Английский социализм конца XIX - начала XX века в историографии Великобритании Шнырова, Ольга Вадимовна. Утопические идеи Оуэна

1.Французский утопический социализм. А. Сен-Симон и Ш. Фурье

Идеи западноевропейского утопического социализма уходят корнями в эпоху позднего средневековья. Их теоретическими предшественниками были Т. Мор, автор знаменитой книги «Утопия» и Т. Кампанелла, изложивший свое учение в произведении «Город Солнца». Представители утопического социализма исходили из необходимости возвращения к извечно установленным законам естественного права, требующего справедливости и равенства людей. Они осуждали существующие общественные структуры, выступая против неравенства, эксплуатации и угнетения, как правило, по нравственным или религиозным мотивам. Кроме того, критике подверглась частная собственность, а свои модели устройства общества они предлагали распространить на все человечество.

К классикам утопического социализма относят А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

Утопический социализм - концепция социального устройства, основанная на представлении о наиболее совершенном общественном строе, соответствующем социальным, экономическим, политическим интересам определенных социальных групп и являющемся конечной целью их стремлений и деятельности.

Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760-1825 гг.) принадлежал к аристократическому роду. Получил домашнее образование под руководством, Д’Аламбера. Поступив на военную службу, он в составе французских войск участвовал в борьбе североамериканских колоний за независимость, что значительно повлияло на формирование его политических и правовых взглядов. В 1783 г. вернулся во Францию. Воспитанный на идеях энциклопедистов и на опыте американской революции, Сен-Симон с энтузиазмом принял Французскую революцию. Он выступал с пропагандой принципов свободы, призывал Национальное собрание отменить привилегии дворян и духовенства, отказался от дворянского звания и графского титула. Одновременно занимался спекуляцией (скупал по предельно низкой цене конфискованные земли). В 1793 г. был арестован (скорее всего, по ошибке), вскоре освобожден. К наполеоновской эпохе он уже растратил все свое состояние и последующие 20 лет прожил в крайней бедности. Одно время работал переписчиком бумаг в ломбарде. Но к 60-ти годам его жизнь несколько налаживается. У него появляются ученики и продолжатели. Богатые последователи обеспечивают ему возможность жить в достатке и работать. В мае 1825 г. Сен-Симон умер.

Основные произведения : «Письма Женевского обитателя к современникам», «Очерк науки о человеке», «Катехизис промышленников», «Новое христианство».

Государство и право. Взгляды Сен-Симона на государство и право в основном определялись его концепцией исторического прогресса. Он считал, что каждый крупный переворот в экономической и политической жизни общества является следствием переворота в философских воззрениях. Человечество, закономерно развиваясь, движется к своему «золотому веку» и проходит при этом три стадии:

  • теологическая (период античности и феодализма, господство религии), руководство обществом принадлежало священникам и феодалам;
  • метафизическая (период крушения теологической системы, господства буржуазных отношений), руководят юристы и метафизики (лжеученые);
  • позитивная (будущий общественный строй - «золотой век», основанный на науке), обществом руководят ученые и промышленники. Этот период завершается установлением такого строя, который сделает жизнь большинства людей наиболее счастливой.

Проект социального устройства общества. Новая социальная система рассматривалась Сен-Симоном как система индустриализма.

Индустриализм - строй, построенный в соответствии с научно составленным планом всеобщей комбинированной деятельности, выполняемой всем обществом. Основные черты нового общества - введение обязательного для всех производительного труда, распределение его результатов по потребностям, государственное планирование производства, превращение государственной власти из орудия управления людьми в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. Однако в будущем обществе следует сохранить частную собственность и классовое разделение.

Форма государства Сен-Симон полагал, что введение на позитивной стадии системы индустриализма не потребует разрушения традиционных государственно-правовых форм. Останется монарх, сохранятся правительство и двухпалатный парламент. Их функция - поддержание порядка. Но между королем и парламентом создаются две промежуточные инстанции, в руках которых концентрируется вся полнота светской власти: Совет ученых, разрабатывающий планы социальных преобразований и Совет промышленников (представителей индустрии и банков), составляющий бюджет страны и контролирующий его исполнение. Сен-Симон считал, что реформы будут осуществляться сверху. Что касается непосредственно народа (в интересах которого и проводится преобразование общества), то ему, согласно убеждению Сен-Симона, незачем вмешиваться в дело реорганизации общества.

Сенсимонизм - учение, развитое последователями Сен-Симона на основе его идей, однако в ряде существенных черт идущее значительно дальше учения самого основоположника. Они придали мыслям учителя большую социальную остроту. Так, в характеристике исторических периодов, намного резче подчеркивали значение эксплуатации и необходимости борьбы с ней. «Человек, заявили они, до сих пор эксплуатировал человека: господа-рабы; патриции-плебеи; сеньоры-крепостные; земельные собственники-арендаторы; празднолюбцы-труженики - вот прогрессивная история человечества до наших дней». Сенсимонисты требовали обобществления собственности, отмены наследственных привилегий, планового хозяйствования и эмансипации женщин. Сенсимонизм прекратил свое существование в начале 30-х годов XIX в.

Наряду с А. де Сен-Симоном идеи утопического социализма в начале XIX в. были выдвинуты таким замечательным мыслителем, как Шарль Фурье .

Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837 гг.) в Безансоне в семье торговца одеждой. В годы Великой французской революции участвовал в Лионском антиправительственном восстании. Его семейная собственность была конфискована, а самого Фурье посадили в тюрьму. Спустя некоторое время он был призван на военную службу. В 1799 г. стал коммивояжером.

В середине XIX века система Фурье, переработанная и уточненная, оказывала заметное влияние на мыслителей, устремленных к поиску нового социального идеала. Последователи Фурье провели социальный эксперимент в США на знаменитой Брук-Фарм в Роксбери (штат Массачусетс).

Основные произведения: « Теория четырех движений и всеобщих судеб», «Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации» (1822), «Новый хозяйственный социетарный мир» (1829) и «Ложная промышленность» (1835-1836).

Государство и право. Мировоззрение Ш. Фурье даже в большей степени, чем мировоззрение А. де Сен-Симона, окрашено в морально-религиозные тона. Он провозглашает себя пророком, которому Бог открыл истинные закономерности общественного развития и поручил указать человечеству путь ликвидации существующих несправедливых общественных порядков и установления нового строя всеобщей «гармонии» и всеобщего благоденствия. Ш. Фурье заявляет, что бог управляет природой и обществом по своему соизволению, но сообразуясь с законами математики. Бог устанавливает законы развития как природы, вселенной в целом, так и человеческого общества.

Муки и бедствия человечества, запутавшегося в паутине несправедливой капиталистической цивилизации, объясняются, по Ш. Фурье, тем обстоятельством, что до сих пор общество не сумело познать предусмотренный богом истинно справедливый «социальный кодекс». Этот божественный социальный кодекс, честь открытия которого случайно выпала на долю Ш. Фурье, исходит, по его мнению, из признания главным и решающим фактором общественного прогресса естественных природных свойств отдельного человека, его страстей, являющихся орудием осуществления воли божьей, направленной на благо всего человечества. В учении Ш. Фурье о роли естественных, природных свойств и страстей человека явно чувствуется, несмотря на все своеобразие этого учения, влияние теории естественного права.

Вся история человечества представляет собой, по мнению мыслителя, лишь определенные этапы на пути постижения божественного социального кодекса. Это - путь от социальной «беспорядочности», «бессвязности», «дисгармонии» к социальной гармонии, к справедливому социальному строю.

Человеку, замечает он, присущи согласно божьему провидению естественные страсти и влечения, полное удовлетворение которых может быть обеспечено лишь вступлением общества в эпоху «гармонии», когда оно будет полностью руководствоваться познанным им божественным социальным кодексом.

Мыслитель делит всю предшествующую историю человечества на следующие периоды: дикость, варварство, патриархат, цивилизация. В высшей степени примечательно, что одним из главных факторов, обусловливающих переход от одного периода к другому, он считает, наряду с таким фактором, как изменение правового положения женщины в обществе, уровень развития промышленности. В частности, Ш. Фурье обнаруживает понимание прогрессивного значения развития крупной промышленности, а также науки и техники в период цивилизации, под которой он разумеет господство буржуазных отношений как необходимых объективных предпосылок, обеспечивающих возможность перехода от «дисгармонического», «цивилизованного» строя к строю «гармонии» или «ассоциаций».

Право ничто, если человек не имеет материальных гарантий для его осуществления: «На деле право является иллюзорным, когда не можешь осуществить его. Свидетельство тому - конституционное право на суверенитет, которое имеет народ. Вопреки этой блещущей великолепием прерогативе плебей не имеет даже возможности пообедать, если у него нет ни су в кармане. А ведь очень далеко от притязания на суверенитет до притязания пообедать. Так много прав существует на бумаге, но не в действительности, и предоставление их становится оскорблением для того, кто не может достигнуть прав, во сто крат меньших». В своей критике апологетов цивилизации Ш. Фурье высказывает мысль о решающем влиянии права на труд в системе прав человека в обществе; он указывает, что эти апологеты, говоря о правах человека, забывают «выдвинуть в качестве принципа право на труд,которое воистину неосуществимо при цивилизации, но без которого ничего не стоят все остальные права».

Его идеал - это мирное сотрудничество всех классов, мирное преобразование существующего неразумного, несправедливого строя цивилизации в строй справедливый, где царствует «социальная гармония» на основе дружественного союза всех социальных групп в рамках производительных ассоциаций, или, по терминологии Ш. Фурье, фаланг.

Каждая фаланга, по проекту мыслителя, должна представлять собой земледельческо-промышленное объединение, охватывающее примерно 1600-1700 человек. Разделение труда в фалангах целиком должно быть приспособлено к индивидуальным страстям и способностям каждого члена фаланги. Люди, обладающие примерно одними и теми же влечениями и страстями, объединяются внутри фаланги в соответствующие производственные «серии», или группы.

Вся производственная, бытовая и культурная жизнь членов фаланги должна регулироваться, по Ш. Фурье, механизмом человеческих страстей, которые при строе цивилизации всячески подавляются и находятся в разладе друг с другом, а при строе ассоциаций впервые образуют гармоническую, стройную и согласованную систему. Этот механизм включает двенадцать страстей: пять чувственных (вкус, осязание, зрение, слух, обоняние), четыре душевных (дружба, честолюбие, любовь, отцовство) и три «распределительных», или управляющих (страсть к интригам, страсть к разнообразию и страсть, выражающаяся в энтузиазме, воодушевлении). Решающее значение в деятельности механизма страстей Ш. Фурье придает именно последним трем, то есть «распределительным» страстям. Только в условиях строя ассоциаций, основанного на учете природных свойств и влечений каждого ее члена, «все двенадцать страстей будут развиты и удовлетворены у каждого отдельного человека и, следовательно, каждый достигнет счастья, которое заключается в полном свободном развитии страстей». Эту свою доктрину Ш. Фурье провозглашает единственно соответствующей «заветам природы и предугадываемым предначертанием Бога».

Мыслитель полагал, что, так как в ассоциации будет обеспечен свободный переход ее членов из одной производственной группы в другую, максимально разовьется творческое соревнование между представителями всех видов и родов физического и умственного труда. В результате труд, являющийся в строе цивилизации, как правило, принудительным, внушающим человеку отвращение, превратится для членов фаланги в наслаждение, в естественную жизненную потребность. Все это приведет к необычайному повышению производительности труда, обеспечивающему возможность всестороннего удовлетворения материальных и культурных потребностей и желаний членов фаланги. Ш. Фурье подчеркивает, что в этих условиях самый бедный член фаланги будет богаче и счастливее самого богатого человека строя цивилизации.

2.Английский утопический социализм Р. Оуэна

Политическое мировоззрение Роберта Оуэна складывалось в Англии, в которой промышленное развитие и острота социальных противоречий капитализма достигли в первой половине XIX в. более высокой ступени, чем во Франции. В Англии на базе промышленного переворота конца XVIII в. вэтот период происходит мощное развитие капиталистического производства.

Роберт Оуэн (1771-1858 гг.) родился Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной школе, в возрасте десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир). После четырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где его деятельность проходила столь успешно, что к 1790 г. он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот рабочих. В 1794 г. стал совладельцем и управляющим «Чорлтон твист компании» в Манчестере, а в 1799 г. вместе с компаньонами приобрел у Дэвида Дэйла прядильную фабрику в Нью-Ленарке, близ Глазго.

Оуэн улучшил условия труда и быта рабочих, установил новые машины, открыл магазин для рабочих, где продавал товары по сниженным ценам, школу и детский сад для их детей. В 1814, выкупив доли компаньонов, Оуэн основал новую компанию, куда на правах пайщиков вошли, среди прочих, квакер Уильям Аллен и философ Иеремия Бентам. Экономический кризис, наступивший после 1815, побудил Оуэна предложить план расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества». Правда, антирелигиозные взгляды Оуэна оттолкнули многих сторонников его учения. Лишь к 1825 г. он сумел создать экспериментальную общину, а вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого Оуэн отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией». Будущее общество Оуэн представлял в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, основанных на общем владении собственностью и труде. Вскоре в колонии возникли трудности, а в 1828 она распалась.

Остаток жизни Оуэн провел в Англии. В 1829 он оставил управление фабрикой в Нью-Ленарке и занялся популяризацией своего учения.

Его активная деятельность помогла консолидации кооперативного движения в Великобритании и способствовала введению более гуманного трудового законодательства.

Основные произведения : памфлет Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера (1813 г.), Книга нового нравственного мира (1836-1844 гг.).

Государство и право. Подобно А. де Сен-Симону и Ш. Фурье, Р. Оуэн отрицает революционный путь ликвидации существующего общественного строя и перехода к социализму. Он считает, что «необходимо предотвратить насильственное разрушение общественной жизни, которое может возникнуть из ежедневно возрастающей нужды и крайней деморализации». Он призывает имущие классы предупредить революцию трудящихся и неимущих масс путем проведения решительных социальных реформ, направленных на серьезное улучшение материального положения этих масс.

Мыслитель целиком стоит на позициях сотрудничества всех классов общества, одинаково, по его мнению, заинтересованных в победе разума и «здравого смысла», подсказывающего будто бы необходимость мирного преобразования существующего общественного строя, основанного на невежестве и заблуждениях человеческого ума.

Планы Р. Оуэна о практических методах и способах постепенного перехода к новому социальному порядку, в частности путем насаждения и развития рабочей кооперации, создания «обменных банков» и «меновых базаров», вовсе не предполагают коренной ломки старого общества, а лишь мирное внедрение в существующий строй опытов и образцов практического строительства элементов нового, «разумного» строя.

Важнейшими чертами системы утопического социализма Р. Оуэна являются: терпимость к буржуазии, пропаганда смирения и миролюбия, абстрактность принципов и непонимание исторического развития, отрицание классовой борьбы, проповедь филантропии и всеобщей любви.

Существенными сторонами мировоззрения Р. Оуэна необходимо признать глубокую критику капитализма как строя, несущего нищету, разорение и голод трудящимся, его непримиримо отрицательное отношение к частной собственности, обоснование необходимости общественной собственности в новом, «разумном» строе, решительное разоблачение религиозного мракобесия и религиозных предрассудков. Для Р. Оуэна в высшей степени характерным является неустанное стремление подчинить все содержание разработанных им планов общественных преобразований делу коренного улучшения материального положения рабочего класса и других слоев трудящихся, подъему их культурного уровня.

Учебно-методическая литература

  1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т. 1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т. 1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. - М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
  8. История политико-правовых учений. Под ред. А. Н. Хорошилова. - М., 2002.
  9. История политических и правовых учений. Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. - М., 2007.
  10. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
  11. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М., 1887-1889, Т.1-5.
  12. Волгин В. П . Французский утопический социализм. - М., 1985.
  1. Андерсон К. М . Мексиканский проект Роберта Оуэна // История социалистических учений. - М., 1987.
  2. Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - М., 1985.
  3. Волгин В. П . Сен-Симон и сен-симонизм. - М., 1961.
  4. Левандовский А. П. Сен-Симон. - М., 1973.
  5. Плеханов Г. В. Французский утопический социализм 19 в. // Избр. философ. произв. - М., 1957. Т. 3.
  6. Сен-Симон А . Избранные сочинения. - М., 1948. Т. 1-2.
  7. Торицын Т. М . Учение Роберта Оуэна и его влияние на распространение и развитие социалистических идей. - Рязань, 1972.
  8. Утопический социализм: Хрестоматия. / Общ. ред. А. И. Володина. - М., 1982.
  9. Фурье Ш. Избранные сочинения. тт. 1-4. - М. - Л., 1951-54.

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию:

  1. Какова концепция исторического прогресса Сен-Симона?
  2. Каковы особенности английского утопического социализма Р. Оуэна?
  3. Раскройте суть «Социального кодекса» Ш. Фурье?
  4. Кто был теоретическими предшественниками западноевропейского утопического социализма?
  5. Дайте определение утопического социализма?

В 80-х годах в связи с подъемом рабочего движения возник ряд организаций, называвших себя социалистическими, однако в действительности далеких от подлинного социализма. В 1881 г. была создана Демократическая федерация, переименованная в 1884 г. в Социал-демократическую федерацию. Она была оторвана от рабочих и пропитана духом сектантства. Ее руководитель Гайндман отказывался от работы в тред-юнионах под предлогом их реакционности, отказывался поддержать борьбу рабочих за повышение заработной платы и за 8-часовой рабочий день под тем предлогом, что эта борьба не носит «непосредственно революционно-социалистического характера». Главной целью рабочего движения Гайндман считал борьбу за места в парламенте. Выдавая себя за марксиста, Гайндман на деле извращал учение Маркса и был, по словам В. И. Ленина, лишь «неопределенного цвета демократом» со связями и симпатиями в консервативной партии. Гайндман считал, что надо освободить рабочих из-под влияния либералов, однако сам же он пошел на беспринципную сделку с консерваторами, получив у них денежную субсидию на проведение избирательной кампании. Ф. Энгельс резко критиковал сектантство Социал-демократической федерации и ее неверие в силы рабочего класса. Активные деятели рабочего движения — Элеонора и Эдуард Эвелинги, рабочие Том Манн, Гарри Квелч, писатель Вильям Моррис и другие в знак протеста против оппортунизма федерации вышли из нее и образовали в январе 1885 г. самостоятельную организацию — Социалистическую лигу.

Социалистическая лига выступила против руководства Социал-демократической федерации по вопросу о создании II Интернационала. Они защищали идеи интернационализма в рабочем движении.

Когда английские империалисты начали захватническую войну в Судане, Социалистическая лига опубликовала манифест, в котором говорилось: «Жестокая и несправедливая война ведется сейчас правящими и имущими классами нашей страны с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств цивилизации против плохо вооруженных и полуварварских народов, чьим единственным преступлением является то, что они восстали против иностранного господства».

В заключение в манифесте говорится: «Мы просим вас подумать о том, кому приходится воевать в этом и подобном случаях. Приходится ли воевать тем классам, которые охотятся за рынками? Они ли образуют рядовой состав армии? Нет. Воевать приходится сыновьям и братьям трудящихся Англии... Именно они завоевывают для богатых средних и высших классов новые земли для эксплуатации, новые народы для ограбления, как того требуют от них эти классы». Этот манифест был в сущности одной из первых деклараций английских социалистов против колониализма.

Члены Социалистической лиги активно работали в тред-юнионах, они принимали активное участие в стачечной борьбе в конце 80-х годов. Однако лига не превратилась в массовую пролетарскую партию. Она оставалась малочисленной сектантской организацией, в которой длительное время шла борьба между марксистскими и анархистскими элементами. Эта борьба привела Социалистическую лигу в 1890 г. к распаду. Социал-демократическая федерация продолжала существовать, но на протяжении 30 лет своей деятельности оставалась сектантской пропагандистской организацией, так и не сумевшей превратиться в массовую партию английского пролетариата.

В 1884 г. возникло также так называемое Фабианское общество. Его организаторами были Сидней и Беатриса Вебб.

В это общество через некоторое время после его организации вступили молодые тогда английские писатели Бернард Шоу и Герберт Уэллс. Относясь критически к существовавшим в Англии буржуазным порядкам, наблюдая рост социальных контрастов в современном им обществе, наконец, ознакомившись с некоторыми произведениями Маркса, эти писатели восприняли, хотя и не глубоко, некоторые идеи социализма.

Шоу иногда расходился по некоторым вопросам с другими фабианцами. Он, например, признавал потом целесообразность революционного действия, что коренным образом расходилось с основными принципами фабианцев. Энгельс выделял Шоу из среды других фабианцев. Он писал в 1892 г.: «Парадоксальный беллетрист Шоу, как беллетрист очень талантливый и остроумный, но решительно ничего не стоящий как экономист и политик, хотя он и честен и не карьерист» К Эти слова можно отнести и к Уэллсу. Однако не эти писатели определяли лицо фабианского общества.

В это общество вошли представители буржуазной интеллигенции, различного рода «буржуазные социалисты», от прямых карьеристов до сентиментальных социалистов и филантропов.

Уже самое название общества говорило о его сущности: оно было названо так по имени римского полководца Фабия Кунктатора, применявшего в войне с карфагенским полководцем Ганнибалом выжидательную тактику, уклоняясь от решительных сражений. Фабианцы отвергали классовую борьбу и предлагали программу так называемого государственного, или «муниципального социализма», которая должна осуществляться на основе мирного сотрудничества классов. Фабианцы заявляли, что, действуя через органы местного самоуправления, которые, по их мнению, уже являются ростками новых социалистических учреждений, можно путем постепенных реформ создать основу коллективной собственности, а затем на этой базе мирным путем преобразовать все капиталистическое общество в социалистическое.

В. И. Ленин так объяснял сущность фабианских идей: «Буржуазная интеллигенция на Западе, подобно английским фабианцам, возводит муниципальный социализм в особое «направление» именно потому, что она мечтает о социальном мире, о примирении классов и желает перенести общественное внимание с коренных вопросов всего экономического строя и всего государственного устройства на мелкие вопросы местного самоуправления».

Хотя фабианское общество, существующее и поныне, никогда не было многочисленным, но его пропаганда оказывала большое влияние на тред-юнионы и тормозила формирование социалистического сознания рабочих масс Англии.

Характеризуя деятельность фабианского общества, Энгельс писал, что фабианцы — это шайка карьеристов, проникнутая страхом перед пролетарской революцией и готовых на все, чтобы предотвратить эту опасность во имя защиты интересов буржуазии.

В. И. Ленин видел в фабианской идеологии законченное выражение оппортунизма. Фабианство послужило идейной основой правого лейборизма.

PAGE 2

Реферат

Идеи становления социализма в Англии в XIX веке


ВВЕДЕНИЕ

Великобритания — первая страна, где сложился рабочий класс. В лице чартистов она явила первую в истории человечества рабочую партию. Британский рабочий класс создал первые профсоюзы и завоевал раньше, чем рабочие других стран, право на объединение и тем самым — оружие для профсоюзов в виде забастовки. Рабочее движение Великобритании отличается рядом специфических особенностей, так как оно развивалось в рамках политической системы, приспосабливавшейся без каких-либо резких изменений к менявшимся внутренним и внешним условиям существования британского капитализма. Английская буржуазия приобрела при этом исключительное умение «управлять народом без насилия». Но и рабочий класс в ходе организованной борьбы научился добиваться социальных реформ.

История британского рабочего движения начинается в XVIII веке. В конце XVIII и начале XIX столетия Англия уже прошла те фазы развития, в которые другие страны вступили намного позднее. Подобно тому как британский капитализм служил образцом для других стран, так и опыт, накопленный английским рабочим классом в процессе развития капитализма, стал предметом изучения социалистов во всем мире».

Параллельно с формированием рабочего класса шли поиски надлежащих форм и методов борьбы. Еще в XVIII веке преимущественно в местном масштабе, т. е, в определенных отраслях промышленности, начали создаваться первые профсоюзы, как правило, в виде обществ взаимопомощи и совместного проведения досуга. Но даже там, где не было подобных обществ, дело часто доходило до забастовок, сопровождавшихся волнениями, поджогами и порчей машин. В те времена, если забастовку не удавалось быстро завершить победой, ее вообще нельзя было выиграть.

Начавшийся в 1874 году и длившийся примерно двадцать лет кризис британской экономики, вошедший в историю под названием «великой депрессии», резко ухудшил социальные и политические условия существования рабочего класса. И так как рабочий класс совершенно не был подготовлен политически, кризис ударил по нему со всей силой. Великая депрессия вызвала вначале среди рабочих отчаяние и растерянность, положив решительный конец иллюзиям, будто профсоюзы или по меньшей мере квалифицированные рабочие завоевали себе надежное место в обществе. С началом кризиса капиталисты немедленно перешли к политике урезания заработной платы, удлинения рабочего дня и массовых увольнений. В 1879 и 1886 годах уровень безработицы превысил 10 процентов. С 1876 по 1877 год реальная заработная плата не менялась, а с 1879 по 1880 год она резко упала. Особенно сильно это коснулось рабочих металлообрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Профессиональные союзы переживали глубокий кризис. Их денежные накопления быстро таяли. Например, одно только Объединенное общество инженерных работников должно было выплатить пособий с 1878 по 1889 год почти на 288000 ф.ст. Тред-юнионы находились в застое, теряли многих своих членов или даже распадались. Между 1872 и 1885 годом прекратили свое существование 320 профсоюзных объединений.

В этот период коренным образом обновилось рабочее движение. «Продолжительная зимняя спячка» английского пролетариата закончилась. «Внуки старых чартистов, —писал Ф. Энгельс, — вступают в боевые шеренги». Это обновление определялось, во-первых, влиянием социалистических организаций, с начала 80-х годов частично становившихся на марксистские позиции, а во-вторых, боевым подъемом профсоюзного движения и в особенности среди неквалифицированных рабочих. Оба этих направления плодотворно воздействовали друг на друга. «В течение немногих лет, — так оценивает это Ю. Кучинюкий, — новые представители рабочих, имевшие перед собой цель создания политически самостоятельного рабочего движения и находившиеся под сильным влиянием социалистических идей, приобрели решающее влияние в рабочем движении и особенно — в профсоюзах».

Проблемой нашего реферата является рассмотрение идеи становления социализма в Англии в конце XIX века и его предпосылок.


1. Начало рабочего движения в Англии

Дж. Коул определяет конец XVIII и первые десятилетия XIX века как начальный период в истории британского рабочего движения, характеризовавшийся преимущественно «бунтом против условий труда в промышленности и против новой капиталистической власти в обществе». «Промышленная революция, вызвав к жизни пролетариат, способствовала зарождению рабочего движения... Нельзя считать, что рабочие организации возникли впервые во время промышленной революции. Задолго до этого проводились забастовки и существовали общества взаимопомощи и прочие организации, состоявшие из работников физического труда. Но почти до конца XVIII столетия эти союзы мало контактировали и не осознавали общности своих интересов. Чувство единства возникло впервые, когда в результате промышленной революции стали одинаково притесняться все рабочие с помощью единообразной системы оплаты труда». Под влиянием американской и французской революций в 90-х годах XVIII века наметились первые самостоятельные политические выступления рабочего класса. Тогда же возникли первые политические организации рабочих и ремесленников, среди которых самой значительной было основанное в 1792 году Лондонское корреспондентское общество, насчитывавшее примерно 3000 членов. Они требовали справедливого представительства в парламенте и права голоса для всех мужчин. Кроме того, в 90-х годах XVIII века образовался целый ряд тайных обществ.

На боевые выступления рабочих в этот период британское государство ответило открытой поддержкой предпринимателей. Главным методом подавления вначале было уголовное преследование за государственную измену и заговор, а затем и любые выступления рабочих стали рассматриваться как криминальные. Зимой 1795 — 1796 гг. было расширено понятие государственной измены, под которую отныне подпадали и высказывания. Одновременно значительно ограничивалось право собраний. В 1797 году был объявлен запрет на все радикально-демократические объединения; в 1799 году принят закон об объединениях, категорически запрещавший также и профсоюзные объединения. Через год этот закон, был заново утвержден и дополнен положениями, предусматривающими более строгие меры.

Несмотря на то что профсоюзное движение с помощью подобных мер не могло быть свернуто, драконовские законы оказались все же «ярмом на шее рабочих, тяготившим и пригибавшим их к земле». Поэтому рабочие стали усиленно создавать подпольные тайные общества; самым влиятельным в это время (начиная с 1811 г.) было поддерживаемое в первую очередь ремесленниками движение луддитов . Оно беспокоило господствующие круги настолько, что в 1825 году они отменили законы об объединениях.

Несколько позднее Великобритания вступила в полосу кризисов, которые не могли не отразиться и на рабочем движении. Очередной циклический экономический кризис сопровождался обострением классовых противоречий. В происходивших столкновениях рабочие осознавали непримиримость интересов труда и капитала. Исход избирательной реформы 1832 года и дискриминационный закон о бедных 1834 года укрепили такого рода сознание. Начался подъем профсоюзного движения. Под влиянием идей и агитации Роберта Оуэна возникли первые крупные общенациональные рабочие союзы (например, созданный в 1831 году Союз рабочего класса) и профсоюзные организации (основанный в 1833 году Великий национальный тред-юнион объединял примерно 1 млн. членов), которые, правда, просуществовали всего лишь несколько лет. Тред-юнионы, по мысли Р. Оуэна, должны были быть преобразованы в «национальные общества, охватывающие все производство». Основанная в 1830 году «Пуэр мэнз гардиан» и другие газеты в популярной форме распространяли среди рабочих социалистические идеи, которые отражали пробудившееся классовое самосознание рабочих.

Различные течения в рабочем движении группировались вокруг требования об избирательной и парламентской реформе в интересах рабочих. «Становилось все яснее, — пишут историки-марксисты Мортон и Тейт, — что настало время новой формы борьбы: все отдельные выступления за парламентскую реформу, 10-часовой рабочий день, профсоюзные права, свободу печати, а также за отмену закона о бедных должны быть направлены в русло крупного общенационального движения с единой программой, на основе которой и могло бы состояться объединение. Из этой потребности и из сознания, что всякая изолированная борьба тотчас ставит рабочих в оппозицию к руководимому их классовыми врагами государству, родился чартизм».

2. Чартистское движение

В 1832 году в Англии была проведена избирательная реформа. Эта реформа не удовлетворила трудящиеся массы Англии, принимавшие активное участие в борьбе за ее проведение. В 1836 - 1838 гг. экономика Англии вновь была потрясена кризисом перепроизводства, который вызвал новое ухудшение положения английских рабочих. Это послужило толчком к возникновению в Англии политического рабочего движения — чартизма.

В движении рабочего класса за отвечающую его интересам парламентскую реформу значительную роль сперва играли существовавший с 1830 года Бирмингемский политический союз и основанная в июне 1836 года Лондонская ассоциация рабочих. В августе 1838 года руководители обеих этих организаций и другие группы договорились в Ньюхолл-Хилле (Бирмингем) о проведении совместной агитации за Народную хартию (программу чартистов).

В 1836 г. Лондонская ассоциация рабочих выдвинула требования:

1) всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и проживших в данном приходе нс менее 6 месяцев;

2) отмены имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента;

3) равного представительства и уравнения избирательных округов;

4) ежегодных выборов в парламент;

5) вознаграждения труда депутатов;

Эти 6 требований были очень популярны среди рабочих, считавших, что, завоевав всеобщее избирательное право, они смогут добиться коренного изменения условий их труда и жизни.

Кроме рабочих, за демократизацию политического строя выступали и буржуазные либералы.

Участники движения решили предъявить парламенту свои требования в виде петиции о народной хартии (чартер), отчего и все движение получило название чартизма.

В 1838 г, чартисты выработали первую национальную петицию о народной хартии, содержавшую 6 требований, выдвинутых Лондонской ассоциацией рабочих, которую подписало 1 млн. 300 тыс. человек. Палата общин отвергла эту петицию, что сопровождалось применением репрессий к участникам движения. Осенью 1939 г. начался временный спад чартистского движения.

В начале 40-х годов наступил новый подъем чартизма, сопровождавшийся усилением революционных настроений среди рабочих. В мае 1842 г. чартисты внесли в парламент вторую петицию о народной хартии с 3 млн. 300 тыс. подписей. Основу этой петиции составляли те же 6 требований, которые были включены и в первую петицию о народной хартии. Английский парламент отверг и эту петицию.

В третий раз чартисты пытались штурмовать парламент в 1848 г. Они решили подать 10 апреля 1848 г. петицию в парламент, подписанную 2 млн. человек, и провести в тот же день в Лондоне массовую народную демонстрацию в ее защиту. Но правительство с помощью войска сорвало проведение демонстрации. В июле 1948 г. парламент в очередной раз отверг петицию о народной хартии, а правительство перешло к массовым репрессиям против чартистов.

До конца 40-х годов борьба за реализацию программы чартистов была главным содержанием массового движения британских рабочих. В 1840 году основана Национальная чартистская ассоциация — первая в мире рабочая партия. До конца 1841 года Национальная чартистская ассоциация объединяла 282 местные организации и имела почти 50000 членов.

Чартисты — и в этом их историческое значение — видели в принятии Народной хартии путь, который должен привести рабочий класс к власти. Избирательная реформа и демократия не являлись для них абстрактными понятиями. Они были убеждены в том, что с помощью всеобщего права голоса трудящиеся смогут добиться власти. «Если у народа есть власть над законом, — говорил еще в 1833 году Дж. О"Брайен, один из духовных руководителей чартизма, — то он может все, что по природе своей не является невозможным; напротив, без этой власти никогда ничего нельзя добиться».

Полицейский террор, недостаточная связь с профсоюзами, отказ от массовых забастовок как средства осуществления своих требований, разочарование из-за отсутствия крупных успехов, начало продолжавшегося в течение трех десятилетий периода «процветания» и некоторые другие факторы обусловили закат чартистского движения, а вместе с ним и окончание этапа подчеркнуто классовых боевых выступлений британских рабочих.

Несмотря на свое поражение, чартизм вынудил английскую буржуазию и лендлордов пойти на политические реформы последующих десятилетий.

3. Развитие рабочего движения в середине XIX века

С поражением чартистского движения рабочее движение в Англии на некоторое время потеряло самостоятельность и было направлено в русло легальной борьбы за чисто экономические требования.

В последующем периоде британские рабочие создали постоянные общенациональные профсоюзные организации и потребительские товарищества, добившиеся легального положения в политической системе. Это было следствием признания существующего общественного порядка и действий по улучшению социальных условий в его рамках. Со своей стороны английская буржуазия в первоначально устойчивых условиях экономического расцвета совершенствовала развившуюся ранее оборонительную тактику жесткого подавления революционного движения рабочего класса (например, аресты многих чартистских руководителей) и одновременно уступок под давлением рабочего движения (например, ограничение применения детского труда в 1844 году и закон 1847 года о десятичасовом рабочем дне), превращая эту тактику в продуманную и в целом весьма успешную стратегию. Гибкость буржуазии и ее готовность к компромиссам стали отличительной особенностью британской политической системы, позволявшей существенно «дисциплинировать» рабочее движение. Борьба британских рабочих «произвела такое впечатление на победившую буржуазию, что с тех пор она очень довольна уж тем, что ценой все новых и новых уступок рабочим покупает продолжение перемирия».

Тактика буржуазии по отношению к рабочему классу по принципу «разделяй и властвуй» особенно ярко проявилась в различном подходе к обученным и необученным рабочим. Квалифицированные рабочие могли рассчитывать на значительное улучшение своего социального положения. Их реальная заработная плата повышалась, а продолжительность рабочего дня (например, у мебельщиков, столяров и машиностроителей) сократилась до девяти часов. Ф. Энгельс имел в виду именно членов профсоюзов квалифицированных рабочих, когда говорил: «Они образуют аристократию в рабочем классе; им удалось добиться сравнительно обеспеченного положения, и это они считают окончательным».

Профсоюзы, возникшие в это время, были скорее союзами материальной поддержки, чем боевыми организациями рабочих. Их деятельность как своего рода обществ по страхованию на случай крайней нужды подтверждена данными из обзора материальной помощи, оказанной Объединенным обществом инженерных работников со дня его основания в 1851 году и до 1889 года. За это время членам общества было выдано 97,2% средств (2987993 ф. ст.) в качестве социальных пособий и лишь 2,8% (87614 ф. ст.) — на поддержку бастующих.

Если переход к примирению с капиталистическим общественным порядком был связан с отказом от самостоятельной классовой политики, то нельзя все же недооценивать улучшений социального и политического характера, достигнутых за это время британскими рабочими. Такие видные профсоюзные деятели, как Р. Эплгарт, были, кроме того, членами созданного в 1864 году К. Марксом и Ф. Энгельсом Международного товарищества рабочих (I Интернационала), хотя и представляли его правое крыло.

Значительную роль британские тред-юнионы играли в начавшейся в середине 60-х годов борьбе за реформу избирательного права в интересах рабочих. В 1865 году по инициативе Лондонского совета профессиональных союзов, фактически игравшего роль головной организации британских профсоюзов, была создана Лига реформы , которая решительно взяла на себя руководство движением против лишения рабочих избирательного права и сильно повлияла на проведение в 1867 году избирательной реформы, предоставившей избирательное право по крайней мере наиболее обеспеченным рабочим и дополненной в 1872 году введением тайного голосования. На первый взгляд это выглядело так, будто вернулись времена чартизма. В атмосфере всеобщего подъема происходили массовые собрания и демонстрации с тысячами участников и т. п. А в некотором отношении наметился даже прогресс: профсоюзы как организации приняли в невиданном до сих пор масштабе участие в политической борьбе. Коренным же отличием событий этих лет от событий времен чартизма было отсутствие самостоятельной классовой позиции. Лига реформы так и не развилась в рабочую партию и вскоре после принятия закона о реформе прекратила свое существование.

Политика профсоюзных руководителей достигла заметных успехов в юридической защите свободы объединения. Закон о тред-юнионах 1871 года и закон о нанимателях и рабочих 1875 года улучшили правовое положение профсоюзов, хотя и господствующие круги получили в свое распоряжение принятые в это же время законы об изменении уголовного права и о сговорах и защите собственности, ограничивавшие право на забастовку, и прежде всего — право выставлять забастовочные пикеты.

Профсоюзная борьба за политические и социальные улучшения непременно требовала более высокой организованности самого профсоюзного движения. В период с 1868 по 1871 год Конгресс тред-юнионов сформировался в качестве собиравшейся ежегодно совещательной коллегии различных профсоюзов. Большое значение имело также создание парламентского комитета в качестве политического органа БКТ, старавшегося влиять на парламентское законодательство и на избрание представителей профсоюзов в нижнюю палату. В целом положительные для профсоюзов результаты принятых в начале 70-х годов законов, а также избрание (от либеральной партии) двух первых рабочих в нижнюю палату на выборах 1874 года в значительной мере объясняются активными действиями этого комитета.

4. Возникновение социалистических партий в конце XIX – начале XX веков

Перерастание в последней четверти XIX в. промышленного капитализма в монополистический оказало большое влияние на положение Великобритании в мире и развитие ее политической системы. В этот период Великобритания, которая раньше была "мастерской мира", потеряла мировое первенство в промышленном производстве. В конце XIX - начале XX в. основой английского капитализма стала не промышленная и торговая, а колониальная монополия.

Основные изменения в политической системе страны на рубеже XIX - XX вв. были обусловлены действием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка традиционного английского парламентаризма, обозначилось падение роли парламента. С другой стороны британская буржуазия в своем стремлении завершить оформление своего политического лидерства в блоке с крупными землевладельцами, осуществила ряд мер по демократизации государственного аппарата. Были приняты новые избирательные законы, проведены реформы парламента, местного управления и суда. Британский правящий класс начал все более целенаправленно использовать в своих целях рабочее движение, выступавшее за демократизацию политической жизни.

В условиях, когда монополистический капитал постепенно стал играть решающую роль в экономике страны, претерпела значительные изменения и партийная система. Консервативная партия начала превращаться в партию крупных промышленных и финансовых собственников. Либеральная партия, в основном состоящая из средних слоев, постепенно лишилась своей социальной базы и теряла политические позиции, что ускорило образование новой партии - лейбористов.

Лейбористская партия возникла как результат подъема рабочего движения и появления в Англии социалистических групп и организаций (Социал-демократической федерации, Фабианского общества и др.). Инициатором создания единой социалистической рабочей партии выступила организованная в 1893 г. Независимая рабочая партия. Ее программа и тактика составили основу программы Комитета рабочего представительства, образованного в 1900 г. и включившего в себя на правах коллективного членства тред-юнионы, общество фабианцев и ряд других организаций. Главной целью комитета была борьба за обеспечение рабочего представительства в парламенте. В 1906 г. на базе комитета была создана рабочая (лейбористская) партия.

Становлению лейбористской партии способствовала дальнейшая демократизация избирательного права. В 70 - 80-х гг. была проведена серия законов, в том числе о введении тайного голосования (1872), о наказании за подкуп избирателей (1883). Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., которые составили третью по счету в Х I Х в. избирательную реформу. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус c 3 до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в округе 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся «двойной вотум» - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.

По реформе 1885 г. было проведено очередное перераспределение округов с таким расчетом, чтобы от 50 - 54 тыс. жителей избирался один депутат. Однако сохранение мажоритарной системы выборов, при которой для победы в округе было достаточно получить относительное большинство голосов, существенно искажало волю избирателей в масштабе страны в целом.

В основном три организации — Социал-демократическая федерация, Фабианское общество и Независимая рабочая партия—выдвигали социалистические требования и оказывали на дальнейшее развитие британского рабочего движения устойчивое влияние.

Социал-демократическая федерация , которая выросла из основанной в 1881 году Г. Гайндманом Демократической федерации, требовала проведения последовательной классовой политики в интересах рабочих. Из федерации вышли такие руководители британского рабочего движения, как Уильям Моррис, Том Манн и Уилл Торн. Моррис основал в 1884 году Социалистическую лигу, в которой сотрудничали Элеонора Маркс и Фридрих Энгельс. Однако в 1889 году в ней возобладали анархистские элементы.

Основная слабость Социал-демократической федерации состояла в том, что она рассматривала себя в первую очередь как организацию, занимающуюся пропагандой, и видела свою основную задачу не в политической борьбе, а в воспитании рабочих, в подготовке их к взятию власти на случай «краха» капитализма. При этом она пренебрегала борьбой за улучшение социальных условий.

Преимущественно пропагандой занималось и основанное в 1884 году Фабианское общество , вначале представлявшее собой небольшую группу интеллигентов социал-реформистского толка, среди которых самыми известными были Беатрис и Сидней Уэбб, Бернард Шоу и Грэхем Уоллес. Своим названием фабианцы обязаны римскому полководцу Квинту Фабию Максиму, проводившему в конце III века до н. э. в войне против Ганнибала осторожную выжидательную тактику уклонения от сражений.

Девиз Фабианского общества — «выжидать нужный момент, как это трепеливо делал Фабий, ведший войну против Ганнибала... но когда придет время, ударить так же крепко, как Фабий» — был основан на заблуждении. Фабий Максим еще до того, как дело дошло до большого сражения, был за свою тактику отозван римским сенатом. Впрочем, и фабианцы никогда не наносили сильных ударов. Они не участвовали в борьбе рабочего класса ни до первой мировой войны, ни позднее.

Известная заслуга Фабианского общества заключалась в том, что в его публикациях в понятной для рабочих форме разъяснялись отношения между классами и социальная несправедливость капиталистического общества. Фабианцы в большинстве своем вначале склонялись к плану «проникновения» в либеральную партию, для того чтобы превратить последнюю в рабочую партию. Согласно противоположной учению К. Маркса и Ф. Энгельса фабианской концепции постепенного преобразования капиталистического общества в социалистическое, переход к социализму, который хотя и исторически неизбежен, происходит не в результате революционных преобразований, а как эволюционный процесс накопления реформ. Ф. Энгельс писал, что у фабианцев достаточно разума, «чтобы понимать неизбежность социального переворота», но «их основной принцип — страх перед революцией». Реформистская теория фабианцев имела в последующие десятилетия большое влияние на политические взгляды лидеров лейбористской партии.

В конце 80-х годов ряд профсоюзных руководителей взял курс на основание не зависимой от либералов партии рабочего класса. Уже съезд тред-юнионов 1887 года вместе с Лейбористской избирательной ассоциацией создал организацию, считавшую себя «центром национальной лейбористской партии». Наиболее известным представителем этого движения был создатель шотландской федерации горняков К. Гарди, политически близкий Социал-демократической федерации и отвергавший взгляды Фабианского общества. В 1888 году он был одним из основателей Шотландской лейбористской партии и в 1892 году стал первым депутатом-социалистом нижней палаты. Годом позже по его идее была создана Независимая рабочая партия (НРП) (первоначальное название «Социалистическая рабочая партия» большинство съезда отклонило). Историческое значение учредительного съезда НРП заключалось в предпринятых им усилиях, которые привели фактически к отходу британского профсоюзного движения и рабочих масс от либеральной партии и придали борьбе за политическую самостоятельность рабочего класса новое направление.

В следующем десятилетии было неясно, победит ли в качестве программной основы возникшей организационной самостоятельности марксизм или реформизм. Очевидно, что при недостатке научных теорий господствующее положение заняли этические и христианско-религиозные мотивации социализма. На учредительном съезде Независимой рабочей партии 1893 года присутствовали представителя Социал-демократической федерации, фабианцев и многочисленных рабочих организаций. В своей программе Независимая рабочая партия требовала таких социальных реформ, как введение восьмичасового рабочего дня, и поставила своей целью «добиться коллективной собственности на все средства производства, а также справедливого распределения и обмена».

Движение за политическую самостоятельность британского рабочего класса могло опереться на принципиально новую ориентацию британского профсоюзного движения. Авторитет профсоюзов старого типа был утрачен во время великой депрессии. Под влиянием известных социалистов, подъема боевого настроения среди рабочих в конце 80-х годов объединялись в профсоюзы до того остававшиеся в стороне от профсоюзного движения неквалифицированные рабочие. «Старые тред-юнионы, — констатировал Ф. Энгельс, — сохраняют традиции той эпохи, когда они возникли; они рассматривают систему наемного труда как раз навсегда установленный вечный порядок, который они могут в лучшем случае лишь немного смягчить в интересах своих членов. Новые же тред-юнионы были основаны в такое время, когда вера в вечность системы наемного труда была уже сильно поколеблена. Их основателями и руководителями были либо сознательные социалисты, либо социалисты по инстинкту; массы, которые устремились к ним и составляют их силу, были грубы, забиты и презираемы рабочей аристократией. Но они имеют одно неизмеримое преимущество: их психика является еще девственной почвой, совершенно свободной от унаследованных «почтенных» буржуазных предрассудков, которые сбивают с толку головы занимающих лучшее положение «старых» юнионистов».

В 1887 году был основан Союз моряков и пожарных , число членов которого за два года выросло до 65000. В 1889 году под руководством У. Торна был создан Национальный союз рабочих-газовщиков и неквалифицированных рабочих , из которого позднее образовался Национальный профсоюз неквалифицированных и муниципальных рабочих . В том же году возник профсоюз горняков Великобритании . С 1889 по 1890 год число членов профсоюзов удвоилось с 860 000 почти до двух миллионов.

Начавшийся в 1890 году и продолжавшийся многие годы очередной кризис хотя и нанес британскому рабочему движению сильный урон (в 1895 году насчитывалось только 1,5 млн. членов профсоюзов, среди них лишь 100000 неквалифицированных рабочих), но не смог уничтожить достигнутого. Наступление предпринимателей на жизненный уровень рабочих — отмена частично уже завоеванного восьмичасового рабочего дня, снижение заработной платы, массовые увольнения, создание целой армии штрейкбрехеров и судебные приговоры, направленные против права рабочих на забастовку, — явилось горьким уроком необходимости укреплять профсоюзы и последовательно осуществлять политическую самостоятельность рабочего класса.

По инициативе парламентской комиссии Шотландского конгресса тред-юнионов, в котором большинство составляли члены Независимой рабочей партии, Британский конгресс тред-юнионов в 1899 году принял решение о создании комитета содействия независимому рабочему представительству в нижней палате — Комитета рабочего представительства . Инициатором и на этот раз был К. Гарди. Комитет провел свой учредительный съезд 27 февраля 1900 года. На съезде Гарди выступил за «достижение единодушия при голосовании в поддержку рабочих кандидатов и за их совместную работу по удовлетворению запросов рабочих». В 1906 году кандидаты Комитета рабочего представительства получили 29 мест в нижней палате (24 депутата от профсоюзов были, кроме того, избраны по опискам либералов). «Его новая позиция проявилась уже в том же году в изменении названия. Комитет рабочего представительства как по названию, так и в действительности стал лейбористской партией». В 1910 году лейбористская партия получила 42 мандата.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, к началу текущего столетия британское рабочее движение оказалось перед выбором, ограничиться ли ввиду достигнутой организационной самостоятельности социал-реформистской политикой в рамках капитализма или превратить лейбористскую партию в социалистическую рабочую партию. Комитет рабочего представительства (с четырьмя представителями тред-юнионов и с двумя от каждой из трех социалистических организаций) состоял преимущественно из известных социалистов (У. Торна как представителя профсоюзов и члена Социал-демократической федерации, К. Гарди — от Независимой рабочей партии, Дж. Б. Шоу — от Фабианского общества, а также Р. Тейлора и Г. Квелча — от Социал-демократической федерации). Лишь один член комитета (С. Вудс от парламентского комитета БКТ) не имел связи с социалистическими организациями. Тем не менее политическую линию лейбористской партии уже в первые годы определяли реформисты, не признававшие себя, как правило, даже на словах социалистами. Это объяснялось следующими причинами:

Дальнейшим воздействием уже упомянутых факторов, приведшим к тому, что часть английского пролетариата обуржуазилась;

Усилением влияния на принятие решений партийных съездов со стороны руководителей профсоюзов, в большинстве своем настроенных реформистски по отношению к капиталистической системе;

Независимым от лейбористской партии положением ее депутатов в нижней палате, которые часто сотрудничали с либеральной партией;

Сектантской позицией Социал-демократической федерации в отношении лейбористской партии.

В то время как Независимая рабочая партия продолжала действовать как составная часть лейбористской партии, Социал-демократическая федерация в 1901 году разорвала связи с лейбористской партией. В 1908 году Социал-демократическая федерация стала называться социал-демократической партией. И Независимая рабочая партия, и социал-демократическая партия, входившие во II Интернационал (лейбористская партия была принята в 1908 году), несмотря на то что в годы перед первой мировой войной укрепили свои ряды, все же не смогли превратиться в массовые партии. В 1911 году по инициативе социал-демократической партии была созвана конференция по учреждению Британской социалистической партии (БСП), к которой примкнули группы членов Независимой рабочей партии, местные комитеты рабочего представительства и социалистические общества. Британская социалистическая партия объединила в своих рядах примерно 35000 членов. Рекомендация II Интернационала включить Британскую социалистическую партию в лейбористскую партию и объединиться с Независимой рабочей партией была в связи с началом войны реализована лишь частично и с опозданием. В 1916 году Британская социалистическая партия в качестве коллективного члена примкнула к лейбористской партии.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Англия в эпоху абсолютизма: Статьи и источники. – М., 1984.
  2. Болдырева Н. Архивохранилища Великобритании // Проблемы британской истории. - М., 1980.
  3. Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. - Л., 1975.
  4. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1983.
  5. Мордухович л.М. очерки истории экономических учений. – М., 1957.
  6. Парфенов И.Д. Англия и раздел мира в последней трети XIX в. Проблемы историографии. - Саратов, 1978.
  7. Политическая система Великобритании / Пер. с нем. – М., 1984.
  8. Согрин В.В., Зверева Г.И., Репина Л.П. Современная историография Великобритании. - М., 1991.
  9. Cole G.D. A short History of the British Working Class Movement 1789 – 1947. – London, 1948.

Политическое мировоззрение Роберта Оуэна складывалось в Англии, в которой промышленное развитие и острота социальных противоречий капитализма достигли в первой половине XIX в. более высокой ступени, чем во Франции. В Англии на базе промышленного переворота конца XVIII в. вэтот период происходит мощное развитие капиталистического производства.

Роберт Оуэн (1771–1858 гг.) родился Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной школе, в возрасте десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир). После четырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где его деятельность проходила столь успешно, что к 1790 г. он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот рабочих. В 1794 г. стал совладельцем и управляющим «Чорлтон твист компании» в Манчестере, а в 1799 г. вместе с компаньонами приобрел у Дэвида Дэйла прядильную фабрику в Нью-Ленарке, близ Глазго.

Оуэн улучшил условия труда и быта рабочих, установил новые машины, открыл магазин для рабочих, где продавал товары по сниженным ценам, школу и детский сад для их детей. В 1814, выкупив доли компаньонов, Оуэн основал новую компанию, куда на правах пайщиков вошли, среди прочих, квакер Уильям Аллен и философ Иеремия Бентам. Экономический кризис, наступивший после 1815, побудил Оуэна предложить план расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества». Правда, антирелигиозные взгляды Оуэна оттолкнули многих сторонников его учения. Лишь к 1825 г. он сумел создать экспериментальную общину, а вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого Оуэн отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией». Будущее общество Оуэн представлял в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, основанных на общем владении собственностью и труде. Вскоре в колонии возникли трудности, а в 1828 она распалась.

Остаток жизни Оуэн провел в Англии. В 1829 он оставил управление фабрикой в Нью-Ленарке и занялся популяризацией своего учения.

Его активная деятельность помогла консолидации кооперативного движения в Великобритании и способствовала введению более гуманного трудового законодательства.

Основные произведения : памфлет Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера (1813 г.), Книга нового нравственного мира (1836-1844 гг.).

Государство и право. Подобно А. де Сен-Симону и Ш. Фурье, Р. Оуэн отрицает революционный путь ликвидации существующего общественного строя и перехода к социализму. Он считает, что «необходимо предотвратить насильственное разрушение общественной жизни, которое может возникнуть из ежедневно возрастающей нужды и крайней деморализации». Он призывает имущие классы предупредить революцию трудящихся и неимущих масс путем проведения решительных социальных реформ, направленных на серьезное улучшение материального положения этих масс.

Мыслитель целиком стоит на позициях сотрудничества всех классов общества, одинаково, по его мнению, заинтересованных в победе разума и «здравого смысла», подсказывающего будто бы необходимость мирного преобразования существующего общественного строя, основанного на невежестве и заблуждениях человеческого ума.

Планы Р. Оуэна о практических методах и способах постепенного перехода к новому социальному порядку, в частности путем насаждения и развития рабочей кооперации, создания «обменных банков» и «меновых базаров», вовсе не предполагают коренной ломки старого общества, а лишь мирное внедрение в существующий строй опытов и образцов практического строительства элементов нового, «разумного» строя.

Важнейшими чертами системы утопического социализма Р. Оуэна являются: терпимость к буржуазии, пропаганда смирения и миролюбия, абстрактность принципов и непонимание исторического развития, отрицание классовой борьбы, проповедь филантропии и всеобщей любви.

Почти одновременно с Францией возник утопический социализм в Англии. Главным его представителем является Роберт Оуэн (1771 - 1858). Он происходил из мелких ремесленников, но сумел стать состоятельным человеком, совладельцем четырех фабрик. Все свои средства Оуэн тратил на то, чтобы добиться изменения общественного строя, на организацию кооперативных общин, в которых видел ячейку нового общества. Экономические вопросы рассматривались им в работах «Доклад графству Ленарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836). Кроме того, Оуэн писал статьи для журнала «Кризис», был автором ряда докладов и предложений, которые представлялись на обсуждение парламенту.

Английский утопический социализм имеет некоторые особенности по сравнению с французским, так как в Англии капитализм и классовая борьба пролетариата были более развиты. Р. Оуэн выступал против всех крупных частных собственников. Он считал, что новый общественный строй может существовать и без капиталистов, ибо «частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком», она причиняет «неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам» 25 [Оуэн Р. Избр. соч. Т. 1. М.; Л., 1950. С. 22].

Оуэн тоже был противником классовой борьбы, обращался с планами переустройства общества к сильным мира сего. Однако он был близок к рабочему классу, чего нельзя сказать о французских социалистах-утопистах. Одно время (в 30-х годах XIX столетия) оуэнизм даже был знаменем рабочего движения. Но затем движение пролетариата пошло по пути классовой борьбы, тогда как Оуэн до конца жизни так и не осознал ее необходимости.

В разработке проектов будущего общественного строя Оуэн был очень скрупулезен. Он тщательно продумывал, какие рационы питания должны быть в будущем обществе, как должны распределяться комнаты для женатых, холостых и т. д. Конечно, в такой тщательной разработке деталей тоже присутствовали элементы фантазии. Но Р. Оуэн выдвинул и целый ряд практических предложений, стал инициатором принятия фабричного законодательства об ограничении рабочего дня, о запрещении ночного труда женщин и детей, потребовал от государства, чтобы оно активно вмешивалось в экономическую жизнь в интересах трудящихся, сделал попытку на практике осуществить идеи о переустройстве общества. Фантастический элемент в оуэнизме выражен в целом слабее, чем в учении Сен-Симона и Фурье.

В своих произведениях Р. Оуэн выступал как критик капитализма, но в отличие от французских социалистов-утопистов опирался на классическую буржуазную политэкономию, в частности на трудовую теорию стоимости Д. Риккардо. Оуэн был согласен с положением Д. Рикардо, что единственным источником стоимости является труд. Однако в отличие от Рикардо Оуэн считал, что в существующем обществе этот важный закон не действует, ибо если труд является источником богатства, то оно должно принадлежать трудящимся, Р. Оуэн отмечал, что в современном ему обществе продукт труда не полностью попадает к рабочему, а распределяется между рабочими, капиталистами и земледельцами, причем рабочим достается только ничтожная доля. Такое распределение продуктов труда Оуэн считал несправедливым, требовал реорганизации общества, которая обеспечила бы производителю получение полного продукта его труда. В действительности капиталистическое распределение продуктов, так же как и эксплуатация рабочих, не является нарушением закона стоимости. Это доказал К. Маркс. Тем не менее заслуга Р. Оуэна в том, что из теории трудовой стоимости Рикардо он сделал социалистический вывод и попытался, опираясь на эту теорию, доказать необходимость радикальных перемен в обществе.

Вместе с тем Р. Оуэн и его последователи не могли научно обосновать переход к новому общественному строю. Так же как и французские социалисты-утописты, Р. Оуэн отвергал капитализм, не видя в нем тех сил, которые могли бы привести к победе нового общества.

Р. Оуэн утверждал, что стоимость товара измеряется не трудом, а деньгами. Деньги же искажают истинную величину стоимости, являются не естественным, а искусственным мерилом, маскируют подлинные затраты труда на производство товаров, и это создает такое положение, когда одни богатеют, а другие разоряются и нищенствуют. «Правильно понятые интересы общества,- писал Оуэн,- требуют, чтобы человек, производящий ценности, получал справедливую и твердо установленную их долю. Это можно сделать, только установив такой порядок, при котором естественное мерило ценности будет применяться практически» 26 [См. там же. С. 208-212]. Таким естественным мерилом он считал труд, полагая, что издержки производства и есть количество труда, заключенное в товаре. Обмен одних предметов на другие должен происходить в соответствии с «издержками их производства», с помощью такого средства, которое будет представлять их ценность, и притом ценность «реальную и неизменную». «Новое мерило,- писал Оуэн,- быстро уничтожит в обществе бедность и невежество... даст возможность постепенно улучшить условия существования всех социальных групп» 27[Там же].

Оуэн предлагал принять соответствующие законодательные акты (отказ от платежей наличными деньгами), найти способы привлечения к труду безработных. Он выступал как ярый противник денег, в которых усматривал корень зла, и предлагал заменить их трудом, создав так называемые рабочие деньги. Они мыслились как квитанции, на которых значится, сколько часов труда затрачено на производство того или иного товара. После того как производитель изготовит товар, он получит такую квитанцию, которую сможет обменять на другой товар, изготовленный с помощью такого же количества труда. Р. Оуэн пытался реализовать эту идею, организовав так называемый базар справедливого обмена 28[См. там же. С. 209, 189, 190, 303]. Но на базар приносили самые неходовые товары, по квитанциям же выбирали то, что потом могло быть выгодно продано на рынке. Неудивительно, что базар очень скоро затоварился и из этой затеи ничего не вышло. Проект «рабочих денег» свидетельствует о непонимании Оуэном природы стоимости. Стоимость выступает как общественное отношение товаропроизводителей и потому может выражаться только в отношениях товаров друг к другу. Следовательно, нельзя измерить стоимость непосредственно рабочим временем, ее величина определяется не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимыми. В концепции же Оуэна субстанцией стоимости ошибочно представлен индивидуальный, а не общественно необходимый труд.

Следует отметить, что и другие социалисты-утописты, а также мелкобуржуазные экономисты выдвигали эту идею. Однако в отличие от них Оуэн предлагал реорганизовать не только обмен, но и производство, создав «Союз производства». Для этого он намеревался использовать профессиональные союзы, которые должны были выкупить у хозяев средства производства и организовать собственные кооперативные предприятия. Однако и эта затея потерпела неудачу: у профсоюзов не было средств для покупки фабрик, а у капиталистов отсутствовало желание их продавать.

Одна из заслуг Р. Оуэна в критике капитализма состоит в том, что он указал на ухудшение положения рабочих в связи с введением машин. По этому вопросу он занимал правильную позицию, отмечая, что мир насыщен богатством при наличии огромных возможностей дальнейшего его увеличения. Однако повсюду царит нищета. Поскольку введение машин ухудшает положение рабочих, Р. Оуэн усматривал причину экономических кризисов перепроизводства в недопотреблении трудящихся масс, падении их заработной платы, сокращении внутреннего спроса на предметы потребления. Такую же точку зрения высказывал и мелкобуржуазный экономист Сисмонди. На самом деле неизбежность кризисов вытекает не из недопотребления как такового, а из основного противоречия капитализма. Но в отличие от Сисмонди Оуэн искал выход не в возврате к мелкому производству, а в создании нового общественного строя.

Важной заслугой Оуэна стала критика мальтузианского «закона народонаселения». Опровергая концепцию Мальтуса, Оуэн с цифрами в руках доказывал, что рост производительных сил значительно превосходил рост населения, а причиной нищеты является вовсе не недостаток продуктов питания и рост населения, а неправильное распределение. При справедливом распределении производительные силы Великобритании в состоянии удовлетворить потребности не только населения страны, но и значительно большего числа людей. Оуэн писал, что «при правильном руководстве физическим трудом Великобритания и зависимые от нее страны могут давать средства существования безгранично возрастающему в численности населению, притом с большой выгодой для всех жителей» 29 [Там же. С. 140, 179].

Свою критику капитализма и буржуазной политэкономии Р. Оуэн доводил до признания необходимости создания нового общественного строя, в котором не будет нищеты и безработицы. Этот строй он называл социалистическим, а его ячейкой считал кооперативную общину, в которой население будет заниматься как сельскохозяйственным, так и промышленным трудом. Первых работников предполагалось вербовать из добровольцев и безработных. Р. Оуэн считал, что в течение нескольких лет все убедятся в преимуществах такой кооперативной общины, а затем подобные объединения будут создаваться повсеместно.

Немалую роль в процессе организации общин Р. Оуэн отводил государству, которое должно предоставить им в кредит необходимые ресурсы. В кооперативных предприятиях Р. Оуэн видел ячейку социализма 30 [См. там же. С. 235-260], не понимая, что кооперация в условиях капитализма неизбежно приобретает буржуазный характер. Все кооперативные общины, которые организовал Р. Оуэн и его последователи, либо распадались, либо превращались в капиталистические коллективные предприятия. Р. Оуэн был неправ, когда рассматривал профсоюзы как основное средство перехода к новому общественному строю. При всей их положительной роли профсоюзы сами по себе не могут добиться ликвидации эксплуатации и эксплуататорского общества. Хотя Р. Оуэн сыграл огромную роль в пропаганде коммунистических идей, его теория и практическая деятельность носили противоречивый характер. Ведь Р. Оуэн объективно боролся за интересы рабочего класса, но выступал при этом от имени всего человечества. Он считал, что материальные блага создаются трудящимися, но отводил им пассивную роль в преобразовании общества. Оуэн клеймил буржуазные порядки и в то же время считал, что капиталисты в этом неповинны, так как плохо воспитаны.

В целом, даже с учетом ошибочности многих выводов и неудачи коммунистических экспериментов, великие социалисты-утописты сыграли выдающуюся роль в развитии общественной мысли. Давая общую оценку их идеям, Ф. Энгельс писал, что «теоретический социализм никогда не забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна - трех мыслителей, которые, несмотря на всю фантастичность и весь утопизм их учений, принадлежат к величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно» 31[Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 498-499].