Главные герои сказки дикий помещик салтыкова щедрина. Сказки характеристика образов героев

Сочинение

С историей и ее закономерностями сопряжены и другие гротесковые сочинения сатирика. Появление в этих сочинениях совершенно невероятных образов, ситуаций, событий тоже мотивировано как функционально, так я концептуально. Вымышленные писателем небывалые персонажи и невозможные в реальной жизни сцены опираются на глубокое понимание тенденций исторического движения общества и этими тенденциями обусловлены. «Есть типы,- подчеркивал Салтыков,- которые объяснить небесполезно, в особенности в тех влияниях, которые они имеют па современность. Если справедливо, что во всяком положении вещей главным зодчим является история, то не менее справедливо и то, что везде можно встретить отдельных индивидуумов, которые служат воплощением «положения" и представляют собой как бы ответ на потребность минуты. Понять и разъяснить эти типы значит понять и разъяснить типические черты самого положения, которое ими не только не заслоняется, но, напротив того, с их помощью делается более наглядным и рельефным»

Данное теоретическое рассуждение характеризует чрезвычайно существенную черту сатиры Щедрина. Причем относится это положение не только к тем социально-политическим и социально-психологическим типам, которые были изображены писателем в их реальном, конкретно-историческом виде, но и к их гротесковым вариантам.

Генералы, попавшие на необитаемый остров, дикий помещик, бесшабашные советники Удав и Дыба, ретивый начальник и многие, многие другие гротескные персонажи, созданные фантазией Щедрина, тоже служили ярким воплощением «положения вещей» и были как бы олицетворением определенных тенденций истории.

Реальные социальные и политические коллизии времени выражали и те фантастические ситуации, которые были положены писателем в основу сюжета гротесковых произведений. Именно этими подлинными коллизиями действительности и были обусловлены совершенно невероятные поступки и события, с которыми мы здесь встречаемся.

Обратимся, например, еще раз к сказке «Дикий помещик». Казалось бы, перед нами произведение абсолютно «вневременное», «внеисторическое». На самом же деле это сочинение, полное фантастических событий, несет па себе отчетливые следы времени своего создания. Оно насквозь исторично, хотя историзм и на сей раз проявляется не в своем конкретном виде, а в «опосредованном».

Впрочем, есть здесь и конкретно-исторические детали. Упоминается, например, о том, что крестьяне - «временнообязанные». Благодаря этой маленькой подробности сразу становится ясно, что речь идет о послере-форменной поре. Неоднократно упоминается газета «Весть», которая упорно настаивала на том, что помещики должны проводить по отношению к крестьянам «твердую» политику.

Главный герой сказки вдохновляется писаниями этой газеты и следует ее советам. Он полагает, что крестьяне его «объедают», и стремится всячески их «сократить»:

«Курица ли крестьянская в господские овсы забредет - сейчас ее, по правилу, в суп; дровец ли крестьянин нарубить по секрету в господском лесу соберется - сейчас эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, не правилу, штраф».

И когда крестьяне на всем пространстве владений героя сказки исчезают («Куда девался мужик - никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки»), то это фантастическое событие является логическим следствием той политики, которую проводил помещик по отношению к мужикам. Исчезновение мужиков, всех поголовно, никак не объяснимо с точки зрения житейской достоверности. Ио оно мотивировано исторически.

Определенными историческими коллизиями и обстоятельствами обусловлены и события, с которыми мы сталкиваемся и в других сказках Щедрина, в том числе в сказках о животных. В некоторых из них мы встречаемся даже с самим словом «история».

Помещик – главный герой сатирической сказки Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”. Это глуповатый персонаж, который решил истребить всех своих мужиков оттого, что их было слишком много и они могли все переесть. Сам он себя считает истинным представителем дворянства и годится тем, что он потомственный князь по имени Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое “белое и рассыпчатое” тело.

Однако он не понимает, что без помощи крестьян он не сможет долго просуществовать. Он

Всей душой ненавидит мужиков и не выносит “холопьего духу”, хотя именно эти люди ему прислуживают, дают хлеб насущный и заполняют его скучную жизнь.

После того, как его просьба к богу сбылась, и крестьяне, наконец, пропали со двора, он стал влачить бессмысленное существование. Есть было нечего, бриться или умываться незачем, поиграть в карты тоже не с кем. Тогда он стал приглашать в гости своих знакомых.

Однако они, недовольные тем, что у хозяина нет ни еды, ни слуг, быстро уезжали и называли его глупым. Вскоре к нему приехал и капитан-исправник. Он был недоволен положением дел, так как с пропажей крестьян не стало и податей в казне, и товаров на рынке.

В результате начальство решило найти и вернуть крестьян, а дикого помещика вразумить. А помещик, во время проживания в одиночестве совсем одичал: начал лазить по деревьям, ходить на четвереньках, кушать зайцев целиком. Его с трудом изловили, умыли, побрили и привели в порядок. Следить за ним оставили слугу Сеньку.

По сюжету сказки, помещик и до сих пор жив, раскладывает свои пасьянсы, мечтает снова жить в лесу и иногда мычит.


Помещик – главный герой сатирической сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Это глуповатый персонаж, который решил истребить всех своих мужиков оттого, что их было слишком много и они могли все переесть. Сам он себя считает истинным представителем дворянства и годится тем, что он потомственный князь по имени Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое «белое и рассыпчатое» тело. Однако он не понимает, что без помощи крестьян он не сможет долго просуществовать. Он всей душой ненавидит мужиков и не выносит «холопьего духу», хотя именно эти люди ему прислуживают, дают хлеб насущный и заполняют его скучную жизнь.

После того, как его просьба к богу сбылась, и крестьяне, наконец, пропали со двора, он стал влачить бессмысленное существование. Есть было нечего, бриться или умываться незачем, поиграть в карты тоже не с кем. Тогда он стал приглашать в гости своих знакомых. Однако они, недовольные тем, что у хозяина нет ни еды, ни слуг, быстро уезжали и называли его глупым. Вскоре к нему приехал и капитан-исправник. Он был недоволен положением дел, так как с пропажей крестьян не стало и податей в казне, и товаров на рынке. В результате начальство решило найти и вернуть крестьян, а дикого помещика вразумить. А помещик, во время проживания в одиночестве совсем одичал: начал лазить по деревьям, ходить на четвереньках, кушать зайцев целиком. Его с трудом изловили, умыли, побрили и привели в порядок. Следить за ним оставили слугу Сеньку. По сюжету сказки, помещик и до сих пор жив, раскладывает свои пасьянсы, мечтает снова жить в лесу и иногда мычит.

Название произведения: Дикий помещик

Жанр: сказка

Год написания: 1869

Главные герои: помещик , мужики , исправник

Сюжет

Жил некий богатый, но глупый помещик, у которого все было, но он постоянно жаловался на то, что слишком много вокруг развелось мужиков и дух от них идет нехороший. Просил он Бога избавить его от мужиков, но Бог его не послушал. Тогда барин сам стал притеснять мужичков, и взмолились они Богу: «Помоги нам!», и Бог к ним прислушался, и все мужики в имении помещика пропали. Барин сначала обрадовался, но потом понял, что сам без услуги Сеньки и других крестьян ничего делать не может. Приехал к нему исправник в гости, подивился на странную жизнь помещика и еще больше удивился его глупости. Но барин не сдавался и продолжал утверждать, что без мужиков жизнь лучше. Перестал умываться, одеваться, сморкаться, оброс волосами, у него появились железные когти и он стал питаться живыми зайцами.

Исправник доложил в Петербург, что исчезли крестьяне и помещик. Приказано было крестьян изловить и водворить на место. Их разыскали, и тогда вновь появился и хлеб, и мясо, и рыба. А помещика также изловили в лесу, помыли, постригли, одели и отдали под надзор Сеньке - его лакею, чтобы он постоянно за ним надзирал.

Вывод (мое мнение)

Все сатирические сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина в аллегорической форме раскрывают пореформенное положение крестьян в России в конце ХIХ века. Глупый помещик сам ничего не мог и не хотел, но совершенно не ценил тех людей, чьим трудом он жил и кормился.

>Характеристики героев

Характеристики главных героев

Главный герой сатирической сказки. Это глуповатый персонаж, который решил истребить всех своих мужиков оттого, что их было слишком много и они могли все переесть. Сам он себя считает истинным представителем дворянства и годится тем, что он потомственный князь по имени Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое «белое и рассыпчатое» тело.

Капитан-исправник

Чиновник, который приехал узнать у помещика, куда он дел всех мужиков и кто подати за них платить будет. Поняв, что помещик глупый, он уехал. Исправник написал донесение начальству, которое вскоре приказало изловить мужиков, а помещику строго наказать, чтобы такими делами больше не занимался. Исправник отобрал у помещика газету и приказал слуге помещика Сеньки следить за ним.

Он не стал помогать помещику, который молил избавить его от мужиков, так как считал его глупым, а прислушался к молитвам мужиков и убрал их от помещика, так как жить им стало совсем невмоготу.

Садовский

Актёр, который приехал к помещику со своими актёрками. Увидев, что у помещика нет мужиков, что даже некому ставить театр и занавес поднимать, уехал, обозвав помещика глупым.

Генералы

Четыре соседских генерала помещика, которые приехали к нему играть в карты. Немного поиграв, они проголодались и захотели есть, но помещик смог им предложить только по леденцу и печатному прянику. Генералы обиделись, так как рассчитывали на говядину. Они обозвали его глупым и уехали.

Сенька

Слуга у помещика, который пропал вместе с мужиками, и которого помещик постоянно звал, так как сам ничего делать не умел. После того, как мужики вернулись, Сеньку призвали вновь смотреть за помещиком.

Медведь Михаиле Иваныч

Друг помещика, медведь, который зашёл в заросший двор помещика и хотел сначала его съесть, но потом помещик так зарос и озверел, что они подружились. В разговорах медведь осуждал помещика за то, что тот изгнал мужиков и называл его глупым.