается или понижается настроение. Под влиянием того или иного цвета люди делают определенный выбор, даже не задумываясь над этим.

Исходя, из проведенного исследования можно сказать, что темперамент не влияет на цветовые предпочтения подростков. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, не подтвердилась. Цель работы достигнута, все сопутствующие задачи выполнены. В ходе работы было получено много познавательной и интересной информации.

Обобщая теоретическую и практическую часть исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:

Цветовая палитра одежды педагога может влиять на психоэмоциональное состояние учащихся как негативно, так и позитивно, что, в конечном счете, тем или иным образом отражается на учебном процессе и взаимоотношениях «ученик - учитель».

Цветовая гамма учебного кабинета влияет на эмоциональное состояние учащихся, активируя или подавляя психические процессы, в том числе и желание учиться.

Темперамент не влияет на цветовые предпочтения подростков, однако зная психологическую характеристику цвета, который предпочитает ученик в одежде и школьных принадлежностях, можно сделать определённые выводы о личности учащегося. На основании, которых можно найти соответствующий подход к каждому ученику.

Результаты исследовательской работы могут быть использованы:

Родителями;

Учителями;

Учениками.

Список используемых источников

Е. И. Рогов. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 1996

Д. Я. Райгородский. Практическая психодиагностика. М.: Бахрах-М, 2011

Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012

Люшер М. Цвет вашего характера - М.: Изд. «Вече: Персей», 1996.

Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. - М.: Изд. «Питер», 1998.

Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. Изд.«ЭКСМО-Пресс», 1998.

Д-Р. Роджер Эрб, Зелевски С. Цвет и свет. - М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007

Электронные ресурсы

http://www.life-color.ru/index.php ?article_id=43 (Влияние цвета на человека //Жизнь цвета: сайт компании. - Белгород, 2004-2011. - URL).

http://rosdesign.com/design_materials2/cvet_3.htm (Психологическое восприятие и эмоциональное воздействие цвета // RosDesign.com: информационный портал о дизайне и искусстве. - URL).

http://testljushera.ru/test_ljushera.php ?id_test=43 (Тест М. Люшера).

http://www.google.ru/search ?client=opera&q(Воздействие цвета на психику и деятельность человека).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник Айзенка для подростков

Цель. Выявить особенности темперамента.

Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения, если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак +, если отрицательно («не согласен»), то знак —. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция.

Текст опросника

1 Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2 Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3 Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4 Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5 Часто ли у тебя меняется настроение?

6 Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7 Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8 Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

9 Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10 Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11 Ты веселый человек?

12 Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13 Многое ли раздражает тебя?

14 Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

15 Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось

хорошо?

16 Тебе можно доверить любую тайну?

17 Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?

18 Бывает ли иногда так, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?

19 Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

20 Ты когда-нибудь говорил неправду?

21 Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22 Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

23 Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24 Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25 Ты обычно весел и всем доволен?

26 Обидчив ли ты?

27 Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28 Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29 Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?

30 Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?

31 Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32 Ты любишь иногда похвастаться?

33 Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34 Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35 Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36 Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37 Тебе часто снятся страшные сны?

38 Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?

39 Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40 Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?

41 Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42 Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?

43 Ты любишь шумные и веселые игры?

44 Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

45 Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?

46 Ты любишь часто ходить в гости?

47 Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?

48 Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

49 Тебя считают веселым человеком?

50 Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51 Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?

52 Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53 Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?

54 Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

55 Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56 Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57 Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58 Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?

59 Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?

60 Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Цветовые предпочтения темперамента «Холерик»

Цветовые предпочтения «Сангвиников»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Как влияет цвет одежды на окружающих

Когда говорят, что человека встречают по одежке, имеют в виду не только опрятность его наряда, стильность, ухоженность и дороговизну, но и цвет.

Оттенки подсознательно влияют на восприятие вашего образа. В зависимости от того, какое впечатление вы хотите произвести (и с каким настроем войти в новый коллектив), и стоит выбирать цвет одежды .

Красный

Привлекает внимание, возводит на пьедестал и позволяет окружающим выцепить вас взглядами из любой толпы. Он заряжает энергией и энтузиазмом, увеличивает трудоспособность. Если вы настроены на борьбу и любите, когда на вас смотрят, красный цвет в одежде - ваш выбор.

Однако, там, где в центре должен оказаться кто-то другой стоит быть осторожнее с алым. Другим может показаться, что вы пытаетесь отвлечь взоры от главных персон мероприятия.

Черный

Траурным ноткам черного оттенка предают слишком большое значение. На самом деле, этот цвет элегантен, строг, благороден, респектабелен и подходит абсолютно всем.

Серьезная черная одежда позволяет держать себя в тонусе, концентрироваться на важных задачах и не расслабляться. Но надо понимать, что человек в темном не выделяется из коллектива: чаще всего он незаметен.

Черный цвет помогает переключить внимание окружающих с внешности на личность.

Желтый и оранжевый

Жизнерадостные солнечные тона привносят с собой позитив и оптимистичный настрой. Если вам грустно, принарядитесь с лимонно-горчичные вещи - и настроение приподнимется.

Человек, одетый в канареечные цвета, не остается без внимания на работе: чаще всего к нему относятся по-доброму, положительно, пусть даже с некоторой снисходительностью.

Тот, кто приносит с собой солнце и радость, считается ценным участником и душой проекта: с ним многие желают дружить и делиться секретами.

Синий

Морской оттенок хорош для бизнеса: он внушает уважение, но не страх.

Синий цвет помогает: охлаждает ум, стимулирует творческий подъем, улучшает концентрацию и логику, бодрит.

Персона в синем кажется надежным сотрудником и вызывает доверие: выбирайте данный оттенок для переговоров с партнерами.

Зеленый

Натуральный, близкий к природе цвет располагает и к отдыху, и к труду. С человеком, одетым в изумрудно-травянистую гамму, комфортно общаться, он внушает к себе приязнь и дружелюбное отношение.

Розовый

Легкомысленный дамский оттенок звучит неформально: и нежная лаванда, и кричащая фуксия с трудом вписываются в офисный дресс-код. На совещании такая дама будет выглядеть странно, едва ли кто-то станет воспринимать ее доводы всерьез.

Дамам в розовом (равно как и мужчинам) психологически приписывают мягкий нрав и легкий характер. Это удобно для знакомства, но мешает в бизнесе: трудно произвести впечатление напористого, уверенного, сильного человека, когда на тебе сиреневая рубашка.

Между тем, все нежные пастельные оттенки (кремовый, голубой, мятный, лавандовый) звучат благородно - надевая их, люди кажутся более богатыми, зрелыми, творческими, мудрыми, не пытающимися привлечь к себе внимание дешевыми способами.

Белый

Очень аккуратный, рациональный, опрятный, кристально чистый оттенок.

Ему подсознательно доверяют, он свидетельствует об искренности и профессионализме.

Недаром этот цвет выбран для формы - как школьной, так и врачебной.

Коричневый и серый

Оттенок земли свидетельствует о стабильности и надежности своего «носителя». Он основателен, внушителен, но весьма скучен и тосклив.

Такие же нотки ограниченности, грусти и одиночества находятся и в бесстрастной серой гамме. Но у этих двух оттенков есть веское преимущества: они обыденны и неприметны. Если вы хотите скрыться в толпе (выйти из поля зрения начальства), это идеальный вариант!

  • Значение цвета
Актуальность
  • Человека окружает многоцветие. Но каждый из нас в одежде, предметах, вещах отдаёт предпочтение определённому цвету. Почему?
Цели исследования:
  • Выяснить значение каждого цвета, найти связь между выбором цвета и характером человека.
Гипотеза исследования
  • Выбор определённого любимого цвета
  • влияет на характер и поведение людей.
Задачи:
  • 1.Собрать и изучить материалы из различных источников о значении цвета;
  • 2.Определить, что в человеке влияет на выбор того или иного цвета;
  • 3.Презентовать работу и рассказать об этом своим одноклассникам и друзьям.
Выбор любимого цвета в нашем классе
  • Количество опрошенных
  • Семье Лихачёвых нравятся все цвета.
Красный
  • Красный- это лидер, упорство, борьба за свои права. Созидание, динамичность,
  • настойчивость.
  • Красный цвет означает могущество, волю к победе, желание жить полной жизнью,
  • стремление к новым впечатлениям. Человек приверженец красного цвета,
  • всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении. Любит быть первым,
  • но не всегда может быть им.
Человек смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный, бесстрашный, уверенный, не боится следовать за своей мечтой и одновременно чувствительный человек. В нашем классе красный цвет любят: Лихачёва Настя, Лысенко Максим, Тихонов Илья,Трояновский Игнат
  • Бордовый
Бордовый (красно- коричневый) от красного взял силу воли, а от коричневого – склонность к глубоким размышлениям. Его проблема- способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях. Бордовый цвет в любимый выбрали: Филонов Захар
  • РОЗОВЫЙ
  • Розовый _ это дружелюбие, женственность, зрелость, легкомысленность. Розовый –
  • это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее.
Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. Такой человек добрый и заботливый, любящий, красивый. чувствительный и очень щедрый. В нашем классе розовый цвет любят: Кожевникова Даша
  • СИНИЙ
Синий- организованность, непреклонность, сила духа. Люди предпочитающие этот цвет стараются всё привести в порядок, имеют собственную точку зрения, преданы тому, что делают.Выбрали этот цвет: Бодоряк Денис, Бородин Кирилл
  • ЖЁЛТЫЙ
  • Жёлтый – это ловкость, сообразительность, радость жизни, терпимость, честность
  • в себе, радость, веселье.
Такие люди любят, чтобы ими восхищались, у них самооценка. Им нравятся далёкие путешествия. Этот цвет выбрала – Инна Николаевна Храмова - учитель нашего класса
  • ЗЕЛЁНЫЙ
Зелёный цвет – это гибкость ума, упорство, самоуверенность. упрямство, самоуважение Люди, выбирающие этот цвет, легко приспосабливаются к обстоятельствам. Любят дружеское общение, воспринимают жизнь очень легко, в неудачах винят других людей. Выбрали этот цвет: Микунов Иван Трояновский Богдан В нашем классе выбрал чёрный цвет:Севастьянов Андрей Вывод
  • Исследование любимых цветов моих одноклассников помогло лучше узнать их характер, настроение, понять их поведение в той или иной ситуации. Если мы будем знать друг о друге больше, это сплотит наш классный коллектив.
  • Исследовательская работа чётко показала, что воспитание начинается в семье и мы похожи на своих родителей, но характер не наследуется, а формируется под влиянием окружающей среды в процессе воспитания.
Интернет- ресурсы
  • 1 Энциклопедия.
  • 2 Сайты в интернете:
  • www.osytactor.org/color.htm
  • www.colorzone/ru/pages_o_cvete psyho.html
  • www.yugzone.eu/psy/colors.htm

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 20 г. Орши»
Цвет в жизни человека
Выполнили:
Говенько Ульяна Андреевна
Шайкова Анастасия Витальевна
учащиеся 3 «Г» класса
Руководитель: Самоцветова Вера Борисовна
учитель начальных классов

г. Орша, 2016 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… с. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. Природа и разнообразие цвета
1.1. История цвета..................................................................................с.4
1.2. Основные характеристики цвета и его классификация …………. с.4 ­ 5
ГЛАВА 2 Что выражают цвета и как они на нас воздействуют
2. 1. Цветовые предпочтения …………………………………………… с.6 ­ 7
2.2. Влияние цвета на поведение и настроение людей …………………с.8
2.3. Влияние цвета на работоспособность……………………………….с.9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………с.10
Список литературы………………………………………………………...с.11
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………...с.12 ­
24
2

ВВЕДЕНИЕ
Цвета сопровождают человека повсюду.
Приобретаете ли вы машину или новое платье, делаете покупки или
обустраиваете квартиру, рассматриваете фотографии или переходите дорогу
­ вы неизменно имеете дело с цветом.
Вспомните, как поднимается настроение, когда в пасмурный день
появляется солнышко и сколько радости нам дарит первая, ярко­зелёная,
весенняя травка.
При этом реакция человека на цвет главным образом неосознанно и нам
бывает трудно выразить ее в словах.
Содержание данного материала нас заинтересовало и мы решили
провести исследование по теме «Значение цвета в жизни человека».
Так● в чем значение цвета в нашей жизни?
Из нашего исследования вы узнаете, почему люди выбирают
изучить приоритетный цвет у людей разного возраста
определенные цвета и как можно использовать цвет в своей жизни.
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание значения
цвета в жизни каждого человека необходимо, так как цвет оказывает
воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье
человека.
Цель исследования: изучить влияние цвета на поведение человека
Задачи исследования:
● изучить научные литературные источники для изучения цвета и его
характеристик

● получить представление о влиянии основных цветов на поведение и
работоспособность школьников
Объект исследования – эмоциональное состояние, настроение человека
Предмет исследования: влияние цвета на настроение
Мы предположили(гипотеза):

каждый возрастной уровень имеет предпочтение

● цвет оказывает влияние на поведение, настроение и работоспособность
людей.
Методы исследования:
Изучение литературы
Наблюдение
Анкетирование
определённого цвета;
3


Источники информации:
Энциклопедии
Беседы с учащимися и взрослыми
Интернет
Телепередачи
Практическая значимость:
Выступление на классном часу перед одноклассниками.
ГЛАВА 1 ПРИРОДА И РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТА
1. 1. История цвета
С незапамятных времен цвет окружает человека и влияет на него.
Древние греки не знали еще названия основных цветов и описывали их при
помощи сравнения. Наименования многих цветов произошли от объектов,
окраска которых очень сильно выражена: малиновый, розовый, изумрудный.
Первой научной систематизации цветов мы обязаны Леонардо да Винчи
(1452 – 1519г.) Он выделил 6 простых основных цветов: белый, желтый,
зеленый, синий, красный и черный. Из этих частей можно составить все цвета
спектра.
Сам спектр был открыт спустя полтора века Исааком Ньютоном (1643 – 1727
г.) (Приложение 1).
Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно
мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости.
Влиянием цвета на наше здоровье и настроение ученые интересовались
давно. Лечением при помощи цвета занимались даже Гиппократ и Авиценна.
Цвета - это волны, поэтому их чувствуют даже слепые. В настоящее время
краски активно используются в медицине, но чаще - в психологии. Они
помогают быстро улучшить настроение человека. Говорят, достаточно 10
минут смотреть на какой­то цвет, чтобы он «подействовал».
Еще жители древних цивилизаций Египта, Индии, Китая умело
использовали целительные свойства цвета.
В Египте археологи обнаружили помещения, конструкция которых
заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра.
Египетские врачи словно бы купали больного в оздоравливающих потоках
целительных лучей(Приложение 2).
1.2. Основные характеристики цвета и его классификация
4

Если заглянуть в словарь С. И.Ожегова, то цвет ­ это один из видов
красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их
сочетаний или оттенков.
Для того, чтобы изучить влияние цвета на человека, необходимо
разобраться каким образом он возникает. Свет, излучаемый Солнцем,
называется белым цветом. Но в действительности белый цвет – это смесь
разных цветов. Это можно обнаружить, если посмотреть через стеклянную
призму. Свет, проходя через нее, распадается на различные цвета: красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Мы провели со своими родителями эксперимент по созданию
спектра.
Для этого нам понадобилось:
Картонная коробка из­под обуви.
Стеклянная призма
Фонарик
Лист бумаги
Темная комната





На одной из сторон коробки мы вырезали маленькое прямоугольное
отверстие 5 миллиметров в ширину.
Внутрь коробки положили лист темной бумаги.
Уменьшили количество света в комнате. Накрыли все светильники,
кроме того, который использовали.
Положите призму в коробку на темный лист бумаги.
Посветили фонариком в проделанное отверстие. Слегка поворачивали
призму, пока не увидели спектр.
В результате на бумаге мы увидели эффект радуги (Приложение 3).
Существует две основные группы, на которые делятся цвета. Это цвета
Теплой гаммы и цвета Холодной гаммы.
Теплую гамму составляют: красный, желтый, оранжевый, коричневый и
все их оттенки. Как известно они создают у тех, кто на них смотрит или их
носит, ощущение уюта, комфорта, расслабленности, покоя, вызывают
ощущение близости, эмоционального притяжения.
Холодные тона, к которым относятся все оттенки синего, голубого,
зеленого, фиолетового, серого, заставляют нас быть собраннее и активнее. Но
при этом могут вызвать у окружающих вас людей чувство дистанции,
закрытости, отстраненности (Приложение 4).
5

ГЛАВА 2.
ВОЗДЕЙСТВУЮТ
ЧТО ВЫРАЖАЮТ ЦВЕТА И КАК ОНИ НА НАС
2.1. Цветовые предпочтения
Цвет ­ это одна из первых характеристик, которую различают дети.
Исследования показали, что младенцы видят только белое и черное. Но в
промежуток от шести недель до двух месяцев ситуация меняется. Сначала
дети начинают различать красный цвет, затем они воспринимают другие яркие
цвета.
Человека окружает разнообразие цветов. Но многие из нас и не
задумываются, почему каждый из нас в одежде, предметах, вещах отдаёт
предпочтение определённому цвету.
Уважаемые члены жюри. Просим Вас взять карточку любого цвета.
Первый цвет, называемый человеком, характеризует личность в
настоящий момент. Цвет, которому мы отдаем предпочтение, многое может
рассказать о нашем характере и эмоциональном складе.
Чтобы более детально разобраться с психологическим воздействием
цвета на человека мы обратились за помощью к психологу школы Оксане
Анатольевне.
И вот что она нам поведала.
Наши цветовые пристрастия зависят от многого – от возраста,
настроения, сезона, погоды, здоровья, от изменений в нашем характере, от
моды.
Белый цвет
 цвет невинности и чистоты;
 люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках
самих себя и стремятся к совершенству.
6

Желтый цвет
 цвет счастья, мудрости и фантазии;
 создаёт хорошее настроение;
 люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового,
обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом.
Зеленый цвет
 цвет надежды, естественности и свежести.
 любители зелёного цвета скромны, сдержанны, терпеливы и не склонны
к бурному проявлению своих чувств.
Синий цвет
 означает интуицию, идеализм, стабильность.
 успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет.
 люди, отдающие предпочтение синим тонам ­ обязательны и стремятся
к гармонии во всём. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и
честности.
Красный цвет
 цвет жизни, радости, силы и здоровья;
 символизирует опасность, цвет агрессивности и страсти;
 люди, предпочитающие красный ­ это истинные любители дискуссий и
споров.
Черный цвет
 цвет тайны, печали, зла и смерти.
 почти всегда символизирует что­то негативное, опасное или запретное;
 одеваться в чёрное
предпочитают творческие личности, философы

жизни(Приложение 5).
Готовясь к сегодняшнему выступлению, мы одели одежду своих любимых
цветов. Надеемся вызвать у жюри интерес к нашей работе и симпатию.
Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на
протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет,
поэтому мы все знаем, что нам нравится и что – нет.
Каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета.
Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу – мы провели
анкетирование среди учащихся и родителей нашего класса.
Вопрос: какой цвет вам нравится?
 Учащиеся нашего класса предпочитают красные, желтые и синие цвета
(Приложение 6).
Красный, синий цвета говорят об активности этого возраста и желании
добиться успеха в чем­либо.
Родители нашего класса (опрошено 45 чел) предпочитают зеленые и синие
цвета.
7

работы в классе. Каждый день мы раздавали квадратики разного цвета и
просили учеников приходить в школу в одежде определенных цветов.
Поведение изучали методом наблюдения, данные фиксировали. Настроение
выявляли методом опроса.
Мы выявили, что красный цвет повысил общую работоспособность и
активность на уроках, он целиком захватил внимание детей. Детям
медлительным, вялым красный цвет дал бодрость и уверенность в себе. Было
отмечено, что у 1 ребенка к концу уроков появилась головная боль. Ученики
с повышенной активностью крутились, лазили под партами, кричали с места,
просились выйти (Приложение 8)
Наши предположения подтвердились:
действительно цвета
оказывают влияние не только на поведение, но и на настроение людей.
2.3. Влияние основных цветов на работоспособность
Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую
необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности.
Гигиенисты провели много опытов. Оказалось, что наиболее приятное
влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета. Они
обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, обостряют слух,
повышают работоспособность руки.
В школах согласно СанПин рабочие поверхности ученических парт и
столов должны иметь матовое или с незначительным блеском покрытие
светлых тонов (светло­зеленого, зеленовато­голубого, голубовато­зеленого,
зеленовато­желтого или с сохранением текстуры древесины);
классная доска должна быть зеленого, темно­коричневого, синего цвета;
стены должны быть в светлых тонах (бледно­желтый, бледно­зеленый,
бледно­голубой и другие);
оконные рамы и переплеты должны быть светлых тонов;
потолок должен быть белого цвета.
Мы выяснили, что у нас в школе стены классов оклеены в светлые
тона (кремовый, бежевый, фисташковый), коридоры окрашены в
зеленый цвет(Приложение 9).
9

Мы провели работу, направленную на выявление влияния цвета на
работоспособность учеников нашего класса.
Для эксперимента была создана группа учащихся в количестве 10
человек.
Исследование умственной работоспособности осуществлялось при
помощи корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Эти таблицы
помогают изучить особенности внимания при действии однообразных
раздражителей, какими являются буквы.(Приложение 10)
Ученикам предлагалось задание: по возможности быстро и точно
вычеркнуть заданную букву в течении одной минуты. При этом для
определенного цвета бумаги предлагалось использовать определенную букву
для вычеркивания, что исключает привыкание испытуемых к букве.
Концентрация внимания оценивалась по количеству ошибок,
допущенных учащимися на бумаге разного цвета.
Лучше концентрируется внимание учащихся при выполнении задания на
светло­зеленой и бумаге.
Исходя из полученных данных видно, что внимание учащихся при
выполнении умственной работы зависит от цвета бумаги, на которой
предлагаются задания.
Наши предположения подтвердились, действительно цвета разного
цвета оказывают влияние не только на поведение, но и на работоспособность
людей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в
период обучения в школе. Цвет – мощное средство воздействия на психику
человека. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как
цвет воздействует на его организм и психику. Цвет может привлекать и
отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и
тревожить.
Нами установлено, что каждый цвет имеет свою символику и свои
психологические особенности. Так же установлено, что уравновешенная в
цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу,
успокаивает и улучшает работоспособность школьников. Цвет существенно
влияет на состояние ученика,
самочувствие и
работоспособность
на поведение,
Вот так и закончилось наше первое серьезное учебное исследование.
Оно было для нас непростым, но очень интересным и увлекательным. Мы
поняли, что вполне возможно изменить свое настроение, свое отношение к
окружающему миру, а значит повлиять на свое здоровье. Для этого нужно
10

просто «впустить» в свою жизнь больше ярких цветов: в свой дом, в одежду,
в предметы, которые тебя окружают или просто в работы, которые ты
создаешь.
Попробуйте, это ведь так просто, и Вы станете творцом и хозяином
своего настроения. Для этого всего лишь нужны пачка цветных карандашей
или набор цветной бумаги или что­нибудь другое, но обязательно яркое. Это и
будет Вашей волшебной палочкой! Ну что начнем? Мы уже начали, и,
кажется, у нас неплохо получается, не правда ли? (показ картины « Цветы
моего настроения»)

Мы хотим поблагодарить своих одноклассников, родителей, и конечно же
учительницу, за помощь и поддержку, которую мы ощущали в ходе всего
исследования.
И вам всем большое спасибо.
Список литературы:
1. Корректурная проба (Таблицы Анфимова) / Альманах психологических
тестов. М., 1995, С.107­111.
2. Популярная энциклопедия «Все обо всем».­М.:Олма­Пресс,2004г.
3. Рабкин Е.Б., Соколова Е.Г. Цвет вокруг нас. М., 1964 .С. 43.
4.Цвет в нашей жизни. О. Кузнецова//ж­л «Здоровье детей» № 6 2010г.
5. http://www.mironovacolor.org/theory/light_and_color/
6. http://ru.science.wikia.com/wiki/Цвет
7. http://support.epson.ru/products/manuals/100045/col_g/0501_1.htm
11

Приложение 1
12

Приложение 2
13