Что предсказал рэй брэдбери. Предсказания рэя брэдбери, которые сбылись

В 1950‑е годы Рэй Брэдбери создал несколько произведений, в которых на удивление точно предсказал технологии и тренды, появившиеся в будущем. С каждым годом всё больше изобретений, описанных в его книгах, воплощаются в жизнь. Вот несколько из них.

vox.com

В рассказе «Вельд» Брэдбери описывает комнату с эффектом присутствия. Она может создавать изображение, звуки и запахи, а также, судя по событиям сюжета, ещё и воздействовать на материальные объекты.

Гладкие двумерные стены. На глазах у Джорджа и Лидии Хедли они, мягко жужжа, стали таять, словно уходя в прозрачную даль, и появился африканский вельд - трёхмерный, в красках, как настоящий, вплоть до мельчайшего камешка и травинки.

Рэй Брэдбери, «Вельд»

Современные технологии виртуальной реальности пока не способны симулировать запахи, а вот обманывать мозг звуками и картинкой - вполне. До взаимодействия с материальным миром тоже недалеко: уже есть разработки, которые позволяют «почувствовать» виртуальные вещи с помощью перчаток HaptX Gloves Launch Video — Realistic Touch for Virtual Reality с тактильной обратной связью, контроллеров, меняющих Tactical Haptics’ Shapeshifting VR Controller форму в руках пользователя, или подаваемых в мышцы электрических импульсов Haptics for walls & heavy objects in virtual reality using electrical muscle stimulation .


waymo.com

В рассказе «Пешеход» и других произведениях фантаста фигурируют автомобили, которые ездят сами по себе, а также умеют вести с людьми диалог.

Влезайте.

Я протестую!

Мистер Мид!

И он пошел нетвёрдой походкой, будто вдруг захмелел. Проходя мимо лобового стекла, заглянул внутрь. Так и знал: никого ни на переднем сиденье, ни вообще в машине.

Рэй Брэдбери, «Пешеход»

Нынешние беспилотные автомобили пока не идеально ориентируются на дорогах, и осмысленно разговаривать с людьми им ещё не удаётся. Но они наверняка скоро поумнеют: сферы компьютерного зрения и искусственного интеллекта развиваются семимильными шагами.

3. Bluetooth‑наушники


imore.com

В романе «451 градус по Фаренгейту » описаны радиопередатчики-«ракушки», которые плотно прилегают к ушам и воспроизводят звук без проводов. Это вылитые Bluetooth‑наушники вроде AirPods.

В ушах у неё плотно вставлены миниатюрные «ракушки», крошечные, с напёрсток, радиоприёмники‑втулки, и электронный океан звуков - музыка и голоса, музыка и голоса - волнами омывает берега её бодрствующего мозга.

4. Банкоматы

Также в романе «451 градус по Фаренгейту» можно найти описание ещё одной современной технологии - круглосуточных банкоматов. Они выглядят немного не так, как их представлял писатель, но это тоже, по сути, роботы.

Монтэг шёл от станции метро, деньги лежали у него в кармане (он уже побывал в банке, открытом всю ночь, - его обслуживали механические роботы).

Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»


apple.com

В рассказе «Убийца» 1953 года фантаст предсказал появление устройств, которые позволят разговаривать друг с другом на расстоянии без проводов. В его представлении это были радиобраслеты - небольшие девайсы в виде часов со встроенным микрофоном и динамиком. Выходит, Брэдбери предвидел сразу две технологии: сотовую связь и умные часы. Например, звонки можно совершать с Apple Watch - точно так, как описано в книге.

Психиатр, что‑то мурлыча себе под нос, надел новый радиобраслет, щёлкнул селектором, поговорил минуту…

Рэй Брэдбери, «Убийца»


askmen.com

В нескольких рассказах Брэдбери встречаются . Они умеют понимать голосовые команды, готовить еду, убираться, стирать, даже мыть и одевать владельцев. Современные системы могут разве что поменять настройки кондиционера, открыть дверь и включить свет, музыку или телевизор, но с развитием интернета вещей список их возможностей обязательно расширится.

Они пошли по коридору своего звуконепроницаемого дома, типа «Всё для счастья», который стал им в тридцать тысяч долларов (с полной обстановкой), - дома, который их одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл им.

Рэй Брэдбери, «Вельд»

7. Сенсационность СМИ

Один из самых волнительных моментов в «451 градусе по Фаренгейту» - когда за главным героем гонится механический пёс‑ищейка и это в прямом эфире транслируют по телевидению, используя вертолёты с камерами. С помощью этой и похожих ситуаций в других книгах Брэдбери осуждал сенсационность телевидения и СМИ в целом. Телеканалы, по мнению писателя, способны на сколь угодно безнравственные поступки, лишь бы удержать внимание зрителя.

Идеи фантаста оказались поразительно пророческими: так, в начале 1990‑х американские каналы придумали Television: Live coverage of pursuits is the latest trend in local news, but some critics say the coverage is not always newsworthy транслировать полицейские погони в прямом эфире. Для этого они используют вертолёты с камерами на борту. Нередко зрители видят, как преступники ранят других людей, полицейских и даже убивают Fox News apologises over live suicide in Arizona себя.

Если телевизионные камеры поймают его в свои объективы, то через минуту зрители увидят на экранах двадцать миллионов бегущих Монтэгов - как в старинном водевиле с полицейскими и преступниками, преследуемыми и преследователями, который он видел тысячу раз.

Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»

8. ЖК‑телевизоры


arstechnica.com

Огромные телевизорные стены - одна из самых важных технологий в мире «451 градуса по Фаренгейту». С помощью них государство обеспечивает население контентом, не нагружающим мозг. В наше время стен‑экранов пока нет, но зато есть огромные плоские ЖК‑телевизоры. В том числе и размером со стену.

Ему показалось, что он тоже превратился в одно из странных существ, живущих между стеклянными перегородками телевизорных стен.

Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»

9. Социальная изоляция

Во многих произведениях фантаста встречается тема изоляции общества. Из‑за развития технологий люди всё меньше общаются друг с другом вживую («451 градус по Фаренгейту»), не уделяют внимания близким («Вельд»), а иногда даже вовсе не выходят из дома годами, потому что окружающий мир им заменяют телевидение и («Пешеход»).

Пусть к 2019 году технологии и не превратили людей в отшельников, но проблема социальной изоляции всё равно актуальна. Интернет, призванный объединять пользователей со всего мира, действует на многих одиноких людей ровно наоборот, усиливая The Internet and Social Isolation: Does Correlation Indicate Causation? их изоляцию и ухудшая состояние.

«Все теперь замыкаются по вечерам в домах, подобных склепам», - подумал он, продолжая недавнюю игру воображения. Склепы тускло освещает отблеск телевизионных экранов, и люди сидят перед экранами, точно мертвецы; серые или разноцветные отсветы скользят по их лицам, но никогда не задевают душу.

Рэй Брэдбери, «Пешеход»

Рэй Брэдбери смог предсказать многие изобретения и тренды будущего. Но главный посыл практически всех его произведений - что развитие технологий превратит людей в безмозглые и бездушные биомашины - пока, к счастью, не воплотился в жизнь. Хай‑тек, скорее, решать проблемы человечества, нежели создаёт их.

Видел, слышал, знал…


Рэймонд Дуглас Брэдбери появился на свет 22 августа 1920 года в американском городе Уокиган, расположенном в штате Иллинойс. Родился он на 11-м месяце беременности матери, и, может быть, именно это обстоятельство привело к тому, что всю жизнь обладал исключительной памятью. «Я хорошо помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, подстерегающие новорожденного, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же дней, – писал Брэдбери.– Знаю, знаю, что это невозможно, большинство людей ничего подобного не помнит. Врачи говорят, что дети рождаются не вполне развитыми, лишь спустя несколько дней или даже недель обретая способность видеть, слышать, знать. Но я-то – видел, слышал, знал…»
Интересно, что свое второе имя Дуглас он получил в честь знаменитого актера Дугласа Фэрбенкса, которого боготворила его мать, шведка Мари Эстер Моберг, принадлежавшая к старинному роду. Отец его тоже был своего рода американским аристократом, потомком первопоселенцев, прибывших в Новый Свет еще в 1630 году. Однако такое происхождение не сулило богатства и положения в обществе: Леонард Брэдбери работал простым телефонным техником.

Чудовище

Семейству Брэдбери пришлось пережить немало горя. У Рэя был старший брат, названный в честь отца Леонардом. Вместе с ним родился брат-близнец Сэм, умерший в двухлетнем возрасте. А когда Рэю исполнилось шесть лет, на свет появилась сестренка Элизабет, которая тоже вскоре умерла. Мальчик был потрясен этими смертями, что в будущем придало его творчеству трагические нотки…
Ранний уход из жизни детей заставил Мари Эстер относиться к Рэю с особым вниманием, она опекала его даже в мелочах. Вот как будущий писатель вспоминал свое детство: «Я поднимаюсь по лестнице и вижу ужасное чудовище, поджидающее меня на последней ступеньке. Я вскрикиваю и бегу изо всех сил к маме, и мы поднимаемся по лестнице вместе с ней. Чудовище тут же прячется – мама так ни разу и не увидела его. Временами мне было обидно, что ей не хватает на это воображения… Все первые десять лет моей жизни разные призраки, привидения, скелеты и прочие детские страхи постоянно обитали в моей голове».

В Голливуд – на роликах


Рэй рос не в самых лучших условиях – в те годы в Штатах началась Великая депрессия. Отец лишился работы, и семейство в поисках лучшей доли в 1934 году перебралось в Калифорнию, в знаменитый Лос-Анджелес. Возможно, определенную роль в переезде сыграло увлечение родителей Рэя кино. Мальчик тоже был покорен магией кинематографа, и когда стал знаменитым писателем, с удовольствием общался с режиссерами, писал сценарии фильмов.
Оказавшись в Лос-Анджелесе, Рэй с братом часто отправлялись в Голливуд – покататься на роликах и поглазеть на знаменитых актеров. Иногда это им удавалось. Однажды Рэй не только увидел, но и познакомился с кинодивой Луэллой Парсонс, которой так понравился любознательный мальчуган, что та отправила его домой на своем лимузине.

Сын Жюля Верна

Но постепенно мальчик забросил ролики и подвижные игры. В его жизни появилась новое увлечение – книги. Он читал все подряд, от комиксов до романов Достоевского. Образование Рэя оборвалось с окончанием средней школы, однако книги оказались его «университетами», подарив юноше знания во многих областях жизни. И они же подвигли его стать писателем, создавать свои фантастические миры. «Жюль Верн был моим отцом, Герберт Уэллс – мудрым дядюшкой, Эдгар По – двоюродным братом. Герои комиксов Флэш Гордон и Бак Роджерс – мои братья и товарищи. Вот вам и вся моя родня,– признавался он.– Еще добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Шелли, создательница „Франкенштейна“. Ну кем же я еще мог стать, как не писателем-фантастом, при такой семейке».

Самая лучшая жена

И Брэдбери взялся за перо. Особой возможности всецело отдаваться творчеству у него не было, ведь уже с 18 лет он работал – продавал газеты. Но в свободное время писал рассказы и читал великих писателей. Его печатали в дешевых изданиях, ранние произведения Брэдбери были совсем слабыми и во многом подражательными.
Все изменилось, когда Рэй встретил свою будущую жену Маргарет, с которой они создали семью в 1947 году. Она боготворила своего супруга и верила в его великое будущее. Неглупая женщина, знаток литературы, она нашла в рассказах мужа зерно настоящего таланта. Вместе они прожили 56 лет, вплоть до кончины Маргарет в 2003 году. Она родила мужу четырех дочерей.
Рэй ушел с работы, а Маргарет трудилась с утра до ночи, чтобы он мог писать, не отвлекаясь на зарабатывание денег. Такая самоотверженность принесла плоды – Рэй начал создавать вещи, которые с удовольствием покупали серьезные издания. Постепенно к Брэдбери пришла слава, причем сразу всемирная. Его «Марсианские хроники» и «451 градус по Фаренгейту» стали культовыми романами.

Сжечь книги!

Интересно, что «451 градус по Фаренгейту», написанный в 1953 году, в наши дни обернулся суровой реальностью… Мрачные предчувствия не обманули создателя романа. Стоит прочитать несколько фрагментов произведения – и поразиться способности автора заглянуть в будущее. «Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги – в подслащенные помои. Читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Ну и, разумеется, эротические журналы. Теперь вы можете всегда быть счастливы: читайте себе на здоровье комиксы, разные там любовные исповеди и торгово-рекламные издания». «Цветным не нравится книга „Маленький черный Самбо“. Сжечь ее. Белым неприятна „Хижина дяди Тома“. Сжечь и ее тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку легких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу».
Заметим, что в нескольких штатах США действует запрет на «Хижину дяди Тома». Более того, там запрещены и книги самого Брэдбери.
«Устраивайте разные конкурсы, например, кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит. Ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хотя на самом деле стоят на месте». Или вот еще: «Подавайте нам увеселения, вечеринки, акробатов и фокусников, отчаянные трюки, реактивные автомобили, мотоциклы-геликоптеры, порнографию и наркотики. Побольше такого, что вызывает простейшие автоматические рефлексы!»

Пить пиво и смотреть сериалы!

А вот другие предсказания Брэдбери не сбылись… Он мечтал о городах на Марсе, но они там пока не появились. Когда писателя спросили, почему же этого не произошло, он ответил: «Потому что люди – идиоты. Они сделали кучу глупостей: напридумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде iPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением – пить пиво и смотреть сериалы».

Подпишитесь на нас

22 августа 1920 года родился Рэй Брэдбери, один из величайших фантастов 20 века. Он предугадал появление многих технических устройств, которыми мы пользуемся сейчас. Редакция сайт вспомнила семь предсказаний писателя, которые сбылись.

3D-изображение

Телевизоры в романе «451 градус по Фаренгейту » показывают изображение «в цвете и объеме». И если цветное телевидение в год написания романа в США уже появилось, то изображений в 3D-изображений еще и в помине не было.

Устройства слежения

Герой того же романа, пожарный Гай Монтэг, спасается от полицейского преследования. Его погоню показывают в прямом эфире с помощью установленных на улицах камер. Репортеры следят за погоней с помощью камер на вертолете, а миллионы зрителей прильнули к экранам в ожидании развязки. Брэдбери описал и браслет для связи, ежеминутно следящий за человеком и не оставляющий ему никакого личного пространства. «Жена и друзья вызывают меня каждые пять минут», — сокрушался герой рассказа «Убийца».

В этой же фантастической антиутопии Брэдбери пишет о так называемых «стенах» – суперсовременных телевизорах, с помощью которых герои общаются друг с другом на расстоянии. Позже создатели социальной сети Facebook назвали так коммуникационный узел, с помощью которого пользователи могут отправлять и получать сообщения.

В романе «451 градус по Фаренгейту» в комнатах висят телеэкраны на полстены, показывающие глупые реалити-шоу и отупляющую рекламу. Гкроя рассказа «Убийца» все єто настолько выводят из себя настолько, что он решает это уничтожить.

Банкоматы

В книге «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери пишет о машинах, напоминающих современные банкоматы. Пользователи этих устройств имеют 24-часовой доступ к своим финансам.

Наушники

Герои романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», вышедшего в 1953 году, носили радиоприемники под названием «ракушки». Они являются прямым прототипом современных наушников и портативных плейеров, первая модель которых появилась лишь через 26 лет после выхода романа – в 1979 году. Журналисты Wall Street Journal уверены, что за изобретение гарнитуры Bluetooth нам тоже следует благодарить Брэдбери.

Полет на Марс

Больше полувека прошло после написания «Марсианских хроник» — и человечество наконец подготовило экспедицию на далекую планету. А писатель уже давно совершил первый контакт с внеземной цивилизацией, хоть и мысленно.

5 июня 2012 года Рэй Брэдбери умер в Лос-Анджелесе , в своем доме, набитом книгами по самую крышу. Писатель, описавший космические путешествия, в последние годы почти не выходил из дома. «А зачем?» – говорил он, – «Я же фантаст: могу закрыть глаза и представить себя на Марсе».

В ночь с 5 на 6 июня в Лос-Анжелесе скончался великий фантаст Рэй Брэдбери, который дожил до 91 года. Американские журналисты пишут, что классик мировой литературы был не только писателем, но и пророком. В своих произведениях автор предвосхитил появление многих современных технических устройств, сообщает Washington Post.

Наушники

Герои романа Рэя Брэдбери 451 градус по Фаренгейту , вышедшего в 1953 году, носили радиоприемники-втулки под названием Ракушки . Они являются прямым прототипом современных наушников и портативных плееров, первая модель которых появилась лишь через 26 лет после выхода романа - в 1979 году. Журналисты Wall Street Journal уверены, что за изобретение гарнитуры Bluetooth нам тоже следует благодарить Бредбери.

Телевизоры с плоским экраном

Члены футуристического общества, описанного в 451 градусе по Фаренгейту , столь же сильно одержимы материальными благами, как и многие современные люди. В частности, в романе упоминается любовь героев к плоским телевизорам, размером во всю стену.

В этой же фантастической антиутопии Брэдбери пишет о так называемых стенах - суперсовременных телевизорах, с помощью которых герои произведения общаются друг с другом на расстоянии. Позже создатели социальной сети Facebook назвали так коммуникационный узел, с помощью которого пользователи могут отправлять и получать сообщения.

Автомобили с искусственным интеллектом

В рассказе Рэя Брэдбери Пешеход фигурирует "умная" машина, которая сама арестовывает главного героя и отвозит его в психиатрическую больницу. Такие машины уже появились на дорогах США как часть проекта компании Google. Разумеется, они не несут никакой зловещей миссии, как в Пешеходе , и значительно менее совершенны, чем фантастические автомобили Брэдбери. По крайней мере, пока.

Банкоматы

В книге 451 градус по Фаренгейту Брэдбери пишет о машинах, сильно напоминающих современные банкоматы. По книге, пользователи этих устройств имеют 24-часовой доступ к своим финансам.

Смерть книги

К счастью, в отличие от реальности, описанной в 451 градусе по Фаренгейту , сегодня книги не запрещены, однако бумажные тома, на данный момент, постепенно вытесняются электронными книгами или букридерами, куда при желании можно закачать целую библиотеку. Сам Брэдбери до последнего был против, чтобы его произведения выходили в "цифровом" формате. Он говорил, что виртуальные книги "пахнут выхлопными газами". Впрочем, в ноябре минувшего года писатель все же дал согласие на публикацию Фаренгейта в электронном виде, так как этот пункт с недавних пор является обязательным при заключении контракта с большинством крупных издательств.

СМИ о смерти Рэя Брэдбери - ВИДЕО

Великий фантаст ненавидел машины и компьютеры

Американский писатель, мэтр научной фантастики Рэймонд Дуглас Брэдбери (российским читателям он более известен под именем Рэй Брэдбери), скончавшийся 6 июня на 92-м году жизни в Лос-Анджелесе, помимо десятков книг, оставил нам и пророчества, многие из которых уже сбылись.
В отличие от Артура Кларка или Роберта Хайнлайна, Брэдбери никогда не претендовал на роль серьезного футуролога. Однако в жанре, которому автор «Марсианских хроник» и «451є по Фаренгейту» посвятил большую часть своего творчества, невозможно было обойтись без глобальных предсказаний.
Брэдбери при жизни стал классиком, его считают поэтом космического века, но сам он не любил подобных определений и говорил, что просто пишет про людей. И хотя еще полвека назад писатель предсказал появление плазменных телевизоров, виртуальной реальности и социальных сетей, он признавался, что ненавидит машины, компьютеры и Интернет: «Они мешают нам жить, они отбирают наше время. Люди слишком много работают за компьютерами, они слишком много болтают, вместо того чтобы слушать и слышать друг друга».
К счастью, в отличие от мира, описанного в романе «451? по Фаренгейту», сегодня книги не запрещены и не умерли. Однако бумажные тома постепенно вытесняются букридерами (электронными книгами), куда при желании можно закачать целую библиотеку. Сам Брэдбери до последнего был против того, чтобы его произведения выходили в цифровом формате.
Остается только порадоваться, что на сегодняшний день далеко не все предсказания Брэдбери успели осуществиться. Из глобальных несбывшихся прогнозов можно отметить колонизацию Марса в 1999-2026 годах (роман «Марсианские хроники», 1950 г.) и повсеместное использование антропоморфных андроидов в 1990-е годы (рассказ «Корпорация «Марионетки», 1949 г.). Надеемся, что не сбудется и описанная в рассказе «Будет ласковый дождь» (1950 г.) мировая ядерная война, которая, по предположению автора, в 2026 году полностью уничтожит земную цивилизацию.

По материалам источников: ria.ru, 1tv.ru, wired.com

Предсказания Рэя Брэдбери

60 лет назад писатель предсказал появление целого ряда устройств, которые сегодня стали реальностью

Рассказ «Вельд» (1950 г.)

Комната с эффектом присутствия
«Гладкие двумерные стены... стали таять, словно уходя в прозрачную даль, и появился африканский вельд - трехмерный, в красках, как настоящий, вплоть до мельчайшего камешка и травинки»

Рассказ «Убийца» (1953 г.)

Радиобраслет
«...и главное орудие пытки - радиобраслет; жена и друзья вызывают меня каждые пять минут»

Автоматизированный дом
«Дом у меня, знаете, чудо техники: разговаривает, поет, мурлычет, сообщает погоду, декламирует стишки, пересказывает романы, звякает, брякает, напевает колыбельную песенку, когда ложишься в постель»

Роман «451 градус по Фаренгейту» (1953 г.)

«Ракушки»
«В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки...»

Телевизорные стены
«Как ты думаешь, долго нам еще надо копить, чтобы вместо простой стены сделать телевизорную?»

Вездесущее электронное наблюдение
«Наша телевизионная компания гордится тем, что ей предоставлена возможность с телевизионной камерой, установленной на геликоптере, повсюду следовать за механической ищейкой...»

Круглосуточное банковское обслуживание
«...деньги лежали у него в кармане (он уже побывал в банке, открытом всю ночь, - его обслуживали механические роботы)»

Телепоказ чужой жизни
«Мы включим «родственников», будем смеяться и веселиться»

Комната виртуальной реальности
1992

Мобильный телефон
1983

Концепция «умного дома»
1990-е

Вставные наушники («капельки»)
1990

Плоские телеэкраны большого размера
1997

Спутниковое слежение, уличное видеонаблюдение
1960-е

Банкоматы
1980-е

Телесериалы и реалити-шоу
1980-е

Фоторепортажи

Леонид Каневский: «Неужели мне 75? Даже не верится...»

Культура и стиль

Состоялась премьера балета «Корсар»

На выставке гобеленов свои работы представили мастера со всей России

Люди

У Копылово трех рыбаков сняли с отколовшейся льдины

Арестована подозреваемая по делу "пирамиды" "Фабрика продуктов ВС"

В среду, 27 ноября, 68-летней подозреваемой в организации ПК "Фабрика продуктов ВС" Галине Федотовой суд изменил меру пресечения с домашнего ареста на содержание под стражей. Об этом сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Самарской области.