Детская практическая. Детская практическая психология как отрасль психологической науки

Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX - начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребенка. Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания практической детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. В начале XX в. детская практическая психология начала интенсивно развиваться и в России. При этом она вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, педагогики и философии. Практическая психология развивалась и в тесном содружестве с педологией, прикладной характер которой, ориентированность на конкретные требования школы делали ее особенно популярной в среде педагогов и воспитателей.

В то же время процесс становления и развития детской психологии и педологии в России имел ряд особенностей, отличающих ее от западных течений. Хотя духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры, она отражала своеобразие социального и исторического пути развития России, оказывая существенное влияние на формирование отечественной практической психологии. Так как методы соматического исследования были не только раньше разработаны, но и оказались точнее, чем способы изучения душевной жизни, то и в России первыми применять объективные методы исследования к развитию ребенка начали врачи и физиологи. Однако именно в России первоначальный интерес к педологии и детской практической психологии был подготовлен предшествующим развитием смежных наук - физиологии, педиатрии, психиатрии. Большое значение для молодой науки имели не только работы И.М. Сеченова и К.Д. Ушинского, но и педиатров И.В. Тарханова и Н.П. Гундобина, которые считали, что проблема воспитания нравственной личности является задачей не только педагогики, но и других наук. Большой вклад в развитие практической психологии внесли такие видные ученые, как Г.И. Россолимо и В.П. Кащенко, которые в начале XX в. стали инициаторами создания педологических лабораторий. Так, в Московской педагогической академии было открыто педологическое отделение при непосредственном участии Кащенко. Главной проблемой его исследований были трудные, умственно отсталые дети и, особенно, возможности их обучения.

Детская практическая психология в начале века находилась у истоков своего развития - на этапе собирания сырого материала и выработки методов получения этого материала. Поэтому одной из главных задач, стоявших перед ней в то время, был поиск объективных методов исследования и диагностики психики, для чего отечественные ученые обратились как к западной психологии, так и к русской физиологической школе, в частности к работам И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.


При разработке новых методов необходимо было учитывать одно из основных требований детской практической психологии - целостность, системность подхода к диагностике психического развития ребенка. При этом наряду с поиском новых подходов к научно-психологическому изучению ребенка широкое распространение получило создание и использование методов, направленных на выявление индивидуальных особенностей детей и детских групп в практических целях. Для этих задач использовались тесты, анкеты, биографический, статистический и антропометрический методы, разработанные М.М. Рубинштейном, А.П. Нечаевым, Н.П. Румянцевым, а впоследствии П.П. Блонским, М.Я. Басовым, А.С. Залужным, Л.С. Выготским. I этап (1900-1907) - зарождение детской психологии и педологии, появление первых теорий и исследований психического развития детей, организация курсов и экспериментальных лабораторий, начало изданий первых журналов и книг по практической психологии.

II этап (1908-1917) - разработка методологических принципов построения детской психологии и педологии в России, появление первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную (диагностическую) деятельность.

III этап (1918-1924) - период становления советской детской практической психологии, ревизии старой эмпирической, дооктябрьской науки. Это происходит на фоне общего подъема и многообразия культурной жизни страны. Особенно важны для практической психологии этого периода поиск новых методов обучения и воспитания, активное школьное движение, многообразие школ и детских садов, появление работ Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого и других педагогов.

IV этап (1925-1928) - период консолидации разных групп и течений в детской психологии и педологии, выработка единой платформы и концепции развития психики, планов развития педологии как науки, направленной на комплексное изучение и развитие личности ребенка. В это время усиливается связь психологической теории и практики, ставятся конкретные задачи по развитию и усовершенствованию работы в школах и детских садах.

V этап (1929-1931) - период интенсивного развития детской психологии и педологии, появления теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики (М.Я. Басов, Л.С. Выготский). Однако в этот же период начинаются нападки на практическую психологию, связанные с изменением социальной обстановки в обществе, введением единообразия и авторитарности в школьную жизнь. Разрыв между теорией и практикой, до конца не преодоленный в предыдущие годы, снова начинает увеличиваться.

VI этап (1932-1936) - в этот период заканчивается формирование тоталитарного государства, пронизанного жесткой иерархической системой отношений между людьми. Идеологизация науки сказывается и на дальнейшем развитии детской практической психологии. Ликвидация в школьной и общественной практике интереса к личности ребенка, к творческому началу привели к еще большему отрыву психологической теории от практики. Усиливаются нападки на педологию, обвинения в игнорировании требований школы. Эта критика как действительных, так и навязанных педологии ошибок привела к постановлению 1936 г., которое практически запретило детскую практическую психологию.

В настоящее время отечественная детская психология переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы.

ПСИХОЛОГИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ДЕТСКАЯ

Благодарности

_______________________________________

под редакцией

профессора Т.Д. Марцинковской

______________________________________

образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по педагогическим специальностям


УДК 159.922.7 (075.8)

Рецензенты:

И.В. Дубровина;

, доктор психологических наук член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев

Т.Д. Марцинковская, - гл. 1, 3;

кандидат психологических наук доцент Е.И. Изотова - гл. 2, 4;

кандидат психологических наук профессор Т.Н. Счастная - гл. 5;

кандидат психологических наук Е.А. Калягина;,

доктор психологических наук профессор Е.О. Смирнова - гл. 6

Детская практическая психология: Учебник / Под ред.

Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.



ISBN 5-8297-0038-7

В соответствии с государственным образовательным стандартом высше­го профессионального образования рассматриваются история детской прак­тической психологии, организация психологической службы в детском до­школьном учреждении, особенности психического развития детей дошколь­ного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диа­гностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.

Для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, практичес­ких психологов, работающих в образовательных учреждениях.

УДК 159.922.7 (075.8)

ББК88.8

В оформлении обложки использован фрагмент картины

Бальтуса «Дети» (19S37)

ISBN 5-8297-0038-7 © «Гардарики», 2000


ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................................................................................... 6

ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.................................................................................................... 7

ГЛАВА 1...................................................................................................................................................................................................... 7

1.1. Становление детской практической психологии и педологии.......................................................................... 7

1.2. Становление детскойпрактическойпсихологии в России................................................................................ 12

1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг........................................................................ 15

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ............................................................................................................. 23

В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....................................................................................................................... 23

ГЛАВА 2.................................................................................................................................................................................................... 23

2. 1. Психологическийкабинет................................................................................................................................................... 23

2.2. Психологический инструментарий................................................................................................................................ 25

2.3. Нормативнаядокументациядетскогопрактическогопсихолога................................................................. 28

2.4. Специальная документация.............................................................................................................................................. 29

2.5. Opганизaциoннo-мeтoдичecкaя докумeнтация....................................................................................................... 32

Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 35

Особенности психического развития детей дошкольного возраста..................................... 35

Глава 3.................................................................................................................................................................................................... 35

3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества....................................... 35

3.2. Психические особенности детей раннего возраста............................................................................................... 39

3.3. Особенностипсихическогоразвития в дошкольном возрасте......................................................................... 41

3.4. Общие подходы к диагностике психическогоразвития детей......................................................................... 48

Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 50

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.............................................................................................................................. 50

ГЛАВА4.................................................................................................................................................................................................... 50

4.1. Психодиагностика................................................................................................................................................................. 50

4.2. Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка........................ 60

4.3.Психологическоеконсультирование и просвещение............................................................................................ 63

4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса............................................................................... 65

Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 69

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ........ 71

ГЛАВА 5.................................................................................................................................................................................................... 72

5.1. Терминология............................................................................................................................................................................ 72

5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве............................................................... 72

5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте.......................................................... 75

5.4. Особенности депривациипсихологическогоразвития в дошкольном возрасте..................................... 79

Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 84

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ.................................... 84

ГЛАВА 6.................................................................................................................................................................................................... 84

Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 92

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................................................................ 92

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ...................................................................................................................................................................... 97

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................................................................................................... 99

Приложение 1.................................................................................................................................................................................. 100

Бланки психологических заключений............................................................................................................................... 100

Приложение 2.................................................................................................................................................................................. 104

Протоколы коррекционно-диагностических................................................................................................................... 104

мероприятий.................................................................................................................................................................................... 104

Приложение 3.................................................................................................................................................................................. 106

Журнал психологических запросов..................................................................................................................................... 106

Приложение 4.................................................................................................................................................................................. 106

Бланк психологического запроса......................................................................................................................................... 106

Приложение 5.................................................................................................................................................................................. 107

План работы практического психолога в дошкольном учреждении................................................................... 107

Приложение 6.................................................................................................................................................................................. 109

Набор диагностических методик для детей 3-4 лет.................................................................................................. 109

Приложение 7.................................................................................................................................................................................. 109

Набор диагностических методик для детей 4-7 лет.................................................................................................. 109

Приложение 8.................................................................................................................................................................................. 110

Haбор диагностических методик для детей 7- 12 лет.............................................................................................. 110

Приложение 9.................................................................................................................................................................................. 110

Набор диагностических методик для детей 12-18 лет............................................................................................. 110

Приложение 10................................................................................................................................................................................ 111

Диагностика готовности к школе........................................................................................................................................ 111

Приложение 11................................................................................................................................................................................ 111

Дополнительные методики...................................................................................................................................................... 111

Приложение 12................................................................................................................................................................................ 112

Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала....................................... 112

Приложение 13................................................................................................................................................................................ 122

Aнкетa для воспитателей......................................................................................................................................................... 122

Приложение 14................................................................................................................................................................................ 124

Анкета для родителей................................................................................................................................................................. 124

Приложение 15................................................................................................................................................................................ 128

Выписка из медицинской карты........................................................................................................................................... 128

Приложение 16................................................................................................................................................................................ 129

Схема беседы с ребенком.......................................................................................................................................................... 129

Приложение 17................................................................................................................................................................................ 130

Схема беседы с родителями.................................................................................................................................................... 130

Приложение 18................................................................................................................................................................................ 131

Конспекты психокоррекционных занятий....................................................................................................................... 131

Приложение 19................................................................................................................................................................................ 133

Практический материал психопрофилактических воздействий........................................................................... 133

Приложение 20................................................................................................................................................................................ 135

Приложение 21................................................................................................................................................................................ 138

Материалы для самооценки родителей............................................................................................................................. 138

Приложение 22................................................................................................................................................................................ 140

Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни......................................................... 140

Приложение 23................................................................................................................................................................................ 146

Диагностика психического развития детей раннего возраста.............................................................................. 146

Приложение 24................................................................................................................................................................................ 153

Диагностика психического развития детей 4-7 лет.................................................................................................. 153

Предисловие................................................... 7

Глава 1. История детской практической психологии............. 8

1.1. Становление детской практической психологии

и педологии........................................ 8

1.2. Становление детской практической психологии

в России.......................................... 17

1.3. Развитие практической психологии и педологии

в 20-30-е гг. ....................................... 24

Вопросы и задания ...................................... 35

Глава 2. Организация психологической службы в детском до­школьном учреждении......................................... 37

2.1. Психологический кабинет......................... 37

2.2. Психологический инструментарий................. 41

2.3. Нормативная документация детского практичес­кого психолога.................................... 45

2.4. Специальная документация........................ 45

2.5. Организационно-методическая документация....... 51

Вопросы и задания............ ........................... 56

Глава 3. Особенности психического развития детей дошколь­ного возраста................................................. 58

3.1. Психические особенности детей в период ново-

рожденности и младенчества....................... 58

3.2. Психические особенности детей раннего воз­раста. ............................................. 65

3.3. Особенности психического развития в дошколь­ном возрасте...................................... 70


3.4. Общие подходы к диагностике психического раз­вития детей....................................... 82

Вопросы и задания..................................... 85

Глава 4. Направления профессиональной деятельности прак­тического психолога в условиях детского дошкольного учреж­дения........................................................ 86

4.1. Психодиагностика................................ 86

4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклоне­ний и нарушений в развитии ребенка.............. 101

4.3. Психологическое консультирование и просвеще­ние. ............................................. 107

4.4. Психологическое обеспечение педагогического

процесса........................................ 111

Вопросы и задания.................................... 119

Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни................................... 123

5.1. Терминология.......^........................... 124

5.2. Особенности депривации психического разви­тия в младенчестве............................... 125

5.3. Особенности депривации психического разви­тия в раннем возрасте............................ 130

5.4. Особенности депривации психического разви­тия в дошкольном возрасте....................... 137

Вопросы и задания..................................... 146

Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудно­стями в общении............................................ 147

Вопросы и задания.................................... 161

Литература.................................................. 162

Словарь терминов........................................... 168

Приложения................................................ 173


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная книга содержит материал, необходимый для работы практи­ческих психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением доку­ментации и рабочего места психолога.

Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности прак­тического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагнос­тической и коррекционной работы с детьми и родителями, показы­ваются способы включения полученных при диагностике материа­лов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последст­вий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии позна­вательных процессов и общения детей.

В конце каждой главы читателям предлагается ответить на во­просы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.

В книгу включен список литературы и словарь терминов. В при­ложениях приводятся образцы документации практического психо­лога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми - набо­ры методик для разного возраста, способы их применения и интер­претации полученных данных, а также образцы проведения диа­гностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.

Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работаю­щих в образовательных учреждениях.


Правда ли, что к воспитанию мальчиков и девочек требуется разный подход? Комментируют психологи Людмила Петрановская, Софья Нартова-Бочавер и Елена Трушина.

Детская практическая психология. Одинаковые или разные?

Софья Нартова-Бочавер, профессор, доктор психологических наук: «В психологии известно такое явление, как асинхронность развития: различные психические функции созревают у детей разного пола в разное время. Например, девочки начинают говорить раньше и более полными фразами. Исследования показывают, что мальчики созревают позже и в начальной школе примерно на год отстают от девочек по своему психологическому возрасту. Эта разница проявляется, прежде всего, в созревании механизмов саморегуляции, самоконтроля, в интеллекте. Успеваемость в начальной школе обычно выше у девочек. Но дальше, в средней и старшей школе, мальчики начинают догонять и даже перегонять девочек. Возможна это связано не только с созреванием, но и с тем, что в начальной школе к большей степени требуется прилежность, больше дается заданий по образцу, с которыми легче справляются девочки, в старшей же школе увеличивается количество задач, где требуется нестандартное мышление. Конечно, нельзя сказать, кто умнее, а кто глупее. Например, по тестам на скорость мышления мальчики показывают более высокие баллы. Но скорость мышления - это далеко не все способности, а большинство тестов сконструированы мужчинами, в соответствии с их типом мышления.

  • Эмоциональная сторона речи лучше осваивается девочками, а логическая -мальчиками.
  • Девочки (как и женщины) лучше адаптируются в стабильной среде, более исполнительны, мальчики же лучше приспосабливаются к изменениям.
  • Девочки более послушны, склонны подчиняться общему мнению, мальчики хуже подстраиваются под среду, под учителя, больше склонны к бунту, отсюда чаще и замечания.
  • Девочки легче принимают «формальные» требования, осваивают рутинную, стереотипную деятельность.
  • Девочки более инертны - они дольше -разбегаются, входят в деятельность, дольше не теряют внимания.
  • Типичные психологические проблемы у девочек в начальной школе связаны с эмоциями (страхами, застенчивостью). Часто они остаются незамеченными, поскольку меньше -мешают взрослым. Для мальчиков типичны поведенческие нарушения, которые трудно не заметить, и это мешает адаптации в школе.

Детская практическая психология. Равные условия

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.

На словах многие родители уверены, что сыну и дочке дают одинаковый старт и равные условия для развития. Исследования же показывают: среди детей дошкольного возраста с мальчикам и, например, понятие числа обсуждаются в 2 раза чаще, и компьютером дома пользуются чаще мальчики, а не девочки. Но именно ранний опыт может повлиять на последующий интерес к точным наукам и успешность в них - три четверти девочек сегодня и правда любят математику.

  • Игра в шахматы развивает навыки памяти, концентрации, логики и решения задач. Однако шахматы более популярны среди дошкольников-мальчиков, чем девочек.
  • Компьютеры: видеоигры (которыми чаще увлекаются мальчики) действительно могут помочь и девочкам: это один из способов развития координации рук и глаз, решения визуально-пространственных задач.
  • Спорт: занятия спортом помогают развивать навыки, необходимые для успехов в обычной жизни - способность концентрироваться, работать в команде, умение справляться с неудачами.

Детская практическая психология. Как помочь ребенку?

  • Поощряйте пробовать новые занятия, даже если там не будет друзей (или дочь/сын будет единственной девочкой/парнем в группе). Договоритесь, что ребенок попробует хорошо провести время.
  • Следите за игрушками. Есть научные или строительные наборы, специально предназначенные для девочек (например, в розовой упаковке), но точно ли они нужны?

Детская практическая психология. Игрушки. Чему важно научить девочку и мальчика?

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.

Сколько бы психологи ни говорили, что главное - воспитывать не мальчика или девочку, а личность (и желательно счастливую), родители все равно хотят советов: чему все же учить дочку и сына? Конкретика ниже.

  • Дети смотрят и запоминаю как вы ведете себя. Насколько вы добры и терпеливы, например, как справляетесь с ежедневным стрессом (и какие слова используете за рулем), как вы взаимодействуете с другими людьми.
  • Объясняйте дочке/ сыну, каких ценностей в жизни вы придерживаетесь и почему выбрали именно их Например, «у нас в семье принято заботиться друг о друге мы - команда, это в целом повышает качество нашей общей жизни. Или что большинство ситуаций можно решить с помощью компромисса, а честность лучше в долгосрочной перспективе.
  • Обращайте внимание девочки/ мальчика на женщин/ на мужчин, достойных подражания. Их много: писатели, спортсмены, артисты, общественные деятели- и они меняют мир к лучшему.
  • Лучшие выбирать игрушки, которые поощряют эксперименты.
  • Разговаривайте дома о математических и научных концепциях, помогайте детям использовать математику в повседневной жизни - отмерять нужное количество продуктов, подсчитать скидку при покупке.

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек. Девочки другие?

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.

Важно, как эти и другие особенности преломляются через воспитание, через наше, взрослое, отношение к детям. Например, есть данные, которые показывают, что у мальчиков начальный уровень способностей в целом выше, но обучаемость ниже. Однако ведь может быть и такое - мы просто не умеем обучать мальчиков! Тем более, что совсем уж не секрет, что учат и воспитывают в подавляющем большинстве женщины. Очень часто воспитательницы, учительницы и мамы транслируют мальчишкам определенную установку- «главная ценность - послушание». Однако от подросшего мужчины уже ждут совсем другого! Но откуда же возьмутся целеустремленность, сила, инициативность, если все это подавляют?

Важно понимать, где действуют наши стереотипы, чаще вредящие, чем помогающие детскому развитию, и преодолевать их. Важно помнить, что абсолютно всем нужны любовь, ласка, объятия, поддержка. С другой стороны, выстраивая взаимодействие с ребенком определенного пола, нужно и можно ориентироваться на гендерные (половые) особенности. Пол -это основа индивидуальности, с ним связано многое в человеческой личности - поведение, общение, способности.

Ждем ли мы от детей разного пола одного и того же или все-таки считаем сами и транслируем детям, что мальчики должны чувствовать и действовать так, а девочки - иначе?

В итоге их страхи, фантазии, эмоции, реализация в жизни - все это последствия наших стереотипов или собственный выбор детей?

Уверенность девочки в себе будет основана на ее первых отношениях с мужчиной - с ее отцом. Пусть папа будет внимательным и принимающим!

Елена Трушина, клинический психолог: У ученых до сих пор нет способа отличить женский мозг от мужского без анализа на генетическом уровне, так что можно говорить только о некоторых усредненных закономерностях. Например, были выявлены отличия в способах общения с близкими, которые заметны уже в возрасте 6 месяцев: мальчики в среднем более ярко выражают эмоции, более активны, девочки больше склонны к наблюдению, успешнее справляются с эмоциям.

Однако, несмотря на то, что некоторые генетически обусловленные различия существуют, развитие ребенка в гораздо большей степени зависит от трех наиболее важных параметров:

  • индивидуальных особенностей;
  • семейного воспитания;
  • стереотипов и ожиданий, принятых в обществе по отношению к детям.

Практически невозможно предсказать способности конкретного ребенка на основе данных только о его поле. Одно несомненно - и мальчикам, и девочкам нужно развивающее обучение. Его общий принцип - одновременно бережно и аккуратно развивать «отстающие» способности ребенка и опираться на наиболее сильные, развитые способности".

И, пожалуй, главное - невозможно вписать мальчика в рамку «рыцаря», а девочку- в «принцессы». Только понимание и принятие значимыми взрослыми разных граней психики ребенка, его индивидуальных, половых, возрастных проявлений помогут подрастающему человеку раскрыться и понять, кто он.

Воспитание мальчиков и девочек. Чему их нужно научить.

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.
  1. Поощряйте настойчивость. Научите ребенка выражать себя и потребности, отстаивать свою точку зрения перед сверстниками и взрослыми, а при необходимости сказать: «Мне не нравится, как вы разговариваете со мной».
  2. Хвалите. Вы можете говорить ребенку, что она / он умная (умный), но эффективнее использовать конкретные примеры: -У тебя действительно хорошая память. И обязательно отмечайте прогресс!
  3. Помогите ребенку найти свои сильные стороны. Отмечайте, что не все дается легко, и это нормально, но в некоторых областях она /он чувствует себя увереннее.
  4. Поощряйте самостоятельность. Не спешите на помощь, если вам кажется, что ребенок где-то «забуксовал», пусть попробует сам, дождитесь просьбы.
  5. Говорите о здоровом образе тела. Когда вы делаете комплименты внешности ребенка, постарайтесь говорить не только о красоте или нарядах, а о связанных с этим действиях: - Сегодня на на треннировке ты двигалась/ двигался классно- или. «Когда ты выступала/ выступал, твои глаза так сияли!»

КАК РАСТИТЬ ДЕТЕЙ СЕГОДНЯ?

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.

Сохранится ли гендерно-различное воспитание? Прогноз сегодня такой, что мужские профессии исчезают, риск замены роботами в разы выше в течение ближайших 10−15 лет, чем традиционно женских - няни, соцработника, воспитательницы. Так что вполне возможна такая ситуация, что мужчине нужно будет оставаться дома с детьми, работы у него не будет, а женщина будет продолжать работать. Одно дело - когда это происходит по семейным и личным обстоятельствам, другое - когда по массовым экономическим. Значит ли это, что девочек сегодня нужно воспитывать иначе? В первую очередь из гендерного воспитания нужно убрать любые ограничения в правах. Вот два основных: женщинам запрещено быть сильными и агрессивными, мужчинам - слабыми и уязвимыми, мальчики не плачут, девочки не дерутся. Женщина имеет право быть сильной. Это не обязательно агрессия: это сказать «нет, я не хочу» или «я хочу», вызваться что-то сделать.

Мужчина может быть уязвим, и проявлять чувства, и плакать. Если мы хотя бы с этим, главным, немного разберемся, все точно станут счастливее. Уже сейчас разнообразие между людьми в целом выше, чем разнообразие между среднестатистическими женщиной и мужчиной, в способностях, ценностях, установках. Этого будет все больше. Такая мощная характеристика, как пол, будет все менее значимой в общей идентичности личности - хотя никуда не денется, конечно.

Стоит больше помогать ребёнку осознавать себя уникальной личностью. Слушать, когда говорит. Не давать ограничивающих установок - не лезь на дерево, ты девочка. Принимать самые разные проявления. Не отрицать, конечно, пол и гендер - это важная часть личности, но она снижается.

Девушка может желать, чтобы ее взяли замуж, содержали, обеспечивали, при этом она, конечно, не собирается слушаться никакого мужа. Естественно, все испытывают разочарование.

Мужчина желает, чтобы женщина была мягкой, доброй, уступчивой, но при этом, конечно, вовсе не собирается полностью взять на себя ответственность за ее обеспечение и безопасность. Не может он тянуть все на себе, а если в какой-то период тянет, считает себя довольно несчастным. Естественно, в ситуации, когда обе стороны предъявляют друг другу прямо противоречащие, противоположные требования, все недовольны друг другом, испытывают разочарования, предъявляют претензии - и получается не слишком счастливая жизнь. Мне кажется, это какая-то переходная история, когда все пытаются немного сжульничать в этой ситуации, получить плюсы, не имея соответствующих издержек. Но реальность такова, что это невозможно, и постепенно все в этом убеждаются, понимают, что или мы договариваемся и знаем, что любые возможности и привилегии подразумевают ответственность двоих, либо мы не вступаем в постоянные отношения. Потому что это иллюзии, и они разбиваются об реальность. Так что постепенно люди научаются жить в реальности.

В паре может возникать очень много таких противоречивых установок. Это ожидания (полученные в том числе и из СМИ), что женщина должна: с одной стороны: быть милой, доброй, ласковой; с другой - быть лидером, профессионалом; с третьей - сексуальной, ухаживать за собой, выглядеть хорошо; с четвертой - проводить время с ребенком, отвечать на его потребности.

Так что мы должны двигаться в сторону реальности, понимания, что ничего нельзя получить бесплатно, что у любой медали есть две стороны. Да, маме сложно справляться с противоречивыми требованиями, но дочка видит, что мама с этим что-то делает. Например, расставляет приоритеты, про какие-то требования говорит «эта сторона меня не интересует». Или рвет жилы, чтобы все везде успеть. Или решает, что, раз я везде не успела, я неудачница и жизнь не удалась. И мама должна понимать, что этим она дает дочке пример, как с этим всем обходиться. Но мы все в этом живем - в мире противоречивых требований, которым всем соответствовать невозможно, и нужно как-то с этим обходиться.

Какое-то время назад в патриархальном обществе это было настолько важной характеристикой человека - важнее, чем все остальное. Сегодня мы одновременно пытаемся сидеть на двух стульях. Есть условно патриархальная культура: сильная гендерная разница, мужчина отвечает за благосостояние семьи и при этом имеет сильную авторитарную власть. Женщина должна слушаться, но она гарантированно не должна выживать в мире сама: и экономически, и с точки зрения безопасности она получает защиту от внешних угроз. Но при этом она не защищена от семейного насилия, потому что авторитарная власть - у мужчины. А есть модели большего гендерного равенства, когда пара более-менее равна, оба зарабатывают, каждый отвечает за себя.

И та и другая модели существуют. У нас оба пола пытаются совместить для себя плюсы обеих моделей, не избавляясь от связанных с этим ответственности и издержек.

Мужчина тоже должен: быть успешным, быть мачо, жестким. Но, когда девушка сталкивается с этими проявлениями, она не всегда понимает обратную сторону этого «мачо», что он никого не слышит, никого не слушает, а если что - и в морду даст. А «не мачо» не понравился - был недостаточно крутой. Всему есть своя цена. Если в отношениях допустимо «почему ты не такой, как мне нужно» - значит, там есть насилие. А где есть насилие - будет и эскалация этого насилия. Поэтому сегодня она рассказывает, как она похудела, чтобы нравиться мужу, а завтра она синяк замазывает.

«Женский и мужской мозг», как он устроен?

Женский и мужской мозг.

НЕЙРОБИОЛОГИ, сопоставляя строение мозга мужчины и мозга женщины, неизменно приходят к одним и тем же выводам. Во-первых, отличия есть. Во-вторых, это ничего не значит. В среднем мозг мужчины крупнее женского. В среднем у мужчин лучше выражены связи внутри полушарий, а у женщин - между полушариями. Есть десятки отделов мозга, в которых серого вещества в среднем больше у мужчин (например, в гиппокампе) и десятки отделов, в которых серого вещества в среднем больше у женщин (например, в нижней лобной извилине). Означает ли это, что мужчины лучше контролируют эмоции? Или что у женщин более развито вербальное мышление? Или мужчины лучше координируют движения? Или женщины лучше обрабатывают зрительную информацию? Даже если закономерности удается обнаружить, от них по-прежнему нет низкой пользы для принятия решений о том, как в этой связи лично вам следует взаимодействовать с вашим мужем.

Можем ли мы обосновать и подтвердить наши гендерные стереотипы, опираясь на научные данные? Звучит соблазнительно, но…

Женский и мужской мозг. Авторы каждого исследования оговариваются: результаты получены при усреднении тысяч испытуемых. Если же посмотреть на конкретного гражданина или гражданку, то абсолютно во всех случаях оказывается, что какие-то анатомические особенности мозга этого человека «типично мужские», какие-то - «типично женские», а большинство признаков описывается туманным «ни то, ни сё». Патологоанатом не может при осмотре мозга с уверенностью сказать, мужской он или женский. Исследования подтверждают: разнообразие очень велико и индивидуальные особенности выражены сильнее, чем универсальные отличия между полами.

Но главное - мозг меняется в течение жизни под влиянием индивидуального опыта. Отличается не только мозг мужчин и женщин. Мозг людей, знающих иностранный язык, отличается от мозга моноязычных. Мозг музыкантов отличается от мозга тех, кто не умеет играть. Плотность серого вещества увеличивается в тех отделах, которым вы даете нагрузку. Вполне вероятно, что многие отличия между мозгом женщин и мужчин объясняются не биологией, а социальными факторами - просто потому, что, когда вы играете в «Лего», у вас развиваются одни отделы мозга, а когда играете в Барби - другие. У мужчин может быть лучше пространственное мышление в среднем, но у женщин-инженеров оно лучше, чем у случайного прохожего, даже если у него борода.

В том, что касается возможностей мозга, пол не дает серьезных преимуществ и не накладывает серьезных ограничений. Гораздо важнее, чем вы занимаетесь и чему учитесь в вашей собственной жизни.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения рассматриваются история детской практической психологии, организация психологической службы в детском дошкольном учреждении, особенности психического развития детей дошкольного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диагностика и коррекция психического развития детей, обращение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям "Психология", "Педагогика", "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования", "Специальная дошкольная педагогика и психология". Представляет интерес для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Детская практическая психология" Марцинковская Татьяна Давидовна бесплатно и без регистрации в формате doc, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Пермский Государственный Педагогический Университет

Детская практическая психология

Составитель: Лядова К.В.

Пермь, 2009

Становление детской практической психологии за рубежом и в России

Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребёнка. Одной из основных целей педологии, по мнению Холла, была разработка рекомендаций для родителей и учителей по обучению и воспитанию ребёнка. Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания практической психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Однако со временем на передний план вышла именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. XX в., педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. Популярность педологии привела к развитию массового педологического движения не только в Америке, но и в Европе, где её инициаторами стали такие известные учёные, как Э. Мейман, Д. Сели, В. Штерн, Э. Клапаред и др.

Работы Д. Сели «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педологическая психология» (1894-1915) имели большое значение для развития практической детской психологии и педологии, т. к. он изучал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в процессе психического развития детей. Данные, полученные Д. Сели, позволили также выделить основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении. На основе этих положений М. Монтессори разработала систему упражнений, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Немецкий психолог и педолог Э. Мейман основал психологическую лабораторию при Гамбургском университете, в которой проводились исследования психического развития детей. Мейман стал также основателем первого специального журнала, посвящённого педологическим проблемам, - «Журнал по педагогической психологии». Он считал, что педология должна изучать не только стадии и возрастные особенности психического развития, но и исследовать индивидуальные варианты развития и проводить его диагностику. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и на понимании особенностей психики конкретного ребёнка.

Большую роль в развитии детской практической психологии сыграл швейцарский психолог Э. Клапаред. Он основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Ж.Ж. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии. Клапаред предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую. Задачей теоретической детской психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. В то же время прикладная детская психология разделялась им на психодиагностику и психотехнику. Психодиагностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных для детей определённого возраста. Английский учёный Ф. Гальтон одним из первых начал поиски новых способов измерения психического развития детей. Он обращал главное внимание не на общие для всех индивидов законы, а на их вариативность у разных людей. Он изобрёл ряд специальных методик для изучения этой вариативности, которые стали истоком новой крупной отрасли психологии – дифференциальной психологии. Особо значимым явилось внедрение в психологию новых математических методов, главным образом статистических. Среди достижений Гальтона особо следует выделить разработку метода тестов. Тест стал одной из важнейших методик в лаборатории Гальтона и в дальнейшем прочно вошёл в науку.

Французский учёный А. Бине одним из первых разработал методы, позволяющие быстро и надёжно определить уровень интеллекта детей, дифференцировать нормальных и аномальных детей. Создал тесты для диагностики интеллектуального развития у детей от 3 до 18 лет.

В России ДПП стала развиваться в начале ХХ века в тесном сочетании с педологией. Подлинными инициаторами формирования педологии в России были А.П. Нечаев, Н.П. Румянцев и В.М. Бехтерев.

Осенью 1904 г. в Петербурге открылись первые в России курсы под руководством Нечаева. Целью этих курсов было распространение знаний, необходимых для понимания психических и физиологических особенностей детского и юношеского возраста, а также повышение теоретического потенциала педагогов.

Одной из главных задач, стоявших перед ДПП в то время, был поиск объективных методов исследования и диагностики психики. Использовались тесты, анкеты, биографические, статистические и антропометрические методы. Для экспериментального исследования детей в 1905 г. А.Ф. Лазурский совместно с А.П. Нечаевым создал первую психологическую лабораторию в Петербурге. Совместная работа Лазурского с известным психологом и философом С.Л. Франком привела его и идее о двух сферах душевной деятельности – эндопсихической (внутренней) и экзопсихической (внешней). Исходя из уровня развития разных эндо- и экзогенных факторов Лазурский разработал первую типологию личности, а также систему диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе психического развития ребёнка.

Исследования психического развития ребёнка привело многих учёных к мысли о значимости семьи и семейного климата в этом процессе. Поэтому началось систематическое просвещение родителей. Для этого были организованы Родительские кружки, выпускались книги по семейному воспитанию, в частности П.Ф. Каптерев организовал выпуск серии брошюр по проблемам семейного воспитания и обучения. Огромное внимание исследованию психического развития детей уделял И.А. Сикорский. В. своих работах он исследовал роль аффектов в развитии отклонений и дефектов психического развития детей, а также разрабатывал рекомендации по их коррекции. Он один из первых обратил внимание на роль утомляемости в снижении успеваемости детей и разработал методы её снижения. Им впервые был организован в Киеве Фребелевский центр, при котором существовали экспериментальная школа и психологическая консультация. Таким образом, будущие педагоги не только получали теоретические знания по психологии, но и проверяли их на практике. После 1917 г. ведущие учёные не эмигрировали из страны. Они ставили новые задачи – развитие гармонической личности в рамках марксисткой теории. В этом видели свою цель А.Б. Залкинд, П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, М.Я. Басов, Л.С. Выготский и др.

Начало 20-х гг. было связано с зарождением современной школы, формированием более эффективных методов обучения. Это требовало углублённого изучения личности каждого ребёнка. Поэтому использовались методики, взятые из зарубежной психологии, и были попытки использования своих как новых, так и старых диагностических средств. Организовывались различные институты. В 1918 г. при Психоневрологической академии был организован Детский обследовательский институт им. А.С. Грибоедова, вторым крупным психологическим центром в Ленинграде являлся Педагогический институт им. А.И. Герцена. В Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской психологические исследования проводились сотрудниками Кабинета школьной педологии под руководством Блонского.

Изучались антропометрические данные детей, составлялась характеристика на ребёнка дошкольного возраста, измерялось умственное развитие ребёнка. Обрабатывались полученные результаты элементарными статистическими приёмами. Педагоги в школах тоже должны были уметь диагностировать.

Начиная с 30-х гг. над ДПП нависла угроза, связанная как с субъективными, так и объективными причинами. Субъективные – изменение социальных условий: требовался не индивидуальный подход, а исполнительный работник. Объективные – использование неадаптированных методик, приводящих к ошибкам; отсутствие квалифицированных кадров на рабочих местах. Всё это и привело к появлению известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСов» и директивному закрытию педологии как науки вообще.

Таким образом, можно выделить несколько этапов в развитии детской практической психологии и педологии в России.

I этап (1900 – 1907) – зарождение ДПП и педологии, появление первых теорий и исследований психического развития детей, организация курсов и экспериментальных лабораторий, начало изданий первых журналов и книг по ДПП.

II этап (1908 – 1917) – разработка методологических принципов построения ДПП и педологии в России, появление первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную (диагностическую) деятельность.

III этап (1918 – 1924) – период становления советской ДПП, ревизии старой эмпирической, дооктябрьской науки. Это происходит на фоне общего подъёма и многообразия культурной жизни страны.

IV этап (1925 – 1928) – период консолидации разных групп и течений в ДПП и педологии, выработка единой платформы для науки, направленной на комплексное изучение и развитие личности ребёнка. В это время усиливается связь психологической теории и практики, ставятся конкретными задачи по развитию и усовершенствованию работы в школах и детских садах.

V этап (1929 – 1931) – период интенсивного развития ДПП и педологии, появление теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики (М.Я. Басов, Л.С. Выготский). Однако в этот же период начинаются нападки на ДПП, связанные с изменением социальной обстановки в обществе, введением единообразия и авторитарности в школьную жизнь. Разрыв между теорией и практикой, до конца не преодолённый в предыдущие годы, снова начинает увеличиваться.

VI этап (1932 – 1936) – в этот период заканчивается формирование тоталитарного государства, пронизанного жёсткой иерархической системой отношений между людьми. Ликвидация в школьной и общественной практики интереса к личности ребёнка, к творческому началу привели к ещё большему отрыву психологической теории от практики. Усиливаются нападки на педологию, обвинения в игнорировании требований школы. Эта критика как действительных, так и навязанных педологии ошибок привела к постановлению 1936 г., которое практически запретило ДПП в России.

В настоящее время отечественная ДПП переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Вновь появилась необходимость привлечения психологов к работе в образовательных учреждениях, благодаря усилиям многих учёных, в первую очередь И.В. Дубровиной и её лаборатории (в 80-х гг.), разрабатываются основы практической психологической службы.

В 1988 г. выходит постановление об организации психологической службы в школах, затем в детских садах, в 1989 г. выходит положение об этом.

Литература

1. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской, - М., 2004. Психологическая служба в системе образования: ее необходимость, структура, задачи.

Этика психологической работы

1) Психологическая служба – это организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС – центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие помощь участникам образовательного процесса. саду. Руководство для работы практического психолога Практическая работа >> Психология

И ДЕТСТВАДЕТСКИЙ ЦЕНТР ВЕНГЕРА Психолог в детском саду Руководство для работы практического психолога Авторы: Л.А. ВЕНГЕР, Е.Л. ... В.В. ХОЛМОВСКАЯ, Л.И. ЦЕХАНСКАЯ. Задачи и функции психолога в детском саду Психолог в детском саду - это прежде всего знающий...

  • Детские страхи и тревоги

    Реферат >> Психология

    И, наконец, результаты исследования показали, что практически все испытуемые с невысоким уровнем тревожности... -ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог . – Июль. – 2005. Прихожан А. М. Причины, профилактика...

  • Психолог ічні особливості дітей з затримкою психічного розвитку

    Дипломная работа >> Психология

    В развитии. Под ред. М. С. Певзнера. М., 1996. Детская практическая психология : Учебник. / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики... развития детей. - М., 2007. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития...

  • Психолог ічні особливості та психосоматичні розлади в період новонародження

    Курсовая работа >> Психология

    В развитии. Под ред. М. С. Певзнера. М., 1966. Детская практическая психология : Учебник. / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики... развития. - Дефектология, 1977, № 6. Обухова Л.Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы. М., 1995. Практикум...