Египетские фараоны были белокожими. Древний Египет: символы и их значение Знаки царской власти у египетских богов

Доктора Древнего Египта были весьма "подкованы" в плане медицины. На сохранившихся фресках запечатлены сцены проведения сложных хирургических операций на внутренних органах. По мнению некоторых ученых-египтологов, им удавалось выполнять даже нейрохирургические операции, которые в наше время проводятся только в ведущих медицинских центрах мира.

Но больше всего внимания исследователи паранормальных явлений уделяют таинственным египетским жрецам. Что им только не приписывают - вплоть до способности заклинаниями поднимать в воздух громадные каменные глыбы, уничтожать врагов на расстоянии и оживлять павших воинов, предварительно превращенных в мумии. В своей работе египетские жрецы использовали всевозможные амулеты и талисманы, о которых пойдет речь в этой статье.

Анкх

Коптский или египетский крест Анкх можно считать одним из важнейших символов, обозначающих жизнь и бессмертие. Это своего рода ключ, который запечатывает двери в храм Великого Знания. Его можно встретить на стенах египетских пирамид и прочих ритуальных сооружений, Анкх также входит в систему древнеегипетской письменности. Существовало поверье, что с помощью этого символа можно победить природные бедствия, в частности, остановить наводнение.

Используемый в качестве амулета, коптский крест Анкх наделяет своего обладателя способностью к магии. Он помогает развить интуицию и экстрасенсорное восприятие. У человека, который постоянно носит этот талисман, увеличивается личная сила и возрастает способность к предсказаниям. Однако использовать сакральный символ имеет право лишь тот, кто храбр духом и чист помыслами.

Амулет Анкх помогает раскрыть тайные каналы, через которые можно получить доступ к информации, накопленной предками. Самым лучшим материалом для его изготовления считается серебро. Также подходит золото, если человек задается целью приобрести не духовные, но материальные блага. Носить талисман полагается на шее, на шнурке из натуральной кожи (металлическая цепочка не подойдет).

Ба (сила)

Этот сакральный предмет подразумевает качества человека, точнее его сердце, душу и жизненные силы. Центральным элементом композиции является сокол с человеческой головой, крылья которого широко распростерты в разные стороны. Древние египтяне полагали, что бог Ба посещает тело умершего человека. Поэтому в саркофагах оставляли узкие щели, через которые должна была проникать душа.

Поскольку бог Ба управляет жизненной силой человека, амулет с его изображением обладает аналогичными свойствами. Его можно использовать, если есть необходимость избавиться от хронической болезни, апатии и усталости. Талисман окажет помощь спортсмену во время утомительных тренировок.

При физической жизни тела его Ба путешествует по миру сновидений, душа как бы существует между царством живых и мертвых. Поэтому талисман Ба будет полезен человеку, практикующему техники астрального выхода или осознанного сновидения. Чтобы ощутить его эффект, не обязательно носить амулет на теле. Достаточно положить его на ночь под подушку.

Ибис

Священный Ибис является символом покровителя правосудия и мудрости - бога Тота. Впрочем, сакральный статус имела именно белая птица, маховые перья которой окрашены в черный цвет. Геродот пишет, что убийство ибиса каралось смертью. Согласно легенде, бог Тот в течение некоторого времени обитал среди древних египтян в облике белого ибиса и обучал их оккультным наукам. Этому божеству также приписывают создание известной гадальной колоды карт - таро Тота.

Священный ибис считается покровителем интеллектуальных занятий и умственного труда. Поэтому в качестве амулета его могут использовать представители науки и искусства. Талисман стимулирует интеллектуальную деятельность и помогает своему обладателю раскрыть в себе дремлющие таланты и творческие способности. Он может быть выполнен в виде небольшой статуэтки из фарфора или драгоценного металла.

Исида

Крылья Исиды - это статуэтка в виде женщины с распростертыми крыльями и короной на голове. Вместо короны голову богини может украшать солнечный круг или позолоченные коровьи рога. Исида является одной из самых значимых богинь древнеегипетского пантеона. Что интересно - она покровительствовала угнетенным слоям населения - ремесленникам и рабам, а также грешникам. Исиду почитали в качестве символа материнства и женственности.

Талисман "крылья Исиды" может иметь различное применение. Во-первых, амулет помогает управлять жизненными процессами, контролировать происходящие события. Во-вторых, он защищает своего обладателя от "зла изнутри" - собственных ошибок и оплошностей. И, наконец, он будет полезен беременной женщине, вынашивающей ребенка.

Статуэтку "крылья Исиды" можно установить в своем доме, чтобы обрести счастье и семейную гармонию. В этой ипостаси священный предмет выступает в качестве оберега от конфликтов и разногласий. Его лучше всего поместить в прихожей, в гостиной или в столовой, где собирается вся семья.

Кошка

Одним из самых почитаемых животных в Древнем Египте была кошка. Она считалась символом хитрости и интуиции, изящества, грациозности. Египтяне наделяли кошек способностью к ясновидению (умению появляться в земном и загробном мирах), а также к перевоплощению. Именно в Египте начали зарождаться всяческие , например о том, что у них по 9 жизней.

В качестве талисмана фигурка кошки пригодится человеку, жизнь которого полна всяческих рискованных мероприятий. Также статуэтка с изображением "пушистика" будет полезна людям, занимающимся физическими нагрузками. Бронзовая кошечка исполняет любовные желания и помогает поскорее отыскать свою вторую половинку.

Если вы задались целью притянуть удачу и материальный достаток, то приобретите кошку из серебра. Этот же амулет помогает своему владельцу защититься от порчи и черной магии. Если же ваше желание - превратиться в утонченного и возвышенного человека, то следует отдать предпочтение кулону в виде кошки, изготовленному из золота.

Лягушка Хекет

Этот талисман создан в честь богини Хекет - женщины с лягушачьей головой. Это весьма доброжелательная особа, которая помогала людям благополучно появиться на этот свет. По желанию Хекет могла трансформироваться в земноводного, однако чаще всего ее изображают в антропоморфной форме. Хекет считается символом плодородия. Между прочим, в некоторых странах центральной Африки женщины и в наше время употребляют в пищу лягушек, поскольку верят, что это поможет им иметь многочисленное потомство.

Как вы уже, наверное, догадались, амулет в виде лягушки Хекет могут использовать женщины, желающие забеременеть, или дамы, которые уже вынашивают ребенка. К счастью, лягушку вовсе не обязательно глотать (такой деликатес далеко не каждому по вкусу). Можно просто купить статуэтку в виде лягушки, изготовленную из , фаянса или, если позволяют финансы, - из золота.

Менат

Считается, что африканцы никогда не испытывают проблем с потенцией. Но, по всей вероятности, древние египтяне предпочитали с этим вопросом подстраховаться. А в качестве афродизиака у них выступал менат - символ сексуальной энергии, плодовитости и мужества. Как вы можете видеть, изделие представляет собой ожерелье с подвеской фаллической формы. Для его изготовления использовали бронзу, медь или ляпис-лазурь.

Амулет менат носят как боги, так и богини. Его практическое применение заключается в восстановлении или сохранении репродуктивной функции. Древние египтяне вообще полагали, что этот символ способен вселить способность и желание заниматься сексом даже в мертвого человека. Туристам, посещающим египетские пирамиды, нужно бы поаккуратнее ходить мимо гробниц, на которых красуется всемогущий символ менат .

Пектораль (нагрудная табличка)

Это очень могущественный предмет, в котором могут одновременно сочетаться несколько магических символов. Нагрудную табличку пектораль укладывали на грудь мумии, чтобы защитить покойника от опасностей, которые могут подстерегать его в загробном мире. Талисман был призван обеспечить скорейший переход души в благословенное царство Осириса. Древние египтяне очень трепетно относились к загробному существованию и стремились всячески к нему подготовиться.

Разумеется, наиболее роскошные пекторали могли себе позволить только фараоны и прочие местные аристократы. Так, например, в гробнице Тутанхамона было обнаружено сразу несколько пекторалей. Это были золотые пластины, украшенные обсидианом, бирюзой и прочими драгоценными камнями. На одной из табличек присутствовало изображение священного сокола - бога Солнца Гора. Такая пектораль должна была обеспечить могущественному земному властителю вечную жизнь.

Перо богини Маат

Богиню Маат почитают, как покровительницу гармонии, правосудия и всепобеждающей истины. Согласно представлениям древних египтян, душа скончавшегося человека в загробном мире предстает перед 42 судьями. Чтобы определить дальнейшую участь усопшего, душу взвешивали на специальных весах, противовесом для которых служило страусиное перо богини Маат. Весы при этом держал бог Анубис с головой шакала.

Маат в качестве талисмана могут использовать люди, которые посвятили свою жизнь борьбе с несправедливостью и злом. К примеру, это могут быть правозащитники, миротворцы, волонтеры красного креста и аналогичных организаций. Но нужно учитывать, что богиня Маат покровительствует только кристально честным людям.

Интересно ли вам, что было с душой человека, которого суд 42 судей признавал нечестивым и недостойным? Нет, его не отправляли в ад или в геенну огненную. Вместо этого грешную душу отдавали на съедение некоему чудовищу по имени Амту, у которого была голова крокодила и туловище льва.

Ра

Вот мы и добрались до верховного представителя древнеегипетского пантеона - бога Ра. Между прочим, всех египетских фараонов почитали за сыновей этого божества, призванных творить на земле волю своего великого родителя. Чаще всего Ра изображается в виде сокола, над головой которого сияет солнечный диск. Также можно встретить изображение символа в виде мужской фигуры с головой сокола.

Применение талисмана Ра просто всеобъемлюще - он дарует своему обладателю благорасположение небесных сил. Дом, в котором находится подобный талисман, будут обходить стороной любые бедствия и нечестивые люди. Он защищает от физической опасности, болезней, дарует материальное благополучие. Подобными знаками декорировали дворцы, храмы и жилища простых людей, стремящихся снискать милость богов.

Согласно древнеегипетской мифологии, бог Ра ежедневно вступал в схватку со змеем по имени Апоп, который стремился проглотить солнце и навсегда лишить мир дневного света. Именно этим объяснялось чередование циклов дня и ночи. Разумеется, Ра всегда одерживал победу над своим противником, но только лишь затем, чтобы вновь вступить с ним в схватку с наступлением темноты.

Сесен

Символическим обозначением этого знака является цветок лотоса. Сесен представляет собой символ возрождения, созидательной энергии. С наступлением ночной темноты лотос складывает свои лепестки и погружается под воду. Как только солнечный свет озарит небосклон, цветок снова появляется на поверхности. Один из древних мифов гласит, что само солнце возникло из гигантского цветка лотоса в первый день существования материального мира.

Талисман Сесен пригодится творческим людям, которые находятся в состоянии поиска, кризиса. Он поможет возродиться, найти в себе новые силы и новые идеи. Талисман изготавливается в двух вариантах - в виде цветка лотоса и солнца, наполовину появившегося над горизонтом. Его можно носить в качестве подвески или кулона.

Аналогичную функцию выполняет амулет "Солнце с крыльями", который также называют "Крылатый диск". Этот знак до сих пор используют некоторые эзотерические сообщества, например, масоны, алхимики и теософы. Солнце с крыльями, дополненное изображениями змей, обозначает битву светлых и темных сил, всемирное равновесие. Этот знак нередко можно встретить над входом в усыпальницу фараона.

Скарабей

Этому амулету подвластны самые различные сферы человеческой жизни. Считается, что он способен привлекать материальный успех, придавать своему обладателю смелость, оберегать жизнь воинов и путников. Кроме того, амулет-скарабей придает смелости робким людям, делает их более решительными и уверенными в своих силах. Он также ограждает своего обладателя от наваждения и вражеских чар.

Жук-скарабей имеет мистическую связь с солнцем. Поэтому для энергетической подзарядки он должен как можно чаще контактировать с дневным светилом. Однако это не означает, что владельцу талисмана нужно гулять под палящими солнечными лучами в дневные часы. Достаточно положить амулет на подоконник - пусть он самостоятельно заряжается солярной энергией.

Тьет (Узел Изиды)

Визуально этот символ напоминает перевернутый анкх. Амулет должен быть непременно окрашен в красный цвет, поскольку он является символом плодородия. Он посвящен богине Изиде, супруге Озириса. Для изготовления "узла Исиды" чаще всего использовали золото, в саркофагах также находили статуэтки из и красного дерева.

Как и многие другие сакральные предметы Древнего Египта, Тьет был тесно связан не только с "земным" царством, но и с миром мертвых. Этот знак встречается на погребальных фесках. Узлом Изиды опоясывали мумию почившего человека. Считалось, что это поможет покойнику быстрее добраться до конечной цели загробного путешествия. Этот же узел украшал одежду жриц и священнослужителей.

Тьет (Тет) несколько раз упоминается в сакральной египетской Книге мертвых. Там есть строки, которые можно перевести на русский следующим образом "Кровь Исиды да оградит от злых духов". В папирусе Ани указана магическая формула, с помощью которой можно было активировать этот амулет.

") - это левый глаз соколоподобного бога Гора, который был выбит в схватке с могущественным Сетом. Древнеегипетские целители использовали символ в знахарской практике. Считалось, что с его помощью можно вылечить любые болезни. Вероятно, это связано с тем, что по легенде выбитый глаз Гора через некоторое время снова возродился на своем месте.

Уаджет имеет несколько символических значений. Прежде всего, это мистика, ум, бдительность, знание, озарение. Ношение амулета "Око Гора" поможет человеку стать более проницательным, легче постигать суть вещей. Он получит способность раскрывать интриги и тайные помыслы недоброжелателей.

Между прочим, немного трансформированный знак "всевидящее око" не утратил своего значения и в современном мире. Его используют "вольные каменщики" масоны, а также представители некоторых эзотерических лож. И, наконец, изображение ока "Архитектора Вселенной" можно встретить на обратной стороне долларовой купюры.

Цапля

Мало кому известно, что "родоначальницей" мифологической птицы Феникс стала египетская цапля. Этой птахе приписывают вечную жизнь и способность повторного воскресения, которыми ее наградил бог Бену. Очень влиятельным богом был этот Бену, ведь он представлял собой не что иное, как душу самого Ра! А миру он себя являл в облике величественной цапли.

Талисман-цапля поможет человеку, желающему "возродить" охладевшие любовные чувства или уснувшую творческую музу. Но этим способности амулета не ограничиваются. Он очищает человека от всякого рода скверны и становится . Его можно рассматривать, как символ прихода весны и созидательных перемен.

В китайском учении фен-шуй тоже встречается символ цапля. Путешественникам подойдет амулет в виде птицы, сжимающей в лапах камень. Цапля, приносящая змею, защитит дом и потомство от негативной энергетики. Птица, стоящая на одной ноге, привлекает удачу и финансовое благополучие.

Кадр из х/ф "Фараон" (1966г. Режиссёр Ежи Кавалерович)

Многие фараоны эпохи Древнего царства изображены в схенти, парике и сандалиях из тросника или босыми. Первые отступления от общепринятого схенти появились именно в костюме фораона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые сверх обычной набедерной повязки.



Знаками царского могущества фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта (ок. 3200 г. до н.э.), властитель каждого из них имел свою корону. Согласно списку фараонов Манефона – 2900 г. до р. х. Верхним Египтом правил фараон Мен , возможно тот же самый, которого в др. источниках называют Нармером . Мен с большим войском двинулся на север и захватил дельту Нила. Так образовалось единое египетское царство, простиравшееся с севера на юг примерно на 1000 км, от Средиземного моря до первых нильских порогов. Объединение Египта фараоном Меном считается началом египетской истории, однако до окончания эпохи Древнего царства существовало деление царства на две территории, а фараон именовался правителем Верхнего и Нижнего Египта (Учёные предлагают этот период называть Ранним царством ). Корона Верхнего Египта – белая , в виде кегли, корона Нижнего Египта – цилиндрическая красная , с высоким закруглённым выступом сзади. После объединения, с начала эпохи Древнего царства, венец фараонов являл собой соединение двух этих форм: одна была вставлена в другую, цвета сохранены. Сдвоенную корона символизируовала важный этап в истории страны. Называлась она – пшент (па-схемти) . Атеф - белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам, которую носил древнеегипетский бог Осирис. Между двумя страусиными перьями (они символизировали две истины – жизнь и смерть) расположена похожая на вытянутую луковицу белая поверхность короны. Перья страуса пышные у основания, сверху образуют небольшой завиток. Те же самые перья (только по одному) носила богиня мудрости Маат. Корона атеф на голове у Осириса, является своего рода символом управления загробным миром. Перья олицетворяют истину, справедливость и баланс. По внешнему виду корона атеф похожа на корону хеджет , которую носили фараоны Верхнего Египта. Отличие двух корон в том, что на короне хеджет не было перьев по бокам. В Новом царстве возникли и несколько модернизированные типы царских головных уборов. В случае исполнения жреческих обязанностей фараон надевал металлический шлем небесно-голубого цвета(хепреш ) . Хемхемет (также известна как «тройная корона атеф») - ритуальная древнеегипетская корона. Хемхемет состоит из трёх корон атеф, каждая из которых раскрашена разноцветными полосами жёлтого, синего, зелёного и красного цвета; с обеих сторон хемхемет увенчана страусиными перьями; также корона может быть украшена солнечными дисками Ра; в основании короны разветвляются два закрученных по спирали бараньих рога; иногда, особенно в тех случаях когда подобные короны носили фараоны, с рогов хемхемет могли свисать большие уреи. В зависимости от контекста, бараньи рога являлись символом бога солнца Амона, создателя всего живого Хнума и лунного бога Яха.Подобную корону иногда надевали поверх Немеса. Название короны можно перевести как «вопль» или «военный клич».


Роскошь, которую позволяла себе знать – ничто по сравнению с пышностью, которой окружали себя царственные особы. Фараон считался сыном самого бога солнца Ра, его особа обожествлялась. На божественное происхождение и неограниченную власть указывала особая символика - обруч со змеёй-уреусом, укус которой приводил к неизбежной смерти. Золотая змея-уреус обвивала царственный лоб так, что голова страшной змеи находилась в центре. Изображениями змеи и коршуна украшались не только головная повязка фараона, но и корона, пояс и шлем. Все атрибуты власти обильно украшались золотом, цветной эмалью и драгоценными камнями.


Вторым по значению головным убором фараона был большой платок из ткани в полоску. Он служил защитой от солнца и пыли, назывался «клафт-ушерби» - атрибут культа бога Амона - и также относился к древним символам царской власти. Клафт состоял из большого куска полосатой ткани, ленты и диадемы с «уреем» - скульптурное изображение кобры, хранительницы власти на земле и небе. Поперечную сторону ткани накладывали на лоб горизонтально, укрепляя лентой, сверху надевали диадему со скульптурным изображением раздувшей капюшон змеи. Материю, свисающую сзади, на спине, собирали и туго обвивали шнуром, создавая подобие косы. Боковые части клафта округляли, чтобы спереди на плечах прямые куски ткани подали чётко прямо. Кроме того, фараон охотно надевал, особенно во время военных действий, изысканный и простой синий шлем с уреями и с двумя лентами на затылке – хепреш. Немес – специальный царский платок, был достаточно велик, чтобы срыть небольшой круглый парик. Он сооружался из ткани, опоясывал лоб, спускался с двух сторон лица на грудь и образовывал сзади остроугольный карман. Немес, как правило, был белого цвета с красными полосами. Его готовили зарание. Он закреплялся на голове золотой лентой, что было просто необходимо, когда фараон возлагал поверх «немеса» двойную корону, корону Юга или корону Севера. Кроме того, на немес устанавливали два пера либо корону «атеф»: колпак Верхнего Египта с двумя высокими перьями, помещёнными на рога барана, между которыми сверкал золотой диск, обрамлённый двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками.


К числу ранговых знаков, используемых в официальном костюме представителей верхушки власти относился также полосатый воротник-ожерелье , скроенный по кругу – солярный знак. Знаковую роль выполняли также цвета полос : жёлтый - у светских сановников, синий - у жрецов, красный - у военачальников. Голубые (широкие и узкие попеременно) полосы по жёлтому фону на клафте и воротнике были привилегией фараона. Помимо урея – главного символа царской власти, фараону принадлежали трёххвостая плеть и скипетр с загнутой крючком верхней частью. Скипетр тоже было несколько: простой посох – символ земледелия и скотоводства, жезл в рост человека, который внизу оканчивался двузубцем, а на верху был украшен остроконечным изображением головы шакала. Не мене важным ранговым знаком у фараона во время всех торжественных церемоний была накладная искусственная борода – символ владения землёй. Бороды, как и парики, делались из разных материалов, в том числе из золота. Они имели различну форму: вытянутые в виде заплетённой косички с завитым кончиком; удлинённые, совершенно плоские и гладкие; завитые маленькими локонами поперечными рядами; в виде небольшого кубика или лопатки. Бороду также украшали маленьким уреем. Крепилась она обычно двумя подвязками.

Одеяния царских особ отличалось от одежды знати дороговизной материала и тончайшей выделкой. Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но царская делалась гофрированной. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой, с превосходно исполненными иероглифами в царском картуше спереди и бычьим хвостом сзади. Иногда к поясу повязывали передник в форме трапеции. Этот передник был полностью из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. С обех сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. Завершают это убранство драгоценности и украшения. Фараон носил самые различные ожерелья. Чаще всего они представляли собой нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застёжкой сзади. Классическое ожерелье состояло из целого ряда бус и весили несколько килограммов, но перечень необходимых украшений на этом не заканчивался. На шею, на двойной цепи, надевали нагрудное украшение в форме фасада храма и не менее трёх пар браслетов: одну на предплечье, вторую – на запястья, третью – на щиколотки. Иногда поверх всех этих украшений фараон надевал длинную прозрачную тунику с короткими рукавами и таким же прозрачным поясом, завязанным спереди.





Фараон и его жена носили сандалии с позолоченными и золотыми украшениями. Носок таких сандалий заворачивался кверху. Сами сандалии крепили к ноге длинными пёстрыми ремешками, обматывая их вокруг ноги до самого колена. На подошвах изображали бытовые и военные сцены. На официальных приёмах нельзя было появляться не обутым. Но поскольку это был знак привилегированного положения, их очень берегли. Даже фараоны ходили босиком в сопровождении слуги, который нёс сандалии. Вообще, Египет единственная цивилизация Древнего Востока, о которой мы знаем достаточно много. В силу своей закрытости от соседних государств, за три тысячелетия своего существования, был создан разнообразный мир правил, традиций и предпочтений. Особо жёсткими правилами этикета был связан фараон. Ни он, ни его подданные не могли ни на йоту отойти от раз и навсегда определённой роли в общем «государственном спектакле». Сакральный смысл лежал во всех словах и поступках фараона – живого бога, от которого зависло благополучие «земли Кемет». Даже в семейном кругу фараон носил парик и особые атрибуты власти, которые вместе с положенными браслетами и ожерельями весили несколько килограммов.


Жена фараона, как и все женщины носила калазирис. Его могли дополнять роскошный пояс или туникообразное платье, или плащ из прозрачной ткани. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба – символ богини Исиды, который своими крыльями укрывал её головку, а в когтях держал перстень с печатью. Вторым ранговым головным убором царицы была разукрашенная шапочка с небольшим, похожим на колпачёк, выступом, к которому крепили цветок лотоса. Царице полагался скипетр в виде цветка лотоса.



Предметы окружающие фараона и его семью имели, как правило, символическое значение, что обуславливало их форму и украшение. Царский трон – наиважнейшая принадлежность власти, сохранил с древнейших времён простую форму равностороннего куба, но пышностью своего убранства превосходил всю остальную утварь. Сам стул был обит золотыми листами, сидение расписано разноцветной финифтью, на котором лежала богато вышитая подушка. Тронное кресло украшалось иероглифическими надписями, объясняющими божественное происхождение фараона. Царский трон стоял на роскошно отделанном широком возвышении. Над ним возвышался плоский балдахин, который поддерживали четыре колоны, капители которых изображали священный цветок лотос. Всё убранство трона должно было символизировать могущество фараона.
Не менее роскошно украшались тронные носилки , в которых восседал фараон во время торжественных процессий. Носилки несли знатнейшие сановники государства. Сделанные из золота, они были украшены символической фигурой ястреба – эмблемы мудрости, сфинкса с двойной короной – эмблемой владычества над обоими мирами, льва – эмблемы мужества и силы, уреями и т.д. Над сидением устанавливали опахало, которое заменяло балдахин.


Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Фараоны

Имена фараонов

Фараон – современное название царей Древнего Египта.

Обычным наименованием египетских царей было выражение "принадлежащий Тростнику и Пчеле", то есть Верхнему и Нижнему Египту, либо просто "повелитель обеих земель".

Деспотические монархии в Египте зародились во второй половине IV тыс. до н. э. Существовали эпохи Древнего царства, Среднего царства и Нового царства. Со времён Среднего царства установился полный титул египетских царей , состоящий из пяти имён :

Хорово имя

Небти-имя (было связано с богинями покровительницами Египта Нехбет и Уаджит)

Золотое имя (золото в египетской культуре ассоциировалось с вечностью)

Тронное имя (принималось при вхождении на трон)

Личное имя (давалось при рождении, в надписях предварялось титулом "сын Ра").

Имена фараонов

Аджиб

Адикаламани

Актисанес

Алара

Аманисло

Аманитека

Аманиторе

Амасис II

Аменмес

Аменхотеп

Амиртей II

Аналмаи

Анламани

Апопи I

Априй

Ариамани

Ариканкарер

Аркамани I, II

Арсес

Артаксеркс I, II, III

Аспелта

Атланерса

Ахорис

Ахратан

Бардия

Баскакерен

Бихерис

Бокхорис

Венег

Гаумата

Горсиотеф

Дарий I, II, III

Джедефра

Джедкара II Шема

Джедкара Исеси

Джер

Джосер

Дудимос I

Имичет

Иниотеф II

Ири-Хор

Итиеш

Какаура Иби I

Камбис II

Камос

Каркамани

Кашта

Ксеркс I, II

Маат

Меленакен

Менес

Менкара

Менкаухор

Ментухотеп I, II, III, IV

Менхеперра

Меренра I, II

Меренхор

Мерибре

Мерикара

Мернейт

Мернофера Аиб

Накринсан

Нармер

Насахма

Настасен

Натакамани

Небереау I

Небефаура

Небкара Хети

Нектанеб I, II

Неферефра

Неферит I, II

Неферкара I - VII

Неферкасокар

Неферкаура

Неферкаухор

Неферкахор

Неферхотеп I

Нехо I, II

Никара I

Нинечер

Нитокрис

Ниусерра

Нихеб

Нубнефер

Осоркон I, II, III

Пами

Пе-Хор

Пелха

Пентини

Перибсен

Петубастис I

Пианкалара

Пианхи

Пинеджем I

Пиопи I, II

Псамметих I

Псаммут

Псусеннес I, II

Птах

Птолемей I - XV

Рамсес II - VIII

Ранеб

Сабракамани

Сакхмакх

Санахт

Сахура

Себекхотеп I -VII

Сека

Секудиан

Семенра

Семенхкара

Семерхет

Сенебкай

Сенед

Сенеферка

Сетнахт

Сехемкара

Сехемхет

Сиамон

Сиаспика

Смендес

Снофру

Согдиан

Таа II Секененра

Такелот I, II, III

Талакамани

Тамфтис

Танутамон

Таусерт

Тахарка

Тахос

Тети

Тефнахт I

Тутанхамон

Тутмос

Уаджи

Уаджкара

Угаф

Унегбу

Унис

Усеркара

Усеркаф

Усермонту

Хаба

Хабабаш

Хасехемуи

Хат-Хор

Хафра

Хеджу-Хор

Хенджер

Хеопс

Херихор

Хети I, II, III

Хиан

Хоремхеб

Хуни

Шабака

Шабатака

Шепсескара

Шепсескаф

Шеракарер

Шешонк I -III

Якубхер

Яхмос I

Яхмос-Нефертари

Яхмос-Ситкамос

Мифические правители

Птах

Осирис

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

Наша новая книга "Энергия фамилий"

В нашей книге "Энергия имени" вы можете прочитать:

Подбор имени по автоматической программе

Подбор имени по астрологии, задачам воплощения, нумерологии, знаку Зодиака, типам людей, психологии, энергии

Подбор имени по астрологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по задачам воплощения (цели жизни, предназначению)

Подбор имени по нумерологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по знаку Зодиака

Подбор имени по типам людей

Подбор имени по психологии

Подбор имени по энергии

Что нужно знать при подборе имени

Что делать, чтобы выбрать идеальное имя

Если имя нравится

Почему не нравится имя и что делать, если имя не нравится (три пути)

Два варианта подбора нового удачного имени

Корректирующее имя для ребенка

Корректирующее имя для взрослого человека

Адаптация к новому имени

Наша книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

С этой страницей смотрят:

В нашем эзотерическом Клубе вы можете прочитать:

Фараоны. Имена фараонов

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги:

Начиная с XI династии Среднего царства, фараон при коронации выбирал себе пять титулов, или тронных имен. Эти тронные имена (титулатура фараона) были не случайными, а обозначали намерения фараона, будущие деяния правителя - то, что он хотел осуществить за время своего правления. Кроме того, в перечне тронных имен содержалось указание на бога, который был для этого фараона особенно почитаемым и важным.

Первым называлось «имя Гора», и тем самым подчеркивалась роль фараона в качестве земного воплощения бога Гора. Второе имя - «имя Небти», или «имя обеих владычиц»,- подчеркивало, что фараон является повелителем Верхнего и Нижнего Египта. Богиня Нехбет, которую изображали на гербе в виде коршуна, считалась покровительницей Верхнего Египта, а Ваджет - представленная в виде кобры - была покровительницей Нижнего Египта. Третье имя - «золотое имя Гора». Его значение точно не установлено. Четвертое - тронное имя правителя Верхнего и Нижнего Египта, в котором подчеркивалось единение двух частей страны. Пятым именем считается личное имя фараона, данное ему при рождении, снабженное необходимым указанием на его божественное происхождение - сын Ра. В науке фараонов чаще всего называют по первому, четвертому и пятому имени. Все имена обозначались соответствующими иероглифами, и получался длинный ряд. Перечисление всех имен фараона трудно запомнить. Личное имя фараона, данное ему при рождении, было известно только узкому кругу приближенных и родственников. После коронации, когда фараон получал все свои имена, его вообще не называли по имени. На рельефах и живописных изображениях имя фараона помещали внутрь картуша - овального обрамления, по которому ученые сразу определяют, что речь идет об имени.

Картуши были довольно большими, чтобы вместить многочисленные иероглифы. Например, пять тронных имен фараона Тутанхамона выглядели примерно так:

  • Первое имя Гора - «Могучий бык, совершенный в своем воплощении».
  • Второе имя Небти - «Движущая сила Закона, умиротворяющего обе страны, угодная всем богам».
  • Золотое имя Гора - «Дающий знаки, примиряющий богов».
  • Тронное имя - «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Проявление бога Ра».
  • Личное имя - Re: Tutanchamun (heqaschema). «Сын Ра, Жи-вой образ Амона, правитель Верхнего Египта и Гелиополиса».

Четвертое и пятое имена помещены в картуши. Фараоны первых династий стали обрамлять свои имена Гора в рамку, так называемый серех - упрощенный рисунок крепости с изображением сокола, символа Гора. Только фараон IV династии Снофру (около 2639 – 2604 годов до н. э.) приказал заключить его личное имя в картуш. Фараон Нефериркар из V династии, правивший около 2483 – 2463 годов до н. э., применил обрамление для тронного имени.

На языке древних египтян картуш назывался шену от глагола «шени», означавшего «окружать». Возможно, при начертании картуша за образец было взято «кольцо Шен» - древнеегипетский символ Вечности. В религиозном мировоззрении древних египтян имя имело чрезвычайно важное значение для жизни после смерти. Картуши с именами ненавистных фараонов скалывали с каменных плит саркофагов, храмов и гробниц. Людям запрещалось произносить их имена.

Жрец-историк Манефон называет первым фараоном царя Менеса. Согласно древним надписям, он был царем Верхнего Египта и звался Нармер или Аха. Этот правитель объединил Верхнее и Нижнее царства в единое государство под своей властью и впервые надел бело-красную двойную корону. После него правили еще несколько царей Первой Династии - преемники Хора (бога-сокола).

Упоминание о царе Менесе как о родоначальнике древнеегипетских царей повторяется в сочинениях греческих и римских историков, но не исключено, что это фигура легендарная - обобщенный образ царя-основателя и вождя-полководца. Считается, что Менес (Аха) родился в Верхнем Египте, в городе Тин. Согласно Геродоту, царь Менес провел большие земляные работы, чтобы построить крепость, ставшую позднее городом Мемфисом - резиденцией фараона и столицей древнеегипетского государства. Он построил к югу от крепости храм местного бога Птаха и впервые совершил символические обряды соединения папируса (символа Севера) и лотоса (символа Юга). Царь Менес увенчал себя двойной красно-белой короной, символизировавшей вечное единство Верхнего и Нижнего Египта. В торжественной процессии он обошел вокруг святилища и крепости. Эта церемония коронации стала традиционной, и ее повторяли при восхождении на престол все фараоны Древнего Египта.

В тексте, высеченном на каменной стеле в храме бога Амона в Фивах, говорится о «проклятом Менесе», при котором египетскому народу жилось худо, тогда как он сам утопал в неге и роскоши. Из других надписей следует, что царь Менес установил новые культы и порядок храмовых ритуалов.

Диодор пересказал легенду о том, как царь Менес охотился в Файюме, и на него набросились его собственные собаки. Находчивый Менес прыгнул с берега в озеро, а там плавал нильский крокодил, который посадил его себе на спину и переправил на другой берег. В память о своем чудесном спасении царь Менес выстроил на этом месте город, а озеро посвятил крокодилу. У Диодора также написано, что царь построил себе пирамиду (хотя пирамиду изобрел визирь Имхотеп четырьмя столетиями позднее) и что этот премудрый царь научил свой народ возносить молитвы богам и жить по-людски. Это утверждение, возможно, является смутным отголоском деятельности энергичного правителя в стране, в которой долгое время кипели распри и кровопролитные междоусобицы.

Согласно цитате из Манефона, приведенной Африканом, великий царь Менес умер на 63-м году своего правления от ран, полученных во время охоты на бегемотов. Охота на бегемотов была излюбленным развлечением древнеегипетских царей, так что этот трагический эпизод кажется вполне правдоподобным, хотя, скорее всего, это такая же легенда, как и переправа через озеро с помощью дружелюбного крокодила. Хотя Менес считается первым фараоном объединенного Древнего Египта, он все же фигура больше легендарная, чем историческая. Вряд ли историкам когда-нибудь удастся добыть более достоверные сведения об этой таинственной личности.

Джосер Великолепный (Нечерихет, Тосорфрос у Манефона), который правил около 2635 – 2611 годов до н. э., - второй фараон III династии и эпохи Древнего царства. Надписи на каменной плите неподалеку от Асуана повествуют о семилетней засухе при правлении фараона Джосера и о страшном голоде, поразившем страну. Премудрый Джосер подарил жрецам богини Исиды остров Филе, а жрецам бога Хнума - остров Элефантину. Всесильные боги сжалились над египтянами, и засуха прекратилась.

Джосер утвердил свою власть на Синайском полуострове, где добывали бирюзу и медную руду. Новую границу Египта он установил по первому порогу на Ниле. Его военные походы дали Египту много рабов, которые пригодились при возведении монументальных построек, в первую очередь ступенчатой пирамиды, которая прославила Джосера в веках гораздо больше, чем его военные победы и территориальные приобретения. Знаменитую ступенчатую пирамиду Джосера и комплекс храмовых сооружений построил замечательный строитель, талантливый архитектор и выдающийся ученый Имхотеп, который был при Джосере визирем (чати) и верховным жрецом бога Ра. Предполагается, что Имхотеп сам изобрел пирамидальную форму постройки. Он надстроил над прямоугольной каменной мастабой фараона еще три мастабы меньших размеров, и получилась четырехступенчатая пирамида, которую впоследствии надстроили до шести ступеней, так что пирамида достигла высоты 61 м. Возможно, что первую мастабу начали строить еще для фараона Санахта, но пирамиду Джосера принято считать первым каменным сооружением Древнего Египта.

Пирамида Джосера строилась в качестве фамильной усыпальницы для всей его семьи. Позднее в пирамидах хоронили только фараонов, а не их родственников. В пирамиде Джосера нашлось место для всех его жен и детей. В просторном сооружении было 11 погребальных камер. Пирамида сохранилась до наших дней, только стала ниже на несколько метров.

Усыпальница самого фараона находилась не в одной из погребальных камер внутри пирамиды, а была высечена в скале под фундаментом пирамиды. С этой целью в скальной породе пробили квадратную шахту площадью около 7 м2 и глубиной в 27,45 м. На дне была построена усыпальница из гранитных плит, привезенных из Верхнего Египта. В крыше усыпальницы предусмотрели отверстие для укладывания мумии. После погребения крышу закрыли гранитной плитой весом в 3,5 т. Вход в шахту был расположен далеко за пределами пирамиды, в узком туннеле к северу от нее. Туннель вел глубоко вниз под пирамиду и обрывался в шахте. Этот подземный ход и шахту до самой гранитной крыши засыпали щебнем. От большого центрального колодца отходили во все стороны подземные коридоры. Стены некоторых из них покрывали синие изразцы, имитировавшие тростниковые циновки, - они напоминали легкие перегородки во дворце фараона. Общая протяженность подземных переходов составляла не меньше километра. Все высеченные в скале туннели с их неожиданными изгибами и тупиками вели в конце концов к многочисленным тайникам, где находились тысячи каменных ваз и кувшинов, выточенных из алебастра и из порфира, очень твердого, трудного в обработке камня. Некоторые сосуды подписаны именами фараона Джосера и его предшественников.

Вокруг ступенчатой пирамиды группировался ансамбль каменных зданий. Раньше вокруг усыпальницы фараона строили стену, внутри которой совершались жертвоприношения, В планировке всего поминального комплекса Имхотеп показал настоящее новаторство и размах: он построил каменную стену высотой около 10 м и протяженностью 1650 м. В стене было 15 ворот, причем только одни ворота были настоящими, все остальные - ложные. Внутри крепости Имхотеп возвел каменные здания, облицованные резными известняковыми плитами. Такой отделки наружных стен зданий в Египте нигде больше нет. Некоторые из рельефов на стенах, возможно, были связаны с празднеством Сед - ритуалом настолько древним, что содержание его давно забыто. На стене одного из туннелей в скале под оградой пирамид сохранился каменный рельеф, представляющий бегущего фараона Джосера в двойной короне. Быстрый бег, предположительно, был частью церемонии, то есть фараон показывал свою силу и выносливость, необходимые правителю страны.

Кроме пирамиды в Саккара, в Бет-Халлафе, в южной части некрополя в Абидосе, по приказу Джосера построена громадная символическая гробница. Длина кирпичной мастабы составляла 100 м, а высота - 10 м. Длинная лестница вела в подземное помещение, разделенное перегородками на 18 комнат, одной из которых была погребальная камера.

Сколько лет правил Джосер, точно неизвестно, все даты правления предположительные, во всяком случае, это был золотой век Древнего Египта. При фараоне Джосере началось строительство прославленных египетских пирамид, составлен первый египетский солнечный календарь.

Аменемхет III Немаатра (в греческих источниках - Лахарес) был сыном фараона Сенусерта III. Во время его правления власть фараона была сильнее, чем при любом другом фараоне в эпоху Среднего царства. Ученые заметили, что при Аменемхете III не строились роскошные гробницы номархов. Значит, ему удалось создать опору среди новой знати, выдвинувшейся из чиновников и военных, и существенно ограничить власть номархов. Военных походов при Аменемхете III было сравнительно мало, потому что границы Египта были установлены и надежно укреплены при его предшественниках. Но в надписях, относящихся к его правлению, все же встречаются указания на «разгром Нубии» и «открытие стран Азии».

Правление Аменемхета III отмечено интенсивной созидательной деятельностью. Он улучшил устройство египетских поселений на Синае, позаботился о водоснабжении и обеспечил Синай постоянной охраной. Эти меры принесли скорые плоды: увеличилась добыча руды на медных рудниках, а разработка месторождений бирюзы стала давать большую выгоду.

Несмотря на многолетнее правление Аменемхета III, от него осталось очень мало надписей. Но во всех записях отзывы об этом фараоне - благоприятные.

При Аменемхете III были завершены большие ирригационные работы в Фаюмском оазисе, начатые задолго до его правления. Аменемхет III возвел огромную насыпь (длиной 43,5 км), чтобы осушить большую часть Фаюмского оазиса и сделать ее пригодной для земледелия. Из сочинений греческих авторов известно, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избытки воды от разлива Нила отводили в Фаюмское водохранилище (у греков - Меридово озеро). Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы во время низкого уровня воды в Ниле в продолжение 100 дней увеличивать в два раза проток воды в реке вниз по течению реки от Фаюма.

На осушенной земле Фаюмского оазиса были построены город Крокодилополь (или Арсиноя) и храм, посвященный местному богу-крокодилу Собеку (или Себеку). На северной границе осушенной части оазиса установили два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На постаментах возвышались громадные (11,7 м) статуи Аменемхета III, высеченные из желтого кварцита. Во время разлива Нила постаменты иногда почти полностью уходили под воду, а статуи выступали прямо из воды - непоколебимые, массивные, величественные.

Там же в Фаюме Аменемхет III создал интересное каменное строение, вызывавшее восхищение у греков. Это обширное здание со множеством коридоров и залов греки назвали Лабиринтом. Лабиринт имел действительно впечатляющие размеры: длина – 305 м, ширина – 244 м. Он насчитывал 3000 помещений, в том числе 1500 подземных комнат. Греческий географ Стробон писал, что потолок каждой комнаты состоял из цельного камня, а все коридоры покрывали отшлифованные каменные плиты необычайно больших размеров, причем ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись - только камень. Здание, которое произвело неизгладимое впечатление на греческих путешественников, возможно, строилось в качестве заупокойного храма Аменемхета III.

Можно предположить, что Лабиринт имел другое предназначение, и в каждом зале должны были стоять статуи многочисленных богов - общих египетских и местных номовых. Единое для всех святилище могло бы послужить духовному объединению народа всего Египта под властью правящей династии. От храма-Лабиринта сохранились только фрагменты рельефов, украшавших стены здания, да несколько кусков разбитых колонн.

Аменемхет III построил для себя две пирамиды. Такое бывало очень редко: после правления Снофру в эпоху Древнего царства никто из египетских фараонов не строил себе сразу две пирамиды. Одна пирамида Аменемхета III построена в Дахшуре из сырцового кирпича. Гранит использовался только для укрепления перекрытий камер и для пирамидиона - камня пирамидальной формы, венчавшего вершину пирамиды. В этой пирамиде фараон велел сделать два входа. Один из них находился по традиции на северной стороне пирамиды и вел в лабиринт коридоров, заканчивавшийся тупиком. Второй вход был устроен в юго-восточном углу и тоже вел в длинный лабиринт, но по коридорам этого лабиринта можно было попасть вниз, в погребальную камеру с красным саркофагом. Аменемхета III в этой пирамиде не похоронили. Вблизи ее обнаружена гробница другого фараона, вероятно, из следующей XIII династии. Почему фараон не использовал совершенно готовую, специально для него возведенную пирамиду, осталось загадкой.

Вторая пирамида Аменемхета III построена в Хаваре. Эта пирамида стояла в центре вновь основанного царского некрополя, частью которого, возможно, был и знаменитый Лабиринт. Сейчас от нее остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 м и высотой 20 м. Вход в погребальную камеру был расположен с южной стороны пирамиды. Сама камера сделана великолепно и является прекрасным образцом древнеегипетских архитектурных традиций. Просторная погребальная камера вытесана из цельной глыбы твердого желтого кварцита и весит больше 100 т. Толщина стен составляет 60 см. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и весит около 45 т. Сверху камера перекрыта двускатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 т каждый. В камере находятся два саркофага. Судя по надписям, в одном был похоронен сам Аменемхет III, в другой - его дочь Птахнефру. Для дочери предназначалась небольшая пирамида рядом с главной. Аменемхет III правил около 45 лет и так же, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы.

Символика древнего Египта

Древний Египет обязан своей высокоразвитой культурой Нилу. Из-за циклических наводнений в стране сформировалась ярко выраженная вера в потусторонний мир, образцом для которой служил естественный круговорот возникновения, исчезновения и возрождения жизни.

Древние египтяне были народом, чрезвычайно ориентированным на жизнь, который в значительной мере пытался вытеснить мысль о возрасте и смерти. Вместо нее на первый план было поставлено представление о жизни в потустороннем мире и о возрождении.

Мышление древнего египетского народа было не рационально - логическим, а образно - символическим. Действовал магический принцип, что все совершенные, великие вещи имеют отражение в чем-то малом, внешне невзрачном - как вверху, так и внизу, макрокосмос равен микрокосмосу. На этой основе жук-скарабей стал символом восходящего солнца, а небо могло быть изображено в качестве коровы. Таким же образом можно было посредством символических действий и рисунков оказывать влияние на важные процессы, происходящие в мире Богов и в потустороннем мире. Самим символам приписывалась присущая им внутренняя сила, что-то вроде сущности или души.

Древнеегипетская религия содержала огромное число божеств с многообразными формами проявления. Богам - как, впрочем, и людям - полагалось большое количество различных качеств характера, так что одно и то же божество могло быть изображено во всевозможных воплощениях.

Символы жизни древнего Египта

Анкх с древних времен является в Египте символом вечной жизни в этом и п отустороннем мире.

Он настолько связан с традицией, что был заимствован коптскими христианами (этноконфессиональная группа египетских арабов, исповедующих христианство, потомки доарабского населения Египта) в качестве креста.

На многих изображениях Боги держат анкх в руке или передают его людям. Здесь речь идет о ставшем видимым дыхании жизни, так сказать о божественной искре, благодаря которой жизнь вообще может возникнуть. Кроме того, анк олицетворяет дарующие жизнь свойства элементов воздуха и воды. Происхождение его формы до сих пор не объяснено. Возможно, речь идет о магическом узле, где, вероятно, также играют роль сексуальные отношения. Возможна интерпретация формы креста, как соединение креста Осириса в форме буквы Т с овалом Исиды в ключ, который раскрывает тайны жизни.

Анкх один из важнейших древнеегипетских символов со значением "жизнь" ("бессмертие"), известный также как "крукс ансата". Знак очень прост, но могущественен.

В нём объединены два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Их сочетание обозначает бессмертие.

Анкх может быть истолкован как восходящее солнце, как единство мужского и женского начал (овал Исиды и крест Осириса), а также как ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной жизни духа.

В иероглифическом письме этот знак символизировал "жизнь"; он же являлся частью слов "благосостояние" и "счастье". Египтяне считали, что изображение анкх продлевает жизнь на земле. С этим же амулетом и хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Именно такую форму, по представлениям древнего мира, имел ключ, которым можно было открыть ворота смерти.

Этот символ также ставили на стенах водных каналов в надежде, что он убережет от наводнений. Позднее, анкх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании и помощи роженицам. Во времена движения хиппи, в конце 60-х годов XX века, анкх был популярным символом мира и правды.

Все значения символа невозможно перечислить. Знак счастья, благосостояния, неиссякаемой жизненной силы, вечной мудрости.

Такую петлю жизни часто носил простой народ как амулет, в виде узла. Как и анкх, она обозначает вечность и бессмертие.

Знак Тет , который также называли "кровь Исиды", часто давали усопшим в виде амулета. Он похож на анк, ручки которого опущены вниз. В соединении со столбом Джеда на стенах храмов и в саркофагах он указывает на объединение противоположных сил и вместе с тем на вечно обновляющуюся жизненную силу.

Шену

И одновременно иероглиф, обозначающий вечность. Его часто изображают на настенных картинах с божественными животными.

Эту эмблему в виде овала с прямой линией на торце часто называют картуш. Внутри располагается написанное иероглифами имя (например, имя фараона), которое овал символически оберегает.

Всевидящее Око - Уаджет

Раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним - это, как правило, эмблема сокологолового бога неба Гора, символ всевидящего ока и единства космоса, целостности мироздания. Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении вырос снова. Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета. Око также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях — для помощи мертвым в загробной жизни. Спираль под глазом (напоминающая формой галактику) символизирует энергию и вечное движение.

Глаз Гора также ассоциировался с исцелением, поскольку древнеегипетские врачи часто рассматривали болезнь как аналог битвы Гора и Сета.

В математике Око имело любопытную функцию - оно использовалось для обозначения дробей. Согласно одной из версий мифа, Сет разрезал вырванный глаз Гора на 64 части, поэтому неполное его изображение символизирует какое-то дробное число: зрачок - 1/4, бровь 1/8 и т.д.

Скарабей

Скарабей - один из популярнейших египетских символов. Известно, что жуки-навозники, к числу которых относится и скарабей, умеют искусно лепить из навоза шарики, катя их перед собой. Эта привычка, в глазах древних египтян, уподобляла скарабея богу солнца Ра (навозный шарик в этой аллегории - аналог солнечного диска, перемещающегося по небу).

Скарабей считался в Древнем Египте существом священным; фигурки этого жука, выполненные из камня или глазированной глины служили печатями, медалями или талисманами, означавшими бессмертие. Такие амулеты носили не только живые, но и мертвые. В последнем случае жука клали в саркофаг или внутрь мумии - на место сердца, при этом на обратной, гладкой стороне его писали священные тексты (часто - тридцатую главу книги мертвых, убеждающую сердце не свидетельствовать против покойного на загробном суде Осириса). Часто фигурки скарабея изображали только верхнюю часть жука, без лапок, а ровная овальная основа статуэтки использовалась для нанесения различного рода надписей - от отдельных имен и афоризмов нравоучительного характера до целых рассказов о выдающихся событиях из жизни фараонов (охота, заключение брачного союза и проч.)

Крылатый солнечный диск

Согласно мифу именно такую форму принял Гор во время битвы со злым богом Сетом. По обеим сторонам диска находится изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Вся композиция символизирует защиту и мировое равновесие.

Этот знак часто изображался над входом в гробницу фараона; в этом случае диск в центре символизировал Гора, крылья - оберегающую его Изиду, а змеи - Нижний и Верхний Египет.

Сесен

Цветок лотоса, знак солнца, творчества и возрождения. Из-за того, что по ночам цветок лотоса закрывается и упускается под воду, а утром снова поднимается, чтобы распуститься на поверхности, и возникла эта ассоциация. Один из космогонических мифов гласит, что в начале времен из вод хаоса поднялся гигантский лотос, из которого в первый день существования мира появилось солнце.

Цветок лотоса также считается символом Верхнего Египта.

Перо Маат

Эмблема символизирует истину и гармонию. Маат - это дочь и око Ра, богиня справедливости, правды и миропорядка. Вместе с отцом она участвовала в сотворении мира из хаоса. Подобно своему греческому аналогу, Фемиде, Маат изображается с завязанными глазами. Голову богини украшает страусовое перо, которое является ее символом и иероглифом. Согласно представлениям древних египтян, в загробном мире на одну чашу весов клали сердце покойного, а на другую - статуэтку Маат. Если оба предмета уравновешивались, то это означало, что умерший достоин блаженства на полях камыша Иару (в противном случае его пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем льва). Статуэтка Маат на груди была неизменным атрибутом судьи.

Кошка

Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет - богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Бастет, олицетворявшая такие качества как изящество, красота, ловкость и ласковость, считается египетским аналогом Афродиты и Артемиды. Ее скульптурные и живописные изображения использовались для защиты дома от злых духов.

Естественно, что к кошкам в Древнем Египте относились с большим почтением, а за их убийство карали смертной казнью. При жизни этот зверь был равноправным членом семьи, а после смерти его бальзамировали и клали в саркофаг, который помещали в особый некрополь.

Цапля

Цапля считалась символом воскресения и вечной жизни (прообразом птицы Феникс) и олицетворяла Бену - одного из изначальных, никем не сотворенных богов вроде Ра или Атума. Согласно мифу, в начале творения Бену появился сам собой на возникшем из водного хаоса камне. Этот камень - Бенбен - был одним из фетишей бога.

Исида

Богиня плодородия, воды, ветра и семейной верности Исида, облегчительница родовых мук и защитница детей, была одной из главнейших и древнейших богинь египетского пантеона. Ее культ как богини матери отразился и на христианстве.

Исида изображалась в виде женщины (часто крылатой), увенчанной иероглифом «трон», или соколицы. Иногда - в виде женщины с рогами коровы и солнечным диском на голове.

Исида была женой Осириса и матерью Гора. Отождествляется с такими греческими богинями как Деметра, Персефона, Гера.

Ра

Аналог греческого Гелиоса, верховное божество древнеегипетского пантеона, отец богов. Титул Сына Ра также носили все фараоны. Священным животным Ра считался сокол, в виде которого он часто изображался. Другой вариант - мужчина с головой сокола, увенчанной солнечным диском или двойной короной.

Ибис

Священная птица ибис символизировала Тота - бога науки и магии, изобретателя астрономии, медицины и геометрии, автора «Книги мертвых». Тот также служил небесным летописцем и покровителем Луны (календарь составлялся на основе лунных фаз). Изображался в виде ибиса или человека с головой ибиса, увенчанной лунным диском. Примерно соответствует греческому Гермесу.

Материал подготовлен по информации сети интернет